Аня и Поллианна: два светлых образа из детских книг

Иллюстрация к повести Элинор Поттер «Поллиана» Иллюстрация к повести Элинор Поттер «Поллиана» Для воспитания нужны образцы, в том числе и книжные. Герои литературных произведений влияют на читателей ничуть не меньше, чем реальные люди. И это хорошо: в жизни нечасто встречаются такие яркие и сильные личности, как в книгах.

Иногда герои книг влияют не только на отдельных людей, но и на общественные процессы. Например, Тимуровское движение в Советском Союзе возникло благодаря героям повести Аркадия Гайдара. Тимур с друзьями вдохновляли, им хотели подражать. Кстати, это работает и наоборот, с дурными персонажами кино и книг: они тоже влияют на людей.

Я хочу рассказать о героинях двух книг, которые привыкли считать «девчоночьими». Все потому, что сами они – девочки. Но у них есть чему поучиться и читателям-мальчикам.

Впрочем, женские персонажи по-настоящему талантливых книг выходят за рамки формулы Kinder, Küche, Kirche – киндер, кюхе, кирхе (нем. – «дети, кухня, церковь»). И происходит это не демонстративно и декларативно, а естественно: эти девочки или женщины настолько богаты внутренне, что, даже будучи домохозяйками, оказываются гораздо шире рамок, отведенных им обществом.

Так произошло и с героинями двух замечательных детско-юношеских повестей – «Аня из Зеленых Мезонинов» Люси Мод Монтгомери и «Поллиана» Элинор Поттер. Эти две смешные девчонки с непростой судьбой могут многому научить нас – не только детей, но и взрослых.

Терпение

Героини обеих книг растут в, мягко говоря, непростых жизненных обстоятельствах. И Поллианна, и Аня – сироты. Обе попадают к людям, которые плохо себе представляют детей, а уж тем более сирот. Да и вообще, эти люди вовсе не планировали осчастливить девочек, окружить их любовью и вниманием.

И Поллианна, и Аня – сироты. Обе попадают к людям, которые вовсе не планировали окружить их любовью и вниманием

Вот как мисс Полли объясняет своей горничной появление в доме племянницы:

«Ума не приложу, почему только из-за того, что моя сестра имела глупость выйти замуж и подарить ребенка миру, в котором, по-моему, и без того слишком много людей… Почему, я тебя спрашиваю, мне из-за этого должно захотеться кого-то воспитывать? Нет, моя дорогая, тут дело не в том, что мне хочется и чего не хочется. Просто у меня, в отличие от многих других, очень развито чувство долга».

Что касается Мариллы Касберт из книги Люси Мод Монтгомери – она просит знакомую привезти ей из приюта мальчика-сироту, чтобы тот помогал брату с работой на ферме. Никаких чувств, просто спокойный расчет: в хозяйстве нужен батрак.

Иллюстрация к повести Элинор Поттер «Поллиана» Иллюстрация к повести Элинор Поттер «Поллиана» Вот в такую атмосферу попадают девочки, которым больше всего на свете нужна любовь. Впрочем, они этой любви не ждут: привыкли терпеть.

Кажется, что это неправильно – терпеть нелюбовь (все притеснения и жизненные неудобства – ее следствие). Отсутствие любви справедливо сравнивают с отсутствием влаги, от которого вянет цветок. Только почему-то эти несчастные нелюбимые девочки не кажутся засушенными и поломанными жизнью цветами.

Они полны любви к людям и любопытства к жизни, они умеют чувствовать благодарность и видеть красоту. И при этом умеют терпеть.

Это незаметное терпение оказывается очень даже заметным. Оно смягчает черствые сердца и зажигает в них любовь. Оно пробуждает уважение к этим странным сироткам – таким хилым снаружи и таким сильным внутри. Потому что терпение требует силы.

