Остаться в живых,
или Хроники одной необычной экскурсии

Благословят ли?

В семинарской библиотеке стояла тишина. Слышался только стук пальцев по компьютерной клавиатуре, шелест книжных страниц и – реже – шорох ручки по бумаге. Разговоров почти не было – студенты готовились к экзаменам.

Скрипнула дверь. В комнату заглянул отец Иов, секретарь владыки ректора. Найдя глазами Женю, он поманил его к себе.

– Зайди к владыке.

– Сейчас?

– Да.

– Насчет…?

– Думаю, да.

Женя понимающе кивнул. Он собрал книжки, вышел из библиотеки и направился к академическому корпусу, где принимал владыка ректор.

Женя учился на последнем курсе духовной академии. Считался одним из лучших студентов, был на хорошем счету.

Еще в семинарии он принял решение стать монахом. Однако, по совету духовника, решил проверить свое желание временем. Теперь, заканчивая первое полугодие последнего курса академии, написал прошение на имя ректора с просьбой о постриге.

Несколько лет Женя отвоевывал свой выбор у родителей, которые, понятно, пришли в ужас от намерения сына. Но долгие уговоры Жени и дипломатическая помощь знакомых священников постепенно изменили родительский настрой. Папа с мамой поняли, что для Жени монашество – это всерьез, и переубедить сына вряд ли получится. Правда, мама еще плакала иногда, но уже привыкала к мысли о скором постриге Жени.

Согласие родителей было важной ступенью к достижению цели. Но что скажет владыка? В целом у Жени сложились неплохие отношения с ректором, однако личный момент тут еще не был определяющим. На решение архиерея могли повлиять разные факторы: например, рекомендация духовника академии или мнение педсовета. В конце концов, владыка слыл немного чудаковатым, и от него можно было ожидать всего.

Поэтому Женя шел к ректору напряженный, серьезный, стараясь вообще не думать о том, что он сейчас услышит. «Как будет, так и будет, – решил он. – Воля Божья». Но руки дрожали, и сердце колотилось. Шутка ли – решался важнейший жизненный вопрос!

Женя зашел в академический корпус, поднялся на второй этаж. Отец Иов провел его к ректору.

Епископ был погружен в свои обычные занятия, о которых красноречиво говорила обстановка кабинета. Компьютер с большим монитором, на котором лепились друг к другу всякие стикеры. Кипы бумаг, богословские книги со множеством закладок (ректор преподавал догматическое богословие), разбросанные тут и там бумажки с пометками, именами, номерами телефонов. Владыка работал.

Женя взял благословение и, получив приглашение сесть, опустился на краешек стула. Воцарилась тишина – архиерей что-то дописывал. Наконец он оторвался от бумаг, отложил ручку и начал протирать очки.

– Мы с духовенством и коллегами рассмотрели твое прошение, – наконец сказал ректор. Приподняв очки, он посмотрел через них на солнце. Женя молчал и ждал.

– Принято решение отклонить просьбу о постриге.

Владыка снова принялся тереть линзы очков. Женя молчал.

– Думаю, ты понимаешь, что монашество – это очень серьезный выбор. Но ты вряд ли сейчас можешь осознать, что выбираешь монашество для себя не только двадцатипятилетнего, но и тридцатилетнего, сорокалетнего, шестидесятилетнего. С этой мыслью надо пожить. Не уверен, что ты созрел. Не спеши. Давай вернемся к этой теме позже. А пока – учись.

Владыка надел очки и начал что-то искать в бумагах. Женя встал, собираясь идти.

– Ах, да, чуть не забыл, – остановил его ректор. – Есть просьба к тебе. Сегодня на 3 дня прилетает один епископ из Америки, мой старый друг. Ты же английский знаешь, да? Будь добр, проведи для него экскурсию по лавре и Киеву, покажи достопримечательности. Буду благодарен, да и преосвященный, думаю, в долгу не останется. На 3 дня освобождаем тебя от всех лекций и послушаний.

Женя сказал: «Хорошо», взял благословение и вышел из кабинета.

Все плохо

«Нет, ну почему, почему?!»

Сказать, что Женя расстроился, значило бы ничего не сказать. Хоть он и готовился к любому ответу, но оказалось, что к отказу он готов не был. Все-таки академист считал себя не хуже других и рассчитывал не только на согласие владыки, но и согласие «с удовольствием». А здесь… Так вот сухо, как с чужим, обошлись…

«Ведь стригут в монахи иногда даже и в семинарии! В других духовных школах епископы только и мечтают, чтоб кого-то постричь. Сами предлагают! А тут – еще упрашивай... За столько лет неужели не могли присмотреться к человеку? И он что, маленький, что ему еще нужно ‟созреть”»?

Понятно, что такова воля Божия, и надо смириться – но все-таки стало жалко себя

Понятно, что такова воля Божия, и надо смириться – но все-таки стало жалко себя. Мимо него проходили знакомые студенты и преподаватели, здоровались, шутили. Но ни с кем не хотелось разговаривать. Хотелось сейчас… Нет, ничего ему не хотелось. Вот просто ничего.

