Православный календарьПравославный календарь
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.

«У нас приход уникальный: шесть храмов!»

Беседа с протоиереем Ярославом Шиповым, лауреатом Патриаршей премии по литературе

Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию бесед с лауреатами Патриаршей премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы». В этом году высокую награду получили Виктор Лихоносов, Борис Споров и протоиерей Ярослав Шипов. С протоиереем Ярославом Шиповым – сегодняшняя встреча.

Ярослав Алексеевич Шипов родился в 1947 году в семье журналистов, в 1974 году окончил Литературный институт, где учился в семинаре Сергея Павловича Залыгина вместе с такими известными писателями, как Георгий Баженов, Иван Евсеенко, Святослав Рыбас. Он начинал свой путь как прозаик, издатель, редактор, даже не помышляя о том, сколь резко повернется его судьба в зрелом возрасте. Лишь к 40 годам его стало наполнять религиозное чувство, которое в итоге сделало его действенным служителем Церкви. И вот уже более 20 лет отец Ярослав служит на Патриаршем подворье в Зарядье и в храме Василия Блаженного.

– Отец Ярослав, мы знакомы с вами с конца 1980-х годов, когда вы возглавляли отдел прозы в издательстве «Современник», где вышла моя самая первая книга «Похоронный марш», то есть уже 30 лет. Потом мы вместе работали в журнале «Наш современник». Вместе летали в Чечню во время боевых действий. Я бывал у вас на богослужениях. И вот впервые беседую с вами не просто так, за дружеским столом, а для того, чтобы запись нашей беседы увидели читатели сайта «Православие.ру». Насколько я знаю, вы родились в семье, где не говорили о Боге, о Христе, ваши родители вообще познакомились в журнале «Безбожник» – печатном органе Союза воинствующих безбожников, а в итоге их сын стал священником Русской Православной Церкви, лауреатом Патриаршей литературной премии. Разве это не удивительно?

– Конечно, удивительно. Но при таком факте биографии моих родителей я не могу сказать, что они были воинствующими безбожниками. Оба они появились на свет Божий еще до революции, были крещены и глубоко в душе несли свет этого крещения. Но судьба разными путями забросила их в журнал, которым руководил главный атеист страны Миней Губельман, более известный под псевдонимом Емельян Ярославский. Мама Анастасия Ивановна по окончании Воронежского университета получила распределение в этот печатный орган. Отец Алексей Алексеевич Шипов начинал трудовую биографию столяром, в «Безбожнике» работал на какой-то технической должности и лишь впоследствии тоже стал журналистом.

– А ваши родители что-то рассказывали о своей молодости, вспоминали работу в «Безбожнике»?

– Нет. Вообще в годы моего детства не принято было вспоминать прошлое. Воспоминаниями рождались оценки. Высказанные вслух, они могли вылететь за пределы семьи, а это могло привести к невеселым последствиям. И я не помню, чтобы мои родители вспоминали о двадцатых и тридцатых годах. Во время Великой Отечественной войны мама работала в «Комсомольской правде» и сразу после освобождения Сталинграда была направлена туда в составе выездной редакции. А отец, который к началу войны окончил Высшие офицерские курсы «Выстрел» и стал офицером, служил в газете Первой ударной армии «На разгром врага». В конце войны его забросили в словацкие Высокие Татры в партизанский отряд. Вероятно, вовсе не как репортера – оттуда ничего не сообщишь, – а как военного инструктора.

– Я, кстати, тоже в 1989 году окончил курсы «Выстрел». Жаль, что в 2009-м их расформировали… А о войне ваш отец вспоминал?

– О газете вспоминал часто. Редакция была маленькой – человека четыре, кажется. Среди них – Светлов. Так вот Михаил Аркадьевич, не побоюсь игры слов, оставил у него самые светлые воспоминания. За всю войну мать с отцом встречались лишь несколько раз. Однажды мама приехала в расположение отцовской части, и Михаил Аркадьевич встретил ее стихами: «Средь шумного ненастья, / К нам вдруг явилась Настя. / И я подумал, выпив: / А где товарищ Шипов?» А товарищ Шипов в это время был у зенитчиков, которым удалось сбить немецкий разведывательный самолет, прозванный «рамой»: он с двумя тонкими фюзеляжами, и в него трудно было попасть. Ну, а после войны отца определили в «Красную звезду», где он работал, пока хватало сил.

