Санкт-Петербург. 18 августа 2004 г.
Сложившийся в литературе и кино образ императора Павла I как "самодура и тирана" намерены разрушить создатели выставки в петербургском Манеже, сообщает "Интерфакс".
"Выставка - это возможность оценить личность Павла такой, какой она была. Писатели и режиссеры опираются на то, что написано позже - от этого возникают ошибки, а истина - она в документах", - сказала на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, заместитель директора Государственного музея-заповедника "Павловск" Людмила Коваль.
Создатели выставки сознательно не акцентировали внимание на трагической смерти императора, который, по одной из версий, был задушен в Михайловском замке. В этом же замке двести лет спустя на выставке "Цареубийство" в 2001 году впервые были приоткрыты тайны, окутывавшие обстоятельства смерти Павла.
В Центральном выставочном зале Манеж впервые собраны около тысячи экспонатов, рассказывающих о жизни императора Павла - от тетрадей по русскому языку, учебных пушек юного Павла до писем российскому императору от королей европейских стран.
"Создавая выставку, мы придерживались принципа хронологии - на первом этаже Манежа представлена жизнь великого князя - воспитание, образование, браки, рождение детей. Второй этаж посвящен императору всероссийскому", - рассказала куратор выставки Татьяна Ларина.
В создании экспозиции участвовал ряд музеев и архивов страны, большая часть из представленных материалов демонстрируется впервые. К ним относятся "Павловская батарея" - коллекция артиллерийского оружия юного Павла, а также "зрительные трубы" и компасы, которые на время выставки переехали в Манеж из Центрального военно-исторического музея. Около 200 экспонатов покинули витрины и залы Гатчинского дворца. Музей-заповедник "Павловск", придерживающийся принципа не изымать из экспозиции ни одной вещи, предоставил для экспозиции уникальные предметы из фондов.
Здесь есть карты путешествий в Европу Павла Петровича и Марии Федоровны под именем графа и графини Северных, шелковые обивки дворцовых табуретов. Среди экспонатов трогательное письмо Павлу от его сына - будущего императора Александра I с подписью "сын ваш Алексаша" и написанное той же рукой через 29 лет сообщение о смерти "от апоплексического удара" императора Павла I.
"В последние годы публика хочет видеть не только изобразительные материалы, но и документы, автографы, потому что почерк отражает душевное состояние человека", - считает директор Государственного архива России Михаил Рыженков.