Хочу поделиться своим «миссионерским» опытом. Зачем?.. Может, просто от… обиды. Знаю, что это грех.
Более десяти лет назад мы пришли, так сказать, к порогу Церкви. Тогда у нас в городе почти не было хорошей литературы, мы вырывали друг у друга книги профессора Дунаева, о. Андрея Кураева, о. Антония (Сурожского), пытались читать святоотеческую литературу. И было огромное желание послужить Церкви. Пробовали проводить уроки литературы, анализируя произведения с точки зрения Православия. Очень боялись впасть в какую-нибудь ересь или прелесть. Читали все, что могли найти, постоянно делились информацией. Естественно, пытались перестроить свою жизнь, посещали богослужения, молились, постились.
Не могу сказать, что все было бесполезно. Может, что-то посеять нам и удалось, мы ведь обращались к Богу за помощью и хотели сделать это не для себя. Постоянно сталкивались с открытым недоброжелательством со стороны коллег, родителей, бывало, что и учеников. Как-то больше себя в этом винили: значит, не смогли, значит, что-то сделали не так. Вообще жить в атмосфере недоброжелательства не очень приятно, а когда еще и нет уверенности, что правильно поступил…
К чему я это вспоминаю? К тому, что тогда нас не поддержал никто из священников (может, кому-то повезло больше, не знаю). Ваши мальчики простояли несколько дней – и вот уже мелькает слово «унижения». А у нас просто иногда все болело, не хотелось на работу идти. И насмешки были, и издевательства.
И вот не забуду, наверное, никогда – потому что не понимаю: зачем так было говорить? Мы разработали, как смогли, сверяясь с Законом Божиим и той литературой, которая была у нас, курс уроков, провели в школе конференцию, у подруги в классе дети написали несколько рефератов. Принесли нашему священнику посмотреть, не погрешили ли в чем? нет ли ошибок? Он сказал (очень этак свысока, даже брезгливо): «Вечно вы, интеллигенция, ищете кумиров. Из Пушкина сделали святого, а он был обыкновенный грешник. Молились бы святой Варваре. Впрочем, если делать нечего – пишите, чтобы дурь в голову не лезла». Не было и речи, чтобы делать святого из поэта… Я понимаю, что у нас принято ругать интеллигенцию. И однозначно оправдывать священников. Но, может, пора отвлечься от того, что писали в брошюрках конца XIX века; мы ведь не та интеллигенция. Да и вообще презрение и высокомерие угнетают. Надеюсь, ученики Сретенской семинарии так никогда не скажут. Сами пробовали выйти в народ и увидели, какая темнота и дичь у людей в головах. Кроме того, обычные рядовые учителя давно уже делают то, на что вы решились только что. И если Церковь будет не помогать, а вместе с атеистами улюлюкать, у кого хватит сил продолжать?
Сейчас моя подруга работает в вечерней школе в колонии. Ее ученики – осужденные. Она продолжает то, что начала, а у меня сил нет. Может, гордыня. Все, что могу, – привозить ей православную литературу, журналы. Ее ребята пишут рефераты по творчеству Вознесенской, по роману «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия». Очень хотят креститься, исповедаться, причаститься; ждут священника. Он не может найти время. Это понятно: много дел. Но это же люди – и это зона, а вдруг кто-то просто не дождется? Как мой отец не дождался, когда умирал от рака, а тот же батюшка, что «отбрил» нас, назначил срок через неделю. Понимаю, что «Бог все видит»… Так всегда говорят. Но если Он все видит, зачем тогда семинаристы пошли раздавать Евангелия? Пусть бы Он и привел тех, кому надо, к Себе Сам, правда?
Я не хочу сейчас ругать священников, просто с некоторым облегчением поняла, что семинаристы, многие из которых – будущие священники, испытывали те же трудности, что и мы. Вот только нам слова доброго никто тогда не сказал, одни замечания: гордыня, высокоумие – полный набор православных терминов. Неужели нельзя поддержать и помочь интеллигенции, вместо того чтобы вменять ей в вину то, что было совершено другими людьми в других исторических условиях? Да нас и интеллигенцией-то можно назвать с оговоркой: родители – служащие, рабочие. Может, эти мальчики, став батюшками, вспомнят, как было им тяжело и страшно, и просто пожалеют тех, кто в таком же положении.
