«Нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)» (Рим. 2:11–15).
Такими словами начинается апостольское чтение 2-й Недели по Пятидесятнице. Сегодня мы спокойно скользим глазами по этому тексту, но для современного апостолу Павлу иудея подобные стихи звучали революционно.
Иудеи были уверены, что Бог относится к ним с особой благосклонностью, ибо они происходили от Авраама и были обрезаны. Однако Павел настаивает, что иудейство вовсе не равняется обрезанию, но должно быть соединено с искренним и глубоким исполнением заповедей Божиих. Обрезать необходимо свое сердце, т. е. очистить от греха. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28–29), – пишет апостол.
Согласно учению Павла, многие так называемые иудеи, являющиеся потомками Авраама, имеющие на своём теле знак обрезания, вовсе не иудеи по духу. Равным образом те необрезанные язычники, которые никогда не слышали об Аврааме, но жили по закону совести, оказываются ближе к Богу, чем представители богоизбранного народа. Конечно же, для евреев подобные мысли были очень неприятны. Не приходится удивляться тому, что они всегда гнали апостола Павла, считая его богохульником и нарушителем закона.
Какое значение все это имеет в наше время? Как часто случается у нас, братья и сестры, что неверующие люди, иноверцы или инославцы живут чище и праведнее православных. Бывает, на производстве неверующий делает свою работу качественнее и имеет лучшую репутацию, чем человек, посещающий Церковь. Или, например, мусульманин оказывается более преданным и отзывчивым другом, чем братья-христиане. А насколько грустно наблюдать, что в какой-нибудь баптистской семье дети идеально слушаются родителей, вся семья ежедневно молится и читает Библию, искренне старается исполнить заповеди Божии во всей точности – а наш человек вроде и крест носит, и по праздникам в храм ходит, а живет по-язычески и Библию не открывал ни разу. И тогда на православных людях исполняются слова апостола: «Ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).
Православный христианин, живущий хуже неверующего – это кошмар, который апостолам и не снился. Как не снилось им и то, что наступит время, когда в городах будут жить миллионы крещеных людей, которым нет никакого дела до Христа, Церкви, духовной жизни. «Кто же их крестил, и зачем?» – спросили бы апостолы в изумлении.
Что бы сказали святые апостолы, увидев, что в воскресное утро большая часть наших крещеных людей нежится в постели, даже и не думая пойти на службу? А как они отреагировали бы на катастрофическое незнание православными людьми Священного Писания? А если бы услышали статистику распавшихся венчанных браков и число абортов? А если бы посмотрели, в каком виде появляются наши женщины на улице в теплое время года? Что подумали бы, увидев, что брат брата убивает на войне? «Мы не знаем этих людей – ответили бы они. – Это кто угодно, но только не христиане».
Апостол Павел напоминает нам сегодня о том, что Православие – это не только правильные догматы, свечки и праздники, но и чистая жизнь во Христе Иисусе. Догматы, свечки и праздники лишь служат тому, чтобы исправилась наша жизнь. Не слушатели закона угодны Богу, но его исполнители. Исповедание истинной веры и участие в богослужении есть только введение в христианство. Раскрывается же оно в кропотливом очищении сердца через тщательное исполнение заповедей Христовых.
Никто да не дерзнет называть себя православным человеком, если он не молится в воскресный день в храме, не читает Священное Писание и не старается жить чисто и богобоязненно. Христос умер для того, чтобы наша жизнь стала другой, обновилась в таинстве веры. Православие подарено нам, чтобы привести нас к святости. Давайте же во время нашего земного бытия хотя бы встанем на этот путь. «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф. 5:8). Дай Бог, чтобы в нашей жизни мы были сынами света, а не сынами тьмы, и своими делами прославляли Отца нашего Небесного.