Не лишним будет вспомнить, что в позапрошлом году она уже публично обвиняла в экстремизме протоиерея Всеволода Чаплина[1], а о книге Р.А. Силантьева отзывалась как о «пасквиле», содержащем «клеветнические измышления, которыми должен заниматься уголовный суд. Потому как все это служит разжиганию религиозной и национальной вражды… К великому сожалению, наши исламские деятели, зная, что Силантьев распространяет клевету и измышления… не находят средств и времени для возбуждения уголовного дела по клевете. Прискорбно, но факт»[2].
В прошлом году внимание г-жи Хамидуллиной переключилось на священника Даниила Сысоева, которого она обвиняла в экстремизме и призывала «прокуратуру Москвы обратить внимание на его заявления»[3].
В октябре один из «исламских деятелей» – муфтий Нафигула Аширов (в прошлом дважды судимый) заявил, что намерен подать в суд на отца Даниила из-за его книги «Брак с мусульманином», однако так и не решился. Но решилась Халида Гумаровна Хамидуллина. Средства массовой информации почему-то обошли вниманием тот факт, что в своем заявлении она требует покарать не только отца Даниила, но и признать противозаконной деятельность «православного Центра “Шестоднев”, Душепопечительского православного центра святого Иоанна Кронштадтского, храма святого Даниила на Кантемировской» и их издательств. Кроме того, в заявлении упомянуто о причастности в той или иной степени к «экстремистской деятельности» епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила, иеромонаха Анатолия (Берестова) и диакона Андрея Кураева. Также в качестве пунктов обвинения выставляются претензии к богослужебной практике Православной Церкви, а конкретно, к чину оглашения приходящих из ислама: «в таинстве крещения будущих христиан в Оглашении заставляют осуждать ислам как веру, осуждать Коран как священное писание». Наконец, в заявлении говорится, что вообще «религиозная организация “Московский патриархат” благословляет написание книг экстремистского содержания» [4].
Итак, в экстремизме мусульмане обвиняют не одного священника, а целый ряд православных издательств, центров, известных пастырей и миссионеров, наконец, и вообще Русскую Православную Церковь Московского Патриархата и ее богослужебные чины. Уже эти цитаты ясно дают понять, что выдержки из книг и речей отца Даниила Сысоева на самом деле лишь повод для мусульман нанести удар по Православной Церкви, посредством светских законов, в частности, федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности».
Своим поступком мусульманская журналистка привлекла к себе широкое внимание, потому вполне естественно посмотреть на то, каков ее вклад в установление атмосферы мира и взаимоуважения людей разных религий и национальностей, проживающих в России.
Халида Гумаровна Хамидуллина является членом Союза мусульманских журналистов, ее статьи публикуются на таких сайтах как «Ислам.Ру» (www.islam.ru), «Информационное агенство Islam News» (www.islamnews.ru), «Ислам в Российской Федерации» (www.islamrf.ru), «Ислам в Нижнем Новгороде» (www.islamnn.ru), «Ислам-инфо» (www.islam-info.ru), «Российское исламское наследие» (www.islamnasledie.ru), «Портал-Credo.ru» (www.portal-credo.ru), «Яблоко» (www.yabloko.ru) и др.
Даже этот краткий список показывает, что перед нами не случайное лицо, а человек, которому предоставляют трибуну на большинстве крупных мусульманских сайтов. Тем полезнее будет для нас узнать, что именно звучит с этих трибун.
Исламская журналистка о России
В своих статьях, публикуемых в мусульманской периодике, Х.Г. Хамидуллина последовательно создает крайне негативный образ страны, в которой живет. Так, татарский народ, по ее утверждениям, жил в России, испытывая «многовековые притеснения, гонения и лишения»[5], подвергаясь «насильственной христианизации», сопровождаемой «тотальным уничтожением всех до единой мечетей»[6].
Современная же ситуация в стране описывается журналисткой как «эпоха процветающей государственной и бытовой исламофобии»[7]. По мнению г-жи Хамидуллиной, «власть и различные партии… на протяжении всего своего существования упорно игнорировали проблемы мусульманского сообщества России и нередко способствовали разжиганию через государственные СМИ исламофобии». Она утверждает, что в России практикуются «многочисленные репрессии в отношении последователей ислама, фабрикация уголовных дел, преследование имамов и простых людей, посещающих мечети, пытки осужденных мусульман в тюрьмах»[8]. Так что «перед исламским сообществом стоят тяжелые проблемы по выживанию»[9].
Х.Г. Хамидуллина выступает в защиту литературы, уже признанной судебной властью Российской Федерации экстремистской, а также порицает предпринимаемые против экстремистов и террористов меры: «десятилетия прошли в репрессиях над так называемыми ваххабитами». После поездки Путина в Королевство Саудовская Аравия, после положительной им оценки учения Аль-Ваххаба (но запрет на книгу «Единобожие» власть не отменила) на смену «ваххабитам» теперь раскручивают другую страшилку, связанную со словом «ислам», то есть мировой религией, – «исламисты»… Когда есть заказ, всегда находятся добровольные помощники из мусульманской среды, сознательно или бессознательно помогающие «разоблачать ваххабитов, исламистов, хизбут-тахрирцев»[10].
В другой статье, обвиняя российские власти в преднамеренном нежелании противодействовать скинхедам, журналистка заявляет: «Куда удобнее им проявлять репрессивную ретивость в запретах “не наших”: книг “Личность мусульманина”, трудов всемирно признанного гуманиста, исламского богослова Саида Нурси… мифических хизбуттахрировцев»[11].
Стоит напомнить, что 14 февраля 2003 года Верховный суд РФ признал «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» террористической организацией и запретил ее деятельность на территории России. Упоминаемая г-жой Хамидуллиной «Книга единобожия» основоположника ваххабизма Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими признана экстремистской решением Савеловского суда г. Москвы от 2 апреля 2004 года. Книга Мухаммада Аль-Хашими «Личность мусульманина» признана экстремистской решением Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 6 августа 2007 года. Сочинения основателя запрещенной в ряде стран секты «Нурджулар» Бадиуззамана Саида Нурси признаны экстремистскими решением Коптевского суда г. Москвы от 24 мая 2007 года.
