Православный календарьПравославный календарь
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.

Созерцание

В современной мирской речи многие слова из духовного словаря получили сниженное, ироническое или даже сатирическое звучание. Например – любвеобильный, благодушный, высокопарный. Неудивительно: низкое бессознательно защищается от высокого, намеренно высмеивает его, снижая до себя, до своего употребления. Сниженный, иронический оттенок приобрело и слово созерцание. Очень серьезное слово, на самом деле, глубокое, истину в себе содержащее. Понятие, необходимое каждому из нас. Почему? Потому что в созерцании открывается Бог. И не нейтрально – как некий объект – открывается, нет: нейтральным, безразличным по отношению к нам Бог не бывает. Открываясь, Он обращается к людям:

«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они (грешащие люди – М.Б.) безответны» (Рим. 1, 19–20).

Рассматривание творений – в их числе и себя самого – и узнавание в них Творца, по сути, и есть созерцание.

Рассматривание творений – в их числе и себя самого – и узнавание в них Творца, по сути, и есть созерцание

Но оно совсем не сродни холодному, рассудочному, прагматичному наблюдению. Созерцание – это состояние человека, оно неподвластно нашим волевым решениям и сродни вдохновению; более того – созерцание есть условие вдохновения как творческого подъёма. Созерцание есть дар. По опыту собственной жизни могу сказать, что этот дар дается нам не всегда и не сразу. Оглядываясь на целые эпохи, на целые главы собственной биографии, я вижу, что не была еще в ту пору способна к созерцанию, или была, но очень мало – разве что минутами и поверхностно. Я шла мимо творения; я видела, не видя, слышала, не слыша, понимала, не понимая на самом деле почти ничего. Отсюда – непонятная мне самой тоска, ощущение собственной бедности, обделенности, тщетности и жалкости внутренних усилий; отсюда неприкаянность и многие ошибки. Однако тоска – не скука, не апатия; милостью Творца алчущий будет исполнен благ (ср. Лк. 1, 53), жаждущий придет к воде (ср. Ис. 55, 1). Невзирая на весь ужас и стыд моей греховности, вопреки моему крайнему несовершенству, при всей моей несравнимости с истинными подвижниками – я с удивлением вижу: созерцание сегодня мне дано. Эта перемена для меня совершенно очевидна.

Вот, например, те растения, которые считаются сорными, ненужными, которые обычны и цветут повсюду – на наших сельских улицах, на пустырях, у дорог и канав, под заборами, меж трамвайных шпал… Сколько лет я видела их, не видя, сколько времени не могла я ими утешиться! А теперь всё иначе.

На сельской почте очередь; внутри, среди «свежих» (на самом деле – тухлых и затхлых) газет, – душно и скучно. Я выхожу наружу... и сколько всего меня сразу окружает. Розовый репешок, желтый и белый донник, трогательно-беззащитные ромашки, сухие золотистые шары отцветшего козлобородника, малиновые звездочки цветущего лопуха, небесно-голубые ленточки цикория, желтые пуговки пижмы, роскошные свечи коровяка... А какие жуки лазают, какие бабочки мельтешат среди этой многообразной июньской травы! А поднять голову – какие облака перед обещанным дождем… Раньше мне было бы тоскливо здесь, на знакомой пыльной улице у почты, а сейчас – напротив: я просто не знаю, что со всем этим богатством делать. Это как если бы к вам пришло сразу много дорогих друзей, и вы растерялись бы... Мне хочется просто повторять: «Как хорошо!»

Созерцанием пронизана Псалтирь, которую – кстати! – я тоже лишь недавно начала читать, видеть, созерцать по-настоящему:

«Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь (…). Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих» (Пс. 91, 2–8).

Эти слова Псалмопевца не оставляют сомнений: созерцание есть обретение радости. Эта радость неисчерпаема, она несравнима с нашими преходящими удачами, с временными утехами, в которых нуждается «муж безумный» (это, кстати, и о газетах на почте тоже). Где уж тут безумному, ведь радость созерцания – это именно работа ума, который не следует путать с интеллектом или рассудком.

