Почему мы не преуспеваем?

«Унылые церковные будни»

Затрагивая тему преуспеяния в христианской жизни, нужно, наверное, говорить не о нем как таковом, а о его отсутствии – о том, почему мы не преуспеваем, поскольку совершенно очевидно: если бы мы все преуспевали в жизни христианской как должно, то церковная жизнь, которую мы видим, была бы принципиально иной. И никто из людей, в нее еще не вошедших, только лишь рассматривающих эту жизнь с порога, не высказывал бы недоумения по поводу того, почему у православных на службе такие грустные лица. Полагаю, что они бывают грустны не только оттого, что мы сосредоточенно внимаем песнопениям, молитвословиям, которые раздаются в храме, но и оттого, что мы задумываемся о своей жизни. Нас печалит понимание того, насколько наша жизнь не такова, какова она должна быть у человека, идущего за Христом, – мы слишком привязаны к земному, слишком отягощены заботами и печалями житейскими.

Человек так устроен, что, к какому бы делу он ни приступал, заниматься им продолжительное время без переутомления и не ломая себя он может только тогда, когда видит какие-то успехи. Когда мы замечаем, что хотя бы немного движемся вперед, это дает нам силы движение продолжать. Дело в том, что только движение дает нам возможность творчества в самом широком смысле этого слова, а необходимость в последнем заложена в каждом из нас: заканчивается творчество – и заканчивается радость. Возникает желание что-то поменять – но внешние перемены не спасут ситуацию, потому что причины такого рода тупика заключаются в нас самих.

Всё это относится и к христианской жизни. Можно порой увидеть, как люди, которым когда-то участие в богослужении и делах милосердия приносило радость, которые в этой жизни ощущали удивительную наполненность, относятся к ней теперь как к унылым церковным будням. Вообще это страшные слова – «унылые церковные будни», поскольку если мы заглянем в календарь, то увидим, что в Церкви каждый день – праздник, больший или меньший, но именно так он и должен нами переживаться, иначе наша церковная жизнь не будет развиваться правильно. И, опять же, это уныние возникает, когда человек не преуспевает в вере и, как следствие, время, вложенное в жизнь церковную, начинает воспринимать как напрасно потраченное. Человек унывает и не понимает, что делать дальше.

Пожалуй, в этом случае не лишним было бы обратиться к опыту людей, которые преуспевают на каком-то светском поприще. В Евангелии мы неоднократно встречаем такие сравнения, которые показывают нам пример для духовного делания. Можно рассмотреть опыт современников, который у нас перед глазами, и попытаться понять, почему эти люди так успешны там, где они этого хотят. И, наверное, мы увидим в этом два фактора, два явных момента.

История любого успеха – это история труда: длительного, кропотливого, упорного

Прежде всего, история практически всех успешных людей – это история труда. Действительно длительного, действительно кропотливого, действительно упорного.

Безусловно, мы в современной российской действительности сталкиваемся с тем, что в материальном плане порой имеют очень многое люди, которые не особенно для этого потрудились; это происходит в силу определенных обстоятельств, нередко незаконным или просто случайным образом. Но эти истории я бы вынес за скобки – по одной простой причине: то, что легко приобретается, столь же легко и теряется, и здесь можно говорить скорее не о том, что человек преуспевает, а о том, что он просто живет и всем этим пользуется, пока у него есть такая возможность.

А второе, что мы увидим: в основе преуспеяния состоявшихся людей лежит системный подход. Это основа их отношения к работе, к бизнесу; они правильно определяют для себя цели и продумывают пути, ведущие к этим целям; они держат в поле своего внимания всё, что может способствовать или помешать этому развитию. Можно возразить на это, что духовная жизнь – совсем другая сфера и плод преуспеяния в ней совершенно иной, – но если люди так трудятся ради каких-то временных стяжаний, тем более так должно было бы поступать нам, христианам, трудясь ради целей не временных, а вечных. Но мы, по словам Христа Спасителя, оказываемся гораздо менее догадливыми, нежели сыны века сего (ср.: Лк. 16: 8).

Заповеди – это легко?

Человек верующий, конечно, должен понимать, что такое христианское преуспеяние в принципе, в чем его отличие от мирской славы, от земного благополучия – от всего того, что нас к жизни вечной никак не приближает. По сути это то состояние радости и мира о Духе Святом, которое присуще человеку, ощущающему в своей жизни присутствие Бога и саму эту жизнь как предстояние пред Божиим лицом. Всё остальное – лишь средства, которые нас к этому ведут.

Одним из признаков преуспеяния в вере является легкость исполнения евангельских заповедей. Человек, который только-только начинает учиться их исполнять, обязательно сталкивается с тем, что это очень трудоемко. И больше всего сил при этом уходит на внутреннюю борьбу – со своим ветхим человеком, со своими страстями, которые подсказывают нам выбор прямо противоположный. Но по мере возрастания в жизни христианской заповеди приобретают для человека естественный характер, он уже не испытывает таких мучительных колебаний – и поэтому ему становится легко.

Преуспевшего в христианской жизни человека отличают его реакции на происходящее: это именно реакции человека нового – цельного, рожденного во Христе. Случается что-то неприятное – и он не раздражается, его первые слова – «слава Богу за всё». Обидел его кто-то – он не оскорбляется, а иногда радуется даже, поскольку видит в этом возможность какие-то свои несовершенства заметить и исправить. Утесняют его в чем-то обстоятельства – и опять же для него это не огорчение. Если же мы наблюдаем у себя реакции противоположные, то можно сделать вывод, что мы от духовного преуспеяния достаточно далеки.

