Мертвых душ не продадите?

Помните, как в бессмертной поэме Гоголя некто Чичиков скупает мертвые души? Гоголь – великий мистификатор, и в этой купле-продаже зашит глубокий религиозный смысл. Многие комментаторы раскрывают образ Павла Ивановича как агента диавола, собирающего прибыль для своего хозяина. Выходит, по-настоящему мертвыми душами являются не покойные крестьяне, а «клиенты» Чичикова, носители той или иной страсти: Собакевич, Коробочка и иже с ними.

Коммивояжер лукавого, скупающий погибшие для Бога души, – вообще-то, библейская идея. В 18-й главе книги Апокалипсиса упоминаются некие купцы земные, в списке товаров которых числятся тела и души человеческие (см. Откр. 18, 13). Купцы совершали свой торг в Вавилоне. Апокалиптический Вавилон – это город-блудница, библейский символ антихристианской цивилизации. Бог разрушает Вавилон, и купцы оплакивают падение своего бизнеса, в том числе куплю-продажу тел и душ человеческих.

А к кому можно было бы отнести текст Откровения сегодня? Кто годится на роль купцов земных? Например, специалисты по пиар-технологиям не подходят ли? Особенно те, которые в своей работе не считаются с нравственными и религиозными принципами? Кажется, массовая манипуляция сознанием – это и есть купля-продажа человеческих душ в наши дни.

Предлагаю проверить данную мысль, взглянув на портрет одного из таких современных купцов. Этого человека по праву можно именовать великим приобретателем душ, ничуть не хуже Чичикова.

***

Эдвард Бернейс Эдвард Бернейс

Сегодня его называют «отцом пиара». По рождению еврей, по месту жительства американец, по родственным связям племянник Зигмунда Фрейда и правнук главного раввина Гамбурга Исаака Бернайса, он прожил длинную жизнь (104 года, с 1891 по 1995). Был пионером использования в пиар-технологиях психологии и прочих социальных наук. Его имя – Эдвард Бернейс.

О проектах Бернейса можно рассказывать очень много. В своем деле он проявлял прямо-таки диавольскую смекалку и находчивость.

Например, с помощью Бернейса курение стало общепринятой нормой для женщин. Племянник Фрейда убедил мир, что женщина с сигаретой – это круто, стильно, красиво. Впервые в истории рекламы был использован эффект «звездного» авторитета. Образ курящей дамы гениальный пиарщик продвигал через личности такого уровня, как Марлен Дитрих. По просьбе Бернейса многочисленные врачи наперебой писали о пользе никотина, известные оперные певицы — о благотворном действии курения на голос. С помощью проплаченной команды Бернейс преодолел одно из самых больших социальных табу: женщина, курящая в общественном месте.

До Бернейса дамам разрешалось курить только в специальных местах или же вообще не разрешалось, вплоть до ареста. Гению пиара удалось сломать этот психологический барьер, нажав всего лишь на две кнопки: авторитет звезды и неимоверно популярное в то время движение женской эмансипации. Моделей с сигаретами назвали «факелами свободы», женское курение стало социально приемлемым. Компания Lucky Strike отвалила Бернейсу огромную сумму.

Бернейс работал с массами скорее через новость, чем через рекламу

Интересно, что Бернейс работал с массами скорее через новость, чем через рекламу. Он был справедливо уверен, что новость – лучшее средство для донесения рекламного образа. Человек, читающий или смотрящий новости, не подозревает, что в данный момент он подвергается психологической атаке, потому в эти минуты он особенно уязвим.

Кстати, мало кто задумывается сегодня, по каким критериям для нас отбирают новости. Новостей в мире за день тысячи. Мы узнаем лишь несколько, и именно на них нам предлагают остановить внимание. Понятно, что и подают их под особым соусом. Формулировка и заголовок имеют определяющее значение для восприятия. Частота же появления новостей сегодня подобна мощному артогню.

