Православный календарьПравославный календарь
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.

Дневник ялтинца Николая Андреевича Дешкина

Хроника гитлеровской оккупации

Оккупация Крыма войсками нацистской Германии и ее союзников – трагическая страница в истории полуострова, которая по-прежнему нуждается в изучении. Сегодня многое сделано для осмысления военных преступлений нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Изучены мероприятия оккупантов, реализованные ими в административной, экономической, национальной и военно-политической сферах. Рассмотрены причины, основные формы и проявления колаборационизма советских граждан, методы и средства психологической обработки нацистами населения. В то же время повседневность региона в годы оккупации остается в меньшей мере охваченной интересом исследователей. Восполнить этот пробел, став потенциальной основой для комплексных изысканий по данной тематике и одновременно позволив более глубоко и по-новому взглянуть на уже известные факты, помогают т.н. «эго-документы»: письма, автобиографии, мемуары и дневники.

В 2024-м году – в год 80-летия освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков – старейшим феодосийским издательством «Издательский дом ‟Коктебель”» выпущена уникальная книга. Достоянием широкой общественности стал дневник ялтинца Николая Андреевича Дешкина. Находясь в оккупированной нацистами Ялте, автор скрупулезно записывал все, чему был свидетелем. Свои заметки Николай Андреевич вел с ноября 1941 года до 15 апреля 1944 года. На сегодняшний день это единственная известная сравнительно полная летопись жизни курортного города под властью гитлеровцев и их союзников. Перед читателем предстает предельно насыщенное обстоятельное повествование, изобилующее фактами, именами и бытовыми подробностями. При этом большинство событий местной жизни (включая церковное возрождение) оставались неизвестными на протяжении многих десятилетий.

Подробнее об этом, а также об обстоятельствах издания книги любезно согласился рассказать правнук Николая Андреевича, краевед Александр Гаврелюк.

Немцы в Ялте, 1941 г. Немцы в Ялте, 1941 г.

– Александр Вячеславович, публикация столь значимого источника, каким, без сомнения, являются дневниковые записи вашего прадеда, – кропотливый и сложный процесс. Не могли бы вы возможно более подробно поведать о том, как был обнаружен этот важный источник и как возник замысел опубликовать эту книгу?

– Дневник до конца 1990-х гг. хранился в Ялте, в семье младшего сына Николая Андреевича – Владимира Николаевича, причем хранился в глубокой тайне. Якобы сам прадед говорил, что за его публикацию могут посадить. О существовании дневника я узнал лишь в 1995-м г., прочитать сумел только в 1997-м г., когда после смерти Владимира Николаевича перевез архив из Ялты в Москву. Решение об издании дневника возникло после знакомства с крымско-московским историком и краеведом Александром Ефимовым. Этому предшествовало одно событие. Как-то, гуляя по набережной Ялты, я обнаружил мемориальную доску памяти теплохода «Армения», которую установили в 2009-м году. Удивился, что ничего не знал об этой трагедии. Вернулся в Москву, полез в дневник, записи в котором породили ещё больше вопросов. Ища ответы на них, стал собирать материал по этой трагедии. Тогда же начал расшифровку дневника с целью передачи текста записей прадеда всем его потомкам. Было это в январе 2010 года. Поиски информации в Интернете об «Армении» привели меня на один из севастопольских форумов, где обсуждался дневник ялтинской школьницы Зои Хабаровой, который она также вела в годы оккупации. Главный вопрос состоял в том, что некоторые участники форума сомневались в достоверности этого источника. И вот, я на страницах этого форума впервые сообщил общественности о существовании у меня рукописного дневника моего прадеда. Александр Ефимов заинтересовался этой информацией, и мы с ним встретились.

Николай Дешкин. Хроника гитлеровской оккупации Николай Дешкин. Хроника гитлеровской оккупации – Кто помогал вам в работе?

– Помимо Александра Ефимова, за 14 лет подготовки дневника к изданию помощь оказывали многие. Имена их всех перечислены в книге. Но особо я хотел бы выделить членов Российского общества по изучению Крыма во главе с Владимиром Фотиевичем Козловым, которые не давали заглохнуть желанию издать дневник, т.к. в процессе подготовки мы сталкивались с объективными обстоятельствами, которые могли помешать изданию этого уникального документа. Безусловно, огромную роль в издании сыграл редактор-издатель ИД «Коктебель» Дмитрий Лосев, который сумел найти финансирование и провел огромную редакторскую работу. Неоценимую помощь оказал и доктор исторических наук Олег Валентинович Романько, который, помимо научного раздела в книге, давал консультации по многим вопросам оккупационной деятельности фашистских захватчиков в Крыму. На определенном этапе в подготовку издания книги включился епископ Ялтинский Нестор (Доненко), который впоследствии стал одним из рецензентов издания.

