С.М.Прокудин-Горский. Крестьянские девушки. Российская империя. 1909 г. |
И сквозь всю свою историю, сквозь все скитания, вплоть до нынешнего крайнего духовного одичания, люди пронесли в глубине сознания память об этой сияющей благодати, что освещала и согревала их тела и души во времена райской, безгрешной жизни. Память эта, поборов языческую любовь к пестроте, проявляет себя в устойчивом, не выветривающемся веками трепетном отношении к белым простым длинным одеяниям – этому слабому, грубо-чувственному ее подобию.
Белоснежные древнеегипетские калазирисы, греческие хитоны и длинные белые рубахи наших предков не что иное, как выражения этой памяти.
Интересно, что древние египтяне, начало культуры которых теряется в глубине тысячелетий, чрезвычайно ценили льняное полотно ослепительной белизны и настолько тонкое, что сквозь несколько слоев сшитой из него одежды просвечивали родинки на теле.
Еще более тонкие, совершенно прозрачные ткани умели делать из хлопка древние индусы. Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний.
Белый цвет всегда был символом чистоты. Чистота одежды или тела изначально понималась как чистота духовная, как свобода от нечистой силы: именно в этом смысле говорилось о «нечистом» месте и вообще о любой нечистоте. Гигиеническое понимание чистоты пришло уже в наше время. В традиционной православной культуре очищение тела и надевание чистых белых рубах было частью необходимой подготовки к церковной службе, написанию иконы, строительству храма и прочим богоугодным делам.
Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты.
Вкусив запретного плода, Адам и Ева «узнали… что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Быт. 3, 7). Их тела, привыкшие к теплу от пронизывающей их благодати (вспомним, как растаял снег вокруг Серафима Саровского, так что согрет был и его собеседник Мотовилов) ощутили не только духовную, но и физическую уязвимость. Вместо духовной одежды человек получил, подобно животному, грубую плотскую. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21).
Одежда должна была не только защищать от внешних воздействий, но и прикрывать «срам», оберегать целомудрие. Но с развитием культуры люди стали использовать одежду совсем не для того, для чего она дана была Господом. Одежда приобрела знаковый характер, стала своеобразным языком их самовыражения.
Древние люди были выносливы и холодов не боялись. Но они надевали на себя шкуры животных-тотемов, заменявших им истинного Бога, в знак породнения с этим животным ради его покровительства (этому же служили и другие обряды, например принятие жертвенной крови). Много позднее, в Древнем Риме, легионеры которого, как известно, воевали и на севере, и на юге, в подобные шкуры с головой животного, накинутой вместо капюшона, было принято одевать музыкантов, чьей главной задачей было поднятие боевого духа воинов. Для этого же надевали шкуры и дикари: устрашить врага, поддержать боевой дух «своих».
Пример из другой эпохи. Разве не было душно нашим боярам и дворянам летним зноем под несколькими слоями пышных одежд, в тяжеленной шубе на меху, в высокой горлатной шапке? Их костюм говорил о знатности происхождения, высоком положении в обществе. Заявить об этом считалось важным, ради этого приходилось терпеть.
Современные модницы пока еще не перещеголяли французских дам рубежа XVIII–XIX веков, ходивших в полупрозрачных платьях, надетых либо на голое тело, либо на мокрое трико, и при этом всерьез обсуждавших возможность обходиться вообще без всяких одежд. Бесстыдниц того времени не могли остановить даже увещевания врачей, устраивавших экскурсии на кладбища к могилам жертв «голой» моды, умерших от пневмонии.
А на фотографиях середины XIX века мы видим приехавших на Кубу англичан – чопорных господ в кринолинах и фраках. И это в сорокаградусную жару! А рядом с ними – полунагие туземцы.
Фотографии, сделанные этнографическими экспедициями начала прошлого века в русской глубинке: деревенские девушки, одетые в праздничные костюмы. Начало осени, под ногами – раскисшая земля. Богатые невесты в кожаных сапогах, под которые надевалось несколько пар шерстяных носок с узорными краями. Рядом – девушки из бедных семей, босиком.
Одним – не жарко, другим – не холодно.
***
Мы приняли христианство от Византии, когда-то перемешавшей в своем художественном горниле традиции громадного культурного региона: кельтские, римские, греческие, индийские и прочие. Аскетическая идея хранения целомудрия причудливо обернулась в ее костюме невероятной, истинно восточной пышностью, пестротой, перегруженностью, так что человеческое тело превратилось в подставку для демонстрации всей этой роскоши.