Также, например, Бернейс способствовал тому, что американская нация стала больше есть и растолстела. Получив от производителей бекона задачу поднять уровень продажи мяса, Эдвард провел небольшое социальное исследование: что едят американцы на завтрак? Оказалось, кофе, булочку, апельсиновый сок. От своего врача пиарщик услышал, что ночью тело теряет много энергии, поэтому плотный завтрак может быть предпочтительнее легкого. Бернейс попросил у врача разрешения послать от его имени письмо пяти тысячам врачей: согласны ли они с таким утверждением? Приблизительно 4500 докторов ответили «да». Тогда предприимчивый пиарщик опубликовал во всех газетах страны статьи с заголовками наподобие «4500 врачей советуют есть на завтрак мясо». Предлагался и выбор блюда: яичница с беконом. После публикации продажи бекона взлетели.

Вообще, использование авторитетов – любимейший у Бернейса метод работы с общественным сознанием. «Если вы можете влиять на лидеров, независимо от того, осознают они это или нет, вы автоматически влияете на группы людей, находящихся под их влиянием», – говорил он.

Еще в молодости пиарщику предложили задачу — раскрутить новую пьесу о проститутках. Напомню, это не сегодняшний день, а пуританская Америка начала XX века. Бернейс пошел конем — создал фонд борьбы с венерическими заболеваниями. После того, как благотворительный фонд объявил пьесу поучительной и высоконравственной, народ повалил на спектакль.

Примечателен вклад Бернейса в развитие политического пиара. Работая во время Первой мировой войны в администрации Вудро Вильсона, он уверил миллионы людей в том, что американские военные устанавливают «демократию во всей Европе».

***

Каков купец? Настоящий Чичиков, не правда ли?

Бернейс гениален и неповторим, но все же он не один. С общественным сознанием сегодня работает огромная армия пиар-технологов. Реклама и новости давно перестали быть просто рекламой и новостями, но направились в социальное русло. По сути, они искусственно формируют круг интересов и образ мысли человека, а также образ одежды, питания, общения, этикета.

«Не хотите пить то, что на самом деле не утоляет жажду, всякие там пепси и спрайты? Заставим! Вы еще и спасибо скажете. Не хотите носить какие-то странные хламиды, называемые одеждой? Будете носить, голубчики; еще и в очередь встанете и купите за сумасшедшие деньги. Не хотите менять смартфон на новую модель? Ничего, поменяете, и будете счастливы от обновки. Мы заставим вас делать все, что нам нужно!»

Сегодня пиар-технологи залезают в самую душу человека и меняют ее изнутри

Сегодня пиар-технологи залезают в самую душу человека и меняют ее изнутри. Нынешние «окна Овертона», на которые работают реклама и новости, касаются вопросов посерьезнее женского курения. На повестке дня стоят гендерные темы, права секс-меньшинств, разложение традиционных обществ и прочее. О политтехнологиях вообще отдельный разговор.

От пиар-атак не спрятаться сегодня никому. У подавляющего большинства населения европейских стран вся сознательная жизнь проходит в интернете. О наших аккаунтах известно все: история наших передвижений, список запросов, частота посещения тех или иных сайтов. Гугл-реклама предлагает все, чем ты хотя бы вскользь интересовался недавно в любой из соцсетей. У специалистов становится все больше возможностей и ресурсов для продвижения идей. Соцсети и вообще интернет можно рассматривать как оформившуюся альтернативную реальность. Удивительно, как единичные идеи Бернейса сейчас доведены чуть ли не до автоматизма. Система работает по принципу «как продать».

«Существует и прямая перепродажа душ – через обман. Действует целая система торговли, осуществляемая с помощью PR – деятельности, направленной на формирование общественного мнения о чем-либо. Это настоящая, классическая торговля душами. Пиар – это не просто реклама, это реклама идеологии, навязывание ценностей. Большая часть рекламы уже сейчас не просто реклама товара, а реклама греха, реклама идеологии греха. Это сознательная, классическая продажа определенного образа мыслей. Все без исключения смертные грехи рекламируются сейчас по нашему телевидению и пропагандируются рекламными щитами на улицах»,[1] – писал отец Даниил Сысоев.

Да, нельзя не упомянуть, что в интернете возможна и нужна проповедь Евангелия. Но с другой стороны, глянешь на все это, и понимаешь: силки затягиваются...

Почему мы говорим на такие темы? Потому что сегодняшняя война за души ведется в информационном поле. Ловители душ делают ставку на человеческие страсти и старую, как мир, тягу к нарушению запретов. Чем живет человек, кому он доверяет и кого слушает, что он любит и чего желает? Ответы на эти вопросы определяют, кому принадлежит его душа и кто он таков.