И еще. Вы в Москве живете, словно в ином мире. В глубинке все гораздо тяжелее, страшнее и безысходнее (прибавьте бытовую неустроенность: зарплата учителя очень низкая). Даже не знаю, стоит ли просить… Моя подруга очень нуждается в литературе для учеников. Нужны книги Ю. Вознесенской («Мои посмертные приключения» прочитали очень многие, книга практически живет в отрядах, ребята очень хотят прочитать «Кассандру» и «Ланселота»), В. Николаева, о. Андрея Кураева, проф. М.М. Дунаева, Честертона, Льюиса, журнал «Фома». Она очень хочет послать Ю. Вознесенской работу ученика, посвященную творчеству этой писательницы, но не знает адреса. Я привожу все, что могу найти, но у нас проблемы с деньгами, к тому же «достать» нужные книги не всегда возможно. Я не хочу, чтобы было известно, в каком городе и в какой колонии она работает: если она лишится работы, ее семье нечего будет есть – в самом прямом смысле слова, так что она рискует по-настоящему, просвещая ребят. И, кроме того, не хочу, чтобы были неприятности у батюшки этого городка, хотя его хладнокровия не понимаю. Но если вдруг кто захочет реально помочь человеку, каждый день делающему то, что мальчики-семинаристы сделали два раза… простите за сарказм… может, можно прислать для колонии эту литературу на мой адрес, а я доставлю. Бог свидетель, я не лгу и прошу именно для этой цели.
Письмо получилось сумбурное, потому что не знаю, как относиться к рассказам о миссионерском служении семинаристов… Пусть это будет почаще, а то священники иногда бывают очень жесткие – не по-хорошему. Впрочем, это дело архиерея. Может, мой тон покажется агрессивным, но вообще-то заметки мне понравились, радует то, с какой искренностью ребята занимались раздачей подарков, и особенно то, что у них будет теперь более адекватное представление о людях. И вообще радует и удивляет то, какие они чистые и светлые.
А если вам собрать рассказы простых людей – не семинаристов, не священников – об их «миссионерском служении»? Ведь тогда появится возможность и исправить ошибки, и выстроить работу более эффективно? Думаю, многие рады были бы поделиться опытом… А если бы семинаристы посоветовались заранее со специалистами, работающими с людьми, с теми же педагогами, то им, может, дали бы дельные советы (как привлечь внимание людей, как говорить и т.д.).
Пишу неловко, потому что не покидает привычное ощущение, что это не нужно, что опять одернут и укажут место. Но уж как есть.
Благослови вас и ребят Господь. Успехов вам в служении.
Если кто-то пожелает прислать литературу, мой
адрес:
454133, Челябинск, п. Аэропорт, д. 25, кв. 3.
Золотовой Ларисе Владимировне.
Будут труды, и будут плоды, потому что, чтобы трудиться, даже и пальцем пошевелить, тоже нужна вера в результат.
Но, чтобы что-то волшебное произошло, способное веру окрылить, в начале тоже нужна вера. И не простая, а такая особенная, когда ничего не жалко; просто не понимаешь, из каких соображений можно вообще о чем-либо жалеть: о прошлом, о будущем.
А я еще очень хорошо помню и с жалостью вспоминаю те времена, когда вера в моей жизни делала чудеса, о которых неудобно и страшно было рассказать окружающим: сочтут ненормальным. Да это ведь правда. Увы, из моего прошлого.
P.S. Концентрируйте Любовь. Живите этим. Она сделает все сама.
Стать готовым взять Крест и последовать за Ним вслед, как Апостолы.
Гордость не позволит, враг обиду в сердце вселит, и самость себя оправдает.
Выводы по акции сделаны неверно, книги эти для многих станут погибельными, в которых "нуждается в литературе для учеников", меньше вреда принесёт фантастика, но принесёт.
