«Чучело» всепрощающее

Евангельские мотивы в фильме Ролана Быкова

Кадр из фильма «Чучело» Кадр из фильма «Чучело»

Вызов, скандал, чернуха!

Такими оценками встретили критики и обычные зрители фильм «Чучело». Учителя со всей страны принялись писать письма на «Мосфильм» с требованием немедленно снять «это безобразие» с экранов: советские дети не фашисты, говорили они, друг друга не травят, девочек толпой не избивают, а такие понятия, как «предательство» и «трусость», знают только из программы литературы. Так что, мол, товарищи за кино ответственные, не устраивайте революций, картину положите на полку, а режиссера накажите.

Будет ошибкой заявить, что Ролан Быков заранее задумал сделать религиозную картину

Картина действительно получилась революционной. Но не потому, что рассказывала правду о жизни советской школы, все гораздо глубже: фильм «Чучело» стал чуть ли не единственным фильмом на закате СССР, в котором кричал и заявлял о себе религиозный подтекст. Некоторые его считали сразу, и даже те, кто не отличал Иисуса от Будды, каким-то шестым чувством, подсознанием уловили в «Чучеле» «запретные» темы: настоящее слово всегда говорит с душой, а не только с разумом. В этом стоит искать истинные причины травли режиссера и съемочной группы.

Будет ошибкой заявить, что Ролан Быков заранее задумал сделать из «Чучела» религиозную картину. Отнюдь нет. Он сам, как рассказывает вдова режиссера Елена Санаева, разглядел христианскую линию только в момент монтажа. Однажды он огорошил супругу: «Ты знаешь, Лена, что получается? Гонение, распятие и вознесение!»

Да, Быков не вкладывал в картину религиозные смыслы, они невероятным образом сами проявлялись в процессе работы.

Взять хотя бы выбор темы. Известный факт – сценарий «Чучела» написан по повести Владимира Железнякова. Как-то внучка писателя взяла на себя вину возлюбленного и стала жертвой недетской травли одноклассников. Впечатлительный прозаик не мог упустить столь драматичную историю – повесть вышла в 1981 году в журнале «Пионер» под названием «Всего-то несколько дней». Дни, которые изменили мир одного отдельного класса до неузнаваемости.

Портрет современного советского общества

Ролан Антонович в то время искал материал для фильма, с которым можно было войти в историю кино в качестве режиссера. Актером-то он был уже всенародно любимым (чего стоит его логопед с «фифектами фикции» из картины «По семейным обстоятельствам» или Иван Корякин из «Служили два товарища»), были за плечами и постановочные работы для детей, но это все же не широкий зритель, а единственный фильм «Нос» редакторы не просто порезали, а зарубили топорами, увидев в нем фиги в кармане, то есть намеки на нелицеприятную действительность. Устав от давления цензуры, режиссер решил взяться за новый, как сейчас сказали бы, проект. Вскоре кто-то из соседей дал почитать повесть своего пока неизвестного, но талантливого родственника по фамилии Железняков. Режиссер к новичкам в литературе относился скептически, но соседям отказать не смог и как-то вечером нехотя стал листать страницы… И прочел залпом.

На съемках фильма «Чучело»; На съемках фильма «Чучело»;

Елена Санаева вспоминает, как проснулась на рассвете и увидела странную картину: Ролан Антонович сидел довольный в свете настольной лампы, а потом вдруг запустил книгу в потолок.

– Что, будешь снимать? – спросила она.

– А куда денешься?! – был ответ.

Почему Быкова так зацепила история гонимой одноклассниками Лены Бессольцевой? Тут есть два варианта, друг друга не исключающих. Первый: режиссер увидел в «Чучеле» себя. Его самого много травили и за режиссерские опыты (те самые «фиги» виделись во всех его лентах), и за актерскую одаренность: стоило ему появиться на экране даже в маленьком эпизоде, как роль становилась событием. А такой успех прощается редко.

Другая причина – история «Чучела» позволяла нарисовать портрет современного советского общества, ведь дети – отражения взрослых. Если подростки эгоистичны, самовлюбленны, алчны, грубы и жестоки, то проблема не в них, а в их родителях… В этом плане школьный класс – идеальная возможность посмотреть на общество сквозь христианскую призму. В каждом классе (читай обществе) есть свой Иуда, есть гонители и гонимые, есть Иоанны – любимые ученики, а есть Петры – те, кому нужно по три раза повторять, чтобы дошло.

