Латвия должна Латвийской Православной Церкви больше миллиона долларов

Рига, 3 декабря 2004 г.

Латвийское государство должно Латвийской Православной Церкви 700 000 латов (около 1,5 млн. долларов) за концертный зал «Ave Sol», в котором ранее располагался православный собор во имя святых апостолов Петра и Павла. По сообщению республиканской газеты «Час», противники возврата здания церкви Латвийской Православной Церкви апеллируют к договору 1939 года. В этом документе Церковь якобы отказалась от своей собственности в обмен на денежную компенсацию. Однако из договора следует, что латвийское государство должно Православной Церкви 700 000 латов, сообщает «Благовест-инфо».

В минувшую среду стало известно, что в проекте городского бюджета на 2005 год заложена сумма почти в 100 тысяч латов (около 200 000 долларов) на деятельность концертного зала «Ave Sol». По словам главы думского комитета по делам культуры, искусства и религии Дайниса Иванса, он уже заранее был уверен, что здание концертного зала вернется в собственность города.

По сообщению агентства BNS, Рижская дума в конце ноября получила материалы из госархива, свидетельствующие о том, что государство и Православная Церковь в 1939 году пришли к соглашению о продаже здания на ул. Цитаделес, 7. Суть договора, подписанного в 1939 году, такова: Церковь отказывается от части своей недвижимости в пользу государства, а государство в свою очередь обещает за это солидную денежную компенсацию в размере одного миллиона латов. Причем не нынешних, а довоенных.

После изучения журналистом «Часа» договора выяснилось, что в нем ни одним словом здание Петропавловского храма, что по ул. Цитаделес, 7, не упоминается. А ведь именно на основании этого документа Сенат Верховного суда отозвал решение Рижского окружного суда о возврате Петропавловского храма Латвийской Православной Церкви. Таким образом, «дело Ave Sol» выходит на новый виток разбирательств. Кроме того, стало известно, что с момента его подписания прошло уже 65 лет, но Латвия, оказывается, по сей день не выполнила обязательства в отношении Латвийской Православной Церкви.

В результате исторических катаклизмов начала ХХ века некоторые принадлежащие Церкви здания оказались как бы случайно заняты совсем другими юридическими лицами, а точнее – государственными структурами. Именно об этих домах и идет речь в договоре, подписанном в 1939 году Латвийской Православной Церкви и минфином. И поскольку эта недвижимость уже фактически занята государством, в договоре она априори именуется «бывшей» собственностью Церкви.

Согласно документу, Латвийская Православная Церковь отказывается от своих прав на следующие здания: «бывшей духовной, а ныне – военной школы» и участка земли со всеми стоящими на нем строениями по ул. Кр. Барона, «бывшей духовной семинарии, а ныне – анатомикума медицинского факультета Латвийского университета» по бульв. Кронвальда, 9, и на три дома по ул. Цитаделес под номерами 1а, 2а, 3а.

Взамен на отказ от прав собственности государство обещало Латвийской Православной Церкви два здания – по ул. Калнциема, 2а, и по ул. Бривибас, 12 (сегодня у этого дома другой адрес – ул. Бривибас, 46), а также 1 миллион латов.

Однако подписание договора не гарантировало его выполнения сторонами. То есть со стороны Церкви условия были полностью соблюдены, и своего имущества она таки лишилась. Но с приходом в 1940 году к власти Советов о договоре забыли, а Церкви так ничего и не дали.

По словам директора Фонда поддержки Церкви Валерия Красносельского, «что касается недвижимости, которую государство должно было предоставить Церкви в виде компенсации по договору 1939 года, то несколько лет назад через суды мы ее все-таки получили. Это здания по ул. Калнциема, 2а, и по ул. Бривибас, 46. А вот что касается денег... Вместо оговоренного в договоре одного миллиона латов государство заплатило Латвийской Православной Церкви только 300 тысяч. Это произошло еще в момент подписания документа, в 1939 году, и факт выплаты денег подтвержден банковскими платежными документами».

Остальные деньги – 700 000 латов – представители Церкви неоднократно просили им вернуть. Но суд решил не платить, так как не существует механизма возврата денег, которые государство задолжало так много лет назад. Причины назывались следующие – инфляция, смена номиналов и так далее.

По мнению протоиерея Латвийской Православной Церкви Александра Наглы, у властей в диалоге с Церковью подчас отсутствуют морально-нравственные критерии.

«Прискорбно видеть, как отдельные наделенные властью чиновники пытаются представить Православную Церковь отказывающейся от Дома Божьего в обмен на деньги! Для верующего человека невыносима одна только мысль, что такое возможно. Между тем проводится целенаправленная кампания по внедрению этой идеи в сознание людей, а в качестве рычага используются средства массовой информации. В этих же целях и договор 1939 года как бы «случайно» отыскался. Что ж, теперь для полноты картины им осталось только доказать, что возмутительный факт «продажи» храма Церковью действительно имел место!» – заявил протоиерей Александр.

30 ноября Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) возбудило уголовное дело о бездействии должностных лиц Рижской думы в связи с судебным процессом, в результате которого Латвийская Православная Церковь получила права собственности на концертный зал «Ave sol» в центре латвийской столицы.

В отделе общественных отношений и международных связей БПБК сообщили, что дело было возбуждено вчера, но обвинения конкретным должностным лицам пока не выдвинуты. В ходе расследования бюро намерено установить, кто из должностных лиц и в какой мере виновен в том, что город лишился концертного зала.

В имеющихся в распоряжении бюро материалах достаточно фактов, указывающих на признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 319 Уголовного закона. БПБК считает, что в период с марта по июнь нынешнего года должностные лица самоуправления допустили халатность, не выполняя свои прямые обязанности в связи с делом «Ave sol». Это бездействие повлекло тяжкие последствия – потерю прав собственности на концертный зал, что причинило самоуправлению существенный ущерб, указывает БПБК.

Эта статья Уголовного закона предусматривает за бездействие должностных лиц наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет или денежный штраф в размере до 100 минимальных месячных заработных плат.

Как уже сообщалось, концертный зал «Ave Sol» по решению суда перешел в Латвийской Православной Церкви еще летом нынешнего года. Приговор можно было обжаловать, но этого не сделали. Должностные лица Рижской думы утверждают, что не знали о судебном процессе. В середине ноября председатель департамента гражданских дел Сената Верховного суда (ВС) Мартиньш Дуделис опротестовал неблагоприятное для самоуправления решение Рижского окружного суда по делу «Ave Sol».

Материалы процесса по правам собственности на «Ave Sol» бюро начало изучать в октябре. В бюро обратился депутат Рижской думы Эдмунд Крастиньш, требуя немедленно начать проверку по делу, найти и наказать должностных лиц, по вине которых столица лишилась концертного зала. Крастиньш обратился с заявлением не только в БПБК, но и к генеральному прокурору Янису Майзитису. Письмо Майзитису направил и председатель Рижской думы Гундар Боярс. Мэр столицы просил проанализировать обстоятельства дела и ответственность работников самоуправления, представлявших Рижскую думу в суде. Генеральная прокуратура направила оба заявления БПБК.

3 декабря 2004 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×