Рыцарь Христа-Бедняка

О Леоне Блуа и его книгах, которых… нет на русском языке

И чем только заняты переводчики!

Придумать мелодию и записать ее нотными знаками я не умею. Еще не умею поднять в воздух и посадить на землю гражданский или военный самолет. И китайскую поэзию переводить на русский язык я тоже не умею.

Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя! То, что я делать не умею, исчисляется тысячами. Здесь и проектировка зданий, и забой скота, и селекция растений, и управление яхтой, и составление бухгалтерских отчетов… Так почти до бесконечности. Живи я допотопной (буквально до Потопа) жизнью с их 7–8 сотнями лет, все могло бы быть иначе. Но наши ничтожные 50–60 лет таковы, что внутри них не разгонишься. Как встанешь за прилавок или сядешь за баранку в 20 лет, так и уйдешь на пенсию оттуда же. И весь мир промчится мимо, дразнясь и раздражая, а к тебе подберутся усталость и дряхлость, в чьей компании придется окончить суетные дни.

Леон БлуаЛеон Блуа     

От чувства поражения спасает только Бог. Стоит вспомнить о Нем и прочесть пускай самую короткую молитву, как дело мало-помалу выравнивается. В конце концов, ведь Бах сочинял музыку, как никто, но не на это опирался. Он писал в начале каждой партитуры «Иисус! Помоги!», а в конце – «Во славу Божию». Бах опирался на Господа.

А Сикорский поднимал в небо самолеты и изобрел целую кучу разных вертолетов, но всегда держался за веру, и молился, и даже писал толкование на молитву «Отче наш».

А отец Серафим (Роуз) в поисках истины учил не только китайский, но и санскрит. И знания у него прибавлялись, диковинные буквы складывались в слова, иероглифы развязывали язык и сообщали о тайнах, древность становилась понятной, но… сердце не успокаивалось. Пока он не зашел случайно – есть такое глупое слово – в маленький православный храм и вдруг почувствовал, что он наконец Дома, а двери за спиной тихо закрылись. Таких примеров много.

Бог уравнивает гениев и простаков. Он уравнивает тех, кто исколесил весь мир, с теми, кто не высовывал носа из своего поселка. Уравнивает тех, кто с детства ел на серебре и говорил на трех языках, с теми, кто ел руками из глиняной миски и изъяснялся на местном диалекте, плохо понятном даже в соседнем городе. Бог всех уравнивает, никого при этом не унижая. Это так красиво и успокоительно. Это так мило для уставшего ума и издерганного сердца, что можно ни о чем не жалеть. Вот я и не жалею. Так, разве что по мелочам.

Сегодня, к примеру, истинно «по мелочам»: я жалею, что не читаю свободно по-французски. Искренно жаль. Потому что в очередной раз я набрел на имя Леона Блуа и цитаты из его произведений. Первый раз я встретил это имя в дневниках отца Александра Шмемана. Там что-то говорилось о неистовости этого писателя, о его ужасающей бедности, длившейся всю жизнь, о несгибаемом характере и ненависти к ценностям буржуазной Франции. Там была неожиданная цитата о том, как в доме Блуа не было ни гроша, и он бродил по Парижу, молясь. А дома холодно и голодные дети. И вдруг он увидел на мостовой кем-то оброненные 35 сантимов (надо полагать, не очень большие деньги). Писатель воспринял эту находку как подарок лично от Христа. Но это была такая ничтожная сумма! И тут Блуа услышал внутренним слухом слова Господа: «Терпение и мужество, Леон! Больше сейчас не могу. Я распят!»

Естественно, личность писателя меня заинтересовала. Да и кем нужно быть, чтобы такие слова вас не заинтересовали?

«Нет ли у вас Леона Блуа?» – стал я обращаться к продавцам различных книжных магазинов. «К сожалению, ничего нет», – звучал неизменный ответ. Прям как с сырокопченой колбасой в Советском Союзе. Действительно, оказалось, что Леон Блуа – не переведенный автор. Хочешь с ним познакомиться, надо бегло читать по-французски без словаря.

И тут он услышал слова Господа: «Терпение и мужество, Леон! Больше сейчас не могу. Я распят!»

До эпохи исторического материализма в русской образованной среде это было дело обыденное до скуки. Александр I Благословенный Евангелие читал только по-французски, поскольку русского перевода еще не было, а со славянским у него не сложилось. На языке же галлов во дворцах лопотали с детства. Чудный Алексей Степанович Хомяков (Реально чудный! Всем прочесть немедленно!) по-французски и за границей печатал – из цензурных внутри России соображений – некоторые свои богословские труды («Несколько слов православного христианина о западных верованиях»). А вот и святитель Игнатий (Брянчанинов) в переписке с Муравьевым-Карским пишет: «Примите мой искреннейший совет: займитесь глубоко чтением всех сочинений святого Иоанна Златоустого; они все есть на французском языке; толкование на евангелиста Матфея, на Послание к Римлянам; еще кое-что есть и на русском» (письмо 185 в Полном собрании писем).

То есть на русском есть только «кое-что», а все вообще есть на французском, и человек тот владел языком настолько, что мог «глубоко заняться» этим чтением.

Вот таким людям тогда было легко что Паскалем вдохновиться, что Вольтером отравиться. А мы, сиромахи, ныне целиком зависим от труда переводчиков.

«Почтовые лошади цивилизации» – так назвал переводчиков какой-то острослов прошедших времен. Я бы добавил: «Но что-то кони мне попались привередливые». Судите сами. Полное собрание Золя эти лошади нам на спине давно принесли. Бальзака, Флобера, Мопассана тоже. Не поленились. Даже Монтеня принесли и Франсуа Рабле. И Сартра, и Камю. И Франсуазу Саган. А вот Леона Блуа не принесли.

Не знаю, как насчет Гюисманса, Бернаноса и Клоделя. Может, их тоже обошли вниманием из политических соображений (а это оригинальные и крупные христианские писатели, которых так не хватает в атмосфере атеистического идиотизма), но Леона Блуа переводчики и их заказчики явно обнесли чашей на читательском пиру. Чем они там только занимаются?! Неужели одним Гарри Поттером? Стыдно же, право.

