Православный календарьПравославный календарь
«Запомни: христианин неуязвим»
Воспоминания о священнике Валерии Бояринцеве
О Православии не рассказывают ‒ его показывают. Я приезжала в Алупку отогреваться сердцем и укрепляться убедительным примером жизни во Христе.
«Муся – настоящий православный человек»
Памяти Марии Николаевны Соловьевой
Самое главное – она была русским православным человеком. То, что этот тип в неприкосновенности сохранился в безбожной стране, – настоящее чудо.
Русский учитель Сергей Александрович
Марина Бирюкова
Нужно нам всем жить тою жизнью духовною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно.
«Тюремщики больше всего ненавидели нас, священников»
Архим. Иустин (Пырву) о годах пребывания в коммунистических застенках
Он 16 лет жизни провел в тюрьме, куда попал в молодом, цветущем возрасте, а вышел оттуда больным, полуживым стариком.
«Счастливая семья — та, где иго и бремя Христово принимают с радостью»
Прот. Марк Тайсон
Божия милость и благодать помогли мне понять, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе.
Хозяин, наемный работник или потребитель?
Анна Сапрыкина
Если в классическом отечественном образовании ребенка «встраивали» в общество, то новые учебники формируют человека «исключенного» из общественной, реальной жизни.
О трепетной дружбе Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет
Мария Тоболова
Гоголь писал об Александре Смирновой: «С ней мы были издавна как брат и сестра, и без неё, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни».
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России»
Ксения Гринькова
Она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.
Что не так с идеей возврата к «советскому образованию»?
Анна Сапрыкина
Школьное образование, которое привело СССР к великим достижениям, которое «привело нас в космос», ‒ это… школьное образование времени правления царя Николая II.
Слепая птичка, оса и Промысл Божий
Свящ. Валерий Духанин
У Бога никто не забыт. Даже если тебе кажется, что выхода нет, Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.

О сожжённых деревнях

Женщина перед горящим домом. 18 августа 1941 г. Женщина перед горящим домом. 18 августа 1941 г.

Амбар. А в нём не хлеб – живые люди.
Они молчат, предчувствуя беду.
Снаружи, за дубовой дверью, «судьи», –
Внутри сельчане приговора ждут.

Старик прикрыл полой шубейки внука,
Погладил по вихрастой голове...
А сердце сжала боль: такая мука –
Лишиться двух кормильцев-сыновей!

(Погибли в первый день войны, под Брестом).
Старуха-мать ушла за ними вслед.
На фронт, в медсёстры, подалась невестка –
Вестей не шлёт. Жива она иль нет?

Пообещал старик сберечь сыночка…
А что теперь?.. Согнали фрицы всех
Сельчан в амбар, подняв с постели ночью.
Здесь – липкий страх, а там, за дверью, – смех…

…Запахло керосином – подозренье
Ошпарило сознанье старика:
– Неужто же живьём…

Ещё мгновенье –
И сжалась в гневе крепкая рука.

Взметнулось пламя – закричали люди.
Стенаньями наполнился амбар…
На месте казни радовались «судьи»,
Приветствуя неистовый пожар.

А в нём горели дед и внук Матвейка…
Вознёсся к небу вопиющих глас.
Играет поминальную жалейка
О тех, кто принял муки в смертный час.

(Татьяна Овчинникова. Живое пламя)

Указатель на трассе М-9 «Балтия» Указатель на трассе М-9 «Балтия»

Белорусская деревня Хатынь стала одним из символов Великой Отечественной войны, олицетворявшим преступления фашизма. По всей великой Русской равнине, от Бреста до Москвы, таких сожжённых дотла деревень были сотни. Сегодня о них напоминают лишь надписи на памятных знаках, дорожные указатели и поклонные кресты.

Один из таких памятников стоит на 380-м километре федеральной трассы «Балтия», рядом с поворотом на древний русский город Торопец. Надпись на жёлтом информационном щите сообщает:

«ЗДЕСЬ карателями СС расстреляно более 500 мирных жителей и сожжено 14 деревень.
Люди! Помните о них.
Октябрь 1941 г.»

