Христиане комфорта

Архимандрит Андрей (Конанос) Архимандрит Андрей (Конанос)

К сожалению, сегодня мы, люди, заняты только своим «я» и превозносим его, но когда мы поймем, что не наше «я», а Христос – это всё, тогда рады будем превозносить Господа.

Надо говорить: «Слава Тебе, Боже!» – а не молиться всё время только о своих проблемах, надо просто прославлять Бога. Не занимайся же постоянно собой, своими проблемами. Ты не самое главное в жизни, и вопросы, занимающие тебя, тоже не самые важные во вселенной. Христос – это всё. Пройдет еще немного времени, и мы уйдем из этой жизни. Пройдет всё на свете, а Господь пребудет. Он существует всегда и будет прославляться вовеки. Ему будут служить миллионы людей.

Поэтому пойми, осознай уже сейчас эту реальность и начни делать то, что будут делать все. Выкинь свое «я», не жалей о нем. Старец Паисий говорит об этом замечательно:

– Выкинь свое «я», не жалей о нем! И если выкинешь его, знаешь, где его найдешь? В объятиях Бога!

Но сначала надо отвергнуть свое «я», не баловать его и не заботиться о нем на нездоровый манер, с чрезмерным комфортом для себя. Утруди себя немного и занимайся своим Богом. Пусть Он будет твоей радостью. Ты и представить себе не можешь, как будешь счастлив, когда перестанешь заниматься своими проблемами. Твоей проблемой да будет одно – прославлять Христа. Он да будет твоим вопросом и твоей темой.

Если бы мы могли увидеть ум ангела – о чем он думает, какими проблемами занимается… Да никакими! Он служит Богу, прославляет Его и радуется! Это переживем и мы когда-нибудь – а сейчас, естественно, мы далеки от этого состояния, потому что у нас кругом проблемы и заботы, семья, дети, болезни и прочее.

В нашей жизни много такого, что нас рассеивает, но, невзирая на всё, и в этих условиях мы можем подвизаться и достигнуть подлинного славословия Христа. Он может быть прославлен и самим трудом, который ты прикладываешь, и борьбой, которую ведешь, когда делаешь для Него всё, ради Него утомляешь себя, подвизаешься и трудишься.

Всё, что мы делаем, должно быть для Христа, а для кого же еще? Не делай этого ради другого человека, потому что он ничего тебе не может дать, вкладывай свои деньги в небесный банк, где проценты самые высокие. Так говорят святые. Трудись для Господа, чтобы тебе воздал Он и ты бы насытился, а не угождай своим страстям, которые доставят тебе много несчастий. А от Христа ты получишь изобильное счастье и радость, внутреннее удовлетворение и покой.

Чтобы достигнуть этого, надо что-нибудь сделать, проснуться, начать подвизаться и бороться. Восстанем же из летаргии, очнемся от зимней спячки, в которую погрузились. Как говорили в одном старом греческом фильме: «Проснись, умойся, причешись и приведи себя в порядок».

Если бы мы могли слышать ангела, бдящего над нами, как он по много раз говорит нам:

– Встань, дитя мое! Открой глаза и оживи! Ну давай же, уже рассвело! Разве ты не видишь Христа, что же ты дремлешь? Умойся и иди!

И вот ты идешь в церковь, принимаешь крещение, начинаешь прозревать, но потом мы снова совершаем грехи, рассеиваемся среди попечений мира сего и забываемся. Нас снова одолевает дремота, и мы опять начинаем храпеть. Спишь ты и не понимаешь того, что с тобой происходит. Ангел опять говорит тебе:

– Проснись и умойся…

А ты отвечаешь, что у тебя сейчас нет воды.

– Тогда поплачь, покайся, полей немножко цветок, который сидит в тебе и уже начинает вянуть.

Некоторые люди спрашивают: «Что мне делать?» Я не скажу тебе, чтобы ты делал что-то определенное или взялся совершать великие подвиги отцов, потому что если ты только услышишь о них, то у тебя закружится голова и ты на самом деле сойдешь с ума. У меня тоже кружится голова, когда я об этом читаю.

