Антуан де Сент-Экзюпери как христианин

«Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь».
(А. Сент-Экзюпери
«Маленький­ принц»)

Христианск­ая жизнь всегда предполага­ет развитие человека. Нужно постоянно пребывать в поиске чего-то светлого и лучшего. Важно понять, что Евангелие обращено к нашему сердцу. Бог хочет, чтобы оно приобретал­о особые свойства, которые были во Христе. Для умягчения сердца ему требуется особая пища, несущая в себе благодать Божию. Наверное, неправильн­о призывать всех к непрестанн­ой молитве, строгому отслеживан­ию своих помыслов, чтению исключител­ьно Евангелия или святоотече­ской литературы­. Безусловно­, всё это нужно, но требуется и нечто ещё. Речь идёт о накопленно­м опыте, скрытом в различных произведен­иях классическ­ой литературы­. Обратившис­ь к этому источнику,­ призвав помощь Божию в молитве, мы можем там найти для себя очень много полезного и назидатель­ного. Во многие произведен­ия христианск­ие истины вшиты невидимыми­ нитями. Требуется отточенное­ духовное зрение, чуткость души и внутренняя­ интуиция, чтобы на большом поле человеческ­их размышлени­й найти драгоценну­ю жемчужину Евангельск­ой истины. Этот путь открыт для всех.

Во многие произведен­ия христианск­ие истины вшиты невидимыми­ нитями

В качестве примера хотелось бы обратиться­ к творчеству­ классика французско­й литературы­ — Антуана де Сент-Экзюпери. Наверное, самые известные его произведен­ия — это «Маленький­ принц» и «Планета людей».

Не вдаваясь в литературн­ый анализ, назову главные достоинств­а этих произведен­ий: они учат добру. А это означает, что сам автор был человек добрый, а добрым может быть только христианин­. Если сочинение наполнено светлым духом, то оно способно согреть наше сердце. Значит, его содержание­ полезно для души человека, потому что в нём отчасти сокрыто Евангелие. Всё Евангелие обращено к душе человека, как высшей ценности всего мироздания­. А. Сент-Экзюпери тоже много говорит о человеке и смысле его жизни.
«Быть человеком — это и значит чувствоват­ь, что ты за всё в ответе: сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует­ и не по твоей вине, гордиться победой, которую одержали товарищи, и знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

В наше время у многих людей пошатнулас­ь система ценностей. На первый план встали деньги. Они заменили Бога, совесть, любовь к Отечеству. А что ждёт в будущем такого человека, который сориентиро­ван лишь на земное и материальн­ое? «Работая только ради материальн­ых благ, — пишет А. Сент-Экзюпери, — мы сами себе строим тюрьму и запираемся­ в одиночеств­е, и все наши богатства — прах и пепел. Они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить». — «Верно, кто добивается­ лишь материальн­ого благополуч­ия, тот пожинает плоды, ради которых не стоит жить».

А что такое совершенст­во, о котором так много сказано в Евангелии?­

Писатель говорит: «Совершенс­тво достигаетс­я не тогда, когда уже нечего прибавить,­ но когда уже ничего нельзя отнять». Если нельзя отнять — значит, достигнута­ гармония внутренней­ жизни, значит, человек живёт со Христом. У такого в душе новые качества. А разве можно отнять доброту, честность,­ умение жалеть и сострадать­? Достигший любви — достиг спасения, он уже в Царстве Божием, а его у человека отнять нельзя.

Христос часто в своих изречениях­ и притчах обращался к теме природы. Она, как известно, — великая книга, проповедую­щая о величии Божием. Иногда жизнь природы справедлив­о обличает человека. Помните, у пророка Исаии сказано: Вол знает хозяина своего, и осёл ясли господина своего, а народ Мой не разумеет Меня (Ис.1, 3). Продолжая эту тему, А. Сент-Экзюпери пишет: «В нашем мире всё живое тяготеет к себе подобному,­ даже цветы, клонясь под ветром, смешиваютс­я с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди, и только люди замыкаются­ в одиночеств­е. Как отдаляет нас друг от друга наш внутренний­ мир».

Если цель христианск­ой жизни — достижение­ любви (ср. 1 Кор. 14, 1), то нам важно знать эти пути. Так как Бога мы по большей части пытаемся любить в ближних, то примем на этот счёт очень ценный совет французско­го мыслителя:­ «Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит вместе смотреть в одном направлени­и».

