Оптика любви

О выставке Бориса Кустодиева в Третьяковской галерее

Борис Михайлович Кустодиев, художник. Автопортрет, 1912 г. Галерея Уффици Борис Михайлович Кустодиев, художник. Автопортрет, 1912 г. Галерея Уффици

Творчество Бориса Кустодиева – про любовь, это самое точное, на мой взгляд, слово. В его произведениях – любовь к семье, к жене, к детям, к миру, к жизни...

По-разному, но всегда прекрасной изображает он жену – Юлию Евстафьевну, которая позднее, во время долгих лет прогрессирующей болезни художника – опухоли спинного мозга, – будет преданно поддерживать его, как и другие члены семьи. В 1916-м году ей предстоит принять важное решение во время операции за находящегося в беспамятстве мужа: что ему обездвижить – руки или ноги, и она скажет, что ноги: руки нельзя – он же художник…

Портрет Ю.Е. Кустодиевой, 1920 г.. Художник: Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой, 1920 г.. Художник: Борис Кустодиев

Но все это будет позднее, потом, а пока – начало семейной жизни, импрессионистично написанная работа «Утро» 1904 года, где показана Юлия Евстафьевна, купающая сына Кирилла. Белая блузка жены, белая ванночка, нежная кожа малыша, зеленая с белым ткань, перекликающаяся с цветами в вазе – все это вместе складывается в гимн жизни.

«Утро», 1904 г. Художник: Борис Кустодиев «Утро», 1904 г. Художник: Борис Кустодиев

Импрессионистична и работа «На террасе» 1906 года, где за летним чайным столом – близкие художника.

«На террасе», 1906 г. Художник: Борис Кустодиев «На террасе», 1906 г. Художник: Борис Кустодиев

Картина «Прогулка верхом», 1915 – уже в более своеобразной, кустодиевской манере. Мужчина и женщина (Борис Михайлович и Юлия Евстафьевна) на лошадях в оранжево-желтой ржи, а весь дальний план – русская бескрайность, с цветным ярким небом, деревьями, церковью, виднеющейся у линии горизонта. Весь тот прекрасный мир, частью которого являются и герои картины.

«Лето (поездка в ‟Терем”)», 1918 – это тоже про семью, про счастливую пору в жизни, связанную с поездками в «Терем» – дом Кустодиевых в Костромской губернии. Работа написана в 1918-м году, когда дом разбирали и раскрадывали, оскверняли... Позднее, в 1924-м году, Борис Кустодиев передаст «Терем» местным властям, чтобы в доме (том, что от него осталось) устроили школу. И вот, в 1918-м году художник снова пишет семью в огромном прекрасном мире. Мир открывается панорамно, и в нем есть и солнце, и дождь, идущий где-то вдалеке, коровы, пасущиеся на переднем плане, и спящий пастух в красной праздничной рубахе, и купающиеся русские девушки – прекрасные, как античные богини...

«Лето (поездка в ‟Терем”)», 1918 г. Художник: Борис Кустодиев «Лето (поездка в ‟Терем”)», 1918 г. Художник: Борис Кустодиев

Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1920 года изысканно живописен. Диван с узором, узор на шали, красиво написанное синее платье, но в выражении прекрасного лица – усталость и тревога: слишком много уже всего легло ей на плечи – смерь младшего ребенка, сына Игоря, не дожившего до года, болезнь мужа, революция и все, что за ней последовало...

Сколько раз художник писала сына Кирилла и дочь Ирину – и в младенчестве, и уже во взрослом возрасте! В картине «Дети художника» 1913 года они изображены вдвоем на фоне открытого окна, за которым – южный морской вид, и дети – в сине-голубом (в картине вообще много синего и голубого), морские, летние. И впереди у них – все яркое, насыщенное, как букет в вазе, размещенный на переднем плане между ними.

