Праведный Иоанн Кронштадтский
Весьма неожиданно видеть, что в свои сторонники оппоненты осмелились записать самого ярчайшего в XIX веке проповедника того, что они называют «сверхчастым причащением»! При этом, опять же, цитаты, которые они приводят, относятся исключительно к недостойному причащению, а попытка убедить читателя, будто святой Иоанн Кронштадтский призывал всего-навсего причащаться «чаще, чем один раз в год», повергает в изумление. Формально это, конечно, правда, но почему бы не сказать всей правды о том, насколько чаще раза в год причащались прихожане святого Иоанна? Это же не секрет: «одни у него причащались ежемесячно, другие – еженедельно, а отдельные лица – каждые два-три дня; монашествующие же – ежедневно»[1].
Почему бы не привести то, что сам святой Иоанн Кронштадтский думал о частом причащении? Найти это совсем не сложно.
«Вкушаешь хлеб сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам – о теле и крови Христовой, и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его причащаться» («Моя жизнь во Христе» I. 6).
«Средства, утверждающие надежду христианскую, – молитва, частое искреннее молитвенное исповедание грехов своих, частое чтение слова Божия, особенно же частое причащение святых животворящих таин тела и крови Христовой» («Моя жизнь во Христе». II. 7).
«Блаженны те, кто часто с искренним покаянием и искренним испытанием самих себя приступают ко святому причащению! Таковые могут совершенствоваться день ото дня, могут приходить в сознавание своей греховности и остаток настоящей жизни употреблять на то, на что он дан нам милосердием Божиим, – на очищение и уврачевание себя чрез покаяние и веру от всех грехов.
И слава Богу, что в этом святом храме есть среди вас причастники, часто приступающие к столь великой святыне и обретающие в ней утешение для души и здравие для тела. Больно делается на сердце, когда во многих храмах на призыв диакона, выносящего святые дары к народу: “Со страхом Божиим и верою приступите”, – иногда никого нет из желающих принять их. Для многих это зрелище обыкновенное, а для меня это зрелище неприятное, потому что Господь всех зовет к Себе, ко всем христианам относятся эти слова: “Приимите, ядите Тело Мое… Пейте все кровь Мою”» (Новые грозные слова. I. Х)
А вот как праведник Божий отзывается о своем опыте: «Первые годы священства я не часто, не каждый день совершал литургию и потому часто расслабевал духовно; потом, увидев пользу ежедневного совершения литургии и причащения святых таин, я стал ежедневно служить и причащаться» («О молитве». 14). И ежедневного причащения святой Иоанн не прекратил и тогда, когда по болезни уже не мог сам совершать литургию.
Об идее же, что будто бы не стоит часто причащаться, святой батюшка отзывался довольно строго: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только нужно причащаться раз в год, а только старым – во все посты, что часто причащающиеся с ума сойдут. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие! А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причастию: “Приимите, ядите… пиите от нея вси… во оставление грехов…” (Мф. 26: 26–28)? Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами; разве не каждый день нам нужно очищение, освящение и обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз только в год очищаться? Лепо ли это? Не часто ли вы моете лицо и тело в бане или лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно, оскверняемую грехами каждый день?»[2]
Преподобный Серафим Саровский
А вот что оппоненты пишут о другом святом проповеднике частого причащения: «Примерно те же наставления содержатся в заповеди преподобного Серафима Саровского († 1833) инокиням Дивеевского монастыря: “Приобщаться всем неопустительно во все святые посты, а по желанию и во все двунадесятые праздники”. Но правило это дано было батюшкой Серафимом для инокинь, а не для мирян».
Во-первых, стоит посмотреть целиком высказывание преподобного Серафима о причащении: «Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше – не мучая себя мыслию, что недостойна; и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением святых Христовых таин. Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступил к Господу, Искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется»[3].
Как видно, оппонентами при цитировании была опущена довольно важная часть предложения. Не считая того, что причастие во все посты плюс двунадесятые праздники плюс все большие – это уже выходит не реже раза в две-три недели (в соответствии с канонами Церкви), святой старец еще и добавляет ключевую фразу: «чем чаще, тем лучше». В связи с этим упоминать его в перечне тех, кто якобы выступал за то, чтобы «не учащать», мягко говоря, некорректно.
По тем временам такая практика была поистине «сверхчастой», из-за чего преподобный Серафим даже специально, после того как возвестил о частоте причащения, сказал священнику Дивеевской общины Василию Садовскому: «Приобщаться святых Христовых животворящих таин заповедываю им, батюшка, во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни: чем чаще, тем и лучше. Ты, духовный отец их, не возбраняй, сказываю тебе» (Летопись Дивеевской обители. 20).
Во-вторых, вызывает недоумение данная оппонентами интерпретация этого факта, что будто бы «правило это дано было батюшкой Серафимом для инокинь, а не для мирян». Откуда же берется, что миряне не могут ему следовать? Ведь в самом тексте преподобного Серафима таких утверждений нет, а подвижники благочестия ХХ века предлагали прямо противоположные толкования его предписаний о частоте причащения.