Вот сидишь ты, слушаешь о подвигах святых и в то же время слышишь также шум работающего холодильника, и это придает тебе психологическую уверенность. Ведь он же полон всякого добра! Так что сегодня мы уже не будем заниматься этой страшной аскезой, которой занимались подвижники… А поедим сейчас как следует!

Старец Тихон погружал эту рыбью кость в кастрюлю с водой и говорил: «Слава Богу, вот мы и наелись рыбного супа»

А святые не проповедовали, они голодали Христа ради. О старце Тихоне (духовнике старца Паисия) говорят, что он был большой постник. Многим в своей жизни прославлял он Христа. Так, за дверью у него висела на гвозде рыбья кость, и он по большим праздникам опускал ее в кастрюлю с водой, как мы опускаем в кипяток пакетики с чаем. Отец Тихон наполнял кастрюлю водой, клал туда немного риса, лука и лимона, погружал эту кость и говорил:

– Слава Богу, вот мы и наелись, поели рыбного супа.

А мы, когда ведем борьбу, задаемся вопросом: а воздаст ли нам Бог за наши усилия?

Когда жена видит мужа, с другого конца земли везущего ей цветы в подарок, разве она не растрогается, разве не скажет: «Дай я тебя расцелую! Сколько же ты мучился ради меня!»? А муж отвечает: «Что бы я ни сделал, этого всё равно будет недостаточно. Хоть на край света пойду ради тебя, этого тоже будет мало. Ты заслуживаешь большего! Я так тебя люблю, что готов сделать для тебя всё…»

Вот таковы и отношения святых с Богом. Ради их подвигов Бог дарит им Свои объятия. Как жена мужу, так и Господь говорит этой душе:

– Иди, дай Мне обнять тебя, позволь Мне подать тебе Свои дары и благодать.

Ты молишься и подвизаешься, и Господь говорит:

– Ты Меня увидишь!

Ты спрашиваешь:

– Но как же это будет?

– А как этому не быть? Ты ради Меня завариваешь рыбью кость и считаешь ее едой, столько всего ради Меня делаешь, – Я ли не буду благодарен тебе и не выкажу Свою любовь? Я ведь великодушнее и богаче тебя! Это невозможно, чтобы ты что-нибудь делал ради Меня, а Я бы тебе не ответил.

Бог трогается, видя души, делающие что-нибудь ради Него. Тогда как мы, неправильно воспринимающие всё, думаем, будто подвизаться – это что-то мучительное. И говорим себе: «Ну зачем мне поститься, зачем вообще делать что-нибудь?» Да не делай ничего, если не хочешь, просто Бог видит тебя и скорбит.

Это как если бы жена услышала, что муж говорит про себя: «Ну куда мне сейчас идти искать для нее цветы и нести ей!..»

Жена говорит себе: «Да лучше вообще ничего мне не неси! Не могу я слышать такого оскорбления, что я так мало для тебя значу».

Это случается и в наших отношениях с Богом – мы должны быть преисполненными любви, а не отбывать какую-то повинность: «Надо поститься». Что значит «надо»? Если у тебя нет такого чувства, что ты делаешь это ради кого-то, тем более ради Христа, то зачем нам тогда поститься? Тогда надо есть. Будем есть, наслаждаться, чтобы треснуть от еды! Будем приятно проводить время. Если Христа не существует, то зачем нам поститься – чтобы говорить, будто мы обладаем самоконтролем? Как акробат, у всех на виду идущий по натянутому канату, и нам так же хвалиться, что умеем контролировать свою волю? Но есть ли в этом какой-нибудь смысл?