Что необходимо для того, чтобы двигаться по пути преуспеяния? Необходимы удивительно простые вещи, но мы ими довольно часто пренебрегаем.

Прежде всего необходимо уважение к законам духовной жизни. Опять-таки, какую бы сферу мы ни взяли – экономику, искусство, спорт, – в них существуют свои законы, и людям не приходит в голову их игнорировать, если они хотят чего-то добиться. Точно так же человек не может преуспеть как христианин, игнорируя опыт Церкви.

Нельзя преуспеть как христианин, пренебрегая опытом Церкви, игнорируя духовные законы

Духовные законы, действующие в жизни человека, описаны в аскетике, в творениях святых отцов. О них нужно обязательно получить представление – может быть, даже взять тетрадь и выписать для себя эти закономерности, составить себе конспект. Ведь всем нам предстоит сдавать самый главный в жизни экзамен – перехода в жизнь вечную и ответа перед Богом.

Кроме того, очень важно выстроить в своей жизни систему приоритетов. У людей разные способности, но когда мы ставим что-то на центральное место в своей жизни, оно у нас, как правило, начинает получаться. Мы можем сокрушаться, что ничего не успеваем, но на то, что входит в приоритеты, у нас каким-то образом находится время. К примеру, время на то, чтобы поесть, хотя бы два-три раза в день, находят даже самые занятые люди. Так происходит просто потому, что человек понимает: иначе он потом встать не сможет. Если бы понимали, что точно так же бывает трудно подняться душе, утратившей навык молитвы, то, наверное, 20 минут на утреннее и вечернее правило у нас бы всегда находилось.

И еще нужно сказать о том, что, когда человек на что-то сознательно нацелен, направлен, это не просто занимает значительную часть его жизни – это изменяет всю его жизнь. И когда человек для себя делает главным в жизни следование путем исполнения заповедей Христовых, в его жизни, порой в самых неожиданных ее сферах, многое начинает меняться. Меняются обстоятельства, меняются отношения с людьми, меняются поступки, которые он совершает. И поначалу это может приводить человека в растерянность, но со временем он начинает смотреть на всё происходящее с ним духовно, и жить становится гораздо легче – появляется та простота, которой мы так часто себя лишаем, блуждая по каким-то тупикам.

Если же для нас принадлежность к христианству – просто одна из сфер интересов, то ничего хорошего у нас в христианской жизни не получится. Мы можем помнить, что должны что-то сделать ради Христа и любви к ближнему, что должны как-то иначе поступить, нежели поступали прежде, но это воспоминание будет постоянно вытесняться на задний план нашей жизни и в нас угасать.

Система жизни

В обычной, мирской жизни, в светских профессиях выстраивание приоритетов – часть того, что называют стратегическим планированием. Меня спрашивают порой, допустимо ли такое планирование в жизни духовной. Я бы сказал, что да, в определенной мере допустимо и даже необходимо. В частности, это относится к молитвенному правилу, духовному чтению, каким-то практическим делам, которые являются частью нашей церковной жизни. И это планирование должно быть достаточно твердым, потому что от этих дел нас будет с особенной силой отвлекать враг.

Должно быть и планирование, причем достаточно твердое, потому что от нашего делания враг будет отвлекать с особенной силой

К слову, не стоит такие дела откладывать на вторую половину дня – чем раньше мы их сделаем, тем лучше. Либо нужно постараться в начале дня сделать хотя бы какую-то часть подобных дел: тогда не только враг не успеет нас отвлечь, но и мы будем мотивированы это дело завершить, не бросить начатым.

Но наряду с таким планированием в духовной жизни необходимо и гибкое реагирование на изменения окружающей обстановки и на те перемены, которые происходят в нас самих. Некоторые воспринимают это как абсолютную спонтанность: я куда-то иду и вижу, что кому-то нужна помощь, – я всё бросаю и помогаю этому человеку. Но чтобы откликаться спонтанно и при этом правильно, тоже нужна подготовка: такое реагирование должно быть запланированным, как ни чудно это звучит.

Христианину необходима система жизни. Система, в которой существуют определенные настройки на внешние раздражители – оскорбления, несправедливость, житейские неурядицы. Система, в которой мы настроены мгновенно откликаться на боль и беду других людей. Система, в которой человек предупреждает свои греховные ошибки или по крайней мере исправляет их. Если же мы живем как христиане бессистемно: сегодня трудимся, идем в храм, потом на душеполезную беседу, кому-то помогаем во славу Божию, а потом неделю от этого «отдыхаем», оставив и молитву, и памятование о Боге, – то мы находимся в положении человека, который сегодня строит дом, завтра не строит, а послезавтра разрушает построенное. И когда он решит вновь вернуться к стройке в следующий раз, неизвестно, будут ли у него силы и желание продолжать. Именно поэтому нам так трудно бывает собраться на исповедь, трудно вернуться к молитвенному правилу, посещению служб, если мы раз за разом их оставляем. Кажется, что на это просто нет сил, но на самом деле они истощаются именно от бессистемного труда.