Так, епископ Варнава (Беляев) пишет: «По заповеди преподобного Серафима Саровского, данной им инокиням Дивеевского монастыря, нужно “приобщаться всем неопустительно во все святые посты, а по желанию и во все двунадесятые праздники”. Это завещание преподобного, как в высшей степени благоприменительное, рекомендуется принять к руководству и всем вообще мирянам, искренно и нелицемерно желающим своего спасения. А относительно более частого причащения святых таин ответ и ответственность должно возложить в каждом отдельном случае на духовного отца»[4].
Действительно ли частое причащение противоречит традиции Русской Церкви?
Борцы с частым причащением любят утверждать, будто от самого принятия христианства на Руси и до ХХ века единственной практикой в Русской Православной Церкви для простых монахов и мирян было причащение от одного до четырех раз в год. На этом основании дерзают обосновывать свое обвинение в том, что будто бы частое причащение есть «обновленчество». Абсурдность такого обвинения очевидна сама по себе, но при этом оно также основывается на ошибочном утверждении.
Историческую несостоятельность указанной идеи можно увидеть, если обратить внимание на древнерусские памятники церковной письменности.
Так, во второй половине XI века Киевский митрополит Иоанн II († 1089) в своей «Заповеди святых отец к исповедующимся сынам и дщерям» говорит о причащении в великие праздники и во все воскресные дни Великого поста, всего насчитывая до 22 дней причастия в году[5]. То есть примерно раз в две недели.
А если мы посмотрим «Вопрошания Кирика» – документ середины XII века, содержащий запись беседы трех священников с Новгородским епископом Нифонтом, то также увидим указания на практику частого причащения в домонгольской Руси. Так, отвечая на вопрос о том, как причащать бесноватых, епископ Нифонт говорит: «Правило святого Тимофея: “Если кто из верных станет бесноватым, причащаться ли ему святых таин или нет? Если не хулит тайны, пусть принимает, но не каждый день, достаточно ему раз в неделю”. И я также говорю тебе» («Вопрошания Кирика». 17–18). Из этого добавления видно, что практика еженедельного причащения была реальностью во времена епископа Нифонта. В другом месте епископ предписывает наложение епитимьи, состоящей в отлучении от причастия на месяц («Вопрошания Кирика». 75). Если бы в его время нормой и традицией было редкое причащение (раз или три раза в год), то такая епитимья не имела бы никакого смысла.
Такую же практику частого причащения мы увидим, если обратим внимание на то, что сообщается в житиях святых, причем составленных в синодальный период, – все нижеприведенные случаи, за исключением двух последних, взяты из «Житий святых», составленных святителем Димитрием Ростовским и архиепископом Феодосием Черниговским.
Благоверный князь Ростислав Мстиславич († 1168), духовное чадо преподобного Поликарпа Печерского, «каждое воскресенье причащался Божественных таин, молясь со слезами, воздыханием сердечным и стонами».
Благоверный князь Димитрий Донской († 1389) причащался каждое воскресенье во время Великого поста.
Преподобный Сергий Радонежский († 1391) сразу после пострига, будучи новопостриженным иноком 24 лет от роду, «семь дней неисходно пребывал в церкви. Каждый день игумен Митрофан совершал литургию и приобщал его святых тела и крови Господних».
Преподобный Иоасаф, в миру князь Андрей Вологодский († 1453) «в каждый воскресный день приобщался святых таин», причем также еще будучи молодым человеком 24 лет.
Преподобный Савва Вишерский († 1460) «поставил себе столп и, входя на него, всю седмицу до субботы проводил на нем в посте и молитве; в субботу же сходил со столпа к братии, причащался с ними святых таин».
Преподобный Иродион Илоезерский († 1541), ученик преподобного Корнилия Комельского, «каждую субботу приобщался святых таин».
Преподобный Серафим Саровский († 1833), после того как был рукоположен в сан иеромонаха, «причащался ежедневно с верою и благоговением святых Христовых таин», а позднее, когда ушел отшельничать, тем не менее «накануне воскресных и праздничных дней приходил в Саровскую обитель, слушал вечерню, всенощное бдение или утреню и за ранней литургией причащался святых таин». А когда по болезни ног он уже не мог еженедельно ходить ко причастию, «многие из иноков соблазнялись этим обстоятельством, недоумевая, кто же причащает его святых таин, и потому строитель созвал монастырский собор из старших иеромонахов, представив им на разрешение вопрос относительно причащения старца Серафима. После совещания старцы решили предложить Серафиму, чтобы он или ходил, если здоров и крепок ногами, по-прежнему в обитель в воскресные и праздничные дни для причащения святых таин; если же ноги не служат ему, то навсегда бы перешел на жительство в монастырскую келью». То есть заботу о необходимости еженедельного причастия выказал весь собор Саровской обители! И преподобный Серафим послушался его и, вернувшись в обитель, до конца дней причащался каждое воскресенье и праздники.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) († 1867), когда еще был мирянином, курсантом Инженерного училища, стал посещать церковь каждое воскресенье, чем вызвал недовольство священника, который доложил о нем. Начальство сделало внушение будущему святителю, что не положено мирянам слишком часто посещать церковь и причащаться каждую неделю; довольно, как это предусмотрено Воинскими артикулами 1715 года, одного раз в год или четырех. В результате молодому Дмитрию Брянчанинову и его другу Чихачеву пришлось тайно сбегать по выходным на службу в другие храмы и причащаться там раз в неделю.