Вечером передали, что с американцем он встречается в 9 утра у ворот лавры. Ах да, этот владыка… Женя совсем забыл про него. Ну, вот тоже – совсем некстати. На носу сессия, лекции важные, нужно столько прочитать… Три дня придется потерять – а на экзамене никого не будет интересовать, с кем ты там гулял вместо того, чтоб учиться…

В общем, все было грустно в этот день.

Американец. День первый

Утром отец Иов познакомил Женю с американским владыкой. Выглядел епископ лет на шестьдесят, хотя, как шепнул Жене отец Иов, ему было около семидесяти. Внешне иностранец ничем особым не отличался. Крепкий такой, жилистый старик. Короткая седая бородка. Круглые очки. Острый, с прищуром, взгляд – даже, можно сказать, с хитрецой. Тщедушное телосложение. Русского языка почти не знал.

Женя начал экскурсию. Нижняя лавра заняла два часа, Верхняя – еще два. Дальше в планах были Золотые ворота, Софийский собор, Андреевский спуск и Подол, но перед этим Женя рассчитывал пообедать. Он осведомился у американца, не желает ли он поесть. Тот ответил, что хотел бы продолжить экскурсию. И почему-то не спросил, не голоден ли Женя.

Выходило, что Женя оставался без обеда. Странный владыка…

Женя немного обиделся, но не подал вида и повел гостя на автобусную остановку (епископ выразил желание ездить по городу общественным транспортом).

Во время экскурсии американец мало говорил. На вопросы Жени о церковной жизни в Америке он отвечал кратко и односложно, и вообще как собеседник оказался совершенно неинтересен. Рассказ слушал плохо, все время крутил головой по сторонам. Шел то медленно, то очень быстро. В то время как Женя говорил, мог повернуться к нему спиной. Короче говоря, вел себя весьма странно и как-то неуважительно по отношению к Жене.

Вечером Женя опоздал на трапезу – владыка сильно задержал его. И чем задержал? Фотосессией! Сфотографируй тут, сфотографируй там… Академист делал снимки, а сам думал о еде. А еще об экзаменах, о своем неудавшемся монашестве – и об элементарной человеческой порядочности.

«Что за епископ такой? Рассказать ничего не может толком. Сам не ест и другим не дает. Фотографироваться любит, как мирянин».

Когда поздно вечером Женя жевал в своей комнате сухую «Мивину», запивая чаем, в дверь постучался отец Иов.

– Как наш гость?

– Ну… Нормально.

– Все показал, что планировали?

– Да.

– Что завтра?

– Ильинский храм, Почтовая площадь, Крещатик, Майдан, Покровский монастырь, Макарьевский храм.

– Ясно. Ну, с Богом!

Отец Иов вышел. Женя смотрел ему вслед… «Может, сказать? А если этот владыка меня еще два дня голодом морить будет?» Женя вздохнул.

День второй

На следующее утро Женя подошел к воротам лавры в 9. Американца не было. Женя походил, посидел на лавочке, зашел в иконную лавку погреться. 9:30 – владыки нет. Студент написал отцу Иову смс. Тот ответил: «Жди, придет». Пробило 10. Женя ходил взад-вперед около лаврских ворот и чувствовал, как в нем растет возмущение.

Женя ходил взад-вперед около лаврских ворот и чувствовал, как в нем растет возмущение

Иностранец появился к 10:30, не извинившись. Женя изо всех сил заставлял себя быть спокойным и делать вид, что ничего не произошло. Получалось плохо.

«Нет, надо все-таки аккуратно пожаловаться отцу Иову, – думал он. – Похоже, этот епископ надо мной просто издевается».

Обеда снова не было. Уставший еще со вчерашнего дня, Женя еле тащил ноги. Он набрался было смелости заявить о своем желании поесть, но в итоге так и не решился – главным образом из-за того, что и сам владыка тоже ничего не ел.

Американец везде задерживался подолгу, будто бы назло. С самого начала экскурсии он набрал целую сумку сувениров и попросил Женю нести. Студент шел с грузом в руках, согнувшись набок, и должен был еще рассказывать о достопримечательностях, встречающихся по дороге.

Оказавшись на Крещатике, владыка вдруг решил заняться шоппингом. Его интересовала какая-то особая шляпа. На обход магазинов мужской одежды ушло часа два, шляпу так и не нашли. Женя вообще не любил бродить по торговым центрам, а с тяжелой сумкой в руках эти путешествия сделались для него настоящим хождением по мукам.

Естественно, вечером он снова опоздал на ужин. Только разница между вчерашним и сегодняшним была в том, что сегодня «Мивины» в запасе уже не было. Надо было идти по келлиям, просить еду у братии…

Рук Женя просто не чувствовал. Да и ног, собственно, тоже. Еле передвигаясь, академист зашел в свою комнату и повалился на кровать. «Все. С меня хватит», – решил он. Полежав немного, он встал с кровати и пошел к отцу Иову.

Жалоба

Ему повезло – отец Иов как раз пил чай. Пригласил и Женю. Студент выпил горячей облепихи, поел печенья и стал жаловаться на американца.

