Греческий старец Амфилохий (Макрис) родился в 1889 году на острове Патмос и уже в 17-летнем возрасте посвятил себя Богу, приняв иноческий постриг в монастыре Иоанна Богослова. Основатель двух женских монастырей, он вел просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность. Жизнь его была исполнена аскетических и молитвенных подвигов, а ныне от его честных мощей совершаются чудеса. В Издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Старец с Патмоса Амфилохий (Макрис; 1889–1970). Жизнь. Заветы. Свидетельства», в которой собраны многочисленные воспоминания духовных чад старца Амфилохия. Одним из плодов его опыта и его святой жизни, которая состояла из постоянной борьбы и цепи испытаний, стали духовные наставления. Из множества его духовных советов здесь приведены некоторые наиболее показательные, с усердием сохраненные для нас сестрами, которых он исповедовал и учил.
Пост и воздержание с рассуждением
Вы не должны оставлять еду и хлеб, которые предлагаются вам за трапезой, ибо это не только невежливо, но и опасно. Вам, молодым, нужно много калорий для работы организма. Когда вы не едите – или от своеволия, или из стремления к аскезе – и здоровье ваше постепенно подрывается, это не только создает сложности всей общине, но может быть даже сочтено самоубийством.
Мало того, что в наше время ни у кого нет крепкого здоровья, так вы еще и не следите за собой?
Вы, молодые, нужны нам для того, чтобы мы вас снабдили оружием и всем необходимым для борьбы и сражений. Но если вы будете болеть, ничего не выйдет.
Мы видим примеры отцов, которые пребывали в посте и воздержании, но они всегда имели рассудительность и знали меру; особенно это касается молодых организмов. Мы видим, как строго преподобный Пахомий наказывал поваров и экономов, когда, возвращаясь в Лавру из какой-нибудь поездки, он обнаруживал, что в его отсутствие они не готовили, предаваясь сыроядению ради аскезы, и с пожилыми вместе подвергались лишениям и молодые. Когда у нас нет телесного здоровья, мы ни молиться не можем, ни исполнять наши обязанности! Я по себе много раз в этом убеждался.
Терпимость и кротость
Мы должны иметь терпимость и кротость. Мы должны быть терпеливыми, а иначе наше спасение окажется под угрозой. Мы не увидим лика Божия, если будем волноваться по мелочам. Ошибки и трудности других людей не должны заставлять нас злиться, ибо гнев – начало убийства. Мы должны с большим терпением и кротостью исправлять нашего брата, который может упасть, а не гневаться на него; ибо особенно нас, посвященных, должны отличать тонкость и благородство. Но мы часто, видя недостатки и изъяны других людей, вместо того, чтобы потерпеть их и дать совет, полный нежности и любви, теряем покой, а вместе с нами начинают волноваться и другие, и так из-за мелочи происходит нестроение в братстве. Это я говорю и молодым, и зрелым, и самому себе.
Мы должны следить за этим, ибо не знаем, встретим ли мы следующее утро. А потому мы всегда должны быть мирными и готовыми, ибо и таких мелочей, как эта, достаточно для того, чтобы потерять результаты всех наших трудов.
Отцы говорят, что даже волноваться из-за животных или ругать их есть грех. Что уж говорить о наших братьях людях. Маленькие станут уважать больших как матерей, а большие будут любить маленьких, они будут их терпеть и исправлять с большой кротостью и терпеливо.
Да поможет нам Бог соблюдать эти прекрасные правила в жизни. Представьте, если бы тут был апостол Павел, и он говорил бы с нами, как сильно мы хотели бы исполнить его слова и советы. Но он и был, невидимо. Бог да даст нам силы трудиться ради собственного воспитания.
Послушание
Когда с вами говорит ответственное лицо, вы должны слушаться. Ибо полководца, капитана, отца – всех их просвещает Господь во всех ситуациях. А потому, когда младшие не имеют послушания, они не показывают и хороших результатов. Говорю и повторяю это, что так должно быть. Сейчас я снимаю с себя ответственность, и она будет на вас, если не проявите послушания.
Смирение
На основании прочитанного из Апостола в тот день старец сказал во время беседы: – Апостол говорит: чада, облачимся все в смиренномудрие, как в одежды, и застегнемся хорошенько, чтобы защитить себя от холода и ветра высокомерия.
Как государства мы отличаем по их флагам, так и настоящего христианина можно отличить по смиренномудрию. Наш Христос, сотворивший весь мир, родился в яслях для скота, а умер на кресте, как преступник. А сколько еще смирения проявил Он в течение Своей земной жизни!
