Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 25 ноября - 2 декабря. - Рождественский пост. - Вифлеем без Рождества. - Пробелы в образовании. - Безальтернативный атеизм. - Информационный террор. - Муфтий и раввин за "православную культуру". - Татарстанская патология. - Проекты Приволжского округа. - Сезон созревания раскольников. - Подпись покойника. - Болезнь мирского шовинизма. - Единственная защита.
На прошлой неделе у православных христиан начался Рождественский пост. Об этом сообщает "РИА-Новости". В информации агенства говорится о том, что согласно учению Православной Церкви, "Рождественский пост установлен для того, чтобы люди ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом и с чистым сердцем, душой и телом благоговейно встретили явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принесли Ему свое чистое сердце и желание следовать Его учению".
Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он всегда начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 7 января. Так как заговенье на пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа, то этот пост называют также Филипповым. В сообщении агентства приведены правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост: "нельзя есть мясо, коровье масло, молоко и молочные продукты, яйца. В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и растительное масло... С 3 до 7 января /по новому стилю/ пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется". Православная Церковь заповедует поститься не только телесно, но и духовно, "поскольку пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой, напоминает Церковь".
На сайте "Утро.Ru" в сообщении Ларисы Загорской приводятся слова святых отцов о том, что "смысл поста... не в диете, которая есть только средство. Как писал Иоанн Кронштадтский, "чем легче и меньше употреблять пищи и пития, тем тоньше и легче делается дух". Цель поста - отгородиться от суеты, прислушаться к своей совести, стремиться к духовному просветлению". "В этом году в связи с постановлением правительства "О переносе выходных дней в 2003 г.", рождественские праздники будут отмечаться два дня - 6 и 7 января. Правда, суббота 4 января и воскресенье 5 января объявлены рабочими днями", - говорится в сообщении.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II записал в пятницу телеобращение к православным россиянам, поздравив их с началом Рождественского поста, - сообщает "Интерфакс". "Напомнив, что пост помогает верующим подготовиться к светлому празднику Рождества, патриарх выразил надежду, что, несмотря на только что перенесенную болезнь, сможет возглавить ближайшие Рождественские торжества".
На сайте "Православной газеты" опубликовано обращение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Чтобы достойно подойти к празднику Рождества Христова и "приобщиться благодати Божией, нам необходимо предочистить свою душу от греха, от различных пороков, от страстей. Потому мы встречаем этот праздник постом и молитвой". Архиепископ еще раз напоминает, что "в дни Рождественского поста нам необходимо воздержание от всего плохого, греховного. И мысли, и чувства, и желания, и слова, и поступки наши - все должно быть упорядоченно и направлено к тому пути, который указал нам Господь в своем Священном Писании. Ведь Священное Писание - это путеводитель нам ко Христу, Господу и Спасителю нашему. И потому нам надо в дни Рождественского поста проявить особое усердие в чтении Слова Божия и духоносных писаний Святых Отцов".
"Российские власти тоже постятся", - сообщает "Мир религий". Комбинаты питания Управления делами (УД) президента РФ на время начавшегося Рождественского поста готовят разнообразные блюда без мяса и молока для сотрудников кремлевской администрации, решивших соблюдать пост: "готовятся специальные постные закуски, горячие блюда, десерты, салаты, овощные ассорти, грибные супы, каши. По субботам и воскресеньям будет подаваться рыба. Постную пищу можно будет отведать во всех столовых и кафе на территории Кремля, в здании администрации президента на Старой площади, а также в доме правительства, зданиях Госдумы и Совета Федерации. Постные блюда включены и в меню спецбуфета, который обслуживает президента РФ".
Между тем, в Вифлееме "праздника Рождества не будет". Об этом сообщает агентство "Русская линия": "27 ноября глава Палестинской автономии Ясир Арафат объявил об отмене праздничных рождественских мероприятий в Вифлееме, который до конца декабря объявлен израильским военными "закрытой военной зоной". Как передает AFP, выступая перед журналистами в Рамалле, Арафат назвал новую оккупацию города израильскими войсками "международным преступлением", на которое мировое сообщество никак не отреагировало. Вице-губернатор Вифлеема Мунир Саламех подтвердил AFP отмену праздничных мероприятий. Тем не менее, по его словам, в церкви Рождества Христова в канун Рождества состоится ночная служба".
