Шашлык с соусом,
или Не строй из себя святого!

Архимандрит Андрей (Конанос) Архимандрит Андрей (Конанос)

Предлогом для этого разговора стала смс-ка, которую я получил на днях. Сейчас я ее открою и поделюсь с вами некоторыми своими мыслями.

Пусть все у вас будет хорошо! Будьте счастливы и спокойны в этом мире абсурда и проблем. Ведь даже если кризис при дверях, и трудности обступают тебя, твое сердце может пребывать в радости. Ты можешь не унывать. Лишь тебе улыбнется ребенок, твой ребенок, радостью наполнится твоя душа – он заберет у тебя всю тяжесть. Тебя обнимет человек, которого ты любишь – твоя жена, твой муж, твои дети, – и вновь твоя душа счастлива. Ты можешь не иметь миллионов, но сердце, полное любви, тепла, хорошие книги в доме... Живи с чувством внутреннего умиротворения, доброты и красоты даже в эту горькую эпоху! Ведь как это чудесно: почитать роман, исторический или научный труд, что-то еще, что тебе по душе, и через это перенестись в другой мир и сказать: «Ну ладно, времена трудные. Но как много на свете прекрасного!» Что сказал Христос? Посмотрите на птичек! На цветочки! Как дивны они! В мире, который страждет, в мире, где случаются землетрясения, цветут дивные цветы! И дарят нам свою красоту и благоухание. Отыщи способ сохранять внутреннее равновесие, стоять с расправленными плечами и не теряться в напастях! Ведь время идет. Разве не так?

Изображать или быть?

Итак, смс-ка. На нашем приходе мы часто служим ночные литургии. Зачем? Для молодых пар, да и для не очень молодых людей, которые хотят отдохнуть в воскресение утром, а в церковь сходить вечером в субботу. Служба заканчивается после полуночи, полпервого – в час. Приходят многие, им нравится...

Христос никогда не обличал грешников так, как обличал лицемеров

И вот после литургии ко мне подходит группа молодежи, говорят: «Отче, мы с обеда не ели. Пойдемте с нами поедим, мы вас приглашаем». И хотя я тоже немного проголодался, но в голову полезли всякие мысли: «Ну, ты же священник! И что о тебе скажут? Это все мирское... батюшке не подобает», – и я отказался. Тогда они говорят: «Не волнуйтесь, мы на машине, по дороге остановимся и просто возьмем вам шашлык». «Шашлык, – подумал я про себя, – как же хочется шашлыка!» – но внешне старался показать, что меня это нисколько не волнует! Попытался отыскать правду внутри себя. Сердце говорило: «Хочу!» Но то, что я «должен был показать» – это «не хочу», ведь «я обязан жить так, как учат жития святых, святые отцы, Добротолюбие: когда ты пережил Божественную литургию, приблизился ко Христу, то уже не желаешь ничего иного». Так говорят книги, и те, кто написал эти книги, вероятно, так жили. Но я так не живу. Я не пребываю в таком состоянии – «а теперь, когда я причастился, то пойду домой, помолюсь еще пару часов и лягу спать, и не стану вкушать ничего, либо съем один сухарь». Да, я хотел есть, и это та правда, которая была внутри меня. Но внешне я старался ее не показывать. Так и фарисеи выглядели благочестиво, как надлежит, постились, в них было все правильно снаружи... При этом Христос, обращаясь к ним, говорил: «Вы как гробы, снаружи прекрасные, а внутри полны нечистоты. Вы несете в себе труп лицемерия, лживое ‟я”» (ср. Мф. 23, 27). Христос никогда не обличал грешников так, как обличал лицемеров. Богословски все верно: я же имею статус священника! И тут мне вспомнился один святогорец, который сказал: «Ты священник? И что? Что ты показываешь миру? То, что ты есть на самом деле, или то, чего нет? Ты изображаешь святого подвижника, прославленного отшельника, исключительной духовности человека, не будучи им? Ты изображаешь – или ты есть то, что ты есть?»

У старца Паисия

Преподобный Паисий Святогорец Преподобный Паисий Святогорец

Я, помню, спросил отца Паисия в 1990-м г., заниматься ли мне беседами или нет, произносить важные и высокие слова перед школьниками, или лучше не надо? Он повернулся и спросил: «Если кто-то из соседей спросит тебя, где школа, ты знаешь, что ему ответить?» – «Да». – «А если тебя спросят, где булочная в этом районе?» – «Знаю». – «А если тебя кто-то спросит, где Америка, и разные подробности про Америку, ты знаешь, что сказать им?» – «Нет, не знаю». – «Почему, – говорит он, – не знаешь?» – «Потому что я никогда не был в Америке». – «Вот видишь, – продолжил отец Паисий, – про Америку ты им не рассказывай, потому что не знаешь! Говори о том, о чем знаешь, и то, что сам пережил. Говори о булочной, о школе». Булочная и школа – это то, куда мы посылаем людей. Я посылаю тебя в булочную, ты приносишь хлеб и съедаешь его. Я посылаю тебя в школу, там ты изучаешь грамоту. Я – проводник и показываю, куда идти. Хорошо, если священник, богослов, духовный человек, от которого ждут помощи, соблюдает эту границу («я не Бог, я не могу спасти людей, я – один из вас, я такой же, как вы, обыкновенный человек»).

