Вышел в свет очередной (июнь 2017 г., №6[42]) выпуск ежемесячного общецерковного журнала «Монастырский вестник» – официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.
Тема номера: «Поминай последняя твоя»
Выпуск посвящен происхождению традиций и обрядов монашеского погребения, их символике и смыслам. Образ «прощания» с телом почившего всегда занимал важнейшее место в культурах практически многих народов. Безусловно, тот или иной обряд погребения усопшего был напрямую связан с мировоззрением социальной, этнической общности, а также с его религиозным измерением – представлениями о будущей, загробной жизни, предстоящем воздаянии. Христианская, новозаветная традиция возвещает всему миру радость Воскресения Христова, радость вечной жизни с Богом и великой победы над смертью. Поэтому обряды погребения православных иноков имеют во многом непривычный для остального мира внутренний смысл, меняющий традиционно «скорбный» взгляд на смерть человека и прощание с его телом.
Читайте в новом номере:
Исследование Со святыми упокой
История нынешних чинов погребения уходит корнями в дохристианскую и доисторическую эпоху. Древнейшие погребальные обычаи основаны не только на общекультурных началах уважения человека и стремления сокрыть всякое неблагообразие; в них явно видна и религиозная идея надежды на воскресение и будущую жизнь.
Текст игумена Мелхиседека (Крахмалева)
Исторический ракурс Происхождение погребального обычая православного монашества
Всякий, кто был в какой-либо из древних монашеских обителей на Афоне или на Синае, обращал внимание на монашеские костницы. Непривычно для русского человека выглядят горы костей и черепов, сложенные в специальных часовнях. Откуда происходит такой обычай обращения с останками почивших братьев?
Исследовал Антон Беликов
Прошлое и настоящее Археология монашеского надгробия: кладбище Высоко-Петровского монастыря в XV- XVII веках
Кладбище Высоко-Петровского ставропигиального монастыря долго было известно в Москве благодаря родовому некрополю Нарышкиных, родичей царя Петра Великого. Первые из них были погребены здесь после мученической кончины во время мятежа стрельцов в 1682 году. Этот некрополь, как и всё кладбище монастыря в целом, был разрушен в годы государственного атеизма, и до наших дней дошла пара десятков надгробных памятников XVIII века в форме больших белокаменных саркофагов.
Исследование Леонида Беляева, доктора исторических наук, заведующего Отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН
А также:
Святая Гора В могилу на три года
Монастырям Афона сотни лет. В них жили и умирали многие тысячи монахов. Где же их могилы? Или, может быть, ныне живущие просто не считают нужным заботиться о сохранении памяти своих почивших братьев?..
Материал Юрия Рябинина
Юбилей 40 лет в пустыни
Каждый год в день обретения мощей преподобного Нила, 27 мая/9 июня, совершается особенное торжество в Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер. В нынешний год 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского праздничную Божественную литургию в обители 9 июня возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Людмила Волкова
Дата Мощи – значит «мощь»
В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви святитель Феофан Затворник был причислен к лику святых как «подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества». 29 июня 2002 года мощи святителя из села Эммануиловки Рязанской области многолюдным крестным ходом были перенесены в Успенскую церковь Вышенского монастыря.
Рассказ Варвары Кашириной
Книжная полка Память о смерти – добродетель
Публикуем фрагмент из книги богослова, историка Православной Церкви, профессора Н.Е. Пестова «Современная практика православного благочестия». Глава 6 «Память смертная».
Отцы Церкви Преподобный Евфимий Новый: строитель безмолвия
Преподобный Евфимий Фессалоникийский, прозванный Новым, в отличие от Евфимия Великого, был отшельником, киновиатом, строителем монастырей и настоятелем. Но более всего его увлекало безмолвие. Оно возвело преподобного на столп, оно же и свело с него.
Анастасия Михалос
Документы древности Письмо к Кириаку
Западно-сирийские манускрипты приписывают авторство текста «Письма к Кириаку» Бабаю, патриарху Селевкии-Ктистефона, который был казнён персидским шахом Перозом. Однако более вероятно, что действительный автор этого текста – Бабай Нисибинский (†630).
Исследование иеромонаха Пантелеимона (Королева)
Юридическая консультация Требования пожарной безопасности
Материалы Юридической службы Московской Патриархии
Чтобы узнать, как оформить подписку, напишите на 28petrovka@gmail.com или в социальных сетях:
https://www.facebook.com/28petrovka