Более того, по мнению г-жи Хамидуллиной, в России идет война «между федеральными формированиями и чеченскими группами сопротивления, которые воюют уже больше тринадцати лет на крошечной территории Чечни, равной одной области РФ»[12]. Примечательно, что террористы и экстремисты именуются ею «группами сопротивления».
В своем комментарии к «Обращению международных правозащитников к главам государств и организациям» Х.Г. Хамидуллина сообщает: «В России с начала 90-х годов развернута широкомасштабная антиисламская война на уничтожение активной части мусульманского сообщества, и десятки тысяч мусульман томятся в тюрьмах, где ежеминутно подвергаются жесточайшим пыткам. Сегодняшний режим России (и мировых войн против исламских государств) стал возможен за счет тайной и закулисной международной войны против ислама и мусульман, и одним из главных звеньев антиисламской войны является Россия»[13].
В публикациях г-жи Хамидуллиной Россия выступает неизменно как враждебная исламу сила, репрессирующая мусульман и целенаправленно уничтожающая их. При этом террористические, сепаратистские и экстремистские мусульманские силы, организации и литература подаются в оправдательном свете.
Еще большее беспокойство вызывают те исторические примеры, которые подаются журналисткой как нормативные способы выражения протеста и борьбы российских мусульман за достижение своих целей. «Двести лет… исламская вера была запрещена в России… Законное право исповедовать древнеотеческую исламскую веру мусульманским народам России вернула лишь либеральная царица Екатерина Вторая на пороге XIX века. Это случилось после двадцатилетних татарских и башкирских объединенных бунтов в первой половине XVIII столетия под руководством имама и татарского национального героя Батырши… Следующее восстание, уже под предводительством Е. Пугачева, совместное выступление татар, башкир, русских староверов заставило власть серьезно задуматься о свободе вероисповедания… Сколько еще Батыршей и Пугачевых должно появиться в России, чтобы опять вернуться к светскости государства, провозглашенной в нынешней Конституции?»[14]
Упомянутый в заявлении г-жи Хамидуллиной федеральный закон «О противодействии экстремисткой деятельности» дает в статье 1.1 развернутое и подробное объяснения термина «экстремизм». Это, помимо прочего: «деятельность… общественных и религиозных объединений, либо… физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: подрыв безопасности Российской Федерации; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье».
На наш взгляд, перечисленные пункты имеют самое непосредственное отношение к процитированным фразам Х.Г. Хамидуллиной.
Но и этим не исчерпывается ее деятельность.
Исламская журналистка о Православии
Значительную часть статей Х.Г. Хамидуллина посвящает Русской Православной Церкви. В них также прослеживается целенаправленное создание алармистских настроений у мусульманских читателей, и крайне негативного образа, обильно используется принижающая лексика и оскорбительные сравнения.
Г-жа Хамидуллина убеждает, что «попы поднимают в церквях народ против строительства мечетей, против размеров храмов, против высоты минаретов»[15]. О Р.А. Силантьеве она отзывается как о «много лет не покладая рук трудящимся на ниве усердных стараний уничтожения ислама (за что его награждали в РПЦ МП)»[16].
Так создается образ Православной Церкви как активного врага мусульман, стремящегося их уничтожить. Этот образ г-жа Хамидуллина пытается обосновывать и историческими примерами в ее интерпретации: «К концу тридцатых годов “советская” Россия в лице православных семинаристов Сталиных-Ворошиловых-Буденных убила последние остатки генофонда исламских богословов, расстреляв и казнив тысячи мусульманских религиозных деятелей, заодно разрушив все мечети»[17].
Коммунистические репрессии ХХ столетия подаются как борьба православных с мусульманскими богословами, притом, что, как известно, указанные исторические лица были атеистами, и антирелигиозные гонения наибольшей тяжестью легли в первую очередь на православных.
В другой статье журналистка продолжает оскорбительное для чувств верующих отождествление Православной Церкви с безбожной коммунистической партией Советского Союза, проводившей борьбу с Православием. «В нашей стране произошел захват властных полномочий РПЦ МП через внедрение своей идеологии во властные структуры, включая силовые… РПЦ МП присутствует незримо, как КПСС в былые времена, не только в армии, но во всех силовых структурах… Только написать остается: мы говорим народ – подразумеваем под ним РПЦ МП, говорим РПЦ МП – подразумеваем народ. Народ и партия едины…»[18].
С возмущением описывая, что на татарском концерте русская певица исполнила «Ave Maria», Халида Гумаровна ставит исполнение этих строк из Евангелия в один ряд с «похабщиной»[19]. Она также уверяет, что «если попы в рясах приватизируют Россию, как свою собственную вотчину, где они могут врываться, например, в роддома, нарушая всякие санитарные нормы, осенять своим знамением всех и все подряд и брызгать в рожениц и младенцев своими “святыми водами”, не мир мы получим и взаимопонимание, а вовсе противоположное»[20].
Приведенные цитаты вызывают в памяти еще одно определение экстремизма из упомянутого федерального закона, а именно: «возбуждение расовой, национальной или религиозной розни». Очевидно, что подобные высказывания, построенные в намеренно оскорбительных выражениях и провокационные по содержанию, с большой вероятностью могут вызвать религиозную рознь между мусульманами и православными.
Но и это еще не все.
Исламская журналистка о русской культуре
Говоря о татарском народе, г-жа Хамидуллина пишет: «К сожалению, приходится констатировать, что с приобщением к доминирующей русской (которая в многовековой традиции православная) культуре мы теряем свои исламские нравственные ориентиры. Об этом я сужу, глядя на наше искусство». И далее в качестве последствий приобщения татар к русской культуре указывается, что «в стаканы любителей татарской песни полилась рекой водка» а также «сальные, пошлые по содержанию юморески, низкопробные по уровню и содержанию песни»[21].
Подобные утверждения вызывают в памяти еще одно определение экстремизма из упомянутого федерального закона, а именно: «унижение национального достоинства».
Предоставим читателям решать, насколько высказывания и идеи Халиды Гумаровны, в целом весьма типичные для современной мусульманской публицистики, подпадают под определение понятия «экстремизм», данное в федеральном законе «О противодействии экстремисткой деятельности».