Всю прошлую неделю в СМИ активно продолжалось обсуждение введения факультатива "Основы православной культуры". В "Независимой газете" опубликовано интервью министра образования РФ Владимира Филиппова, который "уверен, что необходимо восполнять пробелы в православном образовании российских школьников". Говоря о школьной программе, министр напоминает, что часы школьной программы делятся на три части: 75% часов - федеральный компонент, 15% - региональный компонент и 10% - школьный компонент: "утверждается, что якобы программа "Основы православной культуры" станет обязательной для всех даже в школьном компоненте... Этого абсолютно не было в письме Минобразования... Мы и дали эту программу с запасом - в ней 364 часа. Ее никогда никто не будет реализовывать в таком объеме, но выберет из нее десять часов, сто часов... И нигде в этом письме ни слова не говорилось, как и где преподавать. Это уже за нас стали домысливать, что этот предмет будет обязательным для всех".
Далее Владимир Филиппов заявляет: "Первое. Предмет "Основы православной культуры" не будет в федеральном базисном учебном плане обязательным для всех школ страны. Второе. Вопрос о его преподавании может решаться в рамках только либо школьного, либо регионального компонентов. Но даже в этих рамках этот предмет не будет, не должен и не может быть обязательным для всех учеников данного класса и данной школы. "Основы православной культуры" - предмет или факультативный, или по выбору".
На замечание журналиста Андрея Ваганова о том, что "программа "Основы православной культуры" фактически совпадает с курсами, преподаваемыми в православных духовных семинариях", министр отвечает: "Это неправда. Абсолютно". И в заключение приводит пример из жизни современной Франции: "Есть хороший зарубежный пример - французский. Французы провели опросы среди детей: что такое Троица? Большинство из школьников ответили, что "Троица" - это станция метро. И только 10% ответили, что это понятие связано с религией".
На сайте "Религия и СМИ" перепечатана изначально опубликованная в "Российской газете" статья министра образования РФ Владимира Филиппова. В статье говорится о том, что "православная культура не менее достойна внимания школы, чем, к примеру, греческая". Также министр отмечает, что "не надо путать светский и атеистический характер образования. Атеизм - тоже религия. Когда мы говорим о светскости образования, это означает только одно: в государственных учреждениях не будут готовиться кадры для какой-либо конфессии. Наша цель - дать возможность получить знания о православной культуре. Это задача школы. А вот изучение культа и обрядов в образовательном учреждении быть не должно".
Статья заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, протоирея Всеволода Чаплина под названием "Школа должна уважать мировоззренческий выбор человека" опубликована на сайте "Независимой газеты". В статье утверждается, что "материализм и утилитарная мораль по-прежнему доминируют в государственной системе образования". Отец Всеволод Чаплин отмечает, что в ходе разгоревшейся дискуссии о правомочности преподавания предмета "Основы православной культуры" в школе, "никто почему-то не вспомнил, что в подавляющем большинстве стран Европы религия традиционно присутствует в государственной школе. Ни к каким конфликтам и столкновениям это, как известно, не привело". Также в качестве аргумента в защиту этой дисциплины, он приводит следующие данные, игнорируемые нашими "правозащитниками": "Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования утверждает, что родители должны иметь возможность "обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями". В Протоколе #1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод говорится: "Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям".
"Наша государственная школа по-прежнему основана на безальтернативной доминанте "научного мировоззрения", предполагающего скептический подход к религии, ее ценностям и мировоззренческим установкам... Школа, на мой взгляд, должна не перекраивать мировоззрение учеников, а относиться к нему с предельным уважением, прислушиваться и приспосабливаться к нему. Противники религиозно ориентированных предметов лукавят, когда обвиняют Церковь в попытке ввести обязательное обучение Закону Божию", - отмечает автор. Далее отец Всеволод отмечает, что "сегодня Россия вполне готова к тому, чтобы обеспечить вариативность мировоззренческо-нравственного образования, позволяющую уважать и большинство, и меньшинства. Некрупные меньшинства реализуют свои права в рамках национальной школы. Что мешает ввести такую систему в России?".