«А что такое этот ваш Леон Блуа? – спросите вы меня. – И чего ради нам всем вокруг него всполошиться? У нас и так рай изобилия и бум перепроизводства. Хочешь душу спасти – читай святых отцов. Хочешь время убить – читай Акунина. Хочешь за умного сойти – вот тебе Пелевин или Водолазкин. Еще есть макулатура для “личностного роста” и так далее. Есть даже глянцевый журнал “Волосы и ногти”! Чего же вам еще?»

Но я, простите, никак не могу вот так просто пройти мимо человека, который однажды вскричал: «Господи! Почему Ты молишься за тех, кто Тебя распинает, и распинаешь тех, кто Тебя любит?!»

Ведь в одном этом крике помещается половина книги Иова. А про Гарри Поттера я просто молчу. На фоне этого крика он тает, как первый снег, вместе с ногтями и волосами.

Неистовый нищий

У Бердяева есть книжечка «Рыцарь нищеты», посвященная Леону Блуа. Примечательная книжечка. Бердяев густо насыпал в нее цитат из Блуа, всюду делая перевод самостоятельно и впервые, поскольку, как сам пишет, Блуа совершенно не знаком русскому читателю. Собственно, об этой книжице на безрыбье и придется говорить.

Бердяев описывает Блуа как человека, живущего культом величия, героизма и гениальности, которые стали вовсе не нужны ни миру буржуазному, ни миру католическому, вполне приспособившемуся к миру буржуазному. «Самые тяжелые раны были нанесены ему единоверцами. В них встречал он чудовищное, леденящее равнодушие и непонимание». «Когда Л. Блуа сказал одному иерарху, что у Элло (религиозно ориентированный писатель-современник) были настоящие прозрения, тот ему ответил, что блаженный Августин и Фома Аквинат всё сказали и что католический мир не нуждается в прозрениях Элло».

Имеющий уши пусть слушает. Способный же к мышлению пусть проведет аналогии. У нас таких «мудрецов» море разливанное, только вместо Фомы и Августина звучат другие славные имена.

Вот и еще одна цитата, заставляющая замедлить ход: «Ненависть самая страшная, самая неумолимая, самая коварная пришла ко мне со стороны моих братьев по вере».

Нет, положительно этот француз актуален для всякой эпохи, а не только для Франции XIX века.

Блуа, как сказано, был нищим всю жизнь. Своей нищетой он дорожил не меньше Франциска из Ассизи. Разница только в том, что (пишет Бердяев) «жутка нищета в буржуазном Париже. В современной буржуазной культуре много страшней она, чем бедность в прекрасной долине Умбрии или в Фиваидской пустыне». «Нищета Франциска светлая и блаженная. Нищета Л. Блуа – черная и кровавая». «В XX веке францисканская бедность много труднее, сложнее и страшнее, чем в XII веке. Она не так прекрасна, не так умиляет. И те, которые эстетически восторгаются святым Франциском, отвращаются от Блуа. Он – христианин, переживший Новую историю, и в нем не осталось живого места».

«Новая история» – это смерть короля на гильотине, парламенты, конвенты, гражданский брак и тотальная власть мещанства. От всего этого и многого другого душа воистину обугливается.

«Он всегда называет Христа Le Pauvre, для него Христос прежде всего Бедняк». Богачи же, по его мнению, питаются кровью бедных, и это единственная Страшная Евхаристия, к которой они приступают с любовью. Мимо этих слов тоже трудно спокойно пройти.

Блуа, конечно, чрезвычайно горд. Горд именно в глубине своего длительного житейского унижения. Он бичует всех и вся, и к нему трудно подойти, не попав под хлыст. И ладно бы мучился он один. Но он обрек на безвылазные муки жену с детьми.

Он всегда называет Христа Le Pauvre, для него Христос прежде всего Бедняк

«Основным и чудовищным противоречием жизни Л. Блуа было то, что он имел семью и детей. Он не должен был быть человеком рода. Но жена его претворила эту страшную жизнь нищеты и покинутости в божественную мистерию. Все претворялось в красоту в их союзе».

Это единственный солнечный зайчик на поверхности его жизни.

Даже в скромной по объему рецензии Бердяева напичкано столько взрывоопасного материала, что я опасаюсь продлевать цитирование. Как он беспощаден к салонному христианству, пахнущему дорогим одеколоном! Как резок по отношению к иезуитам! Это они, говорит Блуа, ввели в обиход разъедающий анализ, и вот люди всю жизнь созерцают себя, а не Бога!

А что он говорит о женщинах! Разве можно это молча пережить? Вот он разводит их по полюсам, на одном из которых святость. Святость женского монашества и святость верного и многочадного материнства. Что такое женская жертвенность, приближающаяся к святости, Блуа знал и видел в своей супруге. На втором полюсе – пропасти сладострастия, продажная любовь, грязь и погибель. Но в середине помещается так называемая «порядочная женщина» буржуазного общества, на которую Блуа не жалеет ни черных красок, ни полемического яда, ни гневного пороха! Он пишет: «Святая может низко пасть, и падшая может вознестись к свету, но никогда ни та, ни другая не может стать “порядочной женщиной”. “Порядочная женщина” буржуазного общества никогда не бывает с Бедняком-Христом – она всегда на стороне денег и мира».

Если Христос – Бедняк, то мир – это Деньги. Любящий Деньги отвергает Бедняка. И внутри этой темы от Блуа достается не только буржуазии, но и Богоизбранному народу. Как и в женском вопросе, от его слов бросает в жар.

Евреи отвергли Божественного Бедняка и, «укрепленные в неприступной крепости упрямого отчаяния, оставили себе Деньги». «После этого Деньги выпали из Божественного бытия в мир сей и стали безбожным царством мира сего». Деньги – это мистерия, а не металл и не бумага. Их обращение в обществе, их практическая сила, их сосредоточение в немногих руках – великая тайна. Блуа ужасается тому факту, что для покупки (!) Второго Лица Троицы их нужно так мало – всего 30 серебряных монет! И он хотел бы написать – как главный труд всей жизни – книгу о Деньгах, о тайне Денег. Книга не написана, но и того, что он успел высказать, вполне достаточно для самых глубоких погружений.