Свидетельствуют о такой норме в Древней Руси и сторонние наблюдатели, например вот что в 1523 году католик Альберт Кампензе писал папе Клименту VII о вере и нравах московитян: «Они лучше нас следуют учению Евангельскому… Причащаются весьма часто (почти всякий раз, когда собираются в церковь)… В церквах не заметно ничего неблагопристойного или бесчинного, напротив того, все, преклонив колена и простершись ниц, молятся с искренним усердием… Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, прелюбодеяние, насилие весьма редки, противоестественные пороки совершенно неизвестны, о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно. Вообще они глубоко почитают Бога и святых Его»[6].
Кроме того, норма о частом причащении как идеале жизни христианина содержится и в изречениях русских святых. Некоторые из них мы уже привели выше в связи с разбором аргументации оппонентов, но следует обратить внимание и на то, что по этому вопросу говорили другие наши святые.
Преподобный Геннадий Костромской († 1565) в своем завещании не оставлял монахам, причащающимся лишь четыре раза в год, никакой надежды: «Святыни Божией не отлучайтесь: если монах шесть недель святых таин не причастится, то он не монах».
Святитель Тихон Задонский († 1783) советовал священникам: «Когда произносите: “Со страхом…”, подумайте, как Христос явился по Своем воскресении апостолам и всем другим братьям. Знайте также, что этими словами вы призываете верующих принять святые тайны. И когда видите, что кто-то не подходит, пострадайте душой, поскольку в то время, как Христос зовет всех к Себе и приносит в пищу Свое пречистое тело и кровь, кто-то не приходит на вечерю этого великого благодеяния»[7].
Преподобный Паисий Величковский († 1794) писал: «Бесы очень боятся шести добродетелей: 1) алкания, 2) жажды, 3) молитвы Иисусовой, 4) крестного изображения… 5) частого причащения пречистых таин Христовых – кто достойно причащается – и 6) несомненной надежды на Бога. Нет страшнее сего оружие против бесов» («Крины сельные». 38).
Праведный Иоанн Кронштадтский († 1908): «Чем вернее и сильнее средство, соединяющее нас с Богом, тем больше направляет против него разрушительных действий противник Божий и наш, который употребляет для этого все: и расположенное к лени тело наше, и слабость души… Оттого весьма мало молитвенников искренних, усердных; оттого весьма редко и говеют-каются и причащаются христиане» («Моя жизнь во Христе». I. 3).
Святой Алексий Мёчев († 1923): «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения святых таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».
Блаженная Матрона Московская († 1952), известно, что одной больной женщине велела «не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться святых Христовых таин», и вообще людям советовала чаще причащаться святых Христовых таин: «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады»[8].
Итак, целый сонм свидетелей убеждает нас в том, что Русская Православная Церковь знала практику частого причащения монахов и мирян во все века своего существования и никогда не переставала голосом своих святых призывать к как можно более частому причащению – не налагая это как иго на неготовых, но советуя как то, к чему нужно стремиться и чего с Божией помощью вполне можно достичь.
Соответственно, все заявления о том, что будто бы частое причастие противоречит «900-летней практике всей Русской Церкви», мягко говоря, не соответствуют действительности.
Действительно ли в Византии с V века прекратилась практика частого причащения?
Чтобы показать несостоятельность такого взгляда, достаточно посмотреть на то, что пишут византийские святые отцы в более поздние времена.
Согласно уставам преподобного Феодора Студита († 826), «если кто в день литургии не причащался, тот должен указать причину, а если не укажет, то должен поститься до вечера, делая 50 поклонов… Монах или мирянин, не находящийся под епитимией и по своей небрежности 40 дней не приступивший к причастию, должен быть отлучен от Церкви на год»[9]. Сам преподобный Феодор Студит для того, чтобы причащаться постоянно, служил литургию ежедневно, даже находясь в заключении.
Относительно ежедневного причащения преподобный Симеон Новый Богослов († 1021) писал: «Кто не открывает каждодневно тайн сердца своего, кто в них и в соделанном по неведению не приносит должного покаяния, кто не ходит плача и сетуя всегда и прежде сказанного со тщанием не проходит, тот подлинно недостоин (ежедневного причащения). А кто все это делает и в воздыханиях и в слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин быть причастником Божественных таин, и не только в праздник, но и каждодневно и даже – хотя и дерзновенно скажу – с самого начала покаяния и обращения своего»[10].