Однако истерические нападки на министра образования и на предмет "Основы православной культуры" продолжаются. Так, сайт "Газета.Ru" публикует статью Георгия Бовта "Факультативные контрреформы". Автор переживает, что в российской школе опять вводится "промывание мозгов": "Министр образования Филиппов, чье ведомство недавно разослало по городам и весям 30-страничную программу школьного предмета "Православная культура". В игривом тоне автор ловко навешивает на министра множество ярлыков - от "мракобеса" до "лукавого". Господин Бовт уверен, что "у тов. Филиппова уже, похоже, не осталось никаких светских и внятных аргументов в защиту затеянной им реформы школьного образования, а особенно в поддержку написанных разными не очень учеными товарищами в полубреду так называемых "единых стандартов" образования, то ему тоже ничего не остается делать, как апеллировать к Богу. Мол, если он за православие, пусть даже факультативное, то его уже не тронь". В общем, по мнению высокообразованного и культурного автора, ситуация напоминает "священную инквизицию", после которой наконец-то в России будет, по-видимому, Просвещение и Реформация. Вот тогда-то наступит долгожданное раздолье для журналистов "Газеты.Ru".
На сайте обозрения "Радонеж" опубликовано "Открытое письмо студентов Московского педагогического государственного университета" президенту РФ Владимиру Путину, председателю правительства РФ Махиалу Касьянову и министру образования РФ Владимиру Филиппову. Авторы письма говорят о том, что "против "Основ православной культуры" выступают именно те средства массовой информации, которые пытались склонить Президента России к "новому Хасавюрту" с террористами, захватившими заложников в театральном комплексе на Дубровке. Тогда "информационные" и прочие террористы проиграли, их адвокаты решили теперь отыграться на Русской Православной Церкви и всей учащейся молодежи". Также дана оценка высказываниям сотрудника аппарата Правительства РФ Алексея Волина, сравнившего школьный факультативный курс "Основы православной культуры" со "средневековым мракобесием": "Пошлые эпитеты Волина напоминают тезисы большевиков-пролеткультовцев о том, что "реакционную русскую культуру" следует "сбросить с корабля современности". Заявления Волина отдают банальным обскурантизмом, демонстрируют, что этот чиновник не любит и не уважает историю и традиции государства, которому якобы служит".
Авторы письма обращают внимание на то, что "противники "Основ православной культуры" как-то странно молчат по поводу попыток внедрить в системе государственного образования "единую систему исламского образования в России", в том числе и исламский университет в Москве, который должен находиться на полном государственном обеспечении... Противники факультатива "Основы православной культуры" умалчивают и массовом введении в школах основ "Валеологии", нравственная составляющая которой более чем сомнительна".
Этим письмом студенты исторического факультета Московского педагогического государственного университета просят министра образования РФ В.М. Филиппова "продолжать содействовать утверждению в школах России факультатива "Основы православной культуры", а в сфере вузовского образования дать возможность студентам педагогических специальностей беспрепятственно продолжать получать соответствующую подготовку, что будет способствовать появлению надлежащих педагогических кадров, способных преподавать в школах означенный выше факультатив".
Там же, на сайте "Радонежа", приводится комментарий юриста к письму Минобразования РФ: "Во всех случаях решение вопроса об изучении "Православной культуры" в рамках школьного компонента составляет исключительную прерогативу самого образовательного учреждения, в управлении которым участвуют не только администрация школы, педагоги, но также сами учащиеся и их родители. Ни Минобразования, ни органы управления образованием субъектов РФ не вправе вмешаться в этот процесс. Таким образом, с правовой точки зрения, при решении вопроса об изучении "Православной культуры" в рамках школьного компонента в полной мере учитывается принцип автономии образовательного учреждения и социального заказ на образования со стороны родителей".
Говоря о публикациях в СМИ, кандидат юридических наук Ксения Чернега отмечает: "Остается удивляться тому, что до сих пор в СМИ отсутствует взвешенная правовая информация об изданном Минобразования документе. Быть может, в этом есть заинтересованность определенных должностных лиц: воспользовавшись неосведомленностью населения о правовом статусе документа, раздуть из мухи слона и, в конечном счете, добиться отмены документа, позволяющего изучать православную культуру в государственных школах".
"Сейчас раздаются голоса, обвиняющие Минобразования РФ и Русскую Православную Церковь в лукавстве: под видом "Православной культуры" школьникам якобы предлагается Закон Божий... хочется обратить внимание на то, что упреки в лукавстве более уместны в адрес других конфессий, которые под фасадом государственных национальных или этнокультурных школ давно уже организовали не только изучение, но и прямое обучение школьников, так называемой, культурообразующей религии. В Москве на сегодняшний день более 100 этнокультурных школ и большая их часть представлена школами с еврейским, а также татарским, турецким и азербайджанским компонентом", - пишет юрист, приводя в качестве примера следующие факты: "..достаточно просто зайти в еврейскую школу. Вы увидите, что дети и учителя ходят в кепе, употребляют кашерную пищу, изучают Тору, пользуются привезенными из Израиля учебниками, содержащими религиозную тематику. И все это в государственной школе, финансируемой из государственного бюджета".
