Испугаться и обрадоваться

Последнее время почему-то очень часто слышу или читаю подобное вот этому посту в социальной сети:

«В Бога верю, но в Православную Церковь никогда не пойду, потому что в ней человека подавляют, запугивают, внушают ему страх перед грозным всемогущим божеством, чувство собственного ничтожества и постоянное чувство вины: ты окаянный грешник, ты всю жизнь должен каяться и вымаливать у Бога прощение…».

Тут же – коммент:

«Согласна! Почему Церкви нужно непременно видеть человека плохим, скверным, грешным, заставлять его униженно каяться, пугать адом? В конце концов, я не воровала и не убивала, почему я должна считать себя плохой и чего-то бояться?»

И – вот оно, любимое:

«Подавление человека страхом, внушение ему комплекса неполноценности и неуверенности в себе нужно церковникам для того, чтобы человеком манипулировать…» – «…и получать с него доход!» – подхватывает еще один сетевой умник.

Периодически встречаюсь с молодым пользователем, взявшим на себя великую миссию: объяснить людям, что Бог добрый и бояться Его не надо, в то время как Церковь – с точки зрения этого сетевого миссионера – говорит противоположное: Бог грозен и жесток, а мы должны непременно испытывать страх. Мои попытки объяснить молодому человеку, что он ломится в открытую дверь, ни к чему доброму не привели: один мой коммент он сразу стер, второй я писать не стала. Этого «проповедника Божьей доброты» поддерживают многие, в том числе и православные, воцерковленные вроде бы люди. Мне трудно сказать, почему они его поддерживают, что именно надломилось в их отношениях с Церковью или, может быть, ее конкретными людьми, что затемнило им глаза. Но, несмотря на стирание комментов, мне по-прежнему хочется ответить на всё, процитированное мною выше. Потому что неправду нельзя вот так оставлять. И еще – потому что полноценный ответ на эти – очень старые на самом деле! – вызовы необходим мне самой. Хотя у меня никогда не возникало такой проблемы: «Меня здесь, в Церкви подавляют, внушая страх и чувство вины».

Откуда же он взяться должен, полноценный ответ? Конечно, об этом написано не раз и не два – в православной духовной литературе написано вообще обо всем. Но жизнь в Церкви – это дорога открытий. Открытий именно, а не просто прилежного усваивания каких-то истин. Открытие человек подчас делает там, где ему, казалось бы, и открывать-то нечего – всё давно известно. В том-то и дело: известно – это одно, открыто – это совсем другое. Известно – это значит, что здесь потрудилась голова, нагрузилась память; открыто – значит, произошло событие, изменившее человека в целом. Иными словами – человек собственные двери вдруг открыл, чтобы впустить истину в сердце. Открытие всегда неожиданно – и всегда притом подготовлено, да, той самой потрудившейся головой. Итак, все, что изложено ниже – не реферат на заданную тему, а мое открытие.

Подлинный – не мелочный, не суеверный – страх Божий в человеке говорит о полноте его веры

«Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11), – сколько раз слышала я за богослужением эти слова, и вдруг до меня дошло: подлинный – не мелочный, не суеверный – страх Божий в человеке говорит о полноте его веры. О том, что Бог для этого человека действительно есть, и сей факт определяет всю его внутреннюю и внешнюю жизнь. Человек, как Енох (Быт. 5, 24), ходит пред Богом, он понимает, что все время находится на глазах у своего Создателя … и поэтому, действительно, боится согрешить.

А когда полной веры в человеке нет, когда человек сам толком не знает, как и во что верует, на что надеется, – тогда он не видит себя непосредственно перед Богом, и грешить ему не страшно, и вообще – «Кто сказал, что вот именно это – грех? Я лично так не считаю. Не лишайте меня права на собственное мнение».

Или – «В современной жизни невозможно руководствоваться книгами, написанными тысячи лет назад».

Или – «Да мало ли что они там говорят, все эти иерархи!.. Я вижу необходимость поступить именно так».

Хорошо, видишь – поступай, но что дальше?..

Полувера-то ведь не спасет. Спасает только полная вера, та, ради которой умирают мученики. Полувера не поможет: «Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 6–8). Не только нетверд, но и несчастен: вошел на пир, смотрит на стол, а сесть за него не может…

Нет, если уж мы, теми или иными судьбами, перешагнули церковный порог, значит, нам нужна вера полная. Та, обретать которую – страшно. Потому что все наши самооправдания – «не воровал, не убивал» – кончаются, как только мы представляем себя непосредственно перед Его взором. Обретая полную веру, человек расстается с иллюзиями о собственной прекрасности и перестает бороться за права человека: понимает, что никаких отдельных, независимых от Творца прав у него, твари, нет.