– Помимо расшифровки отдельных предложений и слов, с какими очевидными трудностями вы и другие публикаторы столкнулись в процессе подготовки к изданию рукописи?

– Расшифровывать пришлось не отдельные слова и предложения, а массив слов, ибо дневник писался со многими сокращениями, видимо, из-за недостатка ресурсов (бумаги, чернил, времени и сил). А основные трудности складывались в результате объективных обстоятельств, которые складывались в жизни Крыма и страны в последнее время. Так, в 2014-м году деньги, выделенные на издание книги крымской фирмой «Оникс-тур» (руководитель – А.Ф. Козлов), остались на счетах киевского банка. В 2020-м году (пандемия) случился общий спад экономической деятельности, да и болезни участников проекта внесли свою лепту в трудности с изданием. А 2022 год из-за западных санкций на время лишил издательства и типографии бумаги. Но со всеми трудностями как страна, так и публикаторы этого дневника с честью справились!

Сложность для меня была и в нахождении некоторых объектов в Ялте в настоящее время. Например, я долго искал Плещеевскую церковь, и только после того, как мне удалось установить, что это народное название храма Воскресения Христа Спасителя, я нашел эту церковь и узнал её историю. Здание гетто (Массандровские казармы) я сумел посетить только со второго раза, т.к. в первый раз я их не нашел. А на место массовых расстрелов я вообще попал спустя много лет после зарождения интереса к теме оккупации Ялты.

Фото: topwar.ru Фото: topwar.ru

– Что представляли собой Ялта и Южный берег Крыма накануне германской агрессии, а также в первые месяцы после начала войны?

– Записи в дневнике начинаются с 1 ноября 1941 года, т.е. практически с момента прорыва Ишуньских позиций и захвата Северного Крыма. Но буквально через месяц Николай Андреевич пишет:

«А возвращаясь к недавнему прошлому, нужно тоже подвести итоги. Учили ‟Историю ВКП(б)”. Хотел бы увидеть теперь хотя бы 1 экз[емпляр] этой книги. Она всеми выброшена в мусор, как книга, засорявшая мозги. Не стали и историками, и годы времени потратили напрасно, не считая громадных средств. От этого дела страна дошла до позора поражения, разорения, стоила десятки миллионов жизней…

За 24 года всколыхнули народ так, что ни в духовной, ни в матер[иальной] части не оставили камня на камне. Перебрали народ по одиночке и просеяли его сквозь сито, уничтоживши всех и все, что не прошло через него. В результате, когда понадобились богатыри дела, мысли, преданности народу и желания отдать за него жизнь – этих богатырей не оказалось, они вывелись, и страна будет поколения ожидать появления их, если новые повелители позволят им вывестись.

А наши будни, заполненные кружками ПВХО, санит[арной] службы, копанием щелей, стрелковыми кружками, были сплошной ‟египетской казнью”. При появлении другого народа все увидали ненужность этого дела и что могли, то постарались без указаний герм[анского] команд[ования] растащить и уничтожить, чтобы и следа от всего этого не осталось.

И в этих буднях так работал народ, чувствовавший, что над ним занесен меч, что у него нет ни морального, ни матер[иального] будущего – завтра, на половину голодный, из 24 лет своей жизни, по крайней мере несколько лет простоявший в очередях за пустяками и за хлебом».

Думаю, что жизнь в Крыму мало отличалась от того, что прадед писал о всей стране.

Далее прадед пишет, как мне кажется, с иронией, что

«Хозяйство города приводится в порядок. Контора Хлебозавода выселена с завода на другую улицу, и в заводе руководство принимает герм[анское] ком[андование]. Назначен командов[анием] Директор Табаксоюза – герм[анский] офицер, который, вероятно, будет руководить этим делом. За мукой для города якобы герм[анское] команд[ование] дало 3 груз[овых] машины, вопрос за горючим, которое достать сейчас почти невозможно».

Однако «жизнь в Ялте не налаживается», хотя новый германский военный комендант в феврале 1942 года «заявил, что прислан из Берлина с приказом наладить жизнь в Ялте и навести порядок».