Радость созерцания – это работа ума, который не следует путать с интеллектом или рассудком

Впрямь, заглянем-ка в надежный источник, чтобы узнать, что означает слово ум в святоотеческом словаре. Ум, согласно статье протоиерея Вадима Леонова, –

«созерцательный орган. Он предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения, т.е. для высшей духовной деятельности человека (…). Созерцание – это не мышление, это восприятие вещи и явления в непосредственном бытии, в их внутренней сущности, а не в их физических качествах. Ум видит-созерцает скрытый духовный смысл, следы присутствия Бога, стремится узреть Божественные замыслы и идеи»[1].

Ум – глаз души, глаз, обращенный к Богу, – эта мысль, это сравнение присутствует у многих святых отцов. Другое дело, что зоркость, а точнее, промытость, прочищенность глаза может быть разной. Есть богосозерцание преподобного Силуана Афонского, а есть наше с вами рассматривание творений: травок, жучков, дождевых капель и прочего доступного. Однако же невозможно отрицать то, что и нас с вами, недостойных и грешных, Господь «возвеселил в творении Своем», дал нам созерцать красоту мира, падшего вместе с человеком (ср. Рим.8, 20–23), но изначально сотворенного и теперь не оставленного Богом.

Созерцание неразрывно связано с любовью. Созерцать можно только любя, а любить по-настоящему можно только то, что созерцает твоя душа, одаренная глазами ума (или – синоним – духа). Получив этот незаслуженный дар – созерцание, ты, духовно маленький человек, возрастаешь в любви. Ты просто учишься любить то, что раньше, видя, не видел: родную землю, людей, природу, Церковь, Бога. Тогда ты готов не просто прочитать очередную кафизму, а в сердце своем подхватить за древним Псалмопевцем:

«Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» (Пс. 41, 2–3).

Не видя Господа, не созерцая Его непосредственно, человек тоскует:

«Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой?» (Пс. 41, 4).

Он ощущает свое бессилие, но, не поддаваясь унынию, не слушая насмешек, с укором говорит собственной душе:

«Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой» (Пс. 41, 6).

Но совсем нетрудно заметить, как быстро оно покидает нас, это наше созерцание: стоит разозлиться, хотя бы и «справедливо»; стоит поддаться раздражению, саможалению, затаенной зависти или ревности, застарелой обиде… И вот, ты поднимаешь глаза к проводам, унизанным ласточками, ты слышишь их щебет – но уже совсем, совсем не так, как слышала его сегодня утром. Утром ты радовалась, а сейчас ласточки не радуют тебя: ты отдельно – птицы отдельно. Заметить эту перемену в восприятии можно лишь тогда, когда у тебя уже есть опыт созерцания – проникновения в красоту, в Божественную нежность твари. Когда такого опыта нет, тогда всё как обычно, и удивляться нечему. Ну, ласточки и ласточки, кто их не видел?

А когда возможность созерцать возвращается, ты понимаешь, как велика милость Господа к тебе, многогрешной и мало кающейся. Дар не отнят, созерцание доступно, радость в сердце жива… Значит, твой Создатель и Спаситель по-прежнему с тобой, значит, у тебя есть надежда на спасение.

Марина Бирюкова
Фото автора

27 июня 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 408 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Леонов Вадим, протоиерей. Понятия «ум», «разум» и «рассудок» в святоотеческой традиции // Психологическая наука и образование, 2011. № 3 // https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/psyedu_2011_n3_47062.pdf

