Оккультизм и психическое здоровье
Еще лет двадцать назад в церковных кругах преобладало недоверие к психиатрии и мнение, что чуть ли не любая шизофрения – это беснование. «Какие таблетки? Только отчитка!» Сейчас вошло в моду психологическое чтение, и маятник качнулся в обратную сторону. В церковных кругах, и даже на ответственных постах в нашей Церкви, можно встретить людей, придерживающихся точки зрения, что источник психических болезней в основном физиологический. «Какая исповедь? Только таблетки!»
Понятно, что правильное решение вопроса о происхождении болезни дает возможность более успешно ее лечить. Если болезнь связана с грехом, то очевидно, что одними таблетками ее не вылечить: таблетки не действуют против греха. Но роль греха здесь многими, даже церковными деятелями, отрицается.
Я пытался прояснить этот вопрос для себя, беседуя с нашими известными православными психиатрами, но получил более чем уклончивые ответы. Может быть, и есть православные ученые, которые пришли к определенным выводам, но в открытых источниках исследований на эту тему я не нашел.
Поэтому хочу поделиться собственными наблюдениями, имеющими отношение к этой теме. Они могут пролить свет по крайней мере на часть ситуаций. Как психологу мне приходится иметь дело с большим количеством психически больных людей. Более всего я встречаю их в своем антиоккультном проекте zagovor.ru и антисуицидном проекте pobedish.ru. Каждый из этих проектов является крупнейшим в своей сфере. Первый из них в лучшие времена посещало 5 тыс. человек в день, а второй посещает 15 тыс. ежедневно, что позволяет видеть не отдельные случаи, а общие закономерности. Не претендую на научность и глубину моих наблюдений, но логика позволяет сделать простые выводы. Или хотя бы выдвинуть гипотезы.
Последствия оккультизма
За «сверхспособности» пришлось заплатить: искалеченной личной жизнью, болезнями, тяжелейшей депрессией
История первая. «В свое время у меня неожиданно открылись способности к предсказаниям, с 14 лет, да и не только к ним. С глупым подростковым максимализмом я начала предсказывать “правду” всем знакомым родителей. Говорила женам о любовницах мужей; у нас в квартире один раз летали сковородки – разгневанные супруги-знакомые стали выяснять отношения прямо у нас в квартире; самое плохое, что это было правдой, и жена нашла доказательства измен мужа. Я просто лопалась от гордости и тщеславия, ощущала свое могущество и превосходство. К тому же делала много других плохих вещей: с моими недоброжелателями или с теми, кто мне что-то не так сказал, происходило плохое. Даже близкий человек после высказывания неодобрения в мой адрес мог вылить на себя чашку с кипятком, которую держал в руках, кто-то падал на ровном месте. Тогда меня просто распирало от всего этого, от своих способностей. И экстрасенсы во мне видели свою. Но какова была расплата за все это! Искалеченная личная жизнь, ужасные болезни (это и прыщи жуткие на моем бывшем чистом личике, и органы пищеварения, а под конец и опухоль в груди, которую мне вырезали), тяжелейшая депрессия, под конец сидела на наркотических транквилизаторах…» – Алена, 30 лет.
История вторая. «Я врач. Моя мама 68 лет, бывшая до этого в добром психическом и физическом здравии, заболела психическим заболеванием после долгого общения со своей подругой и совместного использования маятника и магии. Сейчас она уже второй раз проходит курс лечения в психдиспансере, состояние ужасное, как психическое, так и физическое. Раньше ей и 55 лет не давали, а теперь все 80» – Ксения Анатольевна.
История третья. «В 18 лет стал встречаться с девушкой, влюбился. Ругались, потом расстались, потом опять стали встречаться – в общем, было всё. Стал чувствовать себя плохо, посоветовали сходить к бабке, она говорит: на мне типа порча, та девушка – энергетический вампир. Не поверил. К другой бабке девушку с собой взял с ее и своей матерью, и эта бабка прямо при ней: “Да ты приворожила”. Чуть до убийства не дошло. Начал кататься по бабкам от одной к другой, в общем, совсем себе голову задурил. Тяга к этой девушке невыносимая была, хотя она страшная как атомная война. Бросил работу, учебу, уехал в Москву на полтора года. Приехал, нашел литературу по приворотам, стал ее привораживать, вызывал духов, чертей и прочих… В общем, дочудился до того, что поехал в монастырь, и на второй или третий день пошли галлюцинации и голоса чертей. В источник, где люди купаются, не мог окунуться, орал зверином рыком, вода как раскаленное олово, так батюшка и не окунул меня с головой. Потом привезли домой, под утро пошли глюки: черти, голоса и прочие. Мать вызвала “03”, и меня в психушку увезли, там 40 дней. Как выжил, не знаю. Две недели в реанимации там лежал, вывели оттуда под руки. Год лежал дома – спал, ел только, почти не разговаривал. Второй год учился ходить и разговаривать, не бояться людей, третий год учился работать на компе. В итоге диагноз “параноидальная шизофрения”, сейчас без работы, и с девушками ничего не складывается…» – Без имени.