Святитель Симеон Фессалоникийский († 1428) говорил: «Божественная литургия – это служба, цель которой – священнодействие самого пресвятого тела Христова и крови и чтобы даны они были в причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в причащении… У кого довольно силы и внимания, такой пусть приступает к причастию Христову чаще, даже, если можно, и каждую неделю, особенно же люди престарелые и немощные, ибо в сем общении – наша жизнь и сила»[11].
Таким образом, ясно, что практика частого причащения монахов и мирян всегда, во все века сохранялась в Церкви, а не только в апостольские и первохристианские времена, как пытаются убедить некоторые участники дискуссии о частоте причащения.
Конечно, нельзя впадать в другую крайность и утверждать, будто все поголовно православные христиане в Византии и на Руси причащались каждое воскресенье. Оппоненты действительно правы в том, что на Руси с древности существовала практика редкого причащения мирян. И не только на Руси, но и в Византии. И даже из довизантийских времен, из III века, до нас доходит через житие преподобномученика Епиктета сведения о христианах, которые причащались редко. Так что практика редкого причащения, действительно, очень древняя, так же, как и практика редкого посещения храма или практика редкого обращения к Богу с молитвой. Вот только раньше это все называлось не нейтральным словом «практика», а более конкретными словами – «лень», «духовная расслабленность» и подобными.
Относительно такой «практики» еще в V веке преподобный Иоанн Кассиан († 435) писал: «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками. Но еще более и более с жаждою надобно посещать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали более врачества для наших ран. Со смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться святых таин, в каждый воскресный день принимать их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны приятия их»[12].
В более поздние времена против идеологии и «практики сверхредкого причащения» была написана специальная работа преподобным Никодимом Святогорцем († 1809) и святителем Макарием Коринфским († 1805) – «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых таин». В ней собрано множество высказываний древних великих святых о пользе частого причащения и говорится: «Ах, братья мои, если бы мы хотя бы один раз видели мысленными очами нашей души, каких высоких и каких великих благ мы лишаемся, не причащаясь непрестанно, тогда, конечно, мы приложили бы все свои силы, чтобы подготавливаться и причащаться, если бы была возможность, каждый день».
В дискуссии со стороны борцов с частым причащением прозвучало утверждение о том, что будто бы «в основу этой книги лег трактат католического автора Мигеля де Молино (1640–1696)». За разъяснением я обратился к переводчику книги на русский язык игумену Симеону (Гагатику) из Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. Считаю нужным привести его исчерпывающий ответ:
«Мигель де Молинос (а не Молино) издал в 1675 году в Риме “Краткий трактат о каждодневном причащении”. D. Stiernon в словарной статье о преподобном Никодиме (в католическом “Словаре духовности…”) просто указывает на существование такого трактата, говоря, что вопрос о том, имеет ли он какое-то отношение к “Книге душеполезнейшей…”, требует более глубокого изучения, и описывает саму “Книгу душеполезнейшую…” как оригинальное творение святых Макария и Никодима, хотя и “отталкивавшееся” от книги Неофита Кавсокаливита, изданной в 1777 году. Но И. Читтерио, лучший на сегодня исследователь творчества преподобного Никодима, хотя и западный, давший замечательный сравнительный анализ “Духовных упражнений” и “Невидимой брани” в их итальянской и Никодимовой версиях, вообще не упоминает трактата Молиноса, говоря о “Книге душеполезнейшей…”! Трактат этот – увещание к частому причащению. Книга Неофита – совсем иное: диалектически выстроенное опровержение тезиса противников частого причащения, тезиса, высказанного именно в Греции, именно на Святой Горе и именно во времена Неофита! Книга опирается на каноническое право и святоотеческие творения; в общем, ничем не похожа на трактат испанца-квиетиста.
А уж “Книга душеполезнейшая…” – и подавно! Напомню еще, что ни преподобный Никодим, ни святитель Макарий сами по-итальянски или по-испански не читали, западные книги в их переработке – всегда новогреческие версии, обнаруженные святителем Макарием в Патмосской библиотеке, книги же Молиноса по-новогречески, насколько мне известно, не существует. Но в любом случае, на вопрос: “Лег ли в основу ″Книги…″ трактат Молиноса?” с научной точки зрения следует твердо ответить: нет.
К этому… хотел бы добавить, что святые Никодим и Макарий мало что говорят в данной книге сами от себя; “Книга душеполезнейшая…” – это прежде всего антология святоотеческих текстов о причащении. Эта книга – самый настоящий консенсус патрум по данному вопросу. И православный человек не может колебаться в том, кому ему верить – святым отцам или просто отцам (или и вовсе мирянам). Ведь если эти просто отцы (или миряне) противоречат святым отцам (причем их однозначному согласию), то на чем же они основывают свое мнение? Только на одном – на вере в собственную правоту. Что выберет православный, кому верить – святым или самоуверенным?.. Думаю, что это вопрос риторический».
Подготовка к причастию
В качестве одного из аргументов против частого причащения противники выставляют то, что при таком причащении претерпевают сокращения сложившиеся у них представления о требованиях подготовки ко святому причащению, которые, по их мнению, состоят в том, чтобы поститься целую неделю, а также вычитывать множество канонов и акафистов, исповедоваться и посещать накануне богослужения.