И все это Он совершил, чтобы мы взяли с Него пример. Давайте же будем просить Его нам помочь, дорогие сестры, обрести смирение, ибо без смирения не может удержаться ни любовь, ни какая другая добродетель. Враг смирения, лукавый, у которого флаг – эгоизм, старается исказить и сделать бесполезными все наши поступки путем высокомерия; даже и святые поступки. Нужно очень этого бояться и чувствовать себя ниже всех и просить Бога прибавить нам терпения и смирения. Если нас хвалят, в нас растет эгоизм, но и если нас осуждают – тоже. Что бы мы ни делали, всегда это зло находится и перед нами, и внутри нас. А потому мы очень должны его бояться. Это единственное, что удаляет от Бога.
Когда люди прекращают свои попытки, вмешивается Бог
Однажды кто-то из духовных чад старца рассказал ему о трудностях в духовных вопросах.
– Не беспокойся, – ответил он. – По молитве все придет. Не беспокойся, только верь, что все, чего не можем сделать мы, люди, делает Бог. Помни об этом и всегда держи это в уме: что не можем сделать мы, делает Бог.
И действительно. Еще до вечера произошло что-то, что подтвердило слова старца.
Благочестие как важнейшее духовное средство
Благочестие – важнейшее средство, дающее нам самые светлые надежды как в этой жизни, так и в будущей. Телесные упражнения приносят пользу ненадолго, а упражнение в благочестии не только полезно, но и спасительно. Покаяние, ночные бдения, посты – все это наши телесные упражнения. Все это нам тоже нужно, ведь у нас есть материальное тело, которое нужно усмирять. Но то, что мы не должны забывать делать, – это тренировка нашей души в духовных вопросах. Только так будут иметь хоть какую-то ценность и телесные упражнения.
Мы гораздо больше должны заботиться о совершенствовании духа. Ведь он останется у нас на века.
***
Будь осторожна, дитя мое, лукавый часто готовит нам красивый корабль; а посадив нас на него, топит нас посреди моря.
***
Дитя мое, мы должны вдвойне любить то, что ранит нас и делает нам больно.
***
Как ты служишь первому, так же должен служить и второму, и третьему, и последнему.
***
Когда мы падаем и раним Бога, нужно бежать в церковь, преклонить колени. Пара слезинок, пара слов – какое облегчение они дают! А Его отеческое сердце всегда нас принимает.
***
Дитя мое, телеграмма, которую мы отправляем на небо, идет гораздо быстрее земных телеграмм.
***
Благодари Бога, что в тебе жив, не умер голос совести. То, что ты вдаешься в такие тонкости, приведет тебя в рай. Но будь осторожна. Не будь слишком чувствительной. Потому что часто чрезмерная чувствительность не приносит пользы, можно даже от этого лишиться рассудка.
***
Будь внимательна в замечаниях. Разговаривай и давай советы с любовью.
***
Убийцу Бог прощает, ведь он в безумии совершает убийство, не владея собой. А эгоиста не прощает.
Вражеские мысли и как с ними бороться
– Геронда, я боюсь, что эти мысли лишат меня рая. Они совсем не подобают посвященной.
– Нет, дитя мое, это не твои мысли, не по твоей воле они возникают; эти мысли от лукавого. Не сиди и не разбирай подробно, какая мысль пробежала. Не придавай им значения. Говори: «Отыди от меня, сатана!» И как можно больше повторяй: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Будь внимательна. Следи за своим поведением, не огорчай Ангела-хранителя.
Дитя мое, имей терпение. Делай то, что тебе говорят. Находись в послушании. Служи старым и малым с любовью. Будь всегда мирной, чтобы Ангел твой всегда был с тобой рядом. Потому что если ты прогонишь его, придет искушение, и тогда горе тебе. Рай можно получить лишь серьезным трудом и борьбой.
Дурные мысли – от лукавого
– Геронда, все эти мысли и помышления будет рассматривать Господь?
– Нет, дитя мое, ибо они от лукавого; он воюет с твоей душой, так же, как и Самого Господа он испытывал, и святых. Если бы так все было, никто бы не попал в рай. Следи, как бы не попасться тебе на уловки диавольские, и благодать Богородицы окружит тебя, будет оберегать тебя и охранять.
Всегда принимай указания только от Господа.
Не давать права диаволу
– Из-за этих мелочей не теряй спокойствия, – говорил старец своему духовному чаду. – Потому что так ты даешь повод искушению поразить тебя еще сильнее. И знаешь, когда нападают на тебя, страдаю и я, твой отец. А потому смотри, не давай ему права приблизиться к тебе.
***
Благословенная, Бог хочет вытащить из тебя шипы, ибо Он садовник, и тебе нужно спокойствие.
