Сколько в России воцерковленных христиан и почему

В издательстве ПСТГУ вышла книга проректора ПСТБИ при ПСТГУ, сотрудника научной лаборатории «Социологии религии» ПСТГУ, к.ф.н., протоиерея Николая Емельянова «Жатвы много, а делателей мало». Она представляет собой научное исследование, в котором автор выдвигает гипотезу, почему в России не растёт количество воцерковлённых людей, оставаясь примерно одним и тем же на протяжении уже более чем двух десятилетий. Мы поговорили с автором о причинах такого положения дел и о проблеме соотношения священников и мирян в современной России.

Священник Николай Емельянов Священник Николай Емельянов

Оглавление книги

– Отец Николай, какова исходная проблема, которую вы исследуете в своей книге?

– Меня давно занимал вопрос, почему в нашей стране при где-то 80 % православных верующих, то есть тех, кто в различных социологических опросах называет себя православными, только около 3 % являются действительно воцерковлёнными людьми.

– А откуда эти данные, что лишь 3 % от населения страны являются действительно воцерковлёнными, но что при этом около 80% опрошенных называют себя православными?

– Это более или менее общие социологические данные. На протяжении всего времени после освобождения Церкви все опросы показывают, что мы имеем порядка 3–5 процентов воцерковлённых людей. Имеются в виду те, кто причащается раз в месяц или чаще. Это достаточно узкая группа людей.

– Но 3 процента от всего населения России – это не так уж и мало.

– Возможно. Кстати, когда в Иерусалиме создавалась первая община верующих, как рассказывается в «Деяниях апостолов», то если посчитать, сколько человек вступили в нее сразу же по Воскресении, это тоже будет около 3% от всего населения того города. В Иерусалиме, по подсчетам ученых, тогда жило где-то 100 тысяч человек, а в книге говорится сперва о 3 тысячах присоединившихся к общине апостолов (ср. Дееян. 2, 41), а потом еще о 5 тысячах уверовавших (ср. Деян. 4, 4).

Так или иначе, сегодня примерно похожие данные о количестве воцерковленных показывают и ФОМ, и ВЦИОМ, и «Левада-центр». Правда, последняя компания обычно даёт цифры по воцерковлённости и религиозности чуть ниже прочих, и мы для надёжности ориентируемся на неё. Но в целом все три главные независимые опросные компании в этом смысле дают примерно согласные данные.

Однако когда мы говорим о тех, кто причащается раз в месяц или чаще, то мы берём узкую группу даже среди тех, кого расширительно тоже можно назвать воцерковлёнными верующими. Если же понятие воцерковлённых расширить до тех, кто причащается несколько раз в год, но реже одного раза в месяц, то количество воцерковлённых вырастает примерно до 10–12%.

В то же время, согласно данным тех же социологических компаний, начиная с 1992 года устойчиво растет число тех, кто отвечает положительно на вопрос «считаете ли вы себя православным». А именно, ФОМ в последние годы даёт показатель где-то в 80%, «Левада-центр» – 65–70%. Надо признать, в целом всё это выглядит достаточно парадоксально: всё те же стабильные 3% причащающихся раз в месяц или чаще – на фоне устойчивого роста за то же время тех, кто называет себя православными.

Это явление не раз обсуждалось в научной среде, среди социологов религии и религиоведов. Причем обсуждалось, как правило, с достаточно критических позиций по отношению к Церкви. Это, впрочем, вполне понятно, в силу определённых традиций, до сих пор господствующих в научной среде.

– И какие именно давались объяснения?

– Самое из них известное и простое – то, что такое самоназвание себя православными по большому счёту не имеет отношения ни к какой религиозности. Называют себя православными те, кто таким образом пытается обозначить свою этническую и гражданскую принадлежность, как русского человека и гражданина России.

Были и другие гипотезы, связанные с распространённым предположением о том, что дает о себе знать общемировой тренд секуляризации, и Россия тоже движется в этом тренде. Ведь секуляризация порождает специфический тип религиозности, которая является внецерковной, размытой, и поэтому уже не может быть названа классической, институциональной в полном смысле этих слов.

Самоназвание себя православными не имеет отношения ни к какой религиозности

Такие трактовки стали получать распространение и среди чиновников и государственных служащих. На вопросы и запросы, связанные, например, с влиянием Православия, его социальной значимостью, в ответ теперь можно услышать: «А почему мы вообще должны это поддерживать? Это же только 3% населения нашей страны. Разве это социально значимо?»

С другой стороны, когда мы сами проводили исследования приходов или церковных общин, то увидели следующее интересное явление. Если взять самые простые социальные показатели по России, например, количество детей, или разводимость, или такие социальные болезни, как курение и алкоголизм, то аффилиация с Православием на эти показатели практически никак не влияет. Среди тех, кто считает себя православным, тот же самый средний показатель разводов или, скажем, алкоголиков. Но как только мы берём эти показатели в той самой группе в 3%, то есть среди тех, кто причащается раз в месяц, то показатели становятся иными и качественно отличаются в разы в лучшую сторону.

Приходская община должна быть 200, максимум 500 человек

– Что вы имеете в виду?

– Например, в Москве три и более детей в 2004-м году имели лишь 3,5% от всего числа женщин старше 18 лет. А в общинах – 19%. Или такое же очевидное расхождение видно и по курящим. Поскольку курение в Церкви является осуждаемым пороком, то в ядре общин мы насчитали лишь 4% курящих. В то время как по России эта величина составляет 38%. Вы видите, что это качественная разница. И такие показатели и их расхождения в пользу воцерковленных имеют место едва ли не по всем проблемам, которые мы связываем с определёнными социальными болезнями.

Также мы спрашивали об отношении к Родине и о патриотизме. Причём предлагали разные понимания патриотизма, в том числе контрпродуктивные. Опять-таки, в ядре общины понимание патриотизма чаще всего оказывается наиболее адекватным. Патриотизм понимается как любовь к Родине и готовность работать и действовать на благо процветания страны, но при этом люди не считают, что твоя страна всегда и во всех отношениях лучше других, и тому подобное.

В результате всего этого как вывод вроде получается, что за тезисом, что церковная жизнь в значительной мере сжимается и умещается в эти 3%, стоит какая-то правда. Но в какой-то момент у меня родилась гипотеза, возникшая просто из моего священнического опыта Исповеди, о котором я пишу в своей работе. Если мы с вами говорим о городских храмах. Священник постоянно чувствует, что он в состоянии непрерывной спешки. У него постоянное ощущение, что с ним кто-то хочет поговорить, а он не успевает: либо ему приходится в это же время говорить с кем-то ещё, либо он должен уже куда-то бежать.

Священник постоянно чувствует, что он в состоянии непрерывной спешки

– Насколько это, на ваш взгляд, значимая проблема?

– Могу сказать, что для приходского священника это очень болезненное переживание. Моё личное убеждение, что половина тех проблем, которые связаны с конфликтными ситуациями в храме, о которых я часто читаю в Facebook или в печати, связаны с этим обстоятельством. Скажем, человек рассказывает, как он пришёл в храм, и священник к нему грубо отнёсся. Я, анализируя эти ситуации, прекрасно понимаю, что едва ли не в половине случаев, если не больше, это произошло потому, что священник, скорее всего, куда-то поторопился. Он поэтому просто не успел понять этого человека, не успел с ним поговорить, не успел его почувствовать. Невнимание из-за постоянной спешки становится частью наработанной привычки. Уже есть привычка торопиться, и она чуть ли не автоматически порождает невнимание и отношение свысока, конечно, совершенно недопустимое для священника. Потому что даже несмотря на то, что это защитная реакция, это не может не отталкивать людей, не может не производить на них тяжёлое впечатление.

Типичной является ситуация, когда во время какого-то праздничного богослужения перед священником на Исповедь стоит очередь чуть ли не в 100 человек, и он должен за час со всеми поговорить! А среди этих людей могут оказаться как те, которым просто надо подойти под разрешительную молитву, так и те, кто зашли в храм первый раз за месяц, а то и за год. Однако никакого глубокого контакта со священником не может быть в такой ситуации в принципе. И любой священник, который живёт приходской жизнью и для которого Исповедь составляет важную часть его служения, тяжело переживает эту проблему.

Я сам служу не так много для священника, немногим больше 20 лет, но даже за это время очень чётко чувствуешь разницу между тем, что было тогда, и тем, что есть сейчас. Разница эта очень проста: то внимание, которое ты мог раньше уделять людям, ты сейчас уделять уже не можешь. Катастрофически не хватает времени. Тех людей, которые тебя хорошо знают и регулярно к тебе приходят, становится так много, что они просто не вмещаются в то время, которое может быть выделено для Исповеди.

Это очень простое наблюдение и связанные с ним болезненные переживания подвели меня к тому, что дальше я задался простым вопросом: сколько же людей я могу принять? Какая община вообще может быть у священника? Не означают ли эти стабильные 3% на протяжении всего постсоветского времени, что существующее количество духовенства больше прихожан при всем желании просто не может принять? Это и была моя изначальная гипотеза, которая затем полностью подтвердилась эмпирически.

В ходе своих исследований я попытался сделать приблизительные подсчёты, какой размер общины может быть у одного священника. И хотя нам не удалось довести дело до полномасштабного исследования, мы получили простой вывод на основании бесед со священниками и анализа литературы, что максимальный размер общины, окормляемой одним священником, совсем небольшой: всего около 200, максимально 500 человек.

Максимальный размер общины, окормляемой одним священником, – около 200, максимально 500 человек

– А как же Иоанн Кронштадтский, к которому приходили тысячи людей?