Жители Торопецкого и Западнодвинского районов Тверской области менее всего склонны к рассуждениям на тему «Как было бы здорово, если бы немцы победили». Всего четыре с половиной месяца продлилась здесь немецкая оккупация, но память о том времени жива здесь до сих пор:

«Первым делом они принялись выискивать коммунистов и евреев. Отправляли их за город (Торопец), в барак льнозавода. Туда же сгоняли всех, кто хоть в чем-то оказался ‟на подозрении”. Мужчин заставляли рыть ‟укрепления”. Потом подводили к вырытым ямам остальных и расстреливали. Детям на глазах у матерей перерезали вены, бросали в ямы ещё живых. И ещё живых зарывали»[1].

«Детям на глазах у матерей перерезали вены, бросали в ямы ещё живых. И ещё живых зарывали»

От этих зверств до сожжённых деревень – один шаг!

На Нюрнберском процессе юрист Телфорд Тейлор произнёс следующую речь:

«Зверства, совершённые вооружёнными силами и другими организациями Третьего рейха на Востоке, были такими потрясающе чудовищными, что человеческий разум с трудом может их постичь…

Я думаю, анализ покажет, что это было не просто сумасшествие и жажда крови. Наоборот, налицо имелись метод и цель.

Эти зверства имели место в результате тщательно рассчитанных приказов и директив, изданных до или во время нападения на Советский Союз и представляющих собой последовательную логическую систему»[2].

Немцы сжигают дом в Хатыни Немцы сжигают дом в Хатыни

Собственно – это ответ людям, которые считают, что сожжённые деревни были исключительно немецким ответом на действия партизан. Нацистские документы и директивы однозначно свидетельствуют: население оккупированных районов подлежало уничтожению! Не всех и не сразу, но это лишь вопрос времени.

Нацистские документы и директивы однозначно свидетельствуют: население оккупированных районов подлежало уничтожению

Ещё до войны, в 1940-м году, Гитлер чётко и предельно ясно обозначил задачу:

«Мы обязаны истреблять население, это входит в нашу миссию… Нам придется развить технику обезлюживания. Если меня спросят, что я подразумеваю под обезлюживанием, я отвечу, что имею в виду уничтожение целых расовых единиц. Именно это я и собираюсь проводить в жизнь, – грубо говоря, это моя задача. Природа жестока, следовательно, мы тоже имеем право быть жестокими. …Без сомнения, я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви»[3].

Солдаты вермахта и их союзники лишь педантично выполняли план своего фюрера.

Если бы не было партизан, если бы наши части не сражались в окружении, если бы немцы смогли взять Москву – людей бы сжигали в печах, так, как это делали в Дахау и Бухенвальде!

Гитлеровцы в белорусской деревне Гитлеровцы в белорусской деревне

Нелюди в форме мышиного цвета пришли для того, чтобы убивать!

«Берите детей и уходите в лес! Сюда скоро придут каратели!» – так предупредил крестьян в деревне под Старой Торопой немецкий солдат, который, несмотря на пропаганду рейха, смог остаться человеком[4].

Через дорогу от упомянутого жёлтого щита, у поворота на деревню Селяне, стоит памятник – символический остов печи с обугленным углом сожжённого дома. Он появился 7 мая 1995 года, в память жителей сел и деревень, сожженных и расстрелянных карателями во время оккупации западных районов Тверской (тогда – Калининской) области. На гранитной плите написано:

«Склони голову, путник.

Здесь была мирная советская деревня, одна из 42 деревень района, сожжённых 19–20 октября 1941 года.

Карательным отрядом фашистов уничтожено в те дни 518 наших земляков: детей, стариков, женщин…»[5].