Ролан Быков на съемках фильма «Чучело»; Ролан Быков на съемках фильма «Чучело»;

Напомню сюжет «Чучела». В одну провинциальную школу приходит новенькая. Она внучка известного, но не очень уважаемого в городе человека – Николая Николаевича (роль исполняет Юрий Никулин). Недолюбливают его по одной причине – не такой, как все. Очень замкнут, да к тому же – непростительная дерзость – собирает картины, часто тратя на них все свои деньги. Ему даже не на что купить новое пальто, старое все в заплатах, за что его так и называют – «заплаточник». Бессольцев мечтает открыть картинную галереею и подарить ее городу. Он из тех, кто бескорыстно пытается облагородить мир. Родной отец Николая Николаевича был в этом же городе земским врачом и построил больницу, его расстреляли фашисты – прятал раненых. То есть у Лены Бессольцевой перед глазами достаточно примеров жертвенности и служения людям. Чувство стыда, милосердие, любовь к ближнему – для нее не пустые слова.

Неудивительно, что одноклассники видят в Леночке такую же «чудачку», как и ее дед, и потому относятся к ней с презрением, она для них из иного мира.

В какой-то момент Бессольцева под влиянием окружения оступается – начинает стыдиться деда, но довольно скоро раскаивается:

– Значит, если бы ты был настоящим нищим, голодным и оборванным, то я бы тебя бросила? Я предательница.

Эти муки совести можно воспринять как одну из ступеней лестницы, ведущей Бессольцеву на ее личную голгофу. Кино – это все же жизнь, где время и события максимально сжаты в угоду драматургии, и потому восхождение происходит довольно быстро: уже в завязке сюжета девочка берет на себя чужой грех и становится изгоем.

На съемках фильма «Чучело»; На съемках фильма «Чучело»;

Случилось это так: класс долго работал, чтобы накопить денег на поездку в Москву, но когда до заветной цели осталось всего ничего, школьники сбежали с урока в кино. Обо всем узнала классная руководительница. Ей в беседе без свидетелей «настучал» друг Лены Дима Сомов, до этого слывший любимчиком однокашников. В наказание наставница лишила прогульщиков заветного путешествия. Опасаясь, что теперь от Сомова его же дружки и подружки живого места не оставят, Бессольцева вдруг объявила стукачкой себя. Зачем ей было это нужно? В советское время ее поступок объясняли влюбленностью.

Но это грубая трактовка. Зачем тогда в фильме подробно рассказывается история предков Лены? Почему в кадре постоянно появляется портрет ее прапрабабушки, с которой они похожи как две капли воды? С картины на нас смотрит девочка, чьи глаза полны любви и сострадания. Гены Бессольцевой просто обязывали ее спасать другого. Да и спасла она не столько Сомова, сколько весь класс, ведь, выискивая предателя, они бы рано или поздно поубивали друг друга.

Бессольцевой объявляют бойкот, ее травят и несколько раз жестоко избивают. Она же по-прежнему держит язык за зубами. Сомов тоже молчит – и это прототип Иуды, он предает Бессольцеву трусостью и боязнью потерять авторитет в обществе.

Все заканчивается «распятием Чучела». Платье героини сжигают на костре, предварительно «надев» его на скрепленные в форме креста ветки. При этом весь класс с ожесточенным восторгом скандирует: «Чучело – предатель, чучело – предатель!» Разве не возникают здесь аллюзии на сцену казни Христа, когда толпа вокруг Спасителя скандировала: «Распни, распни Его!»?

Чучело поджигает Сомов, то есть тот, которого спасла Лена.

Но Бессольцева прощает своих обидчиков и своего палача. Характерна ее фраза, произнесенная в тот момент, когда выяснилась правда и все, кроме Лены, проголосовали за то, чтобы объявить бойкот Сомову.

«Одноклассники:

– Сомову – самый жестокий бойкот. Кто за бойкот? (все поднимают руки)

– А ты? – спрашивает одна из девочек у Чучела.

– А я – нет.

– Ты его простила? Неужели простила?

– Я была на костре»

Бессольцева не только прощает, но и находит в себе силы искренне пожалеть своих «друзей»:

– Честно говоря, жалко мне вас: бедные вы, бедные люди.

В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак».

Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе

Сам Николай Николаевич перед отъездом приходит в школу. И здесь разворачивается одна из самых сильных сцен фильма, я бы даже сказал, одна из самых драматичных сцен в карьере Никулина. Этот эпизод подтверждает мою теорию о том, что Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. В нем есть циники, идущие к своей цели по головам, есть люди, помешанные на деньгах, есть женщины, использующие мужчин, есть мужчины, которые убеждены, что деньги решают все, есть гонители и есть затравленные. В школе – те же самые «герои». Николай Николаевич знал одноклассников внучки только с ее слов, но вот он обходит парту за партой и… каждого узнает и называет по фамилии. Все пороки на лице.

Если вы будете пересматривать фильм, обратите внимание на крупный план Никулина, когда он подходит к Сомову. Перед нами взгляд, которым Христос мог бы смотреть на Иуду.