Радость

Апостол Павел недаром ставит радость второй среди плодов Святого Духа – после любви (ср. Гал. 5, 22). Есть внешнее обманчивое впечатление, что радоваться просто. Но, во-первых, радость легко спутать с другими вещами – например, тщеславием. Истинная, искренняя радость обычно не связана с вещами, ее предмет – люди и другие Божьи творения, может быть, результат труда. Ну, и, наконец, иногда найти повод для радости нелегко, особенно если все идет не по-нашему.

Сиротки из книг Монтгомери и Поттер обладают талантом радоваться по-настоящему. И на поверхностный, невнимательный взгляд эта радость может показаться наигранной или слащавой. Но происходит это потому, что мы сами радоваться не очень-то умеем. Разучились находить истинные поводы, не даем себе труда присмотреться внимательнее, а еще завидуем и, как писал Пушкин, «почитаем всех нулями, а единицами себя».

Что же Поллианна?

Поллианна радуется всему и всем, что попадает в поле ее внимания. Она видит красоту и важность в том, чего другие бы не заметили вовсе, или раздраженно отбросили и восприняли бы как неудачу. Этому девочку научил папа – бедный священник маленького бедного прихода.

«А я очень люблю картины, – продолжала девочка. – У нас дома картин не было, потому что среди пожертвований они попадаются очень редко. Только однажды нам достались две. Но одна оказалась такой хорошей, что папа продал ее и купил мне ботинки. А другая была такая дряхлая, что рама сразу развалилась на части, не успели даже на стену повесить. Я так плакала… А теперь я даже рада, что у нас не было красивых вещей. Потому что теперь мне будут больше нравиться те, которые есть у тети Полли. Ведь я к ним не успела привыкнуть. Это, знаете, все равно что новые разноцветные ленточки, которые находишь в пожертвованиях после того, как жертвовали одни выцветшие».

Игра в радость, которой занята Поллианна, сначала слегка коробит – и читателя, и героев книги, которые знакомятся с девочкой

Игра в радость, которой постоянно занята Поллианна, сначала слегка коробит – и читателя, и героев книги, которые знакомятся с девочкой. Она вызывает какую-то неясную тревогу, неудобство, усмешку. Но чем дальше мы знакомимся с Поллианной, тем более удивительной кажется эта игра, преображающая мир, выявляющая то, на что мы не успеваем бросить свой невнимательный взгляд, пробегая мимо.

Например, Поллианне удается то, что не получилось ни у одного взрослого в округе: внушить интерес к жизни вечно больной миссис Сноу. Ласковая и веселая болтовня девочки, ее ненавязчивые комплименты рождают желание жить, думать, действовать, рассматривать и восхищаться увиденным.

Аня, девочка-сирота, по ошибке привезенная на ферму Зеленые Мезонины в канадской глубинке, тоже радуется тому, чего не замечает никто. То есть все вроде бы видят красоту полей и лесов, моря и закатов, но проходят мимо, потому что некогда и есть дела поважнее. А для Ани красота – самое главное, она наполняет мир, она его синоним. И этому невозможно не радоваться.

«Красота этого места, казалось, лишила девочку дара речи. Она откинулась назад в кабриолете, сцепила на груди худенькие руки, лицо ее в немом восторге было поднято к белому великолепию, простиравшемуся над головой. Даже когда они уже выехали из ‟Аллеи” и спускались по длинному косогору к Ньюбриджу, она все еще не двигалась и не говорила. Все с тем же восторженным лицом она смотрела вдаль, на заходящее солнце, и перед ее глазами на фоне пылающего неба проходили чудесные видения. Через Ньюбридж, шумную маленькую деревню, где собаки облаяли их, маленькие мальчики приветствовали криками, а из окон выглянули любопытные лица, они проехали по-прежнему в молчании. И когда позади остались еще три мили, девочка все еще ничего не сказала. Она, очевидно, могла молчать так же энергично, как и говорить.

– Ты, наверное, устала и голодна, – отважился, наконец, сказать Мэтью, который не мог найти другого объяснения этому необычно долгому молчанию. – Но нам уже недалеко, около мили.