Священник тоже человек?

То, что нас, священников, отличает – стремление к более близкой связи с Богом, но это не значит, что мы в этом преуспели. Я тоже человек. Я также ем, пью, моюсь, загрязняю среду, как и все. Однажды ребенок в школе увидел, как на переменке я ем, а я был поражен, как преломляется в сознании людей то, что мы говорим им! Будто мы, священники, живем в другом мире! И не стоит пренебрегать этим, говорить: ну и ладно, пусть так думают. Люди могут представлять в своих фантазиях, что мы молимся приподнятыми над землей, но это же неправда! А если показать им правду, они поймут, что мы немногим отличаемся от них. Так вот, в школе на переменке я стоял и что-то ел. Неожиданно ко мне поворачивается ребенок и изумляется: «Ой». Я говорю: «Что случилось?» – «Батюшка, вы едите?» Я говорю: «Ем, а почему я должен не есть?!» Мальчик был потрясен.

А я снова вспомнил слова того святогорца: «Пусть те, кто тебя слушает, видят тебя хотя бы иногда в повседневной обстановке, видят твое настоящее поведение!» Не того, кто говорит с амвона, изображая из себя прекрасного духовного пастыря, который уже земли не касается, но того, к примеру, кто в приходском паломничестве пересчитывает людей, и кого-то не хватает. И вдруг «добрый и духовный пастырь» начинает нервничать: «Ну, где же эта женщина! Куда ее понесло!» А прихожане говорят про себя: «То есть батюшка тоже раздражается?» И пусть: зато они видят, что ты – такой же, как все.

Не создавай вокруг себя ощущения, что ты – нечто совершенно иное. Это не приведет ни к единству, ни к доброму миссионерству, ни к подлинности нравов, ни к честности перед Богом, ни к искренности перед людьми. И, наконец, этого совсем не хотят от тебя ни Бог, ни люди. Когда ты показываешь что-то фальшивое, как я, когда говорю: «Если они увидят меня таким, какой я есть, то разочаруются». Нет, не разочаруются, попробуй, и ты увидишь. Они поймут, что и ты ешь, что вот ты попробовал у той хозяйки кусочек тиропиты (греческий пирог с сыром – А.Н.), а потом попросил еще один, и третий, и четвертый, – и скажут: «А, значит, и батюшка любит поесть! И ему нравятся те вещи, которые нравятся нам».

Постные пирожные и старцы во вретищах

Человек спускается с неба на землю и понимает, что Бог – там. Где? В правде. В буднях и повседневности. И духовность – это, прежде всего, то, что ты настоящий, смиренный, в своем поведении открытый другим, а не прячешься (как делаю я, а может, и кто-то другой), и не показываешь снаружи, что ты такой хороший.

В конце концов я согласился ехать со всеми: «Господи, лучше я послушаюсь, не буду отделяться от ребят и последую словам святогорца: ‟Будь рядом с людьми такой, как ты есть, не изображай того, кем ты не являешься, не продавай святость, которой не имеешь”». Я вспомнил богословские конференции, где, хотя мы говорим о самых возвышенных и духовных вещах, когда наступает кофе-брейк, и все выходят, перед нами угощение – кофе, печенюшки, разные приятные вкусности, и все постные! – и тебе говорят: «Ешьте, ешьте, они постные, не волнуйтесь!» Ты кладешь конфету в рот, и она тает. Она тоже постная? «Все постное, ешьте, сколько хотите!» И ты съедаешь пять постных конфет, и возвращаешься в конференц-зал, и продолжается разговор о старцах, у которых была лишь фланелька, разорванная на груди от долгих лет, в течение которых они ее носили... Одно – теория, другое – практика, старцы говорили и делали то, что говорили.

Мы же говорим о них, но мы совершенно другие. Мы путаемся, завидуем другим и не понимаем, что то, чем мы живем, и есть духовность: на кухне, с детьми, с мужем, с женой, на работе, в автобусе, в офисе, в облаках, в которых мы витаем, где бы мы ни находились. Духовное, вещественное, мирское, Божественное – все дарует Бог, все Им благословлено, всюду достигает Его благодать, Его свет, Его доброта и любовь. А ты, когда женишься, вдруг начинаешь завидовать подвижникам и говоришь: «Ах, почему я не стал монахом! Эх, как здорово сейчас на Святой Горе!» Ты завидуешь тому, что сам можешь переживать и уже переживаешь! – «Да, но я не там, и не могу видеть раскачивающиеся полиелеи, монашеские облачения, схиму...». А разве в этом, дорогой мой, духовность? Это внешние образы. Ты не помнишь, как святой Иоанн Лествичник говорил? «Очень легко внешне сделаться монахом – надел рясу, отпустил бороду и волосы, и все – монах. Но не малый, а большой труд необходим, чтобы соделать своего внутреннего человека монахом». Один женится и завидует монахам. Другой становится монахом, а взор его устремляется к мирскому, и он говорит: «Ну почему же я не создал хорошую семью, теперь я один». Мы не радуемся тому, что мы делаем. Мы не понимаем, что через все приходит благодать Божия.

