Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

«Удивительное путешествие кролика Эдварда»: книга о том, как страдания пробуждают душу

Иллюстрация к книге Кейт Дикамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Иллюстрация к книге Кейт Дикамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

Есть такой стереотип: детям нужно показывать только приятное и веселое, чтобы они были счастливы. Успеют потом настрадаться, когда вырастут, а пока пусть живут беспечно и радостно. Это опасное заблуждение.

Во-первых, избегание трудностей в детстве (я именно про намеренное избегание, когда ребенку не дают никаким образом их проживать и разруливать) никак не ограждает от трудностей во взрослом возрасте. Человек вырастет, и рядом уже не будет тех, кто все время подстилает соломку. И ему будет больно, сложно, плохо – тяжелее, чем тем, кто сталкивался с проблемами.

Во-вторых, ни один родитель, даже самый прогрессивный, принимающий и включенный, не может гарантировать ребенку, что с ним все будет хорошо даже в следующую минуту. Потому что многое в жизни от нас вообще никак не зависит.

Я нередко сталкиваюсь с возмущением родителей: как посмел, например, Корней Чуковский написать, что зайчику перерезало ножки? Как пришло в голову Николаю Носову вложить в уста мамы из рассказа «Огурцы» фразу: «Пусть у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор». Как такое можно читать детям?

Но вот какая штука: не сострадая, невозможно вырасти милосердным. Не печалясь, невозможно стать чутким. А безудержная радость в детстве вовсе не гарантирует, что взрослым ты будешь счастлив.

Печаль и жалость помогают ощутить полноту и красоту мира – даже несовершенного, полного пороков

Печаль и жалость помогают ощутить полноту и красоту мира – даже несовершенного, полного пороков. Именно об этом замечательная детская книжка Кейт ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда».

Сказочная повесть аккуратно встраивается в рамки канона: много существует произведений, где игрушки живут, разговаривают, думают, радуются, страдают, ошибаются и исправляют ошибки. Это и «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена, и «Винни-Пух» Милна, и «Путешествие Голубой стрелы» Родари. Это замечательная мультипликационная эпопея «История игрушек» студии Pixar. Истории, вникая в которые, ребенок без нотаций взрослых видит людские поступки, собственные в том числе.

Кролик Эдвард – игрушка богатой девочки по имени Абилин Тюлейн. Она очень любит зверька: спит с ним, ест, разговаривает, трогательно прощается, когда уходит из дому. Эдвард принимает все это, как должное, по праву рождения ему данное. Он не любит девочку, а только снисходительно принимает ее любовь.

В общем-то кролик доволен жизнью. Все хорошо у него, все хорошо у Абилин. Тут-то, с легкой руки бабушки Пелегрины, и начинаются приключения.

Это очень тонкий момент: беды сваливаются не на того, кто их вызывал, намеренно вредил, обижал кого-то. Они обрушиваются на теплохладного – того, кому все равно, что происходит вокруг. Кто сосредоточен только на себе и удовлетворен этим. Чтобы расшевелить такое сердце, видимо, нужны несчастья.

Все начинается в тот момент, когда Абилин с родителями на большом пароходе пересекает океан. Мальчишки вырывают у нее из рук кролика, и тот летит за борт. Летит, недоумевая, как же такое могло приключится с ним, с его бесценной персоной.

А потом кролик много-много дней лежал на морском дне и думал, как же далеко он от звезд. Нет, это еще не было пробуждение сердца, скорее, предчувствие пробуждения: Эдвард начинает жалеть о том, что потерял. Пока не о тех, а о том – о неживом, но красивом, о том, что ему нравилось.

Кейт ДиКамилло показывает читателю путь сердца – болезненный, извилистый, но последовательный, логичный и наглядный

Кейт ДиКамилло показывает читателю путь сердца – болезненный, извилистый, но последовательный, логичный и наглядный. Герой не перековывается мгновенно, его не озаряет и не осеняет, он не становится удобным пособием для демонстрации нравственных идей и хорошего поведения. Он меняется, потому что меняется мир вокруг, сминая его жизнь, благополучие, уверенность.

И когда выловленный из моря Эдвард только-только обретает спокойствие в уютном домике старика-рыбака и его жены, его снова выбрасывают.

«Эдвард почувствовал резкую боль где-то глубоко-глубоко в своей фарфоровой груди.

Первый раз в жизни он понял, что у него есть сердце. И сердце его повторяло два слова: Нелли, Лоренс».

Жестокие уроки для Эдварда не заканчиваются. Он попадает на помойку, долгие дни лежит там, заваленный хламом и вонючим мусором. И думает.

Да, игрушечный кролик начинает думать. Удивительные мысли вкладывает автор в его фарфоровую головку – о вине перед Абилин, о недостатке любви и о том, как любовь рождается в самых, казалось бы, неподходящих для этого обстоятельствах.

Нас приучили воспринимать любовь окруженной ореолом красоты и сладости

Мы привыкли, вернее, нас приучили воспринимать любовь окруженной ореолом красоты и сладости. Красивые пары в красивых нарядах, красивые матери нежно ласкают красивых детей – это нам показывает реклама, социальные сети, телевидение. Кажется, там, где нет этой внешней привлекательности, любви быть не может.

