Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Том Сойер и воскресная школа,
или Очень субъективные размышления о детском духовном образовании

Том Сойер в воскресной школе Том Сойер в воскресной школе

Мы с детьми читаем Марка Твена. Кажется, это самое подходящее произведение для каникул, когда все закончили учебу, отгремели отчетные концерты и соревнования, но пока еще никто всласть не выспался, не набегался и не чувствует себя до конца отдохнувшим. Марку Твену удалось поместить в свою книгу не просто лето, а лето из детства: беспечное, солнечное, полное приключений. Такое, про которое говорят: «Маленькая жизнь».

И вот читаем мы книжку, а там Том Сойер отправляется в… воскресную школу. Мои дети навострили уши. Воскресная школа – огромная часть их жизни, они ее очень любят. Читаю, чувствуя, что будет что-то интересное. Том Сойер одержим идеей правдами и неправдами заполучить Библию: среди ребят это престижно. Награждают ей тех, кто заработал нужное количество билетиков, вызубрив и рассказав без запинки нужное количество библейских стихов.

Учить стихи Том не собирается, по крайней мере в таких количествах. Марк Твен виртуозно описывает зубрежку, бессмысленную, нудную, ничего, кроме раздражения, не дающую:

«Мери взяла у него книгу и стала спрашивать урок, а он старался ощупью найти свою дорогу в тумане.

– Блаженные нищие духом… э… э…

– Нищие…

– Да… нищие… блаженны нищие… э… э…

– Духом…

– Духом; блаженны нищие духом… ибо… они…

– Ибо их… Ибо их…

– Ибо их… Блаженны нищие духом, ибо их… есть царствие небесное. Блаженные плачущие, ибо они… они…

– У-Т-Е…

– Ибо они… э…

– У-Т-Е…

– Ибо они УТЕ… Ну, хоть убей – не знаю, что они сделают!

– Утеш…

– О, утеш… Ибо они утеш… ибо они утеш… э… э… Блаженны плачущие, ибо, ибо… Что же они сделают? Отчего ты не подскажешь мне, Мери? Отчего ты такая бессовестная!

– Ах, Том! Несчастный ты, тупоголовый мальчишка! Я и не думаю дразнить тебя! Нет-нет! Просто тебе надо пойти и выучить все как следует. Не теряй терпения, Том, в конце концов дело наладится, и, если ты выучишь этот урок, я подарю тебе одну очень, очень хорошую вещь. Будь умник, ступай, займись».

Библия может стать для ребенка мучением и наказанием, как и молитва, как и следование заповедям Божьим

От этого отрывка так и веет тоской, так и видишь сияние лета за окном и книгу, в которой ребенок ничего не понимает, но которую почему-то зубрит наизусть.

Впрочем, Том вовсе не расстраивается из-за собственных способностей: он идет и продает свои мелкие сокровища за билетики. И зарабатывает Библию – не чтобы читать, а чтобы быть не хуже других.

Марк Твен был известным антиклерикалом и скептиком, но в понимании человеческой души ему не откажешь. И то, что он описывает, обидно и больно верующему человеку – скука и формализм по отношению к главной нашей Книге. Но это правда.

Библия может стать для ребенка мучением и наказанием, как и молитва, как и следование заповедям Божьим. А самое страшное – все это может заформализоваться, дойти до абсурда. Попадая точно в цель, Марк Твен описывает общество в церкви:

«Мистер Уолтерс “козырял” по-своему, суетливо выказывая свое усердие и свою расторопность: его советы, распоряжения, приказы так и сыпались на каждого, на кого он мог их обрушить. Библиотекарь тоже “козырял”, бегая взад и вперед с целыми охапками книг, страшно при этом усердствуя, шумя, суетясь. Молоденькие учительницы “козыряли” по-своему, нежно склоняясь над детьми, – которых они незадолго до этого дергали за уши, – с улыбкой грозя хорошеньким пальчиком непослушным и ласково гладя по головке послушных. Молодые учителя “козыряли”, проявляя свою власть замечаниями, выговорами и внедрением похвальной медицины… Девочки, в свою очередь, “козыряли” на разные лады, а мальчики “козыряли” с таким усердием, что воздух был полон воинственных звуков и шариков жеваной бумаги».

Козыряние, а проще говоря, тщеславие – важный двигатель людей, пришедших не к Богу, не узнать о Боге, а показать себя. Этой болезни подвержены и дети, и взрослые: они решают свои задачи, развлекаются, общаются, спасаются от скуки, судачат друг о друге, но не помнят о Боге. А если это происходит со взрослыми, то и дети, естественно, ведут себя так же.

Том тоже «козыряет», но больше он наблюдает и чувствует. В его пламенном сердце находят отклик не только события, но и слова. Марк Твен рисует перед читателем картину проповеди, в которой собраны угрозы и запреты – они не трогают мальчика. Зато он живо представляет себе льва и ягненка рядом в раю и хищника, которого ведет за собой дитя – он сам. И это очень показательное и точное наблюдение писателя: Тому не чужды духовные переживания, он вовсе не злой и не лживый, просто он приспосабливается к обстоятельствам, в которые ставят его взрослые.

В описанной Марком Твеном церкви никому нет дела до Бога и ближнего

В описанной Марком Твеном церкви никому нет дела до Бога и ближнего. Детей там учат, но не могут научить, потому что совершенно не заботятся, чтобы они поняли и прочувствовали Господни слова, не интересуются работой их души. Вот и становится воскресная школа самым скучным местом в маленьком городке Санкт-Петербург в штате Миссисипи.