– Тут нужно очень хорошо понимать, что многие приходили к нему раз, может быть, несколько раз в жизни. Зато тех, кто с ним общался постоянно, было весьма ограниченное количество людей. Поэтому классический пример священника-харизмата, духоносного старца, нетипичен и нехарактерен для священника, у которого есть своя община, живущая регулярной церковной жизнью, свои постоянные прихожане, которых он всех знает, которые с ним регулярно общаются и регулярно у него исповедуются по многу лет.

Также нам удалось установить следующие интересные данные. В одном из всероссийских опросов мы задали вопрос «Знаете ли вы священника, к которому сможете обратиться в кризисной ситуации?» Собрав данные по этому вопросу, мы получили данные, что вокруг каждого священника есть порядка 1500 человек, которые его знают и могут обратиться к нему за помощью. То есть вокруг священника есть близкая ему община в количестве примерно 200–500 человек, а может быть и такой вот круг или сеть связей, в среднем примерно до полутора тысяч. И это на самом деле некий предел. Любой человек – он ограничен и больше ему отпущенного не вмещает. К тому же мы знаем, что священники бывают разные. Есть те, которые занимаются преимущественно духовничеством. Есть сельские священники, которые служат в деревнях и сёлах, где у них на всенощной стоит по 3–5 человек, и они не знают, что делать, и т.д.

Но на этом наше исследование не было закончено. Дальше мы попытались проанализировать процесс Исповеди. В одно из воскресений, когда не было какого-то большого церковного праздника, мы сразу в 50-ти московских храмах просто посчитали, сколько длилась Исповедь и сколько человек успели поисповедаться. При этом мы получили достаточно небольшой разброс среднего времени Исповеди. Несмотря на то, что люди могут исповедоваться по-разному и разное время, в основном оно составило диапазон примерно от 3–5 и до 15–20 минут. Хотя были храмы, где несколько человек исповедовались у батюшки гораздо дольше, а были, напротив, такие, где люди исповедовались ещё быстрее. Причем этот показатель не зависел от того, много или мало народу было на службе, суббота это была или воскресенье, старый священник исповедовал или молодой.

Священник как единственная точка входа в Церковь

– Сколько в среднем может и должна длиться Исповедь?

– Это отдельная тема, надо сказать, достаточно нетривиальная. Исповедь ведь является очень сложным феноменом. Одно дело, когда на Исповедь приходит кто-то из хорошо знакомых священнослужителю прихожан. В этом случае Исповедь имеет свой специфический характер. Человек прекрасно знает, что он делает и зачем он пришёл, участие священника порой здесь может быть просто минимальным, потому что уже есть полное взаимопонимание. И на такую Исповедь, как правило, не нужно много времени, здесь речь идёт уже о чём-то другом. Исповедь – это ведь не разговор, а таинство, основной составляющей которого является молитва.

– Молитва?

– На Исповеди священник не столько разговаривает с человеком, сколько молится за него всё время, пока тот ему что-то рассказывает.

– Так священник во время Исповеди всё равно обязательно беседует, вразумляет, задаёт вопросы.

– Конечно. Но главное – не беседы и не вразумление, а то, что священник молится Богу за того, кто сейчас исповедуется.

А вот если на Исповедь приходит человек, который в первый раз видит священника, то даже если у него нет каких-то особых проблем, приходится с ним долго разговаривать и что-то объяснять. Его просто нужно ввести в реальность церковной и духовной жизни. И это никак не может быть коротким разговором на 10–15 минут.

Так же, если у человека какая-то реальная проблема, если он пришёл с горем или переживанием жгучей обиды, то сам факт того, что ты не торопишься, может сыграть определяющую роль. Но как только человек почувствует, что ты спешишь, разговор станет бессмысленным. Ты можешь говорить всё что угодно, но он почувствует только одно: что ты торопишься и что ты в нём не очень заинтересован. Кстати, один очень хороший епископ мне однажды сказал: «Я своим священникам говорю, что когда разговариваешь с человеком, спрячь свои часы и не смотри на них». Мне это очень понравилось.

На сегодняшний день массовой церковной культуры в нашей стране так и не сложилось

Кроме того, мы должны понимать, что на сегодняшний день широкой и массовой церковной культуры в нашей стране по большому счету так и не сложилось. По-прежнему очень трудно найти для ребёнка адекватную православную школу, а православных университетов у нас два с половиной на всю страну. По сути, мы не имеем распространенных социальных форм, через которые человек может войти в Церковь. Например, у нас практически нет христианских обществ и движений. А в той же Западной Европе, при всей сложности того положения, в котором там сейчас находится христианство, их там по сравнению с нами колоссальное количество, что вызывает непреходящее изумление. Ничего подобного у нас нет, а если и есть, то имеет крошечные масштабы.

В этих условиях единственной, по сути, точкой входа в Церковь для человека остаётся священник. Священники – словно то угольное ушко или узкое горло, через которое должна просочиться вся наша современная церковная жизнь. Но оказывается, что вся она сквозь него пройти или просочиться не может, могут пройти лишь только 3% тех, кто находится в ближнем кругу священника и тем самым имеет счастливую возможность причащаться не реже раза в месяц.

Один из самых сложных случаев – это большие храмы, соборы, через которые идёт непрерывный поток людей. Священник должен принять весь этот вал, что забирает все его силы. Строить в таких условиях общину оказывается очень трудно. Её пытаются и в таких условиях создавать, я такие примеры знаю, но она, как правило, оказывается под катком того большого количества совершенно нецерковных людей, которые приходят в этот храм с улицы, и их надо встретить. Обычно в таких условиях вся община занята совершенно особенным служением, с одной целью – просто встретить и принять этих людей.

Всё это в значительной мере является разрушительным для приходской жизни. Если священник приходит в храм с утра, а вокруг 100-тысячный спальный район и за ящиком – соответствующий список заказанных треб, то даже если просто возьмёшься, например, освящать все квартиры, то ты до смертного конца своего их не освятишь. Эта ситуация создаёт впечатление некоей безысходности.

Мы находимся в самом начале пути

– Каковы те выводы, к которым вы приходите в вашем исследовании? Как можно поправить ситуацию?

– Те выводы, к которым я прихожу, являются, на первый взгляд, совсем неутешительными. Например, возьмём соотношение количества священников и количества прихожан в Русской Православной Церкви. Оно оказывается, конечно, катастрофически большим: примерно 6050 человек, называющих себя православными, на одного священника в России. При том, что в Европе (в католических странах – Польше и Франции – или православных – Греции, Румынии и т.д.) это соотношение в разы меньше: от 1050 человек на одного священника в Греции до 2688 – во Франции. Однозначно, это совершенно другая картина. Соответственно, чтобы наша печальная ситуация поменялась, чтобы стала возможна какая-то совершенно другая пастырская практика, нужно увеличение существующего корпуса духовенства в 3–5 раз.

Чтобы стала возможна другая пастырская практика, нужно увеличение корпуса духовенства в 3–5 раз

– Разве это реально?

– Это, конечно, нереально, в том-то и дело. Сейчас православное духовенство на территории РФ составляет примерно 20,5 тысяч человек. Я как раз об этом и пишу, что даже самый эффективный набор в семинарии не даст требуемого количества. И потом, мы же с вами прекрасно понимаем, что количество здесь не решающий фактор. При увеличении корпуса духовенства в первую очередь становится важным качество. Формальные механизмы ничего хорошего не дадут. К тому же каждый священник – это не просто священник, это ещё и его семья, которая тоже должна быть церковной, иначе грош цена такому священнику, и т.д.

Ну и потом, любой менеджер тут же спросит, а как содержать всех этих людей? И это тоже будет резонный и вполне уместный вопрос. На него невозможно дать какой-то немедленный ответ. Но, строго говоря, это и не было целью моей книги. Цель была – обозначить эту проблему, показать её обоснованно и содержательно. То, что существующие ограничения современной церковной жизни не связаны именно с секуляризацией. Я, наоборот, привожу примеры, что как только появляется священник, то следом появляется храм, а потом и приход. То есть всё действует ровно в обратную сторону. Не спрос рождает предложение. Ситуация подобна той, которая в политэкономии описывается законом Сэя: любое предложение порождает немедленный спрос, и таких реальных примеров мы можем привести множество. Важно отметить, что этот процесс происходит совершенно естественно. Это не пропаганда, не клерикализация общества, а, скорее, наоборот – происходит объединение людей в местные общины, преодоление атомизации общества, порожденной революцией 1917 года и Второй мировой войной.

В последние годы мы видим очень быстрый рост Церкви: быстрый рост количества духовенства, числа епархий. Церковь очевидно растёт, развивается, и иногда возникает ощущение, что мы уже не можем больше, мы и так рукоположили уже очень много священников, даже восполнять это количество будет очень трудно. Находить кандидатов для рукоположения всё труднее, потому что их требуется всё больше и больше. И, как всегда и бывает при активном росте, возникает ощущение, что вроде где-то надо и остановиться, что мы не сможем содержать эти храмы, не сможем построить новые, что всё это очень дорого и т.д.

Нужно очень хорошо понимать, что мы находимся в самом начале пути

А на самом деле нужно очень хорошо понимать, что мы находимся в самом начале пути. Это понимание, как мне кажется, очень важно. Если его потерять, то будет очень сильно искажена как очень важная перспектива видения Церкви, так и религиозная картина в нашей стране. Всё будет выглядеть так, что есть лишь какая-то маргинальная Церковь числом всего 3% от всего населения и какое-то совершенно непонятное остальное пространство, которое является то ли секулярным, то ли обладающим странной специфической религиозностью, то ли находящимся в поисках какой-то специфической гражданской идентичности.

– Но необходимо ли рост числа священников повлечёт за собой и рост количества прихожан?

– Нет, конечно. Это резонный и важный вопрос. В книге я оговариваю, что никакой рост духовенства не влечёт за собой автоматически немедленного роста количества воцерковлённых людей. Можно сказать, что это условие необходимое, но недостаточное. Более того, это показывает и наша история последних 20 лет: корпус духовенства вырос в 5 раз за это время, а 3% воцерковлённых так и остались неизменными.

