Архимандрит Давид (Мейрик) Уолсингемский: современный апостол Православия в Британии

В Индии с архимандритом Лазарем (Муром). В Индии с архимандритом Лазарем (Муром).

Его труды сравнивают с трудами ранних православных миссионеров, которые первыми проповедовали Евангелие на Британских островах

Архимандрит Давид (Марк Генри Мейрик; Archimandrite David Meyrick), известный в народе как «отец Давид Уолсингемский», был английским православным священником, чья жизнь (1930–1993) соединила древнюю традицию и современную миссию. Происходивший из рода англиканских священнослужителей, отец Давид в молодости принял Православие и стал одним из первых православных миссионеров в Британии XX века. Служа в деревне Литл-Уолсингем (Little Walsingham; часто просто «Уолсингем») в графстве Норфолк на востоке Англии, он основал православную часовню и монашескую общину, где началось возрождение почитания ранних английских святых и распространение православной веры среди местного населения. Его труды часто сравнивают с трудами ранних православных миссионеров, которые первыми проповедовали Евангелие на Британских островах, – таких святых, как Фурсей Бург-Каслский (Fursey of Burgh Castle), Феликс Данвичский (Felix of Dunwich) и Айдан Линдисфарнский (Aidan of Lindisfarne), – подчеркивая как преемственность духа, так и заметные различия в историческом контексте. В данной статье рассказывается о жизни отца Давида, его миссионерской деятельности и наследии в православной Великобритании.

Ранние годы

Путь отца Давида к Православию был связан как с древним достоянием, так и с произошедшими в его жизни открытиями. Марк Генри Мейрик родился в 1930 году. Он был сыном, внуком и внучатым племянником англиканских священнослужителей и рос в атмосфере благочестия и христианского служения. Несмотря на традиционное англиканское воспитание, юный Марк почувствовал тягу к древним христианским корням Востока. Его первое знакомство с Православием произошло в 1952 году, когда он посетил Рождественское богослужение в русском кафедральном соборе Александра Невского в Париже. Марк был глубоко тронут продолжительностью литургии – трехчасовой службы, которая «пролетела словно за несколько минут». Этот опыт пробудил в молодом человеке огромный интерес к православному богослужению и богословию.

Желая служить в Православной Церкви, Марк хотел выучиться на священника. В 1963 году он сделал необычный выбор – вместо учебы в Париже или Лондоне он отправился со своим другом Леоном Лиддаментом (Leon Liddament; 1943–2010) в Индию, чтобы поучиться у известного православного миссионера – архимандрита Лазаря (Мура; 1902–1992). Отец Лазарь, английский православный монах и священник, прожил часть жизни в Индии, и Марк провел некоторое время под его руководством, впитывая дух миссионерского рвения и аскетической практики. Его пребывание в Индии оказалось «судьбоносным для нашей жизни в Литл-Уолсингеме», подготовив Марка к жизни в простоте, молитве и служении, что пригодилось ему по возвращении в Англию. Погрузившись в зарубежное Православие, Марк Мейрик существенно преобразился: это помогло ему преодолеть свои англиканские корни и подготовило его к трудам по распространению Православия на английской земле.

Миссионерские труды в Литл-Уолсингеме и за его пределами

О. Марк Мейрик, будущий архимандрит Давид О. Марк Мейрик, будущий архимандрит Давид

Марк вернулся в Великобританию и в 1966 году получил приглашение, которое было промыслительным и определило дело его жизни. Каноник Колин Стивенсон, заведовавший англиканскими святынями в честь Пресвятой Богородицы в Литл-Уолсингеме, пригласил его приехать и закрепить постоянное православное присутствие в этом месте. В XX веке в Англиканской и Католической церквях полным ходом возрождалось почитание святынь Литл-Уолсингема1 – древнего святого места, связанного с явлением Пресвятой Богородицы, и знаменитого паломнического центра в Средневековье. Возвращение Православия в это особенное благодатное место с богатой духовной историей было очень смелым жестом. Марк прибыл в Литл-Уолсингем в том же году, еще не будучи монахом или рукоположенным священником, но как ревностный служитель веры, готовый начать всё с нуля.

