Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

«Мы этот праздник переименуем в день человека, нашедшего дом»

Беседа с Андреем Якуниным ко Дню бездомного человека

30 марта в России отмечают День бездомного человека. Андрей Якунин возглавляет Центр развития социальных проектов Тюменской области «Милосердие» и руководит направлением помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности. Изменилась ли работа в условиях СВО и почему именно НКО могут комплексно работать с бездомными – ответы в нашей беседе.

Андрей Якунин, руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности. Фото: miloserdie.ru Андрей Якунин, руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности. Фото: miloserdie.ru

– Андрей Александрович, у вас много поручений: руководство АНО «Милосердие», работа в Синодальном отделе по благотворительности. Как строится ваш день?

– По-разному, длительно не получается планировать. Как в Евангелии: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф. 6, 34). Фактически так и получается: запланирую что-то, а сиюминутная ситуация возникает, и нужно оперативно решать. В приоритет ставлю человека, а не бумаги: если человек обратился здесь и сейчас,то важнее с ним переговорить, обсудить его проблему, чем заниматься бумажными вопросами. Поэтому они часто подвисают. Есть определённые текущие обязательства: организация привлечения средств, взаимодействие с органами власти…

– В чём уникальность службы «Милосердие» для современной России?

– Мы реализуем системный подход к организации помощи людям в ситуации бездомности.

– Что значит системный подход?

– Это не разовые действия вроде: «Вот, давай мы его сейчас покормим, и этим поможем». Так мы ему ещё ничем не поможем – просто не дадим умереть на улице. Наша задача заключается в том, чтобы подарить человеку возможность изменения его жизни. Чтобы он был под крышей. Улица – это всегда токсичная среда, она в любом случае убьёт.

Фото: miloserdie.ru Фото: miloserdie.ru

– Как тогда помогать им?

– Помощь бездомным – это не специфически социальный вопрос. Он медико-социальный. Люди попадают в такую ситуацию из-за медицинских проблем: ментальные нарушения, психические расстройства... Это заболевания, которые требуют лечения и заботы. А о нём некому заботиться, у него нет ресурсов справиться. Здесь стоит обратиться к семьям: не бросайте своих родных! В итоге человек становится бездомным. Надо правильно позиционировать эту тему: это люди с определёнными дефектами. Также помощь бездомным должна включать в себя создание терапевтической среды, где человек меняется под влиянием определённых установок. Если у человека не меняются базовые ценностные ориентиры, не появляется новый смысл, то даже после нашей помощи он так и будет бессмысленно болтаться. В этом плане основа – христианство. Потому что оно даёт правильный вектор, правильные базовые ценности, цели, смыслы в жизни.

Основа – христианство. Потому что оно даёт правильный вектор, правильные базовые ценности, цели, смыслы в жизни

И благодаря этому человек меняет свой жизненный маршрут и возвращается с улицы в общество. Других вариантов я не вижу.

– И эти принципы легли в основу вашей работы?

– Да. Во-первых, мы получили лицензию на медицинскую деятельность. В структуре временного приюта создали медицинскую службу для плановой медицинской помощи. Помимо этого, у нас выстроено взаимодействие со всеми специализированными стационарными амбулаторными службами, чтобы помощь оказывалась в полном объёме, с участием специалистов узкого профиля: помощь пациентам с онкологией, СПИДом, психиатрия, наркология, фтизиатрия, кожвен, амбулаторная поликлиническая помощь… Полный цикл. Во-вторых, мы говорим о психосоциальной реабилитации для зависимых людей с ментальными нарушениями. В-третьих, занимаемся трудовой реабилитацией, трудоустройством, созданием рабочих мест. Чтобы люди выходили защищёнными и в медицинском, и в социальном, и в трудовом плане.

Центр «Милосердие». Фото: Сергей Киселёв / t-i.ru Центр «Милосердие». Фото: Сергей Киселёв / t-i.ru

– Какие основные проекты есть в рамках деятельности центра на сегодня?