А чтобы системность в этом труде появилась, нужно постоянно напоминать себе, что мы не просто живем, дышим, едим, ходим на работу, общаемся со знакомыми и незнакомыми людьми – мы через всё это поучаемся в том, чему желает научить нас Господь. Все ситуации с нами не просто «случаются» – они нас проверяют, они нас побуждают к чему-то, они нас закаляют, они умягчают наше сердце, чтобы оно могло вместить Божественную любовь. Из этого и рождается то преуспеяние, плоды которого не истлеют и не отнимутся у нас в жизни земной.

Игумен Нектарий (Морозов)

24 октября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святейший Патриарх Кирилл о духовной жизни Святейший Патриарх Кирилл о духовной жизни Святейший Патриарх Кирилл о духовной жизни Святейший Патриарх Кирилл о духовной жизни
О Церкви, Евхаристии, священстве, монашестве, современности, любви, покаянии, смирении, терпении, добрых делах и спасении.
55 принципов христианской жизни 55 принципов христианской жизни
Протопресвитер Фома Хопко
55 принципов христианской жизни 55 принципов христианской жизни
Протопресвитер Фома Хопко
Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, каково было наше призвание.
«Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО) «Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО)
Схиархим. Илий (Ноздрин)
«Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО) «Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО)
Беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным) о духовных законах
Как проявляются духовные законы в нашей жизни? Как сказывается грех отдельного человека на состоянии общества, в котором он живет? Почему страдают праведники и благоденствуют нечестивцы? Ответственны ли дети за грехи родителей?
Комментарии
Иоанна_ 6 ноября 2019, 10:01
Когда святитель Игнатий призывает испытывать духовных наставников, чтобы не нарваться ненароком на прельщённого и не быть вместе с ним увлечённым в пучину погибели - разве он "осуждает священников", Андрей Юрьевич? Ну а "умный духовник" - это, конечно, тот, который много не требует, причащайся, да и только? Но причащаться можно и в осуждение, об этом в не любимой вами правиле ко Причастию неоднократно упоминается. Неспроста, определённо...
игорь ковалев 5 ноября 2019, 23:24
Андрей Юрьевич.И если ,даже нашим омрачённым умом,логически подумать,что может быть проще-причащайся,как можно чаще и будешь преуспевать в духовной жизни.Каждый день причащайся и скоро станешь бесстрастным.Как таблетку-выпил и выздоравливаешь.Мечта ленивого.И почему это церковь столько лет молчит,про такое удивительное средство?Все бы уже могли быть святыми,если бы с детства каждый день причащались.Только редкие ,,умные духовники''об этом заявляют.Очень странно!Получается или церковь нам не мать,или духовники не умные.А суть в том,что,,кто не понимает аскетики,тот ничего не понимает в духовной жизни''(Никон Воробьев),,Царство Божие силою берётся'',,Дай кровь и прими Дух''.Только так!!!
игорь ковалев 5 ноября 2019, 23:00
Толкования на 1 Сол. 5:21 ,,вся же искушающе,добрая держите.'',,В наше время для различения,от истины ли речь...—служит положительное учение Церкви.Это пробный камень всех учений.Что с ним согласно,то принимай,что несогласно,отвергай.''(Феофан Затворник)За 1000 лет существования РПЦ не было в ней учения о причащении всех на каждой литургии,оно появилось только в 19 веке и является модернизмом.И,т.к. противоречит преданию Церкви,мы,как верные чада,его отвергаем.А кто придерживается этого мнения,считаем заблуждающимися и для нас не авторитетом.Где здесь осуждение???Вы точно у нас бревно увидели,которого нет.
Андрей Юрьевич 5 ноября 2019, 13:22
Иоанн Златоуст: "Мы, которым не дозволено судить братьев наших, неужели станем изощрять язык свой против священников? Разве достойно какого извинения то, когда в своем глазу мы не замечаем бревна, в чужом же глазу тщательно рассматриваем сучок?" На сим продолжать дискуссию с ревнителями "правильной духовной жизни" считаю бессмысленной. Как можно цитировать Святых Отцов, самому позабыв о Заповедях? Первая из которых: "Возлюби..." Значит, не всем помогает аскетика и вычитывание правил, чтобы, по названию обсуждаемой статьи "Преуспеть в духовной жизни". По мнению умных духовников, лучшее лекарство для исцеления духовного повреждения - Причащение Святых Даров. Но в каждом монастыре - свой устав.
игорь ковалев 5 ноября 2019, 00:20
Андрей Юрьевич.Вот ваши слова:,,А разных духовников сейчас, конечно,много.Только они -НЕ СВЯТЫЕ.Могут заблуждаться...''Так зачем вы сейчас приводите мнение обычных священников???У нас в церкви действует принцип согласия Отцов'',т.е.,что считали истиной большинство св.Отцов,то и есть истина!Т.к. даже святой может ошибиться.Если мнение человека,даже если он священник,как о.Александр Шмеман,противоречит мнению св.Отцов,причем по многим вопросам,то значит он заблуждался и для нас не авторитет.Так сверять различные мнения с преданием и Писанием учит наша Церковь.
игорь ковалев 4 ноября 2019, 21:46