Это лишь три из многих историй, пришедших на сайт zagovor.ru. Сюжет типичный: регулярные занятия оккультизмом (от гаданий до приворотов) – психиатрический диагноз либо симптомы психической болезни при отсутствии обращения к врачу. При знакомстве со всем массивом историй можно сделать вывод: после достаточно долгого занятия оккультизмом люди в большинстве случаев жалуются на психические проблемы, не только на физические и на неудачи в личной жизни.
Можно сделать вывод, что за грех оккультизма Бог часто наказывает нарушениями психического здоровья согрешившего. Не всегда это психоз, но депрессия – практически норма.
При чем здесь самоубийцы?
Настоящие душевные проблемы у человека начинаются не до суицида, а после
Два тяжких греха, казалось бы, совершенно разных: оккультизм и суицид – их объединяет сущность. Они оба богоборческие, и оба наказываются схожим образом. После попыток суицида тоже очень часто начинаются психические проблемы. Мне известно множество историй самоубийц с сайта pobedish.ru, которые позволяют сделать вывод, что настоящие душевные проблемы у человека начинаются не до суицида, а после. До попытки – цветочки, ягодки – потом. Хотя в психиатрии рассматривается лишь звено «душевная проблема – попытка суицида», но не видно разработок по следующей стадии: «попытка суицида – душевная проблема».
Конечно, часто бывает и так, что попытку суицида человек совершает, уже имея диагноз психиатра. Но если еще нет ни диагноза, ни симптомов, после попытки они могут появиться. А если они уже есть, то они скорее всего усугубятся.
Когда я уловил данную тенденцию как общую, массовую, я начал задавать всем, кто обращается ко мне как к психологу, но при этом имеет и психиатрические симптомы либо диагноз, два вопроса. Первый: занимались ли вы оккультизмом (гадания, заговоры, приворот, магия)? Второй: были ли у вас попытки суицида?
Я не занимаюсь научными исследованиями, поэтому не вел статистического учета ответов. Но по ощущению, примерно каждый третий клиент с психическими нарушениями имел опыт оккультизма или суицида. Как ни распространен у нас оккультизм, это все-таки выше общей картины по стране. Тут опять-таки нет точных цифр, но каждый из нас, зная свое окружение, понимает, что магией занимался далеко не каждый третий знакомый нам человек. По работе zagovor.ru, я думаю, доля взрослого населения, имеющего неоднократный опыт оккультных практик, не превышает 10%.
Что же получается? Вполне вероятно, что значительное число психических заболеваний (условно – до трети) возникает на почве оккультизма (чаще) и суицидов (реже). Больные приходят к психиатрам, а так как подавляющее большинство из них – атеисты, настоящую причину заболевания этих людей никто даже не пытается выявить.
Исповедь или таблетки?
«Чем ушибся, тем и лечись» – гласит русская пословица. Значит, то, что появилось через поступки духовного характера, может быть излечено также через духовные поступки? Как известно, грех врачуется исповедью, причастием и преодолением привычки к грехам такого рода вплоть до выработки ненависти к ним.
Таблетки нужны: лекарственная терапия поможет начать вести духовную работу над собой
Конечно, таблетки нужны и в том случае, если болезнь – духовного происхождения! Душевное состояние психически больных людей нередко таково, что они не могут вести нормальную церковную жизнь. Ведь чтобы работать над собой, надо видеть себя, видеть реальность, а именно этого болезнь и лишает зачастую. Получив поддерживающую лекарственную терапию у психиатра, человек может начать вести духовную работу над собой. Наблюдаю немало таких людей, которые принимают оба вида «лекарств» – химические и духовные, и их состояние улучшается.