На сайте "Государство и религия в России" опубликовано два документа: "Письмо заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Фарида Салмана №43 от 22 ноября 2002 г. Министру образования Российской Федерации В.М.Филиппову" и обращение Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России от 27 ноября 2002 г. к министру образования Российской Федерации В.М.Филиппову в поддержку письма по православной культуре. В обоих документах говорится о том, что кампания против предмета "Основы православной культуры", развязанная в СМИ, - это "недобросовестная пропагандистская кампания". "Мы выражаем поддержку Вашим усилиям по оказанию помощи школам и органам управления образованием в области изучения православной культуры в школах России", - пишет муфтий Фарид Салман. "Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России считает, что право граждан на выбор образования и воспитания для своих детей в соответствии со своими убеждениями неоспоримо. Российские дети вправе получать в государственных и муниципальных образовательных учреждениях образование, сообразное их национальной культуре, реализуемое в соответствии с государственными стандартами, но с учетом ценностей народа, к которому ребенок принадлежит, и страны, в которой ребенок проживает", - пишет раввин Зиновий Коган.
В ремарке, сопровождающей эти письма, сотрудники сайта недоумевают: "Если с конституционно-правовой точки зрения, действия Министерства образования здесь безупречны, если усилия Министерства образования РФ в области преподавания знаний о ценностях религиозных традиций в светской школе поддержали православные, мусульмане, иудеи, то кто в таком случае выступает против? Ксенофобы и ненавистники православия, реализующие таким образом свое враждебное отношение к Русской Православной Церкви? Почему православные граждане, имеющие закрепленное в международных документах о правах человека право на выбор образования и воспитания для своих детей в соответствии со своими убеждениями, должны в этом исключительно их выборе руководствоваться политическими и религиозными пристрастиями г-жи Хакамады?".
Между тем, "парламент Татарстана просит российские власти разобраться с "Православной культурой"", сообщает "Мир религий". Депутаты Госсовета Татарстана приняли за основу обращение к руководству России по поводу рекомендации Минобразования РФ о введении в школах предмета "Православная культура". По мнению татарских депутатов, "изучение только православной культуры в школе не будет способствовать защите и развитию национальных культур "и противоречит Федеральному закону "Об образовании"". Возникает впечатление, что Татарстан оказался вне информационного поля и совершенно не знает о необязательности и факультативности нового предмета. Или продолжает возмущается по инерции, как в старом мультике "а Баба-яга против".
Также "Татарстан против обязательной кириллицы". Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подчеркнул, что эта поправка нарушает принцип разграничения предметов ведения регионов и федерального центра.
Желание быть "против" у некоторых жителей Татарстана принимает юридическо-патологические формы: "Разрушительницы православной часовни хотят судиться с властями", сообщает сайт "Newsru.com". Три пенсионерки - участницы разрушения часовни православного храма Святой Татьяны в Набережных Челнах - подали в городской суд два иска: "Один иск подан на 15 должностных лиц, включая мэра Рашида Хамадеева, всех его заместителей, главного архитектора, членов градостроительного совета, членов местного отделения Союза архитекторов, а также бывшего главу горадминистрации Рифгата Алтынбаева (ныне он сенатор в Совете Федерации РФ от Республики Татарстан). Пенсионерки утверждают, что ответчики незаконно выделили землю под строительство храма в нарушение генплана города". Второй иск - "по поводу неправомерных действий должностных лиц - подан на прокурора города Ильдуса Нафикова и следователей прокуратуры, которые ведут дела женщин. По утверждению истцов, состава преступления в их действиях нет, и возбуждение уголовного дела в их отношении незаконно". А стена храма мученицы Татианы, видимо, разрушилась сама по себе.