– В то тяжелое, но счастливое послевоенное время 70 лет назад и появился на свет будущий лауреат Патриаршей премии. Который, как я понимаю, воспитывался отнюдь не в религиозном духе.

– Не в религиозном. Но в близком к христианскому. Честность, служение стране, людям, самоотверженность. Духовное выше материального.

– Наверное, человеку, воспитанному в советских идеалах, легче стать православным, чем носителю буржуазных идей. Вы, отче, один из немногих, кто сначала стал признанным писателем, обладающим своим неповторимым стилем, душевной тональностью, а потом сделался священником. В 1980-х вышли ваши яркие книги: «Путешествие на линию фронта», «Шел третий день», «Западная окраина», «Уездный чудотворец»; вы стали работать в писательских организациях и могли бы, наверное, сейчас возглавлять одну их них. И вдруг в 1990-е годы появляется писатель-священник. Что привело вас к такому повороту судьбы?

– Охота. Я был страстным охотником. Купил себе старую заброшенную избенку в медвежьем углу на Вологодчине в качестве охотничьего домика, из которого отправлялся побродить c ружьецом. И мне это нравилось. Да и семье прикорм.

– Конечно, времена-то были какие! Как только ни приходилось людям кормить свои семьи. А потом, став священником, вы перестали охотиться?

– Пришлось отказаться. Священнику не положено. Только если уж совсем голод.

Для меня охота – образ жизни. Ночевки в лесу, в степи, на болоте, даже в пустыне… Изучение повадок птиц и зверей…

– Вопрос не праздный. В детстве меня на лето вывозили в охотхозяйство, которым заведовал мой двоюродный дядька. При этом он сам не любил охотиться, и сыновья его тоже. И я, сколько ни пытался понять радости охоты, не сумел. Мне кажется, охотиться можно только когда и впрямь есть нечего. Всегда странно читать о том, как в прежние времена дворяне и цари не мыслили себя без охоты, ездили убивать зверье. Причем порою в огромном количестве. А однажды мне попалась книга главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева с подборкой фотографий, где он изображен с убитыми им животными, и было сказано, чем он гордится – тем, что почти нет такого животного, которое он не убил. А если бы давали лицензию, он что, и людей бы?..

– Вы правы, Александр Юрьевич. Это уж никак не украшает человека. Но вообще-то охотничий инстинкт сокрыт где-то глубоко в душе мужчины с древнейших времен: надо было кормить семью.

В охоте я всегда находил нечто большее, чем стрельбу по животным. Для меня охота – образ жизни. Ночевки в лесу, в степи, на болоте, даже в пустыне… Изучение повадок птиц и зверей… Кровожадная охота не в русских традициях. Наша классическая литература воспитывала охотника-натуралиста, наблюдателя природы. И зоозащитника – вспомним дедушку Мазая.

– Простите, что увел от прямой линии разговора. И как же охота на Вологодчине привела вас к священничеству?

– Я перезнакомился со всеми местными жителями, они меня хорошо знали. Приближалось 600-летие села Верхний Спас, и местные жители захотели восстановить у себя храм, стали просить меня помочь, поскольку я из Москвы, имею какие-то связи. И я включился. От созданной общины верующих стал ходить по разным инстанциям, и в итоге зарегистрировали приход. Я считал свою миссию выполненной, однако, к полной моей неожиданности, благочестивые миряне написали архиерею письмо с просьбой о моем рукоположении для службы на этом самом приходе. Меня не предупредили. В старые времена существовала такая практика: если приход был настолько нищим, что ни один священник не хотел туда ехать, просили рукоположить кого-то из своих. Это был практически тот самый случай. К этому времени я уже крестился и потихоньку воцерковлялся: у меня были хорошие учителя – монахи Троице-Сергиевой Лавры. И тут архиерей приглашает меня телеграммой в гости. Помните, под Новый год был писательский съезд в Театре Советской армии?.. Прямо с этого съезда – на вокзал и в Вологду. Посидели с владыкой, поговорили, чайку попили и – обратно. Спустя десять дней опять приглашение, теперь – в Череповец. А я с саратовскими писателями на охоте где-то между Саратовом и Волгоградом. Приехал в Череповец, и меня рукоположили во диакона. А через полтора месяца – 24 февраля 1991 года – во иерея.