Во многом это возражение разобрано в упомянутой выше статье священника Даниила Сысоева, но хотелось бы сделать добавление на основе именно того, что по этому поводу писали русские святые.
В катехизисе, составленном святителем Филаретом (Дроздовым), который является символической книгой Русской Православной Церкви, вопрос о подготовке к причастию рассматривается, и при этом не указано ни обязательно недельного срока говения, ни непременного объема вычитанных накануне текстов:
«Каждый желающий приступить к таинству причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва».
Как видно из этих слов, главным и единственным приуготовлением души православного христианина перед причастием святых таин является покаянное состояние, а пост и молитва являются средствами для приведения души в это состояние, а не чем-то самодостаточным. К сожалению, во время обсуждения вопроса о подготовке к причастию нередко возникает ощущение, что средства путаются с целью. На самом же деле даже скрупулезное исполнение всех указанных требований – вычитка канонов и акафистов, недельный пост и прочее – само по себе вовсе не гарантирует, что человек после этого автоматически становится достойным причастия. А святые отцы указывают, что и напротив, сокращение или видоизменение средств к подготовке ко причастию вовсе не означает, что человек автоматически оказывается «причащающимся во осуждение».
Потому как главная подготовка заключается вовсе не в вычитывании определенного массива текстов или удалении на недельный период из пищевого рациона мясных, молочных и яичных блюд. Вот что говорит преподобный Амвросий Оптинский о подлинных требованиях приготовления ко причастию:
«Ежели мы с верою неосужденно причащаемся таинства тела и крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми, опечалившими нас» (Письма к монашествующим. 20).
Приведем и другие высказывания святых Русской Православной Церкви на сей счет.
Преподобный Серафим Саровский так говорил своему ученику, который не решался причащаться из-за того, что не выполнил всех положенных правил подготовки: «Если бы мы океан наполнили нашими слезами, то и тогда не могли бы удовлетворить Господа за то, что Он изливает на нас туне, питая нас пречистою Своею плотию и кровию, которые нас омывают, очищают, оживотворяют и воскрешают. Итак, приступи без сомнения и не смущайся; только веруй, что это есть истинные тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые даются во исцеление всех наших грехов» («Радость моя». 2).
Святитель Феофан Затворник: «Святое причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию» (Письма. I. 189).
«Причаститься можно вам. Недостаток пощенья ныне вознаградите пощением потом, наипаче же внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа» (Письма. IV. 662).
«Всегда можно причащаться, когда совесть чиста и мирна. И Господь всегда милостиво принимает таких, приступающих к Нему» (Письма. V. 829).
Преподобный Макарий Оптинский: «Проси Его помощи, да упразднит козни вражьи, а оставлять себя от причастия животворящих таин на долгое время весьма неполезно. Хотя дня три поготовься со смирением, может быть, и мир даст Бог; где смирение – там и милость Божия» (Письма. 212).
Праведный Иоанн Кронштадтский: «Некоторые поставляют всё свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию святых таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в словеси, а в силе (1 Кор. 4: 20). Хорошо послушание во всем Матери Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, могий вместити – продолжительную молитву – да вместит. Но не вси вмещают словесе сего (Мф. 19: 11); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах» («Моя жизнь во Христе». II. 10).
Все это, конечно, не означает, что пост или молитва как средства не нужны. Нет, они хороши и в тех минимальных объемах, которые установлены Церковью: евхаристический пост с полуночи и последование ко причастию; а для отдельных людей могут быть полезны и в тех максимальных вариантах, которые бытуют в народе, когда к указанным Церковью требованиям прибавляются различные каноны и акафисты, а также многодневный пост. Все это должно определяться самим христианином под руководством духовника.
Безусловно, надлежит признать хорошей и полезной традицию Русской Церкви обязательно исповедоваться перед причащением и стараться сохранить ее, а те сложности, которые вызывает ее реализация на многолюдных приходах, не должны рассматриваться как повод для устранения такой полезной традиции, но как повод к тому, чтобы искать решения в оптимизации ее исполнения.
Хочется также напомнить, что священник не имеет права отлучать человека от причастия на том основании, что оно ему кажется «слишком частым». Поступающие так священники совершают каноническое преступление. Нигде в канонах Церкви нет запрета на частое причащение, равно как и нет указания на то, чтобы не допускать к причастию тех, кто желает причащаться чаще двух раз в месяц. Посему священники, дерзающие так поступать, подпадают под действие нижеприведенных канонов.
Правило святого Григория, епископа Акраганского гласит: «Всем епископам и священникам запрещаем отлучать кого-либо от святого причащения до тех пор, пока не будет обнаружена вина, за которую церковные правила повелевают отлучать от него. Если же кто-нибудь, не считаясь с этим, отлучит кого-либо от святого причастия, то отлученный, будучи разрешен от отлучения старшим по чину епископом, да сподобится святого причащения; неправедно же отлучивший да будет отлучен епископом, которому подчиняется, на столько лет, на сколько сочтет нужным епископ».