В 32-й главе Типикона«О причащении Христовых Таин»говорится:«Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин,подобает ему сохранить всю седмицу,от понедельника пребыти в посте,и молитве,и трезвости совершенной всеконечно,и тогда со страхом,и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Таины». ,,Более частое причащение может являться только лишь следствием(а не причиной)усиленного подвига покаяния,постоянного духовного совершенствования,а это невозможно без осознания своей греховности,которое и приводит кающегося к исповеди.Искусственное учащение мирянином причащения без подвига сугубого покаяния и без исповеди прегрешений как раз и может привести к тому,о чем предостерегает апостол Павел''
Андрей Юрьевич 4 ноября 2019, 20:00
Иоанна, Игорь Ковалев: "о.Александр Шмеман не является для нас, чад Русской Православной Церкви, авторитетом". Дорогие, братья и сестры! Разве кто-то благословлял вас судить о православном священнике, да ещё от лица всей нашей Церкви?!
Андрей Юрьевич 4 ноября 2019, 19:33
"На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии". Игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. (Из интервью владыки на сайте Валаамского монастыря)
игорь ковалев 4 ноября 2019, 14:49
Андрей Юрьевич.Александр Шмеман вообще не авторитет в духовных вопросах,он во многом противоречит святооческому преданию.Это пример,как человек,не очистившись от страстей аскетикой,дерзает'учить церковь.По поводу второй цитаты-св.Отцы тоже призывают смотреть на своё состояние в каждом конкретном случае.Вы же призываете,как Шмеман,причащаться на каждой литургии.Это противоречит святоотеческому преданию,как минимум со времён Златоуста,с его слов этого уже не было. Это непонимание вопроса-от достойной,трезвой духовной жизни учащается причащение,а не на оборот.И Феофан Затворник и Иоанн Кронштадский не с детства причащащись ежедневно,а когда достигли соответствующего духовного уровня.
Иоанна_ 4 ноября 2019, 13:06
Ссылки у вас одни и те же, Андрей Юрьевич, больше сослаться не на что. Про о.Александра Шмемана известно, что он в данном вопросе не является для нас, чад Русской Православной Церкви, бесспорным авторитетом, если есть желание, сами можете разобраться, почему. Что касается владыки Панкратия, то он плоть от плоти лаврский монах и духовное чадо архимандрита Кирилла (Павлова). В связи с этим почитайте что-нибудь об отце Кирилле и о его отношении к правилу. От сказанного владыкой Панкратием до ежедневного причащения, да ещё без исповеди и "вычитывания" правила - как от Земли до Луны, а то и дальше.
Андрей Юрьевич 3 ноября 2019, 21:59
Игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий: "Сейчас не то время, чтобы существовал один шаблон: причащаться или исповедоваться столько-то раз во столько-то дней. Тем более что строгих канонов на этот счет и не существует — есть разные практики, разные обычаи. Должна быть определенная степень свободы в этом важнейшем вопросе. Каждый человек с помощью духовника решает его по-своему. А уж дело прихожанина — находить того духовника, который ему нужен, который сможет ему помочь". (из интервью на сайте Валаамского монастыря)
Андрей Юрьевич 3 ноября 2019, 21:38
"C тех пор как причастие мирян за каждой Литургией... было заменено практикой редкого... причащения, это последнее естественно стало предваряться таинством Покаяния... Но практика эта... привела к возникновению внутри Церкви теории, согласно которой причастие мирян, в отличие от духовенства, и вообще невозможно без таинства Покаяния... Я дерзаю утверждать, что теория эта... не только не имеет для себя основания в Предании Церкви, но открыто противоречит церковному учению о самой Церкви, о таинстве Причащения и о таинстве Покаяния". Александр Шмеман, протопресвитер. "Исповедь и причастие".
игорь ковалев 3 ноября 2019, 18:24
Андрей Юрьевич.Феофилакт Болгарский:,,Итак,оправдайся пред своей совестью,и таким образом приступай,..когда найдешь себя чистым и достойным»''Ещё раз,по словам св.Отцов,если считаешь себя ,,готовым,чистым,достойным''причашайся,не откладывая.Т.е.конкретно по своему духовному состоянию,а оно бывает разным даже у одного человека.А при частом причащении,мы должны находится в состоянии постоянного говения,это очень хорошо,к этому призывает и Феофан Затворник.Но многие ли так живут?А в цитате о.Саввы говорится о людях,не причащающихся из-за ложного благоговения.Это другой вопрос. Суть в том,чтобы с большей пользой причаститься,нужно хорошо подготовиться.Духовный закон:,,Дай кровь и прими Дух''
Иоанна_ 3 ноября 2019, 09:33
Андрей Юрьевич, "часто" во времена отца Саввы означало раз в 2 недели. Почитайте "Бисер духовный", там старец порицает тех, кто причащается редко, то есть РАЗ В ГОД! Нигде ни у него, ни у других авторитетных духовников вы не найдёте призыв причащаться каждый день даже для монахов. Ну а причастие без поста, исповеди и вычитывания правила даже не рассматривается, это посчитали бы просто дикостью! Откуда вы вообще это взяли и где отыскали духовника, который такое благословляет?
Андрей Юрьевич 2 ноября 2019, 22:53
«... люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишают себя святыни." Схиигумен Савва (Остапенко). Точнее не скажешь. Подборку изречений приснопамятного старца можно найти на этом сайте.
игорь ковалев 2 ноября 2019, 22:19