Отдельная и близкая тема – книга «Толкование общих мест». Блуа тщательно подбирает расхожие афоризмы, которыми в быту прикрываются леность, алчность и нечистоплотность. Он составляет словарь мнимой буржуазной мудрости, чтобы затем разбить этого идола в прах. Вот буржуа оправдывает свои потуги разбогатеть словами «Я не хочу умереть как собака». Блуа возражает ему: «Странно, что не хочет умирать как собака тот, кто прожил жизнь как свинья».

Деньги стали безбожным царством мира сего. Деньги – это мистерия, а не металл и не бумага

Буржуа вечно торгуется, в том числе – с Богом. Свое неверие он одевает во фразу: «Бог больше не творит чудес». Или вот он говорит: «Бог столько не требует» (это о воздержании, милостыне, молитве). Или: «Все мы грешны», «Никто не совершен», «Человек есть только человек», «Я не святой» и так далее. Этими «перлами мудрости» он хочет добиться, чтобы Бог требовал все меньше и меньше, а в конце концов вовсе отказался от требований к человеку. «Когда он говорит, что смотрит на жизнь по-философски, это всего лишь означает, что он набил брюхо, что у него бесперебойное пищеварение, что бумажник у него пухлый, и, следовательно, на все остальное ему наплевать».

    

Поскольку «Обеспечить детей», «Здоровье превыше всего», «С волками жить – по волчьи выть», «Я вам в отцы гожусь» и прочее давно обосновались на правах житейской мудрости в нашем лексиконе, переводчикам (чем они там только занимаются?) можно бы начать перевод Блуа на русский с книги «Толкование общих мест».

Денежный вопрос, женский вопрос, еврейский вопрос, обмирщение Церкви, превращение бывших христианских народов в сытую банду врагов Креста Господня, торжествующая пошлость и изящное мещанство, сон разума и порожденные этим сном чудовища, социальное расслоение, исчезновение любви и святости – все это интересует писателя, прожившего 71 год и умершего в год Октябрьской революции. Кроме Бердяева его творчество притягивало к себе внимание таких переборчивых и досужих читателей, как Кафка и Борхес, а также замеченного в заинтересованности христианской тематикой Бёлля. Послужит ли это дополнительным стимулом для появления Блуа в русском переводе, мне неизвестно.

«Религиозно на простор дорог и полей»

Могила Леона Блуа на кладбище Бур-ла-Рен Могила Леона Блуа на кладбище Бур-ла-Рен Боюсь, что я уже успел утомить одних, заинтересовать других и чем-то раздосадовать третьих. Следовательно, пора сворачивать поднятую тему. Для этой цели потянем, как нитку из лоскута, из брошюрки Бердяева еще пару цитат, но уже только в видах благополучного окончания работы.

«Леон Блуа – явление совершенно индивидуальное и неповторимое. Он не научает пути, за ним нельзя следовать».

«Блуа – писатель умирающего типа».

«Писательство было для него служением».

«Это делает его трудным, тяжелым и для слишком многих неприемлемым».

«Он любит бедняка. Любит больше, чем Лев Толстой».

«В нем нет елейности, нет ложного смирения, легко переходящего в ханжество».

«Объективная заслуга Блуа – раскрытие теологической основы экономики, изобличение метафизики денег».

«Прежде всего научает он безграничному мужеству перед лицом ужаса жизни».

«Религиозный опыт Блуа переливается за грани католичества, как и всякой статической религиозной формы».

«Блуа преодолевает трагедию латинского духа и религиозно выходит на простор дорог и полей».

Вот так.

***

А нам с вами, друзья, чтобы выйти «религиозно на простор дорог и полей» в компании с этим или другим ярким писателем, элементарно не хватает навыков беглого чтения на иностранных языках. И пока мы личными усилиями будем зашивать эту чисто советскую дырку в нашем образовании, без переводчиков нам не обойтись.

Мир еще, по счастью, не настолько сгнил, чтобы совсем ничего духовного не нашлось для перевода на русский из испанского, итальянского или немецкого. Так чем же там заняты переводчики? Вы не в курсе?