Пост – это способ, каким мы связываем себя с Тем, Кого любим, – со Христом

Пост – это способ, каким мы связываем себя с Тем, Кого любим, со Христом. Но поскольку мы забываем об этом, то опускаемся до уровня исполнения долга и говорим, что наши христианские обязанности – это то-то, то-то и то-то. И когда это слышит какой-нибудь ребенок или молодой человек, то он говорит себе: «Да оставьте вы меня в покое с вашими обязанностями!» А что это такое? Это нормальная реакция на неправильное воспитание или учение. Мы же, напротив, должны показать, что существует Христос, для Которого мы делаем всё. Ты прежде всего полюби Его, а потом увидишь, что эта борьба станет для тебя легкой.

Это всё равно как если я скажу тебе, чтобы ты совершал какие-нибудь подвиги ради девушки, которую ты вообще не знаешь. Ты совершенно справедливо спросишь меня:

– А зачем мне что-нибудь делать ради того, кого я не знаю?

Но когда вопрос встает не о какой-нибудь незнакомой девушке, а именно о той, на которой ты хочешь жениться, или о твоей супруге, твоей любви, тогда всё кардинально меняется – тебе всё кажется таким легким и естественным. И ты уже воспринимаешь это как само собой разумеющееся и должное – прилагать труд и чем-то жертвовать.

Так было и со старцем Тихоном, который, когда служил, видел ангелов, и служба его сильно затягивалась, потому что он переносился в небесное пространство. А другой подвижник почил, и у него в келье всего-то и нашлось, что несколько мелких вещиц да кувшин, в котором у него хранилась вода. Еще в ящичке стола нашли 50 драхм, которые кто-то оставил ему на помин души. И как ему их оставили, так их и нашли после его смерти – он к ним вообще не прикоснулся, хотя жил крайне бедно, питался одними сухарями. Это было всем его имуществом.

Вот это и есть аскетическая жизнь, вот эти люди и попадут в рай. Но мы с тобой ведь тоже уповаем попасть к ним. Только как же мы уместимся рядом с ними? И какой стыд испытаем в раю в соседстве с ними, в присутствии этих святых людей, которые так подвизались?

А когда умрем мы, что найдут после нас дома? Еду, которой хватило бы на то, чтобы накормить целый город? Не говоря уже о наших вещах, одежде и всем прочем… У нас ведь просто нет недостатка ни в чем. Мы – христиане последних времен, христиане комфорта.

Когда рукополагали во священство старцев Ефрема Аризонского и Харалампия, их настоятель, старец Иосиф Исихаст, сказал им, чтобы они, как только служба кончится и священник произнесет: «Молитвами святых отец наших…» – сразу же шли в свою каливу. Чтобы не оставались в храме. Услышав это, старец Арсений спросил у старца Иосифа, как же он собирается выгонять тех, кто сегодня рукополагается, и кто после службы останется принимать поздравления?

– Ничего страшного! Мы останемся принимать поздравления. А им довольно Божией благодати, не надо им сейчас слушать еще и похвал.

Сразу же после рукоположения он выгнал их, чтобы они не слышали похвал и хороших слов в свой адрес! Так он отсекал у них эгоизм, как садовник подстригает растение, чтобы оно становилось лучше. Не выдергивает его с корнем, а удаляет то, что следует, только лишнее. А мы раздражаемся, когда нас не хвалят, когда мы не слышим: «Молодец!» Кто-нибудь тебя поздравляет, не заглянув тебе в глаза, и ты уже: «А, он не придал мне должного значения, он меня не ценит и не уважает!»

Один паломник как-то отправился пешком из скита святой Анны в монастырь святого Павла. Шла зима, был снег, и ему захотелось войти куда-нибудь погреться, попить воды или чаю. Постучался он в одну дверь неподалеку от Нового Скита. Вошел к подвижнику, а тот сидит и дрожит. Очаг в келье был, но он не горел. Паломник сказал:

– Отче, я пришел, чтобы согреться и попить чаю. Почему ты, отче, не затопил очаг?

– Дитя мое, здесь, на Святой Горе, мы сегодня чествуем святых сорок мучеников Севастийских, брошенных в ледяное озеро. Как же я могу затопить печку? Нет, так не пойдет!

Монах стоял и дрожал, чтобы соучаствовать в боли, которую испытывали святые. То есть он не чествовал мучеников теоретически, наевшись и напившись, ему хотелось понести частичку их подвига.

