«Вопли Видоплясова»,
или Несколько слов о наших «ненастоящих» проблемах

Иллюстрация: Юрий Гершкович Иллюстрация: Юрий Гершкович     

– Да вот видишь, друг мой, не нравится ему своя собственная фамилия, переменить просит. Каково тебе это покажется?

– Фамилия?..

– Неосновательная фамилия-с! – отозвался Видоплясов.

Ф.М. Достоевский. «Село Степанчиково и его обитатели»

Познакомьтесь с Григорием Видоплясовым, он того стоит. Лакей, весь пропитанный «деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства», – герой повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Его «Вопли Видоплясова» – петиция, обращенная к главному герою повести, с мольбой о помощи в разрешении мучившей его проблемы – неподходящей для него фамилии, которую ему непременно надо сменить. При этом справедливости ради стоит отметить: фамилию для него уже меняли, и не один раз. Но и это не помешало ему видеть свою проблему все там же… Вот о такого рода навязчивых проблемах мы и поговорим сегодня.

Федор Михайлович, как многие отмечали, умел мастерски изобразить недостатки человеческой души в образе конкретного героя, сделать героя – как правило, не главного – как бы воплощением того или иного качества. И в этом отношении лакей Видоплясов – имя нарицательное. В его образе писатель сочными красками изобразил натуру, чрезвычайно озабоченную надуманными, ненастоящими проблемами. Поглощенная подобными проблемами натура не видит проблем реальных. Она живет в мире придуманных проблем, а потому не способна ставить перед собой по-настоящему важные задачи и достигать по-настоящему необходимых целей. Такая натура всю жизнь может воевать с «ветряными мельницами», но понять и осмыслить это она нередко просто неспособна. Для человека, имеющего подобный искаженный взгляд на реальность, очень вероятен риск до конца своих дней так и не «погрузиться» в свою реальную жизнь, а касаться всегда лишь ее поверхности. И это очень незавидная участь, не правда ли?

Тема «ненастоящих» проблем в жизни человека стала занимать меня после одного давнего разговора, который состоялся у меня с соседкой по квартире, человеком совсем нецерковным. Узнав о том, что я несу послушание псаломщика в храме, она очень живо заговорила со мной о возможности посетить наш храм и, возможно, даже исповедаться. Расспросив подробно о священнике, который у нас служил, она очень взволнованно стала говорить мне о своей озабоченности. «Знаете, – сказала она, – только мне очень важно, чтобы меня там хорошо приняли. Вы расскажите священнику обо мне, скажите, что я вдовая пенсионерка, чтобы он внимательно ко мне отнесся». Ее взволнованность и тон, которым она говорила, подсказывали мне, что, обладая «необыкновенным чувством собственного достоинства», моя соседка была обеспокоена по большому счету лишь этим моментом, и, возможно, именно неуверенность этого рода препятствовала ей прийти в храм раньше. Помню, как осенила меня тогда мысль: человек, возможно, уже давно хочет прийти в храм, но останавливает его надуманная проблема! Была бы осознана проблема реальная – необходимость покаяться перед Богом – давно бы уже был человек в Церкви. Так нет, все та же борьба с «ветряными мельницами» отвлекает человека от спасительной сути.

Да, «ненастоящие» проблемы играют с человеком злую шутку, «водят его за нос». Характерной чертой человека, попавшего в «плен» таких проблем, я бы назвал неумеренную говорливость. Они любят много и подолгу говорить о своих проблемах.