Фильм заканчивается тем, что дедушка с внучкой уезжают на пароходе, а на классной доске появляется надпись: «Чучело, прости нас!» Этой деталью постановщик показал, что жертва героини не была напрасной, ее поступок изменил одноклассников, сделал их лучше, пробудил чувство справедливости, сострадания, совесть. На глазах ребят появляются слезы.

– Да, они уехали как бы побежденные, – говорит Елена Санаева, – но на самом деле они одержали огромную нравственную победу.

Вот такой хэппи-энд.

Кинолента «о гонении, распятии и вознесении»

Но, подчеркнем еще раз, на момент начала съемок Быков не думал о религиозном подтексте своей картины и вряд ли изначально предполагал находить прототипы своих персонажей в Евангелии. Да и мы бы не стали этого делать, если бы не знали тех невероятных совпадений и промыслительных обстоятельств, которые сопровождали картину на протяжении всего периода съемок.

Многие сцены снимали в Твери. Из местных достопримечательностей чаще всего в кадрах мелькают здание Речного вокзала и расположенный на другом берегу Отроч монастырь. Тот самый, где был убит митрополит Филипп (Колычев). Святителя, которого Церковь причислила к лику святых, преследовали за его несогласие признать опричнину и благословить Ивана Грозного.

Вот что рассказывает о травле святителя Филиппа официальное житие:

«8 ноября, в праздник архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре, и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: “Блажен, его же избрал и приял еси Господи”, – и возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отроч монастырь».

Все это происходило в XVI веке, а в XX веке напротив именно этого монастыря снимались сцены травли Леночки Бессольцевой – одной из мучениц советского кино. Возможно, это обычное совпадение, и я подозреваю, что в данном случае никакого значения сами киношники «натуре» не придавали, даже не задумывались о ее знаковости.

Но после Твери киногруппа поехала в древний город Старица и там, на территории заброшенного Вознесенского храма, сняла главную сцену фильма – сожжение чучела героини, ее «казнь».

Краеведы уверяют: до второй половины XVIII века здесь находился Вознесенский женский монастырь, основанный Иоанном Грозным. Знаменита обитель тем, что на ее территории была захоронена матушка Пелагия – по одним данным, сестра, а по другим – мать первого Московского патриарха Иова, канонизированного Русской Православной Церковью в 1989 году. Саму Пелагею тоже всегда чтили в этих местах, по ней регулярно служили панихиды.

После упразднения монастыря его главный храм стал приходским. В Советской России, как и тысячи других святынь, он был разграблен и разрушен. Когда сюда приехала съемочная группа, о церкви напоминали лишь стены (на их фоне и снимали знаменитую сцену). Место захоронения Пелагии к тому времени окончательно затерялось, да и вряд ли киношникам о нем было известно.

Ролан Быков и Кристина Орбакайте на съемках фильма «Чучело»; Ролан Быков и Кристина Орбакайте на съемках фильма «Чучело»;

В 2014 году я побывал на руинах этого храма и узнал поразительный факт, который окончательно утвердил меня в мыслях, что «Чучело» – особенная картина. На тот момент, когда я здесь оказался, место уже сделалось абсолютно глухим и малопроходимым, все заросло высокой травой и деревьями. О том, что сюда редко ступает нога человека, говорили и ржавые качели, распложенные чуть в стороне от церкви. Помню, в тот день я долго бродил здесь и вспоминал истории актеров о том, как трудно снималась сцена сожжения чучела. Пришлось сделать с десяток дублей. Да и вообще, нервов на съемках фильма у членов съемочной группы было истрачено немало.

Неприятности стали возникать сразу, как только юные актеры приехали в Тверскую область. Оторванные от родителей ребята хулиганили так, что однажды чуть не сожгли гостиницу, а Кристина Орбакайте и вовсе сломала руку. Говорят, Алла Пугачева тогда сильно обиделась на Быкова («Недосмотрел!») и чуть было не забрала главную героиню со съемок. Но, по воспоминаниям самой Орбакайте, режиссер тогда встал за нее горой и сказал, что актрису он не отдаст и съемки не остановит: «Он мне придумал зелёный шарфик, который прикрывал гипс, и я вот с этим шарфиком снималась на натурных съёмках недели три».

Быков утвердил Орбакайте на главную роль не из-за ее мамы, как судачили тогда в Москве. Кристина, как и тысячи девчонок со всей страны, участвовала в пробах на роль Бессольцевой, и, как и тысячи девчонок, она эти пробы провалила. «Быков сначала сказал, что с такой внешностью, как у меня, надо командовать ротой солдат», – смеется сегодня Кристина.

Ежедневно по 12 часов Быков проводил пробы, искал главную героиню. «Приходили такие лисички, которые прикидывались одними, но были другими, – это ощущалось», – говорит вдова режиссера Елена Санаева. И, уже совершенно отчаявшись, Ролан Антонович снова решил попробовать Орбакайте – и на этот раз утвердил, причем сама Кристина об этом узнала в свой день рождения.