Однако тут есть одно очень важное соображение. Да, за это время не выросло количество людей, причащающихся раз в месяц или чаще. Но есть вполне достаточные данные для утверждения, что в это же время значительно выросла та группа прихожан, которая причащается несколько раз в год. Здесь есть очевидный рост, и он немаленький.

Нетрудно догадаться, что эта группа требует гораздо большего внимания и времени. Это большой масштабный процесс воцерковления, который требует общения с людьми, катехизации, подробных разговоров и т.д. Но чтобы этот процесс пошёл дальше – для этого у Церкви сегодня, по-видимому, просто не хватает возможностей, в том числе из-за крайней ограниченности времени у священников.

Тем не менее можно говорить, что это условие хоть и недостаточное, но необходимое. Без роста численности духовенства изменения сложившихся пастырских практик, когда до священника порой просто не добраться, ожидать не приходится. Такая задача перед Церковью стоит. Как она может быть решена – это отдельная тема. Я, опять же, в практических выводах пишу об этом. Видимо, узловой точкой для следующего этапа развития Церкви будет не постройка храмов, хотя она остаётся первостепенной задачей. Каждый новый храм в спальном районе добавляет 2000 регулярных прихожан в течение следующего года после его открытия. Это уже объективный и поверенный факт. На следующем этапе главным будет построение церковных общин. Кстати, надо сказать, что об этом постоянно говорит Патриарх Кирилл, причем начал он это делать очень давно, даже ещё до своего Патриаршества. На этом мало фиксируется внимания. Но когда я этой темой стал заниматься, я специально посмотрел и обнаружил, что она постоянно звучит в выступлениях Патриарха, и особенно часто – в последнее время.

Без живых церковных общин не будет расширения церковной жизни – приходящим людям просто некуда будет войти

Без действующих и живых церковных общин, во-первых, не будет расширения церковной жизни – в том смысле, что приходящим людям просто некуда будет войти. Во-вторых, только община может продуцировать достаточное количество духовенства. Никакой рекрутинг, основанный на других принципах, не будет ни естественным, ни логичным и не даст того масштаба кандидатов на священство, который необходим. Я думаю, построение новых общин гораздо легче может быть осуществлено, если священник сам вышел из общины и если он с ней сохраняет постоянную связь. В этом смысле мне кажется, что одним из возможных решений проблемы было бы формирование священнических «кустов», когда есть духовник, который воспитывает будущих священников, направляет их на получение духовного образования. Потом они возвращаются, служат у него на приходе, в его общине или на приписных приходах. Это тоже могло бы быть весьма эффективной практикой, когда церковная жизнь и священническое служение, словно по эстафете, передаётся от поколения к поколению.

Все эти соображения являются очень важными с точки зрения подготовки будущих священников. Свято-Тихоновский богословский институт при ПСТГУ, проректором которого я являюсь, готовит кандидатов к рукоположению в священство уже более 25 лет. Проведенное исследование позволяет по-новому взглянуть на сам процесс пастырской подготовки, четче осознать наличную церковную ситуацию, поставить вопрос о том, какие священники нужны сегодня, как и к чему их нужно готовить.

Я уверен, что Церковь даст свой ответ на проблему нехватки священников, ведь Бог даже из камней может «воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3, 18), но одновременно мне кажется, что без нашего понимания самой проблемы и нашего участия в этом деле Божьем Господь не захочет явить Свою милость. Поэтому я и написал свою книгу.

Книгу прот. Николая Емельянова «‟Жатвы много, а делателей мало”: проблема взаимодействия священников и мирян в современной России» можно приобрести в Издательстве ПСТГУ или книжных лавках ПСТГУ по адресу: Новокузнецкая 23б; Лихов пер., д.6.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Бог обтесывает камни для Своего города Бог обтесывает камни для Своего города
Игумен Довмонт (Беляев)
Бог обтесывает камни для Своего города Бог обтесывает камни для Своего города
Беседа с игуменом Довмонтом (Беляевым)
Христианин не должен обижаться на человека: видно же, что за спиной того, кто его обижает, стоит бес. Главный враг наш – диавол. И сатане только того и надо, чтобы мы не с ним боролись, а с людьми.
Наше христианство: ради духа или ради формы? Наше христианство: ради духа или ради формы?
Игумен Нектарий (Морозов)
Наше христианство: ради духа или ради формы? Наше христианство: ради духа или ради формы?
Игумен Нектарий (Морозов)
В нас, христианах, мало любви. Но как только мы отвергаем дух милосердия, кротости, сострадания, мы оказываемся в положении, в котором невозможно быть христианином.
Христианство невозможно выдумать Христианство невозможно выдумать
Прот. Андрей Ткачев
Христианство невозможно выдумать Христианство невозможно выдумать
Протоиерей Андрей Ткачев
Это не философия, не придуманный культ. Это факт, яркий, как вспышка. Имя этого факта звучит непривычно, странно, удивительно: Бог стал человеком.
Комментарии
Светлана15 июля 2019, 09:51
Побольше бы воспитанных, в том числе среди православных...
Почему-то директор православной школы тыкал учителям и выгонял их...Оказалось, что он бывший газовщик.
И это очень типично.
Где она, православная культура?
Александр12 июля 2019, 18:22
Более 15 лет назад в журнале Патриархии были опубликованы официальные данные в России 2% воцерковленных христиан. В 2018 г их стало 1,5%, и было официально объявлено еще через некоторое время, что 30% молодежи покинули православные храмы. Вот и думайте, что происходит в стране.
Олег23 мая 2019, 06:47
Уважаемая Иоанна(22 мая 2019,19:45), пожалуйста прежде чем вступать в спор, сверяйте свое мнение со святыми отцами Церкви:
«Нам представляется, что помечтать, дать волю течению мыслей - дело не только не вредное, но и довольно приятное. Но, братие(!), коль скоро такое движение помыслов есть в руках сатаны средство к соблазну, то в нем надо искать самого тлетворного действия на душу». (свт. Феофан Затворник) Иметь память о рае и мечтать о рае - это совсем разные вещи! Мечтательность - верная примета праздности. Праздность - мать всех грехов и пороков, верная гибель души. Когда человек спасается (тонет), он думает: лишь бы сил хватило доплыть до берега! А не о том как будет созерцать рай.
Иоанна_22 мая 2019, 19:45
Олег, спастись и оказаться в раю - это одно и то же. И в том, чтобы мечтать о высоком, нет ничего прелестного. Другое дело, что только мечтать - маловато будет...
Олег22 мая 2019, 11:34
Уважаемый Сергей (19 мая 2019,15:10), если вы не знали, то даже даром-верой можно гордится, тщеславиться, если забыть о бедственном положении человека.
И пожалуйста, не надо таскать ("...есть чему поучиться") грязную воду из грязного пруда (еретического учения) и портить кристально-чистую воду источника - православия! Он один на всем земном шаре! Его беречь надо!
Сергей19 мая 2019, 15:10
Всем Добрый День!)Макарову и Алле) Человек спасается верою в Иисуса Христа, сиё не отдел,дар Божий,дабы никто не возгордился!
Вроде всё просто и давно написано,но мало разумеющих)(
Насчёт миссионерства, согласен с Аллой,есть чему поучиться! Об этом говорит и Патриарх Кирилл, чтобы пастыри просвещали народ,а не сидели на месте! Если спросить даже у частых прихожан,то знание Нового Завета очень низкое)( О каком духовном росте может идти речь,если не знаешь Слово Божие ?) Там все ответы!
Олег18 мая 2019, 13:32
Алла,17 мая,20:19. Господь пришел спасать грешников, т.е. все человечество. Это значит, что мы все находимся в бедственном положении. А мечтать о чем-то высоком (получение рая) - это значит забыть о своем худом положении, это называется духовной прелестью, самообольщением. Спастись бы!!! И проповедь у нас в православии идет должным образом: сайты, радиостанции, телеканалы-все это есть. А вот навязывать веру (т.е. везде где только можно и насильственно), этого делать категорически нельзя. И еще раз, протестантизм-это ересь и надо держаться от ереси подальше, по апостольскому правилу. Иначе есть риск уйти со спасительного пути на путь гибельный, т.е. окончательно прельститься еретическим учен.
Андрей18 мая 2019, 09:51
Знать не только для техники страшна беда массового производства - низведение инновационной способности к нулю. Вспомним "Плач инока" свт. Игнатия Брянчанинова: "Сокрушилась мышца твоя в борьбе невидимой: ты не устоял, не вышел победителем. Враги разрушили врата и стены города твоего, вломились в него: обратили город в развалины, тебя соделали рабом. Оружия имел ты сильные; даны были тебе оружия Богом; оружия эти страшны для иноплеменников. Ты вознерадел! Мечи булатные, копья и стрелы легкие и меткие, щиты и кольчуги непроницаемые были оставлены тобою, забыты. Нерадение послужило причиною побеждения."
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/3
Алла17 мая 2019, 22:40
Емилиан, и большинство сайтов по этому запросу просто рекламируют книгу некоего John Hendee под названием "Peace Treaty With God". Полистала, и как я поняла, речь о новом завете, который Господь заключил с человеком после Своей крестной смерти: "новый завет в Моей Крови". То есть автор использовал слово treaty вместо covenant. В любом случае, я сама сказала, что у протестантов много детского и примитивного. Но речь шла о том, что они активно занимаются миссионерством, а мы, увы, нет. Не вижу смысла отрицать очевидного.
Алла17 мая 2019, 22:24
Макаров, Христос пришел в мир не только ради ученых, а ради простых людей. И во всех века спасение понималось этими простыми людьми именно, как обретение рая. Вы с этим собираетесь спорить?
Светлана Саидова17 мая 2019, 19:35
Например, на моей работе в высоко-технологической компании в Москве гораздо больше тех людей кто плохо относится к церкви или нейтрально, чем тех кто хорошо или сочувственно относится. А те люди, кто хотя бы один раз в жизни причастились, то они уже веруют во Христа, приняли Таинство, готовились к нему, были на полной службе, и они уж точно не враги церкви.
Андрей16 мая 2019, 18:21
Однако, дискуссия зашла настолько далеко, что уже предлагают не называть протестантов еретиками. Следовательно, имеет смысл посмотреть хотя бы https://pravoslavie.ru/37126.html

