О белых одеждах, джинсах и «православной» моде

С.М.Прокудин-Горский. Крестьянские девушки. Российская империя. 1909 г.
С.М.Прокудин-Горский. Крестьянские девушки. Российская империя. 1909 г.
До своего грехопадения Адам и Ева были окружены, как бы окутаны Божией благодатью. Это была их «одежда», а в иной они не нуждались.

И сквозь всю свою историю, сквозь все скитания, вплоть до нынешнего крайнего духовного одичания, люди пронесли в глубине сознания память об этой сияющей благодати, что освещала и согревала их тела и души во времена райской, безгрешной жизни. Память эта, поборов языческую любовь к пестроте, проявляет себя в устойчивом, не выветривающемся веками трепетном отношении к белым простым длинным одеяниям – этому слабому, грубо-чувственному ее подобию.

Белоснежные древнеегипетские калазирисы, греческие хитоны и длинные белые рубахи наших предков не что иное, как выражения этой памяти.

Интересно, что древние египтяне, начало культуры которых теряется в глубине тысячелетий, чрезвычайно ценили льняное полотно ослепительной белизны и настолько тонкое, что сквозь несколько слоев сшитой из него одежды просвечивали родинки на теле.

Еще более тонкие, совершенно прозрачные ткани умели делать из хлопка древние индусы. Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний.

Белый цвет всегда был символом чистоты. Чистота одежды или тела изначально понималась как чистота духовная, как свобода от нечистой силы: именно в этом смысле говорилось о «нечистом» месте и вообще о любой нечистоте. Гигиеническое понимание чистоты пришло уже в наше время. В традиционной православной культуре очищение тела и надевание чистых белых рубах было частью необходимой подготовки к церковной службе, написанию иконы, строительству храма и прочим богоугодным делам.

Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты.

Вкусив запретного плода, Адам и Ева «узнали… что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Быт. 3, 7). Их тела, привыкшие к теплу от пронизывающей их благодати (вспомним, как растаял снег вокруг Серафима Саровского, так что согрет был и его собеседник Мотовилов) ощутили не только духовную, но и физическую уязвимость. Вместо духовной одежды человек получил, подобно животному, грубую плотскую. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21).

Одежда должна была не только защищать от внешних воздействий, но и прикрывать «срам», оберегать целомудрие. Но с развитием культуры люди стали использовать одежду совсем не для того, для чего она дана была Господом. Одежда приобрела знаковый характер, стала своеобразным языком их самовыражения.

Древние люди были выносливы и холодов не боялись. Но они надевали на себя шкуры животных-тотемов, заменявших им истинного Бога, в знак породнения с этим животным ради его покровительства (этому же служили и другие обряды, например принятие жертвенной крови). Много позднее, в Древнем Риме, легионеры которого, как известно, воевали и на севере, и на юге, в подобные шкуры с головой животного, накинутой вместо капюшона, было принято одевать музыкантов, чьей главной задачей было поднятие боевого духа воинов. Для этого же надевали шкуры и дикари: устрашить врага, поддержать боевой дух «своих».

Пример из другой эпохи. Разве не было душно нашим боярам и дворянам летним зноем под несколькими слоями пышных одежд, в тяжеленной шубе на меху, в высокой горлатной шапке? Их костюм говорил о знатности происхождения, высоком положении в обществе. Заявить об этом считалось важным, ради этого приходилось терпеть.

Современные модницы пока еще не перещеголяли французских дам рубежа XVIII–XIX веков, ходивших в полупрозрачных платьях, надетых либо на голое тело, либо на мокрое трико, и при этом всерьез обсуждавших возможность обходиться вообще без всяких одежд. Бесстыдниц того времени не могли остановить даже увещевания врачей, устраивавших экскурсии на кладбища к могилам жертв «голой» моды, умерших от пневмонии.

А на фотографиях середины XIX века мы видим приехавших на Кубу англичан – чопорных господ в кринолинах и фраках. И это в сорокаградусную жару! А рядом с ними – полунагие туземцы.

Фотографии, сделанные этнографическими экспедициями начала прошлого века в русской глубинке: деревенские девушки, одетые в праздничные костюмы. Начало осени, под ногами – раскисшая земля. Богатые невесты в кожаных сапогах, под которые надевалось несколько пар шерстяных носок с узорными краями. Рядом – девушки из бедных семей, босиком.

Одним – не жарко, другим – не холодно.

***

Мы приняли христианство от Византии, когда-то перемешавшей в своем художественном горниле традиции громадного культурного региона: кельтские, римские, греческие, индийские и прочие. Аскетическая идея хранения целомудрия причудливо обернулась в ее костюме невероятной, истинно восточной пышностью, пестротой, перегруженностью, так что человеческое тело превратилось в подставку для демонстрации всей этой роскоши.

Русь к художественному наследию своей великой предшественницы отнеслась весьма избирательно. «Третий Рим» скрупулезно и без суеты отобрал из богатого византийского сундука только то, что соответствовало спокойно-негромкой русской душе – простой, благородной, бесхитростной, исполненной внутреннего, непоказного достоинства. Лишь то, что соответствовало чистоте и духу христианской истины.

В быту жили скромно: все лучшее несли в церковь. Убранство Божиих храмов и богослужебных одеяний священнослужителей Руси зримо являли величие Господа и небесных чертогов. Великолепные царские облачения были собственностью государства так же, как и одежды царских служилых людей и челяди. Они не были роскошными предметами личного пользования. Их назначение – выражать высокий государственный статус православной Руси, возглавляемой помазанником Божиим.

Весьма многие существенные черты нашего менталитета так и остались незыблемыми. Даже после губительных для святоотеческих нравов петровских реформ русские дамы отличались от своих западноевропейских сестер большей стыдливостью.

В романе «Война и мир» Лев Толстой, писатель, которому дано было очень остро чувствовать тончайшие оттенки нравственного состояния общества, неоднократно называет следовавшую крайней французской моде начала XIX века петербургскую «львицу» Элен Безухову «голая Элен», тем самым подчеркивая несоответствие этой моды русскому менталитету. А о другой героине романа, образ которой противопоставлен Элен, Наташе Ростовой, собирающейся на свой первый в жизни бал, он пишет: «Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Весьма знаменателен такой факт: когда русские женщины надевали платья декольте, они, как правило, снимали нательные крестики. Если же этого не делали, то это воспринималось не как проявление большой набожности, а, напротив, глубокого духовного падения: крест из святыни превращался в красивую безделушку. Эта «мода» пришла из Франции.

Знаменитая французская кинозвезда Бриджит Бардо уже в наше время «освежила» моду своих развратных предшественниц, надев крест, с ее легкой руки ставший опять популярным «украшением» европейского женского костюма.

Генералиссимус Суворов, величайший герой нашего Отечества, писал, что для него превыше всего на свете – честь дочери. Странно ли это? Нет, не странно. Потому что он, истинный христианин, который шагу не мог ступить без Бога, без молитвы, хорошо понимал, что никакие военные победы не спасут Россию, если будет попрано целомудрие.

Скромное поведение, целомудрие девушки, порицание свободных связей, хранение семьи – все это основные нравственные составляющие общественной системы, залог будущего страны, необходимые условия воспитания новых поколений.

***

Наступил джинсовый век – подлинная революция в одежде, отразившая новую фазу отношений между мужчиной и женщиной. Еще раз пошатнулись патриархальные традиции, все еще сохранявшиеся даже в губительной среде коммунистического «равноправия».

В качестве морального оправдания джинсовой моды в обществе окончательно утвердился миф об «удобстве» брюк как таковых по сравнению с «устаревшей» юбкой. Но так можно говорить разве что сравнивая брюки с мини-юбками. И, право же, что удобнее – накинуть через голову юбку или влезать, извиваясь, в две тесные, колом стоящие штанины, а потом еще мучиться с часто подводящей застежкой-молнией? И в каком наряде современная женщина выглядит красивее? На самом деле вопрос «простоты» зависит от привычки и психологической установки. Например для тех же японцев нет ничего более удобного, чем есть, сев на корточки перед крохотным столиком да еще с помощью двух длинных палочек вместо вилки. Вряд ли найдется европеец, которому это может понравиться. Житель Средней Азии предпочитает для своего обеда позу по-турецки, а древние греки, римляне и представители многих других народов за пиршественными столами возлежали.