Протоиерей Андрей Ткачев

7 октября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
игорь ковалев15 октября 2019, 13:04
Natalie,,Отчего не спастись,-язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди.Конечно,в ереси вы не видите ни разбоя,ни воровства!Может быть, единственно поэтому не считаете ее грехом?Тут отвергнут Сын Божий,тут отвергнут и похулен Дух Святой–только?! Принявший и содержащий учение богохульное,произносящий богохульство,не разбойничает,не крадет, даже делает добрые дела естества падшего–он прекрасный человек?!Как может Бог отказать ему во спасении?!Вся причина последнего вашего недоумения,так как и всех прочих,-глубокое незнание христианства!Богохульник не спасется!И эти недоумения–уже страшные наветники вашего спасения.Их сущность– отречение от Христа!свИгнатий
игорь ковалев15 октября 2019, 11:53
Natalie.Начинать надо с теории.Не зная христианства и не можете отличить истину от подделки.Ересь-это смертный грех и хула на Бога.В смертном грехе и богохульстве нельзя спастись,поэтому он и назван смертным.От человека,совершившего смертный грех отходит Дух Святой.Это духовный закон,доказанный на практике.Смирение,кротость,видение грехов своих,сокрушение духа,плач сердечный,духовная любовь к Богу и ближним есть плоды Духа Святого.Как же можно иметь плоды,не имея Духа.Всё очень логично и просто.За неимением плодов Духа,они выдают любовь естественную,плотскую за духовную,добрые дела падшего естества за дела христианские,разгорячение крови и нервов за духовные.Все ложь,как западная улыбка!
Natalie14 октября 2019, 22:05
Игорю: Ваши рассуждения- только теория. А что на практике? Я живу на Западе и вижу много Духовного здесь. Многие католики очень добрые, любящие люди. Они Бога не хулят, а любят Его и стараются жить по Заповедям Его!
игорь ковалев14 октября 2019, 21:50
Natalie1,,Это Игорь заявил, что католики не спасутся.''Я озвучил то,что наша церковь уже 1000 лет заявляет.А,,...церковь есть столп и утверждение истины.''И удивительно,что для вас это откровение.Даже Вадим не поддержал невозможность спасения инославных,хотя из его высказываний это логично вытекает.(как находящийся во лжи и водимый духом лжи может прийти к истине,к спасению?) Экуменизм наступает. ,,Он сильно много цитирует Святых''Для того и цитирую, чтобы не было лишних споров,но умудряются даже с Игнатием Брянчаниновым спорить о духовных предметах(Алла).,,Это было бы смешно(спор первоклассника с академиком),если бы не было так грустно.''
Вадим К.14 октября 2019, 21:18
Natalie, правда, Бог всем хочет спастись. Но Он же предупреждает: много званных, но мало избранных. И еще: многие поищут, как войти в Царство Небесное, и не возмогут, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их, (Мф. 7,13; Лк. 13, 24). Итак, искать надо правильный путь и искать тщательно, и Христос говорит, что путь этот не из числа легких.
игорь ковалев14 октября 2019, 16:46
Алла"когда они пишут о духовном, они толком не знают,о чем пишут"не соответствует действительности.''Здесь опять ошибаетесь!Всё так и есть,как написал Вадим.Без Духа Святого,который отходит за богохульство,за смертный грех ереси,не может быть правильной духовной жизни,духовных ощущений,духовной любви,смирения,кротости-всё это плоды Духа Святого.Поэтому всё,что испытывают еретики-это разгорячение крови и нервов,тщеславие и сладострастие.По другому не может быть,даже теоретически.И спастись еретики не могут-в смертном грехе,в богохульстве,без Духа Святого.Как бы мы этого не хотели.И это не моё мнение ,которое я вам навязываю-это мнение нашей церкви и констатация факта потери ими Святого Духа
Natalie14 октября 2019, 16:26
Простите, Вадим. Это Игорь заявил, что католики не спасутся. Он сильно много цитирует Святых. Но только Бог будет судить и решать, кто спасётся! Бог хочет всем спасения! Он видит сердце каждого из нас.
наталия14 октября 2019, 13:55
К дискуссии о писателях иных конфессий приведу слова свт. Феофана. Спрашиваете: можно ли читать иное что, кроме духовного? Сквозь зубы говорю вам, чуть слышно: пожалуй, можно, только немного и не без разбора. Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, станете читать с человеческими мудрованиями книги и то доброе настроение начнет отходить, бросайте ту книгу. Это общий для вас закон. Но и книги с человеческими мудрованиями могут питать дух. ... Такие книги читайте. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в Слове Своем. И они суть книги Божий для тех, кто умеет в них читать. Сказать: читайте такие книги, – легко; но где их взять? Этого я указать не могу.
игорь ковалев14 октября 2019, 13:43
Алла,,нет никакого согласия отцов по поводу книги Фомы Кемпийского''Конкретно по этой книге есть предостережение четырех подвижников,двое из них святые.Одному Сам Бог открыл её душевредность.Остальные в общем воспрещают чтение еретических авторов,как и наша церковь.На эту книгу нет разрешения издательского совета,т.е. она запрещена к распространению в церкви.Это говорит о её душевредности.Одно то,что Фома призывает говорить Бога не через пророков,а ему на прямую,показывает его гордость и состояние прелести.И также строго воспрещено св.Отцами.Вы,ставя своё мнение выше мнения церкви,показываете,что находитесь в похожем состоянии.
игорь ковалев14 октября 2019, 12:58
Natalie "...тяжелый грех -ересь.Она-возмущение и восстание твари против Творца.Она - грех ума, грех духа.Она - хула на Бога, вражда на Бога.Она - плод гордыни,этой причины падения духов; ожесточает сердце, на самое тело разливает яд свой, вводит в душу вечную смерть. "Она не способна к смирению." Она соделывает человека вполне чуждым Бога. Она - смертный грех.''св.Игнатий Брянчанинов.Разве это не проявление любви-предостережение от смертного греха,от хулы на Бога.Вспомните пример Николая Чудотворца,ударившего на соборе Ария за ересь.,,Еретика отвращайся...''-это заповедано нам в писании.Не от злобы к ним,а чтобы самим не заразиться и не умереть духовно.
Вадим К.14 октября 2019, 12:41