...Что же касается самого понятия ереси, то по мысли свт. Григория Богослова «ересь есть не что иное, как искажение веры, хранимой Церковью. Не имея для себя опоры в истине, ересь придумывает для оправдания свои начала, она цепляется слова и, извращая их смысл, и в конце концов отвергает тем и слова Писания. Вместе с искажением веры ересь представляет из себя также расторжение союза любви, наследия тоже отеческого»...
Емилиан16 мая 2019, 17:26
Вот читал комментарии и поразился, насколько далеко ушли они от темы статьи. Вставлю пять копеек о поиске в Google: раз уж любите кавычки, то ищите на английском языке (большинство протестантов говорят на нем), и все варианты фразы. А я ввел только один вариант - "treaty with God". 146 000 результатов (да, я понимаю, что число будет варьироваться в зависимости от настроек и профиля пользователя). Думаю, Макаров в данном вопросе однозначно прав.

Очень хорошая статья. Похожие проблемы затрагивалась уже не раз, а в этой статье автор уже опирается на исследование. Спасибо!
Alex Värvalå15 мая 2019, 15:38
Макаров, вот вы делаете Алле замечания по поводу "обиженного тона" и того, что она "изрекает истину" и не замечаете, что сами говорите чрезвычайно обиженным тоном, и повторяете свое предубежденное мнение, даже не пытаясь понять, о чём говорит собеседник. Конечно взгляды православного человека могут и должны отличаться от взглядов протестантов, но говорить, что протестанты "еретики", что они "заключают контракты с Богом" это далеко не лучший пример того, как "жить своей головой". И - Алла совершенно права в том, что приведенные вами данные поисковика (2.800.000 результатов поиска)говорит об одном: вы ввели в поисковик словосочетание без кавычек и нашли все упоминания бога и контрактов в сети.
Макаров15 мая 2019, 08:37
Алла 14 мая 2019, 20:15
В конечно итоге спасенный человек это тот, кто попал в рай после смерти. Это знают все, и протестанты тоже. Зря вы считаете всех вокруг глупцами.

Ещё раз, сравните протестантскую и православную сотириологию и не выставляйте себя невеждой. А если Вы решили вести здесь протестантскую пропаганду, то тем более не стоит так истерить на незнакомых Вам людей.
Катерина 14 мая 2019, 23:33
Нашла, от 19го марта этого года - Немецкая лютеранска (евангелисткая) церковь решила... эээ... венчать в их церквях содомитские пары, которые расписались в их немецком Загсе. По-моему, дальнейшие прения на тему спасения по крайней мере пастырей этой "церкви" излишни. Что можно ожидать от раскольников, главный раскалыватель которых был беглый монах-бунтовщик? Покатились неизбежно по наклонной плоскости...
Алла14 мая 2019, 20:15
Макаров, зачем вы вводите людей в заблуждение? Гугл выдает 3 результата на запрос "как заключить контракт с Богом", а Яндекс - 2. Надеюсь, вы в курсе, что поиск без кавычек дает нерелевантный результат. Но даже если посмотреть без кавычек, то там сайты выдаются явно не протестантские, а эзотерические. В конечно итоге спасенный человек это тот, кто попал в рай после смерти. Это знают все, и протестанты тоже. Зря вы считаете всех вокруг глупцами.
Макаров14 мая 2019, 09:19
Алла 13 мая 2019, 19:46
Макаров, все подразумевают под спасением одно и тоже - заслужить место а раю, а не в аду. Всё остальное лишь словесная эквилибристика. Ни о каких "контрактах" с Богом протестанты никогда не говорят.

Алла, Вы плохо разбираетесь в протестантской и православной сотириологии. Если бы Вы разобрались в предмете более основательно, то не стали бы называть богословскую дисциплину "словесной эквилибристикой".
Что касается "контракта с Богом", то протестанты не только говорят об этом, но и активно пишут. Гугл выдал 2,870,000 результатов на запрос "как заключить контракт с Богом". Там и адвентисты, и евангелисты. Почитайте и подумайте, почему они Вам об этом "забыли" рассказать
Андрей14 мая 2019, 08:04
P.S. Даже здесь есть примеры человеческого неразумия. Что же, назвался груздем - полезай в кузов.

"В преисподней ничего нет – ни оков, ни боли – а такой ужас охватывает все существо от демонического смрада, парализует, – ничего не происходит, и это длится вечность, и так противно, дьявол там уже не может воплотиться, но эта отрицательная реальность поглощает и со всей своей ненавистью так мстит человеческой душе, которая неизбывна. Это невозможно перенести. Даже мгновение, не то что вечность. Нечто настолько нестерпимо противное. Ни с чем не сравнимое небытие." (с) Схиархимандрит Илий (Ноздрин) https://pravoslavie.ru/121041.html

А вот немного подробнее:
http://www.pravoslavie.ru/66840.html
Алла13 мая 2019, 19:46
Макаров, все подразумевают под спасением одно и тоже - заслужить место а раю, а не в аду. Всё остальное лишь словесная эквилибристика. Ни о каких "контрактах" с Богом протестанты никогда не говорят.
Макаров13 мая 2019, 16:41
Не знаю, сколько среди нас людей, заставших перестройку в зрелом возрасте. Такие зубры как я, надеюсь, помнят, как наш непуганый народ потянулся ко всем, кто манипулировал Библией и крестным знамением. Помню первый показ фильма "Иисус", какие-то сектанты всё кино громко молились, а зрители терпели, думали что "так надо". Даже про телевизионного Чумака говорили "вот, он крестит воду" и поэтому попадались на его удочку. Сейчас это вспоминается как горький курьёз, но мораль сей басни в том, что чуть обретя своё Православие, мы тут же стремимся "поучиться" у кого-то, кто к нашей вере имеет очень косвенное отношения. Не стОит ли вместо ученичества у еретиков беречь чистоту нашей веры?
Макаров13 мая 2019, 16:28
Алла 12 мая 2019, 19:13
Макаров, знаете что, это вы живете за границей, а я живу в России, и говорю, в первую очередь, о наших, русских протестантах... И я не понимаю, что это ещё за контракт. Они хотят сделать людей вокруг христианами, чтобы те люди спаслись. Вот к этому у них есть целеустремленность, и они молодцы. А уж качество их веры не вам оценивать, а Господу.

Алла, судя по Вашему обиженному тону, Вы не намерены общаться, а скорее изрекать истины. Тогда зачем вообще участвовать в обсуждениях, которые предполагают различие мнений? Уточните у своих протестантов, ЧТО они понимают под спасением. И про контракт с Богом тоже у них узнайте. Тогда Вам станет ясно, какие они "молодцы".
Олег13 мая 2019, 11:31
Алла, 12 мая 2019, 19:13. протестанты - еретики, о каком вообще спасении можно тут говорить?!
Андрей12 мая 2019, 21:36
Если сравнить отдельные аспекты служение священника с профессиональной деятельностью консультанта, тренера или доктора, то можно идентифицировать самую распространённую проблему – человеческое неразумие. Вот не хотят люди работать над собою, а преференции получать хотят. Выбор то между добром и злом каждый человек делает свободно и отвечает за себя сам. Потому, образно говоря, и колют люди орехи оптическим прицелом, хотя знают, что спрос будет как с подлинных снайперов. Продолжая аллегорию можно сказать, что в такой ситуации, сколько не совершенствуй оружие, тактику и фармакологическую поддержку, сколько не строй учебных центров и не готовь инструкторов, а очень больших потерь не избежишь.
Алла12 мая 2019, 19:13
Макаров, знаете что, это вы живете за границей, а я живу в России, и говорю, в первую очередь, о наших, русских протестантах. Я не вижу, чтобы у них не было страха Божьего. Не знаю, причем тут хайп. И я не понимаю, что это ещё за контракт. Они хотят сделать людей вокруг христианами, чтобы те люди спаслись. Вот к этому у них есть целеустремленность, и они молодцы. А уж качество их веры не вам оценивать, а Господу.
Катерина 12 мая 2019, 14:44
НН10 мая 2019, 11:21 - согласна на 100%. Вы верно подметили эту заточенность внутреннего эго ветхого человека на потребление, сформированное возможно несколько большим привычно не замечаемым комфортом нашей эпохи по сравнению с предыдущей ей.
Олег О.12 мая 2019, 12:26
У батюшек множество забот. Богослужения, ремонт храма, певчие, пополнение свечного ящика, уборка храма, пошив и ремонт облачений, поиск служащих, епархиальные обязанности, посещение школ, детсадов, больниц, немощных на дому, преподавание, требы, коммунальные услуги... - всё это в разной степени ложится на плечи священника. А у батюшки ещё есть семья. Поэтому на расширенное общение у многих священников не остаётся никакого пространства. Но сейчас есть много литературы. Нужно изучать и анализировать. Есть православные сайты, как этот. Через книги и интернет я узнаю православную жизнь. И самое главное, что у нас есть - участие в Литургии. Но внебогослужебной связи тоже хочется.
НН12 мая 2019, 12:14
Иоанна_, И всё же причащаться-не причащаться надо решать со священником. Бывает,что несмотря на то,что недавно причащался,душа запросит причастия в день,когда ты не готовился,но пришел в храм натощак. Нодо обязательно подойти к священнику-и он решит,можно ли Вам причаститься или нет. Такое нечасто бывает,но всё же бывает. Главное, понять,что такие вещи лучше не решать самому,священнику всегда виднее в этом вопросе. Люди находятся на очень разном духовном уровне,"Одному- подвиг не убить человека во время ссоры другому помыслить о человеке плохо- падение". Священник,если разрешит, найдёт способ,каким образом Вам исправить,что Вы не постились и не читали Правило. А не разрешит- так тому и быть.
Олег O.12 мая 2019, 12:02
Христос Воскресе! Я воцековлялся с нуля, хотя в детстве водили в храм. Сначала несколько месяцев приходил на службы и просто стоял. Просто знал, что мне надо быть здесь. Ничего не понимал, боялся подходить на помазание, под благословение и писать записки. В храме никого не знал. Читал православную литературу, спрашивал у родственников и знакомых о церкви. Потом, по-тихоньку, стал что-то добавлять при посещении храма. Когда я пришёл на первую за N лет исповедь, это был другой храм возле бабушки, никак не готовился, мне попался хороший молодой батюшка. Почему-то его слова меня задели, звучали убедительно. Это дало мне толчок в подготовке к исповеди и причастию. Воцерковление непростой процесс.
Макаров12 мая 2019, 09:15
Алла 11 мая 2019, 01:50
Макаров, а по-моему лучше уж такое наивное миссионерство, как у протестантов, чем никакого вообще... у них есть целеустремленность, пламя веры внутри, настоящее желание сделать христианами всех вокруг. Да, у них не так, как у нас, но иногда мне кажется, что и нам есть чему у них поучиться.