Комментарии
Игорь Ковалев11 июля 2025, 08:37
р.Б10 июля 2025//По словам святых Отцов ступенью к духовному созерцанию является молитва в уединении, безмолвие,очищение от страстей, а не простое рассматривание предметов с мыслями о Боге.И ,кстати, объяснение о вещественном и духовном созерцании, по словам Исаака Сирина, оказалось неверным.Это понятно из его цитаты, где сказано, чьо духовное созерцание приходит при достижении любви, т. е. духовного совершенства, бесстрастия, а не после смерти, как было в толковании его слов. "Когда ум станет в области любви, тогда действует благодать, ум приемлет духовное созерцание и делается зрителем сокровенного." (Исаак Сирин)
Игорь Ковалев11 июля 2025, 08:25
р.Б10 июля 2025/"Вы начали с ложного мнения"/Да, ошибался.Но благодаря спору, выяснил, что есть, как минимум три вида созерцания. Первое- рассматривание предметов с мыслями о Боге.Это простое рассудочное действие без Благодати.(В статье ошибочно названо действием Благодати и ступенью духовному созерцанию).Второе-внушения Благодати при рассматривании предметов(например рассказ свт. Игнатия Брянчанинова о благодатном внушении при взгляде на каплю росы).Такие созерцания приходят от уединëнной молитвы по словам свт.Игнатия.Третье-духовное,умное созерцание,явное действие Благодати.Начинается с молитвенного созерцания при переходе чистой молитвы в созерцание по словам Исаака Сирина
Александр10 июля 2025, 10:57
...Душа всего живущего покрыла лице её, и в неё всё возвратится» (Сир. 16:30-31). Если всё это не очень ясно, то посмотрите на разнообразное множество живых существ, живущих на земле, в воздухе, в воде, и узнаете, что печать Господа на создании всех вещей истинна, и всё по Его воле прекрасно вызвано к бытию.
Александр10 июля 2025, 10:56
...Голова господствует, для мозга служат охраной органы чувств — глаза смотрят вперед, слух воспринимает звуки, вкус оценивает принимаемое, обоняние выслеживает и выведывает, осязание подчиняет себе все низшее. Всё это Бог дал нам для пользования, чтобы мы созерцали умными глазами на небо, для того, чтобы воспринять выразительный голос свыше, о котором свидетельствует внимательный созерцатель: «небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 1), смотрели своим умом на землю научаясь, что «милости Господней полна земля» (Пс. 32:5), «Господня земля и что наполняет её» (Пс. 23:1), «призрел Господь на землю» (Пс. 101:20), «и наполнил ее Своими благами...
Александр10 июля 2025, 10:55
Если созерцание — это некое «видение», то объект его это то, что человек может видеть в наиболее широком значении этого слова. Поскольку созерцание есть некое «познание», то оно направлено на всё то, что познаваемо, умопостигаемо, то есть на всё сущее. Ни одно существо не оставлено без Промысла, и ни одно не лишено надлежащего попечения. Всё служит или для пользы или для красоты, так как при создании имелась в виду не только полезность, но и красота. «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). Так Провидение устроило природу человеческого тела из всех необходимых частей — оно дало всем членам нужную связь и определило их отношение к целому...
р.Б10 июля 2025, 05:46
[Игорю Крвалёву] Вы начали с ложного мнения: "По,моему,то,о чëм пишет автор,не созерцание,а просто более чëткое восприятие и более доброе отношение к окружающему миру." Это и вызвало споры. Но мы смогли убедиться, что созерцание бывает не только духовным, но и вещественным.
Игорь Ковалев 8 июля 2025, 08:02
Галина И.//"А книга "Истоки" как раз вся об учении святых отцов"//И ещё важный вопрос. Зачем читать святых Отцов в интерпретации экумениста? Вы разве не понимаете, что экуменисты находятся в неправильном духовном состоянии(в прелести)? Они не понимают, что ересь- это богохульство, не понимают противоположность духовной жизни православного и инославного. То, что у нас строго воспрешено святыми Отцами,инослааные делают и пропагандируют(например принятие видений,звуков, представление в уме образов во время молитвы и т. п.)И если человек этого не понимает, то он сам находится в прелести. Так зачем таких авторов читать? "С кем поведëшься, от того и наберëшься" неправильных мыслей и понятий.