Не мне судить о акции, этого следовало ожидать, все комментарии уже высказаны, вот чего больше - вреда или пользы, мы не узнаем.
Действительно надо было раздавать вместе с куличами на Пасху как в Сестрорецке уже много лет, в самом центре города ставят столы с куличами, освящают тут-же и раздают, Бог в помощь всем труждающимся, практика в Церкви есть, перенимать некому, и вот и Благословение и Божие, не только батюшек появляется.
- Вот не благословил Батюшка, побегу к другому, ... какие все злые, "огромное желание послужить Церкви" пропало, а ведь сам уже спасся, Серафимом стал, надо всех за собой тащить, только не смотри в зеркало, там не Серафим, там демиург и куда потащишь - известно,
Пожалуйста - спасайте каждый себя лично, Промысел Божий о каждом есть, Судьбы Божии приведут в своё время и выведут из Содома детей своих, Спаси себя - Тысячи вокруг тебя спасутся.
А что касается практической помощи, то в Интренете всегда можно найти много духовной и полезной литературы, в том числе и романы Ю. Вознесенской. В крайнем случае, их можно распечатать на принтере.
А ведь этим бы должен бы озаботиться батюшка...
Татьяна.
р/б Анна.
Пусть она свяжется со мной, может быть я смогу чем-нибудь помочь.
Спаси вас Господи.
С уважением,
преподаватель русского языка
Александра Матрусова
Действительно, чувствуется волнение, тревога, неспокойствие во всем письме корреспондентки из Челябинска. От того оно и кажется немножко сумбурным, повторяющимся, пытайщимся доказать свою правоту во что бы то ни стало.
Возможно, автор заметок воистину ратует за миссионерство в православии, имея определенный и не очень радостный личный опыт. Но настораживают ее нападки на местных священников за их "непонимание","непричастность" к энтузиазму учительниц литературы.
Всегда становится горько, когда мы, миряне, еще так недавно открывшие для себя Веру, (я тоже от атеизма "пробудилась" лишь 10 лет назад), сами еще незнающие и непонимающие многого в Православии, но уже берущие на себя "миссию" нести веру в народ, просвещать молодых, уже осуждаем батюшек, обижаемся их непониманию наших порывов...
А стоит лишь просвещаться САМИМ, совершенствовать СЕБЯ, делать шаг за шагом на СВОЕМ крестном пути, а главное ЛЮБИТЬ! И тем более Господа, ближних своих и наших наставников - пастырей. Им много дано и с них много и спросится. И не нам судить о чьих-то грехах. Гораздо важнее - старатся не допускать самим этих грехов. Ведь об этом так ясно сказано и в Священном писании, и в святоотеческой литературе!
И Вы правы, Лариса, все ваши обиды, разочарования и недоразумения в этом плане только от гордости, самой страшной человеческой слабости,(мягко выражаясь). Трудно ее преодолеть, но надо пытаться. И помогут в этом опять-таки ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ, СМИРЕНИЕ!
С пониманием: Наталья Дмитриевна Петрова
С Праздником, Неделей Всех Святых! С именинами Вас всех!
Поддерживаю идею ввести рубрику "Мой опыт миссионерского служения". Пусть люди пишут письма, делятся опытом. Это поможет многим - и семиниристам и "рядовым" верующим.
Когда жила в США, наблюдала, как живут, действуют тамошние христиане (неправославных деноминаций) и нехристиане. Есть с чем сравнить.
Наши верующие очень пассивны, так боятся говорить о вере, как будто они - посреди штата Юта, а не в РФ, где эта титульная религия..., сами не уверены в том, что говорят. Как правило, плохо знают Библию (текст, особенно, откуда какая цитата оппонента), спесивы ("мы настоящие, а вы все еретики"), не разбираются в религиозных основах других исповеданий (скажем, на заявление "у нас христианская организация" не могут одним уточняющим вопросом показать, так это или нет). То, в чем иногда бывают начитаны наши православные - это аскетика, труды авв, или, так сказать, по "святой Руси", масонскому заговору, антихристу; только в миссионерстве это не подмога.