Вместе с небольшим братством в честь преподобного Серафима Саровского Марк приступил к превращению старой заброшенной железнодорожной станции в православную часовню. Помещения были скромные – бывшие зал ожидания и билетная касса, – но это было всё, что могла себе позволить зарождавшаяся миссия. К августу 1967 года временная часовня была готова и освящена архиепископом Ричмондским и Британским Никодимом из Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) в честь преподобного Серафима Саровского. Марк Генри Мейрик был рукоположен в священнический сан и начал служить в этой часовне, привнеся православную литургию в жизнь английской деревни. Он быстро стяжал известность среди сельских жителей: «Совершая покупки на рынке городка Фейкенем в торговые дни, всегда в священническом облачении, он был весьма любим местными жителями», которые и по сей день вспоминают его с большим теплом. Такое доступное, заметное присутствие православного священника в сельской местности Норфолка было чем-то новым и интригующим, положив начало тихой миссии отца Давида.

В течение следующих двух десятилетий отец Марк Мейрик, как его тогда пока еще звали, неустанно развивал православную жизнь в регионе. Он служил не только в Литл-Уолсингеме, но и регулярно ездил служить в небольших православных общинах в таких местах, как Ноттингем и Лондон – везде, где была необходимость. Чтобы поддержать миссию финансово (поскольку жалованье от Русской Церкви в изгнании было очень скромным), они вместе с Леоном Лиддаментом занялись иконописью – написанием святых икон: для них это было и церковное искусство, и источник дохода. В конце 1970-х годов отец Марк и его община поняли, что юрисдикция Русской Зарубежной Церкви стала вести слишком жесткую политику, поэтому они обратились к митрополиту Сурожскому Антонию (Блуму; епархия Московского Патриархата в Великобритании) с просьбой принять их под свой омофор. Владыка Антоний с радостью их принял: в 1980 году он постриг Марка в монашество, дав ему новое имя Давид, а в 1982 году возвел его в сан игумена (настоятеля) общины Литл-Уолсингема. К 1987 году отец Давид был возведен в сан архимандрита, а некогда временная часовня в Уолсингеме превратилась в крепкую приходскую православную общину.

Часовня в честь прп. Серафима, Литл-Уолсингем Часовня в честь прп. Серафима, Литл-Уолсингем

Миссионерская деятельность отца Давида простиралась за пределы Литл-Уолсингема. В 1982 году он помог основать новый православный приход в Норидже (Norwich), ближайшем крупном городе, в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он возглавлял общину Нориджа, пока туда не был назначен постоянный приходской священник, тем самым заложив фундамент православного присутствия еще в одном уголке восточной Англии. Все это время отец Давид подвизался в Литл-Уолсингеме. В 1986 году его Братство приобрело постоянное и более просторное здание – бывшую методистскую часовню в соседней деревне Грейт Уолсингем (Great Walsingham), чтобы переоборудовать ее в полноценную православную церковь. Отец Давид руководил этим процессом с присущим ему творческим подходом: написанные им фрески и панно с иконами в сочетании с архитектурными решениями англиканского архитектора, ставшего православным, превратили старую часовню в настоящий православный храм. К лету 1988 года новый Спасо-Преображенский храм был завершен, и 1 октября 1988 года митрополит Антоний прибыл для его освящения, официально сделав его приходским храмом для местных православных верующих. Это стало венцом миссионерских трудов отца Давида – постоянный православный храм в восточной Англии, воплотивший его мечту о живом Православии в регионе.