Игорь Ковалев 7 июля 2025, 19:20
Иоанна_//"Святые отцы говорят,что человек может быть в трех состояниях:в естественном,нижеестественном,или чрезъестественном,и вышеестественном.Эти состояния иначе называются:душевное, плотское,духовное...Нижеестественный,плотский,страстный-есть служащий вполне временному миру, хотя бы он и не предавался грубым порокам.Естественный, душевный,пристрастный - есть живущий для вечности,упражняющийся в добродетелях,борющийся со страстями,но еще не получивший свободы...Вышестоящий,духовный,бесстрастный-есть тот,кого осенил Дух Святый,кто,будучи исполнен Им, действует,говорит под влиянием Его,возносится превыше страстей,превыше естества своего."(Свт.Игнатий Брянчанинов)
Александр 7 июля 2025, 19:08
...Это может делать только тот, кто сам имеет Духа различения, — говорит Василий Великий. Грешник не слышит внутреннего голоса своего сокровенного человека, он должен заменить его повиновением тому, что написано, необходимо усвоить, сделать своей истину, которую он находит в священных книгах. Но, есть теория и есть практика, поэтому полностью полагаться на теорию не стоит, ибо она чревата опасной книжностью. Выбирать необходимо «золотую» середину.
Александр 7 июля 2025, 19:06
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Нам никогда не стать всесильными, всемогущими, всеведущими. От нас ожидается, что наш характер уподобится характеру Бога. Это и есть христианское совершенство. Отказавшись от всех жизненных благ, напряжённым трудом и постоянной молитвой люди достигали нравственной чистоты и совершенства. Однако, необходимо помнить, что преподобие это всего лишь лик святости, а не точная копия Творца, способная Его заменить. Кто находится на более низких ступенях и еще несовершенен, нуждается в законах и письменных толкованиях. Чтение — часть обучения человека. Не каждому дозволено самому распознавать слова Духа...
Игорь Ковалев 7 июля 2025, 16:00
Галина И.//Соболезнования ваши не принимаются.Христианин радоваться должен за брата во Христе,если он движется в правильном,не прелестном направлении в духовной жизни.А вы какую-то клевету наговариваете.Я разве утверждал,что достиг бесстрастия?Я разве "нескончаемо утверждаю свои якобы труды и духовные достижения во всех комментариях"?Это откровенная ложь,не достойная христианина.Вообще,удивляют ваши переходы на личность(что считается даже не в православных дисскусиях дурным тоном) какие-то обвинения "в книжности,которая сушит ум, в ворочании языком и пальцами по клавиатуре" вместо духовной жизни.Вы же ничего не знаете про меня,так зачем клеветать? Это противоположно заповедям Христовым.
Александр 7 июля 2025, 12:11
Для духовных учителей христианского Востока значение понятия созерцание кристаллизуется в определении — видеть Бога во всём.
Александр 7 июля 2025, 12:07
...Даже неодушевленные вещества имеют глас от Господа, по указанию Писания, что всякая тварь едва не вопиет, возвещая о своем Создателе». Божия воля укрепляет всякое существо, наделяет его смыслом и предназначением, жизнью, наполненной делами и радостью. Разве Сам Господь не видел, что то, что Им содеяно, хорошо весьма (Быт. 1:10)? Достойны жалости те, кто не может в течение дня найти время поднять глаза к небу для того, чтобы через его красоту ощутить Творца. Что же касается православия, оно не отвергает деятельность тела, осуществляемую с помощью органов чувств, если она совершается во Христе — уже не отвлекает, а ведет к созерцанию божественной реальности.
Александр 7 июля 2025, 12:06
