Мультфильм сегодня больше чем мультфильм. Пожалуй, так можно начать статью, посвященную развитию современной мультипликационной индустрии. Да-да, именно индустрии. Закрученный сюжет, кассовые сборы, шаблонный юмор, известные продюсеры, саундтреки, реклама – все это и много больше теперь ассоциируется у нас не только со взрослым кино, но и с мультипликацией. И, конечно, после выхода на экраны очередной мультновинки появляется огромное количество товаров с изображением главных героев этих самых новинок. Еще и спрос-то не успел возникнуть, а предложений уже в избытке, что нам остаётся делать – только потреблять. И как-то незаметно становятся эти персонажи неотъемлемой частью нашей жизни, жизни наших детей. Нередко персонажам этим готов симпатизировать заранее, ещё не видя самого продукта – уж больно хороша и привлекательна обертка, качественно и со знанием дела проведена рекламная кампания. И все же – что стоит за популярностью современных мультфильмов, можно ли безоговорочно доверять тем медийным продуктам, которые сегодня находятся на пике популярности? Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.
Что стоит за популярностью современных мультфильмов?
За основу мы взяли публикацию, в которой говорилось, что израильские ученые считают популярный мультфильм «Маша и медведь» опасным для просмотра маленькими зрителями. Поведение Маши, по их мнению, говорит о проблемах с психикой главной героини. «Медведь в мультфильме на самом деле является проекцией посттравматических недугов Маши, которые были вызваны одиночеством в лесу. При этом отношение героини к косолапому другу они называют исключительно ‟садистским”». Интересно, что мультфильм продан для проката в различные страны, переведён более чем на 25 языков мира, обрёл популярность в США, Азии и Европе. Не мал и «послужной список» премий и наград. Что касается зрительской симпатии, мультик занимает одно из первых мест в нашей стране: «Машу» любят не только дети, но и взрослые, о чем говорит статистика. Мы решили провести собственный анализ, побеседовав со специалистами, имеющими непосредственное отношение к мультипликации и детской психологии – нашим прославленным мультипликатором Юрием Норштейном, известными психологами Ириной Медведевой и Татьяной Шишовой, а также руководителем студии «Киноконтакт» Василием Яцкиным.
«Справедливо забеспокоились, – отмечает Татьяна Львовна Шишова. – Мультфильмы должны нести воспитательную нагрузку, так как детям часто хочется подражать любимым героям. Образ девочки Маши для них крайне привлекателен: озорной смех, быстрая смена картинки и мыслей героини, её подвижность, неуважительное, а подчас грубое отношение к медведю – все это притягивает и растормаживает неустойчивую детскую психику.
Сейчас родителям вообще сильно повезло: очень много необходимой информации, надо лишь заинтересоваться и задаться вопросом, а ответы сейчас найти можно. Когда я воспитывала своих троих детей, вот тогда шишек набили много – мы, как первооткрыватели, всё наощупь проходили, ища правильный вектор».
Анализируя, Татьяна Львовна предлагает рассмотреть персонажей под углом ювенальной идеологии: «Маша – своенравный ребёнок, не имеющий уважения к старшим, а Медведь – образ взрослого (родителя или учителя), который расписывается в собственном бессилии, не знает, как обуздать невоспитанное чадо. Эта модель неправильного, ненаказуемого поведения без должного комментария взрослого во время просмотра прочно врезается в детское сознание, оставляя свой грубый след».
Ирина Яковлевна Медведева во время обсуждения идёт чуть дальше и вводит в беседу медицинские термины: «психопатоподобное поведение» – так она оценивает поведение Маши, транслируемое на экране. Ещё один любопытный термин – «превращенная форма» – раскрывает секрет популярности мультфильма среди взрослого населения. Образ девочки узнаваем: внешний облик несколько переделан на современный лад, но все же он ассоциируется с положительном героем – с той Машей в сарафане и платочке, на которую нынешние взрослые смотрели в своём детстве. Но при этом внутренний облик персонажа изменён кардинально, то есть форма не соответствует содержанию. Интересно отметить, что медведя в этом мультремейке ещё и лишают голоса, – иными словами, окончательно не оставляют возможности хоть как-то повлиять на Машу. То есть при хамском и жестоком к нему отношении ему остаётся лишь рвать на себе волосы, стучать ногами и пытаться скрыться в недосягаемом месте.