Поучиться? Отсутствию страха Божия и замене почтения "хайпом"? Сделать "христианами" всех вокруг, чтобы заключать "контракт с Богом"? Спасибо, не надо. Целеустремлённость есть? Бесспорно. Вот только цели у них другие, и "пламя веры" тоже. Мы уже и так "поучились" у всего мира настолько, что молодёжь в стране наполовину иностранцы. Может стОит попробовать жить своей головой?
Иоанна_11 мая 2019, 17:48
Андрей Горбачёв, мне ничего не известно о тех послаблениях, о которых вы пишете. Да и как идти к Чаше, не попостившись хотя бы 1 день? Только на Светлой седмице такое возможно.
Катерина 11 мая 2019, 12:24
Алла11 мая 2019, 01:50 - по рассказу одного из братьев по Вере, прожившего 10 лет в Германии "у них по сравнению с нами огромный бюджет на делпние добрых дел. А церкви - стоят пустые.." по вопросам людей, принадлежность которых евангелисткая церковь, у меня создалось впечатление о них как об овцах без пастыря. А как овца может вести другую овцу? Поучиться технике организации добрых дел же не только можно, но совершенно необходимо.
Андрей Горбачев11 мая 2019, 11:11
Отцы, братия и сестры! Необходимо учитывать столичную специфику. На московских приходах приветствуется частое причащение. Желающим часто причащаться создаются условия. К примеру, если человек причащается каждую неделю, то дополнительный пост для него не требуется. Многодетным родителям допускается серьезное послабление в молитвенном правиле перед Причастием. Как можно сравнивать московскую ситуацию с провинциальной, где и на Пасху, и на Светлой седмице могут не причащать, а допуск к Телу и Крови Христовым без дополнительного поста для мирян оценивают как безусловное причащение "во осуждение"? Вот, уважаемый о. Николай, материал для уточнения Вашего очень интересного и нужного исследования.
Алла11 мая 2019, 01:50
Макаров, а по-моему лучше уж такое наивное миссионерство, как у протестантов, чем никакого вообще. Иногда я читаю их группы в контакте. Да, что-то такое есть детское во всем их подходе, как будто они остаются на уровне новоначальных навсегда. И все-таки, я чувствую, что у них есть целеустремленность, пламя веры внутри, настоящее желание сделать христианами всех вокруг. Да, у них не так, как у нас, но иногда мне кажется, что и нам есть чему у них поучиться. Мы направлены в основном на себя, а они много работают и с миром.
Иулиания11 мая 2019, 00:47
Господь нам не указал, сколько раз в месяц или год нужно причащаться. Каждому больному - свой рецепт. Обычно на частоту причащения указывает духовный отец. А вот это любимое: "я считаю...") - ни о чем. В духовной жизни большинство - младенцы и не могут оценивать правильно свою духовную жизнь. Чаще она никакая. Семья, дети - всего лишь оправдание собственной нерешительности духовно расти. Когда есть настоящее понимание, ради Кого пост, то и всяких разных "не могу" не будет. Тут скорее, не хочу. И это будет честнее. Сложнее, конечно, тем супругам: где один уверовал, а другой как столб соляной. Самое лучшее, когда семья - настоящая малая церковь.
НН10 мая 2019, 22:34
Анна:/Кто придумал делить людей в церкви? Ещё лет 10 назад такого не было/- Было,и в советское время,и при царе.Есть прихожане,и есть "захожане"-это те верующие,котр приходят в храм ставить свечки по случаю,на Рождество,Пасху и др праздники,покрестить ребёнка(но церковной жизнью жить не собираются)и отпеть покойника(сейчас даже особый чин отпевания для таких есть). Частота причащения благословляется священником. В Евангелии сказано:
/..53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день./
(Ин. 6, 48-54)

