Святые рядом
У этого рассказа есть предыстория. С ноября 2014 года мы работали, по благословению епископа Егорьевского Тихона, тогда ещё архимандрита, над небольшими по формату книжечками из серии «Люди Божии» – о современных святых и подвижниках благочестия. Этот проект придумал сам владыка, он же придумал форму увлекательной подачи материала в виде современного патерика и редактировал первые две книги – о преподобном Паисии Святогорце и архимандрите Иоанне (Крестьянкине), – именно эти две книги и стали самыми любимыми у читателей.
Два года мы трудились над серией «Люди Божии», во время работы и после неё со мной стали происходить неожиданные и удивительные события. Первым из них стала поездка в монастырь святого Антония Великого в Аризону – к старцу Ефрему Филофейскому-Аризонскому. Поездка в Америку для меня, никогда в жизни не бывавшей за границей, представлялась совершенно невозможной, тем не менее она состоялась.
После этого путешествия было ещё несколько – тоже совершенно чудесных, словно святые сами стали заботиться обо мне.
Так, написав о преподобном Гаврииле (Ургебадзе), я оказалась на его родине и не только поклонилась мощам преподобного, но и написала книгу «Удивительное путешествие по православной Грузии».
По окончании работы над книгой о преподобном Севастиане Карагандинском меня пригласили в гости его духовные чада, в итоге был написан рассказ «Почему ты такая суворая?» – о судьбе инокини, духовного чада преподобного Севастиана.
После того как мы закончили работу над книгой о преподобном Иоанне Шанхайском, Сан-Францисском чудотворце, меня пригласили приехать в Сан-Франциско почитатели святителя Иоанна, без помощи которых я никогда в жизни не смогла бы туда попасть. Так мне удалось поклониться мощам святителя Иоанна Шанхайского, побывать в доме, который он купил для шанхайских сирот, и даже оказаться покрытой его мантией во время молебна в старом соборе, где служил преподобный.
После книжечки о святителе Луке Крымском меня пригласила в гости семья из Крыма, которые не только помогли мне увидеть православный Крым, но и свозили к мощам святителя и даже подарили частицу его гроба. Эти крымчане оказались глубоко верующими и жертвенными людьми, которым очень хотелось поделиться со мной радостью жить среди многочисленных православных святынь Крыма. Ну, а мне хочется поделиться с вами, дорогие читатели, своим знакомством с этими замечательными людьми.
Итак, знакомьтесь: семья Малиновских из Феодосии.
Капитан, штурман, боцман, пехота и кошка Леля
Сергей Николаевич – капитан по званию и в семейной жизни, в недалеком прошлом – начальник технического звена по подготовке авиационной военной техники к полету, водитель семейного минивэна на семь пассажиров.
Виктория Владимировна – преподаватель «Основ православной культуры Крыма», замечательный экскурсовод по православным святыням полуострова, садовод в храме святого Агапита Киево-Печерского, по меткому определению супруга – «штурман».
Их дети:
Владислав – гид-экскурсовод по достопримечательностям Феодосии, недавно отслужил в морфлоте на большом десантном корабле, выполнявшем задания в Сирии, в семье – «боцман».
Анастасия – медсестра в детской больнице Феодосии, учится заочно на врача-реабилитолога, усердная паломница по святым местам.
Анна – ученица пятого класса, любительница музыки и пения, победитель городских фестивалей, по ласковому определению отца – «пехота». Главная попечительница всеобщей любимицы – кошки Лели.
Когда звонит телефон – у каждого члена семьи звучит своя мелодия, и капитан весело комментирует: «О! Боцман на проводе!» или «Штурман вызывает!»
Как получилось, что семья Малиновских связала свою жизнь с паломничеством по святым местам Крыма, – отдельный разговор.
«Учи ‟Верую!”»
Виктория:
Я должна стать такой, какой меня хочет видеть Бог
– В Бога я верила с детства, но в юные годы ходила в храм редко, по большим праздникам. Переворот в моей душе случился около 20 лет назад, когда я тяжело заболела. Исхудала, при росте 168 весила 42 килограмма и продолжала худеть. Врачи поставили диагноз «цирроз печени после перенесенного гепатита» и развели руками. Я не могла ничего есть и готовилась к смерти, меня качало от слабости. А ведь у меня росли шестилетний сыночек и доченька четырех лет.
На тот момент я знала только одну молитву – «Отче наш» – и в тяжелых жизненных ситуациях всегда повторяла про себя эту молитву. И вот в тонком сне я слышу: «Тебе уже недостаточно молиться так кратко! Учи ‟Верую!”» Что это за молитва, я тогда не знала, и, проснувшись, первым делом схватила единственную в доме православную книгу. Нашла «Верую» и поняла из «Закона Божия», что это Символ веры, в котором заключена вся суть Православия.
