«С Богом везде хорошо: и на Фаворе, и на Голгофе!»

Памяти преподобномученика Игнатия (Лебедева)

Преподобномученик Игнатий (Лебедев; 1884–1938) Преподобномученик Игнатий (Лебедев; 1884–1938)
Одним из самых ярких светильников веры стал в православной Москве в конце 1920-х – начале 1930-х годов духовник Высоко-Петровского монастыря схиархимандрит Игнатий (в миру – Александр Александрович Лебедев; в мантии – Агафон).

Он родился 28 мая 1884 года в городе Чухлома Костромской губернии в семье потомственных почетных граждан. Закончил Солигаличское духовное училище, Костромскую духовную семинарию, Казанский ветеринарный институт.

Желание стать монахом родилось в нем под влиянием общения с преподобным Гавриилом Седмиезерным (Зыряновым; 1844–1915), который и благословил его на иноческий путь[1].

По благословению преподобного Гавриила тогда еще молодой студент Александр, жаждавший скорее поступить в монастырь, закончил ветеринарный институт и по окончании его, не дожидаясь вручения дипломов, пришел в Зосимову пустынь. Здесь будущий преподобномученик Игнатий стал духовным чадом преподобного Германа (Гомзина). Главным послушанием юного Александра поначалу стал уход за скотом и лечение всех монастырских животных. Много времени будущий пастырь человеческих душ проводил на пастбищах и на конном дворе. Воспитание настоящего монашеского духа осуществлялось в полном послушании своему старцу. Игумен Герман сказал однажды одному из своих духовных детей-архипастырей о смиренном послушнике: «Какое у меня золото на конюшне сокрыто!»

Зосимова пустынь Зосимова пустынь

В день пострига он записал в своем дневнике:

«День пострига. Родители! И есть сын у вас – и нет его, и умер он – и жив он!»

«18 марта 1915 года. День пострига. Родители! И есть сын у вас – и нет его, и умер он – и жив он! (Господи! Всегда бы таким себя чувствовать!) Охватит сердце твое злоба – хватайся руками за сердце… а там на Кресте Сама Любовь – Христос распятый. Все хороши, все добры зело»[2].

Свободное от послушаний время по благословению старца юный монах Агафон стал уделять чтению трудов святых отцов, особенно преподобных Симеона Нового Богослова и Исаака Сирина, святителя Игнатия (Брянчанинова). Через три года он был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1920 году Патриарх Тихон рукоположил его в сан иеромонаха.

Владыка Варфоломей, игумен Митрофан и послушница Владыка Варфоломей, игумен Митрофан и послушница
В начале 1923 года старец Герман мирно почил о Господе, а вскоре Зосимова пустынь, как и практически все обители в те годы, была закрыта. Иеромонах Агафон вместе с некоторыми другими зосимовскими братиями принял приглашение владыки Варфоломея (Ремова), настоятеля Высоко-Петровского монастыря, начать служение в этой обители.

Главным деланием батюшки в Высоко-Петровском стала исповедь монашествующих и приходящих в монастырь богомольцев. Владыка предоставил ему просторный левый клирос храма во имя преподобного Сергия Радонежского. Через полгода служения – весной 1924 года – владыка Варфоломей возвел отца Агафона в сан архимандрита и назначил наместником монастыря.

Отец Агафон был очень внимательным духовником, и скоро вокруг него собралась самая большая паства в Петровском монастыре. Были, однако, и прихожане, которые говорили, что он рано начал старчествовать, но отец Агафон, ничего не делавший без благословения владыки Варфоломея, смиренно нес свой духовнический крест.

Монахиня Игнатия Монахиня Игнатия
С 1926 года, по благословению владыки, батюшка начал совершать тайные постриги в рясофор среди своих духовных чад. Вот как вспоминает о руководстве старца Агафона одна из его духовных дочерей монахиня Игнатия (Пузик):

«Души, открывшись батюшке, уходили, только оставив свой “багаж” у его ног. Тут же они получали и новые задачи, и новые указания, им открывался часто новый путь, новое решение жизни. От человека батюшка требовал не только честного, но просто даже ревностного отношения к гражданским и служебным обязанностям, вменяя их как святое послушание. И жизнь наполнялась до краев. Протекая в тех же внешних формах, она получала вдруг иное содержание, иную окраску, все делалось теперь уже во имя Бога и ради Бога – так учил батюшка – и не было великих и малых дел…»[3].