НН10 мая 2019, 18:25
Правила Шестого Вселенского Собора (Трулльского)
_____________________________________________________________________________
ПРАВИЛО 80
/Если кто,епископ или пресвитер,или диакон,или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин,не имея никакой настоятельной нужды или препятствия,которым бы надолго устранен был от своей церкви,но пребывая во граде,в три воскресных дня в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание,то клирик да будет извержен из клира,а мирянин да будет удален от общения/- Здесь речь идёт о присутствии на Литургии!Не на каждой Литургии верующий мирянин причащается,частота причащения решается со священником,в идеале -духовником,на практике по разному бывает.
Людмила10 мая 2019, 17:35
Иоанна 10 мая 2019, 10:21. Не арест, а семейное послушание, когда верующая жена находится в подчинении у неверующего мужа.
Родион10 мая 2019, 17:05
Иоанна_10 мая 2019, 07:52 - Я неспроста упомянул "эвхаристическую традицию". Сам уже 15 лет в общине Антиохийской патриархии, в такой уж стране работаю. Греческая традиция, котой придерживается и Антиохия, совсем иная, Причастие каждую неделю, а Исповедь - раз в месяц (конечно, если совесть подсказала, можно исповедаться хоть пять раз в неделю). Пост - если регулярно соблюдать назначенные посты, то не нужен особый пост в три или пять дней и т.д. Община живая... Не мое дело судить, какая практика лучше или правильнее.
Анна G. 10 мая 2019, 15:14
Катерина и Антон, благодарю за советы и отзывчивость. Не ожидала получить ответ. Тем более радостно. Священник наш мне уже все дозволил - и не поститься, и прочее. Однако вот тот самый конфликт внутренний таки есть, правильно Катерина подметила: как раз из-за вынужденного нарушения церковных канонов (причащаться раз в месяц, поститься по уставу, службы не пропускать). Говорю же - перфекционизм)). Спаси, Господи, Вас и всех здесь.
Руслан10 мая 2019, 13:18
Игорь, на Западе Христианство есть. Просто некоторым жителям из наших стран очень нравится утешать себя, мол там хуже, никто не верит и т.д. На самом деле там не мало верующих.
Анна10 мая 2019, 13:03
Катерина, 8 мая 16:50, я не переживаю о своей воцерковленности или ее отсутствии, о своей принадлежности я узнаю в день Великого Суда Божия. Я о том, что само понятие воцерковленности странно духу Евангельскому. Это смахивает на фарисейство или кастовость. Кто придумал делить людей в церкви? Ещё лет 10 назад такого не было. Статья изобилует земными мерками, а дело то в духовном. Первично духовное, а материальное подтянется. "Стяжи дух мирен и спасутся тысячи вокруг тебя". Вот я о чем.
НН10 мая 2019, 11:21
Согласна с Михаилом и Катериной.Есть наблюдение:Кто хочет-ищет способы,кто не хочет-причины.Кто-то сразу приходит в Церковь несмотря ни на что,а у кого-то так не получается.Мы хотим комфорта и шаговой доступности храма;внимания к себе,любимым,утешения и множества недуховных советов.Имеем право,но если мы правильно ответим на: Зачем я ХОЧУ ходить в православный храм?,то многие наши вопросы и недоумения снимаются.Церковь-это корабль спасения,а не кабинет психоаналитика или клуб по интересам."Душа обязана трудиться и день и ночь".А если злобный взгляд прихожанки или невнимание священника способны нас отвратить от храма-это НАШИ трудности.Ищите и стучитесь,если вам НАДО,то всё получится.С Богом!
10 мая 2019, 10:23
Согласно архивным Исповедным росписям до революции все прихожане, приписанные к своей церкви, в обязательном порядке» - православных штрафовали за отказ ходить на исповедь, а так как эта самая исповедь была тогда общей, то и причащали, разумеется, в том числе и "недостойных"
Иоанна_10 мая 2019, 10:21
Людмила 9 мая 2019, 23:40 Если в семье есть неверующие родственники, это не значит (я надеюсь), что остальные члены семьи находятся под домашним арестом. Из всех родственников в данном вопросе для нас значимым является только муж/жена. Всех остальных взрослый человек не обязан слушаться. Более 3 недель без причастия (при отсутствии уважительной причины) равняется самоотлучению от Церкви - это апостольское правило.
Иоанна_10 мая 2019, 07:52
Нас больше? Давайте посмотрим: часто бывая в районе Гоголевского бульвара, я вижу, как толпы народа идут от/к метро "Кропоткинская" мимо Храма Христа Спасителя. Но чтобы кто-то сбавил шаг, перекрестился - нет такого. Ну раз в год, может быть, случается увидеть. Хотя для такого простого и естественного для православного человека действия как будто не нужна "серьёзная и длительная" подготовка, как для Причастия аж целых 1 раз в месяц...
Людмила 9 мая 2019, 23:40
Согласно архивным Исповедным росписям до революции все прихожане, приписанные к своей церкви, в обязательном порядке исповедовались и причащались в 4 поста.
Советы стерли у большинства поколений память о Боге. Поэтому мы, их потомки, радуемся возвращению к Отцу. Идём к нему в Церковь как дети, маленькими шажками, где наша искренняя непосредственность ценнее обязаловки. Меру духовного возрастания определяет батюшка, знающий своего прихожанина, его семейные обстоятельства. Самочинные перегибы опасны и душе и телу и сохранению семьи, если в ней есть неверующие. При назревании конфликтных ситуаций в такой семье из-за церковных вопросов ежемесячные исповедь и причащение невозможны.
Таня 9 мая 2019, 22:39
Также из проблем не просвещение в вере людей. Сейчас очень многие священники пришли в интернет и там проповедуют. И здесь тоже есть опасный момент, когда видишь батюшку делающего селфи, хвастовство, провокационные темы, собирающие сотки раздражающих и осуждающих комментариев.как- то не по себе. Как-то с разумом надо в этом вопросе и контроль за батюшками в интернет вещании.
Таня 9 мая 2019, 22:32
С Днем Победы!!!
По поводу статьи, мне кажется, что считать только по причащению раз в месяц не корректно. А так в принципе можно и в храм ходить постоянно и причащаться и только присутсивовать телом, а душой быть далеко. Когда -то даже Василий Блаженный в день праздника и когда был полон храм народа, сказал, что в храме сегодня было только 2 человека. Проблема воцерковоения людей, наверно, в просто лени нашей, тяжело себя ломать и понуждать жить по заповедям, бороться со страстями.также злую шутку играет лицемерие православных только по обряду, а не по духу людей, огрехи священства, торговля Таинствами. проблем много, и мы получаем достойное, такие стало быть не православные.
Катерина 9 мая 2019, 22:15
Родион 9 мая 2019, 16:57 - как говорил Черчиль-то?доверяй только той статистике, которую подделал сам:) самая лучшая статистика это новые и новые полные прихожанами православные храмы под носом неверующих ни во что неолибералов.
Катерина 9 мая 2019, 22:00
"К сожалению, я пришел к выводу, что Церковь до сих пор остается во многом "закрытым клубом", в который попасть просто человеку с улицы (грубо говоря - "без рекомендации") очень и очень непросто."-- съездила один раз в совместную паломническую поездку на Святую Землю, организованную отцом-настоятелем и сокрушаясь после неё, что явно недостаточно отдаю сердце Господу, помогаю иногда там, где нужны руки. И получается-то всего немного, время от времени, а ведь даже узнают и по имени приветствуют. Для меня и неожиданность, и огромный подарок. Понятно ж, от Кого:) О том, что Божий православный храм клуб, куда кто-то куда-то вхож, не приходило в голову. Не о том думаете пока, Антон.
Катерина 9 мая 2019, 21:47
Антон 9 мая 2019, 11:51 - раз не дал Бог такого человека Вам, значит, считает, что Вам это скорее вредно и Вам самому надо больше личной инициативы проявлять, не не прилипая к авторитетному для Вас лицу, с целью ступать за ним след в след и соблазняя это лицо в свою очередь своей покорностью. (У Вас по тексту сильная тенденция к оглядыванию на других. А ведь другие такие же грешные и им тоже хочется руководства. Но справляются же как-то)
Катерина 9 мая 2019, 21:42
"Если по честному: кто сейчас из воцерковленных людей готов бы был "взять на себя" подобного человека и каждый день уделять ему по полчаса времени, объясняя элементарные вещи?"--Антон, если по-честному... что мешает новоначальному открыть катехизис, в котором изложены именно элементарные вещи, самому? Кроме возраста, серьёзной немощи и отсутствия доступа к Интернету?
Катерина 9 мая 2019, 21:36
Антон 9 мая 2019, 11:26 - почему 15 минут? Почему не всю службу? Если человек за что-то взялся, то надо доводить дело до конца, а не бросать посередине. Если исповедь займет дольше 2-3 минут... неужели очередь к исповеднику ничем не отличается от осереди к кассе?) Да, кто-то будет недоволен. И..? Сегодня Вы, завтра он. Будет тренировать смирение. Единственное, исповедь до Литургии оставлять бы потенциальным причастникам, часто это детки и мамы во множестве, а свои длинные и серьезные совершать во время вечерних служб. По крайней мере я стараюсь так делать.
Катерина 9 мая 2019, 20:25
Антон, а чем плоха самокатехизация по катехизатору, ответам батюшек в режиме он-лайн на различных форумах и даже иногда сайтах храмов и неспешное "врастание" в Православие под руководством Самого? Я пока ни секунды не пожалела. Самый надежный метод. Потому что люди даже десятилетиями живущие церковно-приходской жизнью, живут иногда с такой дребеденью в голове по причине хаотического чтения литературы весьма сомнительного содержания. Иногда такое несут... стоишь сжав зубы. Претерпеваешь. Не... Лучше самому, академически. Если уж в Вашем храме нет кружков ликбеза Православия.
Наталия Ростова 9 мая 2019, 17:20
Может мне и правда "просто повезло" и я теперь верю в Бога и хожу в храм? Да ну нет!
Меня тоже долго по ветру мотыляло, и тоже никто за ручку не держал, втолковывая Закон Божий. И в храме нагрубили, когда в юности в короткой юбке зашла. Ну, наверное, надо было обидится на весь мир и вредных церковников и дальше ждать, пока само всё разрешится...Может и не дождалась бы.
Наша судьба, в наших руках. Кто ищет, тот всегда найдёт. Уж этот тезис нам с детства известен. И не верю я тому, что говорит Ксения. У нас люди отзывчивые. Вот в это я верю.
Русский человек не любит улыбаться просто так, тем более незнакомцам, но за этим КАЖУЩИМСЯ равнодушием и безразличием, всегда есть отклик на чужую беду..
Родион 9 мая 2019, 16:57
Очень полезная статья. Наконец я узнал, откуда либеральная братия берет эти ничтожные "3% воцерковленных", дескать - остальные ни то ни се, а поэтому, дорогие православные, не суйтесь с вашими мнениями и хотениями. А появились 3% благодаря методике опроса, пришедшей с "благословенного" Запада, там причащаются без поста и исповеди. Для российской эвхаристической традиции длительной подготовки и обязательной исповеди, конечно, причащаться каждый месяц - удел монахов и небольшого процента ИЗ воцерковленных. Спасибо отцу Николаю за труды, но не подумать ли также об адекватной для России методике посчета воцерковленных?
Макаров 9 мая 2019, 16:42
Ольга 8 мая 2019, 11:04
Пора перестать говорить о количестве, а задуматься о качестве - пасомых и пастырей.

Отлично сказано! Я бы добавил, что наш средний батюшка, умиляющийся количеством западных церковных учреждений, вряд ли стерпел бы, если бы прихожане перед службой говорили ему "привет, Вася!", как делают на Западе, особенно в протестантских общинах, составляющих львиную долю радужной статистики, или если бы на церкви большими буквами было бы написано "OMG" (SMS сокращение от "Oh My God") или "God is up to something" ("Бог что-то задумал"). На Западе это НОРМА протестантской церковной пропаганды для привлечения молодёжи. Но она вряд ли понравилась бы нашим священникам.
Макаров 9 мая 2019, 16:30
Наталия 8 мая 2019, 18:56
Батюшка говорит, что в западных странах (Европы) больше христианских общин. А это потому, что в них Церковь доселе меньше "отделена от государства", чем в России. Там есть урок религии в школе... Существуют специальные юридические формы церковных больниц, социальных заведений и пр.