Я стала читать Символ веры, «Закон Божий», и каким-то образом меня озарило: я должна жить по заповедям Божиим и стать такой, какой меня хочет видеть Бог.
Мы жили надеждой
Сергей:
– Моя жена умирала, оставляя сиротами двух детей, и я понял, что ни врачи, ни близкие, ни деньги – ничто не может нам помочь, кроме Бога. Это был сильный толчок к вере. Я стал, пока совершенно неумело, молиться за жену – и это были мои первые молитвы.
В этот период мы встретили моего бывшего одноклассника, ставшего иеромонахом Елеазаром. Он соборовал Викторию и благословил причащаться не реже одного раза в три недели. Мы жили надеждой.
Помню, как мы с Викторией начали просить у Бога помощи – и помощь пришла. Постепенно её состояние стало улучшаться. После своей тяжелой болезни она родила мне ещё третьего ребенка.
Новое место службы
Меня в это время перевели на новое место службы – в Крым. Жить нам было негде, общежитие имелось, но проживать там с семьей было невозможно: ни воды, ни нормального туалета. Семьи военных снимали квартирки, какие-то домики, и мы тоже жили на съемных квартирах. Тут нас ждало новое испытание. Как только мы чуть-чуть обживались, наводили порядок и уют, хозяева просили нас съехать, и мы снова искали новое жилье.
Семьи военных пользовались буржуйками и спали зимой в шубах
Последним из наших съемных пристанищ был довольно ветхий и маленький домик в селе, недалеко от аэродрома. Мы сняли его, потому что нам уже некуда было деваться. Там имелась печка, колонка во дворе. Дрова я возил вязанками на велосипеде.
Виктория:
– Воду давали три раза в неделю, и все запасались водой, постоянно бегая с разными баклажками. Это был конец 1990-х, и зарплату мужу не платили по полгода, так что семьи военных жили почти без отопления, пользовались буржуйками и спали зимой в шубах для экономии.
Я молилась, причащалась, и постепенно мое состояние стало улучшаться – я почувствовала, что могу заниматься хозяйственными делами. Топить печь и работать в огороде я умела. Занялись выживанием, даже развели гусей. Они несли яйца, и на праздник мы могли позволить себе запечь гуся. В этом домике я родила нашу младшую дочку Анечку.
У нас оказались очень хорошие соседи. Соседка Мария Константиновна отнеслась к нам как к родным детям, угощала дарами своего сада. В храме я познакомилась с прихожанками, которые стали нам родными людьми. Там имелась прекрасная святоотеческая библиотека, и я прочитала все книги, утоляя свою духовную жажду.
Как Сергей узнал о существовании духовного мира
Сергей:
Я узнал о существовании духовного мира и почувствовал его реальность опытным путем
– Мы познакомились с нашим будущим духовником, иеромонахом Варнавой, духовным чадом старца-протоиерея Николая (Гурьянова). Он служил в те годы в селе Яркое Поле, где мы жили. Эта встреча укрепила в вере мою жену и привела меня в Церковь. Отец Варнава попросил меня помочь ему в качестве водителя. Я как раз был в отпуске и с легкостью согласился. За те десять дней, что я его возил, мое представление о жизни совершенно изменилось: я узнал о существовании духовного мира и почувствовал его реальность опытным путем.
Мы с отцом Варнавой поехали освящать дом, в котором произошли два самоубийства. Семья, купившая этот домик, узнала об этом слишком поздно. Получилось так, что глава семейства тоже повесился. Его супруга в отчаянии отправилась в храм – она просто не знала, куда ей еще пойти. И вот мы с батюшкой отправились освящать этот домик.
Приезжаем. Центр села, а вокруг дома ползают множество змей, и совершенно непонятно, откуда они берутся. Правда, домик старый. Батюшка начал водосвятный молебен, а меня попросил подняться на чердак. И там я почувствовал такой ужас, какого никогда в жизни не испытывал. Не буду описывать подробно, но после этого у меня не осталось никаких сомнений в существовании духовного мира.
Старец Иона
Виктория:
– Шли сокращения военных, и мужа могли на работе сократить, а у нас не было ни накоплений, ни собственного жилья. Как-то мы решились поехать в Одесский Свято-Успенский монастырь к старцу Ионе, попросить его молитв и совета. В монастыре мы увидели, что в тени дерева стоят паломники. Оказалось, что все они ждали старца, который обычно из своей келии мимо этого дерева шел в храм.