Девочка с глубоким вздохом вышла из задумчивости и посмотрела на него мечтательным взором существа, которое блуждало в далеких звездных пространствах.

– О, мистер Касберт, – прошептала она, – это место, которое мы проезжали… то белое место… что это было?

– Мм… ты, наверное, имеешь в виду ‟Аллею”, – сказал Мэтью после недолгого, но глубокого раздумья. – Да, очень красивое место.

– Красивое? О, это слово не подходит, и прекрасное – тоже не подходит. О, оно было чудесное… чудесное! Это первое, что я видела в жизни – такое, что нельзя представить еще чудеснее».

Смелость

«Аня из Зеленых Мезонинов», обложка книги «Аня из Зеленых Мезонинов», обложка книги Обе девочки, нежные, воздушные, впечатлительные, полные восторженных мыслей и книжных образов, кажется, неспособны на сильные поступки. Но это только кажется, и только пока не познакомишься с ними получше. И Поллианна, и Аня – цельные, честные, деятельные. Когда они видят чужую боль, то не могут остаться в стороне.

Например, Аня простодушно рассказывает Марилле, как уставала быть нянькой в том доме, куда ее взяли. Куча ребятишек, которым не хватает внимания матери, их шалости, их болезни, беспорядок, который они порождают своими играми – все это было в сфере ответственности Ани, по нашим современным меркам, совсем еще ребенка. И, конечно, Аня уставала, и раздражалась, и очень хотела заняться своими делами и мыслями. Но возилась с малышами.

А потом, когда заболела сестрёнка ее подруги, девочка отважно бросилась на помощь. В отсутствие взрослых, прекрасно зная о риске заразиться, она всю ночь ухаживает за малышкой – и спасает ее от смерти. Потому что знает, что та может умереть, и знает, что нужно делать, и не может пройти мимо.

А еще Аня мирится с Гилбертом – мальчишкой, который обидел ее и которому она никак не могла это простить. Огромного труда стоит ей это, но она набирается смелости и подходит е нему:

« – Гилберт, – сказала она, заливаясь румянцем. – Я хочу поблагодарить тебя за то, что ты отказался от места в школе в мою пользу. Это было великодушно с твоей стороны… и я хочу, чтобы ты знал, как я ценю твою доброту».

А Поллианна со своей игрой в радость вообще не думает о страхе. Она так внимательно наблюдает за людьми и так стремится им помочь, что бояться ей просто некогда. Страх исключает радость, а Поллианна очень хочет радоваться. Поэтому не боится.

Смелость – это не отсутствие страха, это умение его преодолеть. И преодолевает страх девочка, заботясь и переживая о других

И это помогает ей, когда она оказывается прикованной к постели. Конечно, узнав о своем положении, Поллианна пугается. Но смелость, как известно, – это не отсутствие страха, это умение его преодолеть. И преодолевает страх девочка, заботясь и переживая о других. Даже в беспомощном положении ей это удается.

Внимательная любовь

Удивительная черта обеих героинь – внимательное отношение к людям. Его невозможно формально воспитать в себе: если человека не интересуют другие, он обязательно забудет о них, пропустит важное. Эти маленькие девочки, Поллианна и Аня, всегда очень внимательны. То есть они могут что-то перепутать или нечаянно испортить по хозяйству, но никогда не пройдут мимо чужой печали или радости.

Интересно, что в обеих книгах женщины, воспитывающие девочек, – натуры достаточно холодные. Они знают, как поступать полагается и как не полагается, но не более. Это дает им опору, но вот любви и тепла не дает. Зато всего этого в избытке у их воспитанниц – непоследовательных, смешных, несчастных и одиноких сироток.