Летом 1927 года батюшка решил устроить скит неподалеку от Высоко-Петровского монастыря для своих духовных чад и благословил его иконой Божией Матери «Знамение». В скиту должны были находить духовный приют все сестры, вступающие на иноческий путь. Знаменский скит располагался в подчердачном помещении дома № 3 по Печатникову переулку (несколько лет назад этот дом как обветшавший был снесен).

Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовные чада. Сидят слева направо: м. Евфросиния, м. Агафона, м. Ксения; стоят: м. Елена, м. Сергия, м. Олимпиада, м. Евпраксия Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовные чада. Сидят слева направо: м. Евфросиния, м. Агафона, м. Ксения; стоят: м. Елена, м. Сергия, м. Олимпиада, м. Евпраксия

Старшей среди пострижениц батюшки Агафона была монахиня Евпраксия (Варвара Сергеевна Трофимова; 1901–1979), регент левого хора Высоко-Петровского монастыря. Одной из первых она стала насельницей Знаменского скита. Сестры воспринимали ее как игумению их общины, особенно когда был арестован батюшка Игнатий. Она осуществляла связь сестер с батюшкой, не раз ездила к нему в заключение, первой узнала о его кончине, всю жизнь заботилась обо всем обществе сестер.

Разрушение дома, в котором располагался Знаменский скит Разрушение дома, в котором располагался Знаменский скит

Практически одновременно с ней была пострижена в рясофор и поселилась в скиту монахиня Ксения (Екатерина Яковлевна Попова; 1893–1979). В 1930 году состоялся ее постриг в мантию, а через полгода – в начале 1931-го – матушка Ксения была арестована и на три года сослана в г. Горький. И в ссылке она оставалась послушным чадом отца Игнатия — батюшка руководил ею через письма. Так, например, он писал:

«Есть иная беседа, не зависящая ни от пространства, ни от бумаги… – это беседа любящим сердцем молитвенно в Боге»

«…есть иная беседа, не зависящая ни от пространства, ни от бумаги, ни от всего прочего, – это беседа любящим сердцем молитвенно в Боге… Также в сердце нашем пред Всеведцем будем и монашествовать дондеже (пока) гнев Божий мимоидет, а пред людьми будем Екатериною (как и я А<гафон>, а не И <гнатий>).

Если Г[оспо]ду угодно будет, постарайся восстановиться в правах, а для сего – никогоже и нечегоже бояся, вступи в артель (если это фабрика – то поступать не надо)… не примут – толкнись в другую, откажут – займись частной работой. Все – как Г[оспо]ду угодно.

Исповедуйся у старичка священника от Варвары Вел<икой> с именем Екат<ерина>. С правилом – как в скиту; апостольник – когда одна на правиле, черный платок в церкви тоже пока не надо; письма присылай, а помыслы при случае по рукам…

Прости. Г[оспо]дь с тобою!»[4].

Преподобномученик Игнатий Преподобномученик Игнатий
Матушка Ксения помогала матушке Евпраксии опекать младших сестер до конца своей жизни.

В 1924 году в Высоко-Петровский монастырь пришла молодая студентка университета Валентина Ильинична Пузик (1903–2004), от рук батюшки она приняла постриг в рясофор с именем Варсонофия, а уже после его гибели и в его память была пострижена в мантию с именем Игнатия. Почти в 100-летнем возрасте в 2002 году монахиня Игнатия была пострижена в схиму с именем Игнатия уже в честь прославленного во святых своего духовного отца. По благословению отца Игнатия юная монахиня продолжила учебу и научную деятельность, стала всемирно известным ученым в области патоморфологии туберкулеза, сформировала свою научную школу… Единственное, что не позволило ей стать академиком, – это ее религиозность: «Вы же понимаете, Валентина Ильинична, вам нельзя…» – говорили коллеги, намекая на ее беспартийность и известную «кому надо» церковность[5]. Именно матушке Игнатии мы обязаны многими воспоминаниями о Высоко-Петровском монастыре и о преподобномученике Игнатии (Лебедеве).