Удобно же или неудобно в джинсах, зависит от того, как человек привык себя вести, какие манеры ему свойственны. Сидеть в скромной позе, соединив коленки и держа прямо спину, в них очень неудобно. Джинсы требуют, чтобы их владелец небрежно развалился на сидении, широко раскинув ноги. В джинсах женщина может свободно и естественно курить, носить мужскую стрижку или всклокоченные волосы, вести развязные разговоры, пересыпанные грубыми неприличными словечками, с изобилием сленговых оборотов. Джинсы отвечают вполне определенному стилю жизни, иначе вы в них будете выглядеть совершенно неестественно.

Еще один миф: в брюках будто бы теплее, чем в юбке. Устройте в двух проходных комнатах сквозняк, затем завесьте проем открытой двери простой ситцевой занавеской до полу. Вы сразу заметите, насколько меньше стало дуть. Значительная часть холодного воздуха будет как бы стекать вниз даже по самой тонкой, но вертикально свисающей ткани. Так вот, к сведению утверждающих о тепле брюк: эта одежда создает вокруг малого таза постоянный, очень тонкий сквозняк, который самым пагубным образом отражается на женском здоровье. А в старину и вообще все наши предки ходили в длинных рубахах – мужчины носили их поверх штанов.

Если современные женские брюки создают такого рода сквозняк, да еще и сдавливают кожу, мышцы, кровеносные сосуды, то судите сами, насколько полезны брюки!

Джинсы же вдобавок создают постоянную неестественную подпорку, давление снизу, тем самым медленно, но верно, искривляя позвоночник, не давая позвонкам нормально функционировать. Поэтому у тех, кто постоянно с юности носит джинсы, формируется совершенно специфическая осанка – сутулая спина. Конечно, степень деформации бывает различной, но факт остается фактом: среди постоянных, многолетних носителей джинсов невозможно встретить человека со стройной фигурой. Джинсы этого просто не потерпят. Грустно и смешно, но были «теоретики», которые оправдывали «красоту» джинсов, обращаясь к… русской иконописи! В 1970-е годы в одном солидном художественном журнале появилась статья, в которой вполне серьезно доказывалось, что полинявшие и вытертые (а позже – нарочито выбеливаемые) места на джинсах ведут свою эстетическую родословную от изображения пробелов на иконах и фресках.

Помню, как на одной студенческой конференции в текстильном вузе обсуждался доклад, в котором юная особа при всеобщем горячем одобрении доказывала необычайную женственность джинсов.

В том же вузе на семинарском занятии другая девушка осмелилась сделать доклад о православном понимании термина «женственность». Она говорила о Божией Матери, святых женах и их одеяниях… Аудитория выслушала все в гробовом молчании, и даже врожденная студенческая корпоративность не помогла: ни слова одобрения и поддержки. Словно речь шла о чем-то крайне неуместном и неприличном. Вот так воспитываются сегодня наши будущие модельеры, подавляющее большинство из которых – женщины.

Чему удивляться? Понимание женственности – своеобразная лакмусовая бумажка состояния нравственного здоровья общества.

В период максимального одичания человека неведомые древние художники изображали женщину в виде невероятно грузной фигуры (так называемые палеолитические Венеры). Лицо у таких фигур вообще отсутствует, ибо в те времена единственно ценимым качеством женщины была ее способность к воспроизведению потомства.

Напротив, воплощением манерности, кокетства и горделивого чувства превосходства над окружающими являют собою изображения так называемых «парижанок» эгейской культуры середины II тысячелетия до Р. Х. – раскрашенных, завитых, в вычурных, глубоко декольтированных платьях.

Позднеренессансный идеал итальянской женской красоты конца XVI века – дебелые, ленивые, инфантильно-чувственные особы с коровьими глазами.

А в России в послереволюционную эпоху невероятно популярными, а стало быть, женственными считались крепкие девушки в красных косынках, резиновых тапочках, с резкими манерами и учебником политэкономии подмышкой. Каждому свое.

Весьма характерна в этом смысле печальная динамика моды на обнажение женского тела в наше время. Так, в 1980-х годах мелькание обнажающейся при наклонах, поднятии рук и каких-то резких движениях полосы талии из-за недостаточно длинной кофточки считалось пикантной полуприличной деталью. Закончилось это возникновением уже в 1990-е годы моды на так называемые топики – коротенькие кофточки вроде индийских чоли, теперь уже совершенно законно обнаживших нижнюю половину спины и живот до талии.

Прошло еще несколько лет – блузки, правда, несколько удлинились, но зато опустилась линия пояса, так что нарочито и вызывающе обнажился пупок. В суетных условиях городского бытия это выглядит совсем не соблазнительно и не изящно, а скорее физиологично и неприятно. Да еще пирсинг, этот штрих папуасской моды, свидетельствующий о том, что возможности моды «цивилизованной» исчерпаны и дальше искать в ней просто нечего.

А далее, в точном соответствии с градусами падения нравственности, линия пояса поползла еще ниже… Неловко об этом писать, да куда деваться, ежели это наша гнусная повседневная действительность. И поистине пробирает смех сквозь слезы, когда переводишь глаза от этого срама вверх и видишь простодушную физиономию, совсем не глупую и ничуть не развратную. Эдакая современная Наташа Ростова, которая убеждена, что так можно и нужно одеваться, потому что так теперь ходят «все».

***

Сегодня к Богу прийти легче, чем 20 лет назад. Окончательно выхолостились ложные идеалы атеистического «земного рая» и для многих наших соотечественников наступила пора подлинного христианского прозрения. Но вместе с тем пришли и свои проблемы: во всех углах засуетились околоправославные силы – от циничных «подсвечников», переминающихся с ноги на ногу в храмах, чтобы обрести популярность верующих избирателей, до целой своры «программистов» всех мастей, сочинителей и пробивателей всевозможных «программ» и «проектов» на православную тему – по медицине и экологии, искусству и педагогики.

А еще существует у нас феномен доморощенной православной «моды», родившейся в околомонастырской среде. Остроумно пишет об этом Н.А. Павлова, характеризуя обстановку первых лет возрождения Оптиной пустыни. «Паломницы спешно переодевались в черное с головы до пят и, подвязав по-монашески низко платки “в нахмурку”, именовали друг друга “матушками”. С “батюшками” же дело обстояло так: как раз в ту пору монастырю пожертвовали большую партию флотских шинелей, которые шли нарасхват. Потому что, если к черной шинели добавить черную шапочку типа скуфьи да взять четки поувесистей, то вид был почти монашеский» (Павлова Н.А. Пасха красная. М., 2000. С. 16).

Монашеское облачение обладает необычайной выразительностью, обаянием и притягательной силой для верующих, ибо оно суть материальное выражение глубокого духовного смысла. Что же касается одеваемых в подражание ему темных одежд, то они действительно очень красивы и совершенно преображают любого человека, хоть молодого, хоть старого. Но к лицу они бывают только при одном условии: если соответствуют духовному устроению его носителя. Если же гармонии между человеком и столь много обязывающим полумонашеским одеянием нет, то такой костюм оборачивается своего рода сектантской униформой, вызывающей законное раздражение нецерковных и даже церковных людей, которые такой «моды» не придерживаются.

Вообще говоря, открыто носить четки полагается только монахам, и несоответствие внешнего вида с претензией на благочестие внутреннему настрою – явление вовсе не христианское.

Но во что же, может спросить читатель, все-таки одеваться современной православной женщине? И на этот, как и на любой другой вопрос, ответ следует искать в Священном Писании.

«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут… Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь, и не говорите: “что нам есть?” или “что пить?” или “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 28–33).

Человек приходит в мир, чтобы спастись. Так давайте и будем думать о спасении и не тратить драгоценное время и средства на всякие пустяки. Господь в свое время пошлет то, что нам нужно.

Если вы еще очень молоды и хотите нравиться или немощны пока духом, чтобы отказаться от каких-то украшений, всегда есть возможность чем-то дополнить свой туалет по вкусу и карману, не нарушая при этом его скромности, соответствия роду занятий, возрасту, обязательных требований приличия, принятых в Православии. Главное, чтобы одежда была естественной, не навязанной никем и ничем со стороны, соответствовала состоянию вашей души. Любая же мода есть отражение чужого вкуса, а потому – насилие.