Заметим только, что священник Даниил Сысоев, которого Х.Г. Хамидуллина обвиняет в экстремизме, в отличие от нее, никогда в своих статьях не оправдывал книг, признанных экстремистскими, организаций, признанных террористическими, сепаратистов, стремящихся к насильственному нарушению целостности Российской Федерации, никогда не настраивал своих читателей против действующего конституционного строя и государственной власти Российской Федерации, наконец, никогда не унижал людей по национальному признаку.
Все обвинения, которые она ему инкриминирует, базируются в основном на его отношении к вероучению ислама, притом, что священник неоднократно подчеркивал: это отношение к мусульманскому вероучению ни в коем случае не должно быть поводом для ненависти или неприязни к самим гражданам, исповедующим эту религию. Это невольно признает даже г-жа Хамидуллина, приводя высказывание отца Даниила: «К мусульманам нет ненависти, а есть желание через приведение к Иисусу Христу спасти их души»[22].
А в книге отца Даниила «Брак с мусульманином», которая, по уверению Халиды Гумаровны, будто бы «возбуждает ненависть к мусульманам», есть, например, такие строки: «Мусульманин несет на себе отпечаток образа Божия, а потому достоин и чести и уважения» (с. 55).
Чего же хочет исламская журналистка?
Обратим внимание на то, в чем мусульманская журналистка предлагает российскому правосудию видеть экстремизм:
«– возбуждает ненависть к священному символу ислама – пророку Мохаммаду, называя его “лжепророком”, а его наставления – “лжепророчеством”;
– возбуждает ненависть к священной книге мусульман – Корану, который по Даниилу Сысоеву “написан лжепророком и соответствуют его прихотям”;
– возбуждает ненависть к исламской религии, называя ее “лжепророчество, вдохновленное извечным врагом рода человеческого”…
– продолжает возбуждать ненависть к мусульманам, утверждая, что “мусульмане после смерти пойдут в ад”»[23].
Если опустить повторяемое, как заклинание, оценочное словосочетание «возбуждает ненависть», то станет ясно, что «экстремизм» заключается в том, что священник не признает Мухаммеда истинным пророком, а его наставления – истинным пророчеством, соответственно, не признает, что Коран есть истинное Слово Божие, и не признает, что следование Корану и вера Мухаммеду может привести к спасению и райской участи.
Естественно, что непризнание Мухаммеда истинным пророком, автоматически означает определение его притязаний на пророчество как ложные. И раз он – ложный пророк, то и книга, излагающая его учение, написана лжепророком, и те, кто следует ложному учению, не могут рассчитывать на благую участь в посмертной жизни.
Наличие собственного мнения подразумевает, что оно принципиально отлично от мнения, излагающего прямо противоположные убеждения. И критическая оценка противоположного мнения никакого отношения к экстремизму не имеет.
Пытаясь утверждать обратное, мусульмане посредством заявления Хамидуллиной фактически хотят приравнять к уголовно наказуемому преступлению нежелание признать ислам истинной религией.
***
Как известно, учение Православной Церкви основывается на двух источниках – Священном Писании (Библии) и Священном Предании (постановлениях Соборов и творениях святых отцов).
Именно из следования этим источникам вытекают те установки, которые имеются в цитируемых словах священника Даниила Сысоева. Сам Иисус Христос в Евангелии сказал, что «все пророки и закон прорекли до Иоанна» Крестителя (Мф. 11: 13). Поэтому в Новом Завете нет указаний на будущих новых пророков, посланных Богом со специальной миссией, но есть предупреждения о том, что «многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24: 11).
Отнесение христианами Мухаммеда к лжепророкам вызвано не только тем, что он хронологически появился после Иоанна Крестителя, но и тем, что его учение отвергает основополагающие догматы христианской веры: в Коране недвусмысленно отрицается учение о Боге Троице (Коран 4.171; 5.73), отрицается то, что Иисус Христос есть воплотившийся Бог и Сын Божий (Коран 5.17, 72; 9.30, 19.88), отрицается Его Крестная жертва и сам факт распятия (Коран 4.157), утверждается, что христиане исказили Библию (Коран 3.78).
Поэтому неудивительно, что Церковь на Константинопольском Соборе 1180 года провозгласила: «Анафема Мухаммеду, и его учению, переданному в Коране, в котором он исповедует, что Господь, Бог и Спаситель наш Иисус Христос не является Сыном Божиим; благое называет дурным, а свет выставляет тьмою… кроме того, анафема тем, кто считает, что Мухаммед – пророк и посланник, от которого приняли учения и заповеди, противные учению Христа»[24].
О том же говорят и святые отцы христианства, например преподобный Иоанн Дамаскин: «Со времени Ираклия… возник у сарацин лжепророк, называемый Мухаммед, который… составил собственную ересь... он распускает слух, будто ниспослано ему с неба от Бога писание. Написав же в своей книге некоторые достойные смеха положения, он передал ее им для почитания» («О ересях вкратце», 101).
Следуя словам Христа «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16: 15–16), кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник… Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10: 1, 9), Православная Церковь учит, что все, не принявшие Христа и не поверившие Его Евангелию, окажутся вне спасения. Об этом говорит, например, святитель Игнатий (Брянчанинов): «Напрасно ж ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви… кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним… средством – верою в Искупителя?.. Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» (Письмо № 203).
Удивительно видеть утверждение мусульманки о том, что указанное учение Православной Церкви является экстремистским, ведь сам ислам учит совершенно аналогичным образом – в рай войдут только мусульмане, а все остальные, в том числе христиане, будут вечно гореть в аду.
Как известно, исламское учение основывается на двух источниках – Коране и Сунне, состоящей из авторитетных сборников хадисов. В качестве примера достаточно привести две цитаты из Сунны.
«Посланник Аллаха сказал: “Когда настанет день воскрешения, Аллах предаст в руки каждому мусульманину иудея или христианина и скажет: это твое избавление от адского огня”. Смысл этих слов поясняет другой хадис, рассказанный Абу Хурайрой. Пророк сказал: “У каждого есть свое место в раю и свое место в огне, и поэтому когда верующий войдет в рай, неверный заменит его собой в огне”» (Муслим, 37.6665).
«Посланник Аллаха сказал: “Ни один мусульманин не умрет без того, чтобы Аллах не отправил для него еврея или христианина в адский огонь”» (Муслим, 37.6665).