Андрей Юрьевич.Иоанн Златоуст:«Мы стараемся не о том,чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением,но чтобы в праздники и тогда,когда приступают все. Не так повелевает Павел;он знает одно только время для приступания к тайнам и причащения,–когда чиста совесть....то тем более нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями...Под именем порочных пожеланий я разумею как телесные,так и любостяжание,гнев,злопамятность и вообще все порочные наклонности...с другой же стороны,когда есть сокрушение и готовность,не откладывать''Вот правило:по готовности и причащаться.Если живёте,как Феофан Затворник-причащайтесь каждый день,как он.
игорь ковалев 2 ноября 2019, 21:48
Андрей Юрьевич,,Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу:эта жизнь была приготовлением ко причащению,которого она удостоилась пред концом жизни»''(Игнатий Брянчанинов),,У нас в скиту держатся устава Афонской горы,составленного святыми старцами и переданного нам в назидание.Все иноки причащаются шесть раз в год,но по благословению иногда и чаще.''(Варсонофий Оптинский),,Первый великий Оптинский старец Леонид причащался раз в три недели, второй великий Оптинский старец Макарий и третий великий Оптинский старец Амвросий причащались один раз в месяц».''Факты говорят,что прямой взаимосвязи нет.Можно быть святым и редко причащаясь!
Иоанна_ 2 ноября 2019, 15:02
Игорь Ковалёв, отличные комментарии! Особенно понравилось: "не правило подгонять под себя, а себя под правило". Возьму на заметку. Когда-то вычитала у одного из батюшек понятие "упорядоченная жизнь во Христе" - по-моему, хорошо сказано, как раз в духе отца Нектария.
игорь ковалев 2 ноября 2019, 14:34
Андрей Юрьевич.Причем здесь моя правильность?Писал про правильный путь,указанный св.Отцами-,,не искать радости в духовной жизни.''Извините,если чем обидел.И вам всего доброго!
Андрей Юрьевич 2 ноября 2019, 10:49
схиигумен Савва (Остапенко): "«Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишают себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: “Не причащайся часто”. Откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: “Тогда был другой духовный уровень”. Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения?»
Андрей Юрьевич 1 ноября 2019, 20:47
Игорь Ковалев: "Неправильное вы взяли направление в духовной жизни..." Простите, что вступил в полемику, не сразу заметил Вашу правильность. Дай Бог Вам здоровья в духовной жизни.
игорь ковалев 1 ноября 2019, 19:32
Андрей Юрьевич.,,чтобы вернуть себе постоянное Причастие и, значит, - радость духовной жизни.'' ,,Святые Отцы говорят, что Царство Божие не приходит с соблюдением (см.: Лк. 17:20). Когда будем ожидать духовных радостей — тогда как раз можем (чаще всего так и бывает) не получить их. Правильное устроение души: считать себя недостойным никаких духовных утешений. Больше того, прп. Иоанн Лествичник говорит: «Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря». Эта мысль в разной форме высказывается всеми Святыми Отцами.''(игумен Никон Воробьев)
игорь ковалев 1 ноября 2019, 16:24
Андрей Юрьевич.Из правила собора,упомянутого вами:,,в продолжении трех седмиц,не приидет в церковное собрание''О посещении речь,а не о причащении.Откуда вы взяли,что от частоты причастия появляется радость в духовной жизни?Искание радости-это прелесть.,,Рукою смирения отвергай приходящие радости,чтобы вместо пастыря не принять тебе волка»,–говорит прп.Иоанн Лествичник.Ищи покаяния, сокрушения сердечного,а все прочее предоставь Господу.''(игумен Никон Воробьев) Неправильное вы взяли направление в духовной жизни,почему автор и рекомендует изучать аскетику св.Отцов.И ещё раз,про значение причастия никто не спорит,но надо потрудиться одежду соответствующую иметь,чтобы принять такого Гостя.
Андрей Юрьевич 1 ноября 2019, 02:37
По древним правилам Церкви, которые никто не отменял, даже великий постник, аскет и молитвенник может быть отлучен, если не причащался три воскресенья подряд (80 правило VI Вселенского Собора, 9 Апостольское правило). Именно Причащение и есть самое важное в Церкви. И когда в статье, - "Почему мы не преуспеваем в духовной жизни?", - Причастие даже не упоминается, становится печально... По поводу цитат от Игоря Ковалева. Почему Вы приводите только те цитаты, которые "удобны" противникам "частого" причастия? Ведь у святых отцов существуют разные мнения по данному вопросу. Антиномия! Каждый вправе выбрать духовника, чтобы вернуть себе постоянное Причастие и, значит, - радость духовной жизни.
Андрей Юрьевич 1 ноября 2019, 01:45
Священномученик Иларион Верейский: «Таинство Причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство Причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет их друг с другом. Вот почему Причащение, по преимуществу, есть источник именно церковной жизни. Смысл Таинства Причащения – в его церковности. Вне единства церковного нет и Причащения»
игорь ковалев31 октября 2019, 21:15
Андрей Юрьевич,,Мое мнение-почему мы не преуспеваем в духовной жизни?"-потому что вычитывание молитвенных правил сделали для себя важнее Причастия Святых Даров''Есди бы всё было так просто.И потом, интересно кто это считает,прочитать правило к причащению важнее самого причащения???Вычитывание правил вам не нравится?Так это в нас проблема,что мы не молимся,а вычитываем молитвы,которые даны нам св.Отцами.Значит в таком плохом состоянии находимся,что сердце не отзывается на молитвы.Но не правило нужно под себя подгонять,а своё состояние духовное под правило.А без правила не куда,не зря нам оно дано свОтцами.Это одно из главных составляющих системного подхода,вот о.Нектарий часто о нём и говорит
