Безумец

Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Притча о безумном богаче Притча о безумном богаче
    

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Вы слышали, что сказано древним: “не убивай, кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5: 21–22). Так строго, дорогие братия и сестры, Господь Иисус Христос предупреждает нас от сквернословия в адрес наших ближних. Но сегодня за Божественной литургией слышали мы притчу, в которой Он же, Христос Спаситель, именует Своими пречистыми устами одного богача не как иначе, а именно безумным (см.: Лк. 12: 16–21).

Один богатый человек, владетель поместья, получил хороший урожай. Его богатство в основном заключалось в произведениях земли, и имел он много земли, и земля эта была плодородна. Знаем мы с вами, что плодородие земли – это великое благословение Божие. Молимся мы за каждым богослужением «о благорастворении воздухов и о изобилии плодов земных», но часто Господь одаривает обильно людей нечестивых, грешных, не знающих Его. Сплетает Премудрый Творец из этого одаривания людей недостойных и неблагодарных Свою спасительную сеть, чтобы люди не могли судить о Его любви или нелюбви по тому, что видим перед собой, как живет человек на земле: богато или бедно, в изобилии и покое или же в скорбях и нуждах.

Чем же было занято сердце того богатого человека среди такого изобилия? Он стал рассуждать сам с собой. Но Бог Небесный знает и замечает всё, о чем мы рассуждаем в сердце своем, и за всё это мы дадим Ему отчет. «Господь знает все дела людей и начинания их, и помышления их и сердца их» (3 Езд. 16: 55).

О чем же заботился и беспокоился этот удачливый богач? Увидев на своих полях необыкновенный урожай, он вместо того, чтобы возблагодарить Бога или порадоваться возможности сделать больше добрых дел, начал тревожиться: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». Тревожная озабоченность – обычный плод земного богатства и общая ошибка обладающих им. Чем больше человек имеет, тем больше у него трудностей, связанных с богатством, тем больше стремления сохранить то, что он имеет, и добавить к нему, тем больше и забот, как все сохранить и как потратить, – так что именно изобилие богатых лишает их сна, поскольку они постоянно думают, что же им делать с их богатством, как его распределить. Подобная страсть называется любостяжанием, и грозно слово апостола Павла к одержимым этим пороком: «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5: 5).

Думы и намерения богача, как результат его забот, были такими же абсурдными и безумными, как и сами заботы: «Вот что сделаю, и это самое разумное, что я могу предпринять, – сломаю житницы мои, потому что они слишком малы, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и тогда буду спокоен».

Почем уже безумен разговор богача с самим собой?

Во-первых, безумие с его стороны называть плоды земли своими плодами и своим добром. Ему, вероятно, было приятно подчеркнуть, что это его плоды и его добро, в то время как всё, что мы имеем, принадлежит Богу: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней» (Пс. 23: 1). Нам же всего лишь предоставлена эта земля для пользования, мы являемся управляющими Господним имением, Его рабами неключимыми – ничего не стоящими, делающими то, что должны сделать.

Во-вторых, безумием было накапливать богатство, а потом думать, как бы получше всё это разместить. Ветхий Завет строго предписывает дела милосердия: избытки урожая надлежало отдавать и бедному, и левиту – священнослужителю Бога Живаго, не имеющему своей земли, – и пришельцу, и сироте, и вдове.

В-третьих, всегда безумие превозноситься своим состоянием и благополучием, толковать о расширении житниц, как будто следующий год обязательно должен быть таким же плодородным, как этот, ведь может случиться, что в следующем году его новые житницы окажутся слишком большими, как в этом году они оказались слишком малыми.

В-четвертых, безумно со стороны богача думать, что строительством новых житниц он облегчит свои заботы; наоборот, строительство добавит ему новые заботы. Как хорошо об этом сказал премудрый Екклезиаст: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему» (Еккл. 5: 11–12).

В-пятых, было безумием замышлять и решать все так категорично и безоговорочно: «Вот что сделаю: разрушу житницы мои и построю большие… Я это сделаю!» – и он не добавляет при этом, как должны помышлять все мы, верные рабы Господни: «если угодно будет Господу и живы будем» (Иак. 4: 15). Безоговорочные проекты – это безумные проекты, ибо наши дни – в руках Божиих, а не в наших и мы не знаем, что случится завтра.