Приведенное выше место из Апокалипсиса показывает: перед концом света масштабы духовного пленения людей достигнут такого уровня, что продолжать историю мира уже не будет смысла. Человечество поделится на две категории: купцов земных и потребителей их товаров. Разумеется, останется и Церковь, но она будет гонима, и по-настоящему верующих вряд ли будет много. Все остальные станут товаром купцов земных.

Почерк этих торговцев мы сегодня рассмотрели. Будем внимательны, чтобы и нам не попасть в списки мертвых душ…

Сергей Комаров

14 августа 2018 г.

[1] Даниил Сысоев, протоиерей. Толкование на Апокалипсис, гл. 18.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Смысл эпохи Смысл эпохи
Протоиерей Андрей Ткачев
Смысл эпохи Смысл эпохи
Протоиерей Андрей Ткачев
Вынужденно, по слабости остающийся внутри враждебной цивилизации, человек – заложник. Заложник образования, которое развращает, а не учит; телевидения, которое тупит, а не информирует. Тогда нужна именно империя, защищающая ценности библейского человека.
Как не присоединиться к массовому помешательству Как не присоединиться к массовому помешательству Как не присоединиться к массовому помешательству Вещи: как не присоединиться к массовому помешательству
Советы пастырей
Христианин призван трезво оценивать происходящее, адекватно воспринимать вторгающиеся искушения и отвергать их, как ненужный сор.
Уроки рекламы Уроки рекламы
Диакон Павел Сержантов
Уроки рекламы Уроки рекламы
Диакон Павел Сержантов
«Путеводителем по страстям» нам послужила надоедливая коммерческая реклама. О чем это говорит? Мощная энергия страстей используется в процветающем рекламном бизнесе. Значит, за понятием о грехе и страсти стоит серьезная реальность, а не старая выдумка. Кто-то умело играет на чужих страстях, кто-то легкомысленно потворствует страстям, а кто-то и борется с ними. Каждый выбирает свое.
Комментарии
Александр Петрович Sokolov28 августа 2018, 07:05
Всё так, еще добавлю платные лайки, платные подписи ЗА, даже "друзей" в соц сетях сегодня можно просто купить, не буду рекламировать здесь ресурсы...И тех кто лайкает, или голосует - не мне судить, да они добровольцы -мертвые души, но "заработки" там ничтожны, и делают они это от нужды. Также и пиарщики, в большинстве работяги,деньги у начальников, а работа и даже мысли-от трудяг.Пока это выгодно это будет продолжаться. Но та реклама которая меняет мировоззрение, мне кажется может быть изменена. Ведь это просто мода,а она капризна.Кризис-время отбросить понты. А если заставить задуматься о тех кто рядом, -то вот она уже и изменяется. Вопрос в нас.Что мы хотим = то и рекламируем своей жизнью
Владимир Орлов19 августа 2018, 23:07
Господи Помилуй от этого всего.....
Николай17 августа 2018, 05:18
Всё правильно!
Вадим16 августа 2018, 07:53
Все правильно. Нужно быть очень внимательным, прежде всего, к самому себе, учиться самим и учить своих ближних распознавать губительные PR новости, и PR зло. Спаси Господи!
Алла15 августа 2018, 14:40
Плотный завтрак - отличная идея, потому что тогда в течение дня человек съест меньше. А ведь чем ближе к ночи, тем больше шансов, что еда уйдет в жир. Бекон с яйцами это традиционный завтрак англичан, а они вовсе не отличаются толщиной. Проблема у американцев с фастфудами, а не с завтраком. Вот часто ли обычный русский ходит в Макдаки? Я не чаще, чем раз в месяц, а то и реже. А у них это в порядке вещей, зайти и навернуть гамбургеры.
15 августа 2018, 09:53
"Бернейс гениален и неповторим" - глубоко ошибочное утверждение: он тривиален и банален, как рядовой рекламный агент.
Петр14 августа 2018, 23:47