Его возлюбленный ученик, что помещает его в начале своего соборного послания, а потом и повсюду в своем Евангелии. Разве всего этого и впридачу к тому и вида духовного пепелища на западе еще недостаточно, чтобы понять, что он заблуждался, но нужно помимо этого почитать, что он там за тысячу лет надумал? Будет время и благословение, сделаем и это, хотя это не всякому нужно делать, чтобы незаметно не отравиться. Запад ведь давно известен своим искусством готовить долгодействующие яды.
Вадим К.14 октября 2019, 12:29
(а Христос призывает веровать в этот свет), то как не говорить, что они, католики, тем более протестанты, рассуждая о Боге и о том, что с Ним связано, толком не знают, о чем рассуждают? Ведь рассуждают они о Боге не так, как учил богословить Христос, а между тем Он сказал: никто не знает Отца, кроме Сына и [того], кому Он хочет открыть. B вдругом месте Евангелия читаем: сущий от земли от земли есть и говорит от земли, а Сущий с неба свидетельствует то, что Он видел и слышал и говорит слова Божии. Но католики, одни разумея, другие не разумея, не принимают Его свидетельства, что Бог - свет. Не принимают, хотя именно это, как главное благовестие, слышанное от Христа, так желает возвестить
Вадим К. продолжение14 октября 2019, 12:02
И увы, даже святой человек может быть ею обманут. Вот и отношусь я к большинству католиков как к обманутым диаволом людям. Достаточно ли этого, чтобы им непременно быть осужденными на вечные муки, я не берусь смело судить - есть Судья, Который только и имеет власть губить или спасать, а я всего лишь грешная Его тварь и буду тоже под Судом. Равно не буду я брать на себя смелость и утверждать, что ошибка католичества ровным счетом ничего не значит, ведь она как минимум лишает огромную массу людей вечных благ, потому что ведет в сторону от них. А раз нет у них истинного представления о Боге, например, они не признают, что Он - свет и свет истинный, а не тварный, а потому не Он по существу,
Вадим К.14 октября 2019, 11:49
Дорогая Наталья! А где Вы у меня увидели осуждение всех католиков и приговор им на вечные муки? Я говорил только то, что учение у них чуждо нам, оно другое и я верую и даже убежден, что у нас оно верно, а не у них. Иначе я стал бы католиком, ведь у меня была свобода в свое время выбирать, и не может быть так, чтобы два учения об одном и том же, будучи разными и противоречащими во многих принципиальных вещах, в то же время были правильными. К католикам я отношусь так же, как и к прочим людям. Если это хороший человек, я не имею против него ничего против, но к учению, которого он придерживается, я не перестану относиться как к ошибочному. Всякая сочиненная ложь - от диавола.
игорь ковалев14 октября 2019, 11:22
Алла,Читать,что угодно-ваша воля.Но не надо утверждать,что чтение книг еритиков,,не зазорно''и,что,,католики не безблагодатные еретики в прелести,'' ,,Читающий книги лжеучителей,приобщается непременно лукавому,темному духу лжи...так утверждают светила Церковные – святые Отцы.Только те книги о религии позволено тебе читать,которые написаны святыми Отцами вселенской Восточной Церкви.Этого требует Восточная Церковь от чад своих.Если же ты рассуждаешь иначе,и находишь повеление Церкви менее основательным,нежели рассуждение твое: то ты уже не сын Церкви, а судия ее.Всякому,не принадлежащему Восточной церкви,единой святой,писавшему о Христе,о христианской вере,принадлежит имя лжеучителя.св.Игнатий
Natalie14 октября 2019, 02:32
Игорю и Вадиму: Вы же утверждали в разных комментариях, что все люди это ближние. И как правильно написала Катерина, что все мы дети одного Отца! Не значит ли это, что мы должны любить всех людей? А в ваших комментариях я не увидела любви к ближнему.Например, к католикам, а наоборот, я увидела осуждение и превосходство над ними. Не вам делать выводы об их спасении. Только Бог нам всем Судья! Католики, которых я знаю, любят Бога и людей всем сердцем! Так зачем всех католиков под одну гребёнку? Какая у них хула на Бога? Я не знаю. Я вижу только их Любовь к Богу. А также я вижу Любовь Господа к ним тоже!!! Слава Богу за всё!
Алла13 октября 2019, 20:59
Вадим К, а мне нравится читать и восточных и западных отцов, кто вам сказал, что я читаю только католиков? Я даже протестантов читаю. Знаний много не бывает, а я человек любознательный. А вы-то, очевидно, "не читал, но осуждаю", ибо если бы читали, то знали бы, что утверждение "когда они пишут о духовном, они толком не знают, о чем пишут" не соответствует действительности.
Алла13 октября 2019, 20:54
игорь ковалев, нет никакого согласия отцов по поводу книги Фомы Кемпийского, потому что высказывались по этому поводу всего несколько человек. Не выдавайте желаемое за действительное. Кроме того, и чтение Библии тоже "производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их", и что же теперь, не читать её? Зря вы стараетесь мне навязать свое мнение, со мной такое не проходит, точнее действует прямо обратно.
игорь ковалев13 октября 2019, 18:37
Алла,,Когда христианин вместо духа, вместо исполнения заповедей делом, словом, мыслью и всем настроением и всеми чувствами своими, как велел Господь, приносит Ему свои нервные, кровяные волнения, ощущения и т. п. и считает их за богоугодные и даже благодатные, как это имеет место у разных истеричек, у католиков, – то Господь отметает их, не приемлет. И у нас среди православных мало найдешь людей, которые понимают, что эти состояния душевные, ложные, а не духовные. Для распознавания их необходимо читать Игнатия Брянчанинова ...Особенно страдает этим католичество, где уже давно духовность подменена душевностью.''(игумен Никон Воробьев)
игорь ковалев13 октября 2019, 17:09
Алла,,...чем Игнатию Бранчанинову. Мнение последнего о спасении католиков тоже всего лишь его частное мнение.''Неправда!Большинство св.Отцов осуждали католицизм,как ересь.Посмотрите в интернете всех и не перечислишь.(Оптинские старцы, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадский,Игнатий Брянчанинов и др.)Поместные соборы Православной Церкви после Схизмы 1054г., которые осудили еретические учения Папизма (1089, 1233, 1273, 1274, 1282, 1285, 1341, 1351, 1441, 1443, 1484, 1642, 1672, 1722, 1727, 1755, 1838, 1848, 1895).Православный Собор в Москве в 1948г.также осудил католичество.А как еретик может спастись,когда ересь-это хула на Бога?Читать богохульника в прелести для нас,,зазорно''!И безумно!
