Москва, 16 февраля 2018 г.
12-13 февраля 2018г. в Москве состоялась пятая историко-богословская научно-практическая конференция «Златоустовские чтения». Она проходила в единственном уцелевшем здании бывшего Златоустовского монастыря, что создавало особую рабочую атмосферу.
Организаторы конференции – храм Космы и Дамиана на Маросейке и действующий при нём Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря – уже несколько лет ведут активную работу по возвращению памяти о древней обители, разрушенной в 30-х годах прошлого века. Сделано немало: регулярно проводятся конференции, в Б. Златоустинском переулке установлен памятный знак, выпускаются сборники и брошюры, реставрируются и ставятся на музейный учёт находки, обнаруженные на исторической территории. Реальный вклад «златоустинцев» в копилку народной памяти был замечен на самом высоком профессиональном уровне. На открытие чтений пришли заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы, главный археолог Москвы Л.В. Кондрашёв, Глава Басманного округа, председатель Совета депутатов Г.В. Аничкин, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по науке А.Л. Баталов, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, член Общественной палаты РФ, координатор общественного движения «Архнадзор» К.П. Михайлов.
Эти имена вкупе с насыщенной программой привлекли внимание широкой аудитории, и конференц-зал был полон: здесь собрались представители музеев, монастырей, студенты, преподаватели школ и просто любители отечественной истории. В приветственном слове настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин отметил, что в 2017г. участники Златоустовских чтений приняли резолюцию, в которой рекомендовали начать работу по организации религиозно-исторического достопримечательного места «Московский Златоустовский монастырь». С тех пор прошёл ровно год, и на многотрудном пути по исполнению резолюции достигнут важный рубеж: 25 декабря 2017 г. подана заявка в Департамент культурного наследия города на присвоение территории Московского Златоустовского монастыря статуса историко-религиозного достопримечательного места (заявка зарегистрирована под № 16-46-209/7).
Тема достопримечательного места стала главной и в дальнейших выступлениях. Л.В. Кондрашёв отметил, что коллеги, как он уважительно назвал волонтёров Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря, взяли на себя очень тяжёлый труд. Новеллы, внесённые в федеральный закон № 73 и позволяющие обрести статус достопримечательного места, сами по себе очень сложны, и Златоустовский монастырь «де факто» становится первопроходцем на этом пути. От лица когорты профессионалов он поблагодарил энтузиастов за сотрудничество и выразил уверенность, что конференция даст дополнительный толчок для постановки на учёт территории бывшего Златоустовского монастыря в качестве достопримечательного места.
А.Л.Баталову атмосфера конференции навеяла воспоминание о Московском археологическом обществе, созданном в 1864г. Его главной целью было, чтобы каждый мыслящий гражданин России по мере своих сил занимался изучением и охраной памятников отечественной истории и культуры. И вот, спустя 150 лет, посеянные семена взошли. Ещё несколько лет назад о Златоустовском монастыре знали лишь несколько историков, а теперь, благодаря прихожанам храма Космы и Дамиана на Маросейке, самые широкие круги интеллектуальной Москвы вовлечены в возрождение памяти о древней святыне. По словам А.Л.Баталова, за последние 25 лет он не раз наблюдал, как, казалось бы, в самых безнадёжных ситуациях в порушенные святыни возвращалась духовная жизнь.
Глава Басманного округа Г.В. Аничкин заверил участников Златоустовских чтений в своей поддержке, и это были не просто слова. Геннадий Викторович уделяет большое внимание историко-культурному наследию Басманного района, лично участвует в организации научно-практических конференций на эту тему и помогает всем, кому дорога родная история.
Златоустовские чтения демонстрируют силу, которая противостоит процессам забвения и разрушения, – так начал своё выступление К. П. Михайлов. Наследие древней обители объединило самые разные группы людей: священнослужителей, мирян, археологов, архитекторов и тех, кто далёк от этих академических профессий. Результат впечатляет. Следующим шагом, по мнению К.П. Михайлова, может быть создание музея Златоустовского монастыря. Материала собрано достаточно, чтобы музей мог стать заметной точкой на культурной карте столицы. (Надо отметить, что волонтёры «Архнадзора» также участвовали в подготовке заявки на присвоение статуса достопримечательного места). В заключение К.П. Михайлов подчеркнул, что вся предыдущая работа проделана энтузиастами-общественниками, но сейчас настала пора переходить к новому этапу – в процесс сохранения и изучения древностей Златоустовского монастыря должно включиться государство. Он выразил надежду, что Департамент культурного наследия Москвы не будет растягивать по времени рассмотрение заявки о получении статуса достопримечательного места, и следующая конференция пройдёт на официально зарегистрированном достопримечательном месте.
Вдохновлённые такими перспективами, участники Златоустовских чтений приступили к слушанию докладов. В основу конференции положены две магистральные темы: воссоздание истории Московского Златоустовского монастыря и изучение наследия святителя Иоанна Златоуста. Впервые в числе докладчиков кроме москвичей были исследователи из четырёх городов – Воронежа, Саратова, Дмитрова, Коломны.
Программа первого дня была посвящена новым обретениям в истории древней обители. С общим обзором по археологии московских монастырей выступил заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Л.А.Беляев. Разглядывая на экране материальные свидетельства, добытые из под многовекового культурного слоя и нередко опровергающие прежние знания о том или ином месте, слушатели невольно представляли, какие открытия их ожидают, когда команда археолога Л.А.Беляева получит возможность зайти на территорию Златоустовского монастыря.