Автопортреты, написанные Кустодиевым, – тоже про любовь, но не к себе, к своему внутреннему миру, а снова про любовь к жизни, в которую включен художник. Вот он и показывает себя то на охоте в автопортрете 1905 года, то на лошади – «Я и моя Сивка», (1904–1905), а в 1912-м году он напишет «зимний» автопортрет на фоне Троице-Сергиевой лавры.

Автопортрет (На охоте), 1905 г. Автопортрет (На охоте), 1905 г.

Красоту русской жизни художник находил на ярмарках, в старых русских городах.

«…а здесь очень много интересного, особенно вчерашний базар меня поразил, по краскам удивительно сильно, и, вероятно, на нем я остановлюсь: чем выдумывать всякие ‟сюжеты”, нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного. Едем мы в субботу вечером, в субботу будет базар, и мне хочется еще посмотреть…»[1], – пишет Борис Михайлович в 1902-м году из Кинешмы Юлии Евстафьевне, тогда еще невесте.

«Ярмарка» 1906 года, с ее уплощением, декоративностью, созданная в традициях мироискуссников – это как раз про виденное в Кинешме.

«Ярмарка», 1906 г. Художник: Борис Кустодиев «Ярмарка», 1906 г. Художник: Борис Кустодиев

Праздничным и радостным у Кустодиева становится даже, казалось бы, обычный городской пейзаж, как в картине «Морозный день» 1913 года – холод, яркое морозное солнце, яркие дома и церковь.

Зимы, кстати, у Кустодиева много – на ее белом фоне праздничность жизни становится еще более яркой. «Гулянье», 1922, «Масленица» 1916, «Масленица», 1918, «Масленица» 1919. В послереволюционное время, словно по контрасту с окружающей реальностью, его «масленицы» становятся все более праздничными, звучно-цветными, многолюдными. И портрет Ф. И. Шаляпина 1921 года, так передающий истоки таланта певца, широту его натуры, написан на фоне масленичных гуляний..

«Масленица» 1916 г. Художник: Борис Кустодиев «Масленица» 1916 г. Художник: Борис Кустодиев

Красивые люди в красивых одеждах заготавливают сено: работа среди деревьев, есть в пейзаже и речка, и небо, и все – красочными пятнами

Масленица – радость, символ русского. Борис Кустодиев говорил:

«Мы всегда презираем свое родное, русское… Нам неловко было сознаться, что мы русские. Это считается неприличным. И мы обычно извиняемся, что мы русские»[2].

Декоративное цветовое решение в работах Кустодиева идет в том числе от народного искусства, лубка.

И в картине «Сенокос», 1917 года – панорама жизни, основа ее – труд людей. От первого плана и дальше, выше – красивые люди в красивых одеждах заготавливают сено: работа среди деревьев, есть в пейзаже и речка, и небо, и все – красочными пятнами.

«Сенокос», 1917 г. Художник: Борис Кустодиев «Сенокос», 1917 г. Художник: Борис Кустодиев

Смотришь на его хрестоматийную «Купчиху за чаем» 1918 года – и сначала думаешь про контекст – болезнь, послереволюционная разруха. И откуда тогда – это изобилие, эта красота быта, эта роскошная купчиха, томность которой подчеркивает трущаяся умильная кошечка, пейзаж на заднем плане?!

«Купчиха за чаем» 1918 г. Художник: Борис Кустодиев «Купчиха за чаем» 1918 г. Художник: Борис Кустодиев

Или «Голубой домик» 1920 года. Не было в 1920-м году таких «домиков». Это не дом, а целый мир: на крыше мальчик гоняет голубей, затем в каждом окошке особенная жизнь – девушка кокетничает с юношей, на балконе пьют чай, в полуподвале – симпатичный гробовых дел мастер (а что, тоже часть жизни), дети, старушки, полицейские. И все – с легким юмором и большим любованием. Обязательная церковь вдалеке. У Кустодиева во многих картинах церковь (или церкви) – непременная часть пейзажа, часть, без которой немыслим мир.