Мы можем быть причастны Богу через наше одиночество. Мы можем жить духовно и свято через семью, через нашу работу, через встречи с людьми, и понять, что все – одно в благодати Бога. У нас одна цель. То Евангелие, которое читаю я, читаешь и ты.

Хорошо ли там, где нас нет?

Когда у тебя проблемы, ты говоришь: «В монастырях проблем нет!» Ты говоришь, что у тебя в монастыре не было бы таких проблем! Ты бы жил духовно, с четками в руках, и у тебя не было бы ни осуждения, ни любопытства, ни ревности, ни зависти, ничего. Ты был бы ангелом! Вы слышите?! Вот так думают люди. И это впечатление производим на них мы, священники. А хорошо ли это? Тот, кто исповедует в монастыре, мужском или женском, прекрасно знает, что все совсем не так, как видится извне. Почему же люди так думают? Потому что им нравится думать высоко, даже если все не так. Помогает ли это в духовной жизни? Или создает помешательство в мозгах, и человек сетует: «Мне никогда не стать таким, как они». А кто они? Те же самые люди. При этом, со своей стороны, они порой тоже убеждают тебя в твоей правоте и «смиренно» принимают такое отношение. Когда отцу Паисию кто-то предложил: «Пойдемте, сядем в закрытую кабину, она для монахов, потому что эти – они для мирян, а мы не должны потерять то, что приобрели», – он ответил: «А что мы потеряем, отче? Что такого мы имеем, чего нет у них? Мы те же люди. Неужели мы не ревнуем, не злимся, не имеем эгоизма, мелочности? А еще называемся монахами!»

Наш «театр»: ни Богу, ни людям

Театра не нужно! Я не могу поверить, что Бог может благословить «театр». Когда ты показываешь «театр», Бог этого не благословляет.

Как-то ко мне подошла женщина, живущая далеко от Афин. И говорит: «Отче, я думаю о вас, когда вы молитесь. Вот позавчера я поднялась в три часа ночи и стала тоже молиться». Я ей говорю: «Что вы? Я спал, а не молился». Хотя первая мысль мне пришла: ладно, раз она думает, что я молюсь по ночам, не буду ее разубеждать. А потом говорю себе: а что мне сказал тот афонский монах – не говорить неправды, не показывать фальшивой иконы людям! – «Исключено, батюшка, я знаю, вы скрываетесь!» – «Зачем мне скрываться? Я просто спал!» – «Я знаю, что каждую ночь вы не спите, а молитесь». – «Хорошо, послушайте! Вы являете доброту своего сердца, когда говорите так, но правда – иная. Я сплю по ночам, иногда я молюсь немного, иногда больше, и ложусь спать, и ночами я сплю». – «Ах, – говорит, – вы все испортили!» – «Почему? Неужели вы не можете молиться безотносительно к тому, как и когда молюсь я?! Неужели вы не можете ощущать Бога безотносительно к тому, высоко или низко я?»

Это хорошо – думать, что кто-то высоко, но иногда это ведет к превратной картине: многие отчаиваются, разочаровываются, боятся подойти к священнику, затрудняются исповедоваться, им трудно сказать правду, простые прописные истины, которые все мы знаем и должны понимать друг друга. Но у нас в голове сложилось такое представление, что священники – они очень высоко. А что значит высоко? Ведь те, кто действительно высоко, – они, чтобы подняться, начинали снизу и сражались с низкими грехами. И как раз они поймут тебя, пройдя ту борьбу, а может, и те же падения, что случаются с тобой. Вот это необходимо показывать людям.