У меня были хорошие учителя – монахи Троице-Сергиевой Лавры

– И вы стали деревенским батюшкой, а через десять лет из-под вашего пера полились дивные строки о жизни сельского священника в постсоветском пространстве. Никогда не забуду того восхищения, с каким я прочитал ваши рассказы, написанные уже в качестве священника. Я руководил отделом прозы в журнале «Наш современник» и с огромной радостью начал публиковать новые произведения человека, который за несколько лет до этого выпустил мою первую книгу прозы в издательстве «Современник». В итоге новое тысячелетие вы встретили двумя изумительными сборниками прозы – «Отказываться не вправе» и «Долгота дней». Проникновенные слова написал о них критик Вадим Дементьев: «Шипов с особой теплотой и доверительностью рисует непростой духовный мир своих героев. Проза писателя-священника лишена назидательности и морализаторства, отличается умным и немного грустным взглядом на жизненные нестроения, чувством сострадания… Здесь, в вологодской глубинке, переплелись добрые и злые начала жизни, живут люди трудной судьбы, в них много темного, но немало и светлого, чистого, здорового… Конечно, его духовное пастырство накладывает отпечаток на сюжетные перипетии рассказов: все они так или иначе касаются вопросов веры, духовного самосовершенствования человека. Но даже встречаясь с непониманием своей миссии, а то и явной агрессией и невежеством, священник не озлобляется, а старается понять, вразумить заблудшие в безверии и нравственном ожесточении души, согреть их словом, хотя сам он как писатель замечает и нелицеприятно говорит о скрытых и явных пороках, которые присущи народу».

    

– Весной прошлого года мы с женой и дочкой были в Париже, присутствовали на выносе тернового венца Спасителя в храме Нотр-Дам, которое совершается раз в месяц. Стояли в отдалении, ведь мы не католики. И вдруг одна из женщин-распорядительниц, в белом плаще с огромным красным крестом на плече, увидев нас, стоявших в отдалении, подошла и спросила, откуда мы. Я ответил, что из России. И она провела нас сквозь толпу верующих французов, дабы мы одними из первых приложились к величайшей святыне. То ли из-за того, что Наташа была в платке, то ли увидела наши глаза, в которых сияло не любопытство, а нечто гораздо большее…

– Замечательный эпизод! Я в Белграде в общей очереди стоял в цивильной одежде к Иерусалимской иконе Божией Матери. Вдруг оборачиваются: «Русский?» – «Русский». – «Свяштенник?» – «Да». И тут же меня потащили вперед, и покатилась волна возгласов: «Русский свяштенник! Пропустите!» Провели без очереди.

– Мне никогда не забыть, отче, как в Чечне, в селении Урус-Мартан, вы крестили солдат и офицеров перед сражением за село Первомайское, а мы с прозаиком Николаем Переясловым вам прислуживали!

– Да, такое не забывается.

– Отец Ярослав, несколько лет назад вы попали в автокатастрофу, которая сильно подорвала ваше здоровье. Как ваше нынешнее состояние?

– Случилось так, что машина, в которой я сидел рядом с водителем, врезалась в бетонный блок, положенный поперек трассы без предварительного предупреждения о дорожных работах. Раздробил бедро. Несколько операций, и все под общим наркозом. Эти события сильно обрадовали глаукому, и в итоге я почти ослеп. Очень плохо вижу. Когда мне Патриарх Кирилл вручал награду, я с трудом спустился со сцены, ногой нащупывая ступеньки. Там их всего три. Богослужение помню, а вот читать уже не могу. Но, как бы то ни было, службу не оставляю, в основном исповедую. Приходите почаще к нам на подворье, семью и друзей приводите.