– Батюшка, он просто надо мной издевается. Мне к сессии готовиться надо, а я вместо этого целыми днями хожу за ним и фотографирую его то в шляпе, то без шляпы. Обедать он не хочет, а мне без обеда тяжело. Ходит по магазинам, как девчонка. Еще и вещи его таскай за ним... Я как будто в рабство нанялся. Может, пусть завтра с ним кто-то другой поедет, а? У меня уже сил нет, честное слово.

Отец Иов с улыбкой посмотрел на него и отпил пару глоточков чая.

– Нет сил… Да-а, понимаю… Слушай, Жень, а кто это у нас там недавно какое-то прошение писал? Или мне приснилось, может?

– Отче, ну причем тут… То монашество, а это просто издевательство.

– А в монашестве, думаешь, что тебя ждет? Тут знаешь сколько таких «американцев» в монастыре, с которыми ты мучиться будешь, а они с тобой? И что – придешь на следующий день после пострига и скажешь: дайте мне другой монастырь? Или другую братию?

Женя откинулся на спинку стула и молчал. Отец Иов продолжил:

– А как ты запоешь, если вообще все будет вокруг не так, как ты желаешь? Мне в монастыре многое не нравится. И что теперь? Вот, сижу, чай пью с тобой. А завтра утром – на послушание. Как говорится, «хочу в Париж – но надо на работу».

Мой тебе совет: потерпи. Тебе еще денек остался.

Женя слушал и понимал, что отец Иов прав. Опять стало очень жалко себя. Он попрощался и пошел к себе. Когда выходил из келлии отца Иова, тот окликнул Женю:

– Ну, и кстати – ведь как-то владыка тебя отблагодарит! А у американца (отец Иов подмигнул) наверняка найдется чем.

Студент устало пошел в свою комнату. Его соседи уже пришли с вечернего правила и спали. Лег и Женя. «Ладно, еще день. Всего лишь один день».

День третий

Согласно плану, сегодня Женя должен был повезти иностранца в Голосеевский и Китаевский монастыри. Встречу назначили на 9 часов.

В 7 утра раздался стук в двери Жениной комнаты. Это был отец Иов.

– Выходи, тебя владыка ждет.

– Как? Куда? Какой владыка!

– Ну, американец твой.

– Так рано еще!

– Он решил выйти сегодня пораньше. Попросил тебя разбудить.

– А завтрак?

– Сочувствую.

Отец Иов ушел. Заспанный Женя еще несколько минут переваривал информацию, сидя на кровати. Ноги гудели, руки не двигались от крепатуры, болела спина. Сильно хотелось есть. Да что ж это творится, в самом деле? Усилием воли академист заставил себя встать, одеться, умыться и выйти на улицу.

Владыка ждал его во дворе общежития семинарии, как ни в чем не бывало. Никаких извинений, объяснений не последовало. Оказывается, американец где-то узнал про Музей национальной архитектуры и быта «Пирогово» и решил непременно съездить туда, причем пораньше.

«Пирогово… Ну, вот зачем ему это Пирогово? А потом еще Голосеево и Китаево…».

Но и это было еще не все. Владыка объявил, что сегодня они немного задержатся, потому что после всенощной в Китаево (всенощная в Китаево!!!) они должны поехать помолиться в Зверинецкие пещеры.

Женя представил себе сегодняшний маршрут – и ужаснулся.

Все, что происходило дальше, нельзя назвать иначе, как мытарствами. День выдался холодный, Женя начал зябнуть еще с самого утра. Кроме чая, в три глотка выпитого на остановке, во рту у него весь день ничего не было. После давки в метро и троллейбусе академист вышел с порванной пуговицей и оттоптанными ногами. «Ну, вот почему епископ из Америки не может взять такси?» – спрашивал про себя Женя.

В Пирогово студент замерз окончательно – так, что уже не замечал роскоши местной природы и своеобразия старинных украинских мазанок. Владыка же словно не видел, что его экскурсовод хлюпает носом и дрожит. Сам он оделся тепло, поверх пуховика был повязан красивый серый шарф. «Хоть бы предложил на полчаса погреться», – думал Женя, поглядывая на шарф. Молодой человек чувствовал, что в нем растет неприязнь к этому странному архиерею, который помыкал им как рабом.

Молодой человек чувствовал, что в нем растет неприязнь к этому странному архиерею, который помыкал им как рабом

Потом добирались в Голосеевский монастырь. Когда проходили мимо ипподрома, который расположен рядом с монастырем, к ограде подошли кони. Американец выразил желание покормить животных и отправил Женю искать магазин с хлебом. Студенту пришлось подниматься вверх по длинной дороге, а потом нести в руках свежий ароматный батон, от которого ужасно хотелось откусить. Но епископ скормил весь хлеб жеребцам – медленно, по кусочкам.

Посетив монастырь, владыка предложил зайти ненадолго в лес, подышать воздухом. Зашли. Какое-то время углублялись в чащу. Американец попросил Женю подождать его, сославшись на то, что он хотел побыть один. Экскурсовод присел на небольшой камень, архиерей вступил в лесные дебри – и пропал. Прошло 15 минут, 30, 40. Владыка не появлялся.