Наталия, Вы неправы. Христианские общины отделены от западного государства не меньше, а то и больше, чем от российского. И количество религиозных общин ещё не означает качества - в основном это разные протестантские секты. И "урок религии" тоже часто сводится к пропаганде буддизма и ислама. А вот что такое "юридическая форма" больницы ? Там что, лечат карманников или нарушителей ПДД ?
Антон 9 мая 2019, 11:51
Как итог - на личном опыте убедился, что для такого начинающего воцерковляться человека очень важен пример такого вот воцерковленного человека, при этом не святого, а именно человека, стоящего рядом, на которого можно равняться. Не священника, потому что это особое служение, а именно обычного человека, которые сумел захотеть начать строить свою жизнь в соответствии с Евангелием. У кого есть в близком окружении такие люди - тому, на самом деле, очень повезло. А у кого нет? Это очень большая проблема. К сожалению, я пришел к выводу, что Церковь до сих пор остается во многом "закрытым клубом", в который попасть просто человеку с улицы (грубо говоря - "без рекомендации") очень и очень непросто.
Антон 9 мая 2019, 11:35
И таких людей очень много. Мое личное мнение - Церковь должна обратить пристальное внимание на меры "первичной катехизации". Это, кстати, совершенно новый вызов для Церкви, до революции в этом не было нужды. Священники для этого подходят плохо. Это могли бы делать специально обученные миряне-катехизаторы, которые, например, как бы в роли гида, в течение месяца-двух курировали каждого ищущего человека и отвечали бы в том числе на очень глупые вопросы (по мнению воцерковленных людей). Но это должно быть организованно. Если по честному: кто сейчас из воцерковленных людей готов бы был "взять на себя" подобного человека и каждый день уделять ему по полчаса времени, объясняя элементарные вещи?
Антон 9 мая 2019, 11:26
Для такого человека уже большое достижение просто 15 минут в Храме побыть. Что будет делать человек, хотящий разобраться? Он будет тихонько стоять и наблюдать. И вот он видит, что к священнику все подходят с достаточно странным жестом (берут благословение), про которое он совсем не знает. И осторожный человек начинает внутри себя сомневаться - а в друг это обязательно? Вдруг я вот просто так к батюшке подойду, а он без этого со мной разговаривать не будет. Говорю серьезно, на личном опыте. Не говоря уж об исповеди - человек видит, что для каждого прихожанина она занимает минуты 2-3, и понимает, что если он сейчас займет батюшку минут на 15 все будут очень недовольны. И не подходит.
Антон 9 мая 2019, 11:19
Разрешите высказать свое мнение, исходя из личного опыта. Я начал воцерковляться несколько лет назад "с нуля", т.е. в моем круге общения вообще не было православных более-менее воцерковленных людей ни среди родственников, ни среди знакомых. Все атеисты. К сожалению, вынужден констатировать, что Церковь просто не понимает нужды таких вот самых-самых начинающих людей, хотя их очень много и помочь им достаточно просто. Перечитал уйму литературы: практически везде написано - идите в Храм, исповедуйтесь, причащайтесь. А поставьте себя на место такого человека, который о Церкви, о священниках, об обрядах, о правилах поведения, наконец, не знает вообще ничего, кроме заблуждений. Что ему делать то?
Михаил 9 мая 2019, 09:23
Галине:
-"церковь для народа, а народ для церкви"
Так и есть и так и должно быть. Церковь - Тело Христово, и Путь Узкий в Небесное Царство. И это Она вам нужна, а не вы Ей. Человек идя к Богу всегда приносит жертвы, часто большие, иначе он просто не придёт к Нему. А Бог в Своей Церкви.
То, что вам приходится нести на этом пути скорби и труд, это нормальный такой крест христианина, я вот делаю то же самое. Мне тоже очень трудно, и мне отказывают, и всё бывает. Я вот прямо сейчас не смог дойти до храма - я болею, хотел помолится 9-го мая на День Победы и не сумел - просто не дошел, плохо очень. Но это есть подвиг. Мы вторичны, а Церковь Святая Православная первична. И Она нам нужна как Мама.
Игорь 8 мая 2019, 23:21
Бедная преподобная Мария Египетская!Она причащалась всего два раза в жизни,и если бы при ее земной жизни ее могли опросить социологи,то она бы попала в категорию невоцерковленных.
Равняться на Запад не стоит-там христианства по сути нет уже очень давно,сколько бы ни было у них уроков религии в школе.Самый бесплодный путь-равняться на Запад,где количество верующих снижается катастрофически,а христианские храмы отдаются под рестораны или мечети.
иван иванов 8 мая 2019, 23:01
7 на Радоницу были на службе деревенском ХРАМЕ . человек 30 - не более ! остальные копают огороды таскают ведра и заняты ДЕЛАМИ !!! рядом с Храмом сидит старичок-боровичек . всю службу просидел .. в Храм даже не зашел. скромняга .
Олег 8 мая 2019, 22:37
наталия,8 мая,15:50. В точку. "Революция вышла из семинарии" (прп. Варсонофий Оптинский). История, к сожалению, нас ничему не учит. Не количество, а качество. Это подтверждается и худым положением католической церкви: скандалы, иски о которых и говорить неприятно.
Катерина 8 мая 2019, 22:33
Галина 8 мая 2019, 09:16 - всё-таки решила Вас спросить, потому что не поняла, о какой именно "машинке" идет речь?
Антон 8 мая 2019, 22:30
Анна G.посоветуйтесь со священником.Получается,что вы и так обложены немощью,так вы себя еще постом доводите,что у вас болезнь обостряется.Разве это подготовка?Апостол вряд-ли про это писал.Какая тут радость,разве дело в канонах и поклона?Это просто совет.Нет духовника,так здравомыслящего священника не уж то нет? Если вы соблюдете все посты,среду и пятницу,то о каких трех днях вы говорите ? Будьте разумны.Разбойник не крещеный был в нашем понимании,и не причащался,а в рай первый пошел.
Катерина 8 мая 2019, 22:23
Анна G. 8 мая 2019, 17:07 - я б на Вашем месте просто попросила бы священника о послаблении в подготовке (не 3 дня говения, а один, например), объяснив ситуацию с Вашим здоровьем, увеличила бы время между причастиями до такой степени, чтоб душа горела бы от желания встретиться с Чашей (а не так вымученно, как по-видимому, у Вас сейчас "надо надо надо"... где говорится, сколько именно ВАМ надо?) и паралельно постаралась бы все-таки найти мир в своей душе, найдя разрешение тому внутреннему затяжному конфликту, который, как мне кажется, у Вас есть.
Катерина 8 мая 2019, 20:21
Ксения 8 мая 2019, 15:04 - перед каждым храмом обычно висит доска объявлений со списком мероприятмй, предлагаемых прихожанам и устраиваемых ими. На сайтах размещены телефоны священников. Вы не нашли подобного или просто этим не интересовались?
Катя 8 мая 2019, 19:33
Проблема не столь проста, а многогранна. 1.В Церковь ходят постояннно люди, которые знают достаточно много о православии. Следовательно, первая задача построить систему катехизации, а не только пересчитывать священников.Будет ли это отдельный центр в городе или в каждом храме, очно или иначе и т.п.- вопрос, требующий отдельного обсуждения.2. Могут ли прихожане постоянно тратить довольно большие суммы на Церковь (в т.ч. на дорогие требы)? Здесь уже некое подобие финансовой политики необходимо продумать. Следующий момент- заотят ли новые прихожане возвращаться в Церковь зависит и от того, как их приветили. Следовательно - вопрос о микроклимате в общине. И так далее, но с точки зрения системы.
Андрей 8 мая 2019, 19:08
Христос Воскресе!!! Для меня воцерковленым является тот, кто стремится выполнить слово Божие. Вера подтверждается не словом а делом. Больше затронула тема воспитания духовенства. Мечтаю, что бы Богу было угодно видеть двух моих сыновей священниками (2.5 и 1.2 лет). У обоих кресные священники, и на этом пока все. А ведь священника нужно растить с пеленок. Что дальше? Обычный детский сад, обычная школа, спортивная секция. Так глядишь и менеджерами вырастут. Но как сказал апостол Павел:"Всегда радуйтесь и непристанно молитесь." С Божьей помощью все победим! Христос Воскресе!!!
Наталия 8 мая 2019, 18:56
Батюшка говорит, что в западных странах (Европы) больше христианских общин. А это потому, что в них Церковь доселе меньше "отделена от государства", чем в России. Там есть урок религии в школе, причем можно выбирать, какой, но если уж выбран католический, то он и преподается, а не нечто среднее между ежом и ужом. Существуют специальные юридические формы церковных больниц, социальных заведений и пр. А в России? Если Церковь заперта в ограде храмов, как ей расширять свои ряды?
Анна G. 8 мая 2019, 17:07
Благодарю и автора и комментаторов. Я причащалась каждый месяц и соблюдала все посты перве свои 3 года в Церкви. После чего лечилась 2 года. Причащаюсь теперь реже. Но и теперь моя болезнь обостряется после каждого причастия, если оно приходится не на отпуск - мне попросту тяжело готовиться к причастию, как положено - 3 дня поста, каноны, всенощная и исповедь. Ведь 12 дней тогда проходит без выходных. Очень тяжело. Скажете, как по апостолу Павлу, что я недостойно причащаюсь? Согласна. А что делать? Не причащаться? Тоже не выход. Думаю, что 3% - это таки неработающие люди или работающие перфекционисты, которых ненадолго хватает. А посоветоваться не с кем. Духовников опытных нет.
Катерина 8 мая 2019, 16:50
Анна 8 мая 2019, 11:09 - мне кажется, занимать мысли подобными рассуждениями недушеспасительно. Не все ли Вам равно, ведь любое деление в социуме весьма условно и не является обязательным для спасения души. Ведь наш Судия только наш Создатель. Так чего нервничать из-за каких-либо делений?
наталия 8 мая 2019, 15:50
Статья несколько двусмысленная. Статистика -дело лукавое, особенно, когда проблема касается Церкви. Но ведь Господь сказал: не бойся, мало стадо, ибо Я победил мiр...И никуда от этого не деться.Всегда верующих будет 1-3 процента. А вот светский экивок на Запад по поводу духовенства, которого там больше, чем у нас, как-то и вовсе неприличен. В Церкви ничего нельзя мерить только нашим личным опытом, статистикой и примерами из другой жизни...Мера всего здесь Господь, а это уже дело души каждого христианина...К тому из нашей истории, если мы её знаем, нам известно, что до революции у нас весь народ был православным, и духовенства хватало, а чем закончилось?
Семен 8 мая 2019, 15:39
Даже в самых больших храмах г. Москвы (по количеству прихожан), где много народу и большая очередь на исповедь, всегда можно причаститься, и даже чаще чем раз в месяц. Можно это делать хоть каждую неделю. Это вопрос больше внутренний нежели чем кол-ва людей вокруг.

