Москва, 18 июня 2018 г.
В Соборной палате Главного здания ПСТГУ в рамках цикла «Вторая половина» состоялась мемуарная встреча с президентом Музея имени Пушкина Ириной Александровной Антоновой «ГМИИ им. А.С. Пушкина: 1945-1970». Речь шла об искусстве и известных полотнах русских и зарубежных художников XIX – XX веков. Об этом сообщает пресс-служба ПСТГУ.
Ведущий мероприятия - историк русской культуры, литературовед Николай Котрелев, выразил сердечную признательность Ирине Антоновой за то, что она нашла время для встречи. «Необыкновенно богат жизненный опыт уважаемой Ирины Александровны. В нем неразрывно спаяны музейное дело в России и в мире, жизнь в искусстве и искусством, дружба с выдающимися деятелями культуры XX и XXI веков», - отметил Николай Котрелев.
В начале встречи гость университета прочитала лекцию об основах формирования пластических искусств. По словам лектора, любое искусство,
от Античности до современности, отражает в себе стремление людей осмыслить мир. Однако термин «реализм» применим к пластическому искусству только с XIX века, утверждает искусствовед.
Ирина Александровна проиллюстрировала свои тезисы на примере картин русских и зарубежных художников XIX – XX веков - передвижников и импрессионистов, Иванова, Ге, Моне, Пикассо, Малевича и других. К примеру, в картине «Явление Христа народу» Александра Иванова Иоанн Креститель приветствует Христа, несущего надежду собравшимся людям. Но видно и сомнение некоторых: это ли Христос? На картине Н. Ге «Совесть» мы видим фигуру Иуды, поражающую своей обреченностью, а вдалеке - Христа, которого уже арестовывают стражники. Это картина «душевной травмы человека», предавшего Христа.
«В XX столетии возникают произведения, которые выходят за пределы пластических искусств в их традиционном понимании. Для них со временем будут выработаны свои определения. Что же такое искусство? К искусству должны быть приложимы эстетические понятия - «красоты» и «не-красоты», которые меняются со временем, и этические соображения «добра» и «зла». Однако конечное преставление зритель должен получить от соприкосновения с искусством», - добавила Ирина Антонова.
«Ирина Александровна посвятила свою лекцию искусству того периода в истории человечества, когда заканчивается, по ее словам, эра «мифологического сознания в самом широком смысле» и происходит обращение к самой реальности», - прокомментировала тему лекции участница встречи, искусствовед, старший преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ Нина Секачева.
«Несмотря на то, что разговор происходил на примере самых известных произведений XIX-XX столетий, неожиданные порой сопоставления полотен французских и русских мастеров высветили по-новому общие смыслы и логику развития живописных исканий в России и Европе, - подчеркнула она. - В эпоху «гибели богов», как метафорически охарактеризовала рассматриваемое время Антонова, религиозно-философские и нравственные вопросы не утрачивают своей актуальности».
Речь, в том числе, шла о новой трактовке христианских сюжетов в этот сложный период, говорит искусствовед. При этом, заметила Нина Секачева, двуединство эстетического и этического начал составляют основу пластических искусств в их традиционном понимании, актуальном вплоть до середины XX века.
Цикл «Вторая половина» – мемуарные встречи и лекции, посвященные истории русской культуры второй половины XX века. Мероприятия цикла проходят в Соборной палате Главного здания ПСТГУ.