Русь к художественному наследию своей великой предшественницы отнеслась весьма избирательно. «Третий Рим» скрупулезно и без суеты отобрал из богатого византийского сундука только то, что соответствовало спокойно-негромкой русской душе – простой, благородной, бесхитростной, исполненной внутреннего, непоказного достоинства. Лишь то, что соответствовало чистоте и духу христианской истины.
В быту жили скромно: все лучшее несли в церковь. Убранство Божиих храмов и богослужебных одеяний священнослужителей Руси зримо являли величие Господа и небесных чертогов. Великолепные царские облачения были собственностью государства так же, как и одежды царских служилых людей и челяди. Они не были роскошными предметами личного пользования. Их назначение – выражать высокий государственный статус православной Руси, возглавляемой помазанником Божиим.
Весьма многие существенные черты нашего менталитета так и остались незыблемыми. Даже после губительных для святоотеческих нравов петровских реформ русские дамы отличались от своих западноевропейских сестер большей стыдливостью.
В романе «Война и мир» Лев Толстой, писатель, которому дано было очень остро чувствовать тончайшие оттенки нравственного состояния общества, неоднократно называет следовавшую крайней французской моде начала XIX века петербургскую «львицу» Элен Безухову «голая Элен», тем самым подчеркивая несоответствие этой моды русскому менталитету. А о другой героине романа, образ которой противопоставлен Элен, Наташе Ростовой, собирающейся на свой первый в жизни бал, он пишет: «Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».
Весьма знаменателен такой факт: когда русские женщины надевали платья декольте, они, как правило, снимали нательные крестики. Если же этого не делали, то это воспринималось не как проявление большой набожности, а, напротив, глубокого духовного падения: крест из святыни превращался в красивую безделушку. Эта «мода» пришла из Франции.
Знаменитая французская кинозвезда Бриджит Бардо уже в наше время «освежила» моду своих развратных предшественниц, надев крест, с ее легкой руки ставший опять популярным «украшением» европейского женского костюма.
Генералиссимус Суворов, величайший герой нашего Отечества, писал, что для него превыше всего на свете – честь дочери. Странно ли это? Нет, не странно. Потому что он, истинный христианин, который шагу не мог ступить без Бога, без молитвы, хорошо понимал, что никакие военные победы не спасут Россию, если будет попрано целомудрие.
Скромное поведение, целомудрие девушки, порицание свободных связей, хранение семьи – все это основные нравственные составляющие общественной системы, залог будущего страны, необходимые условия воспитания новых поколений.
***
Наступил джинсовый век – подлинная революция в одежде, отразившая новую фазу отношений между мужчиной и женщиной. Еще раз пошатнулись патриархальные традиции, все еще сохранявшиеся даже в губительной среде коммунистического «равноправия».
В качестве морального оправдания джинсовой моды в обществе окончательно утвердился миф об «удобстве» брюк как таковых по сравнению с «устаревшей» юбкой. Но так можно говорить разве что сравнивая брюки с мини-юбками. И, право же, что удобнее – накинуть через голову юбку или влезать, извиваясь, в две тесные, колом стоящие штанины, а потом еще мучиться с часто подводящей застежкой-молнией? И в каком наряде современная женщина выглядит красивее? На самом деле вопрос «простоты» зависит от привычки и психологической установки. Например для тех же японцев нет ничего более удобного, чем есть, сев на корточки перед крохотным столиком да еще с помощью двух длинных палочек вместо вилки. Вряд ли найдется европеец, которому это может понравиться. Житель Средней Азии предпочитает для своего обеда позу по-турецки, а древние греки, римляне и представители многих других народов за пиршественными столами возлежали.
Удобно же или неудобно в джинсах, зависит от того, как человек привык себя вести, какие манеры ему свойственны. Сидеть в скромной позе, соединив коленки и держа прямо спину, в них очень неудобно. Джинсы требуют, чтобы их владелец небрежно развалился на сидении, широко раскинув ноги. В джинсах женщина может свободно и естественно курить, носить мужскую стрижку или всклокоченные волосы, вести развязные разговоры, пересыпанные грубыми неприличными словечками, с изобилием сленговых оборотов. Джинсы отвечают вполне определенному стилю жизни, иначе вы в них будете выглядеть совершенно неестественно.
