Что общего между спортом, химическими опытами, музицированием и аскетикой? О покаянии на языке подростков и об отдыхе в Сибири для греческой и русской молодежи, в том числе из эмиграции, рассказывает епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный).
– Владыка Савватий, как воцерковить молодежь?
– Молодежь надо просто любить. А в так называемой «работе с молодежью» есть две крайности. Одна, когда мы молодежь ставим во главу угла, – хотя в Писании сказано: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Другая крайность, когда мы, занимаясь молодежью, пытаемся их загнать в те рамки, в которые сами, будучи молодыми, далеко не вписывались. Вспомните себя. «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?!» – вопрошал одного раба Божия батюшка Иоанн (Крестьянкин). Святые отцы советуют нам идти «царственным путем», придерживаться золотой середины.
– В чем это выражается?
– С одной стороны, очень важно оставить молодым возможность проявлять инициативу – ее Сам Господь даровал этому пытливому, жаждущему самостоятельности возрасту. С другой стороны, надо дать им почувствовать и радость, например, рассудительности и других плодов зрелости. Не отрицая права «чушь прекрасную нести», показать примеры мудрости в общении со старшим поколением благочестивых людей. Старость таковых озарена особым светом и отмечена умиротворением.
Я уже более 20 лет служу, как правило, на деревенских приходах, и мне никогда не было скучно в общении с воцерковленными бабушками и дедушками. Их отличает некое внутреннее ликование, тихая радость. Так про духовно продвинутых монахов говорят, что у них «оптинская веселость». В псалме это поэтически передано: «обновится, яко орля, юность твоя» (Пс. 102:5). Такой опыт душа получает в результате затраченных усилий, духовного напряжения, подвига. Нечто подобное ощущаешь, потрудившись с самоотдачей. Но еще более явственна радость от внутренней работы над собой. Потому что все, над чем мы трудимся во внешнем мире, преходяще, а душа бессмертна. Давайте прививать молодежи вкус к этому внутреннему деланию.
Нужно им просто намекнуть, что любовь к спорту, например, появляется тогда, когда ты уже достаточно натренирован. Точно так же и к учебе, науке, искусству. Если ты старательное делаешь домашнее задание, ты с радостным чувством идешь на урок, и учитель для тебя во всех смыслах хороший человек. (А когда как раз те, кто сам не хочет каяться, начинают клеветать на священников и епископат, тем самым они обнаруживают лишь свои собственные внутренние нерадение, неопрятность и лень.) Точно так же и в лабораторию тебя тянет, если ты, постигнув соотношение пропорций, ставишь в ней успешные эксперименты. За рояль – когда тебе удаются этюды, но они у тебя не будут получаться, если ты не просиживал часами за этой звучной клавишной зеброй.
– Однажды у Мстислава Ростроповича спросили: «Как научиться играть?» Он ответил: «Попадать в клавиши».
– Слово «грех» – αμαρτια (амартиа) – с греческого переводится: промазать. Ты мог попасть в цель, но навыка не хватило. А может быть, ты даже не потрудился ознакомиться с правилами этой стоящей тебе вечной жизни игры. Ты вообще читал Евангелие?! Хотя бы самое краткое, написанное для таких, как ты, мальчишек, – от Марка?
В духовной жизни радость тоже приходит с трудом. Способность – от опыта. Надо узнать и попробовать. Раз осекся при исполнении заповеди, другой… – но ты же не бросаешь скрипку, впервые взяв ее в руки и «дав петуха»? В Евангелии петух – символ покаяния (Мф. 26:75).
Покаяние по-гречески: μετάνοια (метанойя) – переводится как «перемена ума». Дети же смеются, когда им учитель возвращает тетрадки, а там вместо оценки стоит просто «см.», они данное сокращение так и расшифровывают: «Смени мозги». Вот это они уже сами и проповедуют покаяние! Как апостол Павел обратился к афинянам, отметив, что они «особо набожны» (Деян. 17:22), детям надо дать понять, что они уже кое-что осознали в наиглавнейшем духовном делании. Так же и в отношении всего другого: церковный мир самый ошеломительный, но в то же время доступный им.
Богослужение открывает, например, недостижимые любителям дайвинга и диггерам глуби́ны и возводит на неподвластную экстремалам парашютного спорта высоту. Этот внутренний простор духа распахивается через усилие собранности, а все гаджеты, мельтешение рекламы, громкая музыка намеренно рассеивают, духовно банкротя, молодежь.