Это уже было слишком. «Вот расскажи кому-то – не поверят. Что мы делаем в лесу?» – думал Женя. Академист отчаянно замерзал. Короткий зимний день заканчивался, начинало темнеть, и Женя вообще не представлял, что делать дальше: продолжать сидеть на камне? вернуться в монастырь? идти искать владыку?

А вдруг старику плохо стало, или на него напало какое-нибудь животное, или какие-то преступники?

Женя чуть не плакал. Испуганно озираясь, он стоял в полутемном лесу, одинокий, замерзший. В тот момент, когда студент уже решил вернуться в монастырь и позвать братию на помощь, среди деревьев вдруг возник силуэт владыки. Подойдя, как ни в чем не бывало, к Жене, он сказал: «Красивый тут лес. Поехали».

В этот момент Женя почувствовал то, в чем ему еще не хотелось самому себе признаться. По отношению к американцу он ощутил ненависть. Академист понял, что за эти дни возненавидел в нем все – бородку, рисунок губ, острый взгляд глаз, очки и вообще все в этом человеке…

Потом была бесконечная всенощная в Китаевском монастыре, затем – продолжительный путь в Зверинецкие пещеры, а в пещерах – невыносимо длинный молебен. Женя уже даже не хотел есть. В нем осталось лишь одно желание: спать. А еще – никогда больше не видеть американца. Он думал: «Несколько часов. Всего несколько часов, и этому кошмару придет конец».

А еще Женя думал… о своем монашестве. А если монашество – это вот так все время, как эти три дня? А ведь тогда уже не возмутишься, ведь сам захотел… Вот, он уже ненавидит этого владыку. А что было бы, если б он к этому владыке на послушание попал?

Наконец молебен и экскурсия по пещерам закончились. Была уже глубокая ночь. На такси паломники приехали в лавру. Приближался долгожданный для Жени момент прощания с его мучителем. Откуда-то из глубины усталости и неприязни поднялось вполне естественное и очень даже приятное ожидание награды за труд этих трех дней. Женя понимал, что епископ как-то должен отблагодарить его, и он вполне заслужил благодарность.

Епископ и студент остановились возле общежития. Женя из последних сил заставил себя улыбнуться этому невыносимому человеку. Тот улыбнулся в ответ. «Ну-ну, и что?» – даже с некоторым интересом подумал Женя.

– Я бы хотел тебя отблагодарить. Спасибо тебе за эти дни, – сказал архиерей.

Засунув руку в карман, он вытащил какой-то предмет и подал студенту. В темноте было непонятно, что это. Женя поднес его к глазам.

Это была упаковка апельсиновой жевательной резинки.

Женя поднял глаза на епископа. Тот улыбался как ни в чем не бывало и смотрел на студента, будто бы ожидая благодарности. Женя почувствовал, что его щеки начинают гореть. Он подумал, что это, может быть, все же какая-то ошибка.

– Что это? – спросил он.

– Жвачка. Американская. Очень вкусная. Надеюсь, тебе понравится, – весело ответил владыка.

Женя медленно прошел в свою комнату, разделся, лег и тихо начал плакать

Неимоверным усилием воли, из последних сил студент заставил себя сказать «спасибо» и почтительно кивнуть головой. Затем механически взял благословение, повернулся к епископу спиной и ушел.

Женя медленно прошел в свою комнату, разделся, лег и тихо начал плакать. Он понимал, что может разбудить своих товарищей и что будет очень неудобно, но ничего не мог с собой поделать. Поплакав, он уснул – холодный, голодный, исстрадавшийся.

Утро

Утреннее солнце заливало золотом кабинет владыки ректора. Епископ сидел в кресле, напротив него устроился его американский друг. Рядом стоял чемодан заграничного архиерея. Разговаривали друзья по-английски.

– Хороший парень, подойдет, – говорил американец. – Терпение есть. Думаю, Великим Постом можно постричь его, рукоположить и сразу отправлять ко мне. Я так рад, владыка. Давно искал себе хорошего секретаря и преподавателя в семинарию.

– Да, он лучший из тех, кто есть сейчас у нас. Педсовет долго не хотел его к тебе отпускать. Ты хоть не сильно мучил его своими проверками? – засмеялся ректор. – Я ж тебя знаю. К тебе только попади на послушание.

– Самую малость, – улыбнулся американец.

– А как тебе Киев? Понравился?

– Да, великолепный город. Что-то есть в нем уникальное и неповторимое...

Раздался стук в дверь. Заглянул отец Иов.

– К вам студент академии Евгений.

Владыки переглянулись.

– Пусть зайдет, – сказал ректор.

Вошел Женя. Он был бледен, выглядел заболевшим и каким-то растерянным. При виде американца вздрогнул и опустил глаза. Стараясь не смотреть на него, студент обратился к ректору:

– Владыка, я бы хотел забрать свое прошение.

– А что такое?