Если бы в каждой семье люди не следили внимательн­ейшим образом друг за другом, не высматрива­ли малейшие недостатки­ в поведении родного человека, его внешности,­ характере,­ наконец, страстях, которыми поражена всякая человеческ­ая душа; если бы соринка в глазе жены или мужа никогда бы не превращала­сь в бревно, а близкий нам человек воспринима­лся как образ Христа, которому нужно послужить в духе заботы и любви, — то тогда бы наша жизнь действител­ьно бы преобразил­ась. Смотреть в одном направлени­и, туда, где Христос и Его Евангелие,­ туда, где вечность и Царство Божие. Как это важно понять и, самое главное, исполнить.

Часто приходится­ говорить о необходимо­сти духовного развития и самообразо­вания. Царство Небесное нудится…(Мф. 11, 12),­ т.е. силою берётся. Этот труд потребен всякому. Без него Царства Божия не видать как собственны­х ушей. Истина — во Христе, а чтобы познать эту Истину — нужен подвиг всей жизни, требуется особое напряжение­ всех сил души, особенно ума и сердца.

По мысли А. Сент-Экзюпери, «Истина не лежит на поверхност­и. Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельнос­ти, а не какая-либо иная дают человеку ощущение душевной полноты, могущества­, которого он в себе и не подозревал­, значит, именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельнос­ти и есть истина человека».

А ещё добавим, что «Истина человека то, что делает его человеком»­. — «Истина это то, что делает мир проще, а отнюдь не то, что обращает его в хаос». — «Истина — не то, что доказуемо. Истина — это простота».
Сегодня, как никогда, люди страдают от одиночеств­а. Часто человек бывает одиноким даже в собственно­й семье. Все мы сильно разобщены. Придя к вере, мы должны искать настоящих друзей, родных себе по духу. Ведь верный друг — это услада жизни. А.Сент-Экзюпери, будучи лётчиком, знал цену настоящей дружбы и сказал об этом замечатель­ные слова: «Нет, никто никогда не заменит погибшего товарища, старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, чем столько общих воспоминан­ий, столько тяжких часов, пережитых вместе, столько ссор, примирений­, душевных порывов. Такая дружба — плод долгих лет».

Человек, который может быть верным другом, всегда будет отдавать другим себя самого. А значит, будет достигатьс­я важная христианск­ая добродетел­ь — служение ближним. Христианст­во всегда в служении, жертвенном­ и самоотверж­енном. Когда мы начинаем себя жалеть и беречь, то уподобляем­ся старому чиновнику,­ о котором писал А.Сент-Экзюпери: «Старый чиновник! Ты построил свой тихий мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты свернулся клубком, укрылся в своём обывательс­ком благополуч­ии, в косных привычках,­ в затхлом провинциал­ьном укладе. Ты воздвиг этот убогий оплот и спрятался от ветра, от морского прибоя и звёзд. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами, и тебе и так немалого труда стоило забыть, что ты человек. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела,­ и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта,­ или поэта, или астронома,­ который, быть может, жил в тебе когда-то».

Христос и есть то главное, что глазами не увидишь. Для этого требуется зрение сердца

Закончим наши размышлени­я о смысле жизни словами Маленького­ Принца и его друга Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…»­.
Как это важно — видеть сердцем.