Прекрасная статья с подачи православной христианки. Видеть настоящий мир истинным образом — значит открыть Первообраз, Который приходит и должен прийти, в Котором вся истина. Святые отцы никогда не стремились сократить расстояние, отделяющее Творца от Его творений. К примеру, для Василия Великого вселенная — не что иное, как претворение могущественного Слова Божия, в связи с этим легко понять, почему чувственные природные вещи заслужили наименование «гласа Божия». Многократно в своих проповедях он озвучивает эту тему и не устает перечислять различные виды животных, растений, рыб: «Выслушай же, что едва ли не говорят тебе рыбы своими действиями...
Иоанна_ 7 июля 2025, 10:25
Сергей 3 июля 2025, 13:11 /Мы душевны и плотяны, хоть и вспоминаем Христа. Нет, духовность возникает тогда, когда человек ощущает Благодать...// Ну что вы, Сергей, ощущения - вещь ненадёжная, ощущения к делу не подошьёшь, как говорится, а вот исполнение заповедей и жизнь по совести как раз и притягивают благодать Божию. Бывает, конечно, и формальная принадлежность к Христианству, это мы сейчас не рассматриваем, но быть христианином и вообще не быть духовным - это что-то новенькое!)
Галина И. 6 июля 2025, 21:45
Игорь Ковалев, примите мои глубокие соболезнования по поводу вашего "бесстрастия" и "обожения", а также ваших "твердынь ума", о которых говорит св. Ап. Павел. Хотя вы и нескончаемо утверждаете свои якобы труды и духовные достижения во всех комментариях как следствие чтения вами аскетических трудов святых отцов (по Гуглу...). Но чтобы иметь весомые плоды такого чтения, надо и самому жить свято и по- аскетически, как жили святые отцы, не только воротить языком и пальцами по клавишам.А книга "Истоки" как раз вся об учении святых отцов, к вашему сведению. И наука с религией, кстати, глубоко взаимосвязаны. Это вам скажет любой православный богослов. До свидания.Все.
Игорь Ковалев 5 июля 2025, 16:54
Галина И. 4 июля//Вы делаете серьëзную и распространнëнную ошибку, выставляете в качестве авторитета известного человека, но специалиста в другой области знаний. Вы же не пойдете в церковь, к батюшке, что бы он вам пояснил какой-нибудь вопрос из квантовой физики, так почему мы должны прислушиваться к мнению физика по вопросам духовной жизни, тем более он не был даже православным? А Симеон Новый Богослов говорит о людях, которые попали в Рай,понятно, что они достигнут созерцания каждый в свою меру.В Раю, как раз и естественно заниматься созерцанием, причëм духовным(вне тела)
Игорь Ковалев 5 июля 2025, 16:33
р.Б 4 июля 2025/" Вот комментируемая нами статья и содержит вещественное созерцание ;)"//С уверенностью можно сказать, что статья не содержит духовное созерцание, иначе бы статьи не было.)))
Игорь Ковалев 5 июля 2025, 11:43
Галина И. /"А без живого Бога книжничество сушит ум и душу."//Может оно и сушит, если читать французских богословов- экуменистов типа Оливье Клемана(не знаю, я такое не читаю) ,а вот чтение деятельных, аскетический творений святых Отцов и применение их советов в своей духовной жизни очищает ум и сердце от страстей и приводит к обоживанию.Причëм, при отсутствии духоносных наставников чтение аскетических творений святых Отцов является главным путеводителей не только к спасению, но и к христианскому совершенству по словам свт. Игнатия Брянчанинова.
Игорь Ковалев 4 июля 2025, 23:12
Галина И.//А вы информацию ловите из космоса или в библиотеки ходите?Описание духовных состояниий не может быть только для монахов и отшельников.Даже апостол Павел всем рассказывал, что был восхищëн в Рай и что там видел и слышал.И если несколько святых Отцов,которые опытно знали,что такое благодатное созерцание(Исаак Сирин, Григорий Палама), говорят,что"все созерцания,какие язык в состоянии обнаружить в телесной области,есть мечтания душевных помыслов,а не действие благодати" и "не путем рассудочных аналогий,на основании слов или видимых предметов",то значит так и есть. Кстати без изучения св. Отцов,точно впадëшь в прелесть,а если пользоваться их советами, то будешь идти по пути обожения.