Не торгуй своей «святостью»

Господь, минуя все, подойдет к нашему сердцу и скажет: лицемер

Я сейчас не говорю только о священниках. Я говорю и о тебе, когда ты наставляешь мужа, детей, подругу, соседа, строишь из себя учителя. Будто ты уже справился в себе со всем! Как кто-то отважится приблизиться к тебе?! Если ты бесплотный и весь уподобился Богу (представляя другим этот ложный образ). Так почему же дома ты ведешь себя совсем иначе? Эта раздвоенность запутывает и нас самих, и другим не помогает. Так у меня открылись глаза в отношении человека, образ которого мне казался безупречным. Внешне благороднейший, милейший, духовнейший и т.п. А его ребенок ни за что не хотел идти в церковь. И я спрашивал себя: почему ребенок такого святого отца не идет в церковь? Спустя два года ребенок поделился со мной: «Если бы вы видели моего отца дома, когда закрывается за ним дверь! Не когда он беседует с вами или с кем-то еще, но с нами дома!» И, описав две-три ситуации, вернул меня с небес на землю. Я понял, что одно пишут книги, другое мы говорим, третье делаем, четвертое изображаем. Что из этого оценит Господь? На что посмотрит? Я думаю, Он, минуя все, подойдет к нашему сердцу и скажет: лицемер. Что Он сказал фарисею? В Великий четверг, в начале Евангелия, помнишь? Фарисей, ты слеп, но изображаешь, будто ты вождь. Но ты вождь других слепых (ср. Мф. 15, 14). А когда ты первый из слепых, как поможешь другим?! Как ты им поможешь, не имея света в своем сердце? Свет – это подлинность, искренность, истинность, смиренное приятие: да, я такой, как и ты, но я борюсь.

Ты помнишь, как ты спросил меня на исповеди: «Отче, как вы меня понимаете?» – «Понимаю, потому что и я делаю такое». – «Неужели и вы доходите до ручки, гневаетесь, ревнуете, осуждаете?» – «Конечно!» – «Но вы же перебороли все это в себе!» – «Нет, но и врач, который выписывает тебе рецепт, не решил всех проблем со своим здоровьем, но тем не менее назначает лекарства, и ты потихоньку поправляешься». Изображать фальшивку в овечьих одеяниях, которые ты носишь, – вот где трагедия!

Человеку ближе не ангел, а человек!   

Человек, твой ребенок, не требует от тебя совершенства, не требует святости во что бы то ни стало. Он хочет подлинности, искренности, смирения и покаяния.

Давай помогать друг другу. Хочешь, потому что я немного старше, я покажу тебе путь, я сам иду по нему. И тогда ты увидишь, что другой любит тебя без того, чтобы тебе надо было все время прятаться и изображать что-то перед ним. Спадает зашита, души общаются, соединяются сердца, потому что мы идем одним путем, у нас одни муки, а в конце будет очень сладкий плод, который зовется любовь, совесть, подвиг, неосуждение, отсутствие сравнения и порицаний. Ты обнимаешь всех, и они говорят тебе: «Наш батюшка очень хороший, мы его любим. У него есть недостатки, но он старается. Он не изображает перед нами что-то другое, чем он есть. Мы не хотим ангела. Бог потому не поселил рядом с нами ангелов, но людей, чтобы они нас чувствовали, понимали, и чтобы мы понимали их». Самую лучшую исповедь ты можешь сказать человеку, который, знаешь, тебя понимает и разрешает тебе понять его. Это дает близость и отстраненность. Близость открытости и отстраненность уважения и страха. И ты говоришь про себя: он то, что есть, он дает мне заглянуть в его душу и увидеть его борьбу.

Смс о шашлыке с соусом и не только

«Поедем, но я не буду выходить из машины, я подожду вас в машине и там поем». – «Хорошо!» И мы поехали есть шашлык. Один из ребят меня спрашивает: «Вам какой?» А я помнил, что там готовят хороший соус. И говорю: «Два с соусом». Ребята пошли, купили себе и два принесли мне. Один из ребят сел в машину и ел со мной. Он впервые пришел на ночную службу, мне было и так неудобно есть при нем, а тут еще и соус на бороде, она запачкалась, я говорю про себя: «Ох, только что я был в алтаре, служил, а сейчас ем шашлык с соусом... Вот человек смотрит на меня, что он скажет?» Мысли меня сжирали: что скажут, что подумают... Мы закончили, поехали по домам, а на другой день я вижу в мобильнике смс-ку от юноши, который сидел со мной в машине. Он пишет: «Вчера Вы так порадовали меня! Чем дольше я Вас знаю, тем более возрастают мои любовь и уважение к Вам – я вижу, что можно жить с Богом и оставаться человеком».

Читаю еще раз имя, ну да, тот самый юноша, с которым рядом я ел шашлык. Он продолжает: «Значит, можно быть настоящим христианином, даже если ты живешь в миру и ешь шашлык с соусом! И даже тогда твоя молитва будет благоприятна Богу». То, что, как я думал, послужит к соблазну, не смутило его, а наоборот, помогло.

Иногда ты внутри себя сочиняешь сценарии, но ничего из придуманного тобой не работает. Тебя душат помыслы, а ты мучаешься понапрасну. Люди вокруг нас не так плохи, как мы думаем о них по причине своей собственной испорченности. Если бы ты был на его месте, ты бы осуждал. Но не все осуждают. К счастью, не все такие, как ты и как я. Есть прекрасные люди, смиренные, с открытым объятием души, и они тебя принимают таким, какой ты есть, и относятся к тебе с почтением. К такому, какой ты есть.