Нам бы учебники по миссионерству,а рубрика нужнее нужного! Начинание на Страстной - очень-очень значимо, именно будущие священники должны в этом участвовать, без такого опыта они пастырями не станут.
Спаси Бог!
Вы сказали:
..."А если вам собрать рассказы простых людей – не семинаристов, не священников – об их «миссионерском служении»? Ведь тогда появится возможность и исправить ошибки, и выстроить работу более эффективно? Думаю, многие рады были бы поделиться опытом… А если бы семинаристы посоветовались заранее со специалистами, работающими с людьми, с теми же педагогами, то им, может, дали бы дельные советы (как привлечь внимание людей, как говорить и т.д.)."
Кто? выше Слова Евангельского может, как вы выразились -
"посоветовать",
..."А если бы семинаристы посоветовались заранее со специалистами, работающими с людьми, с теми же педагогами, то им, может, дали бы дельные советы (как привлечь внимание людей, как говорить и т.д.)."
Вы говорите, что пытались?
Ваши слова:
..."Более десяти лет назад мы пришли, так сказать, к порогу Церкви. Тогда у нас в городе почти не было хорошей литературы, мы вырывали друг у друга книги профессора Дунаева, о. Андрея Кураева, о. Антония (Сурожского), пытались читать святоотеческую литературу. И было огромное желание послужить Церкви. Пробовали проводить уроки литературы, анализируя произведения с точки зрения Православия. Очень боялись впасть в какую-нибудь ересь или прелесть. Читали все, что могли найти, постоянно делились информацией. Естественно, пытались перестроить свою жизнь, посещали богослужения, молились, постились."
Христианин это большой труд в малом, каждый день! и в большом, когда Вы ставите себе ВЫСОКУЮ планку! Обязательно ее достигайте, даже если Вам не хватит земной жизни, достигайте в небесной! Труд святых, сегодня действует через молитвы к ним, исцеляя труждающихся!!!, а не пытающихся!
Сергей, 28 лет, Челябинск.
На мой взгляд, эта статья - проявление потребительского экстремизма, который живет и процветает буйным цветом уже и в нашей стране.
Я - центр вселенной и все мне должны. Имею право - их любимый лозунг В любой ситуации, даже, как видим, в той сфере, где люди, как им кажется, пришли к Богу. Заниматься миссионерством и не верить в Бога - дело очень неблагодарное. В то время как автору статьи хочется получить нечто материальное за свое дело, поэтому и трудности, и болезни, и беды должны их обойти стороной.
Вообще тема потребительского экстремизма - очень серьезная тема, на мой взгляд. Мне приходится сталкиваться с ней ежедневно. И, если она достойна внимания, хотелось бы, чтобы ее обсудили и акцентировали на ней свое внимание профессионалы, если это возможно, конечно. Я имею ввиду потребительство не только на получение товара и услуг, но и по отношению к своим собственным обязанностям. Права есть, а обязанностей нет.
С ув. Кошелева Наталья, Москва
kna_74@mail.ru
Меня зовут Ольга , у нас есть Заочная Воскресная Православная школа для осужденных при храме преп.Серафима Саровского в Раево (Москва),мы существуем 10 лет,входим в Синодальный Отдел Московского Патриархата
по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, наши программы проверены Миссионерским отделом .Если хотите,напишите нам по адресу эл.почты raevo@hotbox.ru-лучше всего вам поможет Валентина Павловна-наш руководитель,пишите ей по всем вопросам после 1 го июля, можно также мне o-manko@ yandex.ru ,Ольга-поподробнее напишите о своих нуждах,но в Москве летом наездами-могу ответить не сразу,учтите.
ps если будете публиковать отзыв,скройте реальные адреса-не хочеться,чтобы они попали к неадекватным людям,которые в сети попадаются и на православных сайтах.спасибо за понимание.