***
В другой раз на исповеди вот как он сказал:
– Я говорю, что так обстоят дела; и если ты не веришь мне, старику, поверь этой епитрахили, которая на мне, что меня просвещает Бог отвечать так по этому вопросу.
***
Нужно совершенствовать прежде всего самих себя. Миру нужно увидеть людей, воплощающих закон Божий. А они так редко встречаются в наше время.
***
Будьте настолько едины, чтобы в лице одной я видел другую; ваши разногласия будут для меня тяжелой раной.
***
Часто причащайтесь, горячо молитесь, будьте терпеливы, и вы увидите, что вас держит сильная рука.
Польза Святого Причастия
Человек становится царственным, когда соединяется с Богом через Святое Причастие. Тогда он очень внимателен к своим словам. Он не желает прерывать таинственную беседу с Царем, и часто другие люди, подходя к нему, этого не понимают, а ему это очень тяжело. Когда мы причащаемся, мы не только получаем силу, но просвещаемся, перед нами открываются широкие горизонты, мы испытываем радость. Все чувствуют себя по-разному в зависимости от настроя и огня душевного. Кто-то чувствует облегчение, кто-то – ликование, один – умиротворение, другой – дух преданности, а иной – невыразимую ко всем любовь. Я часто бывал уставшим, но после Святого Причастия ощущал, что вся моя усталость исчезла. Чувствовал настоящее облегчение.
Любовь – единство
«Апостол сегодня утром говорил нам о единстве и дарах Святого Духа. Когда вы все будете едины, тело будет жить. Тогда в наше братство придет благодать Святого Духа. Но когда рука там, а нога тут, а голова отдельно, тогда тело мертво и Дух Святой не придет. Давайте обратим внимание на любовь и единство. И когда приходит искушение по всяким мелочам и приносит нам разногласия, давайте с терпением относиться к брату своему, взволнованному и уставшему. Если мы сами в этот момент спокойные и отдохнувшие, давайте стараться терпением и кротостью водворять мир. Ибо когда брат наш находится в тяжелой ситуации искушения, а мы плохо с ним себя поведем, мы как бы будем толкать его еще ниже, к гневу. В это время нужно подумать, что и у нас есть недостатки, которые часто некрасиво проявляются, как сейчас у этого брата».
***
«Для меня единство – это вся жизнь. Я чувствую себя до крайности утомленным, когда вижу разногласия, которые обычно, к счастью, оказываются простым недопониманием. Мы должны, однако, следить за этим маленьким злом, чтобы оно не привело к большому и неисправимому. Даже небольшая простуда по невнимательности может привести к смерти».
***
«И наконец, Н., Христос делает для нас кое-что еще. Это христианское единство, связывающее нас, не случайно. В нем кроется нечто важное и высокое. Ибо в братстве я узнал, что такое христианская любовь. В ней есть жертва, святость и вера. Мир их не узнает, ибо он далек от Христа. Если бы люди захотели нам подражать и возделывать в себе эту любовь, земля сразу стала бы раем, а люди – Ангелами. Мы должны быть объединены и обязаны стараться и других людей сделать счастливыми.
Итак, сообщаю тебе, что такая любовь называется христианской. В первые века христианства этой любовью были объединены все христиане, которые жертвовали собой ради Христа и своих братьев».
Позиция старца по отношению к кризису морали в современном обществе
В письме своей духовной дочери старец замечает: «Я думаю о тебе, так же как и о многих других своих детях, живущих в современном мире, который совершенно не похож на прошлые времена, когда было хоть немного человечности и немного христианства. Нынешняя эпоха создала темный занавес, через который, какие бы ни были зоркие глаза, сложно узнать другого человека, даже родственника или друга. Эта тьма заставляет меня беспокоиться о тех, кто путешествует и несет ценный груз веры и любви. Те немногие светильники, что у них есть с собой, немного света Христова, к сожалению, остаются в больших городах; а вся наша страна по большей части живет без света, и тьма очень густа».
***
«Я чувствую себя молодым человеком тридцати лет, увлеченным миссионерством и готовым послужить греческому народу, большая часть которого попала в когти коммунизма из-за безразличия клира и лжеаристократии этого народа. Нынешние слова проповедников и политиков лишь подливают масла в огонь. Бедный и необразованный народ был оставлен ими, а теперь никого не слушает. Ему нужны дела и жизнь, полные христианской любви. Нужно, чтобы мы сострадали ему как братья. Только своей любовью и благотворительностью мы вернем наших братьев ко Христу. А потому нужно, пусть даже и поздно, образовать христианскую ветвь воспрянувших; будем помогать делами и словами нашим братьям, страдающим духовно и физически. Я говорю это не для вас, так как вы уже многие годы пребываете в рядах восставших. Я говорю это с болью и печалью о том, что начало появляться во всем мире, о стольких революционных движениях. Бог да поможет верным и Церкви Своей Святой! Вот что, дорогая моя М. и дорогой мой С., я об этом думаю и печалюсь из-за приближающегося общего крушения мира. Молитва верных пусть явится насыпью, сдерживающей разрушительный поток».