Когда же все намеченные им безумные задачи будут решены, тогда этот несчастный богач мыслил достигнуть верха счастья – счастья, которое ему виделось таковым: «Скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы в этих житницах, теперь покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12: 19). И в этом проявляется его безумие, так как наслаждаться богатством так же безумно, как и стремиться к нему.

Почему же, дорогие братия и сестры, является безумием непрекращаемое стремление к увеличению богатства?

«Довольствоваться малым – вот определение богатства; желание большего и большего – вот признак нищеты»

Во-первых, безумно откладывать свое утешение богатством на то время, когда осуществятся все его планы относительно его увеличения. Надо учиться быть счастливым и довольным при малом. «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это – дар Божий. Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его» (Еккл. 5: 18–19). Преподобный Исидор Пелусиот пишет: «Довольствоваться малым – вот определение богатства; желание большего и большего – вот признак нищеты».

Во-вторых, безумием является уверенность в том, что богатство, собранное нами, сохранится на многие годы. Новые огромные житницы богача не будут надежнее, чем те, которые у него были, ибо в течение нескольких часов они и всё, что лежало в них, могли сгореть дотла, хотя бы от удара молнии, против которой у него не было никакой защиты. В течение немногих лет могут произойти значительные изменения: моль и ржа могут истребить, воры подкопать и украсть…

В-третьих, безумием было рассчитывать на спокойную жизнь, ибо даже при самом богатом изобилии существует множество вещей, способных лишить человека покоя. Одна ложка дегтя портит целую бочку прекрасного меда, а одна колючка – всю постель. Болезни, семейные неприятности и особенно нечистая совесть могут лишить покоя самого богатого человека, ибо она «не знает Богообщения, и гордое сердце не знает Любви».

В-четвертых, безумием является намерение использовать свое богатство только для того, чтобы есть, пить и веселиться, ублажать свою плоть и удовлетворять ее чувственные вожделения, не помышляя о том, чтобы сделать добро другим и таким образом больше послужить Богу и ближним. Не про нас ли пророчествовал Исаия: «Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: “будем есть и пить, ибо завтра умрем!” И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете» (Ис. 22: 13–14)?

Общим величайшим безумием является надежда удовлетворить свои души материальными богатствами

В-пятых, еще большим безумием является наше обращение именно к бессмертной душе с такими словами: «Душа! покойся, ибо много добра лежит у тебя на многие годы». Душа наша отделима от тела и никоим образом не заинтересована ни в житницах, полных пшеницы, ни в сундуках, полных золота. Если бы у человека была душа свиньи, вот тогда он мог бы ее осчастливить изобилием пищи и питья. Нашим общим величайшим безумием является надежда обеспечить и удовлетворить свои души материальными богатствами и чувственными удовольствиями.

В ответ на свои тайные размышления богач слышит голос Бога – Господь выносит приговор ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12: 20). Как не похож этот приговор Божий на людское мнение о безумном богаче! Мы обычно завидуем подобным безумцам, людям удачливым и увеличивающим свои богатства, мы хвалим их и ставим в пример своим детям, мы не видим ничего плохого в любостяжании и скорее слово «рака», то есть безумный, бросим в адрес бессребреника, человека скромного и неприхотливого.

Приговор, который Бог выносит богачу, – это приговор к смерти: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя, и тогда кому же достанется то, что ты заготовил?» Бедный богач думал, что имеет много добра, которым будет владеть многие годы, но в эту ночь он должен будет расстаться с ним. Он думал, что оно будет радовать его, но он оставит его неизвестно кому. Смерть жадных и корыстолюбивых людей, как смерть всех грешников, люта, то есть жестока и мучительна.

Смерть является принуждением, арестом, взятием души, души, которую ты, человек, сделал безумной. И это будет очень страшно осознать каждому из нас.

Смерть грешника – внезапна, неожиданна. Она произойдет ночью, когда всё страшное еще страшнее. Время смерти для доброго человека – светлое время, это его утро новой жизни. А для грешного человека – это ночь, погружение в вечный мрак и скорбь. И в эту ночь, которую мы мыслим для себя спокойной и приятной, мы должны умереть и явиться на Суд.