Соучастие в подвиге святых выражается и так – в твоем терпении, в твоей совести

Что же это означает для нас? Вот, сегодня мы тоже чествуем мученика. И ты, когда ребенок вернется из школы и скажет тебе что-нибудь, что тебя огорчает, вспомни о мученике и прояви терпение. Я не говорю, чтобы ты отключал отопление. Соучастие в подвиге выражается и так – в твоей совести. Ты говоришь себе: «Меня обидели, но это ничего. Ребенок сказал мне резкие слова, но я проглочу их, с любовью вложу их в свое сердце, проявлю терпение и не допущу, чтобы началась ссора».

Дары Божии приходят не иначе, как через труд. Каждый человек проходит через какие-то испытания, от нас требуется принимать их смиренно, зная, что они приходят от Бога. Господь посылает нам необходимые для нас духовные упражнения. Когда мы сами их не выполняем, Христос посылает соответствующие события в нашу жизнь. Но мы можем предотвратить эти события, предаваясь аскезе, говоря: «Господи, не посылай мне ничего тяжелого, того, чего я не смогу понести! Я сам подвергну себя трудам, посту, не буду осуждать».

Если же ты решишь ничего не делать, Господь пошлет тебе соответствующие условия, чтобы ты подвизался. Бог не оставит тебя просто так, чтобы истекало твое время и ты терял бы его бесцельно и без пользы. Он задаст тебе тогда какое-нибудь духовное упражнение, которое придется выполнять в соответствующей ситуации, чтобы почва твоей души обрабатывалась. Не правда ли? И ты будешь подвизаться, сам того не желая, – ты просто не сможешь этого избежать. Потому что без борьбы эгоизм исчезнуть не может.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Рай», который ад «Рай», который ад
Архим. Андрей (Конанос)
«Рай», который ад «Рай», который ад
Архимандрит Андрей (Конанос)
Душа не может насытиться ни стадионами, ни танцами, ни модой... Когда мы изгнали Бога из своей жизни, всё это стало адом.
«Внутренняя гармония жизни с Богом – вот подлинный комфорт» (+ВИДЕО) «Внутренняя гармония жизни с Богом – вот подлинный комфорт» (+ВИДЕО)
Архим. Мелхиседек (Артюхин)
«Внутренняя гармония жизни с Богом – вот подлинный комфорт» (+ВИДЕО) «Внутренняя гармония жизни с Богом – вот подлинный комфорт» (+ВИДЕО)
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) об унынии, утешении и благополучии
О том, как внутреннее устроение человека связано с его настроением, зачем отец Иоанн (Крестьянкин) сажал в лагере цветы и почему не стоит путать достаток с благополучием.
Некомфортная вера, или Постимся, потому что надо! Некомфортная вера, или Постимся, потому что надо!
Зачем православные так часто постятся?
Иеромонах Дорофей (Баранов)
Пожалуй, мои родители были атеистами, потому что о том, кто такой Бог, я узнала явно не с пеленок. Бог в моем детском воображении представал эдаким грузным старцем с увиденной как-то и крепко засевшей в голове библейской картинки – суровым и страшным, которому лучше не попадаться на глаза. Я и не попадалась: верить в этого старца никто из родных меня не принуждал, а ходить в церковь, даже при желании, мне было бы не с кем.
Комментарии
Анна Резе22 июля 2017, 07:38
Спасибо. Мне дано сегодня всё понять,слава Богу. Оказывается, всё так просто. Вовремя успеть обработать почву своей души. Перед каждым постом прошу послабления, забываю среду и пятницу... Помилуй меня Господи.
григорий 9 июля 2017, 08:02
спасибо Вам, отче Андрей!
очень хорошая получилась проповедь. аж пробрало. и стало страшно и горько за потерянное впустую, на всякую ерунду время...
святые старцы Афонские, молите Бога о нас, грешных!
Алексей Олегович27 июня 2017, 12:58
