Российские общественные деятели о ситуации на Соловецких островах
Все
больше представителей православной общественности
– ученых, историков, юристов, деятелей
культуры, священнослужителей – ставят свои
подписи
под размещенным на сайте «Религия и
СМИ» Обращением к Председателю
Правительства РФ В.В. Путину, выступая против
коммерциализации Соловков, за придание Соловецкому
монастырю охранного статуса и полное восстановление
общенациональной святыни. Обращение подписывают также
и россияне «без званий и регалий», все
те, кому дорого это место нашей исторической памяти и
духовного подвига: преподаватели средних школ и
вузов, менеджеры компаний и сотрудники банков,
медсестра и майор запаса…
Продолжаем публикацию мнений о ситуации вокруг Соловков, которые высказали некоторые из подписавших Обращение.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, член Общественной Палаты РФ:
– В последнее время часто приходится слышать о конфликтах, возникающих в связи с тем, что государство возвращает Церкви имущество, отобранное у нее в годы гонений. В основном речь идет о зданиях храмов и монастырей. Вот и сейчас, если просмотреть публикации в прессе и в интернете о ситуации вокруг Соловецкого монастыря, можно легко заметить, что львиная доля материалов по теме будет содержать в себе крики: Церковь рвется на Соловки, отбирает у просвещенных людей объект культурного наследия, у честных предпринимателей – бизнес…
Первое, что хочется сказать в связи с подобными публикациями: в них часто происходит лукавая подмена понятий. А разное понимание – это разное отношение к явлениям, событиям. Монастырь или храм для Церкви, для верующих людей – святыня. И поэтому Церковь всегда будет использовать его строго по назначению, стараться, прежде всего, восстановить в нем молитвенную жизнь, благоукрасить, благоустроить не только храм, но и территорию вокруг него. Для Церкви любое храмовое здание ни в коем случае не «объект недвижимости», который можно продать, поменять, использовать в коммерческих целях.
Я говорю это потому, что хочу подчеркнуть: Церковь относится к Соловкам как к великой святыне, да к ним нельзя относиться иначе. Это понимает не только каждый верующий, но и просто духовно чуткий человек, знающий историю и культуру своей страны. Соловецкий монастырь – обитель, возникшая в XV веке, место, где на протяжении столетий «монахов множества» совершали подвиг, превышающий обычные человеческие силы. Судьба Соловков в ХХ веке настолько трагична, что и это дает им право называться совершенно особенным для России местом: через Соловецкий лагерь особого назначения прошли три миллиона наших соотечественников! Сколько из них пострадали за свою веру и могли бы быть причисленными к лику новомучеников и исповедников Российских, мы никогда не сможем подсчитать, но знаем, что их десятки, если не сотни, тысяч.
Какие еще требуются факты, чтобы доказать святость этого места, его особую значимость для России? Как можно оставаться равнодушным к тому, что с попущения властей Соловки превращаются в гигантский развлекательный центр? Как вообще можно отнестись к любым развлечениям на архипелаге, где пролилось столько крови? Только как к кощунству, поруганию святыни. И, повторю, это должно быть вполне понятным, по-моему, каждому здравомыслящему человеку…
Поэтому полагаю, во-первых, что должна быть восстановлена историческая справедливость, и имущество Соловецкого монастыря должно быть ему возвращено. А во-вторых, в виду особой значимости Соловков как объекта культурного значения мирового уровня здесь должна быть создана особая охранная зона, которая исключала бы возможность неконтролируемого коммерческого строительства и прочих видов деятельности, наносящих непоправимый урон природе архипелага.
Протоиерей Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской Патриархии:
– Соловки – это русская Голгофа, это символ жертвенного молитвенного служения Русской Православной Церкви, это живой памятник мучеников за правду Божию. И если мы не будем относиться к Соловкам соответствующим образом, то никогда не сможем очиститься от клейма «иванов, не помнящих родства».