Касаемо постов, это тоже вопрос внутреннего духовного состояния человека. Если понимаешь для чего постишься, то и делаешь это легко и непринужденно. Это как те монахи, которые в пещерах жили, они не страдали от этого, хотя испытывали сильные неудобства. Это вопрос внутренней уверенности для чего это нужно. Если понимания(увереннос нет, то и причащаться можно раз в год, раз в пост, и т.д. Пища для тела еда, а для души причастие!
Ксения 8 мая 2019, 15:04
К большому сожалению, священникам в храмах всегда некогда заниматься "захожанами". Переживая большое горе, обращалась в разные храмы в выходные дни и будни - не получила помощи и поддержки, никто из батюшек меня не выслушал, хотя я просила помощи и нуждалась в ней. Постоянные прихожане заняты "своим спасением", чужие проблемы их не трогают. Вне литургии общения в моем приходе нет, люди после службы просто расходятся по домам. Равнодушие прихожан и, вероятно, "эмоциональное выгорание" священников оттолкнули меня от Церкви.
Екатерина 8 мая 2019, 13:34
Прекрасная постановка вопроса. Очень интересные статистические данные. Думается, что книга очень полезная. Спасибо.
8 мая 2019, 13:33
Исповедь у нас из таинства покаяния незаметно перетекло в обязательную, формальную таможню перед Причастием - это отнимает силы у священства и нивелирует таинство Покаяния у пасомых. В ходе этой таможни-мытарства очень часто исповедающийся не называет даже формально ни одного своего греха. Борьбе со своими страстями никто ни учит.. даже в интернете..
8 мая 2019, 12:20
То Olga: Это зависит от прихода. У нас на приходе несколько священников и исповедь бывает, обычно, в субботу или накануне литургии. Приходится, конечно, отстоять очередь, но попасть всегда можно. Ещё можно подойти к священнку после службы и договориться об отдельной исповеди. Попробуйте попасть в другой храм, где несколько священнков или договоритесь с вашим об отдельной исповеди. Бог в помощь!
Ольга 8 мая 2019, 11:53
В дополнение. Все человеческие критерии – ни о чем. Есть только один, Богом установленный критерий жизни в Церкви, Им же созданной, - это любовь. Интересна была бы ее динамика – хотя бы по ощущениям «воцерковленных".

Антон 8 мая 2019, 11:27
Отличная статья, но не совсем понятна исходная предпосылка: воцерковленный - тот, кто причащается раз в месяц и чаще. По моему скромному опыту, взрослый человек зачастую не сможет так часто причащаться в своем приходе (дети, командировки, дачи, поездки, болезни, служение и проч.) - по идее можно, но духовный настрой при этом будет не всегда соответствующий. Плюс ситуации подобные, как у Ольги. В конце концов, не будут все рестораны Москвы предлагать постное меню ради 3%.

Все выводы в статье поддерживаю. Мне кажется, нас больше! (3 кн. Царств, 14-18 ст., гл.19).
Анна 8 мая 2019, 11:09
Аналогично Olga, причащаюсь несколько раз в году, в основном раз-два в пост, но хожу в церковь еженедельно, "воцерковлена" я или нет?
Вообще, принцип деления прихожан на "воцерковленных" и "невоцерковленных" непонятен для меня. Что это значит? Что воцерковленный "святее" и ближе к Богу чем невоцерковленный? Что и как таким образом измеряется? Неужели Царство Божие можно измерить линейкой и калькулятором? И это при том, что Бог и из камней может сотворить детей Своих. Святые Вонифатий, Мария Египетская, и с ними сонм святых - их "воцерковленность" каким образом измерить?
Сергей 8 мая 2019, 11:04
Христос Воскресе! Сложно комментировать статистику. Но вот относительно ее привязке к причащающимся и называющих себя христианамми можно можно порассуждать. Как известно Богу не статистика нужна, а сердце человека. Осипов А.И. неоднократно высказывался о обмиршвлении православного люда, подходу к таинствам, как не к таковы, а формализму. Вот надо 4 раза в месяц причаститься - значит буду. А где сердце? Есть (может и единицы) невоцерковленных, но нравственных, близких к духовной жизни, людей, а есть 3%- процентная часть далекая от этого (и таких встречаем). Давайте лучше посчитаем истинно кающихся, живущих духовной жизнью. В храм могут хлодить все, но молиться не каждый может.
Ольга 8 мая 2019, 11:04
Пора перестать говорить о количестве, а задуматься о качестве - пасомых и пастырей.

Владимир Степанов 8 мая 2019, 10:39
Ольга, Вы к 3-м процентам)

Полагаю, что священники должны объяснять постоянным прихожанам о необходимости Причастия и Исповедания посреди недели и в субботу. Это с тем, чтобы в праздники и воскресенья "захожане" имели возможность подойти к священнику. Тут 2 зайца - для воцерквленных чаще быть на службах, и шанс привлечь сердца мирян в праздник.


Александр 8 мая 2019, 10:20
Вопрос насчет воцерковленности.Скажу о себе - причащаюсь постами -два (минимум) раза Великим и Рождественским,раз Апостольским и Успенским.Хожу каждое воскресенье и в двунадесятые, а также в храмовые праздники в храм. Регулярно жертвую. Учусь в православном заведении. С 2016 г. работаю церковным сторожем. Но, чтобы стать воцерковленным в понимании автора,мне надо либо идти в монахи (не могу- женат), либо в клирики (сдается староват, 58 лет).Я никогда не буду поститься раз в месяц.Во- вторых физически не могу многодневно поститься каждый месяц, и здоровье не дает. Во- первых - самый тяжелый мой долг как мирянина - подготовиться к исповеди. Не накладывайте на меня бремена неудобоносимые.
Дмитрий Кузнецов 8 мая 2019, 10:06
Братья во Христе. Обьясните мне, считающего себя православным и воцерковленым. Почему по Вашему воцерковлен только тот, кто причищается раз в месяц? Для меня подготовка к причастию это подвиг и я совершаю его несколько раз в год по возможности. Я считаю неуместным причащаться без трехдневного поста взрослому человеку. А воцерколеным считаю того, кто посещает регулярно Богослужения (хотя бы раз 30 в год) либо активно участвует в жизни прихода.
Инна 8 мая 2019, 10:04
Это в крупных городах много прихожан в храмах. А в вымирающей сельской России до храма 18-30 км? Попасть на воскресную службу целая проблема.
Михаил 8 мая 2019, 10:04
В бизнесе проблема нехватки времени ключевых менеджеров уже давно решена теорией делегирования.
Может быть, Церкви можно тоже сформулировать свою концепцию делегирования? Ведь далеко не все описанные в статье действия священника являются сакральными и недоступными для мирян. Просто общаться с новопришедшими, разъяснять им догматы Веры и правила Церковной жизни вполне могут (и должны?) воцерковлённые миряне, но им на это необходимо благословение, механизм контроля за ними, чтобы они не вводили своих собеседников в заблуждения, а также отработанный механизм организации пересечения и диалога таких "воцерковлённых" с теми из "новопришедших", которым действительно нужен такой диалог.
Галина 8 мая 2019, 09:16
Я 20 с лишним лет хожу в один и тот же храм (после замужества и переезда). Да, община есть, но только для очень узкого круга: родственники настоятеля и батюшек. За 20 лет никто даже не поинтересовался как меня зовут, а про остальное говорить не приходится. Храм рядом с домом, муж -инвалид, практически не ходит. Когда попросили исповедать его на дому и причастить, батюшка попросил машинку. Ну нет у нас машинки. Так никто и не пришел. Порой и на службу идти не хочется, такие мысли одолевают. А думать хочется о молитве. Уж простите, но думается, что не церковь для народа, а народ для церкви -слишком коммерцией заняты, решением собственных проблем, а не служением.
Наталия Ростова 8 мая 2019, 09:12
Согласна,сначала надо построить храм, организовать приход. А потом из числа этих прихожан могут выйти священнослужители. По-крайней мере, в нашем храме, таким образом получилось несколько священников, дьяконов, и несколько человек сейчас учатся в семинарии.
В каждом храме, в идеале, должен быть дежурный священник, который ответит на многие вопросы человека, чтоб тем самым не отвлекать на исповеди батюшку. Но священников не хватает. А что если привлекать к этому делу в качестве послушания, семинаристов? Ведь ряса, подрясник действуют на нецерковного человека особым образом, возможно мистическим. Но доверия у многих точно вызывает.
Да, проблем много. Жатвы много, делателей надо взрастить..
Наталия Ростова 8 мая 2019, 08:59
Батюшка очень верно описал проблемы храмов больших городов. По поводу исповеди. Храм, куда я хожу небольшой, но как прихожан, так и захожан очень много. Исповедь накануне большого православного праздника у нас совершается ОБЩАЯ. Хотя на приходе 4 священника, но они физически не успевают. И вот эта "общая исповедь" вводит в смущение народ. Внимание рассеивается, молитвенного настроя никакого и ко всему прочему много вопросов по этому поводу...должен ли человек каяться в тех грехах, которые он не совершал, но которые зачитывает батюшка с амвона во время "общей исповеди".Рядом в соседнем приделе уже начинается служба. Последние ряды вообще не слышат, какие грехи перечисляет священник. Далее...
Катерина 8 мая 2019, 08:40
Хорошое интервью. Пара косвенных замечаний. Не думаю, что количественное возрастание священства перейдёт в качество. А именно качество священника является определяющим (на мой субъективный взгляд) для привлечения в храм (даже если бедняга постоянно разрывается на части по времени, к горней любви уязвленную душу не проглядишь да так и останешься в церкви). Исповедь буквально накануне причастия просто катастрофа. Конечно, никаких священников не хватит. Наблюдаю по воскресеньям одну и ту же картину: бурный поток на исповедь и к Чаше, но жалкий ручеёк к духовникам накануне в субботу вечером. В голове вертятся слова: сегодня вас 10, где же были вчера на обязательной службе остальные 9?
Olga 8 мая 2019, 08:17
Попасть на исповедь к священнику физически невозможно ни на Всенощной, ни на Литургии. А причащаться после так называемой общей исповеди совесть не дает. Удается исповедаться и причаститься 3-4 раза в год, хотя в храм хожу каждую неделю. К какой группе я отношусь?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×