Итак, нет ничего экстремистского в том, что христианский священник считает истинным именно христианское учение, и потому вынужден признавать не истинными все противоречащие ему учения, в том числе и мусульманское, следуя учению святых отцов, например святителя Феофана Затворника: «“Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины” (1 Тим 3: 15). Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь во истине, будешь обладать истиною и жить по ней и в ней… Вне Православной Церкви нет истины» (Мысли на каждый день года).
Нелишним будет напомнить, что всякий православный священник перед рукоположением дает в письменном виде присягу, в которой клянется «учение веры содержать и другим преподавать по руководству святой Православной Церкви и святых отцов».
Как видим, своими утверждениями священник Даниил Сысоев лишь добросовестно выполняет профессиональный долг, сообщая читателям и слушателям то церковное учение, которое узнал из Библии и творений святых отцов, к чему его обязывала данная при рукоположении клятва.
И высказывания отца Даниила, как воспроизводящие учение его религии, так и вытекающие из них критические оценки других учений, со стороны закона защищены 28-й статьей Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что «каждому гарантируется… свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию… иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Исковое заявление г-жи Хамидуллиной, пытающейся приравнять изложение христианского взгляда на ислам к экстремизму и требующей уголовной ответственности для тех, кто не считает Мухаммеда истинным пророком, противоречит пункту 2 статьи 19 Российской Конституции, где сказано: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», а также пунктам 1 и 3 статьи 29: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова… Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
***
Еще большее недоумение вызывает попытка г-жи Хамидуллиной обвинить в экстремизме употребляемый Православной Церковью с IX века чин оглашения приходящих из ислама. Бывший мусульманин, если желает стать христианином, должен перед крещением пройти этот чин. В нем нет ни слова о ненависти к мусульманам. Суть этого богослужебного чинопоследования состоит в том, что от приходящего требуется засвидетельствовать, что он действительно отказался от мусульманских учений, противоречащих христианству, а также искренность и бескорыстность обращения ко Христу. Это вполне логично, поскольку если человек не желает оставлять мусульманские убеждения, то ему и не нужно креститься и называть себя христианином, а если он все-таки решил поменять религию, то должен зафиксировать сознательность и зрелость данного шага.
Возможно, мусульманскую журналистку оскорбляет наличие такого чина, где Мухаммед называется лжепророком и отвергается истинность Корана.
Но ведь в ее собственной религии, в Коране и Сунне, есть множество высказываний, которые, вооружившись ее примером, христиане могут обвинить в оскорблении своих чувств и разжигании межрелигиозной ненависти.
Вот слова Корана о христианах: «Не веруют те, которые говорят, что Иисус, сын Марии – это Бог” (Коран 5.17), «И сказали христиане: “Христос – Сын Божий”. Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!» (Коран 9.30).
Согласно преданию, записанному в Сунне, последними словами Мухаммеда были: «Да проклянет Аллах иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для совершения молитв!» (Бухари, 1.8.427). Или в другом хадисе: «О Аллах, умертви иудеев и христиан. Они сделали церкви из могил их пророков. Остерегайтесь, в Аравии не должно быть двух вероисповеданий» (Малик, 45.5.17).
Еще хадисы из Сунны: «Посланник Аллаха сказал: “Я изгоню евреев и христиан из Аравии и не оставлю никого, кроме мусульман”» (Муслим, 19.4366); «Посланник Аллаха сказал: “Не приветствуйте первыми ни иудеев, ни христиан, а если встретите кого-нибудь из них на дороге, оттесните его к наиболее узкой части”» (Муслим, 26.5389).
Если г-жа Хамидуллина желает запретить «Чин оглашения приходящих из ислама», то отчего бы ей тогда не озаботиться удалением из Корана и Сунны вышеприведенных аятов и хадисов?
Вряд ли можно рассчитывать на такую взаимность со стороны мусульман, особенно это станет ясно, если вернуться к ее статьям и посмотреть, как исламский борец за светскость государства, которым выставляет себя Халида Гумаровна, видит те необходимые изменения в стране и обществе, которые бы ее удовлетворили.
«Слышим ли мы положительные передачи об исламе и мусульманах, о народах страны? Нет. Вот если бы на уровне государства российского 2008 год объявили годом татарского языка в России, 2009-й – годом чеченского, 2009-й – годом марийского… можно было бы говорить, что на деле федеральная власть уважает многонациональный состав страны»[25].
«Нужен социальный заказ государства, чтобы отечественные учебники по истории, литературе, культурологии доносили всему подрастающему поколению россиян о вкладе представителей исламской культуры в общие достижения страны»[26].
«Ключ к достижению мира и согласия в нашей стране – в признании Корана как третьего Завета Всевышнего. Не принять ислам, а рассматривать его священную книгу как откровение Всевышнего, так же, как мусульмане признают Тору и Евангелие людей Писаний (христиан и иудеев)»[27].
Итак, одним лишь преследованием критиков ислама программа мусульманской журналистки не ограничивается – ей нужна оплаченная государством систематическая реклама ислама в школах и признание всем обществом Корана в качестве «Откровения Всевышнего» (инициатива муфтия Равиля Гайнутдина). Своеобразные представления о «светскости».
К сожалению, здесь Халида Гумаровна, как и в других случаях, вводит читателей в заблуждение, говоря, будто «мусульмане признают Тору и Евангелие христиан и иудеев».
Да, в исламе есть вера в то, что существовали когда-то в прошлом некие писания от Аллаха, которые назывались «Тора», «Псалтырь» и «Евангелие». Но это вовсе не означает, что мусульмане считают Священным Писанием то, что реально имеется в Ветхом и Новом Завете. По учению ислама, Библия была искажена иудеями и христианами, и потому Тора, Псалтырь и Евангелие не являются теми книгами, которые якобы на самом деле были ниспосланы Моисею, Давиду и Иисусу, и которые не сохранились. Согласно исламу, Иисус Христос был мусульманином, учил о том, что Мухаммед – это пророк, и записал это в неком «истинном Евангелии», которое полностью согласуется с Кораном, но которого ныне нет, оно существует лишь где-то на небе, у Аллаха. А реально существующая Библия запрещена к ввозу и распространению во многих мусульманских странах, известны случаи, когда официальные органы мусульманских государств сжигали обнаруженные экземпляры Библии.
