Воскресенье за неделю перед Великим постом носит название Недели о Страшном суде. Церковь напоминает о последнем Суде Христовом и зовет каждого к покаянию. Бог милосерд, но Он и праведный Судия.
Редакция портала «Русский Афон» подобрала пять наставлений афонских отцов о Страшном суде Христовом.
1. Все мы в руках Божиих, Бог правит миром и каждого будет судить по правде, никто не избежит ответственности за свои деяния, и все получат полагающуюся им мзду — творившие зло будут наказаны, служившие добру — вознаграждены. Конечно, Господь Сам поставит все на свое место, но каждому из нас придется ответить за то, как мы в это сложное время помогали людям своей молитвой и любовью.
2. Каждый человек имеет совесть и у каждого есть своя книга жизни. В этой книге много листов. Каждый лист … это один день жизни человека, в особенности, христианина. На одной странице записываются грехи, а на другой – добрые дела человека. … Для Бога нет ничего тайного, ведь Ему все открыто: ни одна мысль, ни одно ощущение, ни одно слово от Него не ускользают, но все записывается в этой Книге жизни. Очень важно, что ничто не теряется, но все пройдет через Суд Божий. … Будем как можно больше заботиться о «едином на потребу»[1], понуждать себя и готовиться к грядущему Суду. Страницы в Книге нашей жизни, на которых записаны наши грехи, нужно изгладить и оставить только страницы с добрыми делами.
3. Господь на Страшном Суде скажет, что каждый малый человек – это Он Сам.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
4. Сотворим себе милость, братие, тем – что окажем милость братиям; чрез сострадание – приобретем сострадание; сделаем добро – дабы нам было благо … Проявим тщание, дабы нам получить богатство милости; немногими деньгами купим вечное наследие; убоимся подобающим образом проклятия немилостивым, дабы вследствие сего не стать нам осужденными; да не убоимся, что, давая милостыню, мы обеднеем: ибо и мы услышим от Христа: «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство».
5. В моей жизни был момент, когда я возлюбил учение Христа всем моим существом, но жизни в полноте по заповедям Его я не достигал. И в этом была моя боль, сильно и глубоко поразившая всего меня на всех уровнях. Господь сказал, что будет суд над каждым из нас и будет подведен итог нашей жизни. Но я жил эту невозможность жить по-христиански как один из самых трагических моментов всего моего бытия: «Почему я не могу жить по заповедям Христа?» Я доходил до отчаяния и молился Богу: «Как Ты будешь меня судить? Твой суд неправеден! Судья должен быть в тех же условиях, в каких живу я. И если, живя в моих условиях, он сохранил заповеди, то он имеет право судить меня». В моем уме был пример апостолов — они подвергались изгнанию из синагоги за то, что следовали за Христом. И потому Господь сказал им: «Вы сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»[2]. И прошу прощения у Бога за мою молитву, скандальную молитву, когда я говорил: «Ты не имеешь права судить меня, если я не могу остаться живым без пищи, без воздуха, без сна и так далее. А Ты во всем этом не имеешь нужды». И был мне ответ: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, потому что Он есть Сын Человеческий»[3]. И в этих словах, которые, в сущности, были повторением слов евангельских, мне был дан ответ, что Господь жил в условиях несомненно более трудных, чем я. И так Он победил и ответил на мой вопрос. Никто не может сказать, что Его условия были лучшими, чем самого бедного человека. Он скитался по разным местам — у Него не было ни дома, ни места, где приклонить главу.
Таким образом грехи людей разные. Вероятно и наказание будет разным. Может это наказание (мучения) для людей, совершивших грехи (несмертные) буду не такими тяжкими и невыносимыми, как для тех, кто в продолжение всей своей жизни совершал зло и не раскаялся в этом? Остаётся непрестанно молиться и каяться..