Несомненно, мы зачастую сами не знаем насколько наше "собственное" мнение на самом деле "желательное" и благополучно усвоенное. Но сейчас принято в этом контексте говорить только про современные западные "технологии" и этому даются типично западные термины. А те колоссальные "наработки" наши собственные, отчественные, Советского Союза, почемуто не кажутся уместными вспоминать. Кто еще помнит это время, не будет сомневаться что наш "скромный багаж" может весьма поспорить в арсенале благополучной манипуляции сознания. Как мы "свято" верили в светлое будующее по "заветам Ильича", тут все пиар технологи обзавидуются. И конечно же, кто же будет выбрасывать на свалку полезный материал? Он при нас!
Грешник14 августа 2018, 21:56
Екатерина 14 августа 2018, 15:19:
Пресс-службы в епархиях и рядом не стоят с индустрией промывки мозгов. Они в своих заявлениях апеллируют к разуму человека.
А пиар - это дрессировка, зверотехника, попытка заставить человека делать заданное дело через страсти, которым он не может сопротивляться. Пусть идёт и выполняет команды из похоти, из жадности, из страха выпасть из тренда и быть осмеянным и т.д.
Автор статьи заостряет внимание именно на этой технологии. Эта мерзость и есть часть "начертания зверя", глубоко въедающаяся в человеческую душу. Православным нельзя её использовать, какую бы пользу на первый взгляд она не сулила.
Наталия14 августа 2018, 21:18
Ну, Чичиков в сравнении с этим господином - сын коммуниста. Безобидный мошенник. Надо признаться, что этот гений злодейства абсолютно верно определил, как человечество покупается на новости. Собственно из новостей и складывается мировоззрение нынешнего, простите за выражение, интеллигентного человека. Именно интеллигенты, образованная и молодая часть общества ( а это большинство ныне)начинает гнать дерьмовую волну, которая становится революциями, войнами и т.п. Но гораздо страшнее, когда люди незаметно для себя продают душу.И помогают нам в этом деле все СМИ.
Андрей Юрьевич14 августа 2018, 19:30
Не так страшен PR, как его малюют. Невозможно с помощью пиара "заставить" купить какой-то товар или проголосовать на референдуме о запрете повышения пенсионного возраста. Человеку дана воля и разум, мы сами строим свою жизнь с Божией помощью.
Сергей14 августа 2018, 17:26
Да, страшная картинка! "Ловители душ делают ставку на человеческие страсти и старую, как мир, тягу к нарушению запретов." Давайте защитимся от "купцов" запретами!Только у запретов,есть одна особенность.Они создают в человеке большое внутреннее напряжение и иногда так взрывают личность,что..."многочисленные ножевые ранения на трупе "любимой" супруги. Надо изучать своё "устройство", свои"страсти-мордасти".Купцы делают своё дело,а Господь может перевернуть все их дела и обратить в добро. Как? Да через нас. Живущих не системой табу и запретов, а глубокой осознанной жизнью души. Познав свои страсти, мы поймём, как ими управляют другие "купцы".
Макаров14 августа 2018, 17:08
Яйца с ветчиной на завтрак -- это полбеды. Есть "бернейсы" и покруче. Помните "слоган" из голливудского фильма : "GREED IS GOOD!" ("Жадность - это хорошо"), или такой: "GET RICH OR DIE TRYING" ("Разбогатей или умри копя деньги"). Или вот универсальное мерило: "BETTER THAN SEX" ("лучше секса") . Никого не смущают эпитеты, от которых ещё в 50-е годы ХХ века волосы встали бы дыбом: "SEXY CAR", "SEXY SHOES" и т.п. Ни у кого уже не возникает вопроса как автомобиль или туфли могут быть "сексуальными". Всё стало "секси".
Из человека планомерно делают жрущее и совокупляющееся животное. В парке Зарядье у самого Кремля уже открытый трах -- и по словам московских властей, мы должны радоваться комфорту.
Екатерина14 августа 2018, 15:19
Мысли очень верные, спасибо автору. Однако в статье прямо вынесен приговор: "пиар = зло"! А ведь он - как топор: убить или дров нарубить. Пиар-технологии нужны в том числе чтобы, например, не создавать панику после каких-то событий, делать благотворительность современным трендом, противостоять абортам. В конце концов, даже в епархиях есть пресс-службы. В мире информации нельзя жить без умения грамотно управлять этой информацией.
Антон14 августа 2018, 14:25
Сильно
Елена14 августа 2018, 14:00
Господи, помилуй!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×