Еще один миф: в брюках будто бы теплее, чем в юбке. Устройте в двух проходных комнатах сквозняк, затем завесьте проем открытой двери простой ситцевой занавеской до полу. Вы сразу заметите, насколько меньше стало дуть. Значительная часть холодного воздуха будет как бы стекать вниз даже по самой тонкой, но вертикально свисающей ткани. Так вот, к сведению утверждающих о тепле брюк: эта одежда создает вокруг малого таза постоянный, очень тонкий сквозняк, который самым пагубным образом отражается на женском здоровье. А в старину и вообще все наши предки ходили в длинных рубахах – мужчины носили их поверх штанов.
Если современные женские брюки создают такого рода сквозняк, да еще и сдавливают кожу, мышцы, кровеносные сосуды, то судите сами, насколько полезны брюки!
Джинсы же вдобавок создают постоянную неестественную подпорку, давление снизу, тем самым медленно, но верно, искривляя позвоночник, не давая позвонкам нормально функционировать. Поэтому у тех, кто постоянно с юности носит джинсы, формируется совершенно специфическая осанка – сутулая спина. Конечно, степень деформации бывает различной, но факт остается фактом: среди постоянных, многолетних носителей джинсов невозможно встретить человека со стройной фигурой. Джинсы этого просто не потерпят. Грустно и смешно, но были «теоретики», которые оправдывали «красоту» джинсов, обращаясь к… русской иконописи! В 1970-е годы в одном солидном художественном журнале появилась статья, в которой вполне серьезно доказывалось, что полинявшие и вытертые (а позже – нарочито выбеливаемые) места на джинсах ведут свою эстетическую родословную от изображения пробелов на иконах и фресках.
Помню, как на одной студенческой конференции в текстильном вузе обсуждался доклад, в котором юная особа при всеобщем горячем одобрении доказывала необычайную женственность джинсов.
В том же вузе на семинарском занятии другая девушка осмелилась сделать доклад о православном понимании термина «женственность». Она говорила о Божией Матери, святых женах и их одеяниях… Аудитория выслушала все в гробовом молчании, и даже врожденная студенческая корпоративность не помогла: ни слова одобрения и поддержки. Словно речь шла о чем-то крайне неуместном и неприличном. Вот так воспитываются сегодня наши будущие модельеры, подавляющее большинство из которых – женщины.
Чему удивляться? Понимание женственности – своеобразная лакмусовая бумажка состояния нравственного здоровья общества.
В период максимального одичания человека неведомые древние художники изображали женщину в виде невероятно грузной фигуры (так называемые палеолитические Венеры). Лицо у таких фигур вообще отсутствует, ибо в те времена единственно ценимым качеством женщины была ее способность к воспроизведению потомства.
Напротив, воплощением манерности, кокетства и горделивого чувства превосходства над окружающими являют собою изображения так называемых «парижанок» эгейской культуры середины II тысячелетия до Р. Х. – раскрашенных, завитых, в вычурных, глубоко декольтированных платьях.
Позднеренессансный идеал итальянской женской красоты конца XVI века – дебелые, ленивые, инфантильно-чувственные особы с коровьими глазами.
А в России в послереволюционную эпоху невероятно популярными, а стало быть, женственными считались крепкие девушки в красных косынках, резиновых тапочках, с резкими манерами и учебником политэкономии подмышкой. Каждому свое.
Весьма характерна в этом смысле печальная динамика моды на обнажение женского тела в наше время. Так, в 1980-х годах мелькание обнажающейся при наклонах, поднятии рук и каких-то резких движениях полосы талии из-за недостаточно длинной кофточки считалось пикантной полуприличной деталью. Закончилось это возникновением уже в 1990-е годы моды на так называемые топики – коротенькие кофточки вроде индийских чоли, теперь уже совершенно законно обнаживших нижнюю половину спины и живот до талии.
Прошло еще несколько лет – блузки, правда, несколько удлинились, но зато опустилась линия пояса, так что нарочито и вызывающе обнажился пупок. В суетных условиях городского бытия это выглядит совсем не соблазнительно и не изящно, а скорее физиологично и неприятно. Да еще пирсинг, этот штрих папуасской моды, свидетельствующий о том, что возможности моды «цивилизованной» исчерпаны и дальше искать в ней просто нечего.