Василий Леонидович Яцкин солидарен с вышесказанным мнением. И предлагает провести интересный эксперимент, дабы не быть голословными и позволить зрителю самому увидеть и почувствовать разницу и силу «превращенной формы»: «Посмотрите с детьми сначала старый мультфильм, освежите в памяти тот русский образ. Именно он вам когда-то полюбился (и его было за что любить!). А потом сразу включите серию современной ‟Маши”… Во время наших выступлений и лекций мы устраиваем такие просмотры, аудитория ощущает колоссальную разницу между этими образами и своим настроением, настроением и поведением своих детей.
Избыток порой недетского юмора в современной мультипликации делает ребенка неспособным чувствовать боль персонажа, его обиду. Границы дозволенного стерты. Этот стереотипный юмор вызывает у детей привыкание, поэтому старые мультфильмы начинают казаться им скучными и неинтересными, родителям кажется, что их дети “выросли из крокодил ген и чебурашек”, а на самом деле они толком и не доросли до них. Это как с едой: если употреблять в пищу каждый день продукты с усилителями вкуса, то по истечении времени обычная пища станет казаться пресной и безвкусной.
Василий Леонидович упомянул ещё один мультипликационный «шедевр» последнего времени – «Три богатыря». Здесь, по его мнению, проблема будет серьезней и глубже, ведь образы богатырей исковерканы до неузнаваемости. Этот мультфильм дискредитирует былинный пласт и историю Руси, истинный дух русского народа. Не будем забывать, что Илия Муромец причислен к лику святых. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем, о котором складывались многочисленные былины! Так давайте же будем читать своим детям былины, а не знакомить их с «похабными качками», отчего-то названными «богатырями».
«У Маши злое лицо, – констатирует Юрий Борисович Норштейн. – При всей якобы миловидности злое лицо. И поведение садистское, это точно, к сожалению».
Беседа с мастером получилась особенно интересной.
Мультипликация должна нести любовь и созидание, сострадание и сопереживание
«Для меня, – отмечает Юрий Борисович, – мультипликация – это всегда ограничение, только через ограничение познается полнота и смысл того, что ты хочешь выразить. Современная 3D-картинка лишает детей способности фантазировать, дорисовывать и доводить до совершенства образы в своей голове – за них уже все сделали «профессионалы». А ведь каждый ребенок – это художник, гораздо более пронзительный и искренний, нежели взрослый. Он не знаком ещё с канонами и правилами, сложными техниками, но он умеет чувствовать и фантазировать, не боится, что его не поймут. Начертил на бумаге две линии: вот небо, вот земля – и вся полнота в этих линиях для него уже есть. Помните в «Маленьком принце» коробочку с барашком? Это то, что нужно: ограничение, дающее рост фантазии и мысли. Мультипликация должна нести любовь и созидание, сострадание и сопереживание. Как и любое искусство – и смех, и слезы, и любовь».
«Знаете, было время, когда некоторые родители утверждали, что “Ёжик в тумане” – страшный фильм, – делится воспоминаниями режиссёр. – моя позиция относительно этого вопроса была такова, что дети должны приобретать опыт, набираться знания, задумываться. И в этом не последняя роль анимации. Но обязательно должна быть своего рода релаксация, выдох, добрый финал. Или финал, заставляющий подумать, посидеть в тишине, проанализировать увиденное, дорисовать образы. В противном случае накапливается понятие жестокости и чёрствости. И, если это накопление будет регулярным, то жестокость в ребёнке обязательно проявится – возможно, не сразу, а годам как раз к пятнадцати, а мы будем думать и гадать, что же с ребенком не так, почему он ‟вдруг” таким стал».
Юрий Борисович убежден, что необходимо давать психологический анализ мультипликации: «Психологи должны этим заниматься, это их работа и в настоящее время крайняя необходимость».
Как видите, мнения специалистов во многом совпадают.
Как же уберечь себя и детей от навязываемой продукции? Как привить им хороший вкус, а главное – нежелание следовать дурному только потому, что оно популярно, не бояться иметь свою точку зрения и придерживаться её?
Юрий Борисович считает, что необходимо как можно раньше начинать читать своим детям. В первую очередь постоянным должно стать чтение стихов – желательно с полугодовалого возраста. Читать и читать, чтобы у детей вырабатывался ритм и музыка рифмы. Чтобы мультипликация была лишь вспомогательным источником познания и вдохновения, а основное дети получали путем живого общения с родителями и чтением книг.