Слушая эту историю, мои дети очень возмущались. Как так: скучная воскресная школа, где заставляют зубрить? Они ходят в какую-то другую! Там не зубрят, там много бесед с внимательными взрослыми, интересных и непростых вопросов, работы руками и головой. Там они хотят понять больше о Боге, потому что им задают правильные вопросы и мягко побуждают их ум к действию. Я слушаю их и радуюсь.

И мы читаем дальше «Приключения Тома Сойера». И, как в любой хорошей книге, самое важное здесь – внутренняя работа души героя, его сокровенная жизнь, полная мыслей и образов. И чем дальше читаем, тем больше понимаем, что он добрый, смелый и чуткий мальчишка. Хитрый и предприимчивый – да, но не трусливый и не подлый. Удивительно, но к нему не пристали те «взрослые» двойные стандарты, которые он наблюдает в церкви.

Марк Твен не любил все показное и наносное. Его искренне возмущали книжки про благовоспитанных детей, которые писали его современники. В них он не видел ни жизненной достоверности, ни правды, ни здравого смысла. И прекрасно понимал, что очередной Том, листая очередной рассказ про послушного, чистого и причесанного мальчика, широко зевнет, зашвырнет его куда подальше и отправится по своим делам.

Благопристойного мальчика писатель в книге тоже вывел, ярко и безжалостно. Это Сид, которому достается от Тома за то, что он ябедничает, трусит и делает всевозможные мелкие подлости. Рисуя своих героев, Марк Твен максимально правдив. Том – живой, иногда вредный и хитрый, иногда жестокий, очень импульсивный и в некоторых вопросах совсем не рассудительный. Но он – зеркало взрослых, которые его воспитывают, зеркало общества, в том числе и церкви, куда барышни приходят покрасоваться, а конторские служащие – на них поглазеть, где чиновники бахвалятся своим положением и богатством, дамы сплетничают, а проповедник страшит всех муками ада, не отрываясь от толстой стопки исписанных листов, в которых, впрочем, нет ничего нового.

Если наши дети зевают на молитве и не хотят читать Евангелие, не мы ли в этом виноваты?

И когда мы хотим укорить или наказать своих детей за невнимание, шалости или внешнюю черствость, важно посмотреть на себя. Не у нас ли они всему этому научились? И если они зевают на молитве и не хотят читать Евангелие, не мы ли в этом виноваты? Потому что они, малые сии, зависят от нас, как Том от своих учителей в воскресной школе. И от нас зависит, что они поймут о Боге и как почувствуют Слово Божие, и будут ли жить с ним дальше. Об этом для меня начало «Приключений Тома Сойера», об этом едкий сарказм его автора, который с невероятной силой таланта рассказывает о жизни детской души.

Мария Минаева

27 июня 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 262 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Аня и Поллианна: два светлых образа из детских книг Аня и Поллианна: два светлых образа из детских книг
Мария Минаева
Аня и Поллианна: два светлых образа из детских книг Аня и Поллианна: два светлых образа из детских книг
Мария Минаева
Они полны любви к людям и любопытства к жизни, они умеют чувствовать благодарность и видеть красоту. И при этом умеют терпеть.
Можно ли православным читать Марка Твена? Можно ли православным читать Марка Твена?
Мария Марченко
Можно ли православным читать Марка Твена? Можно ли православным читать Марка Твена?
Мария Марченко
Том вовсе не обеспокоен скудостью своего гардероба. Его богатство не в дорогих одеяниях и вкусных кушаньях, а в проказах, выдумках, дружбе и любви.
Мальчишки и девчонки, а также их родители Мальчишки и девчонки, а также их родители
Елена Белова
Мальчишки и девчонки, а также их родители Мальчишки и девчонки, а также их родители
Елена Белова
Вбито с детства: спокойные дети – положительные, а резвые – отрицательные. Наверно, загадка «положительности» спокойных – в удобности. Удобный сын, удобный ученик, удобный прихожанин, удобный гражданин.
Комментарии
александр27 июня 2025, 22:40
Это было не только в Америке. Л.Кассиль "Кондуит и Швамбрания", тоже характерно показаны занятия Законом Божиим. И не потому, что в Союзе писалось. Но и развлекательные "воскресные школы", где весело рисовать и учить колядки тоже не слишком то к Богу приведут, не просто так дети после 14-15 лет часто не в Храме, пусть и посещали ВШ до того. Некие исключения не берем, когда особо талантливый преподаватель и мудрый батюшка смогли направить верно в таком антураже. Практика показывает, что и "веселые ВШ" как то не очень работают. Ну хоть не вызывают обратного эффекта и то хорошо. А вот как действительно работать с маленькими людьми, да еще в наше гаджетное время... Надо искать.
Екатерина27 июня 2025, 09:46
Спасибо за интересную статью. Помню, в детстве, именно книгу про Тома Сойера прочитала запоем и еще удивилась, что такую интересную, не скучную книгу рекомендовали к прочтению в школе:)) В целом, хочется, чтобы на сайте чаще делали обзоры на литературу, особенно детскую.
р.Б.Анастасия27 июня 2025, 08:44
Вот мысль не по теме статьи, но о самом Томе.Что касается жизни Тома Сойера, есть и такой момент.Детство Тома пришлось на время до гражданской войны в США. И к тому моменту, когда Том вырос, война уже началась.Том жил на рабововлельческом юге, против которого воевал промышленный север. Вряд ли Том уклонился от участия в этой войне. Так что книга о его приключениях однажды летом, это еще и картина жизни довоенной жизни Америки в 19в.; картина тёплого детства до вступления в жёсткие условия взрослого мира.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Мария Минаева

Новые материалы

Выбор читателей

×