Но самое главное, как можно меньше думать о том, как мы выглядим перед людьми, и больше – о том, как выглядим перед Господом, Который видит нас постоянно, во что бы мы ни одевались. Тогда и проблем с костюмом у нас не будет.

Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины. Все мы знаем, что искажать образ Божий – грех, но… как часто пытаемся свалить вину на других, как истинные дочери праматери Евы: мужу, мол, так нравится, на работе у нас иначе нельзя и прочее. Но если вы хороший работник и работа ваша не противоречит христианским установлениям, чего же бояться?

На протяжении веков христиане выносят страшные мучения ради Христа, а мы боимся стереть с губ помаду и немножко потерпеть недоумения знакомых и сослуживцев.

В семейной же жизни особого уважения, как и прочного счастья, с помощью косметики и модных костюмов еще никто не обрел. Если любящий муж думает, что раскрашенная жена красивее, то он скоро поймет свое заблуждение, и это будет первым шагом к достижению истинно христианской любви в вашей семье, которой нужно искать всем – и молодым, и пожилым.

Как одевались святые жены, перед изображениями которых мы сегодня молимся? Так же, как и все женщины их времени. И, несомненно, скромно и непритязательно, потому что мысли их были заняты совершенно иными заботами. Живописуя их на иконах, фресках, мозаиках, художники разных эпох в знак глубокого почитания порой облекали их в пышные, драгоценные одежды уже своего времени. Но что бы они ни носили, главной их «одеждой» была благодать Божия, сделавшая их облик прекрасным и бессмертным на все времена.

Любовь Буткевич

кандидат искусствоведения

22 января 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Людмила29 августа 2020, 21:15
Статья отчасти противоречивая - касательно удобств, проветривания и физиологии джинс... Но полностью согласна, что одеваться надо не вслед за модой, а вслед своей душе. Если другому не нравится ваша одежда, вы вольны продолжать ее носить или прислушаться к совету другого. В конце-концов, душа и наша терпимость важнее. Бог нас терпит и нам велит терпеть и не обижать друг друга. Сегодня была на территории рядом с храмом, одета по домашнему - в джинсах,( так как холодно в юбке, да и не удобно - надо кроссовки другие, колготки, которые жмут и давят, а потом еще живот от них режет).... Священник сделал замечание и отказался благословить... Как-то неправильно это... не по-христиански
Татьяна11 ноября 2019, 14:54
Почитала комментарии и ужаснулась. Особенно от некоторых мужчин, что их женщины в брюках на улице искушают. Мужчины, дорогие вы наши, а ларьки с шаурмой на улицах в пост вас не искушают, а колбаса в магазине? Или вы подходите к продавцу и требуете прикрыть этот гастрономический разврат? Если душу борют страсти на весь мир, то не в мире дело. Проблема, очевидно, в душе.
Татьяна11 ноября 2019, 12:37
Продолжение моего предыдущего комментария. Еще смутили комментарии о том, как к девушке подошел молодой человек и попросил ее не носить джинсы, ибо его это наводит на неприличные мысли. Ну, ужас просто. А если завтра кого-то смутят волосы этой девушки, ей что, налысо их сбрить? А если меня смутит либо какого-то мужчины, я что, подойду к нему и скажу: "Мужчина, ваше лицо наводит меня на блудные мысли, прикройте его чем-то."? Это глупо. Если в вашей душе возникают блудные желания, значит, проблемы в ней. Да, в храм стоит приходить в юбке, адекватной длинны. Да, в монастырь тоже обязательно надо одеваться аналогично. Но на тяжелой физической работе не до женственности и юбочной красоты.
Татьяна11 ноября 2019, 12:29
Знаете, статья, конечно, занимательная. Но может сильно оттолкнуть людей, которые только начинают духовную и церковную жизнь. Я всеми руками и ногами за благочестивый внешний облик. Но наш православный люд в трактовке понятия "благочестивый" бросается в крайности. Штаны штанам разница. Есть всевозможные варианты покроя и фасона штанов. В том числе и джинс. Не обязательно носить штаны, которые будут подчеркивать все ваши округлости. Есть много джинс свободного кроя. Это и мужчин касается. Еще много разговоров о женственности. Ребята, ну честно, последнее, что меня волнует, когда я еду через полстраны, это моя женственность. Главное, чтобы было удобно. И выглядело прилично и невызывающе.
Владимир22 апреля 2019, 14:28
Лично у меня появляется больше уважения к тем женщинам, которые одеваются по-женски, чем, к тем, которые одеваются по-мужски. Когда я вижу перед собой женщину, одетую в брюки или джинсы, то, как бы так говорю себе: «Ну, кто сейчас стоит передо мной, Ну, с кем я сейчас разговариваю, с женщиной что ли? Я не вижу перед собой женщины, в полном смысле этого слова. Но когда я вижу перед собой женщину, одетую в платье, юбку или сарафан, то к такой женщине у меня появляется уже уважение, как к настоящей женщине.
Ивана 2 октября 2017, 23:18
Статья конечно не убедит девушек и женщин изменить свои привычки. Лично мне вообще не нравятся джинсы, одеваю в исключительных случаях. Я очень люблю платья, в них комфортно и даже зимой. Сейчас много красивых шерстяных, вязанных , тёплых платьев на любой вкус и кошелёк , для холодного времени года. А летом только платья и юбки, во первых - платье это красиво и если девушка не замужем это очень важно), во вторых это комфортно. Практически , видела как красиво смотрятся джинсы всего несколько раз, это на очень стройных девчонках . Но в основном носят джинсы все подряд, это смотрится ужасно , все облигает некрасиво. У женщин возрасте такие животы и бока в джинсах. Неужели это красиво?
Ксения30 апреля 2017, 00:59
Спасибо за статью. Во многом согласна с автором. Удивлена данным абзацем: "В том же вузе на семинарском занятии другая девушка осмелилась сделать доклад о православном понимании термина «женственность». Она говорила о Божией Матери, святых женах и их одеяниях… Аудитория выслушала все в гробовом молчании, и даже врожденная студенческая корпоративность не помогла: ни слова одобрения и поддержки. Словно речь шла о чем-то крайне неуместном и неприличном. Вот так воспитываются сегодня наши будущие модельеры, подавляющее большинство из которых – женщины." В чем вы упрекаете и осуждаете студентов изучающих и пытающихся понять и осознать данную тематику и проблематику! ?
MariTora25 февраля 2017, 23:45
Главное помнить: Одежда не должена вызывать ЗАВИСТИ,
ПОХОТИ,и
ОТВРАЩЕНИЯ
Александр Дёмин 6 октября 2016, 14:02
у нас в городе есть храм где женщины вокруг джинсов оборачивают юбку и идут. юбки выдаются в виде типа платка -попользовалась и сложила в ящик при входе.
Ольга Свещинская14 августа 2015, 18:21
Все правильно!Женщина и должна оставаться ЖЕНСТВЕННОЙ!А внешнее должно отражать и внутреннее, и знаменитые слова"В человеке все должно быть ПРЕКРАСНО..."
Алена Желбер28 апреля 2015, 12:31
Уже тошнит от этой темы, если честно... Для начала давайте определимся с понятиями. Что есть мужская одежда и что есть женская одежда. Джинсы, футболки, кроссовки - изобретения 20 века и были придуманы как одежда-унисекс. Когда у нас на Руси мужчины ходили в джинсах? То-то..Если уж по справедливости - то и мужчинам во всем этом ходить нельзя. Во что там у нас мужики одевались раньше - рубахи на выпуск-шаровары-сапоги? Почему-то сейчас никто так не одевается. Бороду брить между прочим тоже грех.