Очень важно, что обе девочки – живые и настоящие, с недостатками и глупостями, с мечтами и желаниями. Вот Аня, например: она очень хочет платье с модными рукавами-буфами, они занимают ее мысли. Она злится на девочек и мальчиков в школе и даже умудряется нагрубить соседке, которая нелестно отзывается о ее внешности. Но в большом, в самом главном она поступает правильно, откидывая второстепенное. Когда Марилла решает продать ферму, потому что слепнет и не может содержать ее, Аня отказывается от стипендии и учебы в университете. Она остается рядом, не делая из своего поступка подвига, а просто потому, что любит.

А Поллианна отказывается от предложения мистера Пендлтона, который хотел удочерить ее, – она предпочитает остаться со своей тетей, холодной и чопорной, но которую она уже успела полюбить. За что?

Просто за то, что та рядом. Поллианна щедра на любовь и видит в людях в первую очередь хорошее.

«Любовь! Услышав это слово, мисс Полли вдруг вспомнила, чем руководствовалась сама, беря девочку в дом. И только она об этом подумала, как словно наяву услышала слова, которые произнесла Поллианна сегодня утром: ‟Мне хочется, чтобы родные меня называли ‛милая!’” И вот изголодавшейся по любви девочке вдруг предлагают любовь, скопившуюся за 25 лет одиночества! Неужели она нашла в себе силы отказаться от такого? И только мисс Полли подумала об этом, как у нее все опустилось внутри, ибо именно сейчас она отчетливо поняла, что без этой девочки жизнь для нее утратит всякий смысл».

***

Аня и Поллиана многому могут научить читателей. Обе они, смешные, одинокие, недолюбленные, сумели расположить к себе десятки людей. И нет в этом ни волшебства, ни надрыва – только спокойная внимательная любовь, смелый прямой взгляд вперед, терпение и радость. Всего этого порой так не хватает каждому из нас.

Мария Минаева

10 апреля 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 193 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
«Удивительное путешествие кролика Эдварда»: книга о том, как страдания пробуждают душу «Удивительное путешествие кролика Эдварда»: книга о том, как страдания пробуждают душу
Мария Минаева
«Удивительное путешествие кролика Эдварда»: книга о том, как страдания пробуждают душу «Удивительное путешествие кролика Эдварда»: книга о том, как страдания пробуждают душу
Мария Минаева
Герой не перековывается мгновенно, он не становится удобным пособием для демонстрации нравственных идей. Он меняется, потому что меняется мир вокруг, сминая его жизнь, благополучие, уверенность.
Секрет радости от детской писательницы А.-К. Вестли Секрет радости от детской писательницы А.-К. Вестли
Мария Минаева
Секрет радости от детской писательницы А.-К. Вестли Жить, не оглядываясь на других,
или Секрет радости от детской писательницы Анны-Катарины Вестли

Мария Минаева
Ценность книжек Вестли – в обычной жизни, которая просто живется.
Творчество Люси Монтгомери Творчество Люси Монтгомери
Ольга Шишкина
Творчество Люси Монтгомери Творчество Люси Монтгомери
Ольга Шишкина
Праведный Иоанн Кронштадский как-то сказал, что одного взгляда на христианские книги бывает достаточно, чтобы почерпнуть силы для борьбы с искушением. Повести Люси Монтгомери относятся именно к таким книгам.
Комментарии
Hola11 апреля 2025, 23:30
У Поллианны гениальный и очень любящий отец. А он и есть главное лицо в книге. Нищий священник, не зарабатывающий даже на насущную жизнь. Как много он успел вложить в дочь, научить ее. Научил смиряться и радоваться, терпеть и любить. Получить костыль вместо куклы... Что бы вы сказали своей дочери? А он превратил неприятную ситуацию в комическую. Кстати, сама Поллианна, когда заболела, не нашла поводов для радости. И не нужно забывать что обе девочки придуманные персонажи. В настоящей жизни их судьба могла сложиться куда более трагически.
Игорь10 апреля 2025, 19:48
Спаси Господи. Очень хороший материал. На душе сразу стало легко и радостно. Ещё раз спасибо автору.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
Другие статьи автора Мария Минаева

Новые материалы

Выбор читателей

×