Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Дело священномученика Иоанна Королева

Тема «большого террора» изучается в России уже более 30 лет. В настоящее время интерес к ней только возрастает. Передо мной материалы следственного дела 1937 года, по которому был приговорен к высшей мере наказания и казнен священник Иоанн Степанович Королев.

Иоанн Степанович родился 25 мая 1879 г. в г. Кунгур Свердловской области, из мещан. Проживал в селе Лобаново Пермского района. До ареста служил священником церкви села Лобаново. Окончил 3 класса городского училища. Был женат. Из родственников в деле указаны его супруга Евгения Васильевна 1882 г. рождения и сын Иннокентий 1904 г. рождения[1].

Дело на отца Иоанна было заведено на основании доноса. 22 мая 1934 г. отец Иоанн встречался со священником Смонковым в г. Перми. Согласно сообщению информатора НКВД, отец Иоанн рассказывал о том, как тяжело жить прихожанам: «Лошадей нет, хлеба нет, народ голодает и бедствует, и на будущее совершенно нет надежд – озими плохие, и яровые совершенно не всходят». В деле отмечается, что священник говорил: «Да, можно сказать, мои прихожане живут очень плохо, главное, нет хлеба и корма для скота, скот уже у многих колхозов лежит пластом от недоедания, многие высказываются, как будто бы живут хуже 1921 года». Материалы дела передают и опасение, будто бы выраженное о. Иоанном: «Вот, верующим не будут давать хлеба и будут высылать из своей местности, ввиду чего много записалось неверующими». Содержание диалога, о котором сообщает информатор НКВД, было расценено сотрудниками «органов» как «антисоветские разговоры». С этого момента священника Королева начинают «агентурно прорабатывать» через спецагентов под кодовыми именами «Умник» и «Нердвинский» с целью выявления его политического прошлого и связей[2].

Дело было заведено на основании доноса

Из материалов дела мы узнаем о том, что 9.12.1934 г. священник села Кольцово Пермского района Владимир Сапожников пригласил к себе в гости батюшек из окрестных сёл для общения, обмена мнениями о положении духовенства и о налогах. Отец Иоанн Королев был в списке приглашенных. Об этой встрече стало известно в Пермском оперсекторе НКВД. Информация была получена от агента с кодовым именем «Зрячий», который также был приглашен на встречу. По задаваемым им вопросам можно сделать вывод о том, что он также относился к духовенству и был либо заранее внедрен, либо принужден НКВД к сотрудничеству. «Зрячий» специально задавал провокационные вопросы, желая вывести присутствующих на откровенный разговор, чтобы они высказали недовольство существующим положением дел, и пытался разузнать подробнее о политическом прошлом священников[3]. Осведомитель не был раскрыт. На основании этого разговора на отца Иоанна начали искать компромат и «вели» его 3 года, подготавливая основание для ареста.

«Зрячий» задавал провокационные вопросы, желая вывести присутствующих на откровенный разговор

Показания первого свидетеля датируются 2.11.1937. В нем указывается, что священник Иоанн Королев «…всячески дискредитировал советскую власть и её руководителей. Говорил, якобы все священники из-за трусости предались этой власти. Поэтому мы не должны подчиняться властям. Руководители советской власти стараются нас всячески скомпрометировать перед народом, но это уже недолго, и опять будут уважать нас, государство будет предоставлять нам все услуги…»[4]. С точки зрения оценки подлинности показаний этого свидетеля чрезвычайно важен тот факт, что именно он проходил по другому делу в качестве обвиняемого. Вполне вероятно, что его показания могли быть получены при помощи запугивания и шантажа.

Второго свидетеля допрашивали 4.09.1937. И этот свидетель также являлся обвиняемым по другому делу. Его показания звучат так: «Мне известно, что Королев также настроен антисоветски. Я помню, Королев вел контрреволюционную пропаганду, он говорил, что до установления советской власти жилось нам, служителям религиозного культа, очень хорошо, а также народ жил хорошо, а сейчас народ страдает от советской власти…»[5].

Показания свидетелей чрезвычайно любопытны с точки зрения фразеологических особенностей. Использованный в показаниях характерный речевой оборот: «нам, служителям религиозного культа» трудно представить себе в устах священника, но он вполне соответствует стилистике советской антирелигиозной пропаганды, и это дает основания предполагать, что показания могли быть либо сфабрикованы, либо переформулированы работниками НКВД, а свидетель вынужден был их подписать.

