О вечности адских мук

    

Вопрос, который волновал святых и не только их, это вопрос о конечности или бесконечности загробных мук. Священное Писание говорит об их вечности, и мы не можем ставить под сомнение слова Господа.

В то же время мы знаем, что каждый человек имеет свой опыт общения с Богом: или опыт противления Богу, или следования Ему. От этого зависит, каково будет состояние каждого человека в момент Страшного Суда и далее.  

Если не касаться людей, которые доживут до момента завершения земной истории и Страшного Суда, а говорить о тех, кто умер или умрёт до Второго Пришествия Господа, то можно выделить два этапа посмертной участи человека. Первый этап наступает непосредственно после смерти и будет продолжаться до Страшного Суда. Второй этап – то, что будет после Страшного Суда. Мы называем этот Суд Страшным, а в греческой традиции он назван Последним, потому что это будет последняя попытка Господа вытащить человека из состояния богопротивления. Тогда человеку будет дана последняя возможность окончательно определиться, на чьей он стороне – Бога или дьявола.

Если человек после своей смерти пребывал в богообщении, он в нём останется и после Страшного Суда. Невозможно представить, что он был с Богом, а потом вдруг за что-то будет ввергнут в ад. А вот обратная ситуация возможна, когда кто-то после смерти попадает в ад, но в силу молитв Церкви, действий других людей, которые о нём беспокоятся и заботятся, его ситуация может быть улучшена. Преподобный Марк Эфесский говорил как о достоверном предании о том, что святитель Григорий Двоеслов молился за императора Траяна – абсолютного язычника и гонителя христиан, и ангел возвестил ему, что его молитва Господом была услышана. В житии мученицы Феклы есть повествование о том, как она высвободила из ада одну женщину.

Святые отцы говорят как о вечности посмертных мучений, так и о возможности их сокращения или прекращения для конкретных людей. Мы знаем, что Бог есть Любовь, Абсолютная Благость, что Он любит каждое сотворённое существо, никому не желает гибели, не желает смерти грешника. Но в то же время нельзя отрицать, что сам грешник может не захотеть быть с Богом, может отказаться от этого дара. Говорит же преподобный Иоанн Дамаскин о том, что Господь и дьяволу желает всяческих благ, но тот сам не желает от Него их принять.

Мнение о том, что вечные муки однозначно закончатся для всех, в том числе и для дьявола, высказал христианский мыслитель Ориген. Но это мнение было осуждено Церковью. Потому что для того, чтобы быть с Богом, быть в общении с Ним, недостаточно одного действия Божия – нужны встречные действия со стороны другого разумного существа: человека, ангела или беса.

Может ли дьявол захотеть вернуться к Богу? Теоретически – может, практически – нет. Дело в том, что и в человеческую, и в ангельскую природу Бог заложил свободную волю, но ангелы и люди определялись со своей свободой в совершенно разных условиях. Волеизъявление ангелов – служить Богу или пойти за сатаной, определилось единожды и навсегда в момент их разделения.

Ангелы совершили свой акт волеизъявления совершенно свободно. Ставшие на сторону люцифера отпали от Бога окончательно. Они прекрасно понимали, против Кого восстают. Принимая предложение сатаны, падшие ангелы чётко осознавали свои действия и то, что их ждёт вне Бога. Именно потому, что их выбор был совершенно свободным, у них нет покаяния. И ныне их устраивает то состояние, которое они выбрали. Ангелы, которые остались с Богом, укрепились в добре. Те, что пошли за сатаной, укоренились во зле. Ни один из демонов не покаялся, ни один из Божиих Ангелов не согрешил. Поэтому мы говорим, что теоретически можно допустить, что дьявол может захотеть вернуться к Богу, ведь свободу воли Господь у него не отнимал, но практически сатана и все его слуги – бесы никогда не захотят блага от Господа. В таком случае говорить, что Бог спасёт и дьявола, вопреки его собственному желанию, не соответствует христианскому учению.  