То же говорит и святитель Василий Великий: «Епископ или священник, отлучающий кого-либо от причастия без определенной причины, сам да пребывает без причащения столько времени, как решит епископ, которому он подчинен».
О необходимости соблюдения этих канонов свидетельствуют и святые Русской Православной Церкви, в частности, преподобный Иосиф Волоцкий, который в 12-й главе своего «Просветителя» и приводит указанные цитаты.
На основании всего вышеизложенного следует признать, что заявления о том, будто Русская Православная Церковь всегда придерживалась исключительно практики редкого причащения мирян и монахов, и что якобы в Византии уже с V века исчезла практика частого причащения мирян, и что будто бы русские святые выступали против частого причащения мирян не соответствуют действительности.
Приведенных выше святоотеческих свидетельств, на наш взгляд, более чем достаточно для того, чтобы непредвзятый читатель составил мнение о том, как на самом деле смотрели на вопрос частоты причащения святые отцы, как древние, так и новые.
[1] Михаил Труханов, священник. http://pochemutak.ru/md/mod/tex/views/296900/
[2] Цит. по: Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. III. 6. 5. http://pilotchart.narod.ru/text/Varnava/Varnava_3_6_5.htm
[3] Цит. по: Димитрий Галкин, священник. Исповедь и святое причастие. http://barba1.narod.ru/Ispoved.htm
[4] Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости.
[5] Голубинский И. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1. Ч. 2. С. 434. Прим. 1.
[6] Библиотека иностранных писателей о России. СПб., 1836. Т. 1. Отд. 1. Ч. 1. С. 33–34.
[7] Цит. по: Илия (Мастрояннопулос), архимандрит. Чаша бессмертия. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. С. 90–92.
[8] http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm
[9] Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. СПб., 1908. Т. 2. С. 850, 852.
[10] Цит. по: Димитрий Галкин, священник. Исповедь и святое причастие. http://barba1.narod.ru/Ispoved.htm
[11] P.G. T. 150. Coll. 460 B.
[12] Писания преподобного отца Кассиана Римлянина. М., 1882. С. 605.
Все правильно сказал
СЛАВА БОГУ за то,что мы, Православные Христиане, имеем возможность читать мудрые изречения и высказывать свои ничтожные мнения, простите, если Вам сие оскорбительно
Вы прекрасно и блестяще показали и аргументировали, что частое причащение есть не просто чье-то мнение, а учение всей Церкви, выраженное через ее святоотеческий опыт и священное Предание. Помощи Божьей Вам в Ваших дальнейших трудах.
У о.Даниила Сысоева есть прекрасная статья на эту же тему:
http://www.rusk.ru/st.php?idar=104915
Знаю,что статья на сайте уже давно, имею её печатный вариант.Пыталась распространять среди друзей. Для многих изложенное явилось значимой поддержкой в стремлении к Св. Чаше! А пастырям призывающим к частому Причащению фактическая помощь в проведи о важности Евхаристии.
Будем надеяться, что благодаря таким материалам таковых священников и мирян будет больше.
Бог в помощь в дальнейших трудах!
Я думаю не случайно сегодня я прочитала Вашу статью, в которой приводится очень много примеров частого причащения.
Спасибо большое!
О вредности "частого причащения" мне довелось услышать этой зимой в феврале. Господь так сподобил, что я ненадолго оказалась неким "подопытным слушателем", которому пытались внушить и доказать, что причащаться на каждой воскресной литургии, (а уж тем более несколько раз на неделе!) простому мирянину (или мирянке) не просто "нельзя", а что это - оскорбление Господа, что миряне "недостойны" часто причащаться. Читала статьи в журнале "Благодатный огонь", и думала, что, наверное, я такая глупая, и ничего не понимаю в этом.
Мне было тогда сказано: "У вас "крыша" может поехать от еженедельного причастия". Я слушала и потом рассуждала про себя: "Кто же, где и когда сформулировал эти условия "вредности, достойности и недостойности" причастия? Если в сердце покаяние и душа скорбит и просит прощения у Господа, и священник после исповеди разрешил, то почему надо высчитывать дни и недели чтобы не получилось "чаще" дозволенного.
Читала о святом праведном Иоанне Кронштадском, и его слова:
"Братия, други! Любите Церковь: в Церкви - ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из приснотекущего источника Духа Святого, - ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава, в ней все высочайшие вечные интересы человека...
О, веруйте, веруйте не словами только, но делами во Святую, Соборную, Апостольскую Церковь..." проникали в сознание и хотелось чтобы скорее пришло восресенье и на литургию.
Но, вспоминались и предупреждения о запрете на "частое причащение", и тогда в сознании воцарялся хаос. И только после прочтения Трисвятого, других молитв и молитвы Святому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый, и вся исполняй..." в душе воцарялась уверенность, в том, что все эти запреты очередное искушение.