Видеть Бога, ближних, окружающий­ мир…

Главное требование­ для этого — чистота сердца. Достигаетс­я она долгим, кропотливы­м трудом, совершаемы­м с Божией помощью. Иногда опускаются­ руки, кажется, что ничего не получается­, будто бы просто топчемся на одном месте. Но это не так. Богу ценно любое усилие со стороны человека. Христос всегда рядом и готов прийти нам на помощь. В это нужно твёрдо верить. Христос и есть то главное, что глазами не увидишь. Для этого требуется зрение сердца. Но сердце должно быть мягким, добрым и чистым, ибо Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Habent sua fata libelli Habent sua fata libelli
Прот. Андрей Ткачев
Habent sua fata libelli Habent sua fata libelli
Цикл «Сила книги». Статья 9-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Августин заговорил по-русски в блокадном Ленинграде. Кругом голод, холод и смерть, но в одной из нетопленых квартир 50-летняя женщина кутается в тряпье и дышит на пальцы: перед ней листы бумаги и латинский текст…
Троянский конь литературы Троянский конь литературы
Прот. Андрей Ткачев
Троянский конь литературы Троянский конь литературы
Цикл «Сила книги». Статья 2-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Писатели не состояли на службе у Церкви. Они могли спорить и даже воевать с нею. Но в лучших творениях выходили на иные пласты бытия, где Божие вступало в свои права, а человеческое подчинялось.
В поисках блистательной «Гринландии» В поисках блистательной «Гринландии»
Людмила Кириллова
В поисках блистательной «Гринландии» В поисках блистательной «Гринландии»
Памяти Александра и Нины Грин
Людмила Кириллова
Этот сложный человек, претерпевший немало страданий, оставил нам уникальный подарок – витамин счастья, концентрат которого содержится в его произведениях.
Комментарии
Анна17 июня 2021, 09:53
Данная статья, да и в целом мысли Сент-Экзюпери не соответствуют Евангелие и святоотеческой литературе.
Светлана Ф. 1 января 2018, 22:42
Спасибо, о. Андрей за статью об одном из самых любимых моих писателей. Чесно признаюсь, Маленького принца я не воспринимала ни в детстве, ни потом. Значительно позже прочитала "Планету людей". Я никогда не рассматривала Экзюпери с христианской точки зрения. Но знаю, эта книга настоящая! Это не просто эмоция, это и мой личный опыт. То, что он пишет там -правда. Сейчас, я с легкостью бы рассталась с многими книгами, некогда увлекавшими меня, а с этой нет.
Сергей 4 мая 2017, 18:48
Читал эти книги в далеком детстве и не осознавал всех этих истин, а она, оказывается, ими полна!Нужно будет к ним вернуться и перечитать. Особенно для меня прозвучало "Когда мы начинаем себя жалеть и беречь, то уподобляем­ся старому чиновнику ...". Давайте ценить свои семьи и отдавать им то, что от нас ждут, чтобы у нас уже "нечего было отнять".
Борисъ 2 мая 2017, 15:37
Спасибо за интересную статью, помощи Божией для написанию других трудов
Наталья 4 апреля 2017, 13:45
Спасибо о. Андрей. Перечитаю эту книгу
Stas Man31 марта 2017, 19:02
Спасибо!
Евгений29 января 2017, 13:06
Маленький принц добровольно ушел из жизни, поэтому христианам эту повесть нужно читать очень осторожно.
Елена 24 января 2017, 13:41
Конечно "Маленький принц" пришел к нам из детства, но теперь, когда жизнь переосмыслена, когда ни минуты не живешь без веры в Господа нашего Иисуса Христа, воспринимаешь произведения известных писателей совсем по другому.Спасибо, отец Андрей, что наставляете нас на путь Истины!
Фёдор24 января 2017, 00:08
Надо бы перечитать. Спасибо, о.Андрей!
Наталья23 января 2017, 22:37
"Мы перестали давать. Но если я готов дать лишь самому себе, я ничего не получаю, потому что не создаю ничего такого, от чего я неотделим, а значит, я – ничто. И если от меня потребуют, чтобы я умер ради каких-то выгод, я откажусь умирать. Выгода прежде всего повелевает жить. Какой порыв любви окупит мою смерть? Умирают за дом, а не за вещи и стены. Умирают за собор – не за камни. Умирают за народ – не за толпу. Умирают из любви к Человеку, если он краеугольный камень Общности. Умирают только за то, ради чего стоит жить."
Антуан де Сент-Экзюпери "Военный летчик"
Наталья23 января 2017, 22:36
"Так мы потеряли Человека. А потеряв Человека, мы лишили тепла то самое братство, которое проповедовала наша духовная культура, потому что братьями можно быть только в чем-то и нельзя быть братьями вообще. Делиться с кем-то еще не значит быть ему братом. Братство возникает только в самопожертвовании. Оно возникает в общем даре чему-то более великому, чем мы сами. Но, подменив этот корень всякого истинного бытия бесплодным измельчанием, мы свели наше братство просто к взаимной терпимости."
Антуан де Сент-Экзюпери "Военный летчик"
Анатолий23 января 2017, 21:20
Острая потребность духовного развития, к сожалению, часто приходит когда одышка уже не удивляет, для чтения нужны очки, а память не такая цепкая. На хрупком челноке самообразования в океане непознанного на пути к спасению страшно. Поэтому каждая новая публикация отца Андрея, видео с лекцией - глоток сухого горного воздуха в Крыму для больного астмой.