А далее, в точном соответствии с градусами падения нравственности, линия пояса поползла еще ниже… Неловко об этом писать, да куда деваться, ежели это наша гнусная повседневная действительность. И поистине пробирает смех сквозь слезы, когда переводишь глаза от этого срама вверх и видишь простодушную физиономию, совсем не глупую и ничуть не развратную. Эдакая современная Наташа Ростова, которая убеждена, что так можно и нужно одеваться, потому что так теперь ходят «все».
***
Сегодня к Богу прийти легче, чем 20 лет назад. Окончательно выхолостились ложные идеалы атеистического «земного рая» и для многих наших соотечественников наступила пора подлинного христианского прозрения. Но вместе с тем пришли и свои проблемы: во всех углах засуетились околоправославные силы – от циничных «подсвечников», переминающихся с ноги на ногу в храмах, чтобы обрести популярность верующих избирателей, до целой своры «программистов» всех мастей, сочинителей и пробивателей всевозможных «программ» и «проектов» на православную тему – по медицине и экологии, искусству и педагогики.
А еще существует у нас феномен доморощенной православной «моды», родившейся в околомонастырской среде. Остроумно пишет об этом Н.А. Павлова, характеризуя обстановку первых лет возрождения Оптиной пустыни. «Паломницы спешно переодевались в черное с головы до пят и, подвязав по-монашески низко платки “в нахмурку”, именовали друг друга “матушками”. С “батюшками” же дело обстояло так: как раз в ту пору монастырю пожертвовали большую партию флотских шинелей, которые шли нарасхват. Потому что, если к черной шинели добавить черную шапочку типа скуфьи да взять четки поувесистей, то вид был почти монашеский» (Павлова Н.А. Пасха красная. М., 2000. С. 16).
Монашеское облачение обладает необычайной выразительностью, обаянием и притягательной силой для верующих, ибо оно суть материальное выражение глубокого духовного смысла. Что же касается одеваемых в подражание ему темных одежд, то они действительно очень красивы и совершенно преображают любого человека, хоть молодого, хоть старого. Но к лицу они бывают только при одном условии: если соответствуют духовному устроению его носителя. Если же гармонии между человеком и столь много обязывающим полумонашеским одеянием нет, то такой костюм оборачивается своего рода сектантской униформой, вызывающей законное раздражение нецерковных и даже церковных людей, которые такой «моды» не придерживаются.
Вообще говоря, открыто носить четки полагается только монахам, и несоответствие внешнего вида с претензией на благочестие внутреннему настрою – явление вовсе не христианское.
Но во что же, может спросить читатель, все-таки одеваться современной православной женщине? И на этот, как и на любой другой вопрос, ответ следует искать в Священном Писании.
«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут… Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь, и не говорите: “что нам есть?” или “что пить?” или “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 28–33).
Человек приходит в мир, чтобы спастись. Так давайте и будем думать о спасении и не тратить драгоценное время и средства на всякие пустяки. Господь в свое время пошлет то, что нам нужно.
Если вы еще очень молоды и хотите нравиться или немощны пока духом, чтобы отказаться от каких-то украшений, всегда есть возможность чем-то дополнить свой туалет по вкусу и карману, не нарушая при этом его скромности, соответствия роду занятий, возрасту, обязательных требований приличия, принятых в Православии. Главное, чтобы одежда была естественной, не навязанной никем и ничем со стороны, соответствовала состоянию вашей души. Любая же мода есть отражение чужого вкуса, а потому – насилие.
Но самое главное, как можно меньше думать о том, как мы выглядим перед людьми, и больше – о том, как выглядим перед Господом, Который видит нас постоянно, во что бы мы ни одевались. Тогда и проблем с костюмом у нас не будет.
Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины. Все мы знаем, что искажать образ Божий – грех, но… как часто пытаемся свалить вину на других, как истинные дочери праматери Евы: мужу, мол, так нравится, на работе у нас иначе нельзя и прочее. Но если вы хороший работник и работа ваша не противоречит христианским установлениям, чего же бояться?
На протяжении веков христиане выносят страшные мучения ради Христа, а мы боимся стереть с губ помаду и немножко потерпеть недоумения знакомых и сослуживцев.
В семейной же жизни особого уважения, как и прочного счастья, с помощью косметики и модных костюмов еще никто не обрел. Если любящий муж думает, что раскрашенная жена красивее, то он скоро поймет свое заблуждение, и это будет первым шагом к достижению истинно христианской любви в вашей семье, которой нужно искать всем – и молодым, и пожилым.