Обретая полную веру, человек расстается с иллюзиями о собственной прекрасности

От Бога нельзя защититься статусом, положением в том или ином человеческом сообществе, ролью, которую ты научился в нем играть. Учитель может внушить ученикам, артист публике, а спортсмен болельщикам, что он – пример для подражания и объект для поклонения; но с Богом-то это не прокатит. Полная вера встряхивает человека, срывает одежды, которые он всю жизнь сам для себя шил и расшивал, заставляет его увидеть себя таким, как есть. И, наконец, по-настоящему испугаться.

И это великое для человека благо. Я очень хотела бы испугаться по-настоящему – обретя полную веру, увидев себя перед Ним. Чтобы разом расстаться… разом не получится? Хорошо, скажу иначе: начать, наконец, последовательно расставаться с теми моими внутренними гадами, коим, по слову псалмопевца, «несть числа». Чтобы обрести ясность видения – видения себя и мира; такая ясность и есть мудрость, недаром же сказано: «Начало премудрости страх Господень» (Пс. 110,10). И недаром мы каждый вечер вслед за Иоанном Златоустом просим: «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое». Корень благих – причина всего лучшего в нас. А дальше там, у Златоуста, что? Дальше – «Господи, сподоби мы любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою». И это уже о радости встречи.

Полная вера – это и есть встреча с Богом

Ведь полная вера – это и есть встреча с Богом. Не знание о Нем, а непосредственная встреча с Ним. Да, это страшно, но вместе с тем встретить Бога и не обрадоваться – все равно что на солнце выйти и не согреться. Обратим внимание: радость и страх здесь неразделимы: и то, и другое говорит, что встреча подлинная, что она состоялась. Радость без трепета – это или чисто душевный, эмоциональный восторг, или эйфория, эксплуатируемая в сектантских практиках. Служение Ему без подлинного (еще раз, не мелочного, не суеверного) страха – это лишь поверхностный самообман, игра, участие в ритуале. А если страх есть, но нет радости? Тогда это не Божий страх, а просто страх. Не вера во Христа, а подавленность неизвестностью и собственной беспомощностью.

По-настоящему испугаться – и по-настоящему обрадоваться, вот что человеку надо. Тогда человек обретет свободу. Потому что тот, кто боится Бога, не боится ничего и никого более; потому что от радости о Нем, от любви Его нас, по слову апостола (ср. Рим. 8, 35–39), никто и ничто не отлучит.

А какая она, Его любовь?.. Все эти сетевые рассуждения о добром Боге, столь отличном от «злого Бога церковников», – они ведь имеют в виду любовь теплохладную. Трогательная, казалось бы, фраза: «Не бойтесь Бога, Он добрый», по сути, означает: не напрягайтесь, не парьтесь, принимайте себя такими, какие есть, живите, как живется, – Бог вас не осудит. Если искать земные параллели, то вот именно так не осуждают друг друга давние собутыльники, исключительно добрые, – а верней сказать, совершенно безразличные друг ко другу. Но любовь Бога – иная. Она не теплохладная, она, по выражению митрополита Сурожского Антония, огненная. Вот еще одно мое недавнее открытие: Бог бесконечно терпелив и вместе с тем совершенно нетерпим. Терпелив с человеком, нетерпим к черноте и грязи греха, который в человеке живет.

Создателю нужно, чтобы Его создание стало настоящим, свободным и счастливым

Создателю нужно, чтобы Его создание стало настоящим, свободным и счастливым. И это бесконечно страшно для нас. И безмерно радостно. И здесь они неразделимы – радость и страх.

Да, я пытаюсь объяснять это в социальной сети. Но мои объяснения нужны только тем, кому… не надо объяснять, на самом деле, кто не хуже меня это всё понимает. А те, кто повторяет старую сказку о «злом боге церковников»… Ну, чем мы им поможем? Бог-Любовь создал нас свободными, и каждый из нас сам выбирает свой путь.