Есть апельсин, источая благодать

Так, через шашлык с соусом, я возрос в глазах этого юноши и в его уважении ко мне. Смс-ка кончается: «Чтобы освятиться, не надо уходить в пещеру или в горы, но, живя просто, обычной жизнью, мы можем почувствовать Христа рядом». Какие слова тут самые важные? «Живя просто». Простая жизнь, подлинная, искренняя, освящает. Через нее мы можем почувствовать Христа рядом. Потому что именно к таким душам приходит Христос – к простым, любящим друг друга, не желающим казаться один лучше другого. И последние слова: «Я хочу научиться от Вас не словам, но образу жизни. Прошу Ваших молитв».

Видите, как смс про шашлыки с соусом дала нам повод поговорить о стольких вещах – богословских, церковных, духовых. Все погружено в благодать Божию. Я вспоминаю историю об апельсине, который ел отец Паисий, а один человек стоял рядом и смотрел, как он ест апельсин (апельсин, а не шашлык с соусом!), и рассказывал, что от старца исходила благодать. Другой переспросил: «Почему? Он что-то сказал тебе? Он ел апельсин не так, как другие?» – «Нет, так же, как другие, но я ощущал в тот момент, что меня обволакивает любовь Божия».

Ты можешь просто есть апельсин и источать благодать Божию вокруг простотой поведения и жизни. Ты можешь чистить фасоль или лук, жарить, готовить, а твои дети будут смотреть телевизор в гостиной, ты пройдешь мимо и скажешь: «Поднимите ножки, деточки, дайте мне пройти», и они почувствуют, что рядом любовь, ласка, доброта. Духовность исходит от шума пылесоса, от звука тарелок на кухне, от того, как ты развешиваешь белье, как паркуешь машину, как смотришь на своего ребенка, который открывает и закрывает дверь, везешь тележку с продуктами по супермаркету или останавливаешься на заправке, чтобы дозаправиться, – духовность изливается из всего этого, из всего, что ты делаешь, из всего, что ты говоришь, – без нервов, с юмором, с оптимизмом, из всего, о чем молчишь. Это и есть духовность.

Духовная жизнь начинается, когда литургия кончается

Мы заключили духовность в особые сферы жизни и исключили ее из будней, позабыв, что духовно – все

Наша огромная ошибка в том, что мы заключили духовность в особые сферы жизни и исключили ее из будней, позабыв, что духовно – все.

Ты увидел меня в школе, когда играл в баскетбол, и я сказал тебе: «Перестань ругаться, почему ты так разговариваешь?!» Ты повернулся и говоришь: «У нас сейчас не урок религии, отче». Я ответил: «Давай поговорим позднее, когда кончится игра». А после объяснил тебе, что и баскетбол, и школьный автобус, который везет тебя в школу и домой, и музыка, которую ты слушаешь в наушниках, – все имеет Бога. Бог – Он в тебе, чтобы ты ни делал. И урок религии – это не час и не два в неделю. Урок религии начинается тогда, когда урок окончен. Церковность начинает работать в нас и являть силу молитвы после окончания службы. Именно тогда начинается духовная жизнь.

Публикуется в сокращении. Источник (эфир на радио «Пираики экклесиа»): https://www.youtube.com/watch?v=JmU53gPoueE
Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с греческого Александра Никифорова

Книги архимандрита Андрея (Конаноса) в интернет-магазине «Сретение»

15 марта 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Жить в миру, но не по-мирски Жить в миру, но не по-мирски
Протоиерей Андрей Ткачев
Жить в миру, но не по-мирски Жить в миру, но не по-мирски
Об искушениях в жизни пастыря. Статья 3
Протоиерей Андрей Ткачев
Можно любить театр, спорт, путешествия, но эти «увлечения» пусть станут ресурсом для проповеди. А самое главное и важное – всегда помнить: богатство прихода – это люди, и пастырь, посвятивший себя служению людям Божиим, богаче пастыря, пасущего самого себя.
Батюшки – простые люди, <br>или Разделяй и властвуй! Батюшки – простые люди,
или Разделяй и властвуй!

Васса Богданова
Батюшки – простые люди, <br>или Разделяй и властвуй! Батюшки – простые люди,
или Разделяй и властвуй!