Священник категорически отрицал свое участие в антисоветской деятельности

В пользу того, что показания не были записаны дословно, а получали интерпретацию следователя в соответствии с задачами инспирированного НКВД дела, свидетельствует и текст допроса самого отца Иоанна Королева от 7.12.1937. В нем также встречаются характерные речевые «маркеры». При этом священник категорически отрицал выше представленные показания свидетелей и свое участие в антисоветской деятельности, но подтвердил, что был знаком со священниками, которые были осуждены ранее. А далее на обвинение со стороны следователя: «Следствию известно, что вы среди прихожан вашей церкви с. Лобаново проводили антисоветскую агитацию против выборов в Верховный Совет СССР» в показаниях зафиксирован положительный и весьма выразительный с точки зрения стилистики ответ: «Да, действительно, я дискредитировал выборы в Верховный Совет среди масс в церкви, я, помню, верующим объявлял, что на выборы надо не ходить, больше разговоров о выборах я не вел»[6]. Читая эти строки, можно сделать вывод, что образованный человек (и к тому же духовное лицо) так написать не мог, поскольку в тексте, помимо грубых речевых ошибок, есть и определения-«клише» советского «агитпропа». А это дает основание предполагать, что и признательная часть протокола, вероятно, была сфабрикована работниками НКВД.

Признательная часть протокола была сфабрикована работниками НКВД

Для выявления возможных фальсификаций в материале данного дела важно проведение не только филологического, но и графологического анализа. При детальном разборе подписей видно, что последняя, заверяющая документ, отличается от других и, вполне вероятно, сделана другим человеком, что также ставит подлинность показаний под сомнение[7].

Выписка из протокола заседания тройки при УНКВД по обвинению Королева Ивана Степановича[8] выглядит так:

«Обвиняется в том, что, оставаясь непримиримым врагом Советской власти, проводил среди населения повседневную к-р. пропаганду, направленную на дискредитацию положения о выборах в Верховный совет Союза ССР.

Призывал население к отказу от участия в голосовании в Верховный Совет.

Неоднократно участвовал на нелегальных к-р. сборищах, проводимых активным повстанческим священником Сапожниковым, где вел к-р. пропаганду, направленную на дискредитацию мероприятий партии и Советского правительства.

Постановили:

Королева Ивана Степановича –

РАССТРЕЛЯТЬ

Лично принадлежащее имущество конфисковать».

Приговор был приведен в исполнение 26.12.1937 г.

Нет сомнений, что отец Иоанн Королев не был врагом советской власти, и причиной ареста и казни священника стал его сан. Священномученик Иоанн Королев – один из многих и многих новомучеников и исповедников, запечатлевших кровью свою христианскую веру.

В деле содержится и заключение о реабилитации от 14.07.1989 г[9]. Тем самым государство признало несправедливость вынесенного прежде приговора.

Алексей Щелканов

19 апреля 2018 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 167 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Дело священника Иоанна Королева и протодиакона Феодора Оленева (1937) // ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 29565. С. 14, 14 об.

[2] Там же, с.1.

[3] Там же, с. 3–8.

[4] Там же, с.9.

[5] Там же, с. 10.

[6] Там же, с. 15, 15 об.

[7] Там же, с. 15, 15об., 16.

[8] Там же, с. 30.

[9] Там же, с. 33.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Выстрел на Литургии. О священниках Головковых, служивших в Коми Выстрел на Литургии. О священниках Головковых, служивших в Коми
Наталья Прокофьева
Выстрел на Литургии. О священниках Головковых, служивших в Коми Выстрел на Литургии
О священниках Головковых, служивших в Коми
Наталья Прокофьева
Тогда, в 1928 году, безбожная власть наняла убийцу, чтобы избавиться от священника – отца Иоанна Головкова. Истекающего кровью батюшку прихожане повезли в больницу, но его, еще живого, поместили… в морг.
Л. 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 гг. (ВИДЕО) Л. 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 гг. (ВИДЕО)
Прот. Владислав Цыпин
Л. 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 гг. (ВИДЕО) Лекция 32. Русская Православная Церковь в 1925-1945 годах
Православные просветительские курсы
Протоиерей Владислав Цыпин
Митр. Сергий (Страгородский), репрессии духовенства в довоенные годы, РПЦ в Великую отечественную войну, «Новый курс», Собор в Москве в 1945 г., Львовский собор 1946 г. Лекция и ответы на вопросы.
География антиминса География антиминса
Марина Бирюкова
География антиминса География антиминса
Марина Бирюкова
В первый раз полчаниновского батюшку арестовали в 1919 году: чекисты на полном серьезе утверждали, что он хранил в алтаре под престолом две бомбы.
Комментарии
Михаил30 ноября 2020, 16:52
Большое спасибо Алексею Щелканову за статью. Иоанн Степанович был родным братом моей прабабушки Марии Степановны Королевой.О нем, о его душевных качествах и общении с ним мне рассказывала бабушка, его племянница Клавдия Яковлевна Семовских. Особая благодарность за фотографию, которой до сих пор не было в моем семейном архиве. Удачи и здоровья всем сотрудникам сайта.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×