Антоний Великий об умных людях и умных душах

    

Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми.

***

Истинно умный человек одну имеет заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всячески. Тому и единственно тому поучает он душу свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях по жизни. Ибо неуместно врачей и тогда, как они дают нам врачевства горькие и неприятные, не благодарить за оздоровление тела, а к Богу из-за того, что кажется нам не радостным, оставаться не благодарными, не разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам. В таком разумении, и в такой вере в Бога – спасение и покой души.

***

Умный человек, рассматривая сам себя, познает, что должно и что полезно ему делать, что сродно душе его и спасительно и что чуждо ей и пагубно. И таким образом избегает того, что вредит душе, как чуждое ей.

***

Чья душа действительно умна и добродетельна, – это обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид, Боголюбивый ум ее, как бодренный привратник, затворяет входы для злых и срамных помышлений.

***

Умная душа старается избавиться от беспутства, надмения, гордыни, обольщения, зависти, хищения и подобного, каковые дела суть (дела) демонов и злого произволения. Все же то, при заботливом старании и внимательном обдумывании, успевает совершить человек, у которого пожелание не устремляется к низким удовольствиям.

***

Только самым делом, качествующая в нас умность (по первому пункту), делает нас достойными называться людьми; не имея же такой умности, мы разнимся от бессловесных одним расположением членов и даром слова. Итак, да познает разумный человек, что он бессмертен; и да возненавидит всякую срамную похоть, которая бывает для людей причиной смерти.

***

Умным людям не нужно слушать всякого рода беседы, но только те, кои приносят пользу, кои ведут к познанию воли Божией; ибо она есть путь, коим люди опять возвращаются к жизни и свету вечному.

***

Никакой нет пользы изучать науки, если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни. Причина же всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога.

***

В собеседованиях не должно быть никакой грубости; ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более, чем дев.

***

Непостоянным и необученным не следует испытывать умных мужей. Умен тот, кто Богу угождает и больше молчит, или, если говорит, то говорит немного – и только нужное и Богу угодное.

***

Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя; но сие достигается внимательным обсуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и (главное) сильным желанием доброго дела. Добрый и боголюбивый человек, истинно познавший Бога, покоя себе не дает, делая все без исключения угодное Богу. Но такие мужи редко встречаются.

***

Муж умный, помышляя о сопребывании и общении с Божеством, никогда не прилепится ни к чему земному или низкому, но устремляет ум свой к небесному и вечному, зная, что воля Божия – сия вина всякого добра и источник вечных благ для людей, – есть та, чтоб человек спасся.

***

Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум течет впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные, так чтоб человек, живя в теле, умом представлял и созерцал небесное и Божественное. Таким образом ум боголюбивый есть благодетель и спаситель человеческой души.

***

Слово умное и душеполезное есть дар Божий; напротив, слово пустопорожнее, хотящее определять меру и расстояние неба и земли, и величину солнца и звезд, есть изобретение человека, всуе трудящегося, который по пустому самомнению ищет того, что никакой ему не приносит пользы, как бы желая решетом зачерпнуть воды, ибо этого людям нет возможности найти.

***

Кто имеет ум, тот знает о самом себе, что он есть, именно, – что он есть человек тленный. Себя же познавший знает и обо всем, что оно есть творение Божие, и создано для спасения человека. Так все разуметь и право веровать состоит во власти человека. Таковой муж твердо знает, что презирающие житейские блага труд имеют очень небольшой, а утешение и покой вечные получают от Бога по смерти.

***

Умная душа, стоя непоколебимо в своем добром намерении, как коня обуздывает гнев и похоть – эти неразумнейшие свои страсти, и за то, что борется с ними, укрощая и преодолевая их, увенчивается и удостаивается пребывания на небесах, получая сие, как воздаяние за посев и труды от создавшего ее Бога.

***

Истинно умная душа, смотря на счастье злых и благоденствие недостойных, не возмущается, помышляя об их наслаждениях в сей жизни, как это бывает с людьми безрассудными, ибо такая душа ясно знает и непостоянство счастья, и безвестность пребывания здесь, и маловременностъ жизни сей, и нелицеприятность суда, и верует, что Бог не небрежет о том, что необходимо для ее пропитания.

***

Умная душа, презирая вещественное стяжание и маловременную жизнь, избирает утешение небесное и жизнь вечную, которую и получит от Бога за доброе житие.