Васса Богданова
Можем ли мы судить о священниках, их поступках и словах? Разве они не такие же люди, со стандартным набором хромосом, грехов и слабостей? И они бывают уставшими, иногда раздраженными и даже грубыми. Ведь так? Или все же не так?
Кто свят, тот такой, как все Кто свят, тот такой, как все
Архимандрит Андрей (Конанос)
Кто свят, тот такой, как все Кто свят, тот такой, как все
Архимандрит Андрей (Конанос)
Что скажут обо мне люди? – Да пусть говорят что хотят! Коль скоро мы вошли в Церковь, то нас больше уже не интересует, что скажет мир, но что говорит Бог.
Комментарии
Алла20 марта 2018, 03:04
Валерий, супружеские отношения под запретом только накануне Причастия, но не после.
Валерий18 марта 2018, 21:35
Спасибо! Не есть мясо после причастия уже не ересь, Грузинский архимандрит пишет, что это благочестивая традиция, а вот те, кто говорят что пост после причастия отменяется совсем, ошибаются, поскольку супружеские отношения все же под запретом, а ведь они тоже " брак честен и ложе непорочно". Значит все таки какой то элемент воздержания и от дозволенного продолжает присутствовать.
Алла18 марта 2018, 13:06
Валерий, это не более, чем частные мнения. Есть мясо после Причастия не запрещено. Если люди хотят для себя придумывать какие-то дополнительные правила - пусть, их дело.
Валерий17 марта 2018, 22:51
Об этом дне о.Валентин Амфитеатров давал также такие указания своим духовным детям:"В день причастия надо есть умеренно, не есть мяса, говорить больше о Господе, а о житейском не говорить, это грешно; отнюдь не следует мыслить чего-нибудь худого". Сам же я читал в поучениях какого святого не помню, но не современного точно: чтобы принятые тело и кровь Христовы не соприкасались в нас с мясом скотов... Как-то так дословно.
максим17 марта 2018, 08:55
Валерий, ну что это за ерунда? Кто Вам такую ересь сказал, что после Причастия нельзя есть мясо?
Гость16 марта 2018, 23:20
Александра Никифорова, благодарю Вас за перевод и за комментарий! Как странно, что некоторые читатели увидели в статье совсем не то, о чем говорил архимандрит Андрей! Да, греки постятся строже русских. И у братьев-греков можно поучиться их вере и любви ко Христу.
Марина16 марта 2018, 14:42
Спасибо. Очень своевременно.
Татиана16 марта 2018, 11:49
Духоносная статья, ценнейшие советы! Так просто и так мудро. Спаси Господи, отче!
Ф.16 марта 2018, 11:24
Житие святителя Спиридона Тримифунтского
Гостеприимство Св. Спиридона и поучение страннику, отказавшемуся от пищи в доме Святителя
...Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и. усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался,—тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)».
Ольга16 марта 2018, 11:01
Согласна с Валерием. Если оставаться естественным, то не будет движения вперед, скорее – наоборот: грехи будут только приумножаться. Духовный рост – это работа, предполагающая понуждение и преодоление себя. А если под всех подстраиваться и стараться являть миру свою поврежденную природу, боясь показаться неестественным, – это будет движение от Бога. Но, понуждая свое естество, конечно, нельзя делать это напоказ и прельщаться. Духовная работа – это диалог человека с Богом и никаких посторонних «юношей», в угоду которым нужно делать шаги назад, между ними не должно быть.
Людмила16 марта 2018, 10:41
Спаси Господи отца Андрея. Очень замечательная, поучительная и благодатная статья. Слава Богу за все!
Ирина Тихомирова16 марта 2018, 10:07
Удивительно осозновать, что и в наши дни есть святые, и не один, и не два.. Есть те, которые на публике, как дорогой наш архимандрит Андрей, а сколько тех, о которых никто не знает, живущих в московских многоэтажках или в полуразвалившемся домике в Сибири..
Вот действительно пастырь, помгающий людям на пути следования за Христом, спаси и помоги ему Господь.
С.16 марта 2018, 00:28
Спасибо.
Валерий16 марта 2018, 00:14
неважно в пост был шашлык или нет, нас учат после причащения мясо не есть, а так как он служил то естественно и причащался. Противоречивая, со многими непонятками статья. Если мне стать "естественным", то боюсь зарплаты мне хватит часа на два, а встречи с друзьями закончатся пьянкой, в этом деле только пойди на поводу у кого-то.
Гость15 марта 2018, 23:55
Для чего ругать греческих священников? Это люди из другой культуры и другого общества. Они не обязаны быть такими, как русские священники. Бог создал всех разными. Это не значит, что среди них нет святых. Греческая церковь полна святых, в том числе и в наши дни. Нигде в статье не сказано, что о.Андрей вкушал шашлык в пост. И зачем осуждать человека за это? Уж лучше есть шашлык, чем ближнего, и не только в пост. А о.Андрей учит христианской любви. Его история напоминает другую историю, митр.Антония Сурожского, вот тот поел в пост курицы, тоже ради любви к ближнему, и пришел в ужас. Но получил мудрый ответ от своего наставника на это. Какая замечательная статья, спасибо!