игорь ковалев31 октября 2019, 14:58
Андрей Юрьевич.Филарет Дроздов:«Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни,чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству.''Игнатий Брянчанинов:,,Не то важно,чтоб приобщаться часто,но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу.» Феофан Затворник:,,«Что касается до“чаще”,то не надо учащать,потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу...разумею говение и причащение.''Раз в неделю при чистой жизни с приготовлением,я понял вы пишите на каждой литургии,а во многих храмах она проходит ежедневно.А читать правило перед причастием-послушание церкви.
игорь ковалев31 октября 2019, 00:04
По поводу,,системного подхода''и,что не всем это дано.Здесь придумывать колесо не надо.Открываем,,Что есть духовная жизнь''Феофана Затворника,изучаем и стараемся исполнять в жизни.Плюс изучаем Игнатия Брянчанинова,Авву Дорофея, Лествицу,Никона Воробьева и Писание.Систему давно придумали,просто её подгоняешь под свою жизнь и возможности,с советом более опытного(желательно духовника).Главное понемногу идти в нужном направлении,указанном св.Отцами,упал,вставай и иди дальше,не можешь идти -ползи.Для этого и нужен труд и усердие,как и для приобретения денег и славы.Серафим Саровский тоже сравнивал стяжание Духа Святого и стяжание денег.А главный показатель успеха-смирение.Автор во всём прав!
Андрей Юрьевич30 октября 2019, 19:16
Игорь Ковалев: "Частое причащение большинство духовников и св.Отцов не рекомендуют..." Зачем выдумывать? Приведите цитату, где бы святой "НЕ РЕКОМЕНДОВАЛ" причащаться?! Хоть "редко", хоть "часто". А разных духовников сейчас, конечно, много. Только они - НЕ СВЯТЫЕ. Могут заблуждаться... Автор призывает ещё больше читать молитвенные правила. Мое мнение, -"почему мы не преуспеваем в духовной жизни?" - потому что вычитывание молитвенных правил сделали для себя важнее Причастия Святых Даров.. Не вычитал текст, - не пойду причащаться! Не успел "подготовиться" буду вычитывать молитвослов прямо во время литургии! Вот и ушла радость духовной жизни от такого фарисейства.
игорь ковалев30 октября 2019, 16:28
Андрей Юрьевич,,Не нашел в статье ни одного упоминания о Причастии. Но многократно - о вычитывании молитвенных правил.'' Не вычитывание правил,а молитва.Это разные вещи.Значение Причащения,никто не отрицает,но цель христианской жизни в стяжании Духа Святого,а молитвой этого можно добиться в любое время и в любом месте(по Серафиму Саровскому)Частое причащение большинство духовников и св.Отцов не рекомендуют,пропадает благоговение,можно же причащаться и в осуждение.Поэтому и нужна системность,как и пишет о.Нектарий.И помолиться,и попоститься,и св.Отцов почитать и причаститься и т.д.
игорь ковалев30 октября 2019, 14:35
Андрей-12,,Вся системность только в одном единственном деле - молитве''Молитва-главное дело,но не единственное.Нужно и заповеди исполнять(,,Кто любит Меня,тот исполнит заповеди Мои.''),и со страстями бороться(,,Молитва злопамятного-сеяние на камне.''св.Исаак Сирин),и поститься,и воздерживаться от чтения романов,просмотра ТВ и развлечений.Т.е.,как и пишет о.Нектарий,,нужен системный подход'' ,,ибо..и правильность молитвы вне нашей возможности''Правильность как раз от нас зависит-,,заключать ум в слова молитвы''(Иоанн Лествичник)и молиться неспешно с чувством сокрушения,как мытарь и ничего в воображении не представлять.(Игнатий Брянчанинов,Никон Воробьев)И постоянство-Даяй молитву молящемуся.
игорь ковалев30 октября 2019, 12:22
Как мне видится,что ,,изучение духовных законов'' важнейшее дело в духовной жизни.Как говорили св.Отцы,,должны быть правильные понятия о духовных предметах''и постоянное изучение их.,,Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем,по руководству которого должно устраивать и жизнь свою''(Серафим Саровский)Тогда при всяком деле будут всплывать в уме слова из Писания и св.Отцов и дела будут делаться по заповедям.,,Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь».(пс.1)Опять же изучая Писание и св.Оьцов будем знать как постится,как молится,как и что читать,как любить ближнего и Бога и как не уйти в сторону,т.е. в прелесть.
Катерина 30 октября 2019, 09:10
Я считаю систематичность и умение самоорганизоваться таким же даром Господа нам, как и все остальные наши таланты. В качестве наглядной иллюстрации к словам батюшки можно взять пару-тройку народов, более преуспевших в организованной жизни. Получается у них менеджмент. Как - они и сами объяснить не могут. За какой процесс ни возьмутся - производство или помощь бедным, всё это протекает систематично, так что нищий знает - завтра он получит у церкви тарелку супа. И послезавтра. Это важно! Но! обратная сторона такова, что перебор с организованностью убивает таланты. Вспоминаются слова тети Л. Толстого - Лев, своим чрезмерным анализом Вы засушите Ваше сердце. Поэтому - золотая середина везде
Катерина 30 октября 2019, 00:43
Денис Горбушин29 октября 2019, 12:09 - Нельзя всех под одну гребенку. Если кому-то в чем-то больше дано, то и спрос с него строже. Помните евангельскую вдову с двумя талантами и богатеев? Отдала последнее Богу и была Ему очень угодна этим. А другие особо сами не заметили, что что-то там пожертвовали. Ну и им также.