Женщина над останками близких на пепелище родного дома. Фото: А. Борисов / ТАСС Женщина над останками близких на пепелище родного дома. Фото: А. Борисов / ТАСС

Как убивали деревню Селяне
(Рассказ Антиповой (Кудрявцевой) Анны Ивановны (1920 г.р.)):

«В то утро, 19 октября… Заторопилась я домой. По дороге встретила соседскую девочку: ‟Ой, тёть Ань, что-то стреляют!” Выстрелы действительно звучали учащённо, то глуше, то громче. ‟Снова, наверное, коров отбирают”.

Но чем дальше мы шли, почти бежали по деревне, тем яснее становилось: что-то не то. И увидели: факелами вспыхивают в деревне дом за домом.

Вбежала в свой дом. Отец засомневался: ‟Если уходить вот так, в чём есть, без тёплых вещей… Я мигом…”.

Миг стоил ему жизни – каратели встретили на придворке и расстреляли…

Мы его ждали за домом. Мимо нас пробежала соседка: ‟Чего ждёте-то? Бегите, расстреливают всех!”

Мать метнулась к дому: ‟Отец!” Навстречу звучали выстрелы, я за рукав потащила мать…

Деревню, ставшую костром, заволокло дымом. Видны были только мечущиеся фигуры; крики, стоны, рёв животных – раненых и горящих заживо; казалось, деревня, как живое существо, корчилась и стонала от боли…

Кто-то бежал неподалёку, кто-то падал.

От ужаса, невероятности, невозможности всего происходящего уже ни о чём не думалось, ноги двигались автоматически, и казалось, вот только достигнуть леса, и всё кончится, как страшный сон!

…Когда вбежали в лес, рядом раздался детский плач. Из-за кустов показалась невестка с детьми. Ребятишки стояли на снегу босиком…

Лесом мы отправились к деревне Семёновское, но Семёновское тоже горело. Как загнанные звери, крутились мы на клочке леса между деревьями.

Пошли в деревню Карпани, немцы побывали и там, но большинство жителей ушли в лес. Предупредила их девочка из деревни Семёновское, выскочившая от расстрела в окно в одном платье.

Немного позже, когда ещё не поутихли костры, фашисты сняли охрану с уничтоженной деревни, горстка спасшихся пришла на пепелище»[6].

По воспоминаниям старожилов: «Деревню Селяне сжигали финны»[7]. Дело в том, что в карательных акциях немцы предпочитали использовать полицаев и различные нацбатальоны[8] под командованием офицеров СС. Это подтверждают и другие источники:

«Многие считают, что в основном среди них были рыжеволосые финны и румыны».[9][10]

Финны-каратели «засветились» и в других областях:

«Грабеж и насилие над населением занятых немцами районов все более возрастают. Особенно бесчинствуют карательные отряды, состоящие главным образом из финнов», – сообщалось в донесении орловского УНКВД[11].

В Великих Луках вспоминали:

«Отдельные части финнов – страшнее каратели, чем немцы»[12].

Официально финские власти подобного участия в войне не признают, но свидетельств и рассекреченных документов ФСБ достаточно[13].

Только в Селянах в тот день убили 120 человек.

«Не щадили никого – ни беременных, ни стариков, ни детей…

Одному старику удалось раненому выжить, пуля прошла сквозь горло, он упал в коридоре. Слышал, как расстреливали семью: жену, дочь и прибежавшую соседскую девочку…

Когда ушли каратели, он собрался с силами и вытащил из горящего дома трупы жены, дочери, соседской девочки.

…Группу детей отвели в окоп за домами, каратели бросили туда гранату, но одна девочка осталась жива…

В одной из семей дети были одни дома – четыре человека. Когда каратели начали расстреливать детей, мальчик лет семи… вскочил в печку и там в жару просидел, пока каратели не ушли… и так выжил»[14].