Как одевались святые жены, перед изображениями которых мы сегодня молимся? Так же, как и все женщины их времени. И, несомненно, скромно и непритязательно, потому что мысли их были заняты совершенно иными заботами. Живописуя их на иконах, фресках, мозаиках, художники разных эпох в знак глубокого почитания порой облекали их в пышные, драгоценные одежды уже своего времени. Но что бы они ни носили, главной их «одеждой» была благодать Божия, сделавшая их облик прекрасным и бессмертным на все времена.
ПОХОТИ,и
ОТВРАЩЕНИЯ
PS Я тут обратила внимание как одеты мужики в храме. Один другого краше :))) Кто-то в узких джинсах, обтягивающих все их "хозяйство", кто-то в футболке "Just Do It", кто-то в трениках с вытянутыми коленками... Так что автор статьи - хватит бить только в одни ворота. Для мужчин тоже существуют правила, только они на них плевать хотели.
Один раз была в церкви, ко мне подошел молодой человек и честно сказал, что не стоит носить джинсы (я была в них), так как это вводит его в блудные помыслы.
Алена, а многих вводит в блудные помыслы юбка до колен.
Уж тогда лучше вообще в парандже ходить.
Спасибо за статью!
Свт. Феофан Затворник
Но какая связь может быть между Святым Православием и индусами и, оказывается, православные женщины снимали крест, когда носили открытые платьев... Большей ереси я и представить не могу. Ни один православный ни при каких условиях крест не снимет. Не понимаю, для чего на православном сайте размещают подобные статьи, которым здесь не место.
Часто возникало желание спросить у автора: "А какую траву Вы курили, любезнейшая?" Если Вы в вопросах медицины ничего не смыслите, ну да это извинительно, то хотя бы в культурологических экзерсисах ляпов не делайте. А то ведь курам на смех!
Интересно, какой учёный совет допустил соискателя к защите кандидатской диссертации, если соискатель дремуч непроходимо?!
С уважением, Александр (православный верующий, если что).
Одно дело в храм в брюках ломиться(это нарушение религиозной традиции, которую неплохо было бы уважать... Всем включая туристов)... Другое дело это писать такой бред и ересь...
Начиная от "обыденной одежды" белого цвета... Автор в руках лен держала? А источники? Исторические, по истории костюма, далеко лезть не надо, небеленый лен по определению белым быть не может... И далее ляпов различной степени тяжести... Читая становится страшно за культурологию...
Православные, одумайтесь. такими "научными статьями" вы выставляете на смех и веру и обычаи... Может пора братья за ум?
Мождет пора как-то вспоминать труды Меня, которого можно назвать "православным Аквинским", может пора пе5рестать писать статьи на уровне иеговистских брашюрок?...
Про осанку, я вообще молчу, учебник по ЛФК в зубы и учить мат часть, если уж книжки любим... Или это небогоугодно, знания иметь... Так можем обратиться к отцам церкви, там на тему невежества много сказано.
Не только женщины северных народов всегда ходили в штанах. В Индии, Пакистане, Малайзии, Индонезии - шальвар камиз, т.е. штаны и длинная рубашка. На Ближнем Востоке и Северной Африке штаны под платьем. У китаянок - брюки. Какой из этих народов жалуется на проблемы с рождаемостью от сквозняка в области малого таза?
Мне стыдно за вас. Именно из-за таких, как вы, прости Господи, нас и называют "православнутыми".
Сразу заметно, что автор сего текста прогуливал уроки анатомии и физиологии, ну и за одно и домашнего хозяйства, если брюки покупает на размеры меньше(наверное что бы "продувало" и сковывало)
Каждому - свое, конечно, но видеть на улицах христоснутых клуш, замотанных в тошное серое тряпье или чересчур мусульманистых "ворон" ничуть не менее противно, чем гламурных блондозаврих, с утра размалёванных и облепленных стразьями снизу доверху.
Зачем уродавать собой мир!
Хочется ответить Максиму на его сообщение, а, в частности, на фразу:
"Я то думал, что у церкви первая и основная цель - забота о простом народе, о его духовности и процветании, защита интересов простого народа перед зарвавшимися политиканами и ворами, коими заполнено наше правительство и дума. Но, видимо, я ошибался, и церковь идет в ногу с нашими политическими лидерами, а до проблем простого народа ей так же далеко, как многим из нас до бога."
У Церкви нет никаких задач, кроме спасения души, так что Вы неверно думали. Проблемами (земными) народа Церковь заниматься не обязана. Царство Божие не от мира сего.