Вадим К. продолжение13 октября 2019, 13:59
теперь как говорится, бери и читай, и если нам и в этом случае больше нравятся сочинения не православных восточных отцов, а западных, то невольно возникает много естественных вопросов, над которыми честный человек должен крепко подумать. На Западе научились в совершенстве музыке, художеству, науке, но когда они пишут о духовном, они толком не знают, о чем пишут. Между прочим, немало среди них, кто это понял, и теперь лучше нас изучают наших же свв. отцов, чтобы вникнуть в суть духовного мира. И всякий честный человек должен поступать так, а не считать правильным и истинным то, что ему ныне по душе. Спор ведь не о вкусах, а том, где истина.
Вадим К.13 октября 2019, 13:44
Алла, конечно, свт. Димитрий так же святой нашей Церкви, как и свт. Игнатий. Но не последнему, а первому Божия Матерь сказала, что ты "молишься по-латински". Он жил во времена, когда в Православной Церкви наблюдался упадок и ей приходилось обращаться к Западу, потому что свои отцы были забыты. Добротолюбие, этот святоотеческий сборник, был составлен ровно в то время и тем же преп. Никодимом, а при свт. Димитрии его не было и в помине. Как и у нас, в нашей недавней истории, когда только дали возможность печатать что-то духовное, то люди жадно кидались на все, чтобы хотя что-нибудь узнать, так было и тогда, хотя и в другой вероятно степени. Но времена меняются, и что раньше было недоступно, то
игорь ковалев12 октября 2019, 22:07
Алла.О ,,Подражании''-,,Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности; книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственности. Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгой за действие благодати Божией.В противоположность ощущению плотских людей, духовные мужи, обоняв воню зла, притворившегося добром, немедленно ощущают отвращение от книги, издающей из себя эту воню.''(св.Игнатий Брянчанинов) У нас действует принцип ,,согласия Отцов''Что большинство св.Отцов считало истиной,то и есть истина.Так,что св.Димитрий здесь в меньшенстве и явно заблуждался.Как и вы!
Алла12 октября 2019, 03:19
Вадим К., как я уже сказала, Дмитрий Ростовский тоже святитель, как и Игнатий Брянчанинов. И он высоко оценивал труд Фомы Кемпийского. А значит в этом нет ничего зазорного для православного христианина. Всё просто.
Алла12 октября 2019, 03:17
игорь ковалев, ничего Церковь не отвергала, не придумывайте. Она не выносила никаких соборных суждений по поводу этой книги, а значит мы сами выбираем, чьим мнением нам руководствоваться. И я доверяю Дмитрию Ростовскому больше, чем Игнатию Бранчанинову. Мнение последнего о спасении католиков тоже всего лишь его частное мнение. Касаемо Невидимой брани. Если бы все ценное в труде Скуполи было взято из Лествицы, чего же тогда переводили именно его книгу, а не написали просто свою, на основе Лествицы? Всё эти составите "сравнительных анализов" просто лукавят.
Вадим К.11 октября 2019, 22:29
Алла, разница в том, что мнение свт. Игнатия это не просто мнение какого-то члена Православной Церкви. Он - ею признанный учитель монашества нашего времени и выразитель ее аскетического предания. Конечно, Вы вправе слушать не его учение, которое не его учение, а учение православных отцов, которое он воспринял - Вы можете слушать учение католика Фомы. Что значит Ваш выбор, думайте сами. "Человек есть то, что он ест".
игорь ковалев11 октября 2019, 16:06
Алла.,,Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину».(св.Игнатий Брянчанинов)Католичество осуждено на поместных соборах,как ересь и раскол.Дорогая,Алла,одумайтесь!Читая авторов,находящихся в прелести,нельзя этим не ,,заразиться''.,,С преподобным преподобным будешь,...а со строптивым развратишься''.
игорь ковалев11 октября 2019, 14:29
Алла,Время доказало правоту Игнатия Брянчанинова.Церковь отвергла,,Подражания''Сейчас их не встретишь в церкви.Причем негативно оценивал,Подражания'не один св.Игнатий.По поводу,,Невидимой брани''Прочитайте сравнительный анализ книги Скуполи и переработок.Только у св.Никодима переработка получилась в два раза больше оригинала.О молитве всё заменили,была медитация.Если что-то осталось от оригинала,так это благодаря тому,что орден,к которому принадлежал Скуполи,руководствовался в аскетике,,Лествицей''св.Иоанна Лествичника.Духовный закон-нарушение в догматике ведёт к нарушению в аскетике.Как писал св.Игнатий людям,утверждавшим,что иноверцы могут спастись:,,Не играйте Вашим спасением,не играйте!'
Алла11 октября 2019, 11:37
Вадим К., мнение есть мнение. И мнение святителя Игнатия ничем не лучше мнения святителя Дмитрия. Мне тоже нравится труд Фомы Кемпийского, и я не собираюсь считать это чем-то зазорным, ведь святитель моей Церкви его одобрил.
Наталья11 октября 2019, 11:34
Леон Блуа увлекался католическим мистицизмом. Его первая (гражданская) жена, которую он тоже вполне в него "погрузил", сошла с ума. Блуа написал книгу о некоей "мистически-искупительной" функции еврейства. Самой известной его книгой во Франции считается автобиографический роман "Отчаявшийся человек". Вывод: Леон Блуа - интересный по-своему мыслитель, но вряд ли чтение его произведений действительно нужно и полезно современному православному христианину.
Мария10 октября 2019, 22:40
Переведённую книгу нашла в продаже на букинистическом портале в двух экземплярах
Вадим К.10 октября 2019, 21:18
Алла, мнение о книге Фомы Кемпийского у свт. Игнатия было не спонтанным, а проверенным: о ее содержании он справлялся у опытных в духовной жизни подвижников. Он и сам глубоко изучил православное аскетическое предание и им жил. А свт. Димитрию сама Богородица указала, что "молится он по-латински", так он сам о себе пишет. Кстати, в одном из писем свт. Игнатий подвергает сомнению и не советует читать греческие книги, напечатанные в 18 в., находя в них много, как он говорил, "кровяного". Он строго относился к аскетическому подвигу, к этому высшему делу, требующему большого искусства и осторожности. Едва ли эту строгость разумно считать ошибкой.
Сергей10 октября 2019, 16:38