Программа обезлюживания выполнялась и в других деревнях:

«В Страмоусове погибло 25 семей, людей расстреливали прямо в домах, а в соседнем Сувидове жителей всех 14 домов загнали в сарай и сожгли. Всего в этих двух деревнях убито 69 человек…

Утром 20 октября каратели появились в Щиброве…

Всех жителей выгнали из жилищ, будто бы на собрание, отделили мужчин от женщин. И расстреляли всех восьмерых мужчин, в том числе стариков. Затем полностью сожгли всю деревню…

В деревне Жарки каратели так же расстреляли всех мужчин – 11 человек – и подожгли дома…

К вечеру эсесовцы появились в Кокореве».

Здесь тоже было убито 11 мужчин и подожжено 22 дома. Пока расстреливали мужчин, женщинам с детьми удалось выбраться из запертого сарая и сбежать[15].

Утром 21 октября каратели уничтожали деревню Овинище:

«12 мальчиков, 27 детей от четырёх лет и старше, женщин с малышами… Яковлевой Галине Дмитриевне палачи отрубили голову… Деревня оказалась буквально стёртой с лица земли. Погибло 76 человек»[16].

Спастись удалось только трём женщинам.

Ещё два мальчика с вечера ушли в лес.

Они «…слышали стрельбу, крики, видели, как горит деревня. Когда все стихло, и они вернулись, то картина предстала страшная. На заборе висела девушка со следами издевательств. Трупы расстрелянных людей, следы пожарища…»[17].

Далее каратели сожгли деревню Заборицу и убили 8 человек.

«В Лаврове эсесовцы расстреляли 14 взрослых мужчин и 19 мальчиков, а также двух женщин…

В Новоивановском… 9 мальчиков и одного мужчину…

В Кошкине… 11 человек…

В Васильево… 10 мужчин…

В Прошково… 9 мужчин…»[18].

Собрав свою кровавую жертву, каратели переходили в другой район[19].

Вот такие были «мерседесы и баварское пиво» при «новом порядке». Просыпаясь утром, люди не знали, переживут ли этот день, какие ещё ужасы им придётся испытать.

18 января 1942 года

«…фашистские каратели ворвались в деревню Кудино и стали выгонять людей из домов. Сюда же сгоняли жителей Заречья[20].

Собрали всех у школы.

…Дарья хлопотала около малышей, двух сыновей, один из которых грудной, когда к ним ворвались каратели и приказали всем идти к школе… Дарья пыталась объяснить фашистам, что холодно, просила разрешить одеться. Долговязый фашист сказал: ‟Одеваться не надо, вам всем скоро будет жарко!”

…Подгоняемая конвоем, Дарья быстро шла по улице. Крещенский мороз был крепок, но она не чувствовала холода. Оберегала только груди, прикрывала их руками – не застудить бы, маленького кормить надо.

В деревне уже горело несколько домов. Тревога и страх все больше и больше овладевали женщиной. А когда далеко, там, на самом краю деревни, Дарья увидела свой дом, объятый дымом и пламенем, силы покинули её. Горел её дом, а в доме сыночки!

От горя и ужаса Дарья лишилась чувств и упала в снег. Каратель остановился, посмотрел на мертвенно-бледное лицо молодой женщины, безжизненно распластавшейся на снегу, подошел ближе, ударил её сапогом в живот. Женщина не подавала признаков жизни…

– Очнулась я от тепла, – рассказывает Дарья Селиверстовна… Рассказывает старая женщина и не может сдержать рыданий:

– Страху мы тогда натерпелись… Очнулась я – и сразу о детях. А мне говорят: здесь они! Односельчане подобрали меня и сыновей моих из огня спасли. А вот мужа, мужа моего – вместе со всеми у школы...

Всех, кто оказался у стены школы, фашисты расстреляли из пулемета на глазах односельчан. Потом облили горючей смесью стены, тела и подожгли.

Горела школа, горели те, кто только что был жив, горели 11 дворов деревни Кудино. Каратели никому не разрешали уходить от школы, и люди с немым ужасом смотрели это страшное зрелище.

Но вот один из расстрелянных, уже объятый пламенем, пошевелился, приподнялся на руках. Стоящие впереди ахнули:

– Иван!