Павел Флоренский, профессор Российского университета нефти и газа им. И.М. Губкина, исследователь трудов своего деда – религиозного философа и богослова, священника Павла Флоренского:
– Соловки – священное место для всего православного мира. Можно сказать, что туда стремится душа каждого православного человека. Туда, кстати, ездили в свое время президенты России и Украины как главы основных государств славянского мира. Всякая коммерциализация, любое нарушение здесь молитвенного духа – святотатство, преступление. А в истории России за святотатство наказывали очень серьезно, в том числе рубили головы…
Соловки – это удел Церкви, и сегодня назрела острая необходимость передачи Церкви Соловецких островов. Но до сих пор никаких специальных законодательных актов по данной проблематике не выпускалось. Именно Церковь открыла эти необитаемые острова, освоила и обустроила их. На Соловках нет дикой земли, там все леса посажены, все болота прорыты каналами. А концлагерь, который находился на архипелаге, – это то место, где совершили свой подвиг новомученики и исповедники Российские, лучшие сыны Отечества, представляющие золотой фонд нации. Там они приняли безвинные страдания. Поэтому любые попытки притязания на эту святую землю – и кощунство, и воровство.
Соловецкий монастырь именуется Спасо-Преображенским, то есть он посвящен Преображению Господню и преображению наших душ. Соловки были тем местом, откуда началось возрождение России из безбожного плена. Преображенский собор Соловецкого монастыря, как и храм Христа Спасителя в Москве, – зримые символы духовного возрождения нашей страны. Люди, которые выступают, например, с инициативами строительства коттеджей на Соловках, понимают они это или нет, создают серьезные препятствия для дальнейшего духовного возрождения России. В этой ситуации твердое отстаивание церковной позиции способно пошатнуть уверенность тех, кто стремится к культу наживы, в собственной безнаказанности!
Скорее всего, дальнейшее решение этой проблемы зависит от того, как мы, с одной стороны, будем вымаливать этот монастырь, а с другой – от того, как все мы вместе – общественные деятели, священнослужители, церковные иерархи – будем реагировать на сложившуюся ситуацию.
Наталия Нарочницкая, президент «Фонда исторической перспективы», доктор исторических наук:
–Соловки для русского человека – чистый родник Православия, идеал молитвы, которую совершают подвижники. Превращать это место в очаг туризма означает загрязнить этот родник.
Туризм и паломничество – разные вещи. Паломник должен хотя бы на короткое время погрузиться в атмосферу внутреннего сосредоточения, он готов терпеть неудобства, трудности пути, холод, голод и так далее. Но мы не имеем права нарушать покой этого места, потому что чистота очень трепетно относится к появлению каждой соринки. Как писал святитель Николай (Велимирович), только куча мусора не протестует, когда к ней добавляется новый мусор, потому что от этого ее суть не меняется. Чистота, если в нее попадает грязь, уже перестает быть таковой.
Я категорически против того, чтобы на Соловках строились гостиницы, рестораны, элитные коттеджи… Это неуважение к всероссийской святыне, надругательство над памятью наших предков, в том числе тех, кто претерпел мучения в Соловецком лагере особого назначения. Всюду есть свои элементарные правила поведения. К примеру, на Афон не пускают женщин, и там немыслима ситуация, чтобы на Святой Горе стали строить какие-то коттеджи! Соловки – это наш русский Афон.
Мы видим, что сегодня Соловки хотят превратить в огромный развлекательный центр. Предложение, к примеру, поставить на острове колесо обозрения – это смешно, «когда бы не было так грустно»! Сегодня необходимо «всем миром» больше обсуждать все эти проблемы, чтобы наши современники воспринимали Соловки как духовную жемчужину, а не как некий клон Диснейленда.
Очевидно, что Соловецким государственным музеем-заповедником заведуют в настоящее время явно люди, которым не по плечу осознать всю общенациональную значимость Соловков. Вопиюще, что происходит хищнический раздел Соловецких земель; инициаторам строительства коттеджей и прочих «инициатив» даже в голову не приходит хотя бы поинтересоваться мнением монастыря обо всем этом! К сожалению, приходится констатировать, что мы проглядели начало этого опасного процесса.