р.Б 4 июля 2025, 22:43
[Игорю Ковалеву 4 июля 2025, 13:30] Вот комментируемая нами статья и содержит вещественное созерцание ;)
Игорь Ковалев 4 июля 2025, 22:32
р.Б 3 июля//Нашëл объяснение слов Исаака Сирина, что вещественное созерцание- это созерцание в теле, а духовное вне тела,после смерти."...соединеніе души съ тѣломъ называется субстанціальнымъ (вещественнымъ).Подъ «вещественнымъ созерцаніемъ» св. Отецъ разумѣетъ созерцаніе души, находящейся въ тѣлѣ.Поэтому онъ и прибавляетъ,что если устранить это вещественное созерцаніе и дебелость тѣла (т. е. вещество тѣла), то созерцаніе дѣлается уже духовнымъ: ибо, по удаленіи души изъ тѣла, прекращается созерцаніе вещественное (т. е. созерцаніе въ тѣлѣ), и начинается духовное (т. е. созерцаніе души, обнаженной отъ тѣла).Это бываетъ послѣ смерти..."
Галина И. 4 июля 2025, 19:56
P.S. И напоследок, как итог: "Человек, который потерял способность удивляться и благоговеть- мертв. Знать, что существует сокровенная реальность, которая открывается нам как высшая красота, знать и ощущать это- вот ядро истинной религиозности" (Альберт Эйнштейн). "А "многие обители" (Ин.14,2) являют нам, как думаю, что будет много степеней любви и просвещения, что каждый в меру своих сил достигнет созерцания" (прп. Симеон Новый Богослов, 423).
Игорь Ковалев 4 июля 2025, 13:30
р.Б 3 июля// "...созерцание вещественное (ипостасное) и дебелость (грубость) тела и созерцание делается уже духовным. Созерцанием вещественным называю тварь первого естества," (Исаак Сирин) Не знаю, может быть вы понимаете, что значит вещественное созерцание по словам Исаака Сирина(ипостасное и тварь первого естества)? Я не понимаю.А вот другие его слова, которые приводил раньше понятны:"Все созерцания, какие язык в состоянии обнаружить в телесной области, есть мечтания душевных помыслов,а не действие благодати."(Прп. Исаак Сирин) Здесь тоже " мечтания душевных помыслов" названы созерцанием, но без действия Благодати. Соответственно и ценности в наших душевных мечтаниях особой нет.
Галина И. 4 июля 2025, 09:35
Игорь Ковалев, вы погуглили на термин "созерцание" и вышли на толкования, предназначенные только для монахов и отшельников. Одно их копирование вряд ли кому что даст. "Рассматривание творений" в свете присутствия Бога, т.е. созерцание, видение славы и всемогущества Создателя невозможно без покаяния, духовного труда и дел; невозможно без истинной, т.е. православной, веры. И это действительно начальная ступень к познанию Бога, т.к. такое созерцание, по словам автора статьи, несет в себе радость- радость обретения Бога, желание молиться Ему и достигать единения с Ним. И многие простые люди, не блиставшие цитатами святых отцов, достигали обожения. А без живого Бога книжничество сушит ум и душу.
Игорь Ковалев 4 июля 2025, 00:43
Сергей/"Если человек является сознательным христианином, он в любом случае посвящает дела и мысли Христу."//Да, что вы говорите?Кто это постоянно помнит о Боге при всяком деле?А тем более посвящает Христу все мысли?Это надо иметь постоянную память Божию, а это высокое духовное состояние. Если бы все христиане так делали, то Феофан Затворник не говорил бы,что надо так делать.И это,кстати, его слова,а не мои.//"По Вашему, Игорь, выходит, что мы все духовны, раз так делаем"//Во- первых,ещë раз, мы так не делаем, не знаю, конечно, может вы великий подвижник- пустынник и имеете непрестанную память Божию. Во-вторых,я не утверждал, что люди духовны,если имеют мысли о Боге при всяком деле.
Галина И. 3 июля 2025, 21:21