Но съемки подарком судьбы не стали.

Быков работал с детьми, как со взрослыми. Они месили грязь, бегали по обрывам, но самое главное – режиссер по-настоящему заставлял их страдать. Ксения Филиппова, сыгравшая в фильме Железную Кнопку, до сих пор с содроганием рассказывает о методах Быкова в работе с детьми:

На съемках фильма «Чучело»; На съемках фильма «Чучело»;

«Чтобы заставить меня зареветь, он говорил: вот представь себе, ты идёшь по улице и видишь красивое лицо, любуешься им, и вдруг на твоих глазах и на глазах этого человека машина сбивает ребенка, ребенок умирает, а лицо этого человека остается прекрасным. Быков – невероятно тонкий психолог. Нервы у всех были в клочья. Но это стоило того».

На долю Орбакайте тяжелых эмоциональных сцен выпало больше всего. Она не скрывает – преодолеть ей тогда пришлось многое: слезы, истерики и даже многочисленные погружения в воду. По сценарию, Бессольцева летала во сне. Снять полет кинематографисты пытались по-разному, в том числе в бассейне. «Меня учили нырять, с тех пор я не ныряю вообще», – признается она.

Быков действительно потратил немало сил и нервов на съемках, однако еще больше ему пришлось натерпеться от киноначальства. Оно не пропускало ту самую сцену, которая далась тяжелее других – сожжение чучела Бессольцевой. Редакторам она показалась слишком жестокой. Впрочем, цензуре не понравился весь фильм, и руководство студии готовилось его причесать, вырезав все «опасные» сцены.

Сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией

Быков объявил цензуре настоящую войну. Он всерьез пообещал, что убьет любого, кто зайдет в его монтажную. В конце концов сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией:

«Каждый метр он с кровью отстаивал, – говорит Ксения Филиппова, – и не один у него, кажется, был инфаркт, а два инфаркта. В итоге ни сантиметра не вырезали, он отстоял даже сцену сожжения».

Картину выпустили на экраны после того, как режиссер написал письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову со словами: «Я верю, что фильм нужен государству, и что защитить его может только государство».

По словам Елены Санаевой, за первый год проката «Чучело» посмотрели 17 миллионов зрителей, в 1986 году фильму присудили Госпремию.

Тайна матушки Пелагии

Развалины Вознесенской церкви, Старицы Развалины Вознесенской церкви, Старицы

Но вернемся в Старицы. На развалинах Вознесенской церкви, на фоне которых снимали сцену «казни», где-то здесь, как мы помним, затерялось захоронение родственницы патриарха Иова… Теперь внимание! По заверениям местного краеведа и очевидца съемок Александра Шиткова, останки легендарной монахини находились ровно в том месте, где и происходило сожжение чучела. Это выяснилось в 2002 году, когда инициативная группа после долгих поисков все-таки нашла могилу Пелагии: «Чучело здесь сжигали, – говорит краевед, – и отсюда Кристина бежала, плача, и падала недалеко от стен бывшего монастыря, и смотрела в небо».

Оказалось, матушка была замучена и убита, хотя до начала XXI века считалось, что она умерла своей смертью. На черепе схимонахини были обнаружены повреждения. Шитков, как и большинство историков, считает: Пелагея была казнена из-за отказа святителя Иова благословить на место Патриарха ставленника Лжедмитрия I. «Это намоленное для нас место, святое», – добавляет он.

Останки легендарной монахини находились в том месте, где и происходило сожжение чучела

Возможно, молитвы убиенной монахини и направили картину в сторону религиозного осмысления, и именно поэтому на монтаже Ролан Антонович увидел настоящее чудо – перед ним оказался не просто фильм о девочке, взявшей на себя чужую вину, а кинолента «о гонении, распятии и вознесении».

Без сомнения, такое открытие не могло не сказаться на мировоззрении Быкова. Известно, что спустя некоторое время он крестился. Вот что однажды рассказала вдова режиссера журналистам:

«Он жил с Богом в душе. Крестился поздно. Ему предстояла вторая операция, когда позвонил человек из Загорска и сказал: не покреститесь – прокляну! Бред, конечно: как можно человека проклинать за то, крестится он или нет. И Ролан сказал: “Знаешь, Леночка, я это сделаю после операции. Не буду же я ставить условия: ‟Ты мне, Господи, даруешь годы жизни, а я за это покрещусь!”” У него много размышлений о религии и Церкви, но он ненавидел сектантство, ханжество и не декларировал свою веру. Я считаю, что в его ролях и фильмах есть Божья благодать, есть свет» (Российская газета, 12 ноября 2004 г. № 3628).

Нравственный заряд «Чучела» передался и юным актерам, играющим одноклассников Бессольцевой. Судьбы их сложились по-разному, однако все, что называется, «вышли в люди», посвятили себе любимым детям и интересной работе.