Все «хозяйственные» дела идут на фоне голода, репрессий, страха и неизвестности

И все эти «хозяйственные» дела идут на фоне голода, репрессий, страха и неизвестности.

– Какие эпизоды в записях Николая Андреевича наиболее вас поразили?

– В записях Николая Андреевича меня поразило буквально всё, т.к. до этого дневника для меня существовали только источники о героической партизанско-подпольной борьбе с фашистскими захватчиками, о зверствах оккупантов, а о бытовой жизни большинства оккупированного населения не принято было писать. И даже если такие источники существуют, то находятся они в архивных хранилищах и ждут своего публикатора.

Учитывая, что издание дневника началось с изучения мной вопроса о трагической судьбе теплохода «Армения», то, естественно, записи первых дней ноября 1941 года заслужили особого пристального внимания. И, опираясь на них и на другие источники, я пока дату гибели теплохода «Армения» – 7 ноября – воспринимаю как недоказанную. И в этом мнении я не одинок.

Конечно, жизнь моей мамы (в дневнике – Гали, в Крещении – Веры) и её старшего брата (Эмиля, в Крещении – Михаила) в условиях оккупации и отрыва от родителей интересовала и меня, и их самих, т.к. они были совсем маленькие, и в 80 с лишним лет многое для них стало откровением. В свой последний приезд в Москву (уже после выхода книги) дядя Миша со смехом удивлялся тому, какой же он был несносный внук.

Не последнее место в дневниках вашего прадеда занимает тема церковного возрождения в период оккупации Ялты войсками гитлеровской Германии и ее союзников. Если попытаться отдельно остановиться на данном вопросе, какой была общая ситуация в регионе для православного духовенства и верующих? Как складывались их взаимоотношения с оккупантами?

– Вообще, очень удивительно, что тема церковного возрождения в период оккупации в принципе присутствует в записях, т.к., изучая наследие прадеда, я сложил первоначальное мнение о нем как о человеке, отрицающем религию. Ни в одном документе, ни в одной его записи нет указания на то, что он крещён, хотя своего отца он называл «религиозным человеком». Более того, в своих воспоминаниях (которые ждут издания) он писал о своих взаимоотношениях с невестой, а потом и женой Марией Павловной:

«В одном пункте была неувязка: она верила в Бога, а я нет. Пытался просветить ее в материалистическом понимании, и даже как-то всю пасхальную ночь в Питере мы походили по всяким церквям: кроме православной церкви, были у старообрядцев-поповцев, у старообрядцев-беспоповцев, у молокан, у штундистов, в польском костеле, в лютеранской церкви. Это был как наглядный пример, смотр различий в верованиях, а в общем, все они вышли из разной обстановки людей и т.д., но она выросла в крепких крестьянских верованиях на религию и мне не уступила. Я предоставил ей самой потом разбираться, так как это не мешало нам жить счастливо».

Но, видимо, последующая жизнь и сама Мария Павловна внесли свои коррективы в мировоззрение Николая Андреевича, и на страницах дневника появляется религиозная тема. Более того, прадед был какое-то время членом ревизионной комиссии церковного совета, но вышел из нее из-за несогласия с творившимися там делами.

Несмотря на то, что храм Александра Невского и Плещеевская церковь во время оккупации возродились, в храме Иоанна Златоуста, видимо, ещё с дооккупационного времени был создан склад вещей эвакуированных (выселенных) немцев, который систематически подвергался ограблениям, а потом и вовсе сгорел.

Уже 30 ноября 1941 года Николай Андреевич записывает:

«Мария Павловна пошла в церковь, т.к. предполагалось, что там сегодня будет служба. Скоро возвратилась, в церкви такие разрушения, что трудно даже представить, зачем все это надругательство было нужно. Стены загажены, иконостаса и прочего нет. Даже в стенах, где были иконы и сделана была рамка из мрамора, все вырвано и уничтожено. Народ толпами идет в церковь и сдает все, что только сможет. Помощь деньгами и материалом».

Здесь можно предположить, что возрождение религии пошло от народа, снизу, а оккупационная власть этому не препятствовала.

Можно предположить, что возрождение религии пошло от народа, снизу, а оккупационная власть этому не препятствовала

Прадед отмечает, что активная антирелигиозная политика большевиков дала свои плоды. Верующие – это в основном пожилые и зрелые люди, чье мировоззрение сформировалось в дореволюционный период. Молодежь же, напротив, в открывшиеся храмы идти не спешит. А если и приходит, то из любопытства. На службе по тем же причинам присутствуют несколько германских солдат (им интересно). Есть зато дети, но их явно привели с собой взрослые, дабы дети приобщались к духовной жизни. Более того, Николай Андреевич в августе 1943 года под звуки воздушной тревоги крестит своих внуков.

