Москва, 3 ноября 2004 г.
1 ноября в Паломническом центре Московского Патриархата прошли Шестые Юбилейные Свято-Елисаветинские чтения «Жизненный путь Великой Княгини Елисаветы Феодоровны: подвиг служения и духовные традиции России». Они были посвящены 140-й годовщине со дня рождения преподобномученицы.
Однодневную конференцию организовали Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), Паломнический центр Московского Патриархата, Государственная академия славянской культуры, Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), Марфо-Мариинская обитель милосердия.
Открыл чтения председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Он указал на духовное значение подвига преподобномученицы Елисаветы Феодоровны для современной жизни Церкви. «Среди многих верующих сейчас существует совершенно неправильное представление о том, что подвижник – обязательно монах, полностью ушедший от мирских проблем. Аскетизм, непременная составляющая любой человеческой жизни, возможен как в шумном городе, так и в уединении. Благочестивая жизнь православного мирянина, в которой сочетается внутренний подвиг и деятельное служение ближнему, это тоже подвижничество. Примером тому служит жизнь и подвиг преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны», – сказал митрополит Кирилл.
Председатель ОВЦС МП обрисовал картину духовно-нравственного состояния русского общества на рубеже XIX-XX вв. Позитивистская, либеральная философия вытесняла идеалы христианской жизни. Многие люди теряли веру в Бога. Особенно это было характерно для интеллигентской и аристократической среды, в которой «исповедовать веру было сложнее, чем современному человеку». Но Елисавета Феодоровна, хотя и находилась в гуще светской жизни, всегда свой взор устремляла на поиски глубинного смысла жизни. «В более великий мир, мир бедных и страдающих, вхожу вместе с вами – сестрами обители милосердия», – так говорила Великая княгиня, открывая Марфо-Мариинскую обитель. Елисавета Феодоровна воплотила в себе идеал «цельности религиозных и национальных начал в человеке», о котором еще в начале XIX в. говорили русские философы-славянофилы. Она сознательно переходит из протестантской Церкви в Православную, сознательно обрекает себя на мученичество, отказываясь покинуть Россию после революции и тем самым спасти свою жизнь.
Русская Православная Церковь Заграницей первая канонизировала в 1981 г. Великую княгиню Елисавету, мощи которой с 1921 г. находятся в Иерусалиме в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании. В 1992 г. она была причислена к лику святых Русской Православной Церковью. «Сейчас частицы мощей святых Елисаветы и ее келейницы Варвары, привезенные из Иерусалима для поклонения, путешествуют по всей России», – напомнил митрополит Кирилл.
«Две половинки Русской Церкви объединяет духовная мощь и святые мощи Елисаветы Феодоровны. На нашем поколении лежит ответственность за восстановление великого единства Русской Православной Церкви », – развил тему, поднятую митрополитом, заместитель председателя ИППО, кандидат философских наук Николай Лисовой. Ученый кратко описал деятельность ИППО с момента образования в 1882 г. и до его закрытия. Великая княгиня Елисавета сложила с себя полномочия председателя ИППО, которое возглавляла с 1905 г., сразу же после отречения от престола царя Николая II. «В настоящее время ИППО старается продолжать традиции Елисаветы Феодоровны. Это укрепляет отношения между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью», – подчеркнул Николай Лисовой.
На конференции с докладами об отдельных страницах из жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны выступили также архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; доктор философских наук, ректор Государственной академии славянской культуры Изольда Кучмаева; ученый секретарь Нижегородского отделения ИППО, доктор исторических наук Александр Корнилов.
Елена Белякова, кандидат исторических наук, рассказала о попытке учреждения чина диаконисс в России в связи с деятельностью святой Елисаветы Феодоровны, как основательницы обители сестер милосердия. Насельницы Марфо-Мариинской обители не давали монашеских обетов, они оставались мирянками. Все они получали медицинское и религиозное образование. Для обители был написан специальный устав. Елисавета Феодоровна ходатайствовала перед священноначалием о присвоении сестрам милосердия наименования диаконисс. Чин диаконисс существовал в христианской Церкви с глубокой древности, но на Руси в силу разных причин не прижился. При этом вопрос поднимался не о восстановлении древнего литургического служения диаконисс, что предполагало рукоположение, а только о служении их в делах милосердия и благотворительности. Митрополит Владимир (Богоявленский), первый иерарх-новомученик, поддерживал институт диаконисс, о чем свидетельствует его доклад, подготовленный для Поместного Собора 1917 г. В силу трагической гибели митрополита доклад так и не был зачитан на Соборе, а позже его текст ни разу не был опубликован. Елена Белякова зачитала выдержки из этого доклада, найденного ею в архивах. Ученый-историк привела также примеры деятельности диаконисс в Уфе и в Ташкенте в 20-е гг. прошлого века, когда они помогали заключенным.
Всем участникам конференции была подарена книга «Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны», изданная в этом году в рамках программы «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2002-2004 годы».