Моя работа связана с обслуживанием клиентов, и особенности кожи таковы, что у меня есть некоторые изъяны, синяки под глазами, часто выступают пятна и вцелом я бледненькая и невзрачная. Я бы может и рада была не краситься, но я понимаю что на работе меня держать такую не станут, и я рада что современная косметика позволяет выглядеть достойно.
"Из сопутствующих принадлежностей: сигареты, пиво, мобильник и как можно больше косметики" - я ношу мобильник и косметику, но категорически против пива и сигарет. Меня обижает что вы ставите их в одну линию.
Насколько я знаю до ревулюции предполагалось ходить в церковь в достойном виде, верующие на великие праздники одевали нарядные одежды которые берегли специально для этого случая, что бы выразить свою радость и торжетвенность события.
В целом изучив различные источники я пришла к выводу, что понятия православной одежды для женщины сейчас нет. Есть только запреты хорошо выглядеть. И еще сейчас заметна тенденция подражания мусульманской моде что не допустимо, но как ни странно все ее каноны подходят под рекомендации для правславных женщин, только там в одежде больше радости и качества.
добрый вечер! в одну из пятниц пошла в храм, естественно, в юбке. Было очень холодно, так, что даже пальцы замерзали в тёплых перчатках. И, как результат, теперь болею. Что теперь зимой в церковь вообще не ходить, если в брюках нельзя? Не в каждом городе церкви рядом с домом или добраться до них можно на общественном транспорте.
Статья хорошая, спасибо.
Неужели женщины не могут понять, что в платье или юбке они выглядят женственно!!!
У меня знакомая рассказывала, что возвращается вечером после работы и идет рядом с дорогой. Так вот, когда идет в брюках машины не останавливаются, а когда в платье - останавливаются. Что-тов этом есть!!!
Платье или юбка будет выглядеть женственно всегда на женщине - и на молодой, и на пожилой, и на девочке-подростке.
Эта цитата сказала мне всё: "На протяжении веков христиане выносят страшные мучения ради Христа, а мы боимся стереть с губ помаду и немножко потерпеть недоумения знакомых и сослуживцев".
Спаси Вас Господь!
Мне кажется, что касается одежды, главное, чтобы именно она не стала предметом для поклонения. Если женщина или девушка перед походом в храм полтора часа тратит на примерку то одного, то другого платья; то один платочек прикинет, то другой шарфик - то лучше уж она бы в джинсах пошла и с непокрытой головой. Кроме того, автор статьи как-будто и позабыла, что в наших нелегких условиях большинству женщин приходится тащить на своих плечах воистину мужскую нагрузку: тут тебе и дом, и работа (а то и не одна), и дети, и магазины. Многие ли женщины рискнули бы прошедшей зимой передвигаться по сугробам в длинной юбке и с младенцем на руках или в коляске? Наверное самая горестная для меня картина - это православная мама в замызганной юбке до полу и с тяжеленным рюкзаком за спиной. Ей и дитя-то на руки не взять - сил не хватает. И если уж от рюкзака не избавиться, то он более гармоничен (и удобен) в сочетании именно с джинсами.
Сегодня в разговоре с любимым человеком поднялась проблема брюк и юбок: в Вашей статье я нашла пищу для размышлений и (наконец-то!)здравые аргументы. Брюки удобны, если они трикотажные, либо если свободно болтаются на теле. В других случаях нижний шов часто давит на область промежности, вызывая, как минимум, дискомфорт, особенно при сидячем образе жизни.
Вряд ли запрет на штаны, косметику и всякую бутафорию на теле поможет женщинам укрепиться в своей женственности и обрести уверенность в себе, а вот личный пример, внимание к вопросу и честное, имеющее под собой факты, а не догмы, мнение рождает интерес (или, хотя бы, внутренний диссонанс) и толкает на поиск собственной позиции.
Спасибо за статью!
К парням это тоже относится.
В звериной свободе нет истины.