Помню, окрестил как-то мужчину, а он вздыхает: «Я ведь был здесь парторгом…»

– Да, недавно мы всей семьей исповедовались у вас и причащались в престольный праздник храма Василия Блаженного. Народу – не протолкнуться. А всё равно удивительное ощущение свободы и радости! А потом – крестный ход вокруг самого известного в мире русского храма…

– У нас ведь приход уникальный: шесть храмов! А в седьмом – соборе святого Василия Блаженного – нам доверено совершать еженедельные богослужения: каждое воскресенье в 10 часов утра Литургия. Когда-то центр Москвы был плотно заселен, и у каждого храма была своя паства. А теперь поблизости жилых домов не сохранилось, и эти храмы составляют единый приход. Четверть века назад начинали служить в храме Зачатия праведной Анны, который находится на углу Китайгородского проезда и Москворецкой набережной. Сейчас он оказался в зоне, охваченной грандиозным строительством, и мы некоторое время не можем туда попасть. Потом стали осваивать храмы вдоль Варварки. Кого и чего там только не было в советское время! Музейно-выставочные залы, конторы, учреждения. Помню, окрестил как-то мужчину, а он вздыхает: «Я ведь был здесь парторгом…» Или, скажем, диакон, завершив каждение, возвращается в алтарь и докладывает: «Снегирей покадил, синичек тоже!»

– Это как?

– Музей богатство свое не успел вывезти, там на стенах ветки с чучелами птиц. В Знаменском соборе бывшего Знаменского монастыря какое-то время заправляли казаки. Именно там, кстати говоря, нашего знакомого – писателя Гария Немченко – избрали атаманом Московского казачества, там ему кричали: «Любо!» Между тем у этих храмов древняя и богатая история. Некогда здесь служил Святейший Патриарх Тихон. Здесь же – усадьба бояр Романовых. А одним из священников храма святого Георгия Победоносца был батюшка Василий Победоносцев – отец профессора словесности Московского университета Петра Васильевича Победоносцева и дед Константина Петровича Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода. Прихожанином этого храма, уж так сложилось, был мой прадед, который квартировал здесь же, в доме священника. Так что можно предположить, попал я сюда неслучайно.

– Но вы и прозу не бросаете, недавно «Наш современник» опубликовал несколько новых рассказов, в которых чувствуется неослабевающая писательская сила. Вы, кстати, один из немногих авторов, которых я, будучи редактором, вообще не правил, настолько всё безукоризненно написано!

– В этом году мне исполнилось 70, но я чувствую в себе некоторые силы, и, если даст Бог, может, и еще что-нибудь напишется.

– Творческих успехов вам, дорогой отец Ярослав!