***
«У нас, сегодняшних христиан, нет веры и страха Божия, а потому мы так легко меняемся и обращаем внимание на тысячу лжеучений. Мы подобны тем деревьям, что растут на каменистой почве и о которых говорят, будто они падают от дуновения легкого ветерка. Древние старцы походили на деревья, корни которых уходят глубоко в землю, и их не поколеблет даже самый страшный ветер. Да, их ветви ломались, но ствол стоял крепко. Да освободит нас Бог от заблуждения, ибо нет ничего хуже заблуждения. Когда человек грешит, он чувствует это, но когда заблуждается, он этого не чувствует. А заблуждение (да сохранит нас Господь от всякого заблуждения) – это всегда плод высокомерия и эгоизма. А потому давайте стараться иметь смирение, и тогда Дух Святой поведет нас к истине».
***
«Бог на место павшего сатаны создал человека. Но ныне человек сделался другом сатаны и вместе они борются с Богом. Сначала против Бога восстал только Люцифер и его свита. Но теперь к ним присоединился и сам человек, которого Бог создал по образу Своему. Поэтому Бог лишил человека разума, и теперь он своими собственными руками уничтожит землю, если все будет продолжаться, как сейчас, со всеми губительнейшими изобретениями. И так отпавшая от своего Создателя душа своими руками уготовает себе воздаяние и будет вечно пребывать во тьме со своим товарищем Люцифером.
А потому мы всегда должны заботиться, чтобы душа наша была рядом с Создателем, и тогда ничто не будет нам страшно, даже если изобретатели XX века сожгут и уничтожат землю. Мы же на облацех, как говорит божественный Павел [1 Фес. 4: 17], как добрые духи, достигнем Творца, не подвергаясь никакой опасности».
***
Мы живем в очень тяжелые времена, когда исполняются слова Писания: “Кого хочет Бог наказать, у того отнимает разум”. Кажется, что все страны держат оружие наготове. И какое оружие? Массового поражения и мировой погибели. Это все из-за наших грехов, ибо мы забыли Бога. Сердце наше сковано льдом, и не осталось в нем больше тепла любви; потому и наблюдается этот кризис во всех государствах. В старые времена Бог стер все с лица земли при помощи потопа. Сейчас Он снова сделает это огнем. Если до этого не доживем мы, то вы, молодежь, точно все увидите своими глазами. Огнем, который сам человек в умопомрачении создал собственными руками для самоуничтожения, все эти атомные и водородные бомбы. А потому мы, кому Бог послал благодать и привел сюда в монастырь, где мы сможем сохранять тепло в наших сердцах, хотя бы немного тепла любви, должны стараться быть всегда готовыми, ибо не знаем, что нас ждет. И будем молить Бога обо всем мире, и о верных и о неверующих, ибо и они – наши братья, запутавшиеся и попавшиеся в когти к лукавому. Да дарует нам Бог любовь, терпение, смирение, святость, и да имеем надежду, что и нас Он сохранит как бы в новом ковчеге, если мы всегда будем пребывать рядом с Ним».
***
«Чтобы толковать книгу Откровения, нужно иметь силу и богодухновение ее священного автора и евангелиста, Возлюбленного ученика Господня Иоанна Богослова, то есть получить дар пророчества. Есть, однако, различные знаки, предупреждающие нас о грядущей войне и гибели человечества. Для примера приведу: равнодушие большинства к христианским истинам и появление разнообразнейших движимых лукавым ересей».
***
«Наша Церковь должна призвать народ к глубокому и искреннему раскаянию. Бог мог сжечь Ниневию. Но Он этого не сделал. Он потребовал у жителей раскаяния. Для этого был послан Иона. И сегодня должны найтись горячие проповедники, которые будут проповедовать правителям и народу возвращение к Богу отцов наших через покаяние».
***
«Будем с терпением нести тяготы жизни ради Христа. Пусть мир считает нас безумцами. Пусть о нас говорят невообразимые вещи. Придет час, когда мы освободимся от всех тягот и печалей мира и взойдем в чертоги Иисусовы, чтобы насладиться истинным наслаждением».