Хочу несколько слов составить от себя. Я проделал в православие долгий путь из лжехристианства (протестантизма). По милости Божией я выстрадал свой выбор и не могу теперь сравнить наполненное до краёв апостольское истинное христианство (Православие) ни с чем иным. Как жадно жаждит истосковавшаяся душа истинного честного Хлеба Жизни! Это невозможно передать словами... Обратившись, я стал причащаться каждое воскресение (чаще не имею возможности). И Господь питал меня Собою так, что истинно ощутил я свои недостоинство и крайнюю греховность. Из-за этого и из-за замечаний некоторых стал приобщаться Тела и Крови Христовых реже, и заметил резкий упадок духовных сил... Нет, братия мои, нужно, как воздух для дыхания, как каждодневное вкушение хлеба для поддержания телесных сил, и даже больше того (!), неизменно жаждать и причащаться Самим Христом как можно чаще. Но и готовиться к этому следует не принебрегая уставом каноническим и приготовлением сердца. Тогда и плоды будут истинные, и душа светом озарится, и дух силами полниться будет. И жизнь сама светом Христовым исполнится. Если бы так большинство поступало, то истинно явились бы миру через Церковь апостольские благочестие, духовная чистота, религиозная ревность с посвящением и многие дарования Духовные. Тогда бы религиозные инертность и аппатия прихожан постепенно сменились бы лучшими добродетелями по мере дара Христова. Потому справедливым считаю верно наставлять прихожан в таинствах, побуждать их оставить всякую ленность и потворство плотским похотям и обратиться к жизни святой и непорочной, регулярно вкушая Небесный Хлеб, дабы иметь жизнь вечную и стать сопрочастниками Церкви Торжествующей на небесах... Простите Христа ради, если что не так написал...
мирянин Валерий, 42 года.
Очень интересно и, несомненно, полезно было ее прочитать.
Может быть, если Вас не затруднит, Вы дадите каким-нибудь образом ответ на следующий вопрос, напрямую связанным с обсуждаемой темой. Дело в том, что в том храме, который есть у нас в городе (по сути, единственном) установлены следующие порядки - причащаться следует раз в три недели, соединив подготовку к причастию с недельным постом. Можно чаще. Но никак не реже. На исповеди задаются вопросы и о количестве дней поста, и о количестве дней, прошедших с последнего причастия. И если вдруг последних окажется больше 21, то от исповеди человек отсраняется. После этого ему следует найти настоятеля и объяснить, какую причину он счел важной, чтобы пропустить причастие. Далее события развиваются на усмотрение настоятеля. Я, конечно, понимаю, что сейчас мой вопрос выглядит жалобой и ябедничеством на местных священнослужителей. Но как быть? В состоянии ли современный человек всегда находить возможность для поста и исповеди через каждые две недели? Не превратится ли таинство, если он все-таки найдет время и возможности, в некую профанацию?
Правда, следует признать, что у нас эти вопросы не обсуждаются. Ни духовные, ни физические силы конкретного человека. Или все-таки так и должно быть?
С удовольствием прочел две части «Правды о практике частого причащения».
Скажу сразу, что придерживаюсь точки зрения Юрия Максимова.
Дерзну, грешный, прокомментировать возникшую дискуссию о частоте причащения святых Христовых Тайн. Для ее разрешения необходимо сторонникам «частого» и «редкого» причащения задать несколько вопросов и внимательно выслушать их ответы.
Вопрос первый: Каким образом Господь устраивает наше спасение?
Вопрос второй: Что такое таинства церкви?
Вопрос третий: Какова ответственность священника пред Богом за пасомых?
Вопрос четвертый: Что относится к внешней и внутренней сторонам нашей веры?
Причина разногласий кроется в различных ответах сторон на вышеприведенные вопросы. А на счет полемики богословов, скажу словами некой женщины, которая сказала Иоанну Златоустому: «…колодезь святого твоего учения глубок, а вервия ума нашего коротки и не могут достичь глубины его».
Простым мирянам, не имеющим богословского образования и мало читающих святых отцов, сложно понять причину вашего спора. Пасомые в основной своей массе будут причащаться то количество раз, которое определит им священник, особенно новоначальные.
Но если христианин поймет для чего нужно приобщение святых Христовых тайн, осознает свое бессилие, свою немощь при попытках борьбы со срастями и грехом, рассматривая и испытывая себя в покаянии, он будет испытывать потребность в причащении. Причащаться он будет хотеть все чаще и чаще. Чем больше осознание греховности и немощи и упование на Бога тем больше желание соединиться со Христом, при этом распиная свои грехи и страсти на исповеди. Святые отцы говорили об этой потребности в соединении со Христом при причащении.
Имея потребность в причащении и чтобы избежать ненужного осуждения родными, приходилось и мне тайно ходить к причастию.
Те, кто говорит о «редком» причащении, просто бояться ответственности, ведь проще убедить всех и соборно принять - сколько раз нужно причащаться, чем трудиться для Бога. Пример: врачи плохие и хорошие. А ведь священник лечит души человеческие. Какая ответственность пред Богом. Стоит об этом задуматься и прекратить полемику на данную тему.