Павел Санаев, сын Елены Санаевой, сыгравший самого тихого мальчика в классе, стал писателем и режиссером; Максим Чмель (в фильме – Попов, тот, который ухаживает за красавицей Шмаковой) – реставратор мебели и хоккеист; Сергей Прилепский (Худой) работает экспедитором в кино, а «очкарик» Николай Манвелов выучился на историка, сегодня он – советник в одной из государственных корпораций.

Кинематографично сложилась судьба исполнительницы роли Железной Кнопки Ксении Филипповой. После премьеры «Чучела» в сентябре 1984 года на киностудию стали приходить тысячи писем на имена юных звезд, но Быков никогда не передавал послания адресатам – чтобы не зазнавались. И лишь один раз сделал исключение: принес письмо одного ленинградского старшеклассника Филипповой. «Мы начали переписываться, потом он приехал ко мне в гости, познакомились, подружились, поженились… Уже отметили серебряную свадьбу», – рассказывает Ксения.

Филиппова не стала делать карьеру в кино – она работает в одной из картинных галерей. Получается, что в артистки пошла только Кристина Орбакайте. Справедливости ради заметим, что актриса из нее получилась неплохая.

Сам Юрий Никулин, как и его герой в фильме «Чучело», всегда был порядочным человеком с добрым и отзывчивым сердцем. В Москве до сих пор помнят, как он помогал артистам кино и цирка, выбивая для них квартиры, договариваясь о дорогостоящих операциях, а сам при этом жил более чем скромно, полностью отдаваясь работе. Актера не стало в 1997 году, его похоронили у стен Новодевичьего монастыря с воинскими почестями, при огромном стечении народа.

Трагично сложилась судьба только у одного актера фильма – Мити Егорова, того самого Сомова. Сын популярной актрисы Натальи Кустинской и космонавта Бориса Егорова с ранних лет был в центре внимания, а после премьеры «Чучела» и вовсе стал кумиром миллионов. Но слава и вседозволенность (Кустинская признавала позже, что всегда баловала сына) сотворили с ним злую шутку. Еще будучи подростком, он начал пить, а в студенческие годы пристрастился к наркотикам... В 2002 году тело 32-летнего Дмитрия Егорова нашли в одной из московских квартир, отчего он умер, тогда установить не удалось. Десять лет спустя в одном из своих последних интервью Наталья Кустинская назвала мне истинную причину гибели сына: по ее словам, Митю убила его сожительница, ударив каблуком в висок. Эта женщина сама во всем призналась актрисе. В то время Кустинская уже была тяжело больна, она не стала начинать какие-либо судебные разбирательства и выносить сор из избы.

История фильма была бы неполной без размышления о его роли в советское время. Стоит задуматься, случайно ли картина вышла на экраны осенью 1984 года, то есть накануне Перестройки, приведшей страну к абсолютному краху. В каких отношениях с Богом в это время было общество? Похоже, оно от Него отказалось большинством голосов, поставив во главу угла себя и собственные интересы.

И тут выходит на экраны «Чучело», со всеми теми аллюзиями, о которых мы сказали…

Максим Васюнов

5 сентября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Победа, победившая мир <br />О фильме «Излечить страх» Победа, победившая мир
О фильме «Излечить страх»