Сергей, а если обратиться к Библии, то сколько библейских пророков, избранных Божиих были простыми, необразованными людьми, но с чистым сердцем, твердой верой в Бога и преданностью Ему! В основном, это пастухи, дети Божьи и дети природы, через "рассматривание творений" размышляющие об образах невидимой гармонии, явлениях потрясающей космической красоты и животворном излучении в них Божественной славы! Не говоря уже об Отцах-пустынниках... Несмотря на первородный грех и изгнание прародителей из рая, мир, созданный Богом, остается величественным Богоявлением (Теофанией). И человек с высоким духом и благодарным сердцем, читая "открытую Книгу Творца", непременно поклонялся Ему и воздавал хвалу.
Игорь Ковалев 3 июля 2025, 21:01
Сергей//Если вы не заметили,я наоборот писал,что наше дело покаяние,а не рассуждения о созерцании и тем более не стремление к истинному созерцанию,как его описывают святые Отцы.Из писаний святых Отцов я усвоил,что надо заниматься покаянием и если есть чувство покаяния,сокрушение духа,то идëшь в правильном направлении,а если нет,то это прелесть. Вообще,писал о том,что описанное в статье не созерцание,а богомыслие,рассуждение о Боге и Его промысле,добрые чувства к окружающему миру.И это не ступень к истинному созерцанию,ступень - это очищение сердца в безмолвии по словам Григория Паламы,борьба со страстями.Как сказал Сам Господь:"Чистые сердцем Бога узрят."
р.Б 3 июля 2025, 13:45
[Игорю Ковалеву 1 июля 2025, 15:47] И всё-таки это тоже созерцание: "...и отъ сего вещественнаго созерцанія человѣкъ удобно возводится къ познанію уединеннаго житія, которое, по ясному истолкованію, есть удивленіе Богу". (Слово 80)
Сергей 3 июля 2025, 13:11
Если человек является сознательным христианином, он в любом случае посвящает дела и мысли Христу. По Вашему, Игорь, выходит, что мы все духовны, раз так делаем. Увы и ах! Мы душевны и плотяны, хоть и вспоминаем Христа. Нет, духовность возникает тогда, когда человек ощущает Благодать и в синергиии с Нею живет, когда Сам Святой Дух наставляет человека. А живя сами по себе, по заповедям и совести, мы остаемся душевными людьми, но тем не менее христианами. А вот если мы станем избирательно делать добрые дела и лицеприятствовать, там где нам выгодно и удобно, тут мы и отходим от Бога. Самоотлучаемся. Точно так же, как через блуд, например.
Сергей 3 июля 2025, 12:56
Игорь, понимаете, если не пройти ступень естественного, падшего, но так сказать, усмиренного состояния естества, то никогда не придешь к более высокому. Такое созерцание, добрые дела, преодоление себя в разных ситуациях, это все далеко не духовные вершины, но без них никак нельзя. Это начальная школа. Великая проблема современного христианина именно в том, что он начитался про духовный уровень развития, а про первоначальное усмирение естества забыл, идет в институт минуя школу. Так приходят в прелесть, думая, что заняты духовным деланием. Есть, конечно, примеры разбойника благоразумного и других подвижников, которые стремительно перешли от бесовского состояния к духовному, но это исключения.
Игорь Ковалев 3 июля 2025, 11:02
Галина И.//"В богословии различаются разные степени...созерцания"//Как я понял,это не разные степени,а просто разные вещи называют одним словом.Феофан Затворник называет созерцанием мысли о Боге и Его промысле при всяком деле.Исаак Сирин называет такое созерцание "мечтаниями душевных помыслов,а не действиями благодати".Также Григорий Палама считает ,что "созерцание есть плод выздоровевшей души,как бы некая цель и идея богозданная;ибо путем созерцания человек обоживается,не путем рассудочных аналогий,на основании слов или видимых предметов—прочь это(ибо это низко и свойственно человеку),но от воспитания в безмолвии."Т.е. настоящее созерцание принадлежность очистившейся в безмолвии души.
Галина И. 1 июля 2025, 22:39