Видимо, не случайно, что после публикации открытого письма православно ориентированной общественности против коммерциализации Соловков на одном из сайтов появилось иное, маргинальное, «послание», смысл которого состоит в том, что государству ни при каких условиях не следует отдавать Соловки Церкви. Своим заявлением его авторы показали себя духовными наследниками большевиков, которые разрушали Соловецкий монастырь и многие другие святыни и устроили там, где было место молитвы, место казней. Эти люди выступают против того, чтобы верующие прибегали к благодати Соловецкого монастыря как к источнику чистой воды; они хотят превратить Соловки в мертвый музейный экспонат. Вот такого ни в коем случае допустить нельзя! Потребность в православной вере сегодня очевидна, и ее не замолчать подобными «посланиями»!
Не затем нужно ехать на северный форпост России, чтобы посмотреть на гигантский ветрогенератор или покататься на колесе обозрения! А затем, чтобы совершить внутреннее духовное усилие, выйти на путь, который есть в каждой душе, к Богу. Никакими аттракционами этого не добьешься…
Нужно как можно больше просвещать наших соотечественников, говорить им правду!
Для людей непонимающих можно даже проводить какие-то сравнения. Вот есть, к примеру, в Париже Палата мер и весов, где представлены идеальные эталоны метра, килограмма, где находится также кубометр белгородского чернозема. Нужно, чтобы человечество сохраняло такие образцы.
Здесь, на Соловках, – идеальный духовный образ. Не надо его «обмирщать». Должен оставаться в неприкосновенности символ того духовного усилия, на которое способен просвещенный благодатью человек. Соловки – это не стены, а, прежде всего, дух! Поэтому Соловки нужно охранять, а все наносное пусть будет в отдалении от монастыря!
Я бы хотела, чтобы наши дети и внуки воспринимали Соловки не только как место памяти, но и как место, где за всех нас совершается молитвенный подвиг, идет незримая борьба добра со злом. Пока за нас там молятся, наша жизнь обретает смысл.
Леонтий Миронов,директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, кандидат технических наук, доцент:
– О письме общественности на имя премьер-министра я узнал недавно. Присоединяюсь к нему и выражаю полную поддержку этой инициативе. Считаю очень важным, что к Обращению присоединяются все новые люди; это свидетельствует о том, что судьба наших общенациональных святынь многим небезразлична. Это также один из признаков формирования в нашей стране гражданского общества.
Многие уже отмечали, что Соловки – место памяти жертв политических репрессий. Там мучили и убивали священнослужителей, артистов, художников, литераторов, простых людей. Это, наравне с бутовским полигоном, – одна из Российских Голгоф. Символично: именно из Соловков в Бутово был доставлен в прошлом году поклонный крест, что символизирует духовную связь этих мест, где пострадали многие новомученики.
В этом году исполняется 90 лет со дня убиения царской семьи. Память подвига новомучеников – это то, что может объединить наше общество. В этой связи важно дать нравственную оценку как попыткам реабилитировать убийц и тиранов (к примеру, кощунственное предложение питерских коммунистов «канонизировать» Сталина), так и намерениям неких лиц превратить святую землю Соловков в развлекательный центр. Полагаю, что это явления одного порядка, которые должны встречать жесткий отпор со стороны всего общества.
Только в этом случае мы можем говорить о том, что из страшной истории ХХ века нашим народом извлечены уроки, о том, что у нас есть перспектива.
Георгий Фурсей, председатель Санкт-Петербургского отделения Российской академии естественных наук, вице-президент, академик:
– Полностью присоединяюсь к Обращению общественных деятелей, представителей науки, культуры, юристов, священнослужителей на имя премьер-министра России В.В. Путина в связи с попытками кощунственной коммерциализации одного из святых мест России – Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
Соловки – духовный оазис, место покаяния и очищения, духовного оздоровления. В течение столетий монастырь являлся местом всероссийского паломничества для многих поколений православных людей. С его историей связаны и страшные времена богоборчества, уничтожения лучших людей России. Многие из российских подвижников ценой жизни отстаивали человеческое достоинство и свободу, своим духовным подвигом демонстрировали неприятие античеловеческих богоборческих принципов. Среди них, например, такие светлые имена, как Д.С. Лихачев, о. Павел Флоренский, философ А.А. Мейер…
Среди людей, прошедших ужас Соловков того времени, были и мои родители. И я, как жертва репрессий, считаю, что создание на этом святом месте развлекательной инфраструктуры, коттеджей, гостиниц, проведение парусных регат и музыкальных фестивалей, выставок так называемого «актуального» искусства – абсолютно недопустимо! Если государство срочно не вмешается в ситуацию, то могут додуматься там и казино поставить!!! Это же немыслимое кощунство, осквернение памяти новомучеников ХХ века!