Смерь есть оставление всего того, что мы заготовили и ради чего трудились. «Не сопровождает человека имущество его в час смерти; все, что приобрел человек, отходит и исчезает при дверях гроба» (преподобный Ефрем Сирин). Всё то, в чем видели свое счастье и на чем строили свои надежды, что питало наши мечты, – всё будет оставлено. И не знаем, кому достанется собранное нами с большим трудом богатство. «Кто будет владеть этим добром? Одно точно, что не ты. И ты не знаешь, какими окажутся те, кому ты намеревался его оставить, твои дети и родные. Будут ли они мудры или глупы» (ср: Еккл. 2: 18–19). Благословят ли они твою память или проклянут, будут ли они честью для твоей семьи или позором? Используют ли они оставленное им тобою в добрых целях или в недобрых, сохранят его или пустят на ветер? Если бы можно было предвидеть, кому достанутся наш дом и имущество после того, как умрем, то многие из нас предпочли бы предать всё огню, а не благоустраивать и преумножать.

Смерть показывает самому умирающему, был ли он безумным при жизни, ибо тогда становится ясно, что он собирал сокровища в мире, из которого уходит, и не позаботился собрать их в том мире, куда теперь направляется.

Таким страшным бывает конец земной жизни тех, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Мы же с вами не будем собирать сокровищ для себя, для своего тела, а не для Бога. Не будем «пристращаться к богатству душой своей, но будем извлекать из него пользу; будем употреблять его во служение, как орудие», – так учит нас святитель Василий Великий. Не будем считать сокровищем вещи тленные, а будем богатеть в Божественном, «богатеть верою» (ср.: Иак. 2: 5), богатеть добрыми делами, плодами праведности (ср.: 1 Тим. 6: 18), богатеть благодатью, утешением и духовными дарами, богатеть кротостью и любовью.

Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Если живы будем Если живы будем
Свящ. Леонид Кудрячов
Если живы будем Если живы будем
Вспоминая безумного богача
Священник Леонид Кудрячов
Самая большая ошибка в жизни — закончить ее с неподготовленной душой. Прочие ошибки поправимы.
Испытание богатством Испытание богатством
Иером. Иов (Гумеров)
Испытание богатством Испытание богатством
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
Иеромонах Иов (Гумеров)
Обладание богатством есть духовно-нравственное испытание человека. Люди стремятся быть богатыми. Большинство людей на земле к этому стремится, мечтает, желает, даже что-то предпринимает. И не задумываются над тем, какую духовную трудность они себе создают. (MP3 файл. Продолжительность 10:20 мин. Размер 7.5 Mb)
Евангелие о многопопечительности и о наглой смерти Евангелие о многопопечительности и о наглой смерти
Святитель Николай (Велимирович)
Господь наш Иисус Христос пришел к людям, чтобы излечить души человеческие от склонности к краже. Ибо сия склонность есть тяжкая болезнь души человеческой. Крадет ли сын у отца? Нет; но раб крадет у господина. В тот миг, когда в Адаме дух сыновний превратился в дух рабский, его рука потянулась к запретному плоду. Почему человек крадет чужую собственность - потому ли, что она ему нужна? Адам имел все и ни в чем не испытывал нужды, но все же совершил кражу.
Притча о счастливом человеке Притча о счастливом человеке
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Сегодня перед нами предстоит совершенно счастливый человек. Нигде больше в Евангелии мы такого человека не встречаем. Человек, обладающий полным для себя счастьем. Вспомним с вами, как апостол Павел называл себя: «Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?!» Кающийся Петр – мы тоже не можем назвать его счастливым человеком. А Матерь Божия? Оружие прошло сквозь Ее душу. И грешники, и праведники – нет ни одного счастливца. А вот тут появился. И называется он – безумный богач. (MP3 файл. Продолжительность 18:12 мин. Размер 8.8 Mb)
Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 27-я по Пятидесятнице Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 27-я по Пятидесятнице
Протоиерей Александр Шаргунов
Берегитесь любостяжания — говорит сегодня всем людям Христос — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений. Наблюдайте за собой, чтобы в сердце ваше не проникли принципы мира сего, чтобы они не стали господствовать в нем. Счастье человека не зависит от богатства. Жизнь души, вне всякого сомнения, не связана с богатством, потому что ее потребности невозможно удовлетворить ничем материальным.
Комментарии
Татьяна 9 декабря 2017, 18:05
АМИНЬ. Спасибо.
Владимир Сосенков 7 декабря 2017, 00:12
Очень правильная статья,Господь вовремя управил.
некто 4 декабря 2017, 21:17
Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×