Икона Собора Британских и Ирландских святых Икона Собора Британских и Ирландских святых

«Он вернул нам наших святых»: наследие отца Давида

Один англиканский клирик сказал об отце Давиде: «Он вернул нам наших святых»

Отца Давида Уолсингемского помнят не только за здания, которые он построил, но и за духовное наследие, которым он делился. Один англиканский клирик сказал об отце Давиде: «Он вернул нам наших святых». Отец Давид уделял особое внимание ранним британским святым – тем христианам I тысячелетия в Британии, которые жили и умерли в православной традиции. Он искренне верил, что православная вера не была принесена в Британию из-за рубежа, а являлась родной верой этой страны. Он отстаивал идею о том, что святые Британских островов (от римской и кельтской эпохи и до окончания англосаксонской эры) принадлежат Православной Церкви и могут быть снова почитаемы британскими христианами. Ради этой цели он приложил немало усилий, рассказывая людям об этих местных святых и включая упоминания о них в богослужения. Будучи иконописцем, он написал бесчисленное множество икон британских святых: первомученика Британии Альбана Веруламского (Alban of Verulamium), преподобного Колумбы Ионского (Columba of Iona), святителя Феликса Данвичского, преподобного Фурсея Бург-Каслского, святителя Айдана Линдисфарнского и многих других, часто украшая их кельтскими мотивами наряду с традиционным византийским стилем. Он и Леон Лиддамент разработали особый иконографический стиль, опираясь как на греческие, так и на русские источники, а также на кельтское искусство, создавая образы, которые были понятны и британцам. На протяжении десятилетий написанные ими иконы появлялись в храмах и домах не только в Великобритании, но и по всему миру. В 1978 году митрополит Сурожский Антоний поручил отцу Давиду создать большую икону Всех святых, в землях Британских и Ирландских просиявших, которая сейчас находится в русском православном соборе в честь Успения Божией Матери в Лондоне. Благодаря таким трудам отец Давид фактически заново открыл ранних местных святых современным православным в Британии. Его часовня в Уолсингеме стала «центром гимнографии и иконографии святых этих островов», где местные православные могли буквально видеть лики своих угодников Божиих на стенах и петь им хвалебные песнопения. Это воссоединение с древним христианским наследием Британии стало отличительной чертой миссии отца Давида.

Марк Мейрик (слева) с архимандритом Лазарем (Муром) (в центре) Марк Мейрик (слева) с архимандритом Лазарем (Муром) (в центре)

Наследие отца Давида продолжает жить и в основанных им учреждениях. После его безвременной кончины в 1993 году был создан благотворительный фонд для сохранения часовни преподобного Серафима (старой церкви на месте бывшей железнодорожной станции) и его работ. Благодаря Фонду святого Серафима маленькая часовня в Литл-Уолсингеме ежедневно открыта в качестве молельни для паломников и музея икон, принимая всех желающих. Фонд сохранил эскизы икон, рисунки и инструменты отца Давида и даже создал галерею наследия, в которой представлены работы отца Давида и Леона Лиддамента. Такие выставки, как «Молитва перед иконой: работы иконописцев Уолсингема» в кафедральном соборе города Норидж в 2013 году, познакомили новую аудиторию с творчеством отца Давида. В Уолсингеме об отце Давиде до сих пор вспоминают с душевным теплом. Он никогда не закрывался в монастыре; наоборот, участвовал в деревенских крестных ходах и паломничествах национального масштаба; его всегда видели в развевающейся рясе, олицетворяющей гостеприимное и близкое присутствие Православия. Эта открытость и приветливость оставила след во многих сердцах. Основанный им православный приход при церкви Преображения Господня в Грейт Уолсингеме действует по сей день, теперь он находится под юрисдикцией Фиатирской архиепископии (Константинопольский Патриархат). Основанный отцом Давидом в начале 1980-х годов приход Московского Патриархата в Норидже также по-прежнему является действующим. Таким образом, наследие отца Давида сохраняется в этих живых общинах, иконах, украшающих храмы по всей Британии, и в знании о британских святых у современных англичан. Это «наведение мостов» – между прошлым и настоящим, между православным Востоком и Западом, а также между Церковью и местным населением.