Лаврентьев был еще жив. Он со стоном обpaтился к женщине, которая ближе всех стояла к нему:

– Тётя Настя, ой, как жарко, тетя Настя, – просил он, – оттащи меня…

Женщина сделала несколько шагов к школе, но гитлеровцы бросились к ней и грубо оттолкнули назад, туда, где стояли подавленные горем и ужасом односельчане. Один из карателей подошел к Ивану и выстрелил ему в голову»[21].

В тот день, увидев, как каратели начали окружать Кудино, несколько женщин смогли схватить детей и сбежать. Елена Сергеевна Калугина с пятилетнем сыночком Димой и Мария Сергеевна Юмина с двухлетним Аликом и девятилетним Серёжей, полураздетые, в сорокаградусный мороз бежали по лесу в деревню Цикорево.

«С тревогой смотрели женщины на зарево, которое колыхалось над их родной деревней. Болью в сердцах отзывались пулемётные очереди…

Боясь, что фашисты нагрянут и в Цикорево, как только стемнело, почти все женщины с детьми, через озеро, ушли в деревню Шалаи»[22].

Там их приютила Анна Михеева:

« – Если эти супостаты сюда придут – всем одно будет, пошли ко мне в дом!

…разомлев в тепле, дети быстро уснули.

А матерям было не до сна, тревожились матери – не пришли бы каратели в Шалаи. Женщины лежали около своих детей, чутко прислушиваясь к тревожной тишине морозной январской ночи.

Было уже за полночь, когда они услышали у дома осторожные шаги. ‟Немцы!” – со стоном прошептала одна из женщин.

– Мы все так и окаменели от страха, не столько за себя, сколько за детишек, – вспоминает Елена Сергеевна Калугина.

Одна из женщин метнулась к окну. Через замерзшее стекло ничего нельзя было разглядеть, но было всё хорошо слышно.

И когда там, за окном, в морозной ночи, полной страха и тревог, женщина услышала русскую речь, она во весь голос, срывающийся на плач, закричала:

– Наши! Наши, родненькие пришли!»[23]

В деревню входили передовые отряды 4-ой Ударной армии.

День Победы неотделим от Дня памяти и скорби. Проезжая дорогами нашей необъятной страны, найдите время остановиться у памятника тем, кто принял мученическую кончину, и тем, кто пал, защищая и освобождая Отечество.

Алексей Гунькин

24 июня 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 510 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Патриоты. Торопецкий край в годы Великой Отечественной войны, – Торопец, 2015 г. http://toropec.tverlib.ru/sites/default/files/PDF

[2] Оккупация территории СССР войсками нацистской Германии и её союзников. Оценки характера оккупационной администрации. https://ru.wikipedia.org / Дюков А. Р. За что сражались советские люди / Сопр. ст. Д. С. Горчаковой. – Москва: Эксмо, Яуза, 2007.

[3] Из книги Г. Раушнинга «Голос разрушения» издания 1940 года // Нюрнбергский процесс: Сборник материалов в 8 т… — М.,: Юридическая литература, 1988. – Т. 2 / Сост. М. Ю. Рагинский, К. С. Павлищев. – С. 224. Политика нацистской Германии в отношении гражданского населения на оккупированных территориях СССР. Идеологическая предпосылка. https://ru.wikipedia.org

[4] Авторский конспект бесед с ветеранами и старожилами посёлка Старая Торопа.

[5] Надпись на мемориальном камне.

[6] В. Маевский, С. Денисов. Наша Двина, – Тверь, 2004 г. – С.135, 136.

[7] Авторский конспект бесед с ветеранами и старожилами посёлка Старая Торопа.

[8] «Добровольческие» национальные формирования в структуре войск СС, и прочие формирования с этнически выраженной компонентой. Установлено, что среди карателей, сжигавших белорусское село Хатынь, большинство составляли украинские колаборационисты.

[9] Западнодвинские Хатыни https://russia4d.ru/magazine/02-2015/zapadnodvinskie-khatyni.html

[10] В. Маевский, С. Денисов. Наша Двина, Тверь, 2004 г. – С.137.