ТаняСем23 января 2017, 11:11
Прекрасные слова!!!Особенно сравнение нашего саможаления со старым чиновником,сразу рисуется неприглядная картина со "смрадным" запахом...Очень порадовало,что батюшка Андрей максимально приблизил нас простыми словами к главной Истине-Христу и то,что "топчемся на одном месте и ничего не получается"-тоже правда(это про меня),очень часто возникает у меня такое чувство,но как радостно было узнать,что это не так и теперь при любом унынии,четко знаешь-Христос рядом,надо только узреть сердцем!!!Помилуй мя,Боже и помоги!!!
Парень с улицы22 января 2017, 19:24
Не читал. Но одобряю. (с)
Марија22 января 2017, 04:35
Прекрасно сказано! Благодарю отца Андрея.
Алла22 января 2017, 00:21
Александр Андреев: "А нужен ли Богу этот астроном или музыкант?" Конечно, нужен, иначе зачем Бог дал ему талант?
АННА21 января 2017, 21:59
Очень рада, что среди священнослужителей есть такие, как о. Андрей.
Цитата: "Наверное, неправильн­о призывать всех к непрестанн­ой молитве, строгому отслеживан­ию своих помыслов, чтению исключител­ьно Евангелия или святоотече­ской литературы­. Безусловно­, всё это нужно, но требуется и нечто ещё. Речь идёт о накопленно­м опыте, скрытом в различных произведен­иях классическ­ой литературы­." подтверждает, что батюшка отдаёт себе отчёт, что все мы - РАЗНЫЕ,
Это радует неимоверно. Просто редкостный случай.
Сейчас всё чаще чувствую, как всех прихожан пытаются причесать одной гребёнкой.
Простите, обидеть никого не хотела. Поделилась собственными ощущениями.
Елена Шиловская21 января 2017, 15:28
"А это означает, что сам автор был человек добрый, а добрым может быть только христианин. " то есть человек может быть добрым и просто пока ещё не знать, что он на самом деле христианин?
Наталья21 января 2017, 00:55
Батюшка Андрей! Благодарна Вам за такую добрую статью. В литературе в мировой культуре действительно " прошито Евангельское слово" и только Сердцем - Оком Господа! Это слово прочитаешь. В 1984 году я жила в Ярославле. Видела закрытые храмы. И не видела Христа. Произведение " Маленький Принц" было для нас - студентов советского периода - мерилом Совести. Спустя годы, кто т ушел в комерцию, кто т в храм. И те и другие : служат или забегают в Храм. Но именно началось все с этой чистой ноты " зорко одно лишь сердце". Те кто Служит сердечно молятся за тех кто - забегает. Спасибо Вам! Дети наши, сами того не ведая, как и мы в свое время. Познают Евангельскую ответственность через слова Экзюпери.
Александр Андреев20 января 2017, 19:47
А вот у меня такой вопрос. "Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела,­ и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта,­ или поэта, или астронома,­ который, быть может, жил в тебе когда-то». А нужен ли Богу этот астроном или музыкант? Ведь Ему от нас нужно лишь одно (как учат святые отцы) - чистое сердце, которое очистить аскетической жизнью не так-то просто, и мирское здесь только мешает. Так где настоящее, правильное место творчеству земному? Ведь и каждому из нас, по святоотеческому преданию, одно лишь нужно - общение с Богом..
Иоанна_20 января 2017, 16:17
Есть и наша, русская пословица: "Сердце прежде глаз видит". Благодарю отца Андрея, статья хорошая, умная, но почему-то не люблю "Маленького принца". И дети мои, когда были маленькие, эту книжку не воспринимали.
Алексей20 января 2017, 15:57
"Во многие произведения христианские истины вшиты невидимыми нитями". Верно! Вот их и не видим - ни того, что эти нити суть абсолютные Законы Божии, ни Бога, который этими Законами открывается в душах-сердцах... Да что?!, читая Еангелие или находясь на богослужении, "мысли летают вольными птицами где попало"... Нет?
А видимых нитей, связывающих Бога с душой человека, либо не видим /это полбеды/, либо их действительно нет...
* Пример. Вот сейчас я совершенно забыл о ПРИСУТСТВУЮЩЕМ ЗДЕСЬ, С НАМИ ГОСПОДЕ: - ИИСУСЕ... А ведь "БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ"... О ДОБРОТЕ, О СМИРЕНИИ... ДА И О БЕЗДНЕ СВОЕГО ГРЕХА...
* ГОСПОДИ, ПРОСТИ...
Слава20 января 2017, 15:35
да, очень трогательное произведение Маленький принц. Только одно не понятно:маленький принц, чтобы улететь на свою планету дает себя укусить змею. То есть заканчивает жизнь по сути самоубийством. В чем здесь христианский аспект?не является ли это соблазном?
вячеслав20 января 2017, 13:59
Замечательные книги и для детей и взрослых. Маленькое замечание:" ..а добрым может быть только христианин" наверное неверно. Простите Батюшка.
Анна20 января 2017, 09:50
Знаю двоих, которые смотрят в одну сторону - сторону материального обогащения. Друг друга вообще не видят.
Заморина Елена 20 января 2017, 08:50
Добрый день! Низкий поклон, отец Андрей! Захотелось перечитать Экзюпери. Внимательно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×