К сожалению, психические болезни в большинстве своем вообще трудноизлечимы. Почему-то Господь так устроил. И духовные лекарства, увы, не приносят мгновенного и стопроцентного результата. В моей практике не было такого, чтобы человек сходил на исповедь, покаялся в грехах – и у него прошло тяжелое психическое заболевание, возникшее на почве оккультизма.
Но значит ли это, что в тех случаях, когда имел место оккультизм или попытка суицида, следует положиться только на таблетки и психотерапию, напрочь забыв о том, что, возможно, послужило первопричиной заболевания?
Я уверен, что осознание возможной причины болезни, покаяние и работа над собой не только не вредят, но часто приводят к улучшению состояния человека.
Тяжелый грех мало исповедать, его надо «выболеть»: пострадать, осознавая, за что страдаешь
К сожалению, многие бывшие оккультисты уверены, что они один раз покаялись на исповеди в своих увлечениях, и все, перед Богом они практически невинны. Но преподобный Амвросий Оптинский говорил, что тяжелый грех мало исповедать, его надо «выболеть». Выболеть – это не значит просто пострадать. Это значит пострадать, осознавая, за что страдаешь, и принимая это страдание как целительное лекарство. При таком отношении к своей болезни улучшение более вероятно.
В качестве иллюстрации приведу три истории тех, кто воцерковился после оккультных опытов.
История первая. «…Я начала выпивать, курить, в отношения вступала и с парнями, и с девушками – тормозов у меня тогда вообще не было. Прошло полгода, и меня начали мучить приступы панического страха, постоянно снились кошмары – так плохо еще никогда не было. Превратилась в истеричку, постоянно плакала, могла часами просто бродить по городу, лишь бы домой не возвращаться. Слава Богу, в какой-то момент я поняла, что так дальше продолжаться не может… подумала, что, кроме как Бог, мне помочь не сможет никто. Долго решалась пойти в храм, наконец решилась, стала приходить на службы, дома молиться, как умею. На исповедь решалась еще дольше – почти год. Было ужасно стыдно и страшно! Но решилась, и стала постепенно оживать. Так легко и радостно мне, наверное, никогда в жизни не было, а после первой исповеди и причастия вообще как будто груду камней с души сбросила! Правда, тоска иногда накатывает, на душе тяжело бывает, но теперь с Божией помощью справляюсь!» – Ирина, 25 лет.
История вторая. «…И что самое главное, помутился ум. Окончив колледж с красным дипломом, я не могла сложить элементарное 2+2… Стало так плохо!!! И вот на вокзале я нечаянно встретила православную лавку. Там мне подарили выпуск журнала “Фома”. Я прочла статью о Николае Чудотворце. Первая мысль: сказки. Приехав домой, почувствовала боль. Душевную. Меня терзали такие душевные муки, что думала: умру. Встала я на колени и говорю изображению на журнале: “Помоги! Мне так плохо!” И вдруг я почувствовала, что нужно идти. Пешком, через весь город, я, сама того не зная, шла. А когда опомнилась, увидела церковь. Покрова Божией Матери. Я никогда не чтила Ее и не задумывалась о помощи Царицы Небесной. Постояв у храма, пошла домой. Было 29 августа. Колокола звенели на весь город, и с каждым ударом, казалось, умирало всё плохое, что во мне было. Я покаялась. Причастилась. Ушла тяга к воровству, болтание с собой, психованность. В этот день я сожгла все книги Степановой. Первый раз видела, как бумага не хотела гореть и тлела. Но из той гадости не осталось ни странички!..» – Ольга, 24 года.
История третья. «Читала все подряд (Норбеков, Свияш, Зеланд, Лулле Виилма, Ошо и т.д.). И в 2000 году весной вдруг резко почувствовала небывалый прилив сил, мне казалась, я избранная, сознание изменилось, в голове крутилась потоком информация. И как-то после нескольких бессонных ночей я пришла на работу к начальнику и сказала: “Я спасла Россию – вам спасать мир”. После чего они взяли телефон моих родственников, и я попала в психушку. Я пережила ужас, мне бы тогда задуматься и остановиться, но я продолжала искать этих озарений и измененных сознаний. Искала просветленного мастера, посвящалась в абсолют, ходила к экстрасенсам. Я инвалид 3-й группы по психике, принимаю таблетки. Бог послал мне мужа, который привел к Православию; хотя сознание отравлено эзотерикой, я поняла, насколько я была далека от Бога, от Истины. Потихоньку воцерковляюсь, сейчас мне 40, я жду ребеночка, собираюсь пройти чин от оккультизма и молюсь, чтоб Боженька уберег нашего ребенка и на нем не сказался весь вред моих греховных занятий. Не скажу, что сейчас все легко, бывают скорби, но теперь я вижу путь – падаю, встаю и иду с молитвой к Богу. И слава Богу за все! Слава Богу, я жива и Бог не совсем отнял у меня разум, я могу молиться, размышлять и каяться!» – Елена, 40 лет.