Вряд ли мусульманам понравится, если вдруг кто-нибудь из христиан, последовав совету г-жи Хамидуллиной отнестись к Корану «так же, как мусульмане признают Тору и Евангелие», скажет: «Да, я признаю Коран откровением Божиим, но это не тот Коран, который есть у вас, а некий “подлинный Коран”, который написал Мухаммед-христианин и в котором говорится, что Иисус Христос – Сын Божий, истинный Бог и истинный Человек, пострадавший на кресте за грехи человечества. Этот Коран позднее мусульмане исказили, и теперь он находится в неискаженном виде только у Бога, а ваш Коран является искажением, которое надлежит запретить и уничтожать».
Кроме того, вызывает недоумение призыв к христианам включить в свои убеждения признание Корана как «откровения Всевышнего». На основании чего они могут признать «третьим заветом» то, что прямо отрицает и первый и второй заветы? И как отнесутся мусульмане к аналогичным призывам ради мира и толерантности признать «четвертым заветом» сочинения Бахауллы или, к примеру, Сан Мен Муна? Готова ли поддержать такой призыв и последовать ему г-жа Хамидуллина?
Весьма сомнительно.
***
Посредством искового заявления Х.Г. Хамидуллиной, встретившего широчайшую информационную поддержку мусульманских СМИ, проводится попытка ограничить конституционные права граждан-немусульман, прежде всего, православных, запретить критику ислама и произнесение православными тех убеждений, которые составляют их вероучение. И, разумеется, – посредством всего этого поставить ислам в более привелегированное положение.
Хотя он и так, надо сказать, вопреки уверениям мусульманской журналистки, находится по ряду пунктов в гораздо более лучших условиях, чем любая другая религия России.
Так, если православным уже два года не удается ввести предмет «Основы православной культуры» в школах православных регионов, то в школах мусульманских регионов уже давно есть обязательный для всех учащихся предмет «Основы ислама». В ряде мусульманских регионов России во время рамадана вступают в силу официальные распоряжения местных властей, предписывающие обязательные для всех находящихся в регионе ограничения в распространении продуктов. Мусульманские общины в два раза лучше обеспечены мечетями, чем православные общины – храмами. На государственные средства, полученные, в том числе из налогов православных граждан, содержатся исламские вузы России. Продолжать можно очень долго, упоминая и полки светских книжных магазинов, ломящиеся от обилия мусульманской литературы, и мусульманские передачи на федеральных (РТР) и региональных телеканалах…
Но всего этого, оказывается, мало. Некоторым мусульманам понадобилось еще и обвинить в экстремизме Русскую Православную Церковь и объявить экстремистами всех, кто не считает Мухаммеда истинным пророком, запретить критику ислама.
Вряд ли эта инициатива будет удовлетворена российской законодательной властью. В случае если такое все же случится, это откроет путь для целой лавины аналогичных исков со стороны граждан, которые посчитают оскорбительным высказывания тех или иных мусульманских деятелей, в том числе и самой Х.Г. Хамидуллиной. В самом деле, если мусульманам можно закрывать рот богословским оппонентам с помощью апелляции к суду, то почему другим нельзя?
***
К счастью, не все российские мусульмане согласны с г-жой Хамидуллиной. В качестве завершения можно проиллюстрировать это комментарием одной мусульманки к ответу священника Даниила Сысоева на обвинения со стороны журналистки[28].
«По подходу к вопросу я на стороне г-на священника Д. Сысоева, по сути, он этой Халиде мат в один ход объявил. Если она такая фундаменталистка, зачем она в “суд тагута” обратилась??? А если нормальная, то пусть с идеями борется идеями, а не путем доносов в полицию.
Книга “Брак с мусульманином” вообще в целом очень правдивая книга, есть там, конечно, несколько грубых выпадов в адрес ислама, но это же книжка для православных, а не для мусульман. Мусульмане в своем кругу про христиан тоже в выражениях не стесняются. Если бы не эти выпады, то эта книга и для мусульманок была бы интересна – там же реальные истории рассказаны. Ну, а так только для православных, но это же их дело, что им читать! А в цитатах Халиды из книги так и вообще никакого криминала не видно. Эх, нет ума у некоторых наших братьев и сестер!»[29]
[1] Хамидуллина Х. Человеческая жизнь ради территориальной целостности! // http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=fresh&id=623
[2] Она же. Православные России мечтают о средневековье // http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1383
[3] Она же. Сабантуй. Место встречи изменить нельзя // http://www.islamnews.ru/news-6547.html
[4] Заявление в Прокуратуру города Москвы Халиды Хамидуллиной в связи с оскорблением чувств верующих мусульман священником РПЦ МП Даниилом Сысоевым // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=60223&topic=539
[5] Хамидуллина Х. С кем вы, мастера татарской культуры? // http://www.islamnews.ru/news-6344.html
[6] Она же. Три взгляда на самосбережение народа // http://www.islam.ru/pressclub/vslux/trivazna/
[7] Она же. С кем вы, мастера татарской культуры?
[8] Она же. Какие традиции продолжает глава МВД Рашид Нургалиев // http://www.islamnews.ru/news-8292.html
[9] Она же. Православные России мечтают о средневековье.
[10] Она же. Три взгляда на самосбережение народа.
[11] Она же. Скинхеды – любовь к родине? // http://www.islamnews.ru/news-9314.html
[12] Она же. В память о жертвах горели свечи // http://www.islamnews.ru/news-9650.html
[13] Цит. по: Володимерова Л. Власть преходяща, а человек остается // http://www.russianlife.nl/vlast_prehodjacha.htm
[14] Хамидуллина Х. Православные России мечтают о средневековье.
[15] Там же.
[16] Она же. Отклик на размещение Р. Силантьева в “МП” // http://www.islamrf.ru/articles.php?razdel=6&sid=934
[17] Она же. Язык вражды и ненависти церковных служителей // http://www.islamnews.ru/news-7659.html
[18] Она же. Церковь для России или Россия для РПЦ? // http://www.islam-info.ru/index.php?action=show&req=news&nid=1517
[19] Она же. С кем вы, мастера татарской культуры?
[20] Она же. Скинхеды – любовь к родине?
[21] Она же. С кем вы, мастера татарской культуры?
[22] Она же. Проповедь на языке вражды. Как я побывала на службах Даниила Сысоева // http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/siprob/
[23] Заявление в Прокуратуру города Москвы Халиды Хамидуллиной в связи с оскорблением чувств верующих мусульман священником РПЦ МП Даниилом Сысоевым.