Духовные чада отца Игнатия – тайные постриженицы его общины – сохранили свою общность вплоть до 1970-х годов.

Высоко-Петровский монастырь Высоко-Петровский монастырь
Отец Игнатий всегда очень внимательно относился к выбору имен для своих пострижеников. Поскольку монашество было тайным – «монастырь без стен и одежды», как говорили о нем в Высоко-Петровском, – то таким особым покровом становилось для принявшего постриг новое имя. По мысли отца Игнатия, получив в постриге имя святого, новые иноки должны были подражать житию своего нового небесного покровителя. Новое имя не изменяло особенностей души каждой из сестер, напротив – каждая точно воскресала вновь в том исходном образе, который напечатлен был в ее душе Создателем всяческих. Монахиня Игнатия писала позже:

«Многие чувствовали себя после пострига зернышками, попавшими в горсть милостивого отца; и зернышкам от этого так светло, тепло и радостно: почему они вдруг взяты от всех других? Они же такие, как и все, может быть, даже и хуже, но они взяты в любовную горсть… и им отрадно. Так созидался постепенно новый образ жизни, новый человек, инок»[6].

Батюшка говорил, что «сестры святы», святы потому, что избрали путь иной, особой иноческой жизни, принося во всесожжение Богу свою душу со всеми ее пожеланиями[7]. Чаще тайные постриги принимали женщины, мужчины же, посвящая свою жизнь Богу, выходили на открытое служение, становились иеродиаконами и иеромонахами и вскоре подвергались гонениям – арестам, ссылкам, лагерям, казням…

Чтобы научить сестер смирению, которое батюшка считал основой всей дальнейшей христианской жизни, он соединял сестер вместе, чтобы они учились истинно смиряться друг перед другом, а потом и нести в мир эту проповедь смирения.

«Ничего не бывает случайного, если тебя обидели или уничижили… Прими это как вразумление от Самого Бога»

«Сестры святы, – говорил он. – Если чем смутилась, не обращай внимания… Знай, что ничего не бывает случайного, если тебя обидели или уничижили… Прими это как вразумление от Самого Бога».

«Имей всех сестер как ангелов, а себя имей у всех под ногами», – повторял он.

Батюшка всегда стоял за последовательность восхождения в духовной жизни и, согласно евангельским заповедям, основой всего считал нищету духа[8].

Особенные страдания доставляла старцу болезнь, которая поразила его вскоре после пострига, – паркинсонизм, постепенно прогрессировавший, сковывавший движения батюшки и приведший к тому, что перед кончиной он был по сути прикован к своему одру. Когда ему было всего 46 лет, в 1929 году, болезнь столь усилилась, что батюшка попросил владыку Варфоломея исполнить его заветную мечту о постриге в великую схиму. Владыка сразу же согласился. Старший из зосимовских старцев игумен Митрофан[9] сказал об этом: «Ему можно»[10]. В схиме ему было наречено имя Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца и в память святителя Игнатия (Брянчанинова), любимого духовного писателя батюшки. Сам старец считал схиму «еще большим трудом по несению скорбей душ человеческих». Число его духовных чад достигло в это время почти 400 человек.

Игумен Митрофан (Тихонов) Игумен Митрофан (Тихонов)
Руководство Московской епархии, тесно связанное с руководством Патриархии, участвовало в маскировке тайного Высоко-Петровского монастыря. По всей вероятности, это делалось с ведома и одобрения самого митрополита Сергия (Страгородского), лично знакомого с епископом Варфоломеем. Так владыка Филипп (Гумилевский), управлявший в то время Московской епархией, несмотря на арест, скрыл от властей факт тайного пострига отца Игнатия в схиму, хотя именно он и благословил этот постриг (схиархимандрит Игнатий, будучи арестован в 1935 году, проходил по документам дела под своим именем в мантии – как архимандрит Агафон)[11].

В начале 1930-х годов духовный авторитет схиархимандрита Игнатия и игумена Митрофана в Москве был очень высок. Известно, например, что еще в конце 1920-х годов к ним обратился священномученик Роман Медведь, которого они благословили оформить официальный развод, чтобы избавить от преследований семью[12].