Преемственность и различия: отец Давид и первые миссионеры

Он ориентировался на то Православие, которое некогда укоренилось в этой стране, а не на привнесенные иностранные православные традиции

Отца Давида можно отчасти сравнить с ранними православными миссионерами в Британии. Во многих отношениях его труды были продолжением их апостольской миссии на английской земле, хотя и осуществлялись в совсем другую эпоху. Подобно святым, которые проповедовали на языке народа и освящали местные обычаи в свете Евангелия, отец Давид предпочитал совершать православную литургию на английском языке (что в его время было относительно редким явлением), чтобы Евангелие было доступно окружающим людям. Однажды он объяснил, что одной из его главных целей было ориентироваться на то Православие, которое некогда укоренилось в этой стране, а не на привнесенные иностранные православные традиции. Это перекликается, к примеру, с подходом святителя Айдана Линдисфарнского, который ходил от деревни к деревне в северном английском королевстве Нортумбрия, рассказывая англосаксам о вере на их родном языке и живя рядом с народом. И святитель Айдан, и отец Давид были монахами-миссионерами, основавшими монастыри, которые одновременно служили и миссионерскими центрами: Линдисфарн в случае святителя Айдана и церковь преподобного Серафима в Уолсингеме в случае отца Давида. Святитель Феликс бургундец, почитаемый как «апостол восточных англов», и преподобный Фурсей Ирландский основали церкви и монастыри в 630–640-х годах среди восточных англов, подобно тому, как отец Давид учредил свои церкви и монашеское братство в 1960–1980-х годах среди потомков тех самых восточных англов. Эта параллель не ускользнула от внимания наблюдателей: отца Давида прозвали «святым Феликсом или Фурсеем последних дней» за то, что он оживил Православие в восточной Англии. Во всех этих случаях православная миссия укоренилась на британской земле – будь то в буквальном смысле, как у ранних святых, обращавших целые языческие королевства, или духовно, как у отца Давида, возрождавшего православное наследие в стране, давно от него отделенной.

Свт. Айдан Линдисфарнский Свт. Айдан Линдисфарнский

Несмотря на эту преемственность духа и целей, существуют также явные различия между миссией отца Давида и миссиями святых раннего Средневековья. Исторический контекст был абсолютно разный. Святые Феликс, Фурсей и Айдан проповедовали в основном языческим или недавно обращенным в христианство обществам в раннем Средневековье, зачастую при поддержке королей и знати, которые сами были новообращенными христианами. Напротив, отец Давид совершал свою миссию в современном плюралистическом обществе, уже номинально христианском (в основном англиканском или католическом в историческом смысле) и стремительно секуляризирующемся. У него не было покровителя из королевской семьи, который бы финансировал его труды; его поддерживала всего лишь небольшая группа православных верующих и даже сочувствующие англикане, которые помогали отцу Давиду на этом поприще. Например, приглашение со стороны англикан переехать к святыням Уолсингема и утвердить там православное присутствие обеспечило дружественную обстановку, но православная миссия в Уолсингеме так и осталась малобюджетной и со скромными возможностями, а не грандиозным королевским проектом.

Еще одно отличие заключается в масштабах воздействия. Ранние святые коренным образом преобразили целые регионы: святитель Феликс просветил всё королевство Восточная Англия (он открывал школы и создал целую епархию), а влияние святителя Айдана привело к просвещению и глубокому воцерковлению королевства Нортумбрия, к процветанию монастырей. Труды же отца Давида хотя и имеют огромное значение, но были менее масштабными – он скорее строил местную общину и свидетельствовал о древнем наследии, чем обращал в христианство целое королевство. Его паства в Уолсингеме и Норидже насчитывала десятки, а не тысячи человек. В некотором смысле его миссией было не массовое обращение неверующих, а воскрешение культурной памяти: напоминание британцам о православных корнях и святых их родины. Это более тонкое влияние отразилось в таких вещах, как возрождение интереса к местным святым (через иконы и паломничества) и постоянное православное и молитвенное присутствие в месте, издавна связанном с сугубым почитанием Пресвятой Богородицы.