– Вы знаете, я понял, что вы совершенно правы: я пока еще не готов к монашеству. Возможно, мне еще нужно созреть… Я уже ни в чем не уверен... Но знаю, что сейчас я еще не готов.

Епископы снова переглянулись.

– Давай вернемся к этой теме в следующем полугодии. А прошение пусть пока полежит у меня, – с доброй улыбкой ответил ректор.

Женя постоял, помолчал и вышел из кабинета.

– Эк ты его смирил. Да он сам не свой, – засмеялся ректор. – Ты его как-то отблагодарил?

– Пока нет. В Америке уже отблагодарю. А пока передай ему вот это.

Американец достал из кармана затертые четки.

– Это четки святителя Иоанна Шанхайского. Подарил мне в день пострига. Мне тогда лет 20 было.

Ректор принялся разглядывать четки.

– Ты б лучше мне такой подарок сделал, владыка, – с сожалением сказал он.

– Прилетай ко мне, и будут тебе подарки – засмеялся американец. – Вот с Женей, кстати, и прилетай.

– Посмотрим. Как Бог даст.

– Что ж, мне пора, владыка.

– Да. Прощай, дорогой друг. Надеюсь, ненадолго.

Епископы встали и обнялись. Отец Иов зашел за чемоданом, американец вышел сразу за ним.

Владыка ректор остался один. Он встал перед иконой Богородицы, перекрестился, прошептал что-то. Словно в ответ на эту молитву, раздался мелодичный перезвон лаврских колоколов. Архиерей снова перекрестился.

Через минуту он уже сидел в своем кресле. Шелестели бумаги, щелкала компьютерная мышка, стучала клавиатура, скрипела ручка по блокнотному листу, периодически звонил телефон. Ректор продолжал свои обычные труды.