PS Я тут обратила внимание как одеты мужики в храме. Один другого краше :))) Кто-то в узких джинсах, обтягивающих все их "хозяйство", кто-то в футболке "Just Do It", кто-то в трениках с вытянутыми коленками... Так что автор статьи - хватит бить только в одни ворота. Для мужчин тоже существуют правила, только они на них плевать хотели.
Наталия27 ноября 2014, 03:40
Хорошая статья и полезная. Те кто критикует просто напросто оправдывают себя и не хотят изменяться. Носить юбки всегда удобно. Если кто-то часто ездит в транспорте или у кого малые дети, то надо выбирать юбки не столь длинные, а широкие немного ниже колен и конечно же не просвечивающиеся колготки или длинные сапоги. А кто замерзает зимой нужно покупать теплые колготки,длинные сапоги и носить длинное пальто. Замечу,что в дождь полезней носить юбки, т.к. если она намокнет, то колготки защитят, а в мокрых брюках можно заболеть. Про сквозняк совершенно верно. Вдумаетесь юбка колготки два слоя одежды, а брюки только один.Брюки мужская одежда, хотя в жарких странах носят и платья, но это из-за климата. Всегда и в любых народах женская и мужская одежда отличались.Так если у нас сейчас у мужчин принято носить брюки,то не будем уподобляться мужчинам, а будем оставаться женщинами. Замечу еще что при беременно брюки носить просто не возможно, очень не удобно.Про кроссовки врачи установили, что они вызывают плоскостопие. Нельзя заниматься спасением в любой одежде, та одежда которая пропагандируют разврат приятна лукавому, а не Богу. Если кому не мочь отказаться от мини и декольте, можно устроить ужин с мужем наедине, а детей бабушке.А косметика портит лицо - доказано врачами. Длинные волосы красота женщины и они никак не мешают, даже в жару.
Василий11 сентября 2013, 23:51
Алена писала:

Один раз была в церкви, ко мне подошел молодой человек и честно сказал, что не стоит носить джинсы (я была в них), так как это вводит его в блудные помыслы.


Алена, а многих вводит в блудные помыслы юбка до колен.
Уж тогда лучше вообще в парандже ходить.

Алена24 августа 2013, 10:30
Отличная статья!все, кому она не понравилась (женщины), возможно, к ним не пришло еще это осознание, осознание того, что женственной чувствуешь себя в юбке или платье, а в брюках чувствуешь себя девчонкой, "своим парнем". И отношение мужчин совсем другое. Поняла это недавно, мне 26 (если кого возраст заинтересует). Нужно просто попробовать и сравнить свои ощущения, месяц одевать только юбки и платья, поверьте, потом не захочется возвращаться к брюкам. Я до такого эксперимента юбки носила пару раз в год. И то короткие. А мнение мужчин...Один раз была в церкви, ко мне подошел молодой человек и честно сказал, что не стоит носить джинсы (я была в них), так как это вводит его в блудные помыслы. Честно, напрямую так и сказал. Тогда я, конечно, обиделась, но спустя время все поняла.
Спасибо за статью!
Надежда24 июня 2013, 00:34
Господи! До чего же бредовая статья! Не платье же делает человека духовным!
Ада16 марта 2013, 01:36
До чего уже дошли Брюки от лукавого И как это тх мужской пол носит И я бы хотела знатока Православия спросить Где в Библии написано что брюки мужская одежда Я прочла ее но про брюки не нашла Кстати Исус носил тоже длинные одежды У меня вопрос к знатоку Почему тогда мужчины изменили свои одежды Хорошо хоть что священники их оставили а то бы не доказал знатокам Я себя чувствую в церкви и с брюками и без платка очень комфортно Я прихожу к Богу в том в чем позвал Итолько ему судить Да и не на одежду он смотрит а на душу А я как поняла вы и в церкви по привычке всех глазами перестреляетеКстати брюки я ношу женского покроя а никак не мужского Так что утверждать что я одела мужскую одежду это дурдом
Марина 4 ноября 2012, 20:51
Хорошая стать. Спаси Господи!
Владимир 5 августа 2012, 20:45
Спасибо за статью! Целиком и полностью поддерживаю автора статьи. Выказывают же недовольства модернисты.
Лариса17 июля 2012, 12:31
Св. ап. Павел выразился так: "сокровище сие мы носим в глиняных сосудах" (2 Кор. 4, 7). Если бы посмотреть каковы были по наружности лица, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах - глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно-хорошего, пока оно может повредить ему.
Свт. Феофан Затворник
Но какая связь может быть между Святым Православием и индусами и, оказывается, православные женщины снимали крест, когда носили открытые платьев... Большей ереси я и представить не могу. Ни один православный ни при каких условиях крест не снимет. Не понимаю, для чего на православном сайте размещают подобные статьи, которым здесь не место.
Ольга 5 июня 2012, 22:39
Еще одно очко в пользу тех, кто отпугивает людей от церкви и православия. Браво, авторесса.
Александр 4 июня 2012, 04:25
С трудом дочитал сей опус до конца : давился от хохота.
Часто возникало желание спросить у автора: "А какую траву Вы курили, любезнейшая?" Если Вы в вопросах медицины ничего не смыслите, ну да это извинительно, то хотя бы в культурологических экзерсисах ляпов не делайте. А то ведь курам на смех!
Интересно, какой учёный совет допустил соискателя к защите кандидатской диссертации, если соискатель дремуч непроходимо?!

С уважением, Александр (православный верующий, если что).
Андрей 3 июня 2012, 16:17
простите, сквозняк где??? Автор учебник по анатомии раскрывала???я конечно все понимаю, местами тут такая развесистая "клюква" что становиться страшно...

Одно дело в храм в брюках ломиться(это нарушение религиозной традиции, которую неплохо было бы уважать... Всем включая туристов)... Другое дело это писать такой бред и ересь...

Начиная от "обыденной одежды" белого цвета... Автор в руках лен держала? А источники? Исторические, по истории костюма, далеко лезть не надо, небеленый лен по определению белым быть не может... И далее ляпов различной степени тяжести... Читая становится страшно за культурологию...
Православные, одумайтесь. такими "научными статьями" вы выставляете на смех и веру и обычаи... Может пора братья за ум?

Мождет пора как-то вспоминать труды Меня, которого можно назвать "православным Аквинским", может пора пе5рестать писать статьи на уровне иеговистских брашюрок?...