Власти настояли, чтобы в 1934 году отец Игнатий был отстранен от служения и исповедания богомольцев. Подчиняясь решению священноначалия, он с этого времени не приходил в храм. Батюшка не мог прийти даже на отпевание своей почившей матери (также его тайной постриженицы с именем Авраамия). Отпевал ее епископ Варфоломей.

Еще ранее, в 1933 году, отец Игнатий вынужден был оставить свою прежнюю квартиру по настоянию ее хозяев. Одна из его тайных пострижениц, монахиня Афанасия (Феофания Филипповна Давыдова; 1901–1979?), предложила отцу Игнатию, который был тяжело болен, переехать к ней, чтобы, как она говорила, «жить спокойно». Здесь батюшка мог принимать людей, здесь иногда совершались богослужения. В 1935 году, когда монахиню Афанасию арестовали вместе с батюшкой, эту помощь старцу вменили ей в вину. Из обвинения следовало, что на ее квартире отец Игнатий «проводил систематическую антисоветскую агитацию, обрабатывал в религиозном и контрреволюционном духе, склонял на тайное монашество и одновременно с этим распространял ложные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих».

Преподобномученик Игнатий и его духовная семья Преподобномученик Игнатий и его духовная семья

Сам старец Игнатий был арестован на 5-й неделе Великого Поста 1935 года, в вечер чтения Великого канона, и заключен в Бутырскую тюрьму, где почти все время провел в тюремном лазарете. По собственному признанию старца, вместе со скорбью тех дней, временами, внезапно Господь посещал его такой радостью, подобно которой он раньше никогда не испытывал.

«Он [Господь] близ… – писал батюшка из заключения, – и сего никто и ничто не отнимет»

«Хотя я лишен того, к чему стремился всю жизнь – еже жити мне в дому Господни вся дни живота моего – но Он близ… – писал батюшка в одном из первых писем из заключения, – и сего никто и ничто не отнимет, кроме допущенного по воле нашей нерадения»[13].

В светлую пасхальную ночь батюшка был утешен подарком: от парализованного больного, «лишенного ног», он получил изображение красного яичка, которое тот нарисовал красной спичкой на бумаге. А батюшка в ответ шепотом пел ему всю Светлую утреню[14].

Схимник отец Агафон Схимник отец Агафон
В октябре старец был этапирован из Москвы. Первым местом заключения стал лагерь, размещавшийся в бывшей Саровской пустыни. Больной батюшка все время находился в лазарете. Из заключения он писал своим чадам:

«Слава Богу за все случившееся – это одно можем сказать! С Ним везде хорошо, и на Фаворе, и на Голгофе!»[15].

В конце жизни отец Игнатий практически не мог самостоятельно двигаться, тяжко страдал от болезней, но не унывал и, как мог, утешал свою паству. Во время свидания с духовной дочерью он завещал своим духовным чадам:

«Господа надо любить всем сердцем, Господь должен быть на первом месте, от веры не отрекаться». «Господь всех краше, всех слаще, всех дороже… Спасение в ваших руках, пользуйтесь, пока возможно»[16].

«Смирение червей не боится, – писал он своей духовной дочери монахине Евпраксии, посещавшей его в заключении, при обострении болезни. – “Между страхом и надеждою”, кажется, кончилось, началось – “терпение убогих”». «…Боюсь (прости — малодушие!), что останусь один… но как угодно Господу! <…> надо отложить всякия мечтания неполезныя и человеческия разсуждения, а всецело отдаться в волю Божию даже до смерти, о которой только и надо помышлять, которой только и надо ждать – как вожделеннаго конца – как соединения со Христом, чего и вам всем усердно желаю (ср. Флп. 1: 21–24)»[17].

Последнее письмо Последнее письмо
Последнее письмо батюшки, не имевшего уже сил из-за голода и болезней даже проставить все знаки препинания, – это завещание мира:

«Мир дальним, мир ближним, мир всем любителям сего мира носителем по мере сил старался быть я, к сему миру хощу отъыти, и этот мир оставляю вам, этот мир»[18].