Попавшие в плен «ненастоящих» проблем любят много и подолгу говорить о них, не слыша и не слушая советов

При этом нередко оказываются неспособными слушать и слышать своего собеседника. Помню, попросила меня о встрече супруга одного военнослужащего. Мы встретились в храме, и я стал внимательно ее слушать. Она рассказывала мне о муже и в основном описывала, какие у нее с ним проблемы. Именно у нее проблемы с ним. Рассказывала долго, нахраписто и нудно. А я сижу и очень скоро начинаю понимать, что имею дело с подменой. В понимании этой жены все семейные неурядицы у них исходили от мужа, которого она, «пытаясь спасти семью», постоянно «пилит», устраивает скандалы, а ему не дает и слово вставить. Этот последний момент я ощутил, когда попытался вставить слово сам. Только попытавшись произнести аргумент в оправдание ее несчастного мужа, я немедленно услышал: «Да вы ничего так и не поняли. Как же вы меня слушаете?» После сего свою задачу я видел лишь в том, чтобы позволить ей выговориться. Ну, право, не говорить же мне ей о том, что проблемы ее надуманны и ей просто не хватает чуткости и внимания к своему мужу?

Да, непросто жить человеку, еще не «открывшему» Евангелие. Лишь оно может помочь ему иначе взглянуть на его жизненные проблемы. Открывая человеку истину о нем самом и об окружающем его мире, Евангелие помогает ему преодолеть искушение ненастоящими проблемами, помогает увидеть проблемы истинные и направляет его к решению этих проблем.

Господь не решает проблем – Он выправляет искаженный взгляд на ситуацию

Сам Господь, как свидетельствует Евангелие, неоднократно выправлял искаженный взгляд на ситуацию в глазах тех, кто находился рядом с Ним. Вот, к примеру, два брата обращаются к Нему с просьбой помочь им в разделе имущества. Он не делит имущество, но выправляет их взгляд на ситуацию. Он говорит, что проблема их не в том, как справедливо все разделить, а в том, что ими движет любостяжание, которое и есть само в себе и по своим последствиям настоящая проблема. Или вспомним, как апостолы Иаков и Иоанн подошли к Спасителю с наивной просьбой посадить их по правую и по левую сторону от Себя в Царстве Небесном. Христос не решает эту «проблему», но указывает им на проблему настоящую – отсутствие в них смирения, без которого они вообще могут не войти в это Царство. Подобных ситуаций в Евангелии немало, и все они пусть и «между строк», но приучают нас избегать подобных подмен в своей жизни.

Однако «ненастоящие» проблемы – отнюдь не только удел лишь тех, кто еще не познал Истину. Сознательный христианин, в силу духовной немощи уклоняющийся от нравственных христианских истин, также может потерять контроль над ситуацией, и тогда он начинает видеть все вокруг себя в искаженном свете. Происходит это в том случае, когда в его жизни эгоистические мотивы начинают преобладать над любовью и чистотой отношений с ближним. В моей памяти очень ярко сохранился случай с одним моим товарищем. Он был очень ревностным христианином, любил читать Священное Писание, особенно непростые послания апостола Павла. Он зачитывался толкованиями святителя Феофана и мечтал поступить в духовную семинарию. Женился он рано, и очень скоро вскрылась одна его духовная проблема. Самолюбивое сердце стало очень болезненно реагировать на любые проявления своей воли со стороны молодой супруги. Выяснилось, что он слишком буквально и категорично понимал слова апостола о том, что жена должна повиноваться своему мужу во всем, забывая при этом, что муж должен возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь. Постепенно, несмотря на увещания любящего его духовника, он превратился в настоящего тирана, который последовательно «ломал через колено» свою несчастную супругу. Супруга не смогла долго это терпеть, и их брак распался…

В чем же корень этого зла? Почему мы нередко склонны видеть свои проблемы вовсе не там, где они действительно есть? В поисках ответов обратимся к святоотеческой мудрости. Преподобный Марк Подвижник писал: «Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего».

Причину всякой болезненной ситуации следует искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а в себе самом

То есть человек разумный причину всякой болезненной ситуации будет искать не во вне, не в ком-то или чем-то, а внутри самого себя. Он увидит прежде всего свою ответственность в происходящем и, таким образом, поймет, в чем заключается настоящая, а не выдуманная проблема. Поняв проблему, он сумеет нащупать и решение в исправлении самого себя, а не ближнего. И, таким образом, окажется на правильном пути. Конечно, на пути у него встанут враги: самолюбие, самомнение и самооправдание. Но на то они и враги, чтобы их обнаруживать и потом побеждать. И беда, если обнаружить мы их не сумеем.