Поздравляю всех с постом душеспасительном!И покаярие нам дано!Слава Богу за эти дары,и за все слава Богу!
Нелли Вишнякова25 июня 2017, 21:21
Да, мы ещё не готовы осознать в полной мере то, как святые отцы применяли ограничения своей плоти и в быту и в пище. Мы можем только восхищаться ими. Но нам не дано испытать той благодати Божьей, которую получали они. Да, мы семейные люди и это накладывает на нас определённые обязательства. Но мы можем и должны каким-либо иным способом ограничивать себя и не скатиться в "комфортное христианство". Оно как болото: там тепло, сытно, и из него совсем не хочется вылезать на истинный путь, где в этой жизни обязательно должны быть ограничения и лишения. А если их нет совсем, значит мы или сидим в болоте, или движемся не по тому пути и не в том направлении.
Алла23 июня 2017, 18:42
Феодор, это уже не пост, это самоистязание. Даже Христос нормально ел и пил большую часть Своей земной жизни, а ведь Он для нас - совершенный образец.
Феодор23 июня 2017, 17:13
Алла, а ведь ответы прямо в статье написаны: когда мы смотрим на подвиги святых, у нас кружится голова. Если вам понятна суть поста, то понятны и разные его степени, и то, что подвижники-аскеты "зажимают" плоть по максимуму чтобы не мешала быть с Богом. У нас другая мера.
Виталий23 июня 2017, 11:20
Многие в комментариях возмущаются, мол, как же есть кость?! Или как же не думать о детях?! т.д. В статье говорится иносказательно, о смирении, что мы излишне думаем о плотской и сытой жизни. А нам нужно думать прежде о душе о спасении своей души о Боге!
В 80х годах ветераны старики, глядя какая раскрепощенная и обнаглевшая молодежь, (хотя это было не так) говорили молодым: «войны на вас нет охламоны, ибо ценили даже малое!» Представьте это 80 года, когда еще жизнь была намного нравственнее, и не запачканная лживыми западными ценностями и материальной мишурой. Поэтому хочется сказать, чем больше мы едим и насыщаемся материальным, тем больше теряем человечность.
Ольга Шипилова23 июня 2017, 01:15
Спасибо за прекрасную статью!!
Алла22 июня 2017, 01:42
Катерина Морозова, так вы можете мне внятно объяснить, в чем смысл в таких действиях? Не надо общих, обвиняющих меня фраз, дайте конкретику. Польза поста мне совершенно ясна, польза в таких самоистязаниях, не предписанных ни одним уставом - нет. Восхищение у меня это не вызывает. Вот если человек делает какие-то добрые дела, с полным самоотречением себя - тут я снимаю шляпу и преклоняюсь перед такими людьми.
Григорий21 июня 2017, 23:12
Марине. Спасибо за отклик. Не соглашусь, что поддержка и похвала разные понятия. Вот лесть, конечно, не допустима,а похвалить, особенно, неуверенно го, надо. Простите, ради Бога!
Анна21 июня 2017, 22:07
В нашей семье сейчас серьёзные материальные трудности. Как не думать о детях? Как не думать о том, что им нужен белок, творог, ягоды. Своё я выкинуть легче. Выкинул своё я, махнул рукой на все трудности, рыбью кость в воде сварил и легко!
Алексей Ш.21 июня 2017, 16:54
спаси Господи за статью!
Анна21 июня 2017, 16:33
Пост нужен для нас
Так как постом человек оздоравливается,очищается,поэтому благодарите бога за хлеб и воду и жизнь.
Катерина Морозова21 июня 2017, 09:55
Пример отца Тихона - смысл всей статьи о христианах "комфорта". И то что вы, Алла, этот пример не понимаете - отлично показывает, насколько этих так называемых христиан комфорта много и даже на православном сайте. Можно всю жизнь комфортно просидеть на "детском", "понятном" духовном уровне. Да ещё с претензиями к святым, какие они, однако, "некомфортные"
Марина20 июня 2017, 23:57