***

Ум, находящийся в чистой и боголюбивой душе, истинно зрит Бога – не рожденного, невидимого, неизглаголанного – Единого Чистого для чистых сердец.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Что должен знать работающий Господу Что должен знать работающий Господу
Свт. Николай Японский
Что должен знать работающий Господу Николай Японский о том, что должен знать работающий Господу
Святитель Николай Японский
Все катехизаторы и священники находятся под пристальным вниманием диавола, который, желая их победить, выпускает множество огненных стрел.
О милосердии и богатстве О милосердии и богатстве
Свт. Григорий Богослов
О милосердии и богатстве Григорий Богослов о милосердии и богатстве
Cвятитель Григорий Богослов
Бесчеловечие мы уважаем как дело благородное, а сострадание презираем как нечто постыдное. Их гонят из городов, гонят из домов, с площади, с дорог, из бесед, из народных собраний, пиров и – о горькая участь! – их отгоняют и от самой воды.
Бегай зла богомерзкого ростовщичества Бегай зла богомерзкого ростовщичества
Прп. Максим Грек
Бегай зла богомерзкого ростовщичества Бегай зла богомерзкого ростовщичества
Из нравственных поучении Максима Грека
Преподобный Максим Грек
Бегай зла лихоимства, делающего антихристом, то есть противником евангельским заповедям, всякого, утешающегося им.
«Призывай Господа Иисуса часто!» «Призывай Господа Иисуса часто!»
Прп. Григорий Синаит
«Призывай Господа Иисуса часто!» «Призывай Господа Иисуса часто!»
Преподобный Григорий Синаит о духовной жизни
Преподобный Григорий Синаит
«Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий; она есть глава и добродетелей, как любовь Божия».
Наследие святых отцов и учителей Церкви в богословии сщмч. Илариона (Троицкого) Наследие святых отцов и учителей Церкви в богословии сщмч. Илариона (Троицкого)
Андрей Горбачев
Наследие святых отцов и учителей Церкви в богословии сщмч. Илариона (Троицкого) Наследие святых отцов и учителей Церкви в богословии священномученика Илариона (Троицкого)
Андрей Горбачев
Спасение в Церкви – одна из главных тем богословия священномученика Илариона (Троицкого). А что писали о Церкви и спасении, о ее единстве святые отцы? Как характеризовали таинства раскольников и самочинников?
Святые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях Святые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях
Мнения святых отцов Церкви о ворожбе, гадании, заговорах и чародеях.
Комментарии
Иван Агафонов16 февраля 2017, 20:00
Плотский ум и мирская "умность",-сколько горя,сколько зла несут, эти качества человеческие?.. Где источник и причина этих "тварей" сидящих в человеке? Неужели рождаются такими? Может и такие нужны на земле? Мы же с их "помощью" становимся лучше, т.е.-человек иногда оценивая жизнь других, и видя отрицательное качество в человеке, старается не копировать то качество, мы терпим от таких много лишений и эти люди думают, что они всегда правы. Плотский ум и мирская "умность",-это тогда, когда человек пускает к себе в душу "рогатого квартиранта", а не Бога и это высказывание тоже Великих.
Парень с улицы 5 февраля 2017, 23:00
А нам, тупым, чё делать?
дед Владимир 5 февраля 2017, 12:00
Если я правильно понял , то речь уже о разуме идёт.
Александр 2 февраля 2017, 21:00
Научили б чиновников быть ближе к власти бога через опыт собственный осознанный!
Александр 2 февраля 2017, 21:00
Понастоящему умен тот человек,кто видит причину закономерность влияние и силу воздействующую,поэтому молчаливо-мудр и скуп на выражения!
Андрей 1 февраля 2017, 19:00
Мир всем. Согласен с Натальей что "Сложно комментировать святых отцов". Этого и не нужно делать надо только ВНИМАТЕЛЬНО прочитать и не один раз и для себя что то найти.Комментарии, рейтинг. отзывы- Упаси Бог нас от ЭТОГО.Моли Бога о нас грешных святой Антоний Великий. Слава Богу за Всё.
Александр31 января 2017, 00:00
Силище!!!
Наталья 30 января 2017, 22:00
Спасибо за статью, очень понравилась! Храни Вас, Господи!
наталья30 января 2017, 14:00
Сложно комментировать святых отцов. Все верно, все правда, все с любовью и умно.Если бы было мне известно ранее, что ум дар Божий, спасающий душу, многих скорбей не пришлось бы претерпеть.А так "опытным путем пойдем товарищи..." Важно было понять, что Бога не умела любить и признаться в этом честно на исповеди.А дальше пришло понимание, что есть любовь Божия. Так и продвигаемся.
Иоанна_30 января 2017, 12:00
Как я люблю это выражение преподобного Антония Великого - "умная душа"! Действительно, у души тоже есть свой, но особого рода, - УМ. А те, которые почитают выше всего свой плотской ум и свою мирскую "умность", пусть почитают замечательного Антония Великого или преподобного Исаака Сирина и устыдятся.
Александр Макаревич30 января 2017, 12:00
Невозможно передать то чувство радости и ясности жизни при прикосновении к наследию Святого Антония Великого.
Евгения30 января 2017, 08:00
Святой Антоний Великий моли Бога о нас
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×