Здравствуйте, спасибо отец Андрей, заинтересовался и сразу нашел на предание.ру электронные версии трех переводов....переводчики начали таки работу!
Елена О10 октября 2019, 11:04
"Если стал отцом семейства, о пути непризнанного современниками творца обязан забыть. Или-или... " Пути Господни неисповедимы. Спаси Господи.
Алла10 октября 2019, 11:01
игорь ковалев, ну а вот я считаю, что прав был Дмитрий Ростовский, а Игнатий Брянчанинов заблуждался - "такое иногда бывает и со святыми". "Редактирование" труда итальянца ничего не меняет, ибо будь католики такими безблагодатными еретиками в прелести, никакая обработка бы не помогла.
Ирина 9 октября 2019, 21:37
Продолжать идти путем непризнанного творца, когда твои дети умирают от голода и тебе не на что их похоронить, - преступление. Если стал отцом семейства, о пути непризнанного современниками творца обязан забыть. Или-или...
Родион 9 октября 2019, 13:07
"...Человек, сознательно обрекающий жену и детей на голод и нищету, не имеет права называться христианином, не имеет права называться мужчиной..." - а Леон Блуа работал. Работал служащим на жел. дороге и кормил семью, насколько мог. В его время - конец 19-го века - нищета была ужасающей даже в богатейших тогда Франции, Британии. Не один Леон Блуа, сколько еще непризнанных современниками творцов голодало. А почему Вы не признаете творчество писателя трудом - это остается Вашей тайной... притом писателя верующего, а не бумагомарателя, щекочущего страсти и пороки за деньги.
Ирина 9 октября 2019, 12:56
Думаю, святые и протоки осуждали грех, а не грешников. На личности не переходили. Спаси Господи.
Елена О 9 октября 2019, 10:27
Ирина, Вы правы и неправы. Работая в поте лица, тоже можно умирать с голоду...История это подтверждает (и Библия тоже)
Катерина 9 октября 2019, 08:27
Всем, кто осуждает писателя за 35 сантимов и немужское поведение (понятео, что это только в связи с отсутствием воображения), рекомендую к прочтению рассказ Куприна "Чудесный доктор" в качестве дополнения отсутствия воображения. Та же история нищеты. ОЧЕНЬ хороший рассказ-быль по уверениям писателя. Но нам, православным, есть о чем задуматься и в связи с жизненной ситуацией пусть давно умершего писателя, которая к сожалению повторяется в большинстве стран мира снова и снова.
игорь ковалев 8 октября 2019, 22:05
Алла"Невидимая брань"...является просто переводом труда итальянского монаха'' Не просто переводом она является:,,Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из св. отцов, подвижников''Потом ещё Феофан Затворник исправлял и дополнял её при переводе.,,Потому предлагаемую книгу следует считать не столько переводом, сколько вольным переложением.''То есть её привели в православный вид,многое исправив и дополнив,причем два раза.''Насчет,,Подражания Христу''.В главе,,О прелести''св.Игнатий Брянчанинов разбирает эту книгу.Она была написана в состоянии прелести называемом ,мнение'.Значит св.Димитрий Ростовский здесь ошибался,такое иногда бывает и со святыми.
Анна 8 октября 2019, 21:06
Спасибо за прекрасную статью.Помимо того,что наконец-то удалось поразмышлять о литературе ( о ней не на пишут вообще).Так ещё и столь в себе нашла от тех буржуа ,о которых писал Леон.Ой,ой ,как в зеркале.Стыдно.Но выворачивает хорошо,понимаешь,что пора на исповедь.Бегом
Ирина 8 октября 2019, 20:24
Человек, сознательно обрекающий жену и детей на голод и нищету, не имеет права называться христианином, не имеет права называться мужчиной. Средства на еду христианин должен зарабатывать в поте лица, а не искать на парижских мостовых. Десятки написанных замечательных книг не стоят того, чтобы истязать семью (людей, которых поручил тебе Бог), оправдывая это критикой пороков буржуазного общества. Критиковать легко, трудно реально что-то делать для ближних.
АлександрГ. 8 октября 2019, 19:28
Спасибо, отец Андрей. Все очень хорошо. Храни вас Господь!!!
игорь ковалев 8 октября 2019, 14:56
Вадим К. Не путайте обличение от святых,пророков и от грешников,это разные вещи,,надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности — безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что ее источники суть самомнение и гордость.Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях, Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Святого Духа, а не по внушению страстей своих и демонов.''(св.Игнатий Брянчанинов)
Алла 8 октября 2019, 14:08
Игорь Ковалев, а вы знаете, что знаменитая "Невидимая брань", которую у нас обычно приписывают Никодиму Святогорцу, на самом деле является просто переводом труда итальянского монаха Лоренцо Скуполи? А "подражание Христу" высоко оценивал святитель Дмитрий Ростовский.
игорь ковалев 8 октября 2019, 12:05
Сергей ,,Не могу разделить пафос о. Андрея'' Отличный комментарий-полностью поддерживаю!Тоже резанула глаз цитата про свиней,явное осуждение и презрение к ближнему.Да,Блуа был под воздействием гордого,падшего духа,что и выражалось в его осуждении ближних и ропоте на Бога.И если Христос и Апостолы запрещали бесам говорить даже правду о Христе,то почему приемники Апостолов наоборот это пропагандируют?Поэтому и опасно читать не православных писателей-наберешься вредных,посеяных падшими духами мыслей.,,С преподобным-преподобным будешь,а со строптивым-развратишься.''
Вадим К. Сергею 8 октября 2019, 11:48
И Серафим Саровский кого надо обличал, об этом в его житии сказано, а не всех гладил по головке. А пророки? "Человек, будучи в чести, причислился к скотам и уподобился им", говорит в одном из псалмов прор. Давид. И в другом: "вечером возвращаются они, воют, как псы и ходят вокруг города". Кто-то из пророков своих соплеменников сравнивает с похотливыми жеребцами и Сам Господь заповедует не метать бисера своего перед свиньями и псами, конечно имея ввиду людей, которые по нраву своему сделались подобными этим животным. Если Церковь вовсе оставит обличение, это будут делать как раз революционеры и люди будут слушать их, опыт мы имеем, увы. Только все должно быть в меру. Вот в ней Православие.
Дмитрий 8 октября 2019, 09:35
Когда читал те же дневники отца Александра Шмемана, был очень впечатлен цитатами из дневников некоего Жюльена Грина, которые приводит отец Александр. И - практически не переведен, купить нельзя.
