Старец архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Старец Клеопа удивительным образом совмещал безмолвие отшельнической жизни, духовное служение и написание книг.
Книга обращена ко всем желающим идти путем спасения, руководствуясь советами умудренного старца.
Предисловие
Архимандрит Клеопа (Илие). О снах и видениях / Пер. с румынского З. Пейковой — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 288 с. |
Мы узнаем из Божественных Писаний, из церковной истории и поучений святых отцов, что на протяжении веков Церковь Христова почти всегда была искушаема и борима гонениями и еретиками, которые примешали плевелы своих ересей к чистой пшенице священных и православных учений. Но это происходило не только в древние времена, ибо мы ясно видим, что и в наши дни волки, одетые в овечьи шкуры, напирают и входят в овчарню Христову, чтобы разорвать и растерзать словесное стадо. И в наши дни мы видим, как теологи и философы тьмы искажают Священные и Божественные Писания и своими постижениями, кажущимися возвышенными и духовными, заблуждаются сами и других отводят от истины и ведут в погибель. Эти делатели — лукавые слуги и лжеучители (см.: 1 Тим 4, 1; 2 Пет 2, 1), как и сам сатана, которому они служат, притворяются, по апостольскому слову, Ангелами света (см.: 2 Кор 11, 14).
Одни из них много постятся и молятся напоказ, под стать фарисеям времен Спасителя; другие ходят босиком, одетые в ветхую и рваную одежду, как некогда еретики-евстафиане; лицемерствуют, будто достигли подлинного самоотвержения, выставляют себя удивительно милосердными и, не будучи посланы церковной властью, проповедуют по селам и городам, дабы привести людей к покаянию, а о послушании и повиновении канонической церковной иерархии и не поминают. И так, прикрывая коварство своих нравов тем, чему они учат людей, отделяют их, неосторожных, от послушания Церкви и духовным руководителям.
А иные из них, не зная ни из учений, ни по собственному опыту, каковы признаки истинных видений и снов, проповедуют среди людей мечтания своего собственного ума и видения, идущие от бесов, называя их «небесными видениями» и «Божественными откровениями». И так, будучи сами прельщены бесами через наведение пустых снов и видений, они ведут и других к погибели, внушив им веру в свои ложные видения и сны.
Наконец, иные, считая себя чистыми и девственными, в великой гордыне, нечувствии и наглости стремятся к частому причащению Святых и Пречистых Таин Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, без всякого покаяния, без сокрушения сердца и без должного приготовления к этому высочайшему и страшнейшему Таинству. Более того, что еще хуже, — они дерзают причащаться без исповеди, не исполнив епитимии, наложенной духовником на каждый день. И, таким образом, вводя практику, чуждую каноническим порядкам Церкви Православной, своими отклонениями и бесчиниями они хулят не только незыблемость священных и Божественных канонов, но и великую святость Пресвятых и Пречистых Таин и многих заражают своими ересями и сектантскими нововведениями. Полагая, что через частое причащение они освящаются, и не придавая значения епитимии и должному приготовлению, вместо святости, сильно прогневляя Бога, зарабатывают себе вечное осуждение.
Более того, в последнее время, я слышал, появились какие-то священномонахи, не знаю, из каких монастырей, которые, основываясь на своих видениях, начали совершать в частных домах литургии, крещения, монашеские постриги мужчин и женщин. И все это они делают скрытно, без всякого благословения или согласия местного епископа. И тех, кого они постригают наперекор установлениям священных канонов, не направляют в монастырь, чтобы там они научились покорности и послушанию, как того требует обет ангельского монашеского образа, но посылают в села и города, чтобы они проповедовали людям покаяние, а в особенности, чтобы внушили им веру в ложные видения.
Еще эти монахи дают мирянам носить с собой Святые Тайны, держать их у себя за пазухой или в поясах и позволяют причащаться самим каждый раз, когда им этого захочется, без исповеди, без ис-полнения епитимии и без всякого должного приготовления к этому высочайшему и страшнейшему Таинству.
Об этих и других канонических бесчинствах, творимых этими монахами и монахинями, я узнал со слов нескольких верующих, которые приходили ко мне с удрученной и смятенной душой, чтобы попросить совета и разъяснений в связи с этим, и дали мне знать обо всем этом.
Настоятельный помысл убедил меня сделать в этой смиренной работе заметки об этих вопиющих отклонениях от дисциплины и канонических установлений Православной Церкви. Я облек, однако, это сочинение в форму диалога, с тем чтобы можно было поставить надлежащие вопросы в связи со сказанным выше и дать ответы, в которых разъясняются недоумения вопросов по учению Священных и Божественных Писаний и святых отцов.
А поскольку все те отклонения и канонические бесчинства были совершены людьми, не просвещенными в правой вере, и связаны с пустыми видениями и ложными снами или основаны на них, то в первой беседе я обозначил прежде всего семь важнейших причин, из-за которых человек может дойти до того, что впадет в обольщение бесовскими видениями и снами. И поскольку почти все эти причины проистекают из величайших грехов — гордыни и тщеславия, то в этой же первой беседе я подробно объясняю, что такое гордость, из чего она рождается в уме и сердце человека, как наказывал Бог за гордость Ангелов и людей, сколько имеется видов гордости и как человек может избавиться от этого великого греха гордыни с помощью благой и священной добродетели — смирения. Затем я показал, что такое смирение, из чего оно рождается в уме и сердце человека и каковы другие добродетели, связанные со смирением. Вторая беседа посвящена тщеславию: что такое тщеславие, признаки, по которым оно распознается, сколько духовного ущерба оно наносит тому, кто его имеет, как мы можем избавиться от тщесла вия и прочего, связанного с этим великим грехом.
В третьей, четвертой и пятой беседах я старался объяснить по мере сил, что такое сны, что такое видения и в какой опасности находится тот, кто подвизается с целью иметь видения; затем я показал, что такое наваждения, что такое Божественные откровения, что такое прозорливость и судьба. Также я поведал о знании себя, о самоуничижении, о признаках истинных видений и истинных чудес, посылаемых от Бога, и о признаках видений и чудес фальшивых; о том, как бесы прельщают монахов и мирян ложными снами и видениями. Затем о том, что говорит Священное и Божественное Писание о снах и видениях и прочем, связанном с видениями, снами и чудесами — истинными или мнимыми, ложными.Милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, молитвами Пресвятой и Пречистой Его Матери и всех Его святых да поможет мне, грешнейшему и ничтожнейшему на этой земле, и всем возлюбленным братиям во Христе, которые будут читать эту книгу, не забывать записанных в ней поучений и по силе своей следовать им. Аминь!
Год 1962, месяц март, в 25-й день,
в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и
Приснодевы Марии