Григорий Богослов о милосердии и богатстве

7/25 февраля Церковь чтит память святителя Григория Богослова (†389) – архиепископа Константинопольского, одного из Отцов Церкви, великого богослова, участника Второго Вселенского Собора. Его наставления, обращенные ко всем поколениям христиан, не только раскрывают сокровенные богословские истины, но и научают добродетели.

    

***

Иной живет вместе с убийцей, с прелюбодеем делит не только жилище, но и трапезу, святотатца принимает к себе в сожители, с недоброжелателями своими ведет дружбу; а от страдальцев, ничем его не огорчивших, отвращается, как от преступников. Так пороку отдается преимущество перед болезнью!

***

Бесчеловечие мы уважаем как дело благородное, а сострадание презираем как нечто постыдное. Их гонят из городов, гонят из домов, с площади, с дорог, из бесед, из народных собраний, пиров и – о горькая участь! – их отгоняют и от самой воды.

***

Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты принадлежишь не к числу имеющих нужду в благодеяниях, а к числу тех, которые могут оказывать благодеяния, что не ты смотришь в чужие руки, а другие – в твои. Обогати себя не только имуществом, но и благочестием, не только золотом, но и добродетелью, или, лучше, только ею одной. Заслужи предпочтение перед ближним своим тем, что ты его благотворительное. Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божию. Ибо ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение, хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше и сообразно со своими силами. Бог сотворил человека и снова восставляет его из тления; а ты, по крайней мере, не презри падшего.

***

Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению, тем ближе, чем с большей отважностью плывет. Так и всякий обложенный телом близок к бедам телесным, и тем ближе, чем бесстрашнее ходит с поднятым челом, не смотря на лежащих перед ним. Пока плывешь при благоприятном ветре – подавай руку потерпевшему кораблекрушение; пока наслаждаешься здоровьем и богатством – помоги страждущему. Не дожидайся того, чтобы узнать из собственного опыта, какое великое зло есть бесчеловечие и какое великое благо есть сердце, открытое терпящим нужду. Не желай дожить до того, чтобы Бог вознес руку Свою (Пс.73:3) на возносящих шею свою и пренебрегающих убогими. Вразумись чужими бедами.

***

Дай хоть самую малость бедному: и то не будет малостью для того, кто во всем нуждается, и для самого Бога, если подаяние будет по силе. Вместо великого дара принеси усердие.

***

Ничего не имеешь? Утешь слезой. Великое лекарство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем; несчастье много облегчается искренним соболезнованием. Ты, человек, не должен считать человека хуже животного, которое закон велит тебе поднять, когда оно упадет в ров, или привести к хозяину, когда заблудится (Исх.23:4.5; Втор.22:4).

***

Но вот что особенно достойно оплакивания: есть и между нашими собратьями люди, которые так далеки от соболезнования и вспомоществования страждущим, что даже не стыдятся жестоко укорять их, нападают на них, придумывают пустые и ничтожные умствования, «как гласящие с земли» (Ис.29:4), говорят на ветер, а не для слуха водимого благим смыслом и привыкшего к истинам божественным.

***

Поэтому не будем ни слишком высоко ценить во всяком случае здоровье, ни слишком осуждать болезни, не будем прилепляться к скороутекающему богатству (Пс.61:11) и более надлежащего прилагать к этому потоку свое сердце, тратя на это, так сказать, нечто из существа души нашей. Не будем восставать и против бедности как против доли, заслуживающей презрение, проклятие и ненависть. Научимся лучше и презирать безумно употребляемое здоровье, которого плод – грех, и уважать благочестиво переносимую болезнь, почитая тех, которые страданием приобрели победу, почем знать, не кроется ли между болящими какой-нибудь Иов, который несравненно больше достоин чести, чем здоровые, хотя и соскребает с себя гной, и томится день и ночь под открытым небом, страдая и от язв, и от жены, и от друзей.

***

Научимся отметать и неправедное богатство, за которое праведно «мучается в пламени» (Лк.16:24) богач, прося для прохлаждения малую каплю воды; и вместе – ублажать благодарную и любомудрую бедность, с которой Лазарь спасается и богато награждается упокоением в недрах Авраама.

***

Таким образом, человеколюбие и благосердие к бедным, кажется, нужно нам и для того, чтобы заградить уста неправомыслящих о нем и не уступать суетным их мудрованиям, которые мы теперь рассматривали, то есть не обращать жестокости в закон во вред самим себе. Но больше всего почтим здесь заповедь и увещания слова Божия. Какая же это заповедь?

***

    «Блаженны», говорит Он, «милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7); видишь, что между блаженствами не последнее место занимает милость. Также: «блажен, кто помышляет о нищем и бедном» (Пс.40:1); «блажен муж милует и взаймы дает» (Пс.111:5); «всякий день милует и взаймы дает» (Пс.36:26). Восхитим же блаженство, сослужим наименование разумевающих, сделаемся благими; сама ночь да не прервет дел милосердия.

***

Не допускай ни малейшего промежутка между благим намерением и благотворением. Вот одно, что не терпит отсрочки, – человеколюбие. «Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом твой» (Ис.58:7); и все это делай радушно.

***

Итак, ежели вы, рабы и братия, и сонаследники Христа, сколько-нибудь имеете ко мне послушания, то пока еще есть время посетим Христа, послужим Христу, напитаем Христа, оденем Христа, примем Христа, почтим Христа – не только трапезой, как некоторые; не маслами благовонными, как Мария; не гробом только, как Иосиф Аримафейский; не веществами нужными при погребении, как Никодим, в половину только показавший любовь свою ко Христу; не золотом, ладаном и смирной; как еще прежде – волхвы, но поскольку Владыка всяческих «милостей хочет, а не жертвы» (Мф.9:13), и милосердие дороже «тысяч тучных агнцев» (Дан.3:40), то это-то милосердие и принесем Ему в лице бедных и долу влачащихся ныне, чтобы тогда, как мы отойдем отсюда, они приняли нас «в вечные обители» (Лк.16:9), в самом Христе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Вне хри­сти­ан­ства нет ис­тин­ных ге­ро­ев добра Вне хри­сти­ан­ства нет ис­тин­ных ге­ро­ев добра
Сщмч. Мефодий (Красноперов)
Вне хри­сти­ан­ства нет ис­тин­ных ге­ро­ев добра Вне христианства нет истинных героев добра
Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский
Ни­ка­кие бла­га это­го ми­ра, ни­ка­кая муд­рость мир­ская не мо­гут так ско­ро при­ве­сти нас к це­ли, к ис­ко­мо­му на­ми и все­ми людь­ми сча­стью, ра­до­сти, бла­жен­ству, как тес­ный, уз­кий еван­гель­ский путь, или путь кре­ста.
Что должен знать работающий Господу Что должен знать работающий Господу
Свт. Николай Японский
Что должен знать работающий Господу Николай Японский о том, что должен знать работающий Господу
Святитель Николай Японский
Все катехизаторы и священники находятся под пристальным вниманием диавола, который, желая их победить, выпускает множество огненных стрел.
Бегай зла богомерзкого ростовщичества Бегай зла богомерзкого ростовщичества
Прп. Максим Грек
Бегай зла богомерзкого ростовщичества Бегай зла богомерзкого ростовщичества
Из нравственных поучении Максима Грека
Преподобный Максим Грек
Бегай зла лихоимства, делающего антихристом, то есть противником евангельским заповедям, всякого, утешающегося им.
Об умных людях и умных душах Об умных людях и умных душах
Прп. Антоний Великий
Об умных людях и умных душах Антоний Великий об умных людях и умных душах
Преподобный Антоний Великий
Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением.
Комментарии
Сергий К17 февраля 2017, 21:00
Святитель Амвросий Медиоланский говорит, что милостыня должна вспотеть в твоей руке, прежде чем ты её отдашь. Рассудительность высшая добродетель. Смиренномудрия мы просим в Великом посту
Иван Агафонов12 февраля 2017, 19:00
Очень сложно принимать решения, где от тебя требуются решения благие, милосердные,подчас даже рискованные, т.е. можно получить отдачу такую, что мало и не покажется. Но нас Евангелие призывает не допускать ни малей- -шего промежутка между благим намерением и благотворением. Про это пишет и Григорий Богослов о милосердии и богатстве, он так же напоминает нам,что человеколюбие не терпит отстрочки. "Не дожидайся того, чтобы узнать из собственного опыта, какое великое зло есть бесчеловечие и какое великое благо есть сердце, открытое терпящим нужду. Вразумись,говорит чужими бедами и беды минуют тебя.
Janna 9 февраля 2017, 08:00
Спасибо за статью и напоминание! Но бывает и так - отправишь перевод человеку, который жалуется на отсутствие денег, а на следующий день звонишь и слышишь, что он употребил эти средства, чтобы просто напиться как поросенок. И, после этого начинаешь чувствовать свою вину и сомнения - а нужно ли было это делать? Слава Богу за все!
lyudmila Toll 9 февраля 2017, 07:00
Святителю великий Григорие Богослове моли БОГА о нас http://www.pravoslavie.ru/100816.html Natalja вот здесь Сам Господь посылает для вас-- увидите сами как только начнете читать Псалтирь
Сергий 8 февраля 2017, 20:00
Любить врагов - это хорошо, но часто мы их "любим" просто от нелюбви к родным и близким. Враг, в конце концов, вызывает страх и уважение. А просто близкие люди вызывают греховное отвращение ("у меня дел нет, что ли, помогать тебе?"). Любовь к врагам возможна лишь там, где остальные любови тоже имеются. А если они имеются (и такое бывает, и не очень редко) - нужно молиться за врагов, делать при случае добро... А больше ничего и не заповедано
Алексей Козубовский 8 февраля 2017, 15:00
Отче Григорие моли Всемилостивого Бога о нас
раиса 8 февраля 2017, 12:00
Наташа, я думаю, что в таком случае достаточно им не платить злом за зло, не мстить. На самом деле это очень много и большой труд. Практически у всех людей есть такие недоброжелатели.Я в таком случае стараюсь им все простить и, чтобы не искушаться более, с ними не общаюсь. По крайней мере, так советуют святые, удалятся от общения с такими людьми.
Павел 7 февраля 2017, 17:00
Уважаемая natalja! Вы правы, конечно. Тяжело. Трудно. Но надо. Помоги Господи!
natalja 7 февраля 2017, 16:00
Как трудно проявлять милосердие к тем, кто тебе делает зло, не любит и желает зла! Только Святым людям это возможно было! Нам -бы хоть научиться прощать сердцем, а не умом. Помоги ГОСПОДИ к этому приблизиться!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×