Книга Кейт ДиКамилло со всей жесткостью, правдивостью таланта показывает, где живет любовь. Например, в кармане бродяги, неунывающего Быка, который умеет рассказывать удивительные истории, сидя у костра. Или в бедной хижине, где умирает ребенок.

Да, в книге умирает ребенок. Ослабевшая от болезни девочка баюкает Эдварда, и его сердце все сильнее и сильнее болит. Но он, фарфоровый кролик, ничего сделать не может. И в этой малышке, и в унылом жилище, где она лежит, и – главное! – в ее преданном брате живет такая прекрасная и настоящая любовь, даже краешка, даже частички которой нет в выхолощенных блогах или рекламных роликах.

Твое сердце узнает и верит. И тоже болит. И я искренне считаю, что ограждать детей от этого опыта вредно

Вот за это я и люблю талантливую литературу – за правду. В науке это называется художественная достоверность. А если простым языком говорить – это когда твое сердце узнает и верит. И тоже болит. И я искренне считаю, что ограждать детей от этого опыта вредно. Через жалость к кролику, к девочке, к ее брату, к бродяге в них рождается любовь и жалость. Об этом писал, например, в одном из своих стихотворений архиепископ Иоанн (Шаховской):

Острая нежность и острая жалость
Рядом вошли в мой дом.
Жалость и нежность, нежность и жалость
Ходят всегда вдвоем.

Ни оправдать, ни понять другого
Люди не могут еще.
Только жалеют. И нежное слово
Другу кладут на плечо.

Жалость и нежность сплелись, как умели.
Нежность глядит вперед,
Жалость все делает в мире белым,
С жалостью нежность идет.

А кролик Эдвард Тюлейн следует дальше дорогами своей истории. Ему предстоит еще много боли, ожидания, терпения, размышлений. Но в конце его ждет что-то необыкновенное: удивительный поворот судьбы, закольцевавший всю историю, сделавший ее логику неотменимой. Это то самое совпадение, которого, кажется, не могло быть, но оно случается. В жизни каждого из нас бывает такое.

«Удивительное путешествие кролика Эдварда» названо удивительным не только потому, что с игрушкой редко происходят такие вещи. Это путешествие сердца к самому себе, болезненное освобождение от скорлупы себялюбия, очищение через страдания.

Такие истории взращивают сердце ребенка в правде и показывают ему настоящую любовь. А это поважнее, чем красивые сказки, где все счастливы.

Мария Минаева

22 января 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 223 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Marija23 февраля 2025, 17:14
Купили, прочли. Восхищены! Читала дочери перед сном, муж в соседней комнате всхлипывал. Конечно, важно уточнить ВОЗРАСТ. Это на ребёнка как минимум шести-семи лет, а лучше постарше. Дочери 4 и она уже осваивает достаточно сложные произведения, и Дети капитана Гранта, и Белый Пудель и тд, но эта книга слишком драматична и душещипательна. В паре мест пришлось даже делать по ходу чтения "купюры", особенно в эпизоде, когда отец-алкоголик вернулся, завернул труп умершей Сарры и унёс в неизвестном гаправлении хоронить. Для малютки это перебор. Но вообще книга потрясающая.
Nina26 января 2025, 18:49
Очень рекомендую!!!!! Прочли эту книгу летом, реки слез у всех....Так хочется ещё подобное читать детям проникновенного до глубины души
Вячеслав24 января 2025, 17:19
Сказка хорошая. Но есть эпизод, где один персонаж, в шутку или нет, предлагает другому самоубийство, и у того нет аргументов против. Глава 26. Вообще, сказка больше для взрослых, по-моему.
Мария Подлесная23 января 2025, 13:37
Браво, Мария, так написали, что я уже покупаю книгу, о которой пять минут ничего не знала. Именно такие книги детям и нужны.
Ольга23 января 2025, 00:49
Есть по по сути очень похожая книга Марджери Уильямс "Плюшевыйзаяц или как игрушки становятся настоящими" с потрясающим иллюстрациями Спирина, удивительно душевная и оптимистичная одновременно.
Татьяна22 января 2025, 18:33
Благодарю
Кира22 января 2025, 13:02
Спаси Вас Господи, Мария. Всегда интересны Ваши статьи, но с этой немного не согласна. Произведения, где умирают дети, даже мне читать тяжело. Понятно, что в жизни есть все, поэтому вымышленные истории, полагаю, должны показывать этот мир чуть лучшим, утешать и давать надежду, а не ударять обухом по детской психике. Сама мысль, выраженная данной сказкой, верна, но девочку лучше бы исцелили, кролик Эдвард и в этом случае все осознал бы.
света22 января 2025, 11:49
Очень понравилась статья! Очень захотелось почитать книгу себе, т.к. дочка уже выросла. Ну, может, и ей пересказать
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Мария Минаева

Новые материалы

Выбор читателей

×