Сергей Комаров

27 ноября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дух смиренномудрия Дух смиренномудрия
Митрополит Лимасольский Афанасий
Дух смиренномудрия Дух смиренномудрия
Размышляя над текстами Божественной Литургии
Митрополит Лимасольский Афанасий
Необходимо просить, чтобы Господь даровал нам благодать стоять пред Ним неосужденно. Кто же этот человек, который может встать пред Господом без осуждения?
Далматовский монастырь: жизнь изнутри. ФОТОГАЛЕРЕЯ Далматовский монастырь: жизнь изнутри. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Андрей Хитайленко
Далматовский монастырь: жизнь изнутри. ФОТОГАЛЕРЕЯ Далматовский монастырь: жизнь изнутри
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Андрей Хитайленко
Фотоочерк о том, как монахи пекут хлеб, ловят рыбу, работают на огороде и готовят кадильный уголь, занимаются подготовкой к службам и ухаживают за скотом и пасекой.
Бунт, а не бегство Бунт, а не бегство
Прот. Андрей Ткачев
Бунт, а не бегство Бунт, а не бегство
Протоиерей Андрей Ткачев
Самое красивое, что есть в мире, – это монашество. И самое свободное. Потому что монашество – это бунт. Бунт, а не бегство. Причем бунт самый радикальный.
Комментарии
FarEast Islands 4 декабря 2019, 06:35
NА 29 ноября 2019, 22:26 цитата: "Отец Виктор, в статье ничего не сказано о католиках. Так зачем Вы упоминаете Римско-католического священника?" Я так понял, что это была подпись отца Виктора, т.к. она шла после точки, т.е. получается это он римско-католический священник. Хотя может и ошибаюсь :)
Анна 3 декабря 2019, 16:56
Для Иоанны: да, это правда. Если епископ не говорит по-русски, то скорее всего он принадлежит к Православной Церкви Америки или другой какой-то церкви. Там своя специфика, много модернизма. Секретарь епископа должен всё время путешествовать с ним по приходам и хорошо знать местную жизнь в стране и в этих приходах. Это не жизнь в монастыре.
Ира 2 декабря 2019, 14:54
Рассказ очень понравился. Есть преамбула, в которой дано много дополнительных акцентов по переживаниям героя,показывающих, что до монашества ему еще расти надо. Например: "А тут – еще упрашивай... И он что, маленький, что ему еще нужно ‟созреть”. Поэтому буря эмоций, которая возникла у него к итогу общения с американским владыкой, была не случайной, вызрела из его актуального душевного состояния. Но епископы увидели в нем и зачатки доброй воли, и способность к послушанию, и определенное терпение - судя по их разговору. А четки в подарок выглядят как залог, что все у него получится. При сохранении его желания подвига монашества.
Иоанна_ 2 декабря 2019, 13:16
Катерина, думаю, что вы в курсе, но на всякий случай напомню, что любой человек идёт монахом в КОНКРЕТНЫЙ монастырь, который он сам выбрал. А здесь пока ещё никого не постригли, а уже играют душой человеческой, как мячиком.
Катерина 1 декабря 2019, 23:04
Для духовного развития любого воина Христова важны вовсе не географические долгота и широта местонахождения. Как говорят святые отцы - разбойник и на Кресте спасся, а Иуда 3 года с Богом бого о бок провел ... и пал.
NA 1 декабря 2019, 22:19
С Богом везде хорошо и надёжно. Земля, созданная Богом, не может быть чужой. Жизнь Святого Иоанна Шанхайского и С.Ф.доказывает это.
Р.Б.Ольга 1 декабря 2019, 20:20
Спаси, Господи! Читаешь и за себя стыдно. Господи, прости, помилуй и дай хоть немного того терпения и послушания Твоей Святой воле, которое явил этот юноша!
Анна 1 декабря 2019, 06:22
Зачем послушнику или монаху жвачка? Да ещё и американская. Странное поведение епископа- решить брать в секретари человека, которого ты знаешь 3 дня. Очень странное заключение рассказа. Будет ли хорошо главному герою на чужбине, для его духовной жизни?
Дмитрий30 ноября 2019, 11:57
Меня тоже покоробила единодушность и однозначность предпочтения американского функционерства перед Печерским монашеством. Удивительно, что единодушны ВСЕ участники повествования, а автор уверен и в нашем с ними единодушии :)
Ольга30 ноября 2019, 02:15
Отличный рассказ! спасибо автору! Ещё бы что нибудь такое почитала:-)
29 ноября 2019, 22:26
Отец Виктор, в статье ничего не сказано о католиках. Так зачем Вы упоминаете Римско-католического священника? Вы пишите, что у них нет мудрости и отеческой любви. А как Вы можете так утверждать? Вы же их всех не знаете. Я с Вами не согласна. У католиков, которых я знаю, больше любви и мудрости, чем у многих православных. Я живу в стране, где много разных конфессий и вижу, что Бог благословляет и дарит Любовь всем своим детям! Слава Богу!!!
раба Божия тамара29 ноября 2019, 19:17
Первое впечатление -жалко Женю, но потом вспомнился опыт о.Тихона Шевкунова в его"Несвятые святые", в сравнении очень похожи: работа в коровнике, очистка от снега (думаю, многие читали).Женя - прошел испытание, он ни разу не показал своего состояния и всё выдержал, а вот вывод сделал поспешный: отозвать прошение.Думаю - пару дней в молитвах, занятиях -и он это сам поймёт! Это только первый шаг в монашество! Четки Иоанна Шанхайского ему в этом помогут. А жвачка -это просто намёк, не ждать наград земных. Согласна с Валентина Белая,Ирина Ш.,Лариса другая - монаху в Америке труднее, много соблазнов. Во многих странах зарубежных-православные монахи и священство на самообеспечении. Спаси, Господи!
Анна29 ноября 2019, 17:03
Мы, православные, все больше норовим смирять других чем смиряться самим. Кто нас этому научил, смирять других? Господь Иисус Христос? Пресвятая Богородица? Сергий Радонежский? Ксения Петербуржская? Имеем мы на это право?
Дмитрий29 ноября 2019, 13:28