А самое страшное, что они не видят болезней души и не хотят видеть, а как следствие не могут помочь приходящим к ним за помощью мирянам. Таких нужно лечить самих, но для этого нужно их же желание - покаяние.
Помоги нам всем, Господи, быть в согласии и любви.
Спаси Господи!
Если не все, то достачно многое прояснилось.
Весьма убедительна и полезна подборка цитат.
Прочел с пользой для себя.
Бог в помощь.
Спаситель учил нас о том, что "никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые" (Мк. 2.22). Все христианское делание, как то: молитва, пост, причащение и т.д. есть "вино новое", которым можно вполне погубить "мехи ветхие" - человека, если поставить его на высоту, от которой закружится голова. Попробует, например, человек, непривыкший к посту, сразу провести Великий Пост строго по Типикону. Что из этого выйдет? Если даже он и не бросит до конца это тяжкое для него бремя и доживет до Пасхи, то, скорее всего он никогда больше не вернется к посту, который останется в его сознании лишь как глупая ошибка прошлого. И виною тому конечно не пост, а неразумное отношение человека, взявшего нож не за рукоять, а за лезвие и поранившего себя. То же самое относится и к причащению Святых Таин. Причащается, например, человек один раз в месяц и ощущает плоды мира и радости от соединения с Господом. И вдруг прочитывает статью о том, что причащаться бы надо почаще. Он и начинает причащаться, скажем, раз в неделю. При этом он замечает, что приготовиться к таинству так тщательно, как раньше, он уже не может, потому что это довольно сложно. Но, теперь уже думая, что святые отцы учат причащаться именно почаще, он делает это в ущерб подготовке. Устав от постоянной подготовки к причастию, человек может начать подходить к нему и вовсе без подготовки и без такого благоговения к таинству, как это было у него раньше. В итоге он просто потеряет те плоды от причащения, которые он испытывал раньше и будет почти равнодушно приходит к святыне.
Напрасно автор обвиняет своих оппонентов в неправильной трактовке слов из письма святителя Игнатия своей сестре о преподобной Марии, причастившейся лишь два раза в своей жизни. Они не настолько глупы, чтобы приводит эти слова с целью убедить читателя пореже причащаться. Просто в этих словах мудрого святителя содержится ключ к тому, чтобы не просто причащаться, но причащаться во спасение и пожинать плоды такого причащения еще здесь на земле.
Хотелось бы пожелать, чтобы в православных средствах массовой информации публиковалось побольше материалов о том, как правильно, со вниманием к своему внутреннему миру, подготовиться к принятию Святых Таин и как необходимо вести себя после такого принятия.
Никто, вроде бы, не спорит с тем, что во все времена находились подвижники благочестия, духовное состояние которых позволяло причащаться как угодно часто. Никто также не спорит и с тем, что их преуспеяние является образцом для нас, к которому надлежит по мере сил стремиться. Но неужели это значит, что нам по силам копировать их образ жизни? Да, св. Иоанн Кронштадтский ежедневно причащался, но он и Литургию служил ежедневно, и молился непрестанно. И вычитывал он ежедневно отнюдь не 3 канона, являющиеся непосильным затруднением для современных его "последователей" в деле ежедневного причащения... Боюсь, что они и за месяц столько молитв не читают (по объёму, про качество и внимание уж молчу...). Почему-то не находится сейчас желающих совершать ежедневно по 1000 поклонов или носить вериги, хотя таковое практиковалось в истории Церкви, а вот причащаться каждый день - полно желающих, особенно без подготовки... И зачем передергивать - ведь думаю, любому из "противников" будет за счастье увидеть человека, каждый день погруженного в пост, молитву и покаяние, и готового в любое время приступить к Чаше, кто ж здесь спорит? А недовольство вызвано тем, что призывы к частому причащению многие воспринимают как средство для расслабления и оправдания своей лени в духовной жизни, а здесь радоваться как-то нечему...
С уважением, р.Б.Сергий.
Огромная благодарность за Вашу статью. Мне кажется, нужно чаще говорить об этом. Потому что для тех, кто причащается часто и не мыслит без этого своей жизни, всевозможные
"запреты"(из-за "частоты", поста, подготовки, которая конкретному батюшке кажется несоответствующей его личным представлениям), являются действительно проблемой. Ведь не всегда есть возможность пойти в "свой" храм, где служит духовник. По обстоятельствам бываешь и в других храмах, в паломничестве.
Поэтому необходимо формировать церковное мнение, соответсвующее канонам и практике Церкви.
Святитель Тихон Задонский († 1783) советовал священникам: «Когда произносите: “Со страхом…”, подумайте, как Христос явился по Своем воскресении апостолам и всем другим братьям. Знайте также, что этими словами вы призываете верующих принять святые тайны. И когда видите, что кто-то не подходит, пострадайте душой, поскольку в то время, как Христос зовет всех к Себе и приносит в пищу Свое пречистое тело и кровь, кто-то не приходит на вечерю этого великого благодеяния»[7].
Хватило-бы и этих двух цитат ...