Денис Горбушин29 октября 2019, 12:09
Вроде всё хорошо, всё правильно, но нет изюминки. Было у меня в жизни два периода воцерковленности продолжительностью по-нескольку лет каждый с длительными молитвами, частым причастием, но как был мало на что годным в силу болезненности инвалидом, так и остался. Какая тут успешность, когда нет здоровья, когда жизнь не в радость, а в тягость? Только не надо приводить в качестве примера святых вроде Матроны Московской, я не знаю инвалидов, которые в реале так живут.
Читательница (Подмосковье)29 октября 2019, 01:21
Комментарии «не по теме» пишут те, кто очень внимательно читает статьи, не пропуская ни одного слова. А для того, чтобы понять, ЧТО хотел сказать тот или иной автор, достаточно пробежать по статье взглядом по диагонали или прочитать то, что написано жирным шрифтом (с зелеными кавычками). За статью о. Нектария я поставила оценку 10.
Natalia Kuchinskaya28 октября 2019, 17:38
В статье предпринята попытка применения понятий и принципов мирской жизни к жизни духовной. Но принцип передвижения птиц в воздухе неприменим к принципам передвижения рыб в воде. Так и в статье. Какая успешность в духовной жизни? Евангелие от Марка, глава 9:...потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня...
Наталия28 октября 2019, 14:49
Вспомнилось высказывание о. Александра Шмемана: "Бог никогда не оставляет Церкви, но, так сказать, и не «поощряет» ее. Сила Бога в Церкви совершается только в немощи. Поэтому все внешние успехи вредны для нее. Ибо всякий такой «успех» – пища для гордыни и, в пределе, для умирания души". Конечно, это не значит, что нужно быть унылым, нужны и волевые усилия, и радость. Но пусть человек в храме будет естественным: то, о чем он думает и чувствует- необязательно анализировать.
Наталья Богоявленская27 октября 2019, 19:44
Если бы здесь возможно было ставить лайки, я поставила бы его на комментарий Екатерины (27 октября 2019, 12:00). В статье всё понятно, чётко разложено по полочкам, по сути дано руководство -- как преуспеть в ДУХОВНОЙ жизни. Но нет, мы мудрствуем, хватаемся за своё, и голос автора глохнет в этих мудрованиях. Мне кажется, преуспеяние начинается там, где люди становятся способны слышать друг друга.
Andrey27 октября 2019, 13:25
Очень правильная и точная статья! Действительно: мирские люди для достижения земного успеха прилагают огромные усилия, а вот я лишь говорю, что вера в моей жизни - самое главное, а делами показываю обратное: что вера не руководит моими поступками. Почему? Потому что труд в духовной жизни должен быть систематическим и упорным. А это, в свою очередь, невозможно без правильной расстановки приоритетов и понимания размера сделанной ставки. Эта ставка - вечная жизнь с Богом или вечная погибель вне Бога. Поклон о. Нектарию, очень люблю его отрезвляющие статьи!
Екатерина27 октября 2019, 12:00
Как странно люди читают статью! Комментарии удивляют... Спасибо, отец Нектарий!
Игорь27 октября 2019, 07:23
Прежде всего, история практически всех успешных людей – это история труда. Действительно длительного, действительно кропотливого, действительно упорного. Благодарю за эти слова!
Алла26 октября 2019, 16:29
Читательница, вы отлично знаете, что подразумевается по успешностью. Нет, доярка не может быть успешной. А учитель может в том случае, если станет директором. Успех - продвижение по карьерной лестнице к высокой должности и высокой зарплате. Успешность - это престижность твоего положения в глазах общества. Токарь, даже если будет получать 100 тыс в месяц, не станет успешным в глазах общества. Потому что рабочий труд к престижному не относится. И неважно, согласны вы с критериями, которые общество выдвигает, они просто есть. Но это не делает его "неуспешным". Есть много градаций между неуспехом и успехом.
Анастасия26 октября 2019, 13:23
В комментариях пишут, что труд бессмысленен, успешные люди - чуть ли не от дьявола, и так далее. Друзья, давайте вспомним успешных учителей, архитекторов, да хоть сантехников, которые хорошо работают и зарабатывают деньги сообразно своему труду. Не миллионеров, а просто успешно работающих людей. Таких много: учитель, получивший премию по результатам своей работы; строитель, у которого много клиентов, так как сарафанное радио передает положительные отзывы о его работе и так далее. Трудиться каждый раз, выкладываясь на 100%, сложно, но к успеху иначе не придешь. Мораль статьи в том, что нужно стараться и систематизировать свою деятельность - как рабочую, так и духовную.
Читательница (Подмосковье)25 октября 2019, 15:18
Интересно,могут ли быть успешными, «состоявшимися» доярки, токари, школьные учителя, фельдшеры, сельские батюшки…Или таковыми считаются только владельцы, «заводов, газет, пароходов» и те, чье имя хотя бы можно найти в Википедии, а труд первых бессистемен,априори не приносит успеха и жизнь они проживают впустую?Может быть, у социологов есть объективные, научно-обоснованные шкалы оценки успешности (пишу без иронии)?Вдруг захотелось узнать, успешна ли я,и как дальше жить:с чувством удовлетворения от достигнутого в этой жизни или сокрушения от просчетов в стратегическом планировании успешности и неправильно поставленных целей.На мой взгляд словосочетания "успешный человек" вообще не должно быть.