Раньше при социализме были такие народные университеты, где все желающие могли получать знания по разным дисциплинам. Хотелось бы, чтобы РПЦ открыла такой народный университет по приобретению знаний о православии или в интернете или через простую почту. Многие хотят разбираться в своей вере, но без наставника трудно, можно наделать много ошибок. Я знаю, что у баптистов такое заочное обучение христианской вере есть, обучение пониманию библии и прочее.
РПЦ, ждем от Вас помощи! Миряне.
По поводу статьи «УТЕШИТЬСЯ С ВАМИ ВЕРОЮ ОБЩЕЮ…» (РИМ. 1: 12) Ларисы Золотовой из г.Челябинска : прямо крик души какой-то. Пришлите , пожалуйста адрес.
Благослови, Господи!
С уважением,
Олег Хлестов
адрес для обратной связи: okhlestov@yandex.ru
Я могу помочь Ларисе Золотовой из Челябинска, письмо которой было размещено на Вашем сайте 17 июня с.г.
Пожалуйста, предайте ей номер моего телефона: 8916-796-56-93.
С уважением, Ротманова Татьяна Владимировна.
с праздником всех вас!
Относительно письма мне хотелось бы сказать, что оно несколько жестковато, хотя,может быть(кто знает), это и правда горькая.В любом случае я думаю, что ругать священников не стоит, так как во-первых, они тоже люди; во-вторых, а что заставило его так сказать про интеллигенцию? Не надо злиться на людей, а тем более на священников.Я, наверное, не могу очень красиво говорить (слов не хватает:-)), но хочется сказать, так как есть здесь некоторая несправедливость.
Как прекрасно то, что Вы делаете,принося добро в подобные места, но при этом не настроите ли Вы своим отношением к священству ребят, которые все впитывают и верят Вам? А это будет уже другой вопрос, так как если они будут так же обижаться и не любить священников,то что же это будет??? И потом, неужели в Челябинске только один священник?!! По-моему, это не такой уж маленький городок. Попробуйте обратиться к другому батюшке, добрее и мудрее...
Я лично благодарна Вам за добрые дела Ваши и стремления, так как мало кто решился бы на такое, наверное.
Я, конечно, стараюсь по мере сил помогать людям, но не всегда из этого получается хорошее, полезное для них.Ошибок, должно быть, много делаю.Не знаю, но собой не всегда довольна бываю...:)Поэтому Вы-молодец, и не оставляйте Вашего благого дела, только не злитесь так,очень Вас прошу: это ни к чему не приведет, а лишь нарушит покой в душе и то все благое, что делаете...
У меня, конечно опыт мизерный и я со многим не сталкивалась еще,наверное.Я лично никогда не встречала жестоких священников, но встречала лишь поддержку, понимание, чуткость и помощь.Я очень благодарна за это Богу и батюшкам,с которыми общалась в своей маленькой жизни.
В Москве, конечно, больше, возможно, церквей, священников,возможностей и т.д., но люди здесь не такие, как в глубинках: все беспокоятся лишь о хлебе насущном и не понимают тех, кто живет по-христиански.Не хочу сейчас никого ругать, но это, к сожалению, факт,причем вопиющий факт! И то, что делают семинаристы и отцы - это подвиг( здесь по крайней мере), так как не сомневаюсь, что сталкивались не только с надруганием над Святым Евангелием, но и с грубыми высказываниями (хорошо, если только с этим).Поэтому могу сказать, что здесь неуместен несколько сарказм. Я не могу сейчас выразить все, что думаю и чувствую относительно наших многострадальных, но ожесточившихся людей и священников, которые пытаются хоть чуточку помочь нам,грешным, придти к вере,церкви и Богу.
Поэтому хотелось бы мне пожелать нашим людям побольше терпения, понимания и смирения, а священнослужителям - кроме терпения с нами, нерадивыми, еще и чтобы не разочаровывались в нас и верили в нас, а это,мне кажется, очень сложно, особенно в наше время.
Любви вам всем и понимания, и добра в сердцах и жизнях ваших!!!!!!!
С глубоким уважением и почтением ко всем,
раба Божия Анна.
Храни Вас, Бог!