Татьяна 8 октября 2019, 07:57
Вадим К. 7 октября 2019, 12:41 Все прекрасно, только непонятно, зачем надо было не в тему опять пенять на советский строй, что-де не научил всех беглому французскому языку. Тоже обратила на это внимание. Блестящая статья батюшки, великолепная просто. Но пинать Советский Союз тоже, думаю, не надо было. И еще один момент. В нынешнее куда более "раскрепощенное" время не факт, что переводчики будут переводить Л.Блуа, а не, скажем, "Волосы и ногти. Новые тренды западной моды". Батюшка, спаси Вас Господи, за Ваши труды. Не оставляете равнодушными никого, есть над чем подумать.
Наталья Богоявленская 7 октября 2019, 22:38
Спасибо отцу Андрею за статью. Как всегда, живо, будоражит душу и ум. Есть о чём поразмышлять. Спасибо за открытие нового имени.
игорь ковалев 7 октября 2019, 22:38
,,выйти «религиозно на простор дорог и полей» в компании с этим или другим ярким писателем,''В такой компании на просторе точно заблудишься,т.е. впадёшь в прелесть.Куда вы нас зовёте о.Андрей?Мало людей соблазнилось в 19 веке от,,Подражания Христу''Фомы Кемпийского?И откуда на западе осталось что-либо духовное?Всё заменено душевностью.Духовная пустыня!Нечего нам там делать,будем лучше ходить по дорогам восточных святых Отцов.
Сергей 7 октября 2019, 19:29
Не могу разделить пафос о. Андрея. «Странно, что не хочет умирать как собака тот, кто прожил жизнь как свинья». Попробуйте вложить эти слова в уста, например, преподобного Серафима Саровского. Не получается? И не получится. Дух другой. Так может сказать о грешнике бес, но не тот, кто знает, что «от нихже первый есмь аз». Это слова не того, кто плачет о своих грехах и молит за весь мир, это слова революционера – обличителя и разрушителя. А сколько таких было в 20 веке, темпераментных, мужественных, ярких «борцов за правду»? Впрочем, беда не в них, беда в том, что мы все еще похожи на них.
Елена 7 октября 2019, 19:06
За Блуа нельзя следовать. Вот и вся соль. Не хватает текстов тех, за кем необходимо следовать. Остро не хватает, утрачено понимание сути православия, одна обрядовость. Вот об этом бы побольше, особенно для народа, выдержавшего социализм и перестройки
Михаил 7 октября 2019, 18:36
Наталья! "Счастливый" человек находиться в состоянии "ленивого сна" повседневности: ничего не трогает, не волнует, ни за что "душа" не болит.
Вадим К. 7 октября 2019, 12:41
Все прекрасно, только непонятно, зачем надо было не в тему опять пенять на советский строй, что-де не научил всех беглому французскому языку. Интересно, а сколько крепостных у отца свт. Игнатия могли хотя бы читать книжку на родном языке, не спрашиваю, чтобы еще и немного писать? А сколько сейчас, когда не стало этого достойного всех и всегдашних порицаний строя уже 30 лет, сколько сейчас молодых людей могут грамотно выражать свои глубокие мысли устно и письменно? А что в свободной Европе? Все ли там бегло читают по-французски, как хочет автор? Чести нам, православным такое присное пинание уже мертвого явления не прибавляет никак.
Марина 7 октября 2019, 11:25
Спасибо, отец Андрей за открытие еще одного важного имени! Дай Бог Вам сил в Вашем служении. А в одном из выпусков прекрасной "Встречи" очень хочется услышать о такой прослойке церковных людей как люди возраста от 45 до 60, горожан с высшим и, зачастую, не одним, образованием. Как-то все о молодежи говорится, о детях, о стариках. а тут тоже есть над чем поразмышлять. Спаси Господи!
Сергей 7 октября 2019, 11:23
Хорошо, хлёстко, очень темпераментно! Почувствовал о. Андрей родственную душу. Да, наша языковая ограниченность, сродни "железному занавесу". Не пускают нас "за границу" русского языка.
Игорь Шаруненко 7 октября 2019, 11:20
Спасибо.Храни вас Бог
Иоанн 7 октября 2019, 10:43
Огромное спасибо, Протоирею Андрею Ткачёву!!! Как всегда, он открывает нам новые и неизведанные просторы прекрасной литературы, и знакомит нас с новым миром!!! Спаси Господи!!!
Зоя 7 октября 2019, 09:57
Несколько его книг переведены на английский...
Татьяна 7 октября 2019, 09:28
"Если Христос – Бедняк, то мир – это Деньги. Любящий Деньги отвергает Бедняка." Господи, так это и о нынешнем времени! Поклонение маммоне, как символ времени. И наши современники, любящие Деньги, в очередной раз, в след за предшественниками, будут верить, что уж они-то непременно пролезут в ушко игольное. Наивные.
Вадим 7 октября 2019, 08:55
"Кровь бедняка", "Толкование общих мест" и "Душа Наполеона" издавались в России издательством "Русский путь". Вряд ли их сейчас можно купить в бумажном виде - но в электронном виде в интернете они есть.
Андрей 7 октября 2019, 08:52
Прямо про наше общество сейчас тоже самое можно сказать.
Михайлович 7 октября 2019, 08:30
Вообще-то книги Леона Блуа на русском языке есть. На Озоне продаётся "Кровь бедняка" , на LiveLib "Пленники Лонжюмо" . Как сказано, "Ищите и обрящете" . Как сырокопчёную колбасу в СССР. А что касается "духовных переводов с испанского, итальянского и немецкого" , то не лучше ли сначала перевести побольше православной литературы с греческого ?
Наталья 7 октября 2019, 07:03
Спасибо за статью , про мужество перед нищетой
Надежда Трегуб 7 октября 2019, 05:56
Песня!!! Спаси Господи!
Марина 7 октября 2019, 05:28
Да, перевод книг Л.Блуа очень нужен , я согласна с А. Ткачевым. Действительно, чем занимаются переводчики?
Марина 7 октября 2019, 05:19
Перевод Л. Блуа есть. Блуа Л. Кровь бедняка. Толкование общих мест. Душа Наполеона: Избранная проза / Пер. с фр. А.Курт, А.Райской; Предисл. Н.Струве; Вступ. ст. Н.Бердяева. Автор(ы): Блуа Л. Издательство: Русский путь Год выпуска 2005 Число страниц: 288 Переплет: мягкий Иллюстрации: есть ISBN: 5-85887-222-0 Размер: 199х128х13
наталья 7 октября 2019, 04:08
Спасибо о.Андрею за знакомство с таким мужественным человеком,статья пробуждает от ленивого сна повседневности!
Natalie 7 октября 2019, 01:11
Благодарю Бога и автора за прекрасную статью! Она написана специально для меня! Цитаты о деньгах- это в поддержку моего комментария к другой статье на этом сайте. Чудо! Слава Богу за всё!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×