Александр Попов
Победа, победившая мир <br />О фильме «Излечить страх» Победа, победившая мир
О фильме «Излечить страх»
Александр Попов
Что увидели в жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого) создатели фильма о нем, дав картине такое название – «Излечить страх».
Братство, служение и жизнь мимо денег Братство, служение и жизнь мимо денег
Беседа с реж. Александром Куприным (+ФИЛЬМЫ)
Братство, служение и жизнь мимо денег Братство, служение и жизнь мимо денег
Беседа с режиссером фильма «Житие старца Паисия» Александром Куприным (+ФИЛЬМЫ)
Всё началось с того, что отцу Киприану при посещении Афона было дано закрытым старцем Евфимием послушание: сделать фильм о старце Паисии.
Код Андрея Тарковского Код Андрея Тарковского
Станислав Минаков
Код Андрея Тарковского Код Андрея Тарковского
Станислав Минаков
«Скроенная на “потребителя” современная массовая культура – цивилизация протезов –все чаще преграждает людям путь к фундаментальным вопросам их существования, к сознательному воссозданию самих себя как духовных существ…» Это сказано Андреем Тарковским абсолютно пророчески.
Комментарии
Елена Пономарёва21 сентября 2017, 19:12
В этом фильме показано все так как было и думаю многие видят себя или в память приходят наши поступки.
Максим11 сентября 2017, 21:25
Спаси Господи! Фильм прекрасный. В любом обществе это есть, потому что люди везде остаются людьми со своими недостатками, грехами и страстями. Надо вырваться из этого, осознать свою греховность и подвиг Христов, тогда все будет проще. Но это тяжело... Поразило поведение девочки, не побоявшейся толпы.
Мила 8 сентября 2017, 17:33
Меня удивляет, когда люди говорят, будто в советской школе "такого не было". Чего не было? Травли одноклассников? Ага. Наверное, этим людям в детстве повезло: они не были ни худыми, ни толстыми, ни ушастыми, ни носатыми, ни рыжими. Я была маленького роста и в очках. Этого было достаточно, чтобы мне отравили восемь лет жизни, превращая их в бесконечный кошмар. В фильме девочку гнобили не за физические несовершенства, а за поступок, но сути дела это не меняет.
Наталия Ростова 8 сентября 2017, 09:10
Татьяне. Фильм "Училка" я стала смотреть, благодаря восторженным отзывам и рецензиям. И ещё,конечно, из-за моей любимой Ирины Купченко. Сначала ещё ничего было, а потом просто откровенный фарс и пародия. Что хорошего в том,что учитель хватает пистолет и целится в учеников? А потом "чудесным" образом это оружие оказывается в руках истеричного ученика и далее, пистолет ходит по кругу от одного к другому."Я сильнее вас,вы все у меня в ногах и я докажу всем вам, что вы - уроды, дегенераты, тупицы.Потому, что у меня в руках пистолет!" Вот девиз этого фильма. Фильм этот просто ужасен и его можно поставить в один ряд с фильмами Гай-Германики.
раба Божия Ирина 6 сентября 2017, 20:32
фильм необходимо показывать современным детям. Американские фильмы о школе несут четкую идею - есть лидеры, а есть лузеры. Между ними всегда противостояние. А вот как это противостояние отражается на психологии ребенка, через что он проходит в обоих случаях - это американскому кинематографу не интересно. Его задача навязасть стереотип поведения. В "Чучеле" есть лидеры и подпевалы,ботаны и лузеры, но как же неприглядны первые и какое общее сочувствие и слезы вызывают последние. А слезы - это же признак Божьего прикосновения к сердцу человека, которое не должно черстветь. Фильм учит состраданию и милости, которых так не хватает современному ребенку.
Арина 6 сентября 2017, 19:07
Огромная благодарность за статью! Весь фильм с детства врезался в память, в самое сердце , и получалось, что год за годом новые слои проступали в смысловом понимании. Вот и по прочтении статьи такой потрясающий эффект осмысления по-новому. Вечная память Ролану !
Евгения 6 сентября 2017, 10:16
Для меня самым тяжёлым моментом было то, что "железная кнопка" не чувствовала раскаяния. В книге помню хорошо этот момент, когда она начинает требовать бойкот для Сомова, значит, ничего не поняла совсем. Поиск правды и справедливости для неё важнее всего, и нет капли милосердия. То есть она так и остаётся "кимвалом звучащим", и это самое грустное.
Евгения 6 сентября 2017, 09:37
Какая прекрасная статья, благодарю Вас, Максим Васюнов. Фильм очень острый, болезненный, потому что через него познаёшь себя. Вы так по особенному открыли этот фильм, под таким углом, что теперь совсем иначе смотрю на него. Действительно каждый человек всходит на свою Голгофу. Как бы я поступила, какой бы оказалась?
Darina 6 сентября 2017, 01:06
Артёму Шидловскому."Допустим, некий юноша, почти еще отрок, совершил преступление. Он должен понести за него суровое наказание, например много лет провести в лагере строгого режима, а может быть даже умереть. При совершении преступления присутствовал его отец. И вот отец, зная, что сын не сможет понести наказания, что вся его жизнь будет исковеркана, испорчена тюрьмой, ... решается на подвиг. Он,будучи сам невиновным,берет на себя преступление сына и несет за него наказание. Тем самым он спасает сына от страданий и смерти и дает ему пример высочайшей любви и самопожертвования." (Закон Божий. Священики Гумеровы. Изд Сретенского монастыря. Объяснение четвертого члена Символа веры. С.396-397)