Его жизнь показывает, что эпоха православной миссии в Британии не закончилась с «Золотым веком» кельтских и англосаксонских святых

В то время как многие святые миссионеры раннего периода стали прославленными чудотворцами, что отразилось в их житиях, достояние отца Давида более скромное и менее очевидное. Он не причислен (по крайней мере, пока) к лику святых, и ему не приписываются громкие чудеса; скорее, его святость проявлялась в простых делах служения, творчестве и гостеприимстве. Можно представить себе святителя Айдана, отдающего бедняку подаренного королем коня, или преподобного Фурсея, трудящегося в молитве среди руин бывшей римской крепости. Некими «аналогами» являются такие подвиги отца Давида, как ласковое общение с деревенскими жителями, написание икон до поздней ночи, чтобы собрать средства для часовни, и теплый прием паломников, приходивших в его маленькую церковь. Его жизнь показывает, что эпоха православной миссии в Британии не закончилась с «Золотым веком» кельтских и англосаксонских святых; она продолжается, хотя и в измененном виде, благодаря таким преданным служителям Божиим, как отец Давид. Преемственность заключается в самой православной кафолической вере и ее способности приживаться в Великобритании, а разница заключается в обстоятельствах и методах.

Заключение

Отец Давид Уолсингемский является выдающимся деятелем православного христианского свидетельства в Британии XX века – мостом между эпохами. Ученые могут перечислить его достижения: основание часовен и приходов, перевод богослужений на английский язык, развитие школы иконописи и знакомство современных верующих с древними британскими святыми. Однако на личном уровне память об отце Давиде прежде всего связана с его смирением, верой и деятельной любовью. Он использовал то, что было в его распоряжении, – заброшенную железнодорожную станцию, кисть для рисования, несколько богослужебных книг – и, подобно святым древности, превратил всё это в «инструменты» для Божьего дела. Поступая так, он помог посеять семена возрождающегося местного Православия в стране, где, казалось бы, оно долгое время не существовало. Преемственность между отцом Давидом и такими фигурами, как святитель Августин Кентерберийский или святитель Айдан, проявляется в их верном ответе (каждого в своё время) на призыв Христа: «Паси агнцев Моих» (Ин. 21:15). Различия напоминают нам о том, что каждая эпоха ставит перед миссионерами уникальные вызовы. Отец Давид творчески и мужественно отвечал на вызовы современной Британии, оставив достояние, которое сохраняется в основанных им общинах и в жизни людей, к которым он прикоснулся. В анналах православного христианства Британии его имя теперь занимает почетное место – возможно, недалеко от тех древних святых, которых он с такой любовью воскресил в нашей памяти.

Использованная литература

  1. Orthodox Station (Substack)—“Fr David of Walsingham (1930–93)”https://orthodoxstation.substack.com/p/fr-david-of-walsingham-193093

  2. Orthodox Station (Substack)—“British Saints and Orthodoxy”https://orthodoxstation.substack.com/p/british-saints-and-orthodoxy

  3. Holy Transfiguration, Walsingham—History of the Orthodox Church in Walsinghamhttps://holytransfigurationwalsingham.simdif.com/history_.html

  4. St. Seraphim’s Trust—St. Seraphim’s News (Summer 2012)https://stseraphimstrust.org.uk/wp-content/uploads/2020/01/St-Seraphims-News-Summer-2012-v2.pdf