Рейтинг: 9.9 Голосов: 708 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
С думой о единстве славянских народов С думой о единстве славянских народов
Беседа с писателем Юрием Михайловичем Лощицем
С думой о единстве славянских народов С думой о единстве славянских народов
Беседа с писателем Юрием Михайловичем Лощицем
Лауреат Патриаршей премии по литературе о своих украинских и белорусских предках, метле Господа и корнях украинской смуты, значении русской литературы и красоте мовы.
«Читать нужно с карандашом в руке» (+ВИДЕО) «Читать нужно с карандашом в руке» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
«Читать нужно с карандашом в руке» (+ВИДЕО) «Читать нужно с карандашом в руке»
Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Первые мысли, которые появляются при чтении текста, непременно фиксируйте – они бывают самыми интересными.
Читайте хорошие книги Читайте хорошие книги
Прот. Андрей Ткачев
Читайте хорошие книги Читайте хорошие книги
Протоиерей Андрей Ткачев
Оцените мысль: «Нехватка придает достоинство вещам. Будь земля на каждом шагу усеяна жемчугом – его начнут топтать, как гальку. Покрой бальзамовое дерево все горные склоны – бальзам станет плебейской жидкостью. У всех вещей с увеличением числа и массы настолько же падает цена. И наоборот, от нехватки самые низменные вещи бывали драгоценными: так среди жаждущих песков Ливии чуточка влаги в руках римского полководца вызывала всеобщую зависть»
Комментарии
Михаил17 августа 2018, 14:45
Очень нравятся рассказы о.Ярослава!!!
Ольга27 сентября 2017, 15:34
На отдыхе познакомилась с этим замечательным человеком. Сначала меня потрясли его светящиеся добротой и умом глаза, моя дочка сразу потянулась к нему. Люди которые отдыхали с ним мне про него рассказали. Потом мы с ним много говорили. я читала его книги. Это действительно божественный человек. Здоровья Вам, о. Ярослав и долгих лет.
Светлана/ Фотиния 5 сентября 2017, 22:59
Долгие и благая лета о.Ярославу! Я так рада, что познакомилась с его рассказами, я так рада, что есть такие люди. От них свет. Как хочется, чтоб их было побольше и таких честных рассказов, и таких светлых людей. Даже о своих испытаниях о. Ярослав говорит с иронией. Здравствуйте, о. Ярослав. Пожалуйста, творите. Это нужно. Такое слово нужно.
Hola 2 сентября 2017, 23:52
Ах, прекрасные рассказы о. Ярослава можно сравнить с рассказами Джеймса Херриота :)). Сельская глубинка, мужчины, по долгу службы срывающиеся из дома в любой момент, и удивительная доброта и любовь к людям!
о. Ярославу - здоровья, сил, и новых творческих успехов! Спасибо за чудесные рассказы
о.Б. Алексей 1 сентября 2017, 08:39
Спаси Господи вас о. Ярослав! Здоровья вам и многая лета! С удовольствием открыл для себя в свое время ваше творчество, уже и перечитать успел не по разу наверное. С удовольствием познакомлюсь с вашими новыми произведениями, чудесно пишите и думаю ваши рассказы привели к воцерковлению уже не одного человека. При случае помолитесь и о мне грешном.
Татьяна31 августа 2017, 21:39
Божией помощи и многая и благая лета, отец Ярослав! Ваши рассказы наполняют жизнь любовью. Люблю перечитывать их. Мои родители - Ваши ровесники, для них "Райские хутора" - книга, которую они очень ценят.
ирина31 августа 2017, 15:20
Благодарю Вас, батюшка за Ваши книги. Часто перечитываю их. Тем более, что я из Череповца. Не могу сказать Что я -воцерковленный человек, но помогаю вновь возрождаемому Новолеушинскому монастырю в пос. Мякса. Дружу с матушками. Прошу Ваших молитв об игумении Кирилле(Червовой) с сестрами, настоятельнице Новолеушина. Спасибо. Низкий Вам поклон и пожелание многая лета.
Людмила31 августа 2017, 09:25
Отец Ярослав! Доброго Вам здоровья и многая лета! В Ваших рассказах неповторимое сочетание тонкой иронии и светлой грусти о нашей глубинке, о жизни сельского батюшки. Многие рассказы глубоко врезались в память. Запомнились слова безвестного мученика передавшего Вам - первому за десятилетия священнику, посетившему ту глухую деревню, крест и послание:-"Мужайтесь, вас ждут более страшные времена". Запомнилось, как Вы служили с терпением и незлобием, описанном в рассказах "Дрова","Печник" и многих других. Как кротко звучали слова: "Крестить, так крестить" и Вы отправлялись за десятки километров то крестить, то отпевать.Много можно перечислять,да формат комментария не позволяет.Храни Вас Господь
Наталья Богоявленская30 августа 2017, 23:50
Очень люблю книгу протоиерея Александра Шипова "Райские хутора". Божией вам помощи, дорогой батюшка.
Михаил 30 августа 2017, 20:01
Низкий поклон дорогому отцу Ярославу! Господи, спаси и сохрани!
Ксения30 августа 2017, 14:51
От всей души желаю всего самого доброго Вам, Ярослав Алексеевич!Здоровья и творческих успехов!Многие рассказы часто вспоминаю и перечитываю.Храни вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×