Помогай Вам Бог в работе на вашем ресурсе, очень он нужен.
То есть, другими словами, убивает не только сам человек. но руками человека сущности образов воображения.
Согласно Христианскому учению прямое Богословие, т.е общение с Богом заключается в чтении молитв и Евангелия ( Нового Завета), а Сам Христос указывает в Евангелии, что с вредоностными сущностями бороться можно постом и молитвой. Так же необходимо исповедь, причастие,другие таинства.
Вы совершили богоборческий грех, почти равный самоубийству.
Бог дал вам лекарство для вашей души: все вот эти душевные страдания, чтобы вы помнили о своем грехе, каялись и могли к моменту перехода в иной мир очиститься и избежать ада.
Но вы хотите избавиться от этого лекарства. Раньше вы хотели, чтобы вас спасли от Бога бабки, а теперь - православные психологи. То есть вы ступаете на ту же богоборческую стезю, которая ведет в ад.
А Бог не хочет, чтобы вы попали в ад. Поэтому, я думаю, что при таком вашем подходе внешняя психологическая помощь не сработает.
Где же найти профессионального православного психиатра или психолога, чтобы справиться и излечится помимо духовной работы над собой?
Спаси Бог!
Андрюша, не сдавайтесь, боритесь за себя! Бог есть и Он Вас любит.
У меня погиб молодой брат, умирал страшной смертью... Желаю Вам душевного здоровья и физического. Помощи Ангела хранителя и снискать благодати Божьей.
Я сама мерзкая грешница, удивляюсь, как Бог до сих пор меня терпит... Но не оставляет!
Не отчаивайтесь!
Милостию Божией уже более 10 лет в Церкви Христовой, есть замечательный духовный отец, руководитель в духовной жизни.
До сих трудно читать свято-отеческую лит-ру, и враг борет,но Господь рядом!
Обязательно нужно пройти ЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. В Москве проходила его в храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на ул. Большая Ордынка.
Каждый проходящий этот чин кладёт руку на Евангелие и отрекается от всех своих заблуждений.
Необыкновенно благодатно, как будто заново крестилась!
Очень советую пройти этот чин всем таким "ищущим" натурам, как я..
Если кому, что бесовское дарили, распространяли, отсылали, подкидывали, рассказывали, навязывали, уговаривали позаниматься (попрактиковаться) и пр. постараться исправить с Божией помощью (берите благословение, спрашивайте совета духовника) и осторожностью (помним Закхея, уплатившего вчетверо). Пусть покаяние будет деятельным.
И действительно сложно найти информацию, опытного врача.
Поскольку человек прибегая к оккультизму в какой-то мере отдает над собой власть и дает ее кому то другому. Иногда доходит до полного беснования.
Недавно знакомый рассказывал, о последствиях походов к экстрасенсам. В юности (~17 лет) ходил, потом исповедовал этот грех и все равно - до сих пор голоса в голове, видения, проблемы в духовной и семейной жизни...Всю жизнь и до сих пор мучается. Сейчас ему уже за 40.
Помимо вопросов о том, занимались окультизмом/суицидом, уместны будут вопросы о степени самокритичности, совершает ли пациент ошибки в отношениях с людьми.
Уверен, что большая часть опрошенных будет утверждать о помощи, которую несёт людям, и об отсутствии их ответных действий в отношении пациента или других. В этой части, очень будет обострено чуство справедливости, ошибочности окружающей системы, при которой ошибки пациента им самим будут считаться незначительными.
Задача в том, чтоб убедить пациента что мир в целом несовершенен, и это несовершенство распространяется и на него, что и нужно признать. Будет мощное сопротивление, которое нужно перебороть.