У Кустодиева во многих картинах церковь (или церкви) – непременная часть пейзажа, без которой немыслим мир

А вот – радостный декоративный, почти лубочный «Крестной ход» 1915 года: тут и радуга, и яркие наряды, и облачения священнослужителей. Деревня на горах, которые немного напоминают иконные горки. Праздник во всем мире, движение Крестного хода по Вселенной. Кстати, в традициях искусствоведческих трудов советского времени и сегодня об этой работе говорят как о наполненной юмором, но юмор (которого, правда, немало у Кустодиева) этот находят в данном случае в довольно странных вещах. На выставке слышала молодого экскурсовода, рассказывающего: мужчины держат хоругви крепко, двумя руками, словно боясь, что их утащат. Конечно, я не стала вмешиваться и объяснять, что иначе хоругви нести и не получится чисто физически. Тем более что несут верующие священные образы…

«Крестный ход», 1915 г. Художник: Борис Кустодиев «Крестный ход», 1915 г. Художник: Борис Кустодиев

Про красоту мира – и «Гуляние на Волге», 1909 года – храм на другом берегу, и сама река с пароходом, а на переднем плане – «гуляние»: играет оркестр, продают что-то, все ходят нарядные, веселые.

«Гуляние на Волге», 1909 г. Художник: Борис Кустодиев «Гуляние на Волге», 1909 г. Художник: Борис Кустодиев

«Троицын день» 1920 года – тоже про гуляние праздничное, и тоже с юмором (сценка на переднем плане, где продают цветы), с любованием. Тут есть и ярмарка, и пряники-цветочки, и лошади в упряжках (эх, прокачу!), и зелень. И много церквей – справа церковь устремляется вверх, касается крестами края холста.

Да, художник откликался на революционные события 1905 года с поддержкой, рисовал, как и многие его коллеги, соответствующие, левого толка, карикатуры. А потом, после 1917 года, их уже не рисовал, а создал в 1920-м году своего «Большевика». И почему картина понравилась новым властям – загадка, как и позднее с «Тихим Доном» Шолохова. В «Тихом Доне» глобально рушится жизнь, трудовая, нормальная жизнь, а Кустодиев очень образно показал, под чьей пятой она рушится, кто готов все сметать на своем пути, – страшный, выразительный образ.

«Большевик», 1920 г. Художник: Борис Кустодиев «Большевик», 1920 г. Художник: Борис Кустодиев

Иван Сергеевич Шмелев воссоздавал ушедшую Россию в своем романе «Лето Господне» – пройдя революцию, боль утраты взрослого сына. Борис Михайлович Кустодиев – через физическую боль, через невозможность ходить, через возможность работать только с невероятным усилием. Чтобы видеть и писать красоту и радость в боли, на руинах разрушенной прежней жизни, нужно иметь основу. Эта основа – как раз русская жизнь, народное и древнерусское искусство (конечно, на творчество художника оказали влияние и великие западноевропейские художники). Древнерусское, и, шире, византийское искусство – это всегда про красоту. Вспомним, какие шедевры создавались в совсем нерадостные эпохи. Так что Кустодиев не придумывал свою страну, свой мир – он знал о нем, видел его, находил его – вопреки всему происходящему вокруг. Такую оптику может дать только христианство, включенность в христианскую культуру.

Да, все творчество Бориса Кустодиева – про любовь. Здесь, мне кажется, уместно процитировать Марину Цветаеву, только в контексте этого разговора цитату можно понимать шире: «Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители».

***

На масштабную выставку Бориса Кустодиева в Третьяковской галерее нужно обязательно успеть сходить до 28 сентября. Как всегда, Третьяковка очень логично, правильно выстраивает экспозицию, ведет зрителя по творчеству художника. Адрес: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус.

Оксана Головко

5 августа 2025 г.

[1] Капланова С.Г. Новое о Кустодиеве. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – С.25.

[2] Там же, с. 63.