Человек определялся со своей свободой в совершенно иных условиях, нежели ангелы. Он был обманут дьяволом и потому совершил грехопадение. Дьявол предложил людям не бытие вне Бога (то, что выбрали бесы), а то самое, для чего Бог их создал, – достижение обожения («И сказал змей жене: нет, не умрете, но в день, в который вы вкусите их (плоды дерева познания добра и зла), вы будете как боги» Быт. 3, 4–5). Дьявол предложил первым людям достичь цели более лёгким путём, и человек на это повёлся. Он не стремился к тому состоянию богопротивления, в котором оказался. Он не шёл против Истины, а искал и ждал того, к чему он и был предназначен, рассчитывал получить обожение, но был обманут.

Отпав от Бога, Адам нарушил своё первозданное устроение. Он, по словам преподобного Максима Исповедника, устремился к наслаждению без утруждения и получил утруждение после наслаждения. В итоге этот сбитый порядок стал дальше транслироваться в веках из поколения в поколение.  
Совершая грех, человек не столько желает конкретно сотворить некое зло (то, чем постоянно заняты бесы), сколько влечётся насилием страстей. Греховные страсти до такой степени господствуют над человеком, что он не может совладать с собой и поступить так, как считает правильным. Потом он кается или придумывает себе оправдания, но в любом случае страдает и мучается от своих неправильных поступков, пытается измениться. Затем снова грешит, и снова кается. Но в ангельском мире этого не происходит.

Поэтому так страшен грех хулы на Духа Святого, о котором Христос говорит, что только этот грех не простится ни в этом веке, ни в будущем. Хула на Духа Святого – это осознанное, намеренное противление Богу, когда человек прекрасно понимает, как надо поступать, чтобы быть с Господом и ныне, и в вечности. Тем не менее он нарочно, не по насилию страстей, а с холодным сердцем и трезвым разумом, совершает грех, подобно тому, как это сделал сатана.  
Яркий пример хулы на Духа Святого – решение иудейских начальников убить Христа после того, как Господь совершил чудо, недоступное ни одному человеку, – воскресил Четверодневного Лазаря. Такое сознательное противление Истине, по образу сатаны, ведёт человека к вечной погибели. Но мы должны помнить, что точно сказать про каждого конкретного человека, насколько он исполнил эту сатанинскую меру, мы не можем. Апостол Павел пишет, что Церковь судит «своих», то есть христиан, а внешних судит Бог. Именно поэтому у нас есть «святцы» – список святых, но нет персонального списка находящихся в аду.

Точно так же мы не можем говорить о вхождении всех людей в жизнь вечную в Царстве Небесном по той причине, что не можем предсказать действие свободной воли каждого человека. Вдруг найдутся люди, которые не захотят быть с Богом? Мы должны стремиться к тому, чтобы в вечности оказаться с Богом, а не с дьяволом и его сторонниками, что есть самое страшное мучение, даже если бы оно носило временный характер, а тем более, если продлится в вечности.  

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Z17 июля 2018, 08:57
Виктору - 1

После смерти наша вера превращается в знание, таким образом православный христианин, умерший в нераскаянном грехе, должен до Страшного Суда пребывать в аде, но при этом он полностью осознает всю свою прожитую жизнь и четко понимает свое сыновство Творцу и Богу. По причине боговедения грешник испытывает страдания не только от причиняемых ему мучений, но и от отсутствия богообщения.
Z17 июля 2018, 08:57
Виктору - 2