Читательница (Подмосковье)25 октября 2019, 12:07
Иоанна_, "...всяк человек ложь" (Пс. 115:2). Не понимаю, что Вас так взбудоражило. "Диагноз" не мной поставлен. Именно поэтому я заключила слово "лживых" в кавычки.
Андрей-1225 октября 2019, 10:26
От человека в этой жизни почти ничего не зависит "ибо прах ты и в прах возвратишься". Вся системность только в одном единственном деле - молитве. В частой почти непрерывной молитве: "надо непрестанно молиться, всегда, на всякое время, на всяком месте, не токмо при всех занятиях: не токмо в бодрствовании, но даже и во сне. "Аз сплю, а сердце мое бдит". Нельзя без молитвы найти путь ко Господу, уразуметь истину, распять плоть со страстьми и похотьми, просветиться в сердце светом Христовым и спасительно соединиться без предварительной, частой молитвы. Частой, ибо и совершенство и правильность молитвы вне нашей возможности, как говорит и св. Ап.Павел: о чесом помолимся, яко же подобает, не вемы
Иоанна_ 25 октября 2019, 06:16
Мирской успех - достояние людей "лживых и несовершенных"? Я просто поражаюсь таким "диагнозам"! Не тысячи, а уже десятки тысяч великолепных храмов и монастырей, куда ходят в том числе горделиво превозносящиеся "нестяжатели", построены и восстановлены усилиями и на средства прежде всего этих самых успешных людей, без всяких кавычек. А жалеть нужно прежде всего себя, все мы в равной степени достойны жалости, поскольку один грешит сребролюбием, другой завистью, третий тщеславием, четвёртый... далее по списку. И практически все - гордостью. Что из этого Богу более "угодно"? Или менее "не угодно"?
Андрей Юрьевич25 октября 2019, 01:58
Не нашел в статье ни одного упоминания о Причастии. Но многократно - о вычитывании молитвенных правил. Ответ на вопрос, почему многие православные не преуспевают в жизни, кажется очевидным. Мы потеряли главную цель "планирования" нашей земной духовной жизни - встречу с Господом на каждой Литургии.
Ксения24 октября 2019, 21:42
Очень хорошая статья! Действительно, верно замечено - лучше ОБЯЗАТЕЛЬНО в первой половине дня помолиться, прочитать что-то духовное, а то потом может не хватить сил. Плюс, записывать какие-то вещи тоже может быть полезно, поскольку мы очень много что забываем. А ещё очень помогает приложение на телефоне с напоминанием, что нужно сделать. Я с таким приложением и мусор давний разобрала, и читать больше стала и т.д. В общем, безусловно нужно приводить в порядок и систематизировать, без этого будешь болтаться, как червяк!
Кирилл24 октября 2019, 21:05
Мне кажется, труд вообще не предназначен к успеху, любому. "Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь" Псалтирь 89:10 Труд и болезнь здесь явления одного порядка, т.е. страдания, а вовсе не путь к успеху. Рыбаки в Новом завете закидывали невод наверное и системно и усердно, но пока сам Господь не вмешался, были безуспешны. В этом, мне кажется, основное назначение труда - до предела дойти и осознать его тщетность. Чтобы потом от всей души возопить к Богу. И тогда Он поможет. Только в такой последовательности, которую не обойти - труд, полное осознание тщетности, обязательно отчаяние в своих силах и получение помощи.
Елена О24 октября 2019, 15:29
Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле. Для христианина большой "Успех" - любовь к Богу и ближнему, который строится из системы ежедневных маленьких "успехов". Так поняла.
Читательница (Подмосковье)24 октября 2019, 12:37
"Прежде всего, история практически всех успешных людей – это история труда...В основе преуспеяния состоявшихся людей лежит системный подход". Что означает "успешный человек"? Каковы критерии "преуспеяния" в земной жизни? Кем они установлены? Очевидно, людьми, по природе своей "лживыми", несовершенными. Что для одного, живущего земными мерками, - успех, для другого, задумывающегося о пакибытии, - фиаско. У одного "успешный человек" вызывает зависть, у другого - жалость. И т.д.
Елена О24 октября 2019, 12:30
"А чтобы системность в этом труде появилась, нужно постоянно напоминать себе, что мы не просто живем, дышим, едим, ходим на работу, общаемся со знакомыми и незнакомыми людьми – мы через всё это поучаемся в том, чему желает научить нас Господь. Все ситуации с нами не просто «случаются» – они нас проверяют, они нас побуждают к чему-то, они нас закаляют, они умягчают наше сердце, чтобы оно могло вместить Божественную любовь." Спасибо. Очень своевременно.
Наталья24 октября 2019, 01:41
"А второе, что мы увидим:в основе преуспеяния состоявшихся людей лежит системный подход.Это основа их отношения к работе, к бизнесу; они правильно определяют для себя цели и продумывают пути, ведущие к этим целям; они держат в поле своего внимания всё, что может способствовать или помешать этому развитию." Для этого нужен практичный ум, сметливость.Их в человека от рождения вкладывает Бог.В кого не вложил, тот такого и не достигнет.Иначе бы все мы были бы удачливыми бизнесменами. Не всем повезло быть умными."Кажется,что на это просто нет сил, но на самом деле они истощаются именно от бессистемного труда."Может быть,я не права,но мне видится, что быть в постоянном духовном напряжении тяжелее.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×