Про осанку, я вообще молчу, учебник по ЛФК в зубы и учить мат часть, если уж книжки любим... Или это небогоугодно, знания иметь... Так можем обратиться к отцам церкви, там на тему невежества много сказано.
Амина 3 июня 2012, 15:57
@ Юрий:
Не только женщины северных народов всегда ходили в штанах. В Индии, Пакистане, Малайзии, Индонезии - шальвар камиз, т.е. штаны и длинная рубашка. На Ближнем Востоке и Северной Африке штаны под платьем. У китаянок - брюки. Какой из этих народов жалуется на проблемы с рождаемостью от сквозняка в области малого таза?
Iskander 2 июня 2012, 20:03
"Заставь дурака Богу молиться" - это про вас, г-жа Буткевич, уж простите за резкость. Одежда для спасения души - да и для обычного благочестия - имеет такое же значение, как и цвет волос прихожанина. "Униформа" околоцерковной тусовки - темная юбка в пол, бесформенная кофта и мужские стоптанные туфли - ничем не лучше ненавидимых вами джинсов и полупрозрачных блузок. По одной лишь причине - одежда, пусть самая "благочестивая" - становится предметом поклонения, фетишем. Смысл благочестия вы подменяете формой - и не гнушаетесь при этом апеллировать к опыту язычников. Спасибо, хоть "Белое братство" не привели в качестве образца для подражания.
Мне стыдно за вас. Именно из-за таких, как вы, прости Господи, нас и называют "православнутыми".
Вера 2 июня 2012, 17:23
Бред.
Сразу заметно, что автор сего текста прогуливал уроки анатомии и физиологии, ну и за одно и домашнего хозяйства, если брюки покупает на размеры меньше(наверное что бы "продувало" и сковывало)
ольга 2 июня 2012, 15:12
Брюки вообще и джинсы в частности - это просто удобно. И все.
Каждому - свое, конечно, но видеть на улицах христоснутых клуш, замотанных в тошное серое тряпье или чересчур мусульманистых "ворон" ничуть не менее противно, чем гламурных блондозаврих, с утра размалёванных и облепленных стразьями снизу доверху.
Зачем уродавать собой мир!
Толя 30 мая 2012, 17:08
Очень разумная статья. Убедительная и научно обоснованная на пять. Джинсы больше не ношу. Только юбки. Спасибо!
Мария30 мая 2012, 15:18
У меня лично брюки (в том числе и джинсы) колом не стоят. Правда, я их регулярно стираю. А курить и "вести развязные разговоры" скорее уж паранджа помешает, но никак не юбка. Да и как джинсы могут одновременно и всё сдавливать, и оставлять под собою место для сквозняка? То и другое сразу заведомо невозможно. Кстати, хочу заметить, что крестьянские девушки (и женщины), ещё в конце 19го -- начале 20го века не носили ни трусов, ни лифчиков, которые распространились только в советское время вместе с ликвидацией неграмотности. Как говорила Фурцева, "каждая советская женщина имеет право на хороший лифчик". И, извиняюсь, прокладок у них не было, и зубных щёток, и водопровода, и канализации. Давайте и тут "духовность возрождать"?
Анна13 мая 2012, 12:43
Язычницы,обтянувшии себя брюками, во все стороны кричат как это хорошо, а потом бегают по больницам и удивляются почему родить немогут. Других Господь наказывает по-другому: вены на ногах вздуются; ноги, суставы болят. Православная одежда это не широкие балахоны с с головы до пят, а, в наше время, юбка ниже колена без разрезов, блузка или кофта без декольте и не укороченная (что видно спину и живот), на плечах не брительки от бюстгалтера, а все-таки рукавчик, пусть и не длинный. Аккуратно завязанный и подобранный по цвету и по погодеплаток, допускается и шарф.Обувь на низеньком каблуке или тонкетке, но никак не кроссовки. К человеку, который прилично одевается и на работе не будет придирок. А нам вроде бы православным стыдно ходить без брюк потусовали в церкви , а за оградой церкви одели джинсы, сняли платки и пошли дружно грешить, а потом в ад!!!
Ирма23 апреля 2012, 10:55
Покупайте джинсы по размеру, и всё будет в порядке
Виктория 1 марта 2012, 11:45
Полный бред.Как некоторые любят себя оправдывать,но потом все равно не успокоятся. А статья хорошая.Спасибо.
Валя20 декабря 2011, 19:21
Хватит отговорок,женщины снимите грим душевный!Спаси Господи!
Анна Ф13 июля 2011, 20:22
Замечательная статья :)
Алексей27 июня 2011, 18:07
Девушки, вам бы влезть в "шкуру" мужчины, ну того, который борется со страстями (как пишет Наталья "...Такой человек, идя по улице, не увидит развратно одетых женщин в джинсах и не осудит их, т.к. он думает о спасении, а не о страстях своей плоти."), поглядел бы я на вас совершенных....Одного не поймёте, о вас Христос сказал насчёт мельничного жернова, подающим соблазн своим (якобы удобным для вас)видом.
Мария27 мая 2011, 14:57
Когда я прочитала статью до середины, то уже поняла, что писала ее женщина. Женщины у нас почему-то менее склонны к пониманию других женщин и более суровы. Не удивлюсь, что эта женщина уже не молода. Не удивлюсь, если она ведет размеренный и спокойный образ жизни, и ей не приходилось ездить в переполненном автобусе и выходить из него. Удобно ли в длинной юбке почти до пола не только жить, но и работать в мегаполисе? Нет. Мне при выходе из автобуса не раз наступали на юбку, даже несмотря на то, что я ее подбирала. И однажды я так спешила и рванулась, что чуть не осталась без юбки, хорошо, что она была не на резинке и удержалась. А ветер на станциях метро, который так и норовит задрать эту самую юбку.... В брюках я себя чувствую более защищенной и одетой. Так что чаще хожу в брюках на работу. В Храм стараюсь ходить в юбке. Хочу одеваться удобно, но со вкусом и без лицемерной и показной скромности. Автор написала длинную статью об одежде, а в конце пишет, что одежда вообще не важна, не вижу логики. Вообще конечно у нас сейчас сложно купить подходящую одежду для христианки..., к сожалению... Я собственно в поиске современной, но скромной, подходящей православной христианке одежды и наткнулась на эту статью случайно.
Наталия24 мая 2011, 17:09
А если думать о выборе юбки для того, чтобы выглядеть более православной, то тут в пору и о спасении забыть. Спасение в душе человека, а не в его одеждах. Не надо, конечно, одевать в церковь такие одеяния, чтобы другие, глядя на тебя, забывали за чем в храм пришли, но выйти с детьми погулять зимой, да еще на горку или с лыжами, ну глупость полная одевать юбку, чтобы соблюсти, якобы, православные устои. Да и в давках в метро или за рулем авто не редко джинсы удобнее и тут наверное уже дело не в желании одеться более развратно, просто дело в том, что времена сильно изменились.
Наталия24 мая 2011, 17:09
Но это тяжело, мы пытаемся положиться на себя, просчитать свои возможности на завтра, а надо думать о спасании, а Господь остальное уладит. И если человек так живет, то и джинсы которые он купит себе в дорогом магазине не предавая этому большого значения, или если человек оказался без средств и ему кто-то отдаст эти джинсы зная, что ему нужна помощь - это не важно, они никак не смогут заставить его сесть развратно и закурить сигарету. Господь каждому даст столько сколько ему нужно. Одев джинсы, человек который живет, думая о спасении, не перестанет думать о нем. Такой человек, идя по улице, не увидит развратно одетых женщин в джинсах и не осудит их, т.к. он думает о спасении, а не о страстях своей плоти. Ведь только страстями нашей плоти может нас искусить смотреть вслед обнаженного пупка или оценивать модную одежду на другой женщине.
Наталия24 мая 2011, 17:08
Очень хорошо перечеркивает всю статью цитата из Святого Писания, где явно говорится о том, что надо не об одежде думать, а о спасении. И речь идет, не о том, что мы должны тщательно подходить к выбору подобающей одежды, а о том, что мы маловеры и часто не уповаем на Господа. Поэтому живем в страхе, что мы будем есть завтра, и будет ли во что одеться. Мы не хотим принять, что Господь все даст и не оставит нас. Одежда и еда это то, без чего не может наша плоть. И в страхе насытить ее человек впадает в грехи, забывая о душе. А Христос говорил, что не пекитесь о плоти, о ней Господь позаботиться, думайте о спасении.
Вероника 6 мая 2011, 21:56
Не буду статью осуждать или поддерживать. Наверное, в идеале и женщины, и мужчины не должны носить брюк, как справедливо заметил Кураев. Но все-таки мне кажется, что юбка и скромная одежда на женщине-это правильно. В идеале, конечно.
Хочется ответить Максиму на его сообщение, а, в частности, на фразу:
"Я то думал, что у церкви первая и основная цель - забота о простом народе, о его духовности и процветании, защита интересов простого народа перед зарвавшимися политиканами и ворами, коими заполнено наше правительство и дума. Но, видимо, я ошибался, и церковь идет в ногу с нашими политическими лидерами, а до проблем простого народа ей так же далеко, как многим из нас до бога."
У Церкви нет никаких задач, кроме спасения души, так что Вы неверно думали. Проблемами (земными) народа Церковь заниматься не обязана. Царство Божие не от мира сего.
Оксана10 апреля 2011, 01:12
А в длинной шерстяной юбке теплее в любой мороз и ветер, чем в брюках! Факт.
Анжелика20 января 2011, 18:49
Я женщина мне 25 и у меня с рождения волосы курчавые (как у негритянки) и секутся. и что бы выглядеть опрятно приходится делать стрижку, а с отросшими кончиками я похожа на лохматушку. А о "православной" правильной русой косе до пояса и мечтать не могу.
Моя работа связана с обслуживанием клиентов, и особенности кожи таковы, что у меня есть некоторые изъяны, синяки под глазами, часто выступают пятна и вцелом я бледненькая и невзрачная. Я бы может и рада была не краситься, но я понимаю что на работе меня держать такую не станут, и я рада что современная косметика позволяет выглядеть достойно.
"Из сопутствующих принадлежностей: сигареты, пиво, мобильник и как можно больше косметики" - я ношу мобильник и косметику, но категорически против пива и сигарет. Меня обижает что вы ставите их в одну линию.
Насколько я знаю до ревулюции предполагалось ходить в церковь в достойном виде, верующие на великие праздники одевали нарядные одежды которые берегли специально для этого случая, что бы выразить свою радость и торжетвенность события.
В целом изучив различные источники я пришла к выводу, что понятия православной одежды для женщины сейчас нет. Есть только запреты хорошо выглядеть. И еще сейчас заметна тенденция подражания мусульманской моде что не допустимо, но как ни странно все ее каноны подходят под рекомендации для правславных женщин, только там в одежде больше радости и качества.
Любовь24 декабря 2010, 03:42