Дальнейшие описания церковных служб интересны тем, что двух священнослужителей в храм не пускают, т.к. про них ходит информация, что они сотрудничали с НКВД. В рамках своей ревизионной деятельности автор занимался разбором претензий хора к старосте церкви по поводу оплаты труда.

Взаимоотношения Церкви и оккупационной власти сводятся в основном к регулирующим. Например, «религиозным людям разрешается сходить в церковь по случаю праздника Вознесения и опять вернуться на работу», «с чисто немецкой аккуратностью на празднование Рождества Христова по старому стилю отпущено было столько времени, сколько нужно сходить в церковь», и т.п. Однако когда в городе возникли разногласия между священниками, то «ведающий в СС работник церковными делами предложил посадить какого-нибудь священника для примирения враждующих».

В целом, возрождение церковной жизни в Ялте – очень красочные дневниковые зарисовки.

– Опубликованные вами записи Николая Андреевича начинаются с осени 1941 года, в основном обрываются в апреле 1944 года. Вел ли ваш прадед дневник до начала войны и после освобождения?

– После смерти прадеда осталось множество документальных материалов, центральное место в которых, безусловно, занимает опубликованный в книге дневник. После войны Николай Андреевич, видимо, возвращался к записям дневника, так как в некоторых местах есть его пометки, относящиеся явно к послевоенному периоду. Кроме этого, в своей рукописи «Мы это никогда не забудем. Ялта 1941–1944 гг», опубликованной во втором выпуске Иллюстрированного историко-краеведческого альманаха «Крымъ» в 2013-м г., которая, видимо, готовилась к публикации в середине 1960-х гг., автор делает ссылки на страницы дневника.

Наследие Дешкина позволяет сделать вывод о том, что личными записями он начал заниматься до войны, т.к. в личном архиве есть записи, озаглавленные им «Жалобы бумаге» за 1940 г. (с 18 марта до 30 июля). Но эти записи уже обработаны Николаем Андреевичем в середине 1960-х гг. К послевоенному периоду относятся и записи на отдельных тетрадных листах (1945–1965 гг.), охватывающие некоторые события в жизни Николая Андреевича, города Ялты, страны.

Нельзя не сказать и о мемуарах Николая Андреевича, охватывающих период его жизни с момента рождения до 1925 г. К сожалению, за период 1925–1940 гг. никаких записей не сохранилось, хотя их и вообще могло не быть.

– Предполагается ли в дальнейшем также опубликовать и эти записи?

– Да, совместно с издателем Дмитрием Лосевым в серии «Раритет» мы планируем выпустить условный второй том сочинений Дешкина, куда войдет не только его творческое наследие, но и документально-архивное.

– Как сложилась судьба Николая Андреевича после апреля 1944 года?

– После освобождения Ялты, как писал сам Николай Андреевич, «горком партии кооптировал» его «как бухгалтера в комиссию по выявлению нанесенного фашистско-немецкими захватчиками ущерба Ялте». С этого же года он работал старшим бухгалтером санатория Военно-Морского Флота. Работая в санатории, был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В 1949-м году переходит главным бухгалтером в Управление по борьбе с оползнями и заканчивает свой трудовой путь в Тресте «Ялтаспецстрой». В 1956-м г. Н.А. Дешкин вышел на пенсию.

Умер Николай Андреевич в 1967-м г., похоронен в Ялте на Старом кладбище на ул. Блюхера.

