Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения России новых проектов стандартов общего образования

Министерством просвещения Российской Федерации в недавнем времени опубликован проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (regulation.gov.ru, rusedu.center и др.). В данном проекте в предметной области Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) из шести предметов (модулей) по выбору, составляющих ОРКСЭ, предусматривается преподавание только двух модулей: по основам светской этики и мировых религиозных культур (https://rusedu.center/25-general-edu.html). Таким образом, из ОРКСЭ исключены Основы православной культуры и другие предметы по основам религиозных культур ислама, буддизма, иудаизма.

Также опубликован проект нового ФГОС основной ступени (5-9-й классы), где в предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), являющейся в соответствии с документами Министерства логическим продолжением ОРКСЭ, преподавание религиозных культур по выбору семьи школьника вообще не предусмотрено [1]. В целом можно говорить о предполагаемой попытке ликвидации возможностей воспитания детей с учетом мировоззренческих и культурных потребностей семьи ребенка в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.

Преподавание религиозных культур в российской школе развивается с 1990-х годов. В 2000-х годах разные курсы православной культуры изучали тысячи детей во многих регионах России. С 2009 года преподавание Основ религиозных культур и светской этики включается в основную программу школы на основе принципов добровольности и свободы выбора. В настоящее время ОРКСЭ реализуется во всех школах России, религиозные культуры изучают более полутора миллиона (1 602 025) четвероклассников. Правовые нормы о преподавании религиозных культур по выбору, полномочиях соответствующих религиозных организаций, в том числе в разработке учебно-методического обеспечения, закреплены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 год).

В текущем учебном году Основы православной культуры для своих детей выбрали почти 40% родителей. В некоторых областях Центрального и Южного федеральных округов — более 80%. Даже при искусственно сохраняющемся уже 10 лет экспериментальном минимальном объеме преподавания (всего 34 урока в одном 4-м классе) изучение детьми духовно-нравственной культуры оказывает на них положительное воздействие, о чем свидетельствуют множество учителей и родителей. Еще в начале введения ОРКСЭ в 2010 году подавляющее большинство детей заявили о желании продолжать его изучение в последующих классах, больше половины родителей высказывались за преподавание ОРКСЭ в школе не менее пяти лет. Эту позицию разделяют многие педагоги.

Вместо ожидаемого расширения преподавания религиозных культур, педагогически обоснованного преподавания по всем уровням школы проект нового ФГОСа предполагает просто ликвидировать эту практику. Все запланированные нововведения лишают граждан России права обеспечивать общее образование своих детей, соответствующее их религиозным убеждениям, которое закреплено в законодательстве Российской Федерации, международном гуманитарном праве (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, протокол 1, ст. 2).

Решения о введении ОРКСЭ, преподавании религиозных культур по выбору с участием соответствующих религиозных организаций принимались на высшем государственном уровне власти, Церкви и других российских религиозных организаций. Они были утверждены поручением Президента Российской Федерации (от 02.08.2009 № Пр-2009), распоряжением председателя Правительства России (от 29.10.2009 № 1578-р). Отказ от этой важнейшей практики воспитания детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей в российской школе нанесет ущерб и гражданам, и государству, и Церкви.

В соответствии с нормой федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о привлечении религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, модулей, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, о нравственных принципах, исторических и культурных традициях религии (ч. 6 ст. 87) Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви неоднократно обращался в Министерство просвещения Российской Федерации с предложениями, направленными на выполнение поручения Президента РФ В.В. Путина (от 15.12.2014 Пр-2876, п. 5) относительно совершенствования качества образования по ОРКСЭ. Также в Министерство просвещения неоднократно направлялись совместные предложения, согласованные всеми централизованными религиозными организациями — мусульман, буддистов, иудаистов, Русской Православной Церкви — участниками образовательного процесса по ОРКСЭ.

С сожалением констатируем, что все эти обращения не нашли должного отклика. Религиозные организации к разработке проектов новых стандартов, которые являются основным исходным элементом учебно-методического обеспечения общего образования, не привлекались.

Православные христиане, как и верующие других традиционных российских религиозных общин, являются патриотами России, ответственными гражданами, сторонниками суверенного развития Российского государства. Духовно-нравственное образование школьников на основе традиционной духовной культуры и нравственности народов России, повышение качества преподавания основ светской этики, традиционных религий (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, 2015 год) отвечает задачам укрепления Российского государства, гражданского единства, противодействия проявлениям экстремизма.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, представляя интересы православного сообщества в сфере общего образования, обращается к ответственным государственным структурам с призывом отказаться от утверждения проектов стандартов в данной редакции, выражает готовность к открытому обсуждению сложившейся ситуации и решению данной проблемы в конструктивном ключе, путем диалога, направленного на реализацию законных прав и свобод граждан России в сфере образования.

Источник: Православное образование

18 сентября 2019 г.

[1] Согласно методическому письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей Основы религиозных культур и светской этики и Основы духовно-нравственной культуры народов России: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации…»

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Читательница (Подмосковье)19 сентября 2019, 10:26
«…нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). В 1906 году Московский областной отдел Лиги образования подготовил «Записку об организации начальной школы на новых началах, соответствующих демократическому строю», согласно которой «славянский язык исключается из программы начальной школы». Либералы того времени ратовали за то, чтобы «отвыкнуть от славянского языка и перейти к русскому делу одного поколения» (Т.А.Соколов. В защиту церковнославянского языка, 1910). Подчеркну, что это было время между революциями.
Татьяна19 сентября 2019, 09:40
Более недальновидной политики, чем проводит минпрос, представить невозможно. Перегружая уч план начальной школы различным "мусором" (технология, проектирование и т п), убрать мировоззренческий курс в эпоху, где невозможно разобрать, что есть хорошо, что плохо - нет критерия! Традиционные духовные ценности помогают человеку сделать свой выбор. Но кому- то выгодно воспитывать "Иванов, не помнящих родства"! Такие надежды возлагали на Васильеву и тщетно!
АлександрГ.19 сентября 2019, 09:26
Все повторяется. Помнится мне, как один из министров заявил, что основная задача образования - вырастить грамотного потребителя. Задача, кстати частично выполнена. Но отчего-то никто не задался тогда вопросом: чего потреблять-то будет этот грамотный потребитель? А потреблять он будет Россию и окружающих его людей. Вот практически во всех скандалах, связанных с чиновниками в основе лежит вот эта самая философия потребителя. И вот сейчас происходит дубль номер два, подросший грамотный потребитель пытается воспроизводство себе подобных поставить на поток.
Дмитрий Скрылев19 сентября 2019, 09:23
Господи, Ты еси Главный, а не люди в образовании. Помоги, Господи, нашему образованию. Аминь. Воля Твоя, а не наша, да будет!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×