Но известно: чем выше ты поднимаешься в гору, тем сложнее и доскональнее должны быть инструктаж и твое умение слышать то, что тебе говорят, а вникая, не шуметь – крик и гам вблизи от алмазных вершин чреват лавиной. Это все образы духовной реальности. Там действуют законы уже не развлечения, а вовлечения.
Это законы любви. Если ты любишь жену, ты уже не отвлекаешься на встречных-поперечных. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, когда юноша встретил свою единственную или девушка обрела единственного – все остальные женщины и мужчины всего мира для них становятся уже просто людьми. Точно так же, если любишь науку, тебе жалко времени на сериалы не пойми о чем. Все, что вне и никак не связано с объектом твоей любви, теряет для тебя всякий смысл и не вызывает уже интереса. А спортсменам не до выпивок и шашлыков. Это всем известный принцип сосредоточения: если мы способны на таковое, это и обнаруживает нашу свободу. Именно свобода в основе способности любить.
А если нами обладают желания, страсти, зависимости – это ложный суверенитет. Нас обманули. Надо найти в себе силы это признать и с учетом духовной реальности, где наша неуемность и недальновидность обрастает долговыми обязательствами перед инфернальными кредиторами, на исповеди освободиться.
– А в Причастии обретаем «Царство Божие, которое внутрь нас есть» (Лк. 17:21) – так, что нам до этих наживок и собственной чрезмерности притязаний в мире сем уже и дела нет?
– Да, очень важно, чтобы у человека с юности были правильные ценностные ориентиры. Молодежь меньше всего нуждается в катехизации, она нуждается в любви, которая и есть наш Бог Господь Иисус Христос.
– Что конкретно делается у вас в епархии для молодых?
– В Тарской епархии мы вместе с добровольцами отремонтировали ранее пустовавшее здание бывшего детского дома и устроили там духовно-патриотический и оздоровительно-спортивный центр «Застава Ермака» (zastava-ermaka.ru). Теперь это излюбленное место отдыха для множества ребят, причем не только из нашей епархии. Уже четвертый год в центре в четыре смены ежегодно проводятся детские лагеря, в смену приезжает около 150 ребят.
В этом году мы с Божией помощью по благословению митрополита Омского и Таврического Владимира устроили зимой международные встречи. К нам приехали студенты из греческого города Салоники. Приглашаем мы традиционно на этот православный сбор студентов со всей России. Здесь есть возможность попрактиковаться в общении со сверстниками на английском языке. Пока для нас это пилотный проект, испрашиваем поддержки и молитв.
– У эмигрантской молодежи, известно, обостряется тяга ко всему родному. Приглашаете ли ребят и девушек из эмиграции?
– Конечно, приглашаем. У нас сейчас сотни тысяч, может быть, даже миллионы граждан оказались по тем или иным причинам в эмиграции. Многие из них воцерковляются на приходах Русской Православной Церкви Заграницей, но и мы должны заботиться, в том числе и об этих наших соотечественниках. Многие из них вынуждены были уехать за рубеж, но они, знаю, любят свою Родину, русский язык, русскую литературу. Оказавшись оторванными от русской культуры, они не чувствуют себя причастными к культуре западной и хотели бы своих детей приобщить к русскому духу. Мы им помогаем, устраивая для молодежи подобные слеты в международном формате. Дети русских эмигрантов чувствуют себя здесь тем более своими, присутствие ребят из Греции, Сербии и других стран им даже облегчает адаптацию.
Очень важно устраивать такие форумы не в столичных городах и даже не в теплом Крыму, а в суровой русской Сибири. У нас там красивейшая природа – реликтовые хвойные леса, живописные поймы Иртыша. Есть и археологические памятники, которыми интересуются археологи со всего мира, – приезжали к нам недавно бразильские ученые. Город Тара сохранил свои исторические черты. Это единственный город-крепость в Сибири, который воевал за свою независимость более 100 лет. Наша история изобилует примерами героизма.
– А именно?
– Например, когда Ермак набирал свое воинство, он с каждого воина брал обет целомудрия. На современную молодежь этот факт оказывает сильнейшее впечатление. Исторически присяга и складывалась как такого рода обещание хранить себя в преданности Богу и Отечеству, соблюдая чистоту помыслов, дел и слов. Что только Ермаку ни предлагали: и властвовать в Сибири, и тамошние богатства в личное распоряжение, и молодую жену…
– Очень похоже на соблазны современных чиновников…
– Но он отказался, потому что не в удовлетворении своих страстей полагал предел своего служения. Молодежь восприимчива к образам героев, понимает их высоту. А желая ее достигнуть, чувствует насущность всесильной Благодати Божией.