Перед Страстной седмицей Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, которое Господь Иисус Христос сотворил на пути к Своим страданиям. Оно прообраз Воскресения Господня, напоминание об общем воскресении мертвых, а также образ духовного воскресения каждого христианина. Грехи убивают и разлагают нашу жизнь. Господь дает нам радость Воскресения, избавляя нас от греха, разложения и смерти.
Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских отцов о духовном воскресени.
1. Воскресение Лазаря – реального исторического лица – произошло в прошлом, однако, став аллегорией, происходит каждый день в душах человеческих. … Господь наш Иисус Христос, всегда пребывающий с нами, по Его собственным словам: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» – не спускает с нас глаз, бдительно следя за состоянием каждого и тайно говорит Небесным Силам и спасенным: «Лазарь, друг наш, уснул». Ибо каждый из нас – это мертвый Лазарь, друг Иисусов.
2. Писание гласит, что старшая сестра Лазаря Марфа, несмотря на всю веру свою во Христа, стеная от боли, что потеряла своего единственного и дражайшего брата, и забыв о силе воскресения, содержащейся в Нем, с упреком обратилась к Нему, сказав: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус же на это ответил ей: «Воскреснет брат твой». И вновь она не поняла смысл Его слов и настаивала: «Да, Господи, знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». И тогда Иисус провозглашает: «Я есмь воскресение и жизнь». Таков Он – Иисус, пребывающий с нами как вечное и непрестанное Воскресение и чающий воскресения каждого из нас. Если же мы обратимся к Нему, чтобы выразить боль нашей смерти, да воззовет Он и к нам «Лазарь! иди вон». Но дабы случилось сие, нужны нам и помощники, пекущиеся о нас, коими у Лазаря были две его сестры: Марфа и Мария. Согласно святым отцам, Марфа символизирует практическую деятельность, практику покаяния и телесные труды. Мария же символизирует теорию, обращение души внутрь себя, посредством чего каждая разумная душа общается с Богом.
3. Всякое христианское «дело» непременно сопрягается с подвигом; любовь же, как высшее из всех дел, требует и наибольшего труда. Жизнь христианина, в своем внутреннем существе, есть следование за Христом: «Что тебе (до кого бы то ни было иного)? Ты иди за Мною» (ср.: Ин. 21, 22). В силу этого каждый верующий в той или иной мере повторит путь Господа, – но не своею силою возьмет он крест на рамена свои, чтобы идти в Гефсиманию и далее на Голгофу: «...ибо без Него не можем мы делать ничего» (ср.:Ин.15, 5). И кому было дано сие страшное благословение, те предвосхитили воскресение свое; удел других – вера в милосердие Божие.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
4. Познавший силу любви к врагам познал Господа Иисуса, распявшегося за врагов; предвосхитил таковой и воскресение свое, и Царство Христа Победителя.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
5. Иисус Христос призывает нас, чтобы мы, любящие Его, распяли себя. Потом произойдет воскресение души, духовное ликование. Сурова зима, мучителен мороз, но сладок рай. Возведите свои очи и узрите Горний Иерусалим, где счастье, радость и блаженство будут продолжаться во веки веков! О, какая радость, какое веселие – жить вечно с Богом! Да, чада мои, возлюбим друг друга, потому что там везде любовь и не имеющий любви туда не войдет.
6. Поистине, чадо мое, велика борьба против страстей, но благодатью Божией все достигается, и с Его помощью невозможное становится возможным. … Все эти ненормальности, смятение, ненависть, отвращение, дикие движения страстей - все это от сатаны. И все это требует равного отвращения. С понуждением, с болью, со скорбью - с самого начала начал. ... необходимо терпение. Не унывай, не малодушествуй. Проявляй терпение, чтобы тебя покрыла благодать. … Каждый твой шаг к радости и мне придает радость. Твое собственное воскресение совоскрешает мою душу.
Старец Иосиф Исихаст
7. Если эгоизм умрет, то душа воскреснет.
8. За воскресением души, которое есть возвращение ее к Богу чрез исполнение Божественных заповедей, воскресение тела после последует, когда оно опять соединится с душой; за воскресением же сим последует истинное бессмертие и совечнствование с Богом.
9. Почему вы так живете, почему вы умираете душой? Ведь если будете все время предстоять пред Богом, то и переход в другую жизнь не будет для вас тем ужасом, каким является для живущих в суете мирской и в нее погруженных, он явится для вас радостью: «Господь зовет и пойду, в Нем моя жизнь». Мы можем воскреснуть еще здесь на земле, прежде смерти телесной.
10. Для человека, умершего миру и духовно воскресшего, в отношении смерти совсем нет тревоги, страха или беспокойства, потому что он ждёт смерти с радостью. Это происходит, потому что он пойдёт ко Христу и будет радоваться рядом с Ним. Но и находясь в жизни сей он тоже радуется, потому что и в сей жизни он тоже живёт со Христом и чувствует часть райской радости, ещё живя на земле.