    

Попытаемся осмыслить это на примере. Внутрисемейные конфликты сегодня, увы, почти повседневная реальность многих семей. И это проблема настоящая. Но вырастает она, питаясь «ненастоящими» проблемами, поскольку конфликты происходят, как правило, из-за мелочей. «Сколько раз просил я ее, – рассуждает возмущенный супруг, – не вешать свои кофточки на лестничных перилах? Почему она меня не слышит?» «А потому, что мне неудобно всякий раз надевать кофту на плечики», – вдогонку рассуждает супруга, не понимающая мелочного возмущения своего мужа. Вот так и натыкается «коса на камень»: каждый прав в своем роде, и оба не правы по существу, ибо не пристало «косе» рубить «камень», а «камню» гнуть «косу»! Разве в том здесь проблема, что супруг слишком мелочен, а супруга перестала его уважать? Разве в этом их настоящая проблема? Конечно же, нет. Она в том и только в том, что не хватает у обоих снисхождения к половинке, не хватает любви, чтобы с лаской обо всем договориться.

Конечно же, наши проблемы многогранны и разнообразны и порой столь запутанны, что очень непросто зреть в корень и отличить проблему основную от производных от нее. Однако если Евангелие у нас на столе, то Бог нам в помощь!

Лакей Видоплясов, этот несчастный обитатель села Степанчикова, так и не распознавший своих реальных проблем, окончил свою жизнь в «желтом доме». Нам, надеюсь, не стоит опасаться «желтого дома», но все же пусть его несчастная судьба послужит нам в назидание.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Антоний15 августа 2019, 11:10
Тоже скажу пару слов по поводу разводов. В времена моей юности я помыслить не мог о добрачном блуде и прелюбодеянии во браке, о разводах и прочем ныне реальном. Развод? Немыслимо, невообразимо! Также немыслимо, как не заплатить налог с любой копейки, как уйти с работы до конца рабочего дня, как выбросить мусор не в урну, как не оплатить проезд в автобусе, как не жертвовать на благотворительность. Просто немыслимо, невозможно представить! Почему? Потому что совесть была Советская, со знаком качества. И сколько бы не хулили мою Священную Советскую Родину, в ноги Ей кланяюсь, - за то что воспитала меня человеком Труда и Чести.
13 августа 2019, 23:52
Марии Р.
В дореволюционной России ( кстати, я ее отнюдь не идеализирую) жили не только бедные мещанки и крестьянки, которым, в случае развода,не куда было деваться, но и вполне состоятельные дамы из благородного, купеческого и иных сословий. Но и среди них ведь тоже, разводы было уникальной редкостью. Дело не в бытовых условиях. Просто понимали что за разрушение семьи придется отвечать и перед людьми и перед Богом. А сейчас пьет-развожусь, ударил- развожусь, мало работает и зарабатывает-развожусь, много работает (дома не видать)- развожусь, зануда- развожусь, полюбила другого- развожусь и т.п. С легкостью предают свою первую любовь, рушат семьи. Народ сейчас становится народом прелюбодеев...
Мария Р13 августа 2019, 08:41
В целом мне статья понравилась, а вот любителям приводить в пример прошлые времена наших бабушек и дедушек (мне 44 года), когда не было разводов, я бы ответила следующее. не разводились, потому что некуда было пойти с 6-ю детьми. "К маме" не пойдешь, мама сама живет в семье сына с 5-ю или 7-ю детьми с невесткой. Ни жилья, ни образования тогда у крестьянских женщин или мещанок не было. Не было работы, которая позволила бы содержать этих детей. Мй дед пил и дрался. У бабушки было пятеро. какой же тут может быть развод? Все держалось на элементарной бытовой невозможности этого процесса.
Людмила13 августа 2019, 00:53
