Москва, 14 июля 2004 г.
Павел Хлебников |
На церемонию прощания пришли все, кого глубоко затронула гибель известного журналиста: представители российской власти, члены аккредитованного в России дипломатического корпуса, журналисты, простые граждане. Все они несли цветы к гробу, в котором покоилось тело Павла Хлебникова.
На траурное богослужение прибыли генеральный прокурор РФ Владимир Устинов, который взял под личный контроль расследование убийства Хлебникова, посол США в РФ Александр Вершбоу, глава комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин, братья покойного Михаил и Петр.
На службе также присутствовал приехавший из Австралии архиепископ Илларион, клирик Русской Зарубежной Церкви из США протоиерей Петр Холодный.
Панихиду совершили клирики города Москвы, бывшие друзьями покойного.
Погибшего журналиста родные увезут в Нью-Йорк, где в русском Свято-Николаевском соборе 16 июля состоится отпевание покойного.
Павел Юрьевич Хлебников родился в Нью-Йорке в 1963 году. В 1984 году окончил Калифорнийский университет в Беркли по специальности политэкономия. Поступил в Лондонскую школу экономики, где получил степень магистра в 1985 году и докторскую степень в 1991 году (диссертация: "Столыпинская аграрная реформа и экономическое развитие России, 1906-1917 гг.") С 1989 года работал в финансовом журнале Forbes.
Павел Хлебников – автор книг "Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России" (издана на английском, русском, немецком, французском, польском и венгерском языках), "Разговор с варваром" (по беседам с чеченским полевым командиром Хож-Ахмедом Нухаевым) и других. Хлебников получил четыре премии за свои исследования российского бизнеса.
Из книги Павла Хлебникова "Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России":
"В 1913 году, когда в России был настоящий парламент и независимая судебная система, страна была громоздкой и распростертой империей под властью царя. В экономическом смысле она далеко уступала более современным державам, таким как Германия, Великобритания, Франция и США. По некоторым оценкам, Россия располагала вторым в мире по величине валовым национальным продуктом, чуть опережая Германию, Великобританию и Францию, но это во многом объяснялось масштабами населения и просторов России. На душу населения российский ВНП был равен трети немецкого и четверти американского. Это отставание России была источником серьезных переживаний для царских министров и образованных россиян, источником осмеяния для Ленина и коммунистов. Будущие историки до бесконечности анализировали эту ситуацию. Через семьдесят лет - в 1980 году - несмотря на гигантские потери, на которые страну обрекли пятилетки, экономика Советского Союза продолжала занимать второе место в мире, а валовой продукт на душу населения все равно составлял треть от американского и немецкого.
Но как все изменилось сегодня! Россия откатилась назад, далеко назад. Анализ Всемирного Банка показывает: в 1997 году Россия по масштабам экономики занимала тринадцатое место в мире, пропустив вперед такие страны, как Испания, Южная Корея и Бразилия. По валовому продукту на душу населения Россия была отброшена на 95 место; средний американец или немец дает экономике в 11 раз больше, чем средний россиянин. Другими словами, в ходе двух последних десятилетий экономическая мощь России рассыпалась с такой скоростью, какой еще не знала мировая история.
Пожалуй, никогда прежде в долгой и нередко трагической истории России картина не была более грустной или безнадежной. В прошлом крупнейшие национальные бедствия - нашествие татаро-монголов, период смуты, гражданская война и коллективизация, нацистская оккупация - удавалось преодолеть, потому что страна располагала гигантскими человеческими ресурсами. У страны была мощная и растущая демографическая база и здоровая народная культура, что передавалась из поколения в поколение. Кроме того, на выручку России приходили миллионы скромных героев, помогавшим выстоять новому поколению. Но сегодня все иначе. Демографическое будущее представляется туманным. Народ полностью деморализован. Можно сказать, что россияне совершают коллективное самоубийство. Где те рыцари и святые, которые спасут Святую Русь? Конечно, они все еще есть, но они гибнут в безвестности, борясь с непреодолимыми препятствиями. Возможно, что России уже не подняться. Ни одной стране, ни одной, пусть даже великой цивилизации, не дано жить вечно. Без сомнения, Россия, как географическое единство, будет существовать еще долго. Константинополь существует по сей день - как место на карте, которое называется Стамбул, - но великая и славная Византийская империя живет только в музеях и учебниках истории. Точно так же и существование России - как народа и культуры - вопрос очень спорный.
Принесет ли катастрофа ельцинской эры фатальный результат? Это зависит от того, сумеет ли страна вовремя проснуться, услышит ли молодое поколение зов предков, захотят ли женщины посвятить себя созданию больших и здоровых семей, сумеют ли правительственные чиновники поступиться собственными интересами ради чувства долга, проснется ли у российских бизнесменов гражданское сознание.
Разумеется, в конечном счете, эра саморазрушения в России завершится, и страна предпримет трудную попытку все построить заново. Возможно, эта задача окажется по плечу Владимиру Путину. Но сначала он должен разобраться с коррупцией и капитализмом "для своих", воплощением чего является Борис Березовский."