Darina 6 сентября 2017, 00:21
«Таким образом слова: «дышит, где хочет» сказаны для означения власти Утешителя, и значат вот что: если никто не может сдержать ветра, но он несется, куда хочет, то тем более не могут задержать действия Духа ни законы природы, ни условия телесного рождения, и ничто другое подобное». (Толкование Златоуста на Ин 3:8). Эпоха-то безбожная была, да совесть и тогда никто не отменял. А художники говорили не совсем ясно не потому, что применяли Эзопов язык, а потому, что у них что-то получалось помимо их самих.
Анна 5 сентября 2017, 22:49
Михаил, "не в бровь, а в глаз!". Я читала этот рассказ в "Пионере", потом с нетерпением ждала фильм - все точно про нас, про тогдашних школьников!!! Фильм запал в душу, хотелось его с кем-то обсудить, но никто не хотел, я была поражена: Почему все такие равнодушные?! Как можно не видеть Правду?! Спасибо Максиму Васюнову за статью! 100% Евангельская история! Нет сомнения, что Сам Господь избрал себе в сотрудники гениального Ролана Быкова - Вечная ему память! Кристина сыграла роль замечательно! именно после фильма стало ясно, что разговоры про "маменькину дочку" всего лишь разговоры.)
Татьяна 5 сентября 2017, 22:48
Удивлена, что фильм "Училка" (если это тот фильм с Ириной Купченко) упоминают здесь как "нехороший" и не поучительный. Ирина Купченко сыграла великолепно. Ученики показаны не однобоко, правдиво, без "перегибов". Интересные диалоги, есть над чем задуматься. Создаётся впечатление, что упомянули этот фильм в комментариях как то походя, в купе с фильмами подобной тематики. Фильм "Училка" напоминает французский фильм "Последний урок" (мне кажется, что это адаптация). По шедевральности с "Чучелом" не сравнить, но и ставить в один ряд с фильмами Валерии Гай Германии не стоит.
chubrik5 5 сентября 2017, 22:38
Я на своём горьком опыте знаю, что советские школьники середины 80-х годов были способны абсолютно на всё. В том числе: годами терроризировать своего одноклассника из корыстных побуждений, заниматься чёрной магией вместе с колдунами из Стопкино, рассчитывая возможную стоимость у чертей загубленной души своего одноклассника, забивать телепатическим контактом голову своему однокласснику, заставляя его против своей воли вспоминать свои внешние виды и голоса с разговорами на тему его настоящих или будущих мыслей, которые он вынужден против своей воли вспоминать уже задним числом, читать при помощи, подаренной стопинскими колдунами, специальной "слежки" мысли и дела своего одноклассника и т д.
Артём Шидловский 5 сентября 2017, 22:09
Фильм не смотрел, но судя по рассказу, помимо всего прочего возникает такой вопрос: Эта девочка решила спасти одноклассника и остальных учеников путем лжи во спасение???
Светлана Тен 5 сентября 2017, 21:02
Помню, нас учителя массово водили на просмотр этого фильма в ДК. И я им очень благодарна за это. Училась я тогда, наверное, в 7-ом классе. Фильм меня поразил, открыл глаза. Я нисколько не усомнилась в его правдивости. В нашей школе нередки были случаи травли одноклассников. Учителя, к сожалению, не могли справиться с этой проблемой, хотя, в отличие от нынешних учителей, отчаянно пытались. Не все, конечно, но большинство. После просмотра фильма мы обсуждали его на уроке литературы. У нас был отличный учитель. Не думаю, что она была воцерковленным человеком, но Учителем с большой буквы - несомненно. Позже фильм показала своей дочери-подростку уже году в 2002 или 2003. Её фильм тоже потряс.
Зоя 5 сентября 2017, 20:55
Отличный до конца так еще и неоцененный в России фильм, своего рода - шедевр в детском кино и по режессурской работе, и по содержанию,и по своей глубине. В фильме нет ничего случайного. Но неоднозначность советской эпохи и тут оставила свой след. Очень точно подобраны актеры. И В первый раз читаю о возможном перепрлетении сюжета с религиозными событиями. происходившими в месте, где снимался фильм. Очень интересно, спасибо. Но какого-то однозначного отношения к проведенным аналогиям также не сложилось. Эпоха все-таки была безбожная, и все достижения фмльма основываются на мировоззрении,что человек сам по себе в этом мире, и вся проблематика тоже на этом построена...ПоэтомуНесколько натянуто..
olga 5 сентября 2017, 20:31
Замечательная статья! Полностью правдивая! Являясь, по-сути, ровесником тех детей, которые показаны в фильме, во время учебы в школе - также, новенькой пришла в 5 класс - была 4 года Чучелом. Просто за то, что не как все. Спасибо автору!
Сергей 5 сентября 2017, 18:46
В наше время, детишки в школе не менее циничны, и в наше время случаются такие истории
Иоанна_ 5 сентября 2017, 18:12