[24] Томос Константинопольского Собора 1180 года // http://www.pravoslavie-islam.ru/tomos.htm
[25] Хамидуллина Х. Лозунги “Дружба народов” и “Интернационализм” власть ограждает противогазами и самосвалами // http://www.yabloko.ru/Publ/2007/2007_11/071129_kavkaz.html
[26] Она же. Язык вражды и ненависти церковных служителей.
[27] Она же. Проповедь на языке вражды.
[28] Священник Даниил Сысоев ответил на обвинения в свой адрес // http://www.regions.ru/news/2123123/
[29] Цит. по: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=122714.msg1258931#msg1258931
Нельзя никак нахваливать любое лжеверие, говорить комплименты, впадая при этом в духовный блуд, нарушая важнейшую первую заповедь Бога, ибо речь идет о реальных человеческих душах, которые могут спастись или нет!!! Проповедуйте Евангелие всем, чем можете - образом своей благочестивой жизни, терпением и кротостью, рассудительностью, знаниями духовных истин, статьями, беседами на работе и дома, молитвой о всем мире, ибо гибнут люди в массовом порядке!!!
Люди, пишущие страшные слова против Святой Православной Церкви, Церкви именно Богом учрежденной, если будут просить Бога Истинного открыть правильное понимание данной ситуации и, вообще, разумения ситуации духовной в современной истории человечества, то, несомненно, и они познают истину!!! Бог поможет!!!Люди отдельные, как больные клетки духовного организма Святой Церкви, были всегда, есть и сейчас, причем на разных духовных постах, будут и в будущем, да и мир потихоньку, духовно и нравственно растлеваясь, катиться к предсказанному Самим Богом Страшному суду, однако Бог через Свою Церковь и Таинства продолжает спасение желающих такового спасения!!! Грешный Исмаил
Давйте каждый ответит сам-себе какие мы вне Храма (я уж не говорю о тех кто на службе только на Пасху)- а они пять раз в день:" Алла-а-х агбар"... Мы тут упражняемся в словоблудии кусаем друг-друга -а они пять раз в день:" Алла-а-х агбар"... Нас за библию не усадить- а они пять раз в день:" Алла-а-х агбар"- и коран на арабском...
Не надо кусать палку- надо самим стать теми кем быть должны.
Мне непонятен надрыв Х.Хамидулинной.Проживая с родителями геологами на окраинах Союза.ССР то видел что хуже нет быть русским и татарином.Остальные нации кто там жил то отлично приспосабливались и местные к ним с опаской.Сами же местные татар не принимамали за мусульман.Хотя многие татары там жили закрыто и очень сдержанны были в поступках и адатах.
Как пример то семья соседская не разрешала гостям курить даже во дворе своего дома и свадьбы проводила без алкоголя.Но местные их даже не признавали за мусульман.
Я постоянно слышал от окраинных народов что татары это как русские и женщины тоже шалавы как русские.
На кавказских форумах пусть Халида Хамидуллина прочтет об татарах. И что они не признают татар во главе Ислама в России. Не мусульмане и все тут.
Также бы хотел напомнить что такие выпады не поддерживают большинство татар. Зайдите на татарские форумы и там баталии.Одни кричат что русские ломают Ислам а другие и их большинство что ничего русские не делают против Ислама. Напомню также Х.Хамидулинной что пока русские не вскрыли гнойный нарыв в Казани то Ханство было по сути Чечней 90х годов.А точнее то Иоанн Грозный освободил 100 000 русских пленников.Неужели надо доказывать что от той власти страдали больше производительные силы в нации . Когда я об этом говорю то мне говорят что -Это мол когда было. Не надо лукавства.Время не имеет значения. Русские вскрыв гнойник дали спокойно жить татарскому народу и соседям. Неужели не заметно что теперь после того как отпали республики взялись за Татарстан.Всюду посыпались в сериалах татарские герои с татарскими именами.Все что постороенно в Татарстане уже обьявляют что созданно гением татарского народа.Нам снова создают суперэтнос по подобию бывших солнечных республик и которые начнут себя считать солью "этой" страны . В татарских семьях почти везде сплошь русская родня. Хамидуллина думает однобоко и не выражает мнение татарского народа.Но такие как она опасны как зарытый в землю фугас.
Храни Всех Господь!
Для иудаизма - хрестианство - лжепророк!Значит, по вашему мнению - ЕВРЕИ опасная религия, что может принести разрушение всему миру? что это может быть почвой для терроризма? как и для христианской вере - ИСЛАМ лжепророк!и исламисты-террористы!
А Я СКАЖУ, ЧТО МЫ ВСЕ - лживые псы! не можем сами , каждый из нас - найти правильный путь ! соблюдать 10 заповедей! и не выдумывать новые веры и каноны... не рассуждать , а просто жить по правилам совести и чести ... что пишутся в 10 заповедях! Не убей, не воруй, не ври и не наговаривай! разве есть в этом что-то плохое? Человек - разумное существо, которая может сам понять что ему нужно - РАЙ или АД! Вот и выбирайте себе путь, а не рассуждайте! ПУСТОСЛОВИЕ - тоже один из пороков в христианской вере... МИР ВСЕМ и ЖИВИТЕ БОГОБОЯЗЛИВЫМИ! т.е. ВЕРУЮЩИМИ!
Вот и в наше столь же трагическое время происходит нечто подобное! Мы, Народ русский попросту отдали в нашей Отчизне власть в руки не честных людей, а сами при этом ожидаем справедливости!!! Разве это возможно? Разве возможно ждать пощады, например от садиста-маньяка? Не Мы Народ, не наше духовенство, не извлекли уроков истории 17-го года...!? А жаль..!!!!! Из Корана следует… четвертая жена пророка Мухаммеда была иудейкой…………..
Диалог между православием и исламом очень актуален для меня и моей семьи. Дело в том ,что по линии отца мой дедушка был мусульманин , остальные родственники православные. Но при всем при этом никогда не возникало никаких разногласий и споров. В семье всегда царило взаимоуважение.Бабушка моя,которая вышла замуж за человека другой веры, не отказалась от своей, больше того всех детей рожденных в браке она привела в православную веру.Дедушка остался до конца в своей в исламе, но я очень хорошо помню как наша большая семья собиралась за одним столом у дедушки и бабушки каждое воскресенье и по праздникам не только светским , но и православным, это было семейной традицией, которую принимал и уважал наш дедушка.Поэтому ,когда речь заходит о неком противостоянии мусульман и православных,мне становится не по себе, так как в моей жизни был совсем иной опыт. Спасибо.