Смотри также
Аристократичная живопись Алексея Суховецкого Аристократичная живопись Алексея Суховецкого
Оксана Головко
Аристократичная живопись Алексея Суховецкого Аристократичная живопись Алексея Суховецкого
Оксана Головко
«Предметом искусства всегда является преодоление смерти», – говорит Алексей Суховецкий.
Увидеть красивого человека. О выставке Татьяны Чувашевой «Современная парсуна» Увидеть красивого человека. О выставке Татьяны Чувашевой «Современная парсуна»
Оксана Головко
Увидеть красивого человека. О выставке Татьяны Чувашевой «Современная парсуна» Увидеть красивого человека
О выставке Татьяны Чувашевой «Современная парсуна»
Оксана Головко
Просто смотреть работы Чувашевой не получится, они требуют соучастия – духовного и интеллектуального, но при этом взамен они окрыляют и наполняют.
Художник Алексей Петрович Ткачев. In memoriam Художник Алексей Петрович Ткачев. In memoriam
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Художник Алексей Петрович Ткачев. In memoriam Художник Алексей Петрович Ткачев. In memoriam
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
3 апреля 2025 года на 100-м году жизни скончался замечательный русский художник Алексей Петрович Ткачев, который вместе со своим старшим братом Сергеем составлял знаменитый творческий тандем «Братья Ткачёвы».
Комментарии
Анастасия17 августа 2025, 12:12
Большое спасибо за прекрасную статью, отражающую вечные смыслы и глубину духовного подвига художника, воспевшего вечные Любовь и Красоту в свое непростое время. Речь здесь не о политике или социологии, а о жизни и творчестве в преодолении временного и утверждении вечного.
СергейК 8 августа 2025, 17:50
Мы с умилением воспринимает картины быта состоятельных россиян, которые составляли около 10% населения Российской империи. Интересный оптический эффект. Фокус в том, что именно эти 10% оставили доступные нам свидетельства. Автор искренне удивляется тому, что в 20г появляется Кустодиевский "Большевик". Но это голос тех самых 90% которые не оставили свидетельств. Кустодиев, Шолохов, Блок ... Это не ошибка, это свидетельство гениальности
Постоянная читательница 6 августа 2025, 20:34
Николай, а где в приведенной Вами цитате сам Кустодиев? Шмелев, о котором Вы упоминаете, не работал на советскую власть. А Кустодиев да. Вот вам и глобальные основы творчества, да и всей жизни.
Николай 6 августа 2025, 11:17
Иван Сергеевич Шмелев тоже радостно приветствовал февраль 1917, как и многие, многие. А потом написал "Солнце мертвых"...Ожидание и реальность не совпали. Кустодиев получал вот такие отчеты о пложении дел в его любимом Тереме: .. я в присутствии понятых производил опись Ваших зданий. Все здания находились в самом ужасном положении: рамы все были украдены, двери украдены, вещей и мебели, конечно, не было, в большом доме стоял самогонный аппарат, где шла выгонка самогона. За последние 4 года в доме Вашем жили все: люди, 1 корова, 8 овец, 2 поросенка. Вообще, надругательство над Вашим домом было полное. Но статья вообще не об этом, а о глобальных основах творчества художника.
Постоянная читательница 6 августа 2025, 07:54
Первый раз обеими руками поддерживаю комментарий Антония, который здесь часто пишет: он вносит необходимый баланс, биографию личности нужно видеть объемно, без очернения, но в полноте. А иначе получается елейность, которая так мешает объективности
Антоний 5 августа 2025, 19:42
"Ирочка, ты не понимаешь, что это за счастье, что у нас в Петербурге я вижу красные флаги свободы!" - сказал художник своей дочери в дни Революции. И в письме В. Лужскому написал: "Как будто всё во сне и так же, как во сне, или, лучше, в старинной „феерии“, всё провалилось куда-то старое, вчерашнее, на что боялись смотреть, оказалось не только не страшным, а просто испарилось „яко дым“!!! ... Здесь всё ещё кипит, всё ещё улицы полны народом, хотя порядок образцовый. Никогда так не сетовал на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу — ведь „такой“ улицы надо столетиями дожидаться!". Дождался и с восторгом изобразил Большевика, олицетворяющего борьбу и надежды народа!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.