добрый вечер! в одну из пятниц пошла в храм, естественно, в юбке. Было очень холодно, так, что даже пальцы замерзали в тёплых перчатках. И, как результат, теперь болею. Что теперь зимой в церковь вообще не ходить, если в брюках нельзя? Не в каждом городе церкви рядом с домом или добраться до них можно на общественном транспорте.
Марина30 ноября 2010, 14:14
Везде нужно знать меру. И везде нужно искать смысл и задавать себе вопрос: "Почему я нашу брюки, почему я крашусь"? Я думаю, что в особых случаях можно носить брюки, например, в холода или на огороде.
Статья хорошая, спасибо.
Надежда18 ноября 2010, 20:03
В последнее время в метро, на улице стала замечать, что очень много женщин: в мужеподобных брюках, с выжженными короткими волосами и яркими губами. Иногда (и очень часто) не сразу могу определить, кто стоит женщина или мужчина) - иногда они не чем не отличаются.
Неужели женщины не могут понять, что в платье или юбке они выглядят женственно!!!
У меня знакомая рассказывала, что возвращается вечером после работы и идет рядом с дорогой. Так вот, когда идет в брюках машины не останавливаются, а когда в платье - останавливаются. Что-тов этом есть!!!
Платье или юбка будет выглядеть женственно всегда на женщине - и на молодой, и на пожилой, и на девочке-подростке.
МАРИНА11 октября 2010, 18:55
С детства нощу брюки / не постоянно /. Сейчас регулярно хожу в церковь. Со священником поговорила и выяснилось, что не только,когда идёшь в церковь, надо одеваться красиво, но и дома /исключая брюки/. Сижу перед комп-м в платье-октябрь,топят очень плохо, даже зимой-холодно.удобно в длинном / почти до земли платье/,но такого пока нет.всю одежду надо менять. А вот как быть н улице? С собакой гулять? Вопросов много, но вывод один: от привычных брюк придётся отказаться, но это очень сложно-мне 50 и большинство жизни использую брюки. Начинать убеждать надо со спасения души, а уже потом об отказе от брюк. Пока человек не придёт к вере,он не откажется от брюк. А за книгу спасибо! Читала с удовольствием!
Ирина 7 октября 2010, 20:29
Спаси Вас Господь за такую статью!
Оксана 5 сентября 2010, 22:55
Спасибо за статью! Кто заинтересован в том, как жить в согласии с законами Божьими, подчерпнёт несомненно эту полезную информацию.
Эта цитата сказала мне всё: "На протяжении веков христиане выносят страшные мучения ради Христа, а мы боимся стереть с губ помаду и немножко потерпеть недоумения знакомых и сослуживцев".
Спаси Вас Господь!
Ольга 3 июня 2010, 22:43
В храм стараюсь приходить либо в длинной юбке (кстати, летом люблю именно в них ходить), либо, в холодный сезон, в удлиненном пальто или плаще. Однако передвигаться по городу в длинной юбке, по моему мнению, не только не очень удобно, но и очень опасно, особенно в "час пик": при выходе из транспорта могут наступить на подол, при входе в транспорт есть опасность запнуться, длинную юбку может прищемить дверьми транспорта, зацепить ступенькой эскалатора.
Мне кажется, что касается одежды, главное, чтобы именно она не стала предметом для поклонения. Если женщина или девушка перед походом в храм полтора часа тратит на примерку то одного, то другого платья; то один платочек прикинет, то другой шарфик - то лучше уж она бы в джинсах пошла и с непокрытой головой. Кроме того, автор статьи как-будто и позабыла, что в наших нелегких условиях большинству женщин приходится тащить на своих плечах воистину мужскую нагрузку: тут тебе и дом, и работа (а то и не одна), и дети, и магазины. Многие ли женщины рискнули бы прошедшей зимой передвигаться по сугробам в длинной юбке и с младенцем на руках или в коляске? Наверное самая горестная для меня картина - это православная мама в замызганной юбке до полу и с тяжеленным рюкзаком за спиной. Ей и дитя-то на руки не взять - сил не хватает. И если уж от рюкзака не избавиться, то он более гармоничен (и удобен) в сочетании именно с джинсами.
Дарья28 мая 2010, 19:25
Женский взгляд: уже пару лет не пользуюсь косметикой и чувствую себя при этом красивой и свободной: могу умыть лицо водой в любое время суток, плакать и смеяться, когда захочу; мне приятно убирать волосы в косы; коротко стригу ногти, потому что череда увлечений (игра на музыкальных инструментах, хождение в горы) и профессия врача показали, что это удобно, лишь бы выглядело опрятно.
Сегодня в разговоре с любимым человеком поднялась проблема брюк и юбок: в Вашей статье я нашла пищу для размышлений и (наконец-то!)здравые аргументы. Брюки удобны, если они трикотажные, либо если свободно болтаются на теле. В других случаях нижний шов часто давит на область промежности, вызывая, как минимум, дискомфорт, особенно при сидячем образе жизни.
Вряд ли запрет на штаны, косметику и всякую бутафорию на теле поможет женщинам укрепиться в своей женственности и обрести уверенность в себе, а вот личный пример, внимание к вопросу и честное, имеющее под собой факты, а не догмы, мнение рождает интерес (или, хотя бы, внутренний диссонанс) и толкает на поиск собственной позиции.
Спасибо за статью!
Сергей11 мая 2010, 17:55
Истина - с Богом. Если девушки одеты как проститутки и раскрашены косметикой как модели, то это свидетельство их слабого нравственного состояния либо его отсутствия либо просто рабства, точнее полной зависимости от окружения в котором они находятся в том числе и финансовой их зависимости.
К парням это тоже относится.
В звериной свободе нет истины.
Аня 8 мая 2010, 10:38
А ведь и правда - что-то не то происходит с обществом - женщины ведут себя как мужчины, мужчины многие - подобно женщинам.
Кстати, мне одна врач сказала такую вещь, что у тех женщин, кто постоянно ходит в брюках, гораздо больше проблем по гинекологии. Я теперь постепенно перехожу на юбки, штаны принципиально не покупаю, хотя очень хочеться:)...главное моему парню очень нравится когда я в юбках ниже колен, говорит это очень женственно...Нормальный мужчина хочет увидеть в своей девушке мать своих будущих детей,верную супругу.. а кого он видит сейчас? Стриженую, крашеную, с длинными когтями и в обтянутых то ли штанах то ли лосинах девушку(именно так выглядит женщина сатаны),которая выставляет свои достоинства для всеобщего обозрения непонятно зачем,лучше от этого ей точно не будет..такие девушки нравятся только мужчинам-тряпкам и подкаблучникам либо для несерьезных отношений, с которым вы никогда не будете счастливы и рано или поздно расстанетесь...Так что для женского счастья (не я придумала) девушкам нужно ходить в юбках! ну и вести конечно же себя соответственно! а то ведем себя как хрюшы вот такие же хрюши нам и попадаются:)...а стоит хоть немножко поменятся в лучшую сторону так Бог пошлет достойного,верного,настоящего мужчину (такие оказывается еще есть, говорю с личного опыта)..Спасибо за статью!Любви и удачи всем!
Ирина 8 мая 2010, 04:54
Бог любит нас любыми.
Автор не забывайте этого, а осуждение - это грех.
Не важно во что человек одет, а то, что человек делает в своей жизни. Спастись душе не мешает одежда для тела и уж тем более косметика.
Кстати, прием лекарственных препаратов ни как не препятствует спасению?
И что ж людей так тянет в прошлое? Неужто ли первобытным людям нужно подражать в их подходе к одежде? Все-таки они были более близки к природе.
Прогресс идет вперед и не только для тела, но и для души. Живя на земле нужно думать не только о душе, но и о теле.
По поводу вопросов некоторых женщин об анорексии: чрезмерная худоба вред для здоровья, но и ожирение не польза и не красота.
Вы ж не считаете полноту грехом, так и модельная стройность не грех.
Вес и рост человека абсолютно не связаный процесс с религиозным взглядом.
Косметика не искажает внешность, а лишь подчеркивает те данные, что есть. Ресницы чернее, губы краснее, и чтож такого грешного в этом? Хватит делать ракурс в инквизиционные взгляды.
Вера в Бога, её сила не в отказе от красивой одежды и косметике.
Меньше осуждений, а то рьяные верующие не видят собственных грехов, пытаясь уличить в грехопадении тех, что меньше других обливают грязью и пересcудами окружающих.
Иван 7 мая 2010, 22:28
Дай Бог вам здоровья! Это очень нужная статья! Ведь мы не только должны заботиться о душе, но и о теле, как от Бога дарованном.
На личном опыте подтверждаю, что джинсы, обтягивающие маечки и подобного рода стесняющая одежда мешают соблюдать правильную осанку! А как мне помогает хорошая осанка стоять литургию?! Всем того желаю.
Премного Вам благодарны. И простите нас, Христа ради!
Яшин Иван, 23 года, Чапаевск, Самарская область. 7 мая 2010 года.
Татьяна16 апреля 2010, 14:54
Еще вчера я была «мужиком в юбке», и была уверена, что это удобно и красиво.