"Персть во гробе не поет, прегрешений не избавляет" - грешник может и рад бы изменить свое посмертное существование, но не может. Зато это возможно по молитвам Церкви. Подобно тому, как по вере друзей расслабленого он был исцелен, и подобно тому как по вере и волеизъявлении восприемников происходит крещение младенчиков - по вере и молитвам родственников умерших и вере и молитвам Церкви (литийные прошения, молитвы панихид, субботние службы) возможно изменение загробной участи умерших.
Нина Федорова14 июля 2018, 21:46
Эту статью надо прочитать всем! Низкий поклон Вам, Владыко. Божией Вам благодати.
Виктор11 июля 2018, 20:56
Ув. Анатолий! /11 июля 2018, 11:43/. Спасибо... Виктор...
Сергей Рымарев11 июля 2018, 17:00
Многая лета владыке Клименту! Александр, не мудрствуй по "научному", дабы наука нам дана Богом для познания Его Премудрости в творении окружающего нас мира. Доверься Господу и тогда уйдут смущающие тебя мысли, понятно от кого приходящие. Спаси тебя, Господь!
Анатолий11 июля 2018, 11:43
Ответ Виктору, 10 июля. Человек подвержен страстям. Каждому в суматохе жизни хочется сладко поспать и вкусно поесть и, поэтому, стремясь получить все прелести земной жизни, человек забывает о Боге но, если такого человека приставить к стенке и спросить: "Что ты хочешь - временную радость земной жизни или вечную радость, где нет ни скорби, ни болезни, ни воздыхания, то нормальный человек выберет, конечно жизнь вечную и радость вечную. Так вот до страшного суда мы будем находиться в обителях близких к аду или к раю, в зависимости от того, как человек прожил отпущенную Господом Богом жизнь, а вот на страшном суде, если он не явный богоборец, ему по великой милости Господней, ему будет дарована
Ольга10 июля 2018, 18:36
Дорогой наш владыка Климент!
Благодарю за очень нужную статью, за четкость и последовательность повествования, ясность мысли и простоту изложения. Утешение, что наша молитва помогает усопшим близким улучшить их участь. Там все неверующие станут верующими, и многие страдают от своего земного неверия, а помочь могут только те, кто молится о них на земле. Владыке здравия и многая лета!
Виктор10 июля 2018, 17:10
Может, кто разъяснит: - "А вот обратная ситуация возможна, когда кто-то после смерти попадает в ад, но в силу молитв Церкви, действий других людей, которые о нём беспокоятся и заботятся, его ситуация может быть улучшена". * Т.е. человек сам отказался от Бога, а потом, в силу чьих-то молитв и пр., против своего первоначального желания переводится в Рай? Или он в аду изменил свое мнение; как это возможно? Или перевод осуществился помимо его свободной воли? Или получает облегчение в аду? Почетче бы... Если незатруднит...
Или проще — НЕ ЗНАЮ...
Иоанна_10 июля 2018, 14:48
Александр, это не "с точки зрения здравомыслия", а по учению святых отцов. Мы должны доверять святым отцам, держаться в святоотеческом фарватере, а не полагаться на своё собственное мудрование.
Нина10 июля 2018, 13:13
Благодарим, Владыко за строго изложенный канонический взгляд о вечности адских мук. За любовь к Православию. Помоги нам Господи, избежать адских мук. А нашим усопшим сродникам прости согрешения вольные и не вольные.
р.Б.10 июля 2018, 12:15
Александру: а за границы того, что нам полезно, и выходить бессмысленно. Это бы охватить умом и сердцем, что уже дано нам Богом для усвоения. Что может быть важнее спасения? А спасённый, там, в вечности, узнает и больше того, что имеем ныне.
Екатерина10 июля 2018, 10:16
Согласна с Александром (10 июля 2018)!
10 июля 2018, 07:59
Прости,ГОСПОДИ, мое неверие и укрепи веру мою!
Александр10 июля 2018, 02:00
Спаси Бог! Интересная статья! С точки зрения здравомыслия это так! Но мы не знаем ум Господень! Если подходить с научной точки зрения, то то что мы знаем и видим - это только то, что нам полезно. А за границы этого нам доступа нет.
р.Б.Алла 9 июля 2018, 21:07
Спаси Бог,Владыко!Чтобы не впасть в уныние от помыслов,что ад ожидает за содеянные грехи,очень полезно прочитать эту статью.Бог-это Любовь,но самому нужно трудиться и не отчаиваться,уповая на Милость Божию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×