С уважением Алена Фокина.( в девичестве Исамбаева)
Скорбь и надежда в мыслях и сердце после прочтения этой небольшой, но поучительной истории. Истории, поучительной и для христианина, и в не меньшей мере для человека, не ведающего Слова и исповедающего ислам. История эта повторяется из века в век, наверное, для нашего назидания и вразумления.
Словно наяву видишь ночь предательства Господа Иисуса в руки беснующейся толпы. Вновь звучат оголтелые крики: "Распни Его!"
И не будет этому конца до кончины мира... Видевшие Христа и не узнавшие в Нем Бога Живаго, предавшего Его как агнца безгласого невинного на заклание, умертвившие на Кресте плоть Господню думали, что позором покроют Обличающего грех и Взывающего к любви, а покрыли себя и род свой нескончаемым отчаянием. Не приняв Святого обетования от Творца, данное предкам, евреи воочию узрели кровь Сына на себе и детях своих, и уже два тысячелетия ведут настоящую войну с провославными христианами, ибо православные ведают правду о предательстве и предостерегают других от такого падения. Сколько за эти две тысячи лет изобретено ересей и лжеучений, сколько еще появится, все это направлено к одной цели - к оправданию того страшного предательства.
Последователи ереси мухамедовой суть овцы заблудшие и устремившиеся за слепцом к пропасти, не услышали Слова и не хотят прозреть. Все лжеучения так или иначе возвращаются к философии "око за око", потому они все "до Нового Завета", даже если и придуманы будут завтра.
Во все времена различные религиозные концепции и религиозные взгляды и чувства людей использовались для манипулирования сознанием в политических целях, для завоевания и удержания власти. Причем разжигание вражды к инакомыслящим и натравливание на них приверженцев господствующей религии до нынешнего времени является излюбленным инструментом ведения всевозможных войн - малых и больших, внутренних и внешних. Лишь вера православная, Церковью Христовой хранящая завет Иисусов "Да любите друг друга", неудобна для злоумыслителей к использованию в целях своекорыстных. Только Церковь православная давала миру святые жертвы своих мучеников, в том числе и праведных царей, в просвещение и во спасение остального мира. Мы сегодня свидетели новой волны агрессии против Православия, видим и слышим на каждом шагу ложные обвинения и насмешки, прямые или едва завуалированные призывы к расправе и притеснению православных. Воинстующий атеизм советской эпохи вовсе не исчез, он только меняет обличье. Однажды вкусившие крови жаждут свежей.
Услышавшие проповеданную Истину в Евангелии Воскресения и Спасения, пришедшие к вере Христовой провославной по учениям святых отцев не могут уже злопыхать или мечом отсекать ухо недостойным. Даже называющая себя мусульманкой женщина призывает свою соплеменницу "вложить меч в ножны", мы же с ней в этом тем более солидарны. Проповедовать Слово Божие положил Господь служащим Ему. Пусть громче звучит Слово из уст пастырей Церкви Православной, да не убоятся врагов надеющиеся на Господа нашего Иисуса Христа. Будем и мы, простые миряне, усиленно молиться за отцев Церкви нашей Святой и уповать на Благодать Божию и Покров Пресвятой Богородицы. Христос Воскресе!
Мусульмане наши братья!
Зачем ссориться!
В России много Мусульман.
Ислам на равне с Православием одна из широко распространненная религия в нашей стране!
Не надо враждовать, а надо дружить!
Вместе мы сильнее!
Ответ очевиден: проповедников экстремистского крыла мусульман очень тревожит постепенное, но неуклонное возвращение православного населения страны к своей исконной вере, к своим духовным ценностям и традициям. Защитником народа является сейчас не государство, а именно русская православная церковь, которая стремится сохранить и веру, и народ, и государство. Поэтому против нее и направлено острие недобросовестной критики , измышлений и откровенной вражды со стороны тех деятелей различных конфессий, которые преследуют свои чисто национальные интересы, не считаясь с государственным устройством и обществом, с котором, повторяю, живут и должны жить в мире и согласии.
Еще раз спасибо!
Михаил
студент Государственной академии славянской культуры (ГАСК)
Как -то я попыталась новообращенным мусульманкам напомнить о том, что же они делают, предавая православие, так столкнулась с таким шквалом негатива, была обвинена в разжигании религиозного конфликта и т.п.
И это при всем при том, что будучи православными, они бы ни на йоту не защитили религию своих предков, скажи кто-нибудь что-либо негативное в их присутствии. А став без году неделя мусульманками, вдруг проявляют такую религиозность.
Мусульмане , подталкиваемые своими религиозными лидерами не позволяют даже косвенно что-либо сказать негативного на их взгляд об исламе (вспомнить учителя, которая назвала игрушечного медведя мохамед).
Зато над православием издеваться можно всем и каждому! И никому ничего за это не будет! Мы всё терпим, подставляем вторую щёку, даже когда дело доходит до настоящего кощунства. Все кому не лень пытаются кинуть камень в нашу православную сторону....
Православному Священному Синоду нужно выдать официально медаль за доблестную защиту православия Священнику Сысоеву и поддерживать его всеми доступными средствами. В старинной пословице сказано - попробуйте сломать веник, не получится, но возьмите и сломайте каждую его веточку по отдельности и тогда вам это удастся без проблем. Нам надо быть всем объединенными, и высшим православным чинам не оставлять без внимания такие нападки со стороны на нашу религию и своих чад в лице отдельно взятого священника или мирянина.