Марина Бирюкова

8 октября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Хочешь радоваться? – понеси прежде крест» «Хочешь радоваться? – понеси прежде крест»
Прот. Валериан Кречетов, игумен Киприан (Партс)
«Хочешь радоваться? – понеси прежде крест» «Хочешь радоваться? – понеси прежде крест»
Духовники об унынии и радости
Если у нас на первом месте будет Господь, то какое в присутствии Божием может быть уныние? Оно тогда невозможно!
«Прииди и виждь» «Прииди и виждь»
Свящ. Димитрий Выдумкин
«Прииди и виждь» «Прииди и виждь» (Ин. 1: 46)
Почему Господь похвалил Нафанаила
Священник Димитрий Выдумкин
Вовремя прочитанный текст, полученный на исповеди совет, неожиданный поворот событий… Все это говорит о постоянном участии Господа в нашей жизни. Но бывает, что Господь являет Себя тем, кто вопрошает о Нем, через откровение.
Двоеверие Двоеверие
Диак. Павел Сержантов
Двоеверие Двоеверие
Диакон Павел Сержантов
Общаешься-общаешься с православным вроде бы человеком – и вдруг нечаянно оказывается, что он признает переселение душ. Представляете?
Комментарии
Ойген13 октября 2021, 18:36
Почему-то мы выслушивая рекомендации врача на приёме у него не считаем это чем-то неподобающим, а то и запугиванием. Если хотите - другой пример. Воинские Уставы. Исполнение их требует порой довольно значительных усилий. И не столько физических, сколько душевных. Но ведь неисполнение их грозит тяжёлыми последствиями. И никому в голову не приходит считать прописанное в них необоснованным. Хотя бы потому уже, что Уставы писаны кровью. Пусть я упрощаю видение проблемы, но упрощение это для облегчения понимания. Церковь, священнослужители говорят не только о грехе, но и о возможности и путях преодоления его. Причём здесь запугивание?
Сергий12 октября 2021, 14:38
Георгий10 октября 2021, 07:59 >Бескорыстна ли любовь к Богу из страха не попасть в рай? Рай - это прежде всего нахождение рядом с Богом...
Сергий12 октября 2021, 11:30
Спорить или что-то доказывать в безличностных, социальных сетях - в большинстве своем пустая трата времени и неблагодарное дело. "У них есть Моисей и пророки..."
Юлия10 октября 2021, 19:20
Спаси Господи! Здравые и выстраданные слова. Подпишусь под ними. Бога невозможно познать по книгам теоретически, только опытно. А если своего опыта нет, то всегда крен либо вправо, либо влево, собственные пустые умствования.
Георгий10 октября 2021, 07:59
Бескорыстна ли любовь к Богу из страха не попасть в рай?
Денис 9 октября 2021, 20:01
Марина, огромнейшее Вам спасибо за невероятно нужные слова. Я только что прочёл Вашу статью,прочту ещё,и ещё..... и если получится, я что-то в себе самом постараюсь исправить. Господи, я совсем по новому только что понял о своей вере. Дай вам Бог сохранить и приумножить то что Вы поняли, и что очень важно для многих из нас.
Юлия 9 октября 2021, 10:40
Как хорошо написано, спасибо!
Наталия 9 октября 2021, 08:58
Спаси Господи Вас, Марина. Вопрос страха и радости для меня сейчас очень актуален. Благодарю, что просветили :)
Елена О. 8 октября 2021, 23:27
продолжение...если их крестили в младенчестве, без объяснения смысла единого крещения во оставление грехов.
Елена О. 8 октября 2021, 23:22
Вообще они правы. Прежде чем начать ходить в церковь, сначала надо узнать в чем состоит смысл православия. Это тайна за семью печатями для невоцерковленных, особенно если их крестили
Андрей-12 8 октября 2021, 17:25
Страх даёт Бог, всё от Него. «Предназначение человека, после того как он родится в эту жизнь,–найти Бога. Но он не может Его найти, если сначала его не найдёт Бог. «О Нем бо живем и движемся», но наши страсти закрыли нам душевные очи, и мы не видим. Везде читается молитва: и сидя, и в постели, и на ходу, и стоя. «Непрестанно молитеся; о всем благодарите»,–говорит апостол. Итак, делание умной молитвы заключается в понуждении себя произносить всё время молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Это называется деланием. Ты показываешь Богу свое произволение, но всё зависит от Него, даст ли Он тебе это. Бог есть начало и конец. Благодать Его делает всё. Она – движущая сила.» Св. Иосиф Исихаст
Дмитрий 8 октября 2021, 14:17
По-настоящему открытая статья! Благодарю!
Ольга 8 октября 2021, 09:55
Марина, спасибо Вам большое.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×