Преподобномученик Игнатий Преподобномученик Игнатий
Скончался схиархимандрит Игнатий (Лебедев) утром 11 сентября 1938 года, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, в тюремном лазарете исправительно-трудовой колонии на станции Алатырь в Чувашии. Перед кончиной Господь сподобил его исповедаться у бывшего здесь священника и принять Святые Тайны. Точное место его погребения установить пока не удалось.

Память его празднуется 30 августа / 12 сентября, на следующий день после Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

Елена Балашова

13 сентября 2018 г.

[1] Преподобный Гавриил Седмиезерный прославлен как местночтимый святой Казанской епархии. Среди его духовных чад немало новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память его празднуется 24 сентября / 7 октября.

[2] Цит. по: Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья / Подготовка текста, публикация, предисловие и комментарии А.Л. Беглова. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. С. 53.

[3] Цит. по: Письма из заключения схиархимандрита Игнатия (Лебедева) // Альфа и Омега. 1997. № 12. С. 95.

[4] Цит. по: Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений… С. 295, 296.

[5] Беглов Алексей. Памяти монахини Игнатии (Пузик) // Церковный вестник. 2004. № 17 (294), сентябрь.

[6] Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений… С. 156.

[7] Там же. С. 208, 209.

[8] Там же. С. 192.

[9] Игумен Митрофан (Тихонов). В Зосимовой пустыни считался преемником старца Алексия. В свое время отказался от сана архимандрита, был духовником епископа Варфоломея. В Высоко-Петровском монастыре на него ложилось принятие важных духовных решений. Несколько раз подвергался арестам. Вновь был арестован в 1941 г. В Москве ходили слухи, что в тюрьме он был рукоположен в архиерея. Скончался в тюрьме в 1942 г.

[10] См.: Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений… С. 81.

[11] Беглов Алексей. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М.: Издательский Совет РПЦ; «Арефа», 2008. С. 75–76.

[12] Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь–август. Тверь: «Булат», 2003. С. 202–203.

[13] Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений… С. 106.

[14] Там же. С. 108.

[15] Игнатий (Лебедев), схиархимандрит. Письма из заключения старца Зосимовой пустыни и Высоко-Петровского монастыря / Подготовка текста, публикация, вступительная статья и примечания А.Л. Беглова // Альфа и Омега. 1997. № 1 (12). С. 100.

[16] Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений… С. 118.

[17] Цит. по: http://secretmonks.ru/fathers/shiarhimandrit-ignatij-lebedev/pisma-iz-zaklyucheniya/pismo-10/.

[18] Там же. С. 120.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Точно сна жду…» «Точно сна жду…»
Последнее письмо мученика Николая Варжанского
«Точно сна жду…» «Точно сна жду…»
Последнее письмо мученика Николая Варжанского
Елена Балашова
«Детки мои дорогие, мамочке будет очень трудно жить, посему Вы, возможно, будете безразличны к еде и питью: быть бы только святыми».
«Нам – Голгофа…» «Нам – Голгофа…»
Дом-храм Малышевых в Вышнем Волочке и его обитатели
«Нам – Голгофа…» «Нам – Голгофа…»
Дом-храм Малышевых в Вышнем Волочке и его обитатели
Дмитрий Михайлов
Этот дом был тайным храмом. Он помнит многих замечательных людей, хранивших верность Христу и пострадавших за это. И потому местные жители выступили с инициативой устроить тут музей новомучеников и исповедников Вышневолоцких.
«Житием и смертию образ верным показавший» «Житием и смертию образ верным показавший»
Наталья Прокофьева
«Житием и смертию образ верным показавший» «Житием и смертию образ верным показавший»
К истории почитания священномученика Германа (Ряшенцева; † 1937)
Наталья Прокофьева
В московском храме святителей Афанасия и Кирилла владыку Германа чтят особо. В день памяти священномученика – 15 сентября – в храм приносится напрестольный деревянный крест, принадлежавший владыке Герману.
Комментарии
Ефрем14 сентября 2018, 00:38
Спаси Христос за статью! Как назидательно!
светлана13 сентября 2018, 19:20
Спаси Господи автора за открытие еще одного русского святого!Священномученник Игнатий,моли Бога о нас1
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×