Кстати, мне одна врач сказала такую вещь, что у тех женщин, кто постоянно ходит в брюках, гораздо больше проблем по гинекологии. Я теперь постепенно перехожу на юбки, штаны принципиально не покупаю, хотя очень хочеться:)...главное моему парню очень нравится когда я в юбках ниже колен, говорит это очень женственно...Нормальный мужчина хочет увидеть в своей девушке мать своих будущих детей,верную супругу.. а кого он видит сейчас? Стриженую, крашеную, с длинными когтями и в обтянутых то ли штанах то ли лосинах девушку(именно так выглядит женщина сатаны),которая выставляет свои достоинства для всеобщего обозрения непонятно зачем,лучше от этого ей точно не будет..такие девушки нравятся только мужчинам-тряпкам и подкаблучникам либо для несерьезных отношений, с которым вы никогда не будете счастливы и рано или поздно расстанетесь...Так что для женского счастья (не я придумала) девушкам нужно ходить в юбках! ну и вести конечно же себя соответственно! а то ведем себя как хрюшы вот такие же хрюши нам и попадаются:)...а стоит хоть немножко поменятся в лучшую сторону так Бог пошлет достойного,верного,настоящего мужчину (такие оказывается еще есть, говорю с личного опыта)..Спасибо за статью!Любви и удачи всем!
Автор не забывайте этого, а осуждение - это грех.
Не важно во что человек одет, а то, что человек делает в своей жизни. Спастись душе не мешает одежда для тела и уж тем более косметика.
Кстати, прием лекарственных препаратов ни как не препятствует спасению?
И что ж людей так тянет в прошлое? Неужто ли первобытным людям нужно подражать в их подходе к одежде? Все-таки они были более близки к природе.
Прогресс идет вперед и не только для тела, но и для души. Живя на земле нужно думать не только о душе, но и о теле.
По поводу вопросов некоторых женщин об анорексии: чрезмерная худоба вред для здоровья, но и ожирение не польза и не красота.
Вы ж не считаете полноту грехом, так и модельная стройность не грех.
Вес и рост человека абсолютно не связаный процесс с религиозным взглядом.
Косметика не искажает внешность, а лишь подчеркивает те данные, что есть. Ресницы чернее, губы краснее, и чтож такого грешного в этом? Хватит делать ракурс в инквизиционные взгляды.
Вера в Бога, её сила не в отказе от красивой одежды и косметике.
Меньше осуждений, а то рьяные верующие не видят собственных грехов, пытаясь уличить в грехопадении тех, что меньше других обливают грязью и пересcудами окружающих.
На личном опыте подтверждаю, что джинсы, обтягивающие маечки и подобного рода стесняющая одежда мешают соблюдать правильную осанку! А как мне помогает хорошая осанка стоять литургию?! Всем того желаю.
Премного Вам благодарны. И простите нас, Христа ради!
Яшин Иван, 23 года, Чапаевск, Самарская область. 7 мая 2010 года.
Сегодняшнее состояние души мне подсказывает что:
ухоженная кожа, заплетенная коса, красивая косынка, юбка до середины колена, небольшой каблучок – что может быть женственней и прекрасней.
И глаз радует и здоровью не вредит ))).
В юбке как в варежках ноги вместе и тепло, а в штанах - как в перчатках)))…
Каждый делает самостоятельно свой выбор и полностью отвечает за него.
Спасибо за статью.
С уважением, Татьяна.
Одесса.
(985) 100-81-03, (985) 144-93-47, (985) 144-93-48, (985) 144-93-49
www.fashionsale.ru
www.fashionsale.su
www.fashionsale.biz
www.fashionsale.org
www.fashionsale.info
www.fashionsale.net
А насчёт людей пришедших в храм в вызывающем виде беспокоиться не надо. Скорее всего они сами скоро поймут, приходя чаще на службы, всю полноту православной жизни.
зимой у нас очень холодно, без теплых штанов никак, в длинной юбке неудобно и вообще как-то по-колхозному..я и в монастырь езжу в брюках, и никто ни разу мне слова не сказал..молиться и получать Божью благодать мне это нисколько не мешает..
С Рождеством Христовым!
12 декабря в эфире передачи «Церковь и мир», посвященной роли женщины в Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион ответил на ряд вопросов телезрителей.Отвечая на вопрос о требованиях Русской Православной Церкви к одежде прихожанок, владыка Иларион отметил, что это связано с национальными обычаями и традициями. «Наши приходы и епархии в Западной Европе вообще не знают таких запретов в отношении женской одежды», — сказал архиепископ Иларион. Он также отметил, что уже более 80-ти лет и в России, и на Западе производятся женские брючные костюмы, поэтому называть брюки чисто мужской одеждой уже никак нельзя. «Господь смотрит на сердце человека, а не на его платье», — выразил уверенность архипастырь.