С Александром Гаврелюком
беседовал Дмитрий Соколов

14 февраля 2025 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 179 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Иоанна_20 февраля 2025, 10:28
Катерина 16 фев 2025, 15:52 /Для Галина. Мои тоже пали как Ваши// Здесь У ВСЕХ пали, нет ни одной семьи, где не было погибших! В моей семье никто из мужчин не вернулся с фронта. Не знаю про Украину, никогда не была там и не имею с ней никаких родственных связей. Но вот моя бабушка с детьми, одна их моя мама, уже в начале июля 1941 г под бомбёжками бежали из Смоленска и оказались в оккупации почти на 3 года. Семья отца за связь с партизанами отправилась в долгое "путешествие" по концлагерям и на принудительные работы. Всё мое детство прошло на фоне рассказов о войне и послевоенном голоде. А сейчас вдруг кто-то "присваивает" себе патриотизм и претендует на единственно верное знание истории....
Галина И.19 февраля 2025, 10:03
Простите, но "то из жизни моей, не из книжки". Для Алексея. Жизнь рус. народа в гитлеровской оккупации я не наблюдала и не могла наблюдать. Но повторюсь еще раз, помягче, чтобы опубликовали. В послевоенные годы отца, как начальствующего партийца, перевели в Ср. Азию для ее восстановления. И в моем раннем детстве там, в конце 60-х гг., душераздирающие живые свидетельства ужаса ада войны были крайне острыми. Очень много было людей, эвакуированных туда из России в начале войны, в т.ч. и такие, кот. под разными причинами, разными способами просто укрылись от мобилизации на фронт и тайно желали победы немцам. В народе их ненавидели. А предателей узнавали порой больным криком даже в 90-е годы.
Алексей19 февраля 2025, 08:41
Видите ли дорогая Иоанна, нас, Патриотов России, весьма смущает дневник, автор которого восхищается немцами. И автор статьи ничего не написал о том, что его прадед не сотрудничал с врагом. У кого получал зарплату автор дневника, кассир городской управы под оккупацией? Точно у наших? Не у немца ли? Если бы автор ясно написал, что его прадед никогда не сотрудничал с фашистами, не работал на них, при любой возможности совершал диверсии, уничтожал врага и его инфраструктуру, как наши отцы, матери, дедушки, бабушки, ушедшие на фронт или в партизаны, детьми работавшие в полях и на заводах, помогая Родине сокрушить проклятую орду, то и вопросов бы не было.
Галина И.18 февраля 2025, 20:44
P/S. Комментария к статье автора я не писала, т.к. ничего предосудительного там не увидела. Может, невнимательно прочитала. И никаких претензий у меня к ней поэтому нет. Всего доброго.
Галина И.18 февраля 2025, 20:33
Иоанна_18 февраля. Эта информация имеет отношение к комментариям Галины и Катерины. "Не нам судить этих людей, оказавшихся в страшных жизненных обстоятельствах". А где вы увидели, что я кого-то сужу? Знаю по рассказам близких родственников. Мои отец и свекр- ветераны ВОВ, добровольцами записались на фронт. Ваши, как всегда, страстные обвинения и пост. нападки в чей-то адрес отдают превозношением и гордыней. Историю, с кот. вы отчасти знакомы, ныне многие пытаются исказить. Но она отражена как в памяти людей, так и в неоспоримых истор.-х документах, литературе и искусстве. А врагов и предателей нашей Родины не оправдать типа того, что "не суди". Зло судится, и цена крови слишком уж большая.
Иоанна_18 февраля 2025, 17:57
Галина И., какое отношение имеет эта информация к данной статье? Где здесь какое-либо указание на то, что автор дневника сотрудничал с оккупантами или симпатизировал им? Это интересное, важное свидетельство эпохи, тем более что сведения об этой стороне войны в советское время тщательно замалчивались. Дорогие братья и сёстры, не уподобляйтесь печально известным органам, которые в каждом, кто был в плену или в оккупации, видели предателя и врага народа! (То же самое относилось к священникам, служившим в открытых на оккупированных территориях храмах.) Не нам судить этих людей, оказавшихся в страшных жизненных обстоятельствах. "Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо" (преп. Паисий Святогорец)
Галина И.18 февраля 2025, 16:37
Моя тетя в годы войны жила на границе с Западной Украиной. Я была еще совсем маленькой, когда она приезжала к нам в гости, но хорошо помню ее рассказы, как западные украинцы с великой радостью принимали гитлеровцев. С цветами, одетые в праздничные национальные одежды, они выстраивались целыми колоннами вдоль дорог с продвигающимися немцами. Дома не закрывались на замки, всегда были открытыми, а столы были накрыты праздничными скатертями на случай их прихода. Также рассказывала о непрекращающихся зверствах бандеровцев. Кстати, в Интернете есть много документальных подтверждений этому- литературы и фотографий. Никто не забыт и ничто не забыто. Предателей тогда было более, чем предостаточно.