– Это уже названная медицинская служба полного цикла, где в том числе осуществляем уход за лежачими больными. Сейчас их у нас от 20 до 30 человек. В числе ключевых проектов – и работа с освободившимися из мест лишения свободы. Люди, имеющие постоянное место жительства и готовящиеся к освобождению, на базе нашего центра получают всю необходимую помощь. Это направление активно поддерживается государством. Также у нас есть женское отделение, где мы оказываем помощь женщинам. Эта работа имеет свои нюансы. Здесь они находятся в безопасных условиях. Под одной крышей – одинокие пожилые женщины и женщины с детьми. Так создаётся терапевтическая среда: пожилые становятся бабушками, молодые перенимают опыт. Это их личностное развитие. Ещё у нас действует крестьянско-фермерское хозяйство. Люди, прошедшие реабилитацию, социализируются, трудоустраиваются и получают постоянное место жительства. То есть в инфраструктуру нашей помощи уже входит и деревня. Помимо всего названного, предоставляем весь объём необходимой помощи: восстанавливаем родственные связи, отправляем до места проживания, оформляем документы, в частности, инвалидности, сопровождаем в Дом-интернат, содействуем в трудоустройстве.

Фото: miloserdie.ru Фото: miloserdie.ru

– В 2025-м году Центру исполняется 8 лет, многое пройдено. Какие сохраняются проблемы?

– Основная проблема – это финансы. Сильно изматывают поиски средств: в среднем в месяц необходимо собрать до 1,5 миллиона рублей. Наверное, для Москвы и Петербурга это немного, но у нас пока нет такого ресурса. На данный момент со стороны государства не выработан механизм финансирования некоммерческих инициатив, которые обеспечивали бы устойчивое развитие. Ещё одна сложность – кадры. Людей, готовых идти в нашу сферу, немного. Всегда утешаю коллег словами Господа: «жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10, 2). Здесь тоже идёт жатва: у людей, которые, казалось бы, с точки зрения духовной жизни бесперспективны, открывается сердце для Христа.

У людей, которые, казалось бы, с точки зрения духовной жизни бесперспективны, открывается сердце для Христа

Хотя бы на последнем отрезке жизни люди восстанавливают отношения со Христом, исповедуются, причащаются и уходят в мир иной.

– Вероятно, с названными проблемами сталкиваются и другие центры помощи?

– Да, это обычные сложности любого проекта. Но мы должны обратить внимание на инфраструктуру помощи. Нужно отходить от уличной формы помощи и создавать условия для изменения привычного образа жизни людей в ситуации бездомности. Иначе мы только потакаем прежнему образу жизни.

Нужно отходить от уличной формы помощи и создавать условия для изменения образа жизни людей в ситуации бездомности

Лучше объединить 10 проектов по кормлению, существующих в городе, и создать инфраструктуру помощи. Не просто паллиатив, а возвращение к человеческому образу жизни. С Божьей помощью такие трудности всегда преодолеваются. Тут главное – сохранять правильный внутренний настрой, что, если это Божие дело, Бог его сохранит.

– Кто может создать такую инфраструктуру? НКО будто это не по силам.

– Как раз НКО и будут её создавать. Никто другой не может это сделать. НКО в России все больше, и на нас можно опереться. Нужно искать возможности для получения финансирования из бюджета, работать с контролирующими органами, чтобы корректировать требования законодательства к организации помощи. НКО – это основа, драйвер изменений. Нашли помещение, пришли в органы государственной власти, говорим: «Мы нашли помещение, вот, столько бездомных людей, у нас есть команда. Мы можем эту помощь организовать, дайте нам возможность». Понимаете, совсем другой расклад. Государству уже не надо думать, кто и как это будет делать – нужно просто найти возможность поддержать материально. Некоммерческие проекты гибкие: могут и гранты написать, и благотворителей привлечь. У Церкви есть площадки для привлечения средств: платформа «Поможем» mirom.help, Милосердие.ру. Но поддержка губернаторов и министров нам очень важна. Получается такой союз НКО, государства и Церкви.

Фото: miloserdie.ru Фото: miloserdie.ru

– Год назад Президент России поручил распространить ваш опыт по всей стране. Уже есть какие-то плоды?