Сегодняшнее состояние души мне подсказывает что:
ухоженная кожа, заплетенная коса, красивая косынка, юбка до середины колена, небольшой каблучок – что может быть женственней и прекрасней.

И глаз радует и здоровью не вредит ))).

В юбке как в варежках ноги вместе и тепло, а в штанах - как в перчатках)))…

Каждый делает самостоятельно свой выбор и полностью отвечает за него.

Спасибо за статью.
С уважением, Татьяна.
Одесса.
Катерина 5 апреля 2010, 00:30
К сожалению должна подчеркнуть один факт, который, увы, не написан в статье. Приведу живой пример - меня. 17 лет, стараюсь поддерживать тот самый образ который описан в статье, юбки или свободные классические брюки, чаще всего черные. Косметики ноль, не страдаю "свиданками", курением и прочим... Общалась со многими людьми разных взглядов, мышлений и.т.д... В итоге я выслушиваю в свой адрес бесконечные упреки. "Ну надо же уже краситься! Хотя-бы губки подводить, так неприлично, ты же девушка ты должна нравиться" - слышу с четырнадцати лет от разных людей, включая успешную девушку-юристку, набожную бабушку, отца и все знакомых. На сообщение что я не буду носить юбки длинны выше колена или брюки-колготы, стискивающие все в самых "выгодных" пропорциях слышу от всех - "Так все носят", "Ничего такого в этом нет" или "Красоту надо показывать". Насильное впихивание подобных шмоток, косметики которая торжественно отправляеться в ссылку к подругам. И так происходит постоянно, на работе мне говорили что девушка на работе должна выгладеть привлекательно. Какая постоянно идет безумная давка... это просто кошмар. Я не считаю себя супер-православной я просто не хочу чувствовать на себе неприятные взгляды, не хочу чтобы обо мне думали незнакомые люди... мне это противно... но в нашем мире "привлекательность" синоним успешности... и это очень грутсно...
Одежда оптом28 марта 2010, 01:27
Fashionsale - джинсы оптом, одежда оптом, куртки оптом, трикотаж оптом, джинсы оптом в Москве, купить джинсы оптом, молодежная одежда оптом, джинсы USA, джинсы оптом дешево, джинсовая одежда оптом, молодежные джинсы, джинсовый склад, продажа джинсов, люксовые джинсы, футболки оптом, толстовки оптом, бейсболки оптом, рубашки оптом, акссесуары оптом, ремни оптом, джинсы оптом, одежда оптом, американские джинсы оптом, джинсы из америки, дешевые джинсы, лучшие джинсы, джинсы в России, джинсы, джинсы оптом, одежда оптом, джинсы оптом, купить джинсы, магазин джинсов, модные джинсы, джинсы фото, джинсы Москва, размеры джинсов, одежда джинсы, джинсы мода, сайты джинсов, рваные джинсы, джинсы цены, стильные джинсы, джинсы распродажа, купить джинсы оптом, продаю джинсы оптом, крупный опт джинсы, мужские джинсы купить.
(985) 100-81-03, (985) 144-93-47, (985) 144-93-48, (985) 144-93-49
www.fashionsale.ru
www.fashionsale.su
www.fashionsale.biz
www.fashionsale.org
www.fashionsale.info
www.fashionsale.net
Алена20 марта 2010, 14:14
Интересно, где это бывают такие работы, где требуют быть накрашенной? Разве что оператор в видеочате? Меня вот ни на одной моей работе не просили пользоваться косметикой!
Ольга14 марта 2010, 09:48
Очень неактуальная статья.Каждый человер сам для себя устанавливает критерии в выборе одежды (удобство, дешевизна, практичность,состояние души наконец). существуют многочисленные проблемы, которые необходимо решать.Сколько молодых людей не имеют достойной работы?Дома интернаты переполнены...Совершенно с вами согласна, Максим.
А насчёт людей пришедших в храм в вызывающем виде беспокоиться не надо. Скорее всего они сами скоро поймут, приходя чаще на службы, всю полноту православной жизни.
Валерий 8 января 2010, 18:58
Считаю, что в джинсах ходить можно, но только не в храм. Джинсы подчеркивают соблазнительность женского тела. Пожалейте верующих мужиков, которым в современном обществе и без того очень трудно бороться с искушениями!
Инна 7 января 2010, 01:46
ничего страшного нет в том, чтобы надеть скромные черные брюки свободного покроя и прийти в них в церковь..я, например, сегодня в таком виде была на службе в церкви, меня помазал Владыка и поздравил с Рождеством Христовым..
зимой у нас очень холодно, без теплых штанов никак, в длинной юбке неудобно и вообще как-то по-колхозному..я и в монастырь езжу в брюках, и никто ни разу мне слова не сказал..молиться и получать Божью благодать мне это нисколько не мешает..
С Рождеством Христовым!
Юлия 4 января 2010, 08:16
"РПЦ призывает относиться терпимо к пришедшим в храм женщинам в брюках" (из новостей):
12 декабря в эфире передачи «Церковь и мир», посвященной роли женщины в Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион ответил на ряд вопросов телезрителей.Отвечая на вопрос о требованиях Русской Православной Церкви к одежде прихожанок, владыка Иларион отметил, что это связано с национальными обычаями и традициями. «Наши приходы и епархии в Западной Европе вообще не знают таких запретов в отношении женской одежды», — сказал архиепископ Иларион. Он также отметил, что уже более 80-ти лет и в России, и на Западе производятся женские брючные костюмы, поэтому называть брюки чисто мужской одеждой уже никак нельзя. «Господь смотрит на сердце человека, а не на его платье», — выразил уверенность архипастырь.
Председатель ОВЦС выразил сожаление о тех случая, когда молодые люди в неформальной одежде и девушки в брюках, приходящие в храм для того, чтобы «встретить понимание и сочувствие, вместо этого встречают окрики и ругань». Владыка Иларион назвал такое неправильно отношение «болезнью, с которой надо бороться».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Юрий26 декабря 2009, 19:49
Интересная трактовка джинсовой одежды, однако... Прямо пылесос какой-то. А ничего, что женщины северных народов ВСЕГДА ходили в штанах? Они что, перестали быть женщинами?
Джинсы - удобная и красивая одежда для повседневного ношения. Весьма женственная, кстати. Говорю это как мужчина.
В храме брюки неуместны не с вероучительной точки зрения, а в силу традиции. В Греции без проблем причащаются женщины в брюках, там в голову никому не придет что-либо сказать по этому поводу.
Дело не в джинсах, а в типе одежды - мужская она или женская. Прямого запрета на ношение брюк женщинам в христианской культуре нет, тем более, нет никаких канонических препятствий. Есть только традиция. Так принято. Собственно, тоже - своеобразная мода. Ну, немодно быть в храме женщине в брюках. И то - только у нас, в России.
И все досужие вымыслы на эту тему - чистый самопиар авторов.
Магдалена21 декабря 2009, 17:06
Я не согласна с автором!Если мне нравятся джинсы,короткая стрижка,то я не откажусь от этого.Стильные,не обтягивающие брюки ничем не хуже юбок.Почему вы решили,будто брюки вредят женскому здоровью?Вы предлагаете ходить в платке,длинной рубахе,юбке до земли и отрастить косу?Разве ЭТО красиво?
=) 9 декабря 2009, 22:53
"Все мы знаем, что искажать образ Божий – грех"
Простите, но я с этим не согласна. Считаю глупым, следовать каким-то надуманным правилам, пришедшим в голову несколько тысяч лет назад какому-то сомнительному человеку. Тело-это всего лишь биологическая оболочка, дана нам нашими РОДИТЕЛЯМИ, которая является собственностью исключительно ЕГО ОБЛАДАТЕЛЯ, и только он в праве решать что ему с ним(с телом) делать! И не важно, парень ты или девушка, ты можешь одеваться как ты хочешь! Надо думать о духовном, а остальное все равно исчезднет навсегда... Так что люди, красьтесь, если хотите, одевайте штаны на голову, лишь бы вам было удобно! И не зацикливайтесь на всем этом - прислушайтесь к своему истинному "я" и все будет ок=)
Александр29 ноября 2009, 01:45
Максим, церковь не должна защищать интересы простого народа не в этом ее цель.Церковь - есть путь к спасению, к соединению со Христом. Никаких революций ей не нухно. А правила созданные иерархами церкви,святыми апостолами должны неукоснительно соблюдаться. Иначе мы превратимся в протестантов , стремящихся приспособить церковные каноны к обычаям суетного мира и переписать Священное Писание в угоду современных греховодников.
иван 9 ноября 2009, 15:58
Отчего такая мода? Наверное оттого, что для подавляющего большинства примером стала не Матерь Божья, а вавилонская блудница. Цель и смысл моды в обсслуживании блуда. Вот в чем все дело. От того понимаете Вы это или нет суть не меняется.
Ирина20 февраля 2009, 17:40
Прекрасная статья. Моя профессия связана с модой, и я воспитываю дочку. Все мои недоумения, сомнения в обосновании православного взгляда на вопросы моды разрешились. Спасибо! Теперь хоть буду знать, что оветить дочке и как отстаивать свое мнение.
ОЛЬГА20 февраля 2009, 17:40
ВСЕ ЭТО ЧИСТАЯ ПРАВДА!И Я ОЧЕНЬ РАДА ЗА ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН И ТЕХ КТО ЦЕНИТ НАТУРАЛЬНУЮ КРАСОТУ! ПОРА СНЯТЬ С СЕБЯ "МАСКИ" И ОТРОСТИТЬ ВОЛОСЫ!
Максим20 февраля 2009, 17:40
То что написано в этой статье - полный бред, по другому это назвать -язык не поворачивается.
Конечно, гораздо проще придумать статью о мифических свойствах джинсов и другой "модной" одежды, чем посмотреть реальности в лицо.