Председатель ОВЦС выразил сожаление о тех случая, когда молодые люди в неформальной одежде и девушки в брюках, приходящие в храм для того, чтобы «встретить понимание и сочувствие, вместо этого встречают окрики и ругань». Владыка Иларион назвал такое неправильно отношение «болезнью, с которой надо бороться».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
Джинсы - удобная и красивая одежда для повседневного ношения. Весьма женственная, кстати. Говорю это как мужчина.
В храме брюки неуместны не с вероучительной точки зрения, а в силу традиции. В Греции без проблем причащаются женщины в брюках, там в голову никому не придет что-либо сказать по этому поводу.
Дело не в джинсах, а в типе одежды - мужская она или женская. Прямого запрета на ношение брюк женщинам в христианской культуре нет, тем более, нет никаких канонических препятствий. Есть только традиция. Так принято. Собственно, тоже - своеобразная мода. Ну, немодно быть в храме женщине в брюках. И то - только у нас, в России.
И все досужие вымыслы на эту тему - чистый самопиар авторов.
Простите, но я с этим не согласна. Считаю глупым, следовать каким-то надуманным правилам, пришедшим в голову несколько тысяч лет назад какому-то сомнительному человеку. Тело-это всего лишь биологическая оболочка, дана нам нашими РОДИТЕЛЯМИ, которая является собственностью исключительно ЕГО ОБЛАДАТЕЛЯ, и только он в праве решать что ему с ним(с телом) делать! И не важно, парень ты или девушка, ты можешь одеваться как ты хочешь! Надо думать о духовном, а остальное все равно исчезднет навсегда... Так что люди, красьтесь, если хотите, одевайте штаны на голову, лишь бы вам было удобно! И не зацикливайтесь на всем этом - прислушайтесь к своему истинному "я" и все будет ок=)
Конечно, гораздо проще придумать статью о мифических свойствах джинсов и другой "модной" одежды, чем посмотреть реальности в лицо.
Видимо, в России все настолько хорошо, что осталось, только, женщинам одеть юбки, чтобы все стало идеально.
А то, что и в повседневной жизни и с экранов телевизоров на нас обрушивается поток негатива и вранья, то что большая часть населения (до 80%) страны живет за чертой бедности, законы не соблюдаются даже первыми лицами государства, на улицах полно бездомных детей, бешеная инфляция, да много чего еще... Только, сытый голодного не разумеет.
Все проблемы уйдут когда мы оденем юбки!
Я то думал, что у церкви первая и основная цель - забота о простом народе, о его духовности и процветании, защита интересов простого народа перед зарвавшимися политиканами и ворами, коими заполнено наше правительство и дума. Но, видимо, я ошибался, и церковь идет в ногу с нашими политическими лидерами, а до проблем простого народа ей так же далеко, как многим из нас до бога.
Любовь Буткевич - вы бы лучше занялись чем-нибудь полезным, чем тратить свое и наше время на создание таких "псевдо-шедевров".
И после этого вы что-то говорите про моду и личный вкус? Три раза ха! Хоть сами думайте, что пишете.
В одной статье Вы вместили примеры из истории, литератуты, Священного писания ... С большим интересом и откликом в душе читала я ваш труд. Вы где-то и про меня написали. И, Вы знаете, я бы подписалась за каждое Ваше слово, так я с Вами согласна.
Всего Вам хорошего и спаси Вас Господь.
Ковалева Ирина.
Церкви что, вообще заняться нечем?
не спорю с автором по поводу того, что современная одежда зачастую создается не столько для тепла и удобства, сколько для введения в соблазн и узкие брючки-"пупоскопы" вредны не только для духовного, но и для физического здоровья...
но ведь про сквозняк и колом стоящие подпорки - это чистой воды бред. уважаемая госпожа Буткевич, если вы хотите, чтобы ваш взгляд разделили многие - не становитесь посмешищем.
А я думала что белый цвет был так популярен в Древнем Египте и Индии потому что великолепно смотрится на загорелом теле, а цветные ткани непрактичны т.к. быстро выгорают на палящем солнце.
"...Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты..." Если полистать историю костюма, то можно обнаружить насколько многоцветны бывают одеяния невесты.
"..Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины... " Женщины, работающие в офисе прекрасно понимают что косметика является элементом имиджа, и приходить без нее так же неприлично как и без нижнего белья. В солидных фирмах этот пункт специально оговаривается в договоре при найме на работу.