По мнению обозревателя "Отечества" Александра Державина ситуация, подобная той, что сложилась в Татарстане, не случайна. Он считает, что "русский ислам" рвется к власти под видом "борьбы с религиозным экстремизмом"". В частности, автор ссылается на интервью полпреда Поволжского округа Сергея Кириенко, который пытается убедить читателя в том, что "в Татарстане имеет место "бережное отношение к межконфессиональным связям", что разгром Православия в Набережных Челнах - это некий частный случай, что в Татарстане имеет место только этническая проблема. Кириенко умалчивает о том, что Татарский общественный центр развернул кампанию солидарности с международными террористами отнюдь не только в Набережных Челнах, но по всей республике и даже в Удмуртии". По мнению автора статьи, попытки скрыть проблему связаны с тем, что "эксперты Приволжского федерального округа осуществляют проект "Русский ислам", цель которого - обращение русских в ислам радикального толка".
Далее Александр Державин цитирует "очень любопытный документ", в числе авторов которого "состоят советник Кириенко по конфессиональной политике Сергей Градировский с группой своей единомышленников". Документ называется "Проект Доклада рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам противодействия проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации от 30 октября 2002 г.".
Например, в указанном документе предлагается "Разработать программу, содействующую созданию позитивного имиджа мусульман и ислама в России", что, по мнению автора, свидетельствует "о разработке за государственный счет "позитивного имиджа" русских ваххабитов". Например, "не так давно в рамках исламской программы Кириенко был организован и пресс-клуб "Восточная политика". Его организаторы заявили, что в этом пресс-клубе у российских журналистов и политиков появится возможность найти общий язык с "исламским миром" и получить о нем адекватное представление".
Автор уверен, что именно сторонники радикального исламизма "рулят" "в Приволжском Федеральном Округе при полной поддержке его руководства, пишут доклады Госсовету, намереваются создать и возглавить систему "Советов по делам религий" в России и реализовать свою программу. "Борцы с религиозным экстремизмом" являются главными его проводниками, они рвутся к власти и шаг за шагом добиваются своего".
Продолжает усложняться ситуация и на Украине. Количество "духовных лидеров", несмотря на непогоду, растет с каждым днем. И хотя "претендентов на "автокефальный Киевский престол" на Украине предостаточно: анафематствованный "патриарх Филарет", судимый за хулиганство "митрополит Мефодий", "митрополит Сергей Журавлев", недавно почивший "патриарх Киевский" Поликарп Огурцов, к ним добавился еще и некий "митрополит Моисей", сообщает "Радонеж"
Он "возглавляет еще одну непризнанную никем "Украинскую автокефальную православную соборноправную церковь". "Митрополит Моисей" (известный также как Олег Кулик, и "иеромонах" Савва) - бывший "клирик" "Киевского патриархата" и УАПЦ, который не став "епископом" в филаретовской УПЦ-КП (хотя ради этого развелся со своей женой), отправился в США, где был принят в никем не признанную "УАПЦ-Соборноправную" (наследницу липкивских "самосвятов" 1921 года) и, в отместку за деятельность Филарета в США по отбиранию у "соборноправцев" приходов, был отправлен назад на Украину уже как "митрополит Киевский и всея Руси-Украины Моисей". Пресс-служба Украинской Православной Церкви подчеркивает, что "митрополит Моисей" никакого назначения, а тем более признания со стороны Константинопольского Патриархата и Вселенского Патриарха Варфоломея не имеет, и никогда не имел. Однако это вряд ли помешает "Украинской автокефальной православной соборноправной церкви" быть зарегистрированной Госкомрелигий Украины, а затем начать претендовать на часть церковного имущества, что уже не раз проделывали раскольники самых разных течений".
Однако, как ни странно, "филаретовцы" не обрадовались умножению числа раскольников: "Архиепископ" УАПЦ Игорь Исиченко, видимо, считает, что список самозванцев должен был завершиться именно на нем", - сообщается на официальном сайте "Украинской Православной церкви". "Сам Исиченко ведет свою "духовную" родословную от международного афериста, истинно-православно-униатского лжеепископа Викентия Чекалина, скрывшегося в Австралии и принявшего буддизм, который разыскивается Интерполом за совращение несовершеннолетнего юноши. К тому же "архиепископ Харьковский" Исиченко носит титул ныне здравствующего православного митрополита Харьковского Никодима", - говорится в сообщении.
Не оставляет Украину в покое и Ватикан: "Ватикан, по словам кардинала Гузара, рассматривает вопрос о создании в Украине греко-католического патриархата".