Константин18 февраля 2025, 14:47
Хотел купить себе эту книгу. На озоне начинается ценник от 6500 и выше. Удивительно почему так? Чтобы как можно меньше людей смогли прочитать книгу? С чем связана такая невообразимая цена?
Иоанна_17 февраля 2025, 20:33
Где здесь пропаганда и оправдание нацизма? Рассказ о жизни в оккупации. У нас 15 млн человек оказались на оккупированной территории, не по своей вине оказались! Что - все они предатели, все "омерзительно противны"? Разные бывают ситуации, РАЗНЫЕ! Как-то странно объяснять это взрослым людям, да ещё и знающим про Божию заповедь о неосуждении.
Татьяна 17 февраля 2025, 16:18
Я думаю, эти дневники важны, как и другие, по ним мы можем ощутить и в какой-то мере понять, то время. А прадед был неверующим в то время, когда писал дневник. Что было дальше мы не знаем. Кому-то Бог открывается, а кому-то нет. Почему этого надо стыдиться? Оно просто есть и всё. Я часто молюсь за моего неверующего мужа. Мой муж помогает многим людям, любит меня и наших детей. Я не знаю почему мне должно быть стыдно за него. Мне чаще стыдно за себя. Потому что я верующая иногда веду себя хуже неверующего мужа.
Галина17 февраля 2025, 14:05
Сергею Вязу - Наша станица тоже была под оккупацией. Даже больше: немцы казаков старались не трогать. Помню одну очень красивую женщину, которая вышла замуж за неровню. Я все удивлялась, почему? а мама говорила: "Причина была". И уже когда этой женщины не стало мама рассказала, что во время войны она прислуживала немцам. Только прислуживала - полы мыла, есть готовила, стирала. И все! И тем не менее до самой смерти в станице ее чурались, и замуж взял только тот, за которого другие не шли. Статья эта меня удивила. Очень. Неужели все так поменялось? Вопрос совсем не риторический.
Антоний 17 февраля 2025, 10:19
Дорогой Сергей Вяз, будем надеяться, что ныне книги будут тщательно проверяется Прокуратурой на пропаганду и оправдание нацизма.
Катерина16 февраля 2025, 15:52
Для Галина. Мои тоже пали как Ваши. С интересом прочла Вашу историю. В Интернете есть ресурс, где собраны имена военослужащих Красной, затем Советской Армии 41-45, с краткими замечаниями о их судьбе. Бросилось в глаза, что большинство попавших в плен были по национальности украинцами, или Западная Украина, Киев, они, кстати, в основном в к/л выжили. В большинстве. А павшие или умершие в плену бвли или из Донбаса, Донецка или русские бойцы,или какие другие национальности. Особенно в 41м была массовая сдача именно украинцев в плен, и кто знает, не по этой ли причине немцы продвинулись так далеко в глубь Советской России. И о чем стыдливо молчали во имя дружбы народов СССР. Есть о чем подумать.
Борис16 февраля 2025, 12:53
Про действия бандеровцев и крымских татар стыдливо умолчали. Но люди помнят.
Сергей Вяз16 февраля 2025, 10:04
Галина, согласен с Вами. У меня дед погиб в 44, тёща в Серпуховом районе жила, так они зиму у партизанов в землянке прожили, только чтобы под врагом не оставаться (там кстати с немцами и финнов было много, она помнит). Людей с фигой в кармане было меньшинство, даже под немцами, конечно. Ну вот теперь книги о них выходят.
Автору16 февраля 2025, 07:33
Александр, а почему ваш прадед не воевал, а жил дома в тепле и с родными, когда миллионы людей воевали, страдали и умирали за Родину? Мой дед имел броню, но ушёл на фронт добровольцем и погиб защищая Родину! И таких, как мой дедушка было много. Вот они и герои! Странно, зачем эту статью опубликовали? Рассказ о старике, который в Бога не верил и не помогал ковать победу своей Родине, а писал дневники. Хорошо устроился. Не правда ли? Вот что писал ваш родственник: «В одном пункте была неувязка: она верила в Бога, а я нет». Это цитата из вашего текста о вашем же прадеде. И вам не стыдно за него?
Галина14 февраля 2025, 19:25
Однажды попала с престарелым свекром в больницу, в Харькове. В палате было человек 5-6. Особенно запомнились трое - два старика и грустный молодой. Один из стариков был во время ВОВ в плену и сотрудничал с немцами. "А як жеш? Ни ти, так тоби". Всю жизнь это скрывал и не попался, но после 2000-х уже хвастал этим. Второй старик всю оккупацию прожил под немцем. Очень ему ноавился немецкий порядок. Оба сидели, но за что не говорили. Молодой, когда они рот открывали вставал и плелся из палаты вон. В моей семье из 15 ушедших на войну вернулись трое. И эти деды были для меня омерзительно противны.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×