В богословии различаются разные степени, смыслы созерцания. В Словаре рус. яз. Ожегова дается след. толкование общеупотребительного слова "созерцание": это "начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании". "Созерцать" значит "рассматривать", о чем и говорится в Рим. 1,20. Такое созерцание, конечно же, не является духовным даром (см. 1Кор. 12:1-10). Но для посвященных в таинство благодати созерцание как "рассматривание творений", молитва Богу под водит.-м Св. Духа становится одной из ступенек к умному созерцанию за пределами чувственного мира. Учение о созерцании Божественного Света, о пути к нему принадлежит прп. Симеону Новому Богослову (гимны 23 и др ).
Игорь Ковалев 1 июля 2025, 15:47
р.Б 1 июля 2025//Не вижу никакого противоречия.Двумя способами даëтся дарование созерцания.И что?Исаак Сирин говорит про "откровения умного созерцания",а описанное в статье, как мне видится,есть "мечтания душевных помыслов,а не действие благодати",по его же словам.И, вообще, созерцание - это принадлежность совершенных христиан, монахов -подвижников,а для нас актуально не о созерцании рассуждать,а о покаянии.
р.Б 1 июля 2025, 08:42
[Игорю Ковалеву 29 июня 2025, 19:53]. В вашей цитате говорится о "телесной области"... Тот же Исаак Сирин, те же "Слова подвижнические": "Двумя способами, какъ сказалъ я, дается дарованіе откровеній умнаго созерцанія: иногда дается по благодати, за горячность вѣры; а иногда — за дѣланіе заповѣдей и за чистоту".
Игорь Ковалев29 июня 2025, 19:54
"...слово «созерцание» — θεωρία — имеет онтологический и гносеологический смысл. Оно означает: молитвенно-благодатное сосредоточение души на над-умных тайнах, которыми изобилует не только Троическое Божество, но и сама человеческая личность, как и сущность Богом созданной твари. В созерцании личность подвижника веры живет над чувствами, над категориями времени и пространства, ощущает живую близкую связь с горним миром и питается откровениями, в которых находит то, чего «не видел ... глаз, не слышало ухо,и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2:9)."(Прп. Иустин Попович)
Игорь Ковалев29 июня 2025, 19:53
По,моему,то,о чëм пишет автор,не созерцание,а просто более чëткое восприятие и более доброе отношение к окружающему миру.Это происходит от умягчения сердца,от,в какой-то степени,очищения сердца и ума от страстей. Созерцание же,по словам святых Отцов,это другое. "Все созерцания, какие язык в состоянии обнаружить в телесной области, есть мечтания душевных помыслов,а не действие благодати."(Прп. Исаак Сирин)
Наталья29 июня 2025, 13:08
Марина, спаси Вас Господь за статью! Учимся понимать замысел Божий о человеке, вчитываться в слова Писания, наслаждаться Его прекрасными тварями и творениями, и благодарить!!!
Галина И.27 июня 2025, 22:33
Цивилизация, как и все человечество,- это живая динамическая система, часть биосферы. И каждый из нас- это частичка биосферы, наделенная разумом и призванная жить по законам логики мироздания, в гармонии и единстве мира материального и мира духовного, в общении с Богом. Ведь подлинное бытие- это и есть нахождение внутри общения: “Вначале было Слово... и сказал Бог...”. Цивилизация порождается волей человека к могуществу и власти над природой в противовес созерцательной культуре. Все зло заключается в самом человеке, в создании им собственной, прагматичной логики. Катастрофически углубляющийся дисбаланс между цивилизацией, Богом и природой неумолимо ведет к фатальному концу чел. истории.
Постоянная читательница27 июня 2025, 11:48
Современный мир, цивилизация враждебна созерцанию. Она словно специально создана, чтобы разрушить человеческое внимание (необходимое для созерцания), рассеять его. Чтобы получить эту замечательную способность созерцать нужно сделать хотя бы шаг в сторону от цивилизации. Способны ли получить такой дар - созерцание - люди с клиповым мышлением?
Людмила27 июня 2025, 03:04
Автор как это верно сейчас для меня!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
Другие статьи автора Марина Бирюкова

Новые материалы

Выбор читателей

×