Двоякое чувство от статьи: с одной стороны, пока не заходит разговор о мазанках абсолютное ощущение, что дело происходит в РФ, и радуешься, что не удалось за 30 лет врагам нас сделать чужими по духу, только чувствуется и какое-то неявное,но сильное желание уйти от своего, стать часть другого "успешного" мира. Так ведь и убедят украинцев, что им больше подходит "цивилизованное" греческое православие. Помоги нам, Бог.
Отец Виктор29 ноября 2019, 12:09
М-да, начался рассказ очень живо и интересно, но середина и конец были довольно странными. Соглашусь с о. Александром (27 ноября 2019, 13:29) и Екатериной ( 27 ноября 2019, 07:47), что-то тут несостыковывается. В первую очередь это мотивация материальной наградой для юноши, возможно услышавшего призыв к монашеской жизни. Господь Бог Сам посылает испытания, чтобы очистить человека от греховных страстей, и для этого нет необходимости так "стараться" американскому епископу, будто он сам уже достиг вершин духовной жизни и является великолепным знатоком человеческой души. Тут сквозит самоуверенностью, отсутствием отеческой любви и даже отсутствием мудрости. Римско-католический священник.
Ольга29 ноября 2019, 02:23
Смирение и терпения ... Всем нам! С Постом . Помощи Божией !
Ирина Ш.28 ноября 2019, 23:45
Мне понравился американский Епископ,настоящий монах,подвижник.Монашеский искус для Жени провел lege artis. Очень хороший,глубокий рассказ и поучительный. Большое спасибо Автору
Катерина 28 ноября 2019, 20:55
Лариса другая28 ноября 2019, 13:52 - статьи на тему жизни православных братьев и сестер, а также пасущих их, в разных странах, в изобилии публикуются на этом сайте.
Лариса другая28 ноября 2019, 19:35
Валентина, Вы не ошиблись. "Хлебное место" - это из комментариев.
Михаил28 ноября 2019, 19:15
Читается безусловно интересно. Но если эта история правдивая. то в ней только один положительный герой-Женя. В остальном... грустно становится если так живут в Киеве монахи и владыки и семинаристы. Даже не хочется говорить с православных позиций про эту историю.
Валентина Белая28 ноября 2019, 18:04
Может я ошибаюсь, но в рассказе нет ни слово "хлебном месте", напротив место секретаря требует особого смирения и Женя сдал этот экзамен. Рассказ понравился, Спаси Господи автора!
Лариса другая28 ноября 2019, 13:52
Насколько мне известно, в Америке и Европе приход, как правило, не может содержать клир, поэтому священнослужители должны сами себя обеспечивать (работать на светской работе, как и большинство прихожан). Рассуждения о "хлебном месте" в этом свете кажутся неверными. Хотелось бы просвещающей информации (парочку статей) на тему организации приходской жизни за рубежом, а то для наших сограждан слово "Америка" звучит почти как "рай". А это не так, жизнь православных там очень непроста.
Елена28 ноября 2019, 12:06
Просто потрясающе! Есть над чем подумать каждому. Спаси Господи, автора за рассказ.
Илья28 ноября 2019, 09:19
Написано хорошо, и поначалу мне даже понравилось... Но почитав комментарии, почувствовал в рассказе какой-то подвох, и вспомнил свою командировку в Америку в 2014, в самый разгар "майдана" (я журналист). Встретил там коллег из Киева. Они - все такие восторженные - приехали с редакционным заданием снимать сюжеты о США, один из которых посвящён "улыбкам американцев". Меня тогда покоробило... А сейчас показалось что и в этом рассказе, вроде бы правильном и по-христиански глубоком, сквозит какое-то насаждаемое Украине, даже их духовенству раболепное преклонение перед американцами и этой новой "землёй обетованной". А подарок - жвачка - хоть и образно, но отражает ИХ отношение к нам...
Михаил27 ноября 2019, 23:50
Чистосердечное спасибо! Очень хорошо на душу легло!
Диана27 ноября 2019, 23:03
Да, жалко парня, но ничего, не сахарный вроде. Он же монахом хотел быть, а как спортсмены выносят тяжёлые ежедневные тренировки и соревнования, когда нога сошла, и все насмарку? Я только одно знаю, Бог кого захочет, того приведёт куда захочет, а все остальное - это как кино.
Наталья27 ноября 2019, 22:36
Хороший рассказ, только непонятно на счёт Америки. В 90-е годы многие мечтали туда уехать. Сегодня ситуация другая. А написано, как будто это предел желаний. Но это ложь! Жить вдали от Родины сможет далеко не всякий человек. Ностальгия страшная штука. Так что странно.
ФотинА27 ноября 2019, 22:00
Странный рассказ..., очень странный, если не сказать неправдоподобный. Чтобы в наше время Епископ американский, гость, пользовался общественным транспортом и целый день не ел--ОЧЕНЬ СМЕШНО. После Василия Родзянко первый раз такое читаю, а читать приходится много. Едиственно, что в рассказе не напрягает, так это правильное решение Жени.
Екатерина27 ноября 2019, 20:54
Господи, помилуй! Что может быть лучше чем четки святителя Иоанна Шанхайского, для поддержания духа начинающего монаха!? Ведь с теми страстями, которые словно из тины болотной всплыли в душе молодого человека за эти три дня, предстоит долгая борьба - длиною в целую жизнь!
Наталья27 ноября 2019, 20:23
Спасибо за рассказ! Молодец ректор!!!"...золото испытывается в огне..."
Инна 27 ноября 2019, 20:17
Хорошо написано.Читается легко.Есть интрига.Как в детективе.) Места описываемые все знакомые,или почти все,поэтому правдиво.Подарок,конечно-!-просто happy end!
Алла27 ноября 2019, 20:09
Екатерина, хлебное место может быть у приходского священника, но у монаха? Это как? В чем этот хлеб заключаться может?)
Ирина27 ноября 2019, 19:18
Спаси Господи!!!
Михаил27 ноября 2019, 18:33
Замечательный рассказ, погрело... Спасибо.
Татьяна27 ноября 2019, 18:11
Спасибо за такой интересный поучительный рассказ!