Смотрела этот фильм вскоре после окончания школы, и, как мне показалось, атмосферу детского коллектива передать не удалось. Всё показано глазами взрослых, поэтому выглядит искусственно. "Нет правды характеров", - как говорил один киногерой. Не думаю, что этот слабый фильм стоит такой восторженной статьи. Автор пишет: /...накануне Перестройки, приведшей страну к абсолютному краху.// Неужели? Интересно, а смог бы автор напечатать статью с многочисленными ссылками на Священное Писание и христианскую историю до перестройки? Не говоря уже о самом существовании православного сайта или журнала.
Александр 5 сентября 2017, 16:46
Фильм правдивый.Учился и вырос как раз в то время.Всё так и было ,как показано в фильме.Скорей всего и сейчас так происходит.По поводу совпадений,место съёмок,сюжет.Господь же сказал в Евангелии не разумеешь сейчас,поймёшь потом.Поняли,спасибо автору статьи.
Михаил Кононович 5 сентября 2017, 16:38
Мне кажется, что сравнивать Сомова с Иудой несколько неправильно. Иуда - это один из учеников Христа, который предал его из корыстных побуждений. 30 серебрянников или, по мнению епископа Иннокентия Херсонского, заставить Христа все же взять власть. Так или иначе - это предательство от расчета. Сомов испугался. Это ближе к апостолу Петру. Но вообще, при всех Евангельских мотивах (о которых идет речь и которые действительно присутствуют в книге и в фильме) проводить однозначную аналогию между Евангельскими персонажами и героями не совсем корректно.
Юлия 5 сентября 2017, 16:35
В том 1983 году вышло два фильма о подростках, которые честно показали правду, те стороны жизни детей, о которых не принято было говорить в советском кино. Первый фильм - это как раз "Чучело". О втором, фильме Динары Асановой "Пацаны" тоже можно говорить много. И до сих пор ведь многие люди в розовых очках пытаются отрицать как факт существования в СССР "пацанов", контингента спецшкол для трудных со всеми его сторонами жизни, так и нравов благополучных детей, способных затравить одноклассницу. А ведь герой "Пацанов" Зайцев был как раз из таких вот Валек и Рыжих, только на 4-5 лет старше.
Галина 5 сентября 2017, 13:50
"Чучело" плохой фильм. Собственно он первая "ласточка" для последовавшего "воронья": "Школа","Училка","Географ глобус пропил","Ученик","Все умрут,а я останусь" и пр. И чем дальше, тем круче.....Чему такое кино научить может? какие мысли породит? Не забывайте, что еще живы поколения тех, кто учился в советской школе и не у всех из них отшибло память, далеко не у всех. Уж простите, что поперек высказанных мнений.
Алексей 5 сентября 2017, 11:46
Хорошая статья, благодарим автора! Захотелось снова пересмотреть фильм. Небольшое замечание- Владимир Железников был довольно известным писателем. К началу работы Быкова над Чучелом по сценариям Железникова было уже поставлено около четырех фильмов, за один из которых - "Чудак из пятого Б" он получил Госпремию.
Наталия Ростова 5 сентября 2017, 11:01
В советское время нам говорили - Бога нет.Но,у нас были достойные примеры для подражания : пионеры-герои,"Молодая Гвардия".Да,всякое случалось в школе.Были разборки больших и маленьких полётов.И большинство из учеников делало для себя выбор в лучшую сторону и переосмысливало своё поведение.Что сейчас? В целом общество позиционирует себя верующим.Какие фильмы снимаются для учеников и их родителей? Сериал "Школа","Училка","Географ глобус пропил","Ученик","Все умрут,а я останусь".В этих фильмах - разврат,пьянство,наркотики и т.д. нехорошее. Что полезного можно почерпнуть для себя из этих "шедевров"?Малое зло - тщеславие (я не такой,как они ).Катимся резво назад...
Darina 5 сентября 2017, 10:55
Плюс сто! Действительно, религиозный подтекст в искусстве советского периода по крупицам считывали даже те, кто не отличал Иисуса от Будды. И "Плюмбуб или опасная игра" тоже потрясающая картина.
Михаил 5 сентября 2017, 10:46
Чучело-то фильм хороший и правильный. Да только эти люди сами свой Союз предали, за колбасу и джинсы, и кстати, в этом фильме очень хорошо видно настроение советских людей тех времен, а до того их прадеды предали Царя. А тех, кто не предавал, расстреляли и сгноили в Сибири, в лагерях. Россия сейчас это страна Иуд и потомков Иуд Искариотских. Говорят, что нам не в чем каяться, что дескать отцы согрешили, а мы не при делах. Но меня вот терзают сомнения, а так ли уж я невинен, если несколько поколений подряд предавали, убивали и лгали, и я плоть от плоти их. Потому что праведных убили. У нас если рискнешь быть честным и верным - сразу будешь Чучело. Империя зла и есть, по сути. Эгоисты.
р.Б. Сергий 5 сентября 2017, 10:21
Лишний раз,для себя, убеждаюсь, что Бог всегда говорит с нами.Важно услышать и понять Его в повседневной жизни.
Андрей З. 5 сентября 2017, 07:46
Очень интересная и, главное, неожиданная статья. Когда появились такие фильмы как Чучело, Плюмбум и (забыл название) тот, где физкультурник-бегун напрашивается в опекуны к подростку (а бегает он на фоне Высоцкого монастыря в Серпухове!)- то стало уже совсем ясно, что советская эпоха заканчивается. Маленькая поправка: в Твери здание Речного вокзала и Отроч монастырь находятся не на разных берегах, а на одном, причем рядом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×