Прежде всего приходит мысль о возможном обретении захоронения главного ктитора обители генерал-адмирала Ф.М. Апраксина. Официально его могила считается утерянной, хотя известно, что он похоронен в родовой усыпальнице под Благовещенской церковью Златоустовского монастыря. Место, где ранее находилась Благовещенская церковь, не занято никакими постройками. Сегодня по нему ходят люди и ездят машины. Есть основания предполагать, что усыпальница цела и просто засыпана мусором и закатана в асфальт. Но окончательный ответ могут дать только раскопки.
Особенно контрастно выглядит эта ситуация по сравнению с тем, как чтится память одного из создателей русского военно-морского флота в Воронеже. Яркий, насыщенный конкретными фактами, доклад «Государственная деятельность Ф.М. Апраксина на юге России в первой четверти XVIII века» сделал кандидат исторических наук Н.А. Комолов.
Докладчик живёт и работает в Воронеже, и он рассказал не только о трудах Ф.М. Апраксина, но и о том, что его имя носят улица и набережная, на созданной им адмиралтейской школе установлен памятный знак, его имя хранит Успенский Адмиралтейский собор, крепость Павловск, которую он основал и т.д. Известно, что в 2010 г. памятник Ф.М. Апраксину был установлен в г. Выборге. О нём написаны книги, победа в морском сражении у мыса Гангут, которую Ф.М. Апраксин добыл вместе с Петром Первым, сегодня празднуется как день воинской славы России. Но никто не приходит поклониться могиле творца этой победы. И только священники храма Космы и Дамиана на Маросейке вместе с прихожанами творят на этом месте заупокойные молитвы.
Непосредственное отношение к Златоустовскому монастырю имел и великий князь Иоанн III. В 1479 году он заложил здесь первую каменную церковь во имя святителя Иоанна Златоуста, в честь которого был назван, и церковь во имя апостола Тимофея, в день памяти которого он родился. Летописи сообщают, что великий князь поставил Златоустовского игумена «выше всех попов и игуменов Москвы и загородных попов». Масштабный доклад «Иван III и его предки. Наследственные черты характера московских князей XV столетия» сделал заведующий кафедрой истории России до начала XIX века МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Н.С. Борисов.
Большой интерес вызвали и два других доклада: один об архимандрите Григории (Воинове) – настоятеле и авторе книги «Исторического описания Московского Златоустовского монастыря» (1871г.), сделанный клириком храма Космы и Дамиана на Маросейке Сергием Чураковым и второй – о иеромонахе Авеле, в качестве судового священника совершившем два кругосветных морских путешествия на корабле «Адмирал Нахимов» – его подготовил студент исторического факультета ПСТГУ Созонт Сингх. Два иеромонахамонаха, два разных характера, два несовместимых темперамента. Одного любили читатели «Душеполезного чтения», другого – матросы, но сами они больше всего любили Златоустовскую обитель. Сообщения о настоятелях и насельниках монастыря входят в программы всех конференций и всегда вызывают большой интерес, потому что показывают, насколько разными личностями являются эти как бы одинаковые внешне люди.
В рамках конференции была организована выставка, на которой были представлены новые артефакты и документы об истории обители. Впервые экспонировались фотографии Златоустовского монастыря, сделанные в 1910-1927гг. А.А. Губаревым и хранящиеся ныне в ГИМе. Архитектурные детали разрушенных храмов, надгробные плиты, печные изразцы середины XVIII в., – во время перерывов всё это притягивало к себе, как магнит. Некоторые документы были расценены специалистами как доказательства, которые требуют внести поправки в ранее опубликованные исторические данные о монастыре.
Второй день Златоустовских чтений по традиции был полностью посвящён изучению наследия святителя Иоанна Златоуста. Настоящее интеллектуальное подношение святителю сделали сотрудники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Чтобы понять уровень исследований, достаточно назвать темы их докладов: «Наследие Иоанна Златоуста в европейских богословских спорах XVII века», автор – декан Богословского факультета протоиерей Павел Хондзинский; «Древнейший греческий формуляр службы святителя Иоанна Златоуста», автор – старший научный сотрудник А.Ю. Никифорова; «Обращение к наследию святителя Иоанна Златоуста в поздневизантийских исихастских текстах. На примере творений Каллиста Ангеликуда», автор – старший преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии О.А. Родионов.
Но и те, кто, образно говоря, пришёл за практическими советами от Иоанна Златоуста, тоже получили пищу для размышлений. Декан исторического факультета священник Андрей Постернак сделал доклад о женском служении по произведениям Иоанна Златоуста, а ведущая колонки на сайте Православие.ру мать шестерых детей А.А. Сапрыкина – о религиозном образовании детей по педагогическому учению Святителя. Особо проникновенным и трепетным было сообщение старшего редактора Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» М.А. Маханько «Первые образы святителя Иоанна Златоуста на Руси». Благодаря демонстрация уникальных икон, известных только узкому кругу специалистов, возникало ощущение встречи с самим святителем. В преддверии празднования 1300-летия чудотворения Испанской иконы Божией Матери секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Максим Плякин подготовил доклад «Испанская икона Божией Матери в келлии святителя Иоанна Златоуста и в селе Корнеевка».
Можно сказать, что постепенно Златоустовские чтения становятся центром по изучению наследия вселенского учителя церкви. Конечно, его изучают давно, и по всему миру. Но в условиях «второго крещения», которое сейчас проходит Россия, и учитывая, что сегодня в стране нет ни одного действующего монастыря, посвящённого всемирно почитаемому святителю, вокруг Златоустовских чтений сегодня концентрируется всё, что связано с его именем. Дальнейшее развитие этой тенденции также зависит от получения официального статуса религиозно-исторического достопримечательного места «Московский Златоустовский монастырь».