Лариса27 ноября 2019, 15:43
Спасибо за чудесный рассказ, содержательный и с улыбкой :) Да-да, перечитываю письма архм. Иоанна Крестьянкина, и погорелась в который раз - поклоняться поклонным крестам - легко и приятно. А поди своему жизненному кресту поклонись. Нелегкое это дело возделывание своего внутреннего ветхого человека, тернистый он путь-то от внешнего к внутреннему деланию.
Людмила27 ноября 2019, 14:53
Спаси Господи за поучительный рассказ. Терпение и смирение не приходит просто так, сразу. Этому надо учиться,может быть даже всю жизнь. Слава Богу за все!
Галина27 ноября 2019, 14:14
Кажется, что хотел сказать автор поняла. Вернее - почувствовала. Вот как раз несколько дней подряд ощущала практически то же самое, что и Женя. Вот только про Америку.... Ну, наверное, в его случае была Америка. Как следующий этап испытания. А для меня-то лично что впереди? Пока в кармане только жвачка. И слава Богу!
Людмила27 ноября 2019, 14:07
Для монаха -главное послушание и смирение. А ,в семинарии и обед по расписанию) Монашество иногда (и даже чаще)представляется ,как красивая картинка-келья,иконы ,тишина ,покой,чтение Псалтиря ,красивые службы и собственно все. Но ,монашество -это полное отречение себя. Вот семинарист и увидел себя не готовым,смирялся ,как мог,но в душе все бушевало.Все приходит со временем...всему надо учиться . Епископ преподал хороший урок.
Наталия27 ноября 2019, 13:45
Екатерина27 ноября 2019, 07:47 «Рассказ меня удивил. Что хотел сказать автор? Монах, терпи, и тебя возьмут в Америку на хлебное место?» -Сложный вопрос! С одной стороны, такое неприкрытое поношение смиряет и закаляет характер, с другой - кто они эти "смирители"? Весело болтающие на французском (пардон, английском), как будто знание церковно-славянского языка не предполагает знание и русского.Культивирующие в подчиненных жажду к весомым вознаграждениям (о. Иов) и пытающиеся эту же награду забрать себе(ректор). В чем замысел подобного кастинга? Не в том ли, чтобы получить раба-наемника, привыкшего не просто молча терпеть ложь, но и верить в ее спасительность? Свт. Иоанн Златоуст считал иначе.
протоиетей Александр Рацун 27 ноября 2019, 13:29
Я полностью согласен с Екатериной -- что хотел сказать автор?...Я долгие годы мечтал о монашестве, мечтаю и сейчас, но, думаю, теперь предстану пред Господом в сущем сане протоиерея и все...
Иоанна_ 27 ноября 2019, 13:10
На эту тему есть прекрасное интервью владыки Амвросия на сайте Сретенской семинарии. Продолжу мысль владыки: сначала надо ПРОСТО стать взрослым человеком, личностью! А нежным юношам не надо ни жениться, ни становиться монахами. А тем паче поспешно делать таковых иеромонахами.
Роза Дмитриченко27 ноября 2019, 12:45
Темный, холодный лес. Отчаяние одинокого ребенка. Зов о помощи. Кошмар усиливается очертаниями бездушных силуэтов среди деревьев. Есть зримое начало страданий и ожидание непременного конца мучений. Счастливый исход в постановочном послушании будущего монаха и его прощание со своими духовными мытарствами в лице "американца -мучителя". Маски сорваны, актеры улыбаются, а зритель плачет. По-детски, безутешно, не сдерживая потока слез. Из глубины сердца.
Олегъ27 ноября 2019, 12:23
Спаси Бог, хороший рассказ!
Феликс27 ноября 2019, 11:40
Ну а какой результат? Епископ думал что парень спокойный по характеру парень еле сдерживался.смысл только в том что все хорошо в меру.Это можно узнать и в мирской жизни все эти спецподготовки имеют побочный результат. Каждому свое. Кому то нравится такое а кто то может и революцию устроить.
Александр27 ноября 2019, 11:31
Спасибо! Прекрасный рассказ.
Светлана27 ноября 2019, 11:04
А ведь на жвачке могло бы всё и закончится без эпилога. О. Иов прав. Читать о подвижниках хорошо, радостно. А вот так чуть-чуть, даже не один день, да хоть пару часов... Восхищена молчанием семинариста и то, что он ни разу не попросил сделать передышку, перерыв на обед.
георгий27 ноября 2019, 10:53
Великая школа Лавра.
Наталья27 ноября 2019, 10:43
Спаси Господи! а ведь кто-то так живет каждый день в миру и в монастырь уходить не надо. На ум приходят разные примеры: больные немощные родственники(родители, дети); многодетная семья. Везде и всюду можно увидеть смирение.
Наталия Ростова27 ноября 2019, 10:12
Как я понимаю этого Женю! Сама мерзлячка (даже летом под одеялом сплю) и когда голодная, злюкой становлюсь... Я вот тоже своим детям периодически угрожаю, что уйду в монастырь...правда в шутку это говорю. Но иногда задумываюсь, что действительно слишком изнеженная, и в плане физических страданий, не стойкая. А ещё мне жалко людей, которые работают на холоде весь день. Ну там на рынках, например или дороги когда ремонтируют. Я готова им в ноги поклониться, потому что они реальные герои - работать на морозе! Ведь это тоже кому-то надо делать...Так что смирение - это конечно, важно..но ещё и выносливость важна...
Екатерина27 ноября 2019, 07:47
Рассказ меня удивил. Что хотел сказать автор? Монах, терпи, и тебя возьмут в Америку на хлебное место? Герой рассказа действительно не готов. И что с ним будет в Америке, с его амбициями??? Мне кажется, такой рассказ не для портала Православие. ру. Прошу прощения, если кого обидела
Галина27 ноября 2019, 05:15
Спаси Господь! поучительный рассказ, необычный, интересный, хотелось прочитать до последнего слова. Низкий поклон! Ангела хранителя!
Людмила Селенская27 ноября 2019, 02:55
Великолепно!
Алла27 ноября 2019, 02:40
Да, я бы точно монахиней быть не смогла. Таких испытаний я бы не вытерпела))
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×