Так чем же конкретно пострадала Халида от публикации книги о.Даниила? Тем, что после призывов не рисковать счастьем семейной жизни в браке с иноверцем никто из мужчин-христиан не пожелает на ней жениться? Так не должна ли правоверная мусульманка выходить замуж только за мусульманина? Или ее крайне возмущает факт, что после этого на всех братьев-мусульман не хватит жен-христианок? Это, конечно, уже хуже - так ведь остается меньше шансов узаконить свое положение нелегального гастарбайтера - регистрацию в Москве и Перебурге проще всего получить путем брака с русской православной. Ей остается только подсчитать этот ущерб в моральном и рублевом (или в др.конвертируемой валюте)эквиваленте и вот тогда только подавать заявление в прокуратуру. Глядишь, и освободят этого православного священника от занимаемой им должности по несоответствию и за невыполнение должностных обязанностей, каковыми явялются почитание Корана, поклонение пророку Мухаммаду и пропаганда крепкой мусульманской семьи в духе ислама. А все иное - клевета.
Я уверен, что нет. Уж больно приемы её - иудейские.
Необходимость возведения в Санкт-Петербурге второй мечети весьма сомнительна, поскольку колличество мусульман в европейских регионах России весьма ничтожно. Необходимость строительства православных храмов весьма очевидна, поскольку на территории огромного динамично развивающегося района действуют всего два храма (Св. Вмч.Димитрия Солунского в Коломягах и Св. Прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище). В воскресные и праздничные дни храмы переполнены, возникают сложности с причащением детей. Району необходимо строительство новых храмов. Планируется возведение собора Св. Архистратига Божия Михаила на Долглозерной ул. На месте его постройки поставлен Крест два года тому назад, но по слухам из-за бюррократических проволочек его строительство отложено в долгий ящик. Пока же людям приходится тесниться в небольших деревянных храмах, построенных до революции. Эх, жаль нет православного лобби в партии "Единая Россия".
По этому же принципу в последнее истор.время одной и той же группировкой одновременно поддерживались обе противоборствующие в войнах стороны. Отсюда же "экон.чудеса" 20-века: 2 германских, японское. А последние лет 10 - китайское.
Занятие хамидуллинскими делами - это мелкотемье, борьба со следствиями и безрезультатная трата ресурсов.
Ни прозорливцев, ни пророков нет,
Но ощутима боль грядущих бед.
Какие ветры сеются опять!
Какие бури будем пожинать!
И лишь слепой, иль сын Искариота
Уничижит глаголы патриота:
Народ, забывший Бога, обречён!
И будет он без всяких войн пленён!
Вскипит земля Христовыми врагами
И станет попираться их ногами.
И матерщинник, спившийся Иван,
На радость миру бросится в зиндан.
Очнись, великий в Господе народ!
Ужель не видишь, что на нас идёт?
Так некогда потомкам Авраама
Наскучило ходить пред Богом прямо,
И стали по стезям чужим бродить,
И на высотах идолам кадить.
Что было после? Плен и разоренье,
И ото всех сторон уничиженье.
Речь не о них – идёт беда на нас,
И ближе близкого прискорбный час.
Одно из двух: иль петь Христу осанна,
Иль получить все прелести зиндана.
Ужели всё пропил, проматерил,
И для отпора не оставил сил?
7 февраля 2008г. скит Ветрово.
Иеромонах Роман.
Православных с каждым годом становится больше.Службы в восстанавливаемых Храмах служатся.Народ возвращается к тысячелетней вере предков.А по поводу экстремизма. Все самые жестокие взрывы и терракты во всем мире,почему-то, совершают последователи самой "миролюбивой религии" - ислама. И при этом проигрывают все войны, и , по-сути, всегда.А "экстремисты" православные россияне всегда выигрывали все войны с Божией помощью и одерживали немыслимые победы с молитвой во все века, потому что не завоевывали, а защищали и освобождали.
А богатство земли, недр и вод? Моя сестра сказала:"У России всего много на зависть всему миру, потому что мы всему миру во все времена бескорыстно помогали, да и сейчас за бесценок всем продаем наши богатства и миллиардные долги списываем. Мы не жадные, поэтому Господь нас так щедро одаривает. Каждый год открываются новые месторождения нефти, газа, и полезных ископаемых."
У нас есть еще бесценные богатства - наша Православная вера, наш русский язык и наша русская душа-христианка. И мы со всеми щедро делимся и не злобствуем.
А злоба, как известно, признак бессилия.
Etu jurnalistku nujno skrivat ot obshestva,a ne pisat ee stat'i,potomu chto ona ne prava!
I esli bi ya ee uvidela na ulice,to zakidala bi kamnyami!!!!
Хочется успокоить журналистку. Продлите свои дни на Земле и Ваших детей. Не надо сильно переживать и "клевать" то, что надо со всей очевидностью беречь. Православие и небольшая часть русских, как его носителей (от которых так "натерпелись" соседние народы: чеченцы,татары и другие мусульмане и буддисты) давно находятся на острие атаки Сатаны,Дьявола.
Никто не занает как долго продлиться противостояние, а вот финал известен - победа Дьявола на Земле и гибель всего земного мира, а значит и татар и Ислама. Не надо вставать в ряды и без того мощной армии Дьявола. У него и без Вас хватает помощников.
События развиваются так быстро и предсказуемо, что у г-жи Хамидуллиной появляется реальная возможность увидеть этот страшный финал.
Как говорил режисёр Гайдай, устами товарища Саа...Ах какого человека: "Торопица не нада".
Иди и молитесь иконам, идолофилы.
Интересный момент, который просто нельзя отрицать: если в Православной церкви отцы-миссионеры шли сами проповедовать Веру и своим личным трудом и примером ориентировали языческое население тех мест, куда они приходили (Сибирь, Урал, Дальний Восток...), то заповеди "Расула" утверждались с помощью меча и копья - "День и ночь наш конь стоит оседланный, и мы опоясаны мечом"* (так любил говаривать султан МехмедII, он же и глава мусульман)
А можно еще вспомнить и восстание Бабека против насаждения ислама в первой половине IX веке (на территории современного Азербайджана)
А, главное, сказано: "Узнаете их по делам их..."
Если в её высказываниях имеются все признаки экстремизма - судить!
Нечего перед свиньями биссер метать!
Спаси Вас Господи!
С уважением Елена.
Совершенно ясно, что это очередное нагнетание истерии. Настораживает "широчайшая информационная поддержка мусульманских СМИ"...Обидно, за эти "средства массовой информации"!
Сразу видно, что все её статьи расчитаны, в целом, на людей не очень
просвещенных в данных вопросах.
Это все равно, что взять, да и высечь себя на площади публично!
Нужно отдать должное деликатности представителям Русской Православной Церкви.