Александра Никифорова15 марта 2018, 23:08
Примечание от переводчика этого текста: беседа прошла в эфире радиостанции «Пираики экклесиа» 5 лет тому назад, не в пост. Мне не пришла в голову возможность таких интерпретаций, какие я вижу в комментариях, поэтому приношу свои извинения тем, кто из-за отсутствия подобного моего пояснения в начале публикации и, видимо, от не вполне удачного заголовка не смог прочитать текст и понять его смысл. Эта беседа не об употреблении мясных продуктов в пост в греческой православной традиции (постятся верующие греки, по моим наблюдениям, более строго, чем верующие в России), но о том, как очистить свое сердце от лицемерия, осуждения и прочих недугов души и стать хоть немного ближе ко Христу.
Ольга15 марта 2018, 22:50
«…«У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1: 10)…Человекоугодие часто рождается от тщеславия. «Человекоугодливый об одном том печется, чтобы внешнее его поведение было показно и чтобы заслужить доброе слово льстеца» (преподобный Максим Исповедник)» (http://www.pravoslavie.ru/30920.html).
Наталья15 марта 2018, 21:42
Отец Андрей для меня, как второй Антоний Сурожский. Когда читаешь, что он пишет, сразу становится все понятно и просто. А там, где просто, как известно, ангелов со сто. И еще в душе становится ясно и тепло. Спасибо вам, о. Андрей! Благослови вас Господь.
Татьяна15 марта 2018, 21:02
Спасибо. Мне статья очень помогла. Как сейчас говорят "сделала" мой день. Стало как то радостно на душе и тепло.
Фотина15 марта 2018, 20:56
Отче,я вас люблю! Спасибо.
ВЛ15 марта 2018, 19:57
Очень светлая статья. Спасибо отцу Андрею. А про шашлык... Так ведь отец Андрей пишет, скорее всего, про своего знакомого священника, а не про самого себя. Как и у нас, в Греции монахи ( а отец Андрей - архимандрит) не едят мяса. Если, конечно, шашлык был не рыбный. А белому священнику есть мясо не запрещено. Как и прстым мирянам, в непостные дни.
Зинаида15 марта 2018, 19:22
При всей любви к архимандриту Андрею (Конаносу) не понимаю и не принимаю монахов, вкушающих мясо. Лучше умереть с голода.
евгений15 марта 2018, 18:29
Как и всегда,Отче,на высоте. вот за этими простыми,казалось,рассуждениями и видна Благодать Божия. Спасибо,Отче++++++++++++
Сергей15 марта 2018, 17:19
«Шашлык, – подумал я про себя, – как же хочется шашлыка!» А вот если в Великий Пост ну совсем не хочется шашлыка? Я не лицемерю. У меня реально шлагбаум опускается. Решение о.Андрея весьма спорное. Он решил "быть как все" и заработал "поглаживание" в виде СМСки. Самолюбие поставило себе "зачёт": "Ай молодца, и шашлык сЪел и от народа не оторвался, и душу привлёк." Здесь, он устроил смешение аскетики, с известными словами ап.Павла:"Для Иудеев я был как Иудей..." Крайне неудачный пример. Аскетика - это тренировка, не поступать по своим желаниям (похотям). Не желая показаться "лучше, чем ты есть", он угодил в более серьёзную страсть - прелесть (есть мясо в пост - это удел святых людей).
Ника Палеолог15 марта 2018, 17:14
Официант таки повел меня к хранителю ключа от храма. Вышел очень старый человек и спросил, откуда я. Я рассказала, что из России, из Сибири и очень хочу помолиться у иконы Касьопской Божьей Матери. Со мной пошел мужчина, открыл храм и я около часа молилась у иконы.
Всё. Абсолютно всё, что я просила - исполнилось по молитвам Божьей Матери, Заступницы и Милосерднейшей из Милосердных.
Какие там святыни! Какие храмы!
Но священники там другие совсем.
Ника Палеолог15 марта 2018, 17:00
Когда была на Корфу (Греция), то у меня было в планах помолиться у чудотворной иконы Касьопской Божьей Матери. И вот я поехала в Касьопи. Храм еле нашла, никто не знал. Но он был закрыт, хотя день был воскресный. Я очень расстроилась. Ноя не из тех, кто отступает. Пошла по наитию искать помощь. Непосредственно к храму примыкало кафе. В кафе сидел священник и мирянин. Они оба ели. Я терпеливо ждала, когда поест священник и спросила, как можно попасть в храм. Священник объяснил, что храм закрыт и он ничем помочь не может. Глазами показал на официанта. Я давай трясти официанта. Тот долго сопротивлялся. Я начала плакать, умолять его помочь. Как потом стало ясно, просто надо было дать денег.
Ирина15 марта 2018, 16:57
Олег, речь ведь не о шашлыке с соусом, а о том, что Бог везде, и даже в этом.))) Статья понравилась. Искренне, с любовью. Спасибо.
Наталья15 марта 2018, 16:33
Валерий, а где написано, что шашлык был Великим постом? Статья публикуется постом, но могла написана быть в любое время.
Олег Стожков, шашлык как-то мешает православию греков?