Расколы и псевдообъединения, которые сейчас так ярко процветают на территории Украины, свидетельствуют отнюдь не о духовном здоровье и свободе выбора, которую, как кажется Западу и отечественным либералам, приносит такое "многообразие". Все эти "многообразные" объединения донельзя однообразны, потому что в основе их лежит лукавство, ложь и ненависть - к соотечественникам, к Родине, к православной вере. И для утверждения такого фальшивого многообразия хороши все способы: например, "подпись под заявлением об организации депутатского объединения Лилии Григорович "Украине - поместную православную церковь!" поставил народный депутат, скончавшийся пять месяцев тому назад", сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви. Да и другие подписи небезупречны: "Подписи ряда депутатов (Зубца, Ландыка, Омельченко и др.) стоят дважды, восемь депутатов забыли правильные номера своих округов".
"Иерарх Сербского Патриархата посетил Киев и поддержал Украинскую Православную Церковь в ее противостоянии расколу", - сообщается на официальном сайте Русской Православной церкви. Преосвященный епископ Бачский Ириней выразил отношение Сербской Православной Церкви к проблеме раскола в украинском Православии, вызванного деятельностью так называемых "Киевского патриархата" и "Украинской автокефальной православной церкви": "Расколы являются огромной бедой и испытанием для Церкви. Я назвал бы это болезнью мирского шовинизма, который по-церковному именуется ересью этнофилетизма. Мерки мира сего привносятся в ограду Церковь, и Церковь пытаются превратить в орудие для достижения греховных политических целей. Расколы на Украине являются страшной раной не только для Украинской Православной Церкви, Русской Православной Церкви, но и для Вселенского Православия. Мы молимся об исцелении от этой болезни и призываем всех отделившихся от Церкви вернуться в ее спасительное лоно. Я уверен, что Церковь, будучи чадолюбивой Матерью, простит великий грех раскола всем, кто повинны в нем и не имеют каких-либо иных вопиющих прегрешений или канонических преступлений. А ведь этот грех, по слову святого Иоанна Златоуста, не смывается даже кровью мученичества и разрывает нетканый хитон Христов. Всем ясно, что никакой чести или первенства Киеву раскольники не принесут. Славы Киева как церковного центра и колыбели христианства на Руси они достигнуть никогда не смогут. Следует руководствоваться стремлением содействовать спасению душ человеческих, а не политическими амбициями славолюбия... Дай Бог, чтобы носители и руководители раскола вразумились, покаялись и вернулись в единство Церкви", - сказал он.
На сайте "Седмица.Ru" к 45-летию архиерейской хиротонии митрополита Сурожского Антония опубликована одна из его проповедей "Может ли еще молиться современный человек?". И в этой проповеди есть слова, которые словно бы сказаны в адрес тех, кто старается "расколоть" Православную Церковь - разными способами: настаивая на собственной независимости, твердя о безблагодатности Русского Православия, смущая народ мутной борьбой с карточками и ИНН. Вот эти слова: "Порой, да, мы делаем этот смелый шаг и выходим за пределы той хрупкой защищенности, на которую мы возложили надежду; а потом мы спохватываемся, что защиты нет, и забываем, что единственная защита - это Живой Бог, Который все держит в Своей руке... Патриарх Алексий Московский (Симанский) как-то в ответ на вопрос, почему в России не борются за большую свободу для Церкви в советском обществе, ответил: "Потому что Церковь - не бюро пропаганды, Церковь - Тело Христово, ломимое за спасение своих гонителей..." Мы - это Тело, либо мы изменники. Иного выбора нет. Мы должны быть присутствием Христа... - в малом и в великом, все равно... Наше призвание - стать причастниками Божественной природы (это слова апостола Петра из его послания), стать не просто вообще детьми Божиими, но, по слову святого Иринея Лионского, в Единородном Сыне, в Котором мы, действием Духа Святого, едины, стать единородным сыном Божиим. У нас нет выбора; либо мы принимаем свое христианское призвание, либо мы должны его отвергнуться. В таком случае, наберитесь мужества - наберемся мужества! - ставить Бога под вопрос и понять, где Его место и что Он такое. И будем готовы, что Бог может поставить нас под вопрос, и признаем собственную трусость, свое предательство, свое отсутствие. И изнутри этой ситуации, где Бог окажется оправданным в наших глазах, а мы окажемся осужденными, мы найдем, в акте покаяния путь к соединению с Ним, и тогда сможем вознести свой голос, воздеть руки, устремиться душой к Богу в заступническом действии по образу Христа, а не в порыве, который будто стремится противостать "несправедливости" Божией - что мы так часто пытаемся сделать".
Смотри также:
Пресса:
|