Дело христианского воспитания в семье
Первым долгом родителей старец называет христианское воспитание детей. В письме матери-христианке он советует: «Единственное, чего я от тебя хочу, – это укоренить как можно глубже любовь ко Христу в сердцах своих детей».
В другой раз он замечает матери, что экзистенциальный вопрос ее личного спасения зависит от заботы, которую она проявит ради христианского воспитания детей: «Хорошенько заботься о своих детях, ибо от них зависит твое спасение».
Молодому человеку, который просил совета и молитвы старца в важном вопросе выбора супруги, он пишет: «Я полностью поддерживаю столь тщательный подход к этому сложнейшему вопросу и в то же время молюсь, чтобы Господь явил тебе Свою волю. Только Он может безошибочно сделать святой и совершенный выбор и ответить на молитву и прошение твоего сердца, ибо ты просишь у Него не богатства и прочих мирских благ, но христианскую спутницу жизни, чтобы по благословению Господню явить вам в обществе семью, имеющую страх Божий и христианские добродетели».
Одной супруге он напоминает, чего Христос требует от матери-христианки и чем Ему можно угодить: «Как я уже и раньше писал тебе, единственное, что приятно Христу, – это чтобы ты давала христианское воспитание своим детям и проявляла христианское послушание супругу».
В другой раз он говорит матери, что она должна полностью посвящать себя делу христианского воспитания детей и не отвлекаться на мирские помышления. Она должна предаваться чтению священных книг и молитве: «Поразмыслив об этом, отвергни все мирское, следи лишь за воспитанием детей, ибо это твой священный долг. Когда есть время, изучай Священное Писание и приближайся к Богу в молитве».
Борьба с искушениями
Море испытывает хорошего кормчего, арена – спортсмена, полководца – битва, а христианина – искушения. Искушение есть жизнь человека на земле, как говорит многострадальный Иов (Иов 7: 1). Мы слышали, как старец повторял в духовных беседах святоотеческое изречение «Отними искушение – и никто не обретет спасения».
***
Старец пишет духовной дочери, проходящей сквозь испытания: «Имей мужество, и Христос все разрешит благоприятно. Твоя вера не должна сгибаться из-за мелочей. Основания твои должны быть крепкими. В природе буря приносит пользу, и на море и на суше, а следовательно, и для живущих духовной жизнью она полезна, даже более. Н., это рай! Разве не должны мы потерпеть ради Христа? Или ты думаешь, что мой жизненный путь устлан цветами? Нет-нет, там камни, грязь и колючки. И я прошу Бога дать мне мужество и терпение».
***
В письме другой духовной дочери старец советует: «Твое письмо очень меня тронуло, я вижу, как ты хочешь сражаться с врагом души, и что ты пытаешься заранее подготовить себя к этим нападениям искушений. Это очень радует меня, ибо в войне христианин может получить опыт духовной битвы, чтобы затем предстать пред Престолом Царя Христа достойным небесного венца. И я надеюсь, что однажды увижу тебя в венце, невестой Христовой в Небесных Чертогах. Когда Христос в нашем сердце, мы все можем преодолеть с Его помощью; потому и пишу тебе – всегда имей Христа в сердце своем, и в ста случаях из ста ты выйдешь победительницей».
***
Диавол борется с нами не только при помощи помыслов, он использует и наших собратьев в качестве орудий войны против спасения наших душ. Здесь необходимо проводить различие, так чтобы ненавидеть диавола, а не его орудия; ибо иначе, по словам старца, сатана посмеется над нами. Для описания этой ситуации старец использует очень образную картину:
«Когда человек бросает камень в собаку, та часто, вместо того чтобы напасть на человека, бросается и кусает камень. Так же поступаем и мы. Искушение посылает кого-то нам, и он нас искушает – словами ли, поведением ли, а мы, вместо того чтобы разобраться с тем, кто бросил этот камень, то есть с искушением, кусаем сам камень, то есть нашего собрата, которого лукавый использовал в качестве камня. И кто знает, как веселятся наши искусители и насмехаются над нами, когда видят все это! В час искушения мы должны иметь терпение и молитву. Знаете, какие мастера эти искусители? Они и малое [искушение] делают большим. Искуситель тревожит, расстраивает и создает внешние войны. У него столько уловок. Он вводит человека в сомнение. А потому у нас так много кораблекрушений. Защита Божия ослабляет наши искушения. Когда у вас искушения, тогда нисходит благодать Божия. Когда человек сталкивается с искушениями, он убеждается в своем бессилии, смиряется, и к нему приходит благодать Божия. Да не влияют на вас ветры искушений; они ничего не могут вам сделать».