Спаси Господи! Очень актуальная статья! И позволю себе поспорить с Натальей - на новичков приходящих в храм, враг всегда нападает. Что характерно, на каждого тем способом, который будет самым проблемным для человека. У меня было целых две разновидности (не шиканье, индивидуальные, т. сказать))) Но, именно это и позволяет отделить настоящие проблемы - фундаментальные, связанные со спасением души от мирской шелухи - самоцена, фобий и пр. по сути бессмысленых вещей. П. что это начало выхода за рамки себя ветхого - если человеку действительно нужен Бог, ищутся пути преодоления через Евангелие. И прийти в Церковь не значит попасть сразу в рай! Христиане - воины Христовы. Дай кровь и примешь Дух!
Ирина12 августа 2019, 23:51
Юлия,в Церковь мы идём к Богу,а не к священникам.Конечно,всем хочется доброго,внимательного,а не обличающего нас)А как же исправляться тогда?И о Гатчине: не судите по новостям,Вы же там не были,дождёмся,когда разберутся. А статья хорошая и нужная,спасибо!
Max Min12 августа 2019, 23:06
Статья в самую точку!
Наталья12 августа 2019, 18:46
То, что женщина переживала, что с ней невнимательно обойдутся в храме - не надуманная поблема. Многие, придя впервые в храм, испытали шок от "налетавших" на них бабушек или осуждающих взглядов. вообше всякая "нереальная" проблема реальна для человека, пока есть страх перед ней. А страх снимается не нравоучением, а участием, любовью, деятельной верой. Увы, но в этой статье мне многое показалось неверным.
Екатерина 12 августа 2019, 14:34
Спаси Господи! Прекрасная статья! Да, зацикленность на мнимых проблемах настоящий бич, потому что у каждого свой эгоизм, а мой эгоизм мне дороже, чем эгоизм ближнего. По причине роста беззаконий оскудела любовь?
Сергей12 августа 2019, 12:33
У меня в жизни всё так, как описано автором. Жизненная статья.
р.Б. Сергий12 августа 2019, 11:57
CпасиБо, о.Димитрий. Дай нам Бог научиться отделять мнимые проблемы от настоящих и уметь слушать и слушать ближнего будь это сварливая жена или, по мнению такой жены, "неправильный" муж.Иначе,мы будем уподобляться карикатуре на поведение апостолов Иакова и Иоанна,пытавшихся выяснить, кто из них более достойный.
Елена12 августа 2019, 08:07
Спасибо автору за статью, я сейчас в плену "ненастоящих" проблем. Господи, научи нас молиться Тебе и смиряться. "Сердце сокрушенно и смиренно Господь не уничижит". Очень своевременная статья. Спасибо!!!
12 августа 2019, 01:39
Спрошу не как тактичный
и осуждаемый здесь Видоплясов,но, как прямодушный христианин: уважаемый автор, скажите, а заповедь для Церкви повиноваться Христу тоже не стоит понимать "слишком буквально и категорично"? Или "непростые" послания Павла следует перетолковывать в соответствии с духом века сего? Когда наступает война, или в мирной жизни враг нападает на семью- 90 процентов мужчин (если не 99) и сейчас готовы положить (и пологают) свои жизни за свои семьи:жен и детей. Любви у нас не меньше чем было в 19 веке. Откуда же тотальные разводы? От отсутствия патриархальной иерархии. Вам бы призывать женщин к послушанию, но из боязни потерять современную паству учите иному. И пожинаете разводы...
Юлия12 августа 2019, 01:02
Конечно удивляет посыл Церкви, что человек во всем сам виноват. Для человека, который идет в Церковь действительно очень важно, как его встретит священник, люди в Церкви. Это вполне нормально. Не надо постоянно снимать со священников ответственность и надевать людям "розовые" очки. Новость дня, в Гатчине скандал со священником, чуть ли младенцу башку об купель не разбил.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×