Эти места должны оставаться местом покаяния и молитвы, чтобы мы и наши потомки могли осознать всю высоту подвига, который совершали священнослужители и новомученики. Было бы, наверное, неплохо, если бы высшие государственные деятели регулярно приезжали на Соловецкие острова, отдавая дань памяти убиенным и пострадавшим в минувшем веке, приобщаясь к православной духовности, зримый символ которой – Соловки. Это чистый духовный колодец, и само его существование духовно обогащает нацию.
Игорь Редькин, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук:
– Письмо православной общественности не могло не появиться, поскольку коммерциализация на Соловках набирает обороты. О значении Соловков уже говорилось много, здесь трудно добавить что-то новое. Отмечу лишь, что Соловки должны быть местом священной памяти и для нашего государства, ведь там были замучены лучшие представители интеллектуальной элиты России и многие простые люди.
Попрание этой памяти не укладывается в сознание и недопустимо. Граждане любой страны должны знать свою историю, чтить своих предков. Здесь же перед нами пример иного рода. Думаю, что государство в состоянии предпринять ряд шагов, чтобы прекратить это безобразие, поскольку монастырь на сегодняшний день не наделен полномочиями, которые можно было бы использовать, чтобы остановить столь негативные процессы.
Письмо на имя Председателя Правительства РФ В.В. Путина вызвано еще и тем, что общественность неоднократно обращалась по этой проблеме и к министру культуры, и в различные инстанции, но пока это не привело ни к чему. Так что стало необходимым обращение именно к высшим федеральным властям: нельзя допустить попрания нашей памяти! Я абсолютно сознательно поставил свою подпись, чтобы мы все вместе могли противостоять этим деструктивным явлениям.
На мой взгляд, все, что происходит сегодня на Соловках, делается сознательно. Разве мы должны объяснять значимость этого святого места, например, тем, кто отвечает за культуру в стране?!
Еще один очень важный момент. До сегодняшнего дня в рамках нашего законодательства отдельно не прописан юридический статус таких мест, который позволял бы защищать их от подобных негативных воздействий. Если бы такой охранный статус был прописан, мы могли бы бороться, обращаться в суд и так далее. Очевидно, нужен отдельный федеральный закон, оговаривающий особую значимость для страны таких духовных и исторических мест, как Соловки, Валаам, Троице-Сергиева лавра…
В этом законе должно быть детально прописано множество важных моментов: правила посещения возрождаемых обителей, запрет на строительство коттеджей, современных зданий, на коммерческую деятельность вблизи монастырей, на проведение увеселительных мероприятий и многое другое. Разве мало в России территорий для проведения таких мероприятий? Почему все это совершается буквально на могилах предков?!
Словом, необходимо создание ясной и четкой правовой базы. Ведь в Греции, когда в одном из монастырей были найдены древние рукописи, никакой «музей-заповедник» не стал на них претендовать, а они были переданы на хранение в этот монастырь. Вообще во многих странах государство очень бережно относится к своему историческому наследию. И даже в секулярной Франции никому не придет в голову предлагать строить колесо обозрения или современный ветрогенератор напротив Нотр-дама…
Как юрист, подчеркну: нужен именно федеральный закон, ибо вопросы, которые мы поднимаем, невозможно решить на уровне подзаконных актов. Здесь затрагивается широкий круг принципиальных проблем – и местного самоуправления, и свобод граждан и так далее. Сегодня необходимо общими усилиями разработать такой закон. Мы обращаемся именно к правительству, потому что в его компетенции поручить, например, Министерству культуры подготовить предложения по разработке такого закона, естественно, с привлечением общественности и представителей Церкви. Вернее, в первую очередь разработчики закона должны опираться в этом вопросе на позицию Русской Православной Церкви.