  5. St. Seraphim’s Trust—Father David and Leonhttps://iconpainter.org.uk/about/father-david-and-leon/

  6. Independent Catholic News—Norwich Cathedral: Praying with Icons—The Work of the Walsingham Iconographers (2013)—https://www.indcatholicnews.com/news/23640

  7. Orthodox Church Norwich—Parish Historyhttps://www.orthodoxchurch-norwich.co.uk/

  8. Paul Kingsnorth, The Norfolk Orient (Abbey of Misrule Substack)—https://paulkingsnorth.substack.com/p/the-norfolk-orient

  9. Orthodox England—"Eastern England: The Land of Twelve Saints"—http://www.events.orthodoxengland.org.uk/eastern-england-the-land-of-twelve-saints/

Габриэль Августин Галеано
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Orthodox Christianity

25 июля 2025 г.

1 В 1061 году, за несколько лет до Норманнского завоевания Англии, Пресвятая Богородица явилась благочестивой аристократке и вдове Ришельдис де Фаверше (Richeldis de Faverches) на месте нынешней деревни Уолсингем и повелела ей построить точную копию горницы, в которой произошло Благовещение в Назарете, показав ее в видении во всех деталях. Богоматерь пообещала сохранить под Своим покровом всех англичан, которые останутся преданными Церкви и христианской традиции. На том месте позднее построили великий монастырь, который вмещал в себя копию горницы и хранил чудотворную деревянную статую «Богородицы Уолсингемской». В Средние века обитель в Уолсингеме была величайшим центром паломничества в Англии после Кентербери. На протяжении 300 лет каждый английский монарх совершал сюда паломничество пешком, включая и молодого Генриха VIII, который позднее устроит в стране кровавую Реформацию и закроет все монастыри, включая Уолсингемский. В XX веке началось возрождение этого святого места, и сегодня его вновь посещают православные, католики и англикане. Уолсингем считается «английским Назаретом», Пресвятую Богородицу Уолсингемскую почитают «Заступницей Британии», а ежегодно к святыням Уолсингема стекается до 350 000 паломников, не считая многотысячного национального пешего паломничества. С относительно недавнего времени существует православная икона «Богородицы Уолсингемской», день памяти которой – 24 сентября. В 1930-е годы англикане перестроили «точную копию горницы из Назарета» – сегодня в ней все желающие могут поставить свечи, помолиться, почитать акафист Царице Небесной и поклониться копии деревянной монастырской статуи Богоматери (Our Lady of Walsingham), утраченной во время Реформации. Эта «горница» является главной частью огромной церкви XX века, которая содержит 15 приделов, а в одной из ее часовен, освященной в честь иконы «Живоносный источник», служат православные. От средневекового Уолсингемского монастыря сохранились живописные руины, среди которых можно помолиться и поразмышлять о великом духовном наследии Уолсингема совсем рядом с храмом с «горницей». По соседству с руинами в XX веке археологами был обнаружен заброшенный средневековый святой источник, который с тех пор был восстановлен и ныне является одним из самых популярных и почитаемых действующих источников во всей стране (его воду используют христиане всех деноминаций). Поблизости есть и другие, менее известные источники. В Уолсингеме также действуют центр для посетителей и паломников; сады с объектами на Библейские темы; а в километре от Литтл-Уолсингема, в местечке Хоутон-Сент-Джайлс (Houghton St Giles), расположена восстановленная католиками в конце XIX века еще одна значимая святыня: «Часовня для тапочек» (Slipper Chapel) XIV века, в которой традиционно принято оставлять свою обувь во время паломничества в Уолсингем и проходить оставшийся километр до «горницы» босиком (многие соблюдают этот обычай по сей день). Здесь же находятся принадлежащие католикам еще одна статуя «Богородицы Уолсингемской», а также большая «Часовня примирения», посещаемые паломниками. С иконами и статуями «Богородицы Уолсингемской» проводятся ежегодные крестные ходы и процессии. – Примеч. пер.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.