Внезапно под деревом стало сильно благоухать, словно хорошим ладаном, и народ начал шептаться, что старец вышел из келии и идет к нам. Наконец мы его увидели: высокий, худощавый, строгий на вид.
Люди по очереди подходили к нему, после краткого разговора он помазывал каждого святым маслом. В это время двое духовных чад старца придерживали этого человека под локти, потому что реакция у всех была разная: некоторые начинали кричать, вырываться, и только после помазания успокаивались, приходили в себя и стояли спокойно.
Когда я подошла к старцу, он просто обнял меня и сказал: «Труженица ты наша». А я и не поняла, почему он мне это сказал, ведь я ещё толком не оправилась от болезни и трудиться в полную силу не могла. Но благодать так сильно коснулась души, что я просто начала плакать у него на груди и ничего не могла спросить.
Сергей:
– Зато сейчас моя жена управляется не только с домашними делами, но и работает садоводом в храме и православным экскурсоводом...
Как Сергей получил то, о чем молился
Теперь я должен «собирать кирпичики» для другой квартиры – Небесной
Итак, жили мы в нашем ветхом домике. Пятнадцать лет службы – и практически никакой перспективы получить свое жилье. Как и в случае со смертельно опасной болезнью жены, мне оставалось уповать только на Бога. В один из вечеров я встал на молитву и стал усердно просить Господа о помощи. Просил дать моей семье хоть какое-то собственное жилье, хоть самое крохотное.
И в этот момент я услышал: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложится вам (Мф. 6, 33). Я тогда ещё не читал Евангелия и только потом нашел там эти слова. Не знаю, кому принадлежал этот голос, и каким образом мог я его слышать. Могу только предполагать, что принадлежал он моему Ангелу-Хранителю.
Вскоре после этого, совершенно чудесным образом, я получил то, о чем молился. Нам дали квартиру в Феодосии, недалеко от моря, – о чем мы не могли и мечтать. И я почувствовал, что это Господь даровал нам жилье, и теперь я должен «собирать кирпичики» для другой квартиры – Небесной. И этими «кирпичиками» должны стать добрые дела.
Я уже был готов к тому, что произошло дальше. Когда вышел в отставку, наш духовник благословил моей жене передавать свои знания о православных святынях Крыма другим людям, а мне – заниматься этим вместе с ней.
У мощей святителя Луки
Виктория:
– Мы отправились в нашу первую паломническую поездку по православным святыням Крыма и взяли с собой первых пятерых пассажиров, поскольку наш семейный минивэн рассчитан на семерых человек. С тех пор мы возим людей по православному Крыму.
У мощей святителя Луки мы неоднократно становились свидетелями чудесных исцелений, в том числе нашей собственной дочери Анечки. Как-то она тяжело переболела гриппом, затем начались осложнения: гайморит, бронхит. После сложного лечения выздоровления не наступало, и дочка почти месяц не ходила в школу.
И тогда мы решились на двухчасовую поездку к святителю Луке за помощью. Прямо во время акафиста дочка начала сильно кашлять. Мы быстро вышли из храма, и она откашляла огромный комок мокроты, после чего наступило мгновенное облегчение и полное выздоровление.
Радости и искушения
Сергей:
– В паломнических поездках бывают, конечно, и искушения. Вы, возможно, будете смеяться, но у меня постоянно рвались штаны – так, словно их рвали собаки, и я просто не мог выйти из машины в храм или на святой источник. Жена удивлялась: как-то от моих брюк остались просто лохмотья. Но поездка наша получилась просто замечательная, и паломники были очень довольны.
Люди в наших путешествиях часто рассказывают о себе, у многих интересные судьбы.
«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его»
У меня есть ещё хобби: рыбалка. Также я время от времени беру с собой желающих научиться выживать в экстремальных природных условиях, и мы отправляемся в горы. Учу людей разводить костер, находить воду, добывать какую-то пищу в дикой природе, строить жилье, согреваться в холодную ночь. Сын со мной ходил, друзья, знакомые – те, кому это интересно.
Стараемся жить по Заповедям Божиим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.11, 30). Как было мне когда-то сказано: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложится вам.
Хотим пожелать читателям Портала «Православие.ру» побывать у нас в Крыму и увидеть его православные святыни!
Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи и книги.
С Уважением,
Александр
Спасибо Вам за эту благословенную статью, глубокоуважаемая Ольга! Храни Вас Бог.
8-978-058-79-80 Виктория, malinas-73@mail.ru
Пожалуйста пришлите контакты.
С Уважением Александр.