[11] «Особенная жестокость»: как финские солдаты лютовали в 1941 году в России. 17.07.2020 г. Информационный портал РИА Новости. https://ria.ru/20200717/1574491595.html

[12] Туманов Олег. Финны под Москвой, Орлом и Псковом в 1941 году. https://proza.ru/2021/09/15/47 тл

[13] У финнов был повод для ненависти – проигрыш в Советско-финской войне 1939–1940 гг. и потеря части территории. Но за время конфликта сами финны не отметили ни одного случая издевательств над мирным населением со стороны солдат Красной Армии.

[14] В. Маевский, С. Денисов. Наша Двина, Тверь, 2004 г. – С.136, 137.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Газета «Авангард». Западнодвинские Хатыни // http://avangard-zdv.ru/index.php/eto-nashej-istorii-stroki/4145-zapadnodvinskie-khatyni

[18] В. Маевский, С. Денисов. Наша Двина, Тверь, 2004 г., стр.137.

[19] В декабре 1941 финский карательный отряд был переброшен на Брянщину в район г. Трубчевск. Здесь каратели «нарвались» на брянских партизан. Отряд под командованием Иванченко отомстил садистам. См. Фёдоров А.О. Финский карательный полк на брянщине // https://fedorov-a-o.livejournal.com/7112.html

[20] Кудино и Заречье – две старинные деревни по обоим берегам реки Торопы, близ Торопца.

[21] Кудинская трагедия. Торопецкий край в годы Великой Отечественной войны, Торопец, 2015 г. http://toropec.tverlib.ru/sites/default/files/PDF

[22] Там же

[23] Там же

Смотри также
Хранение уст: уроки от Паустовского. Пашкины истории Хранение уст: уроки от Паустовского. Пашкины истории
Петр Давыдов
Хранение уст: уроки от Паустовского. Пашкины истории Хранение уст: уроки от Паустовского
Пашкины истории
Петр Давыдов
Умение сдержать себя не только перевоспитывает котов и прочих животин, но и спасает человека.
О чуде явления Богоматери при штурме Кенигсберга О чуде явления Богоматери при штурме Кенигсберга
Протодиак. Владимир Василик
О чуде явления Богоматери при штурме Кенигсберга О чуде явления Богоматери при штурме Кенигсберга
Протодиакон Владимир Василик
Во взятии Кенигсберга есть известный элемент чуда: все же слишком быстро пала крепость, и столь малы были потери советских войск.
Крымский дневник Н.А. Дешкина времён гитлеровской оккупации Крымский дневник Н.А. Дешкина времён гитлеровской оккупации Крымский дневник Н.А. Дешкина времён гитлеровской оккупации Дневник ялтинца Николая Андреевича Дешкина
Хроника гитлеровской оккупации
Александр Гаврелюк
На страницах дневника появляется религиозная тема. Прадед был членом ревизионной комиссии церковного совета, но вышел из нее из-за несогласия с творившимися там делами.
Комментарии
Иван25 июня 2025, 00:08
Дать оценку статье, мне кажется, невозможно. Но все это надо знать. Нужно учиться быть благодарным за мир, ценить глоток чистой воды и кусочек хлеба, возможность видеть знакомых, прощать им, что бы они не натворили. Как иногда бывает сложно в наше время понять, что у нас есть все.
Наталья24 июня 2025, 13:33
Это невозможно пережить. Это невозможно простить. Это нельзя забывать.
Екатерина24 июня 2025, 09:23
Вечная память погибшим за Родину!
Алексей (СПб)24 июня 2025, 08:50
Спасибо. Моя бабушка (храни её Господь), прошедшая девочкой оккупацию неподалеку от упомянутых Великих Лук, когда мы её расспрашиваем, тоже упоминает про финских карателей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Другие материалы сюжета:
Другие статьи автора Алексей Гунькин

Новые материалы

Выбор читателей

×