Видимо, в России все настолько хорошо, что осталось, только, женщинам одеть юбки, чтобы все стало идеально.

А то, что и в повседневной жизни и с экранов телевизоров на нас обрушивается поток негатива и вранья, то что большая часть населения (до 80%) страны живет за чертой бедности, законы не соблюдаются даже первыми лицами государства, на улицах полно бездомных детей, бешеная инфляция, да много чего еще... Только, сытый голодного не разумеет.
Все проблемы уйдут когда мы оденем юбки!

Я то думал, что у церкви первая и основная цель - забота о простом народе, о его духовности и процветании, защита интересов простого народа перед зарвавшимися политиканами и ворами, коими заполнено наше правительство и дума. Но, видимо, я ошибался, и церковь идет в ногу с нашими политическими лидерами, а до проблем простого народа ей так же далеко, как многим из нас до бога.

Любовь Буткевич - вы бы лучше занялись чем-нибудь полезным, чем тратить свое и наше время на создание таких "псевдо-шедевров".
Groan20 февраля 2009, 17:40
Как одевались святые жены, перед изображениями которых мы сегодня молимся? Так же, как и все женщины их времени.

И после этого вы что-то говорите про моду и личный вкус? Три раза ха! Хоть сами думайте, что пишете.
ИЛЬЯ20 февраля 2009, 17:40
ТЁПЛАЯ БЕСЕДА ВСЁ ПРАВИЛЬНО
Наталья20 февраля 2009, 17:40
Прекрасная статья,спасибо.
Ковалева Ирина20 февраля 2009, 17:40
Уважаемая Любовь!
В одной статье Вы вместили примеры из истории, литератуты, Священного писания ... С большим интересом и откликом в душе читала я ваш труд. Вы где-то и про меня написали. И, Вы знаете, я бы подписалась за каждое Ваше слово, так я с Вами согласна.
Всего Вам хорошего и спаси Вас Господь.
Ковалева Ирина.
Марина20 февраля 2009, 17:40
В брюках действительно теплее; пользоваться косметикой - не грех; джинсы никак не влияют на стройность и осанку фигуры. Да и вообще всё, перечисленное Вами как ужас-ужас, на дело спасения каждого конкретного человека не влияет.
Елена20 февраля 2009, 17:40
Очень жаль, что портал такого уровня опустился до публикации такой "клиники"...
Lilan20 февраля 2009, 17:40
Бедные мужики...все время со сквозняком вокруг этого...ну...малого таза. Да еще с подпоркой снизу.

Церкви что, вообще заняться нечем?
хожу в брюках20 февраля 2009, 17:40
интересно, на основании каких медицинских заключений автор сделала вывод о вреде ношения брюк из-за "тонкого сквозняка"..? может, стоит параллельно привести статистику по женской смертности и патологиям (в т.ч. из-за переохлаждения мочеполовой системы) в современности и "благословенные" времена, когда женщинам запрещались брюки?
не спорю с автором по поводу того, что современная одежда зачастую создается не столько для тепла и удобства, сколько для введения в соблазн и узкие брючки-"пупоскопы" вредны не только для духовного, но и для физического здоровья...
но ведь про сквозняк и колом стоящие подпорки - это чистой воды бред. уважаемая госпожа Буткевич, если вы хотите, чтобы ваш взгляд разделили многие - не становитесь посмешищем.
Мари20 февраля 2009, 17:40
"...Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний..."
А я думала что белый цвет был так популярен в Древнем Египте и Индии потому что великолепно смотрится на загорелом теле, а цветные ткани непрактичны т.к. быстро выгорают на палящем солнце.

"...Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты..." Если полистать историю костюма, то можно обнаружить насколько многоцветны бывают одеяния невесты.

"..Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины... " Женщины, работающие в офисе прекрасно понимают что косметика является элементом имиджа, и приходить без нее так же неприлично как и без нижнего белья. В солидных фирмах этот пункт специально оговаривается в договоре при найме на работу.
20 февраля 2009, 17:40
Красивая одежда не может помешать молитве. Она даже дань уважения Богу,ведь не зря с древнейших времен,идя на литургию, одевали самые лучшие одежды.Косметика на лице подобранная со вкусом также не печать бесовства,может нам в городах уже просто не хватает сил быть естественно красивыми - воздух не тот, вот и румянец исчез,а от недосыпания - круги под глазами.Зачем же быть бледными?Единственное что должно осуждаться и сводиться на нет - распущеннность в одежде.А скромное очарование каблучков,платьев,и даже удобно-небрежный вариант-джинсы не помеха для праведной жизни.Главное,чтобы в глазах был свет, а в помыслах Христос.Елена,Ставрополь
Андрей20 февраля 2009, 17:40
Целиком и полностью поддерживаю автора статьи. "Женская" мода содомствующих модельеров извратила женщину и вот уже в некоторых храмах стали сначала несмело, а теперь и открыто появляться дамы в джинсах или брюках, и единственным "Стопом" служит маленькая надпись возле свечного ящика -"женщины в брюках к причащению не допускаются". Но в храм уже можно! Редко когда я услышу возглас священника на всеобщей исповеди, который пристыжает женщин, пришедших в храм накрашенными, обвешанными золотом и в брюках. А теперь ведь и брюки какие пошли - с низкой талией, почти полностью открывающие нижнюю часть живота. Иногда думается, что в храмах надо иметь для таких вот случайных "прихожанок" что-то типа большого куска ткани, в который и заворачивать такую "христианку". Может, вдруг это и поможет ей взглянуть на себя со стороны.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×