Статья совсем не о шашлыках:)
ЕАЛ15 марта 2018, 14:47
Олегу Стожкову (15.03, 13:20): > Удобное такое православие, с шашлыком и соусом. Молодцы греки.


Православие не в шашлыке, а в этом: "живя просто, обычной жизнью, мы можем почувствовать Христа рядом", и еще "Церковность начинает работать в нас и являть силу молитвы после окончания службы. Именно тогда начинается духовная жизнь." о. Андрей поступил так, как заповедал Господь - по любви, а не букве закона. И через это помог утвердиться еще одному человеку. К тому же, не думаю, что прихожане, искренне его уважающие, провоцировали батюшку на нарушение Устава или данных им обетов. Одно из основных правил христианина - "быть, а не казаться". И это - главная мысль рассуждений о.Андрея...
VALENTINA15 марта 2018, 14:43
Спаси Господи! Низкий поклон, отче Андрей. Очень душеполезная статья.
Наша огромная ошибка в том, что мы заключили духовность в особые сферы жизни и исключили ее из будней, позабыв, что духовно – все. Я получила хороший урок. Спасибо сайту pravoslavie.ru за такие статьи.
Олег Стожков15 марта 2018, 13:20
Удобное такое православие, с шашлыком и соусом. Молодцы греки.
светлана15 марта 2018, 13:13
Батюшка,спаси Вас Господь!Замечательная статья!Я тоже много лет строила из себя "святую" и осуждала всех вокруг.кто не ходит в церковь.Сейчас, Слава Богу,возвращаюсь с неба на землю и еще приходят мысли,что Господь и призвал меня,что уж стояла на краю,а я то думала что такая хорошая.Спаси всех Господь!
Ivan Alexyuk15 марта 2018, 12:58
Елена, и что же непременно нужно увидеть что у Людмилы тоже есть страсти, что и она бедная подвержена каким-то падениям? Вот просто зачем...Да мы не знаем ведь с вами почему она так делает, вот может и правда очень хочет быть со Христом? И непременно значит должна показать расхлябанность, несобранность или как... И внешне то исполнить Евангелие порой невероятно трудно, что уж говорить о внутреннем...А мы порой и того не можем, да и этого...Ей может быть просто невероятно трудно. И всегда есть тонкая грань между искренностью и распущенностью. Даже и на внешнее смирение восстает враг, что уж о внутреннем говорить. Мы всегда, практически всегда, ошибаемся насчет человека...
Олег15 марта 2018, 12:50
Спаси Господи!!!
Заразительный свет!!!
Валерий15 марта 2018, 12:01
Самую лучшую исповедь ты можешь сказать человеку... А разве мы не Богу каемся и говорим о своих болячках? Священник только свидетель и не всегда он умнее и духовнее кающегося. Можно быть простым и искренним и великим постом есть шашлык с соусом, но это можно лишь единицам, тем которые родились такими, их не надо учит не завидовать, не лгать, не осуждать, не похотствовать, они не умеют этого с рождения. Про таких говорят, свят, но неискусен. Повезло, че. А остальные, если будут рубаха-парнями или друзьями мытарям и грешникам, боюсь, что скоро уподобятся окружению, здоровьем заразится невозможно. Когда переплывешь море искушений-вот будешь человеком.
наталья15 марта 2018, 11:44
Статья наверное о любви, но как -то слишком восторженно, по западному( для меня).
НЕ может человек правильно любить других людей пока не очиститься сердце от страстей.Так пишут Святые отцы. А как очищать сердце об этом мало здесь пишут. А улыбки, болтовня, открытость это все очень мило конечно...
Елена15 марта 2018, 10:06
У меня есть знакомая, очень верующая (судя по ее поведению) женщина, но я совершенно не могу с ней общаться... Избегаю, хотя ее это огорчает, я знаю. Она хорошая, добрая, всегда сдержанная, всегда в молитве, слова лишнего не скажет, подарок всегда при ней... И я долго не могла понять, почему мне так трудно рядом с ней находится.
А со временем кажется поняла: за ее видом очень верующей православной женщины я не вижу ее саму... Какой-то занавес между нами.
Хочется крикнуть: "Людмила, где ты? Какая ты на самом деле? Я вижу перед собой только ту Людмилу, которой ты очень хочешь быть, а где же ты настоящая, как есть?"
Имя изменено.
Сергей Манжелеев15 марта 2018, 08:34
Какие трогательные и верные мысли!
Отец Андрей в своих книгах и статьях всегда открывает нам Любовь и Веру.
Душа поёт! Сердце наполняется радостью!
Большое спасибо за эту публикацию.
Спаси нас, Господи!
Александр15 марта 2018, 08:34
Побольше бы таких статей! Очень правильные слова.
Елена15 марта 2018, 07:57
Всегда с удовольствием читала советы батюшки и представляла его убеленным старцем))
Ольга 15 марта 2018, 05:55
Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×