– Чтобы были изменения, всё-таки больше времени должно пройти. Владимир Владимирович хорошо сказал, что раз мы бездомным животным помогаем, неужели людям не будем помогать. Мы работаем над тем, чтобы идея развития медико-социальной помощи реализовалась. Есть коллеги в Москве, Петербурге, Челябинске. Они делали это и до прошлого года, но благодаря вниманию Президента к нашей работе появился дополнительный интерес. Работа начинается в Татарстане, Башкортостане, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске, Мурманске.

– Три года вы руководите направлением помощи бездомным Синодального отдела по благотворительности. Как помогает опыт управления некоммерческой организацией?

– Этот опыт помогает аргументированно формулировать свою позицию при работе и развитии направления помощи. Работа в Синодальном отделе помогает. В этом уникальность Русской Православной Церкви. На федеральном государственном уровне нет четкого куратора направления помощи исключительно бездомным. В Церкви такая точка ответственности есть. И здесь мы можем формировать эту повестку.

– Как на работу повлияли военные действия?

– Сложнее деньги стало привлекать на нашу работу. Но о нашем направлении важно не забывать. Среди людей, вернувшихся с СВО, есть те, кто инвалидизирован и находится в ситуации бездомности. Такие люди есть и в наших приютах.

Фото: miloserdie.ru Фото: miloserdie.ru

– 30 марта – это День бездомного человека. Нужен ли такой день?

– Важно не забывать, что рядом есть бездомные люди. Но – с нужным посылом: важно объединиться всем вместе и сделать так, чтобы каждый бездомный нашел своё место в жизни.

Важно объединиться всем вместе и сделать так, чтобы каждый бездомный нашел своё место в жизни

Наша задача – создать условия для утраты актуальности этого дня. Мы хотим, чтобы все люди обрели свой дом. Если правильно объединим ресурсы и будем двигаться в этом направлении, мы сможем это организовать. Нужно не просто пожалеть бездомного, но и сделать так, чтобы у него была крыша над головой. Потом мы этот праздник переименуем в День человека, нашедшего дом!

– Лично для вас – кто такой бездомный?

– Это человек, творение нашего Бога. Каждый создан по образу и подобию Божию. И бездомный тоже. Свобода выбора есть у каждого человека, но бывают разные условия формирования. Вот, он родился, мама от него отказалась, воспитывался в Доме малютки, потом в детском доме, потом в силу неустроенности жизни встал на кривую дорожку, совершил правонарушение... В силу определённых обстоятельств он немощный. А мы должны «носить бремена друг друга» (Гал. 6, 1), немощи немощных. Предоставить выбор в пользу жизни. В том числе вечной. Когда начинают судить бездомного, не видя в нём человека, – как евангельскую блудницу, – надо подумать, а мы-то сами кто?

***

В России при участии Церкви открыто 103 приюта для бездомных, работают 23 Автобуса милосердия – мобильных пунктов помощи бездомным.

Поддержать церковную помощь бездомным можно на сайте Синодального отдела по благотворительности: https://diaconia.ru/c/pomoshh-bezdomnym/

Андрей Якунин

28 марта 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 229 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Галина31 марта 2025, 00:04
О, это огромное счастье - автомобиль. На фоне синтетической еды, экологических катастроф, отсутствия медицинской помощи (теперь у нас услуги медицинские, не помощь) и образования, уничтоженной деревни и прочего. Так что скучать действительно не приходится.
Антонию30 марта 2025, 01:27
А сейчас почти в каждой семье имеются автомобили! А в советские годы только избранные их могли приобрести. Вот эти избранные и их потомки и скучают по тем временам! Я не скучаю, а благодарю Господа за всё, в том числе и перемены! Значит так Богу угодно!
София29 марта 2025, 14:40
От сумы не зарекайся.. Помоги Господи Вам
Антоний 29 марта 2025, 06:33
Из страны, где было невозможно стать бездомным, а жилье было конституционным правом - в страну, где отмечается День бездомного человека. Лучшая иллюстрация того, что принесли 90-е. И что они унесли: миллионы жизней лучших представителей страны, которые "не вписались в рынок". И миллионы жизней, которые не начались в связи с резким обалом рождаемости на фоне тотальной несправедливости, голодомора, нищеты и насаждения европейский ценностей блуда, потребительства и эгоизма.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×