для Григория:заметьте,поддерживать и хвалить-два совершенно разных слова.У многих из нас проблема в разделении этих понятий и в неумении поддержать.Скорее всего,сказывается "заточенность на светский манер",где,действительно раздражаются,не слыша похвал и лести.Когда я только начала воцерковляться,один алтарник меня попросил:"ПРОШУ,не хвалите меня,даже за глаза.ОТ ЭТОГО СТАНОВИТСЯ ЕЩЁ ТЯЖЕЛЕЕ".Я на тот момент,конечно,прислушалась,почему бы нет.Но только со временем поняла,насколько похвала вредна.Как учат отцы,похвала для души - как мазут для шёлка.А поддержка-это действие совершенно другого порядка.Сравните:"вы пели чудесно"и"спасибо за пение.Так тронуло".Правда,разница заметна?
Григорий20 июня 2017, 15:36
Спаси, Господи за интересную публикацию! Не совсем согласен только с тем, что не следует хвалить ближнего. Добрым ласковым словом поддержать не грех, а порой и обязанность
Фотина20 июня 2017, 11:09
Новый Завет
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Глава 13.
1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы...
13А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Сергей Манжелеев20 июня 2017, 10:51
Мудрые и верные слова! Спаси нас Господи!
Евгения20 июня 2017, 07:56
Прочитав статью над многим задумываешься... Спаси Господь наших учителей.
Алла20 июня 2017, 02:29
Раиса, но я цитировала отрывок конкретно про еду. С восхищением рассказывают о человеке, засовывающем старую рыбью кость в суп. Я тут не вижу, чем восхищаться. Я понимаю, когда люди делают много добрых дел, когда много молятся, но восхищаться такими истязаниями себя, я не могу - не вижу в этом никакого смысла, ни малейшего.
Раиса20 июня 2017, 00:20
Алла, нам будет стыдно не за то, что мы не питались костями, а за то, что они смогли смыть грязь с души, а мы нет.
Вячеслав Берая19 июня 2017, 23:47
Спаси Господи! Для некоторых людей, пост это как кость в горле! Христианину должно быть стыдно, что он не понимает истинный смысл поста. Пост есть освобождение души от власти плоти. Потому,что плоть пытается поработить душу. Ведь пост заключается не только в ограничении от пищи,но-воздержанной жизни. Адам нарушил пост,и в жизнь человека проник грех,который является источником нашей смерти. Спасибо за статью!
Сергей Власов19 июня 2017, 19:49
Все очевидно.
Гость19 июня 2017, 15:23
После прочтения статей о.Андрея возникает много вопросов к автору. Как жаль, что невозможно их задать.
Алла19 июня 2017, 13:44
"Вот это и есть аскетическая жизнь, вот эти люди и попадут в рай. Но мы с тобой ведь тоже уповаем попасть к ним. Только как же мы уместимся рядом с ними? И какой стыд испытаем в раю в соседстве с ними, в присутствии этих святых людей, которые так подвизались?" Но ведь христианин не обязан так жить, питаясь всякими костями. Не понимаю, почему должно быть стыдно нам, если кто-то решил делать такие странные вещи.
19 июня 2017, 13:39
Спаси Господи отче Андрей. После этой статьи есть с чем идти на исповедь...
Ольга Дружинина19 июня 2017, 12:01
Спасибо о. Андрею за актуальные размышления и порталу за их публикацию!
Марина19 июня 2017, 11:59
Спасибо большое! Замечательные слова! Про рыбью кость пример особенно понравился)
ТаняСем19 июня 2017, 11:30
Слава Богу за все!!!!Как всегда просто и ясно,и глаза открылись!!!!Многая лета о.Андрею и сердечное спасибо за вразумление,всегда с удовольствием читаю его наставления,как будто с родной душой беседуешь!!!Спасибо за перевод Станке также,очень доходчиво и просто доносятся до нас проповеди!!!Слава Богу за все!!!!
Andrey19 июня 2017, 10:28
"– Выкинь свое «я», не жалей о нем!" - замечательные слова!!! Спасибо огромное!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×