Стоит попробовать сравнить разные мультфильмы, не пренебрегать возможностью вместе с ребёнком посмотреть мультфильм, обсудить поведение персонажей, дать комментарий их поступкам, расставить в голове ребёнка хорошее и плохое по местам, чтобы не было путаницы и неправильного восприятия увиденного. Старайтесь сами подбирать мультфильмы для своего ребёнка в соответствии с его возрастом и особенностями. Не стоит полагаться на подборку т.н. «детских» каналов – порой там транслируют то, что ни под каким предлогом не должно попасть в мозг маленького человека.
Умение занять ребёнка, придумать совместное интересное занятие, увлечь его важным делом – все это помогает развеять скуку, которая зачастую движет желанием смотреть в экран. А ещё психологи не рекомендуют часто менять репертуар просмотра. Показывайте один и тот же мультфильм по многу раз: дети – консерваторы, они любят закрепление и повторение. Частая смена сюжетов не идёт им на пользу. Просматривая одну и ту же мультипликацию, каждый раз они открывают что-то новое, заново дорисовывают сюжет, проживают эту историю. Не спешите показать им все и сразу.
Обходите стороной продукцию, где на примере героев подрывается родительский авторитет
Обходите стороной ту продукцию, где на примере главных героев подрывается родительский авторитет.
Татьяна Львовна убеждена, что есть вещи, которые должны быть под запретом: «Мы не должны бояться своей позиции и заискивать перед ребёнком. Он будет чувствовать, что мы и сами не уверены в том, что говорим ему, а так ничего не получится».
И в заключение хочется пожелать всем родителям больше живого общения со своими детьми, чтобы в семьях мы хранили и передавали христианские ценности, накопленные на протяжении многих веков. Чтобы богатыри оставались богатырями, чтобы добро и зло знали свои места и не менялись ими. Чтобы жестокость и равнодушие не проникали в наши и детские сердца.
«Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?» (Гоголь Н.В.)
И вот эта ещё цитата понравилась: «Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача – поучать любовно; и оно является постыдным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открывать истину» (Джон Рескин).
1. Сборка из 800 советских мультфильмов
2. Серийные (Гора самоцветов, Барбоскины, Фиксики, Лунтик)
3. Полнометражные современные, которые интересны и взрослым (головоломки, вверх, маленький принц, валли и т.д.)
Важно то, что многие мультфильмы нравяться и взрослым, мы смотрим вместе и обсуждаем
Прочитала Ваши комментарии... рада , что эта тема актуальна и важна для нас с Вами.
Я многодетная мама, так что для меня вопрос мультфильмов не просто важен, а крайне важен. Резонанс мнений прослеживается , я этого ожидала. Очень здорово, что многие вспоминают наши старые мультфильмы («Ну, погоди!», «Малыш и к.», «Трое из Простоквашино») и хотят разобраться, а как с ними то быть.
1. «Малыш и Карлсон».
Кто читал книгу в оригинале? Почему-то мне кажется, что немногие. Ради интереса полистайте. Например, все члены семьи там живут как бы отдельно друг от друга, каждый в своей комнате, иногда встречаясь друг с другом за столом. Старшие дети вообще имеют некоторое аморальное поведение по отношению к малышу: крайне интересна сцена, когда малыш, гуляя с К., забредают в окно, где лежит голодный орущий младенец, оставленный родителями , которые ушли в гости (!). Ох уж эти шведы. Им реальна нужна Ю.Ю.
То есть образ, созданный нашими сценаристами и мультипликаторами, невероятно добр и наивен. Там есть то, о чем говорит Юрий Борисович, - разрядка на добро, там есть мораль. Любящий родителей малыш, любящие родители малыша и маленький летающий проказник, которого тот же малыш осуждает в его хулиганстве. Пухлый человечек сам по себе настолько харизматичен (спасибо удивительному Василию Ливанову), что детям достаточно просто повторять его всеми любимые фразы со схожей интонацией, чтоб отождествить себя с ним. Много у кого после просмотра ребёнок лез кататься на люстры? Потому что там нет подмены образов, все и всё на своих местах. Карлсон – выдумка, а сам малыш – добрый и послушный. Вы чувствуете разницу?
2. «Простоквашино» анализировала. Да, начало похоже на Ю.Ю. идеологию: чуть что не по-твоему – сматывай удочки и беги от родителей. Все так, если бы была только одна серия. Но что мы видим дальше? Фёдор заболевает, и тут становится ясно всем, что без родителей никуда, он возвращается домой. Да, в этой семье бывают у них и конфликты и недовольства, то, о чем говорят некоторые комментаторы: дается ребенку немного представление о взрослой жизни без розовых очков. Но у них СЕМЬЯ! И несмотря ни на что они все же вместе и любят друг друга! По-моему ясно.
3. Ну, и конечно заяц-волк. Помните фильм «Зимний вечер в Гаграх»? Там этот мульт Беглов смотрел. Я думаю, неспроста режиссёр вставил этот кадр: он показал реальную целевую аудиторию этого продукта. Пожилой человек, с огромной грустью в глазах и сердце, с изломанной жизнью, которому надо хоть над чем-то посмеяться.
Согласна с теми, кто считает, что все идет в первую очередь от семьи и от поведения родителей. Что если смотреть – то смотреть вместе, объяснять, пытаться отыскать лучшее из худшего. Просто тут 50 на 50: кто-то посмотрит и забудет, а для какого-то ребятенка это станет желанным образом для подражания, реализации его скрытого «потенциала».
И ещё. Эксперты, которые давали комментарии, они же не то чтоб посмотрели пару серий – и фу: Маша плохая, не смотрите. Они каждый день работают с детьми, каждый день встречаются с одними и теми же проблемами и жалобами родителей, которые потеряли контроль над ситуацией. Так что мнение их отнюдь не голословно и не однобоко.
Всем огромная благодарность за Ваше мнение!
Дай Бог мира в Ваших домах и согласия с детками!
Анастасия Кутина.
то ЧТО ВЫ САМИ-то ЧИТАЕТЕ, КАКИМИ КАРТИНАМИ восхищаетесь? И дело не в сотовых, вранье и запретах, регентских училищах и даже Евангелии. Дело в собственном уровне развития. Вот и все. После натуральной свежей пищи мусорные очтстки кушать не станешь...
Получается, наше население не имеет элементарного вкуса даже к детской продукции, возмущаясь абсолютно обычным разбором уровня изготовления современной киноиндустрии.
да подобный анализ еще в школе учать делать-уровнь художественного исполнения, способы передачи авторской мысли и так далее..
Что смотреть, ну понятно, что шедевры советской мультипликации. А сколько злобы на профессионалов в статье... Это же все от элементарной необразованности. Перечисляют иностранные мультфильмы наипримитивнейшие нарисованные в китае сериалы и только два три человека вспомнили русские. А " ну, погоди" был просто калькой с "том и джерри".
Зато советские нарисованные мультфильмы дети обожают. Да и я с ними, они очень четкие в плане добра и зла, лет до 8 , а может и дольше детям это необходимо. Потом уже появятся сложные герои, с очень глубокими характерами, хотя и в том же Аленьком цветочке дети обязательно задумаются...
Если кто дочитал статью до конца, там была цитата Н.В. Гоголя о том, что назидательно выставлять недостатки в искусстве - это тоже учить добру. Именно это, наверное, и имели ввиду авторы мультика, изображая хулигана-волка и положительного зайца. В отличие от "Маши и медведя", волк - не главный герой, на которого предлагается равняться. Но вообще, это мультик не о добре, а просто аналог " Тома и Джерри": погони и хохмы, кто кого. Своим детям "Ну, погоди!" не показываю, так же как и "Кота Леопольда". :)
Могу посоветовать 2 многосерийных ультика. Первый "Макс и Руби" - очень добрый мультик про двух кроликов - старшая сестра Руби воспитывает младшего брата Макса. Мультик американский. Но очень заблуждаются те, кто думает, что все американское - плохо! Мультик создан по рассказам американской писательницы Розмари Уэллс, которая вот что пишет о своем детстве: "я провела большую часть моего времени на свежем воздухе, бегала по лесу за нашим домом, и играла в бейсбол с соседским детьми. Я провела много времени с животными, лошадьми, и собаками. Бабушка водила меня в театр и музеи в Нью-Йорке. Я родилась в золотой век детства в истории нашей страны. И, мне повезло, потому что мои родители были счастливы, и они поддерживали все мои начинания. Чтение рассказов вслух было такой же частью моего детства, как воздух, которым я дышала".
Вот это все отражено в мультике, брат и сестра- кролики гуляют, изучают мир, ходят вместе с бабушкой в интересные места, познают мир, природу, делают добрые дела. В общем очень-очень рекомендую!
Второй мультик британский "Свинка Пеппа", там про семью свинок, мама, папа, двое детей) Он с юмором, они попадают в разные смешные ситуации.
А и еще один, американский "Маленькое королевство Бена и Холли", он тоже очень добрый.
Но Макс и Руби - это самый-самый любимый.
Да, это все для дошкольного и младшего школьного возраста.
Впрочем, ни один из моих знакомых со мной в этом не согласен. Особенно те, кто жалуется на агрессивную истерию своих чадушек. И откуда эта агрессия, спрашивают они...
У ребенка надо воспитывать вкус, умение различать добро и зло, умение оставаться верным Богу в любом жизненном выборе, не поддаваться на провокации, игнорировать пошлость, а не сажать его под колпак, не растить его в тепличных условиях. Мы призваны в этот мир, в котором Бог любит каждого (!!!) человека, и должны уметь в нем жить, кто бы и что бы нас ни окружало!
Илье спасибо за комментарий! Полностью с ним согласна!
Так воспитала-то Машу та самая учительница, слепленная создателями мультфильма о девочке Серафиме.
Маша бесноватая со злым лицом и пропагандирует ювенальную юстицию?
Давайте другие мультфильмы так рассмотрим:
"Ну, погоди!" Волк курит, пьёт, бездельничает, хулиганит - посмотрев этот мультик дети потянутся к бутылке и сигарете?
"Малыш и Карлсон" взрослый человек (мужчина во цвете лет, как Карлсон сам себя называет) является к маленькому мальчику когда родителей нет дома, балуется с ним, затаскивает к себе на крышу - что пропагандирует этот мультфильм с точки зрения экспертов?
"Трое из Простоквашина"- мальчик сбегает из дома, живёт без родителей как хочет - это призыв к непослушанию?
Одна моя любимая сестра во Христе, имеющая трое детей сказала, что это наш родительский Крест- пытаться фильтровать и мультфильмы, фильмы; объяснять что и почему.
А мультфильм про богатырей, в частности об Илье Муромце я посмотрела в небольшом ужасе, как искажен его, Святого, образ! Он насмехался над утрированно набожным князем Владмиром, был суеверен- подчеркнуто на протяжении всего мультфильма.
Помоги нам Господь!
Печально. Еще хороший досуг ребенку-аудио. Его в интернете много и высокого качества. И аудиоспектакли и книги. Ведь книги читать вслух постоянно тоже устаешь. Мы много слушаем. От этого растет кругозор и прекрасно развивается речь. Сейчас вот дочери семь лет и она начала сама чувствовать безвкусицу и пошлость.
+++!!! Лучше не скажешь. Мишка,его пример, учит смирению, терпению и любви-что выше этого? А Маша -это клубок страстей и детской непосредственности. Что, все дети ангелы? До 7 лет-без грехов? Увы и ах.
У нашей бабушки(моей мамы) тоже было предвзятое отношение к этому мультику-негативное,до того ,как появилась внучка...;-)Теперь бабушка гораздо лучше понимает Мишку и с уважением к нему относится.
"А вот я в советские времена, о-го-го!"
Иван, в моем коменте были слова о вреде запретов, но не было о предоставлении ребенку свободного выбора; Вы слишком увлеклись в споре и приписали мне выдуманные Вами аргументы.
Ребенок растет в мире, открытом всяким влияниям - и вредным, и полезным. Ребенок видит, что другие дети смеются, обсуждают то, что для него запрещено. И важно не озлобить, не настроить ребенка против Церкви, не создать в его душе образа всезапрещающего Православия. Воспитывать нужно любовью, а не злобой.
Ребенок перенимает поведение родителей, пока он маленький и значительную часть времени проводит в семье. И если, папа вечерком выпивает пивка, а мама покуривает сигареты на прогулке с ребенком, да и еще соответсвующее общение между родителями в семье, не нужно потом на мультики пенять )
Когда чадо подрастет , ему надо рассказывать что есть его основа